Фортепиано — мир музыки в одном инструменте

Последние годы и память

63. В последние годы жизни Иоганн Себастьян потерял зрение и перенёс ряд операций, которые оказались безрезультатными. Композиторупришлось отказаться от различных концертов и встреч. Музыку за него записывал его зять, под диктовку. Реквиемом Баха стал хорал, названный «Я иду к Твоему трону».

64. 28 июля 1750 года он неожиданно прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Иоганн Себастьян Бах умер в Лейпциге в возрасте 65 лет.

65. Могила Баха, похороненного на кладбище при одной из церквей в Лейпциге, была утеряна на много десятилетий, и её случайно обнаружили лишь в конце XIX века.

Могила Иоганна Себастьяна Баха в церкви Святого Фомы, Лейпциг, Германия, 2011 г.

66. В конце июля 1949 года останки Баха были перенесены в хоры церкви святого Фомы.

67. В Лейпциге есть памятник этому великому музыканту.

68. Некоторые историки сомневаются, что в могиле лежит именно Бах Иоганн, так как его останки переносились с места на место.

69. После смерти композитор оставил наследство своим детям, которое состояло из значительной суммы денег, 52 церковных книг и многих музыкальных инструментов.

70. Каталог всех произведений Баха был опубликован через 200 лет после его смерти.

71. В Германии установлено двенадцать памятников композитору.

Памятник И. С. Баха в Эйзенахе, около его родного дома (дом-музей Баха)

72. В 1850 году было основано Баховское общество, целью которого было издание полного собрания сочинений Баха.

73. Биография Баха была впервые изложена в 1802 году в трудах немецкого композитора Иоганна Форкеля.

74. Знаменитый композитор Мендельсон, автор всемирно известного свадебного марша, был поклонником творчества Иоганна Баха.

75. Другой классический композитор, Людвиг ван Бетховен, также высоко ценил Баха. В исторических документах сохранилось, что Бетховен настолько был тронут произведениями Баха, что сказал про него: «Не ручей, а море должно быть его имя».

76. Великий писатель Гёте описал ощущения от прослушивания музыки Баха, как «вечную гармонию в диалоге с самим собой».

77. Музыка Баха была записана на золотой диск космического аппарата «Вояджер», запущенного в межзвёздное пространство.

78. О жизни Иоганна Себастьяна Баха снято более 20 художественных и документальных фильмов.

79. В западноевропейской музыке произведения Баха считаются вершиной эпохи полифонии.

80. Иоганн Себастьян Бах, по данным газеты The New York Times, возглавляет десятку величайших композиторов всех времён.

Строение фортепиано

Разные модели фортепиано отличаются по размерам. Но длина должна быть не менее 1,8 м, а ширина – не менее 1,5 м. Устройство фортепиано сложное, поэтому настройка фортепиано считается кропотливой и трудной.

Инструмент состоит из:

  1. Акустического аппарата, включающего в себя резонансную деку и струнные переплетения.
  2. Дека для резонирования представляет собой расположенный под струнами деревянный щит. На ней расположены подставки для струн, которые передают ей колебания.
  3. Струны натягиваются на чугунную раму, находящейся над деревянной резонансной декой. С одного края они крепятся на металлические стержни, а с другого – на металлические колки, с помощью которых регулируется натяжение струн.
  4. Клавишного механизма. Фортепиано имеет 88 клавиш и 220 струн. Белых клавиш 56, а черных 32. Звук извлекается, когда пианист касается клавиш. При этом молоточки, головки которых обтянуты войлоком, бьют по струнам. Вместе с нажатием клавиш и ударом молоточка отделяется особое приспособление для прекращения колебаний – демпфер.
  5. Корпуса из различных пород древесины, совмещенных в несколько слоев. Верхний слой полированный. Корпус также имеет деревянную основу, к которой крепятся резонансная дека и чугунная рама.
  6. Педального механизма. В основном, устройство имеет две педали. При нажатии на правую отделяются все демпферы, поэтому все звуки усиливаются и становятся более продолжительными.

Нажатие левой педали ослабляет звучание и изменяет тембр. У рояля это происходит за счет смещения молоточков вправо, у пианино – приближения молоточков к струнам.

Популярные темы сообщений

  • Мрамор поезное ископаемое Мрамор считается естественным камнем возникшим из-за перепада температур, и давления сформировавщийся из известняка, и доломита. Камень обладает кристаллической горной породой, и состоит лишь только из 1-го минерала кальцита,
  • Молния (природное явление) Часто во время грозы мы можем наблюдать на небе яркую вспышку света, которая затем сопровождается ударной звуковой волной – громом. Данный электрический разряд в атмосфере называется молнией. Молнии бывают не только на Земле.
  • Работа полеводов Полеводство играет огромную роль в сельском хозяйстве. Оно отлично сочетается с другими областями растениеводства. Полеводство отвечает за выращивание культурных растений и обеспечивает человека питанием,

Необычайная популярность фортепиано

     В начале XX века фортепиано, как новый символ престижа, появилось практически в каждом доме, независимо от того, умел кто-то играть на нём или нет. Пианисты вдруг стали очень нужны — для развлечения клиентов и пассажиров, для музыкального сопровождения немых кинофильмов, для обучения игре на фортепиано. Вокруг этого инструмента собирались семьи. Музыканты-любители писали собственную музыку. Постоянно появлялись новые произведения для фортепиано, развились совершенно новые музыкальные направления: яркая синкопированная музыка регтайма, медленные мелодии блюза, настоятельные ритмы буги-вуги.

     После Первой мировой войны произошел спад популярности фортепиано. В 1910 году было продано 600 000 фортепиано — крупнейшую за все времена количество, однако со временем объемы продаж начали сокращаться. 

     После Второй мировой войны благодаря техническим усовершенствованиям фортепиано снова стало популярным. В 1980 году было продано аж 800 000 фортепиано. Современные фортепиано стали легче, так как изготавливаются из различных видов пластмасс и сплавов. Белые клавиши покрываются специальным синтетическим материалом, а не слоновой костью, как раньше. Крупнейшим производителем фортепиано является Япония. «Его величество фортепиано» пользуется большой популярностью даже в Китае.

Устройство фортепиано

У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки

Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука

Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.

Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.

  • Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
  • Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
  • Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.

Популярные темы сообщений

  • Зимующие птицы (интересные факты)

    Некоторые птицы улетают с наступления первых заморозков в другие места, где климат теплее, а некоторые остаются. Дело все в том, что зимние птицы приспособились добывать себе корм и в холодное время года.

  • Радищев Александр Николаевич

    Чаще всего имя российского прозаика ассоциируется с произведением «Путешествие из Петербурга в Москву», а ведь он был еще и философом, и поэтом. Родился он в Москве 20 августа 1749 года, детство провел в селе Немцово Калужской губернии.

  • Кедр

    Среди вечнозеленых представителей хвойных лесных массивов наиболее популярным является кедр. Его образ известен и детям, и взрослым. Сибирский кедр, который является кедровой сосной,

  • Курица

    Курицы самые распространенные домашние птицы в России. Их численность в 3 раза больше чем всех людей на земле. После курочек самым многочисленным домашним животным является крупнорогатый скот.

  • Хомяки

    Хомяки — вид грызунов, привлекающих практически всех маленьких детей. Они обитают практически во всех частях нашего света. Таким образом, существуют не только домашние грызуны, но и хищные.

Фортепиано заинтересовались композиторы

     Между тем фортепиано начали интересоваться композиторы. В 1777 году юный Вольфганг Амадей Моцарт в клавирной мастерской баварца Иоганна Штейна впервые увидел фортепиано. Новый инструмент настолько поразил его, что вскоре он начал писать музыку для него и всего за четыре года создал более 15 концертов для фортепиано. Однако именно Людвиг ван Бетховен через несколько лет раскрыл миру возможности фортепиано. Под его пальцами инструмент оживал и начинал петь. 

     А во время выполнения ярких и оригинальных произведений, писал для фортепиано Ференц Лист, поэтому инструмент звучал, словно оркестр.

     Поскольку тогдашние фортепиано имели деревянную раму и тонкие струны, то не подходили для громкой и энергичной музыки. Поэтому клавирные мастера сначала укрепляли раму металлическими распорками, а затем начали изготавливать сплошные чугунные рамы. Чтобы достичь большей силы звука, мастера делали струны толще, а молоточки — тяжелее. Звук стал более резким, но этот недостаток удалось устранить, когда молоточки начали обтягивать войлоком. К тому же длинные струны натягивали накрест и короче, что улучшило звучание и сделало инструмент компактным. 

Фото: cobbecollection.co.uk

     Так появилось современное фортепиано, а с ним и плеяда великих пианистов, на концерты которых собирались переполненные залы. Слушатели восхищались фортепианной музыкой, поэтому количество произведений, написанных специально для этого инструмента, все более увеличивалось. А тем временем клавирные мастера в Европе и Америке изготавливали фортепиано в больших количествах, чтобы как можно быстрее удовлетворить небывалый спрос на этот инструмент.

Устройство фортепиано

У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки

Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука

Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.

Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.

  • Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
  • Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
  • Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.

Первые фортепиано

     Итальянский Клавирный мастер Бартоломео Кристофори, соединив основной принцип строения клавесина с принципом извлечения звука в клавикорде, изобрел новый инструмент. Звук в нем создавался деревянными, обтянутыми кожей молоточками, которые ударяли по струнам. Мастер назвал свое творение «gravicembalo col piano e forte» («клавицимбал с тихим и громким звуком»). Отсюда и пошло название инструмента — пианофорте, а позже — фортепиано. Теперь на этом новом клавишном инструменте с богатым и ярким звучанием исполнитель мог играть тише или громче.

     К сожалению, Кристофори не увидел блестящего триумфа своего творения. Сначала очень мало людей заинтересовались новым инструментом, поэтому мастер вернулся к изготовлению клавесинов. Почти через 30 лет после того, как Кристофори создал своё первое фортепиано, немецкий органный мастер Готтфрид Зильберман несколько изменил строение инструмента и начал изготавливать собственные фортепиано. Немецкие и австрийские мастера продолжали экспериментировать, пытаясь создать компактные и легкие модели фортепиано. Так появилось фортепиано, которые стали называть прямоугольным роялем.

     В конце 1750-х годов из Германии в Англию эмигрировало немало клавирных мастеров. Они также начали работать над совершенствованием фортепиано. Один из них Иоганнес Цумпе, который создал новую модель прямоугольного рояля, которая пользовалась большим спросом. Француз Себастьян Эрар и другие мастера из Европы и Америки сделали ряд других усовершенствований. Хитрый шотландский столяр Джон Бродвуд быстро понял, что молодые барышни с мещанских семей обязательно захотят иметь фортепиано у себя дома. Поэтому вскоре его фирма начала выпускать большое количество прямоугольных и обычных роялей.

     Кроме того, клавирные мастера настойчиво работали еще над одной задачей: создать небольшой по размеру фортепиано со звучанием рояля. Так начали появляться фортепиано с вертикальным, а не горизонтальным расположением струн. Однако такие инструменты были очень высокими. В одной из моделей Бродвуда струны возвышались над клавиатурой на 2,7 метра! Поскольку верхняя часть такого инструмента перевешивала нижнюю, он был неустойчивым и играть на нём было опасно. Другая модель с вертикальным расположением струн получила название «жирафа», поскольку своим видом напоминала рояль с поднятым вверх корпусом. В конце концов в 1800 году англичанин Джон Айзек Хокинс изобрёл пианино — первую успешную модель с вертикальными струнами, которые располагались от пола. После этого производство прямоугольных роялей постепенно прекратилось.

Что такое “эффект Моцарта”?

Многим людям хочется верить в то, что есть простое и эффективное средство, которое позволит им стать умнее и заставит их мозг работать лучше. И вот в 1991 году французский врач Альфред Томатис подарили всем надежду на чудо. Он выпустил книгу “Почему Моцарт?”, в которой выдвинул гипотезу о том, что музыка этого композитора совпадает с биоритмами мозга. Следовательно, она способна развивать его и даже лечить.

Эту теорию в 1993 году подхватили учёные Френсис Раушер и Дэвид Шоу из калифорнийского университета. В журнале Nature они опубликовали результаты своего эксперимента в этой области, который проходил при участии 36 студентов.

Их разделили на 3 группы. В течение 10 минут первая группа слушала сонату Моцарта для двух фортепиано. Другой включили релаксирующую музыку, которая была предназначена для снижения артериального давления, а третью попросили посидеть в тишине. Сразу после этого участники исследования прошли тест на пространственное мышление. Результаты первой группы были на 8-9 пунктов выше, чем у двух других.

Этот эксперимент вызвал в обществе огромный резонанс. СМИ подхватили идею того, что музыка Моцарта положительно влияет на работу мозга, хотя в исходной статье учёные говорили лишь о кратковременном улучшении пространственного мышления. Но спрос на записи произведений великого композитора начал стремительно расти не только в Америке, но и во всем мире.

Несколько десятилетий назад об «эффекте Моцарта» говорил весь мир. Учёным развеяли этот миф, но продолжают исследовать влияние музыки на мозг человека (фото unsplash)

На этой волне вышла книга Дона Кэмпбелла в котором подтверждалось положительное влияние музыки и на мозг, и на психику человека. Несмотря на то, что никакой доказательной базы в ней не было, люди стали прислушиваться к советам, данным в этой книге. Беременные женщины начали слушать классическую музыку в надежде, что их ребёнок родится более одарённым. Младенцам также включали записи, чтобы ускорить их умственное развитие.

Эйфория длилась не так долго. Уже в 1999 в том же журнале Nature была опубликована статья, в которой сразу две группы исследователей опровергали миф об “эффекте Моцарта”. Они утверждали, что воздействие музыки на мозг настолько мало и непродолжительно, что просто не может влиять на IQ.

Но почему учёные продолжают утверждать, что обучение игре на фортепиано улучшает наши когнитивные способности? Давайте разбираться. Ранее мы уже рассказывали об основных причинах, по которым многие начинают заниматься на фортепиано. На этот раз предлагаем ознакомиться с конкретными научными исследованиями в данной области.

Устройство современного фортепиано

Фортепианная механика

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.

При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали Фортепиано

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.

В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Интересные факты

Несколько примечательных фактов о музыкальном инструменте:

  1. Первое произведение для фортепиано была соната “12 Sonate da cimbalo di piano e forte”, написанная Людовико Джустини в 1732 году.
  2. До середины XX века клавиши фортепиано изготавливались из слоновой кости. Позже их заменили на деревянные и пластиковые.
  3. Белые и черные клавиши фортепьяно не всегда имели расположение как в современном виде. В XVIII веке они размещались наоборот.
  4. Каждая струна имеет натяжение в 70 кг. Общее натяжение всех струн – примерно 18 тонн, у концертного рояля достигает 30 тонн.
  5. В общей сложности сумма всех деталей фортепиано составляет около 12 000 деталей. Из них 7500 деталей составляют механизм, приводящий фортепиано в действие.
  6. Самый большой концертный инструмент – рояль Challen. Он весит более полутонны, а корпус в длину достигает 3 м 30 см.
  7. Самыми взыскательными слушателями пианистов были техасские ковбои XIX- начала XX века. В одном из салунов Остина была надпись “Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет”. Из-за риска попасть под горячую руку ковбоя или стать невольной жертвой перестрелки американский инженер Э. С. Воти разработал механическую пианолу. Аппаратура проигрывателя сама регулировала клавиши с педалями. Мелодия выбиралась с помощью съемных барабанов.

Примечания

  1. Проверка слова: фортепиано. Грамота.ру . Проверено 13 октября 2020.
  2. БСЭ
  3. Сергеев М. В. Фортепианное дело в Петербурге XIX века: (По материалам русской периодической печати) // Российская культура глазами молодых учёных // Вып. 3. — СПб., 1994. — С. 74—92.
  4. Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII – первой половины XIX вв. // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии: Сб. статей.. — СПб., 2001. — С. 39—51 https://www.conservatory-tuner.narod.ru/history.html.
  5. Сергеев М. В. Экспертиза фортепиано российского и советского производства // Музыкальная культура и образование: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. — С. 241—263.
  6. Сергеев М. В. Экспертиза профессионального фортепиано: (Методические указания к курсу «Экспертиза музыкальных инструментов») // Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. — С. 141—149.
  7. https://www.conservatory-tuner.narod.ru/serial_new1.htm Каталог серийных номеров фортепиано
  8. 12 Feurich — Четвёртая педаль — Денис де ля Рошефордье
  9. Janissary Pedals | Elifnurk’s Blog
  10. https://www.squarepianotech.com/wp-content/uploads/2012/01/Janissary-Pedals.pdf
  11. Demonstration of Janissary features on a piano by Thym (1815) at the National Music Museum — YouTube
  12. Мохель Л., Зимина О . Самоучитель игры на фортепиано. — М.: Музыка, 1968.
  13. Яцура М. Т. Чернигов. Справочник-путеводитель. Київське обласне книжково-газетне видавництво, 1961 г. (укр.), С. 58-59.
  14. Могикане эпохи парусников

Разновидности и характеристики

Определение «фортепиано» включает в себя устройства, главными элементами которых являются акустические аппараты (дека и струны), опорные конструкции (рама, футор и вирбельбанк) и клавишный механизм. Предусмотрена система рычагов, с помощью которых передается усилие играющего человека к ударным молоточкам. В современном инструменте диапазон составляет 7 ½, что соответствует 88 клавишам.

Музыкальные темы для игры на фортепиано писали и продолжают создавать многие композиторы, которые умело используют все его возможности.

В зависимости от сферы использования и модели, все современное клавишное оборудование представлено в нескольких категориях:

  • концертный экземпляр — имеет вес около 500 кг, длину до 1,4 метра и высоту около 1,8 м;
  • салонный — его масса не превышает 350 кг;
  • кабинетный — с весом до 250 кг и 1,2 м в высоту.

В мире, где стремительно развиваются технологии, актуальной стала тема происхождения электронной версии музыкального аппарата. Он способен оцифровывать и воспроизводить звук, и совсем не прост в использовании, как может показаться на первый взгляд. Сочинение композиций на таком инструменте занимает меньше времени благодаря наличию большого количества компьютеризированных звучаний и многочисленных интерфейсов и приспособлений. В рефератах и сообщениях об истории развития профессионального оборудования цифровые установки занимают одни из лидирующих позиций по популярности.

Виды фортепиано

Фортепиано – общее название для группы подобных музыкальных инструментов. К ним относятся пианино и рояль.

Рояль образовано от французского “королевский”. В рояле, как и в фортепиано, струны имеют горизонтальное расположение. Сам инструмент имеет большие размеры и по форме напоминает птичье крыло. Во время исполнения крышка рояля приоткрыта, что усиливает мощность звука.

Рояль отличается размерами от малых (длина 1,2-1,5 м) до концертных видов инструмента (2,2-2,7 м).

Пианино на итальянском языке означает “маленькое фортепиано”. Струны и весь механизм расположены в нем вертикально. Это дало инструменту малые габариты и позволило добиться компактности, чтобы расположить пианино в любом помещении. Также уменьшилась стоимость инструмента.

Наиболее распространенный вид – это пианино-консоль, высотой 1,1 м. Профессиональные и большие пианино по звуку равнозначны роялю, их высота достигает более 1,15 м.

Уроки игры на фортепиано улучшают языковые способности детей

В 2018 году в ведущем американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, где публикуются результаты исследований в области медицины, биологии и социальных наук, появилась интересная статья. В ней рассказывалось о том, как занятия по фортепиано помогли улучшить языковые потенциал у детей в возрасте 4-5 лет.

В эксперименте Массачусетского технологического института приняли участие 74 ребёнка, которые говорили на китайском языке. Их разделили на 3 группы. Дети из первой группы в течение 6 месяцем занимались на пианино 3 раза в неделю по 45 минут. Малышам из второй группы в качестве дополнительных занятий предложили внеклассное чтение. Третья группа была контрольной, то есть их учебный план остался прежним.

Китайский язык выбрали отнюдь не случайно. Это тоновый язык, где значение слов меняется в зависимости от повышения или понижения высоты каждого слога. В связи с этим логично было предположить, что уроки фортепиано могут влиять на восприятие звуков, а значит и на улавливание китайских слов на слух. Но учёные надеялись, что уроки чтения тоже принесут свои плоды.

В итоге при помощи электроэнцефалографии им удалось выяснить, что обучение игре на фортепиано с репетитором значительно улучшает способность к распознаванию звуков и их последующему воспроизведению. А это влияет на развитие языковых умений у детей дошкольного возраста. Внеклассное чтение, к сожалению, дало менее впечатляющие результаты.

Лучшие преподаватели по фортепиано доступны для занятий

5 (8 отз.)
Манана

₽1200 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (7 отз.)
Alana

₽450 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Мариам

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Диана

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Ольга

₽1700 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Анастасия

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Ольга

₽750 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Ольга

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (8 отз.)
Манана

₽1200 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (7 отз.)
Alana

₽450 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Мариам

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Диана

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Ольга

₽1700 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Анастасия

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Ольга

₽750 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Ольга

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

Поехали!

Переходим к музыке «нью-эйдж»

Это классика с долей современности, и о причинах включения ее в топ лучших произведений пианистов Михаил говорит следующее: «Тут всё просто: эта музыка нашла отклик у публики. Не всем нужны поп-рок-электро-метал-трусы-сиськи-эпатаж-псевдопафос-группы. Классическое искусство, к сожалению, с этим не справляется: слишком сложно для обывателя. Спросите десять случайных человек на улице, кто выиграл последний конкурс Чайковского? Мало кто ответит, если не вообще по нулям. Однако потребность в высоком никуда не делась. Неоклассика – то самое направление к высокому в значительно более доступной обёртке. Безусловно, до академической музыки по её глубине и силе воздействия – как до Пекина на самокате, но опять же – для посвящённых. А обыватель этого Пекина даже и не ощутит – просто пожмёт плечами и скажет пару междометий».

В-четвертых. Yiruma – «River Flows in You»

Юрима

В 2004 году южно-корейский композитор-пианист Юрима дебютировал на японской сцене. Сольные выступления в японских холлах сделали его одним из самых популярных корейских артистов «нью-эйдж» в Японии.

Михаил: «Я часто слышу от не слишком удачливых академических музыкантов мнение, что неоклассику писать легко и просто, но вот беда – лень. Это заманчивая и удобная позиция, но она неверна. Такими псевдомузыкантами, только чуть менее ленивыми, написаны тонны подобной музыки – и этот факт обрушил интерес к настоящей неоклассике: слушатель, за красивым названием и симпатичной картиночкой, часто стал сталкиваться с абсолютно бездарной музыкой. Пару раз ткнув в том же Вконтакте, Ютубе, или на Саундклауде на такого рода «музыку» – человек разочаровывается и перестаёт искать новые имена в этом сегменте. С другой стороны, благодаря наводнению из отстоя, подлинные имена приобретают ещё большую ценность – например, Людовико Эйнауди, Олафур Арналдс, Юрима, и другие».

В-пятых. Ludovico Einaudi – «Fly»

Людовико Эйнауди

Итальянца Людовико Эйнауди и его произведение «Fly» 2006 года создания мы можем знать по саундтрекам (почти всем) к фильму «1+1». В целом вся его музыка уходит корнями в поп, рок и фолк.

В-шестых. Jon Schmidt – «All of Me»

На эту тему:«Без меня группы не будет». Большое интервью с Олегом Савченко из ЛСП Американский пианист признавался, что на него оказали влияние произведения Бетховена. Композиция «All of Me» 2011 года отлична от предыдущих двух большей задорностью и динамизмом, тем не менее, в ней отчетливо прослеживаются фольклорные нотки направления «нью-эйдж».

Джон Шмидт

Михаил: «Да, академический музыкант, зашоренный академическим образованием слабо воспринимает неоклассику – ему она кажется бледной неудачной копией. Ну не торкают его мелодии, построенные на меньшем количестве нот, чем он привык слушать и исполнять. И ничего с этим не сделаешь. И ещё есть чисто психологический фактор, в котором многие академовцы боятся себе признаться – изучив тонны классики, не комильфо получать удовольствие от такого «простенького» стиля

«Я же академический серьёзный музыкант! Работник культуры! Как я могу обращать на это своё внимание»? В принципе, таких людей большинство, и их можно понять. Шагнуть чуть дальше, за свои привычные рамки – удел немногих отважных

И тут такой шаг особенно опасен: нужно отключить от памяти почти все музыкальные разделы мозга, и потом на эту чистую пустыню дозированно пробовать насадить новые оазисы. Полюбив оазисы, мозг вскоре вернёт и джунгли, но теперь это будет полное изобилие всех форм. Процесс долгий и сложный, и даётся единицам».

Посвящение

Сергей Танеев (1856–1915)

Но пока мысль о посвящении сочинения Рубинштейну была отвергнута. На первой рукописной странице партитуры хорошо читается: «Посвящается Сергею Ивановичу Танееву». Вероятно, Чайковский таким образом хотел отблагодарить музыканта, который должен был стать первым исполнителем Концерта. Но мировая премьера была сыграна немецким пианистом Гансом фон Бюловым: ему Чайковский отправил партитуру по рекомендации своего консерваторского коллеги Карла Клиндворта. В нотах уже стояло посвящение фон Бюлову.

Пианист был польщен таким подарком. Он очень серьезно готовился к дебюту. Впервые Концерт был исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне (дирижер — Бенджамин Ланг). Сочинение Чайковского публика встретила с восторгом.

Фон Бюлов пишет Петру Ильичу о Концерте: «По идеям это так оригинально без вычурности, так благородно, так мощно, так интересно в подробностях, которые своим обилием не вредят ясности и единству общего смысла. Я бы утомился перечислением всех качеств вашего произведения, качеств, которые заставляют меня поздравить одинаково сочинителя и всех тех, кто будет наслаждаться этим произведением».

В России Концерт прозвучал впервые в Санкт-Петербурге 1 ноября 1875 года, спустя неделю после бостонской премьеры. Его исполнил Густав Кросс, бывший сокурсник Чайковского, за дирижерским пультом — известный дирижер Эдуард Направник. Композитор был недоволен исполнением. Еще больше его расстроил отзыв критика Германа Лароша: «Между сочинениями господина Чайковского новый концерт занимает весьма и весьма второстепенное место».

Чайковский с нетерпением ждал московской премьеры. Она состоялась 21 ноября. Исполнение Сергея Танеева очень порадовало композитора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: