Александр Сергеевич Грибоедов
Автор бессмертного «Горя от ума» с детства учился музыке. Вообще музыкальное образование в ту пору было обязательным для любого образованного человека. Грибоедов виртуозно играл на фортепиано и обладал обширными познаниями в теории музыки. Сохранилось много воспоминаний о нем как о блестящем пианисте.
Грибоедов предпочитал инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. К сожалению, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор. Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823–1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени.
Позже направляясь в Персию с дипломатической миссией в Тифлисе, Грибоедов встретил корнета лейб-гвардии Уланского полка Александра Ивановича Якубовича, с которым у него за год до этой встречи в Петербурге была отложена дуэль . Грибоедов как человек чести пожелал закончить дуэль и был ранен в кисть левой руки. После чего о музицировании не могло быть и речи.
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Гофман был влюблён в музыку настолько, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь его кумира Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Эрнст Гофман помимо литературного творчества сочинял оперы, расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и стремился занять место дирижера оперного театра. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор и в наши дни часто исполняется на концертах.
Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Театр, в котором ставилась опера, сгорел, но партитура, к счастью, уцелела.
В литературе Гофман оставил свой след как автор множества новелл, повестей, романов и сказок.
Задумка
Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.
В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.
Вариант 4
Одна из самых показательных сцен комедии происходит в четвертом действии. К этому времени уже все чиновники приобрели уверенность, будто Хлестаков — ревизор. И приняли решение — перед ним нужно выслуживаться. Они единогласно приняли решение, что нужно дать ему взятку. Но не понимают, как бы это грамотно организовать. Земляника предлагает отправить к Хлестакова судью как того, кто обладает наибольшим красноречием.
Хлестаков считает, что жители города стараются ему угодить от чистоты сердца. Увидем судью, начинает расспрашивать его об орденах и о службе. Тот дает машинальные весьма сдержанные ответы, так как испытывает сильный ужас. От страха у него деньги падают на пол. Собеседник спрашивает, что это. Судья говорит: «Ничего-с». Мнимый ревизор тут же стихийно просит эти деньги взаймы, на что судья с радостью соглашается. У Хлестакова складывается мнение, будто судья — прекрасный человек!
Следующим в комнату героя заходит почтмейстер, ответы которого весьма услужливы и почтительны. Хлестаков решил воспользоваться и этим моментом, поэтому попросил в долг и у почтмейстера. Тот с радостью соглашается. Что-то подобное происходит и с Лукой Лукичем, который от страха закуривает сигарету не с того конца. Но довольный затем почти выбегает из комнаты, с мыслями о том, что избежит проверки кассы.
Земляника оказывается самым профессиональным взяткодателем. Он расхваливает самого себя, рассказывая о былых заслугах и обливая грязью остальных чиновников. Набравшийся смелости Хлестаков просит взаймы и у этого героя.
Последними заходят помещики Добчинский и Бобчинский. Наш герой уже достаточно обнаглел, поэтому требует у них целую тысячу рублей взаймы. Пошарив по карманам, они находят лишь шестьдесят пять рублей. За что получают обещание выполнить их личные просьбы.
Теперь-то гость города начинает осознавать, что его приняли за другого человека. И он хочет воспользоваться этим недоразумением, чтобы получить как можно больше, а затем вовремя скрыться.
Эта сцена раскрывает истинную сущность всех персонажей комедии и задает направление дальнейшему ходу событий.
Мне нравится342Не нравится207
Основная тема стихотворения «Дума»
Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.
В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.
Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.
Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.
Борис Леонидович Пастернак
Борис Пастернак (1890-1960 гг.) – российский и Советский писатель, поэт и литературный переводчик. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Автор знаменитого романа «Доктор Живаго». Его переводы Шекспира, Гете и Шиллера до сих пор считаются классическими.
Однако, начинал свой творческий путь Борис Леонидович с музыки. Он откровенно признавал:
Его мама Розалия Кауфман — пианистка, ученица самого Антона Рубинштейна, с детства обучала сына игре на фортепиано. В их доме часто бывали Александр Скрябин и Сергей Рахманинов. Это наложило отпечаток на будущего поэта и писателя. С 1902 года, благодаря близкому общению со Скрябиным и влиянию матери, он увлекается музыкой и параллельно в течение 6 лет обучается на композиторском факультете Московской консерватории.
Из той поры сохранилось, по крайней мере, три опубликованные композиции: Прелюдия ми-бемоль минор (1906 г.), Прелюдия соль-диез минор и Соната для фортепиано (1909 г.).
Тематика произведения
В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.
Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.
Главная мысль
Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.
Владимир Федорович Одоевский
Выдающийся русский писатель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии, издатель ряда журналов и альманахов, автор повестей и рассказов, был страстным пропагандистом Моцарта и Бетховена, исследователем народной и церковной музыки и литературным последователем Гофмана. Под впечатлением от его «Кавалера Глюка» Одоевский написал в 1831 году «Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези». Также его авторству принадлежит новелла «Последний квартет Бетховена», посвященная памяти великого композитора.
Одоевский-музыкант интересовался устройством органов. В конце 1840-х специально для писателя был изготовлен кабинетный орган «Себастианон» известным органным мастером Мельцелем, играя на котором Владимир Федорович создал ряд музыкальных произведений. На этом Одоевский не прекратил свои музыкальные эксперименты. Князь сочинял музыку, сохранилось несколько его произведений той поры. В частности Одоевский написал для фортепиано «Сентиментальный вальс», канон, колыбельную для органа. Он также сочинил ряд экспериментальных пьес для своего «энгармонического клавицина». К сожалению, эти композиторские опыты Одоевского опубликованы только частично.
Образ героя
Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой
Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета
В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная
Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь
Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.
Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова
Стихотворение Лермонтова было написано в 1838 году, являющееся притчей, в которой есть глубокий смысл. В этом произведении, автор выделяет главных героинь, как три пальмы, находящиеся в пустыне, в которой ни разу не было человека. Но ручей, протекающий на просторах той пустыни, превратил этот безжизненный, окутанный мраком кусочек планеты, в настоящий и прекрасный рай.
Единственная проблема заключается в том, что этот удивительный мир, не доступен никому из живых существ. Три пальмы молят о том, чтобы наконец осуществилась их мечта и они смогли помогать путникам найти дорогу и укрывать их от яркого солнца. Их просьбы услышал автор, помог осуществить их мечту. Недалеко от них, появилось много желаемых гостей. Они представляли собой целый караван торговцев. Но пальмы ещё не знают о том, какую опасность представляют собой эти люди. Вскоре, их будут колотить топорами, гости будут нуждаться в огне. После руки живого существа, этот рай преображается в прежнее место, полное мрака и темноты.
Первый вопрос, являющийся актуальным в этом произведении — отношение человека к природе. Раскрывается тема о том, что человек может погубить природу ради собственной выгоды. Философская мысль стихотворения заключается в том, что прежде чем просить чего-то у Бога, в начале, необходимо подумать о последствиях, которые могут произойти. Если жизнь идёт по определенной прямой, которая сформирована высшими силами, то нужно что раз подумать, прежде чем просить изменений в ней. Попытка изменить что-то в своей жизни, может повлечь за собой множество последствий, которые будут вам неприятны.
Лермонтов, непосредственно связывает человека с пальмами. Пытаясь прервать цепь задуманных событий, нужно помнить о том, какие изменения могут произойти потом. Не многие задумываются о том, что такое изменение, может послужить разочарованием, а не к желаемому результату. Разочарование, с точки зрения библейского значения, убивает в вас не только душу, которая то и дело разорвётся от обиды, но и тело тоже не мало страдает. Желания — прекрасная вещь, но они могут и не сбыться. Человеку всегда нужно осознавать свои возможности и не задумываться о координатных последствиях в своей жизни, ведь они приведут к губительному исходу.
Вариант 1
Николай Васильевич Гоголь построил свою знаменитую комедию «Ревизор» на основе сюжета известного в то время анекдота, в котором высмеивалась ситуация, когда по недоразумению одного человека перепутали с другим. Даже А.С. Пушкин хотел развить эту тему, но уступил ее своему другу Гоголю.
Работа продолжалась протяжении 8 долгих лет, и в 1842 году комедия была завершена. Структурно композицию произведения можно разделить на следующие элементы:
- Слух о том, что должен приехать ревизор, всполошил местных чиновников;
- Совершенно случайно приезжает не-ревизор Хлестаков;
- Его принимают за проверяющего;
- Происходит череда смешных событий;
- Все испытывают трепет перед Хлестаковым;
- Ему дают взятки под видом займа денег;
- За Хлестакова сватают дочку городничего и праздную это событие;
- Хлестаков благополучно покидает город;
- Его разоблачают;
- Приезжает настоящий ревизор, застав всех врасплох.
Особого внимания заслуживает не сама сюжетная линия произведения, а правдоподобное и очень точное описание собирательных образов. Судьбы разных людей оказываются естественным образом переплетены в одном едином узле и свести в завязке произведения.
Любопытен тот факт, что в этом произведении нет всем привычной любовной интриги, нет положительных персонажей, нет наказания главного злодея Хлестакова. Это все очень необычно, что выбивает комедию за рамки традиционной драматургии того времени (да и нашего тоже).
Мне нравится1.2 k.Не нравится517
Стихи Асадова, трогающие до глубины души
Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.
***
Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.
Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.
Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.
Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.
Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.
А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.
***
Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!
***
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.
***
Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.
***
Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.
***
Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!
***
Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.
У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.
Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!
***
— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!
Образ лирического героя
Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.
Душевные стихи о любви, трогательные до слез
***
Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.
Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…
Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!
Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…
Розалия Мартысь
***
На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.
Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.
“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”
Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.
Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.
Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”
Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…
… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.
Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …
Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.
Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.
Марина Яныкина
***
Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…
В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…
Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..
Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…
Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…
Эльдар Рязанов
***
Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…
Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…
Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…
Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…
Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!
Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!
Галина Нижник
Другие примеры
Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина
При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве
Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.
Слушая музыку осени…
Красивые стихи про музыку и осень
Обнажённая музыка
Обнажённой музыкой задождила осень,
Небо – бело-синее, тёмных клавиш просинь.
Солнца лик – под шляпою, за вуалью тучи.
Обнажённой девою, с голосом певучим,
Осень разыгралась, нотами дождинки.
До чего же странная – инеем слезинки.
Талия – как скрипка, у осенней девы…
Хоть и музыкальна, но грустны напевы.
…Обнажённой музыкой задождила осень.
Натали Самоний
Осень
Осенний дождь мне музыкой звучит,
Листва кружится, опадая в лужи.
Как мне легко, когда весь мир молчит
Ему покой, поверьте, тоже нужен.
Анна Ма
Музыка Осени
Мелодию грустную Осень играет
На флейте октябрьских ветров,
И жёлтые листья на землю слетают –
Всё толще их мягкий покров.
И шепчутся тихо опавшие листья,
Потрескивая и шурша:
«Зачем днём весенним на свет родились мы?..
А жизнь так была хороша…»
И ветром подхваченный шорох печальный
Волною летит к небесам –
И слышным едва лишь отзвуком дальним
Несётся обратно к лесам…
Яна Воронец
***
В музыке этой дождей налетевшая грусть,
Легкая дымка и стылость осенних туманов.
Только я верю и знаю, что в лето вернусь-
Осень прекрасна, но жить ей одною мне рано…
В музыке осени…
В музыке осени тайны звучания,
Неба бездонного звездная грусть,
Легкою поступью дней расставания,
Сыплется веер желаний… и пусть…
Дождик осенний очистит природу,
Смоет тревожную сердца печаль,
Тучки закружатся по небосводу,
И застучит перестуком хрусталь.
Листья напьются нежной истомой,
Тихо замрут в ожиданьи зимы,
Солнце окутает легкою дремой,
Ветер нашепчет волшебные сны.
Циклы и фазы прихода энергии
Вновь наполняют ритмами грудь,
Дух восхищается силой элегии,
Мерой гармонии строится путь.
Космоса волны пронзают надеждой,
В дождика каплях — буря стихий,
Вихри даруют навет безмятежный,
Осени сказку и красочный стиль.
Льется, струится, чарует мелодия,
Золота светом и цветом мечты,
Слышится песня и звуков рапсодия,
Осень творит кружева красоты.
Слушая музыку осени…
Пусть осталось меньше нам света и тепла,
Но какую музыку осень принесла!
Там, в краю березовом, все журчит ручей
И звучат мелодии памяти моей.
Где весной отчаянно пели соловьи,
Слышатся негромкие те слова твои,
И трубой серебряной журавлиный клин
Спел мне на прощание тот весенний гимн.
Тронул струны вольтовы ветер-гитарист,
Закружился с листьями, вальс сменив на твист.
В стороне от просеки, в зарослях осин
Проверяет клавиши старый клавесин.
Там, где сосны стройные, слышится орган,
Фугами наполнился поднебесный храм.
Дождь играет ритмами, звуком кастаньет,
Рассыпая в воздухе серебро монет.
Слушая элегию флейты в камышах,
Загрустили ивушки, листьями шурша.
Осыпаясь золотом, плачут у воды.
И поют Дубинушку старые дубы.
Марта Ливанова
Музыка осени
Очень многие считают —
Осень скуку навевает.
Дам совет я вам, друзья,-
Осень слушайте, как я.
Вот мелодией чудесной
Вдруг Чайковский нам пропел,
Он своей «Осенней песней»
Душу осени согрел.
Непрерывной чередой
Листья вьются надо мной,
В вальсах Штрауса кружатся
И на плечи мне ложатся.
Мелкий дождь упругой зернью
Простучал этюды Черни.
Налетел вдруг ураган-
Это баховский орган.
Стихла буря, и сквозь тучи
Вдруг пробился светлый лучик,
Он волос моих коснулся-
Это Моцарт улыбнулся
Слушай осень, слушай…слушай…
И тебе не будет скучно.
Даже хмурый день ненастный
Станет с музыкой прекрасным!
Вариант 3
Н.В. Гоголь открыто показал проблемы, которые волновали Россию его времени и которые остаются с ней до сих пор. Недостатки чиновничьего аппарата продемонстрированы ярко, правдиво и комично.
Сюжет разворачивается в небольшом уездном городке, где во всю царствует чиновничий беспредел. Здесь все уже давно забыли о порядке, каждый делает что ему хочется.
Главным героем произведения становится Хлестаков, ничем не примечательный молодой человек, не обладающий особыми талантами, бедный. Его воспринимают за ревизора, который должен появиться с проверкой инкогнито. Чиновники боятся быть разоблаченными, поэтому страх закрывает им глаза на то, кем на самом деле является приезжий гость.
Гоголь хлестко показывает нравственный и духовный упадок, царящих в городе. Никто даже не задумывается о благоустройстве территории а о заботе о простых жителях. Каждый думает лишь о своих интересах. Хлестаков решил воспользоваться сложившейся ситуацией и начал нагло врать. Он рассказывает другим о своем невиданном положении, о своих несметных богатствах. Окружающие же верят каждому его слову.
Герой настолько ярко показывает пороки, царящие в обществе, что со временем появился термин «хлестаковщина», что значит пустой и глупый человек, тратящий жизнь и деньги попусту.
В результате чиновники понимают, что их обвели вокруг пальца. Но было уже поздно — мужчина успел вовремя уехать из города. Но это не главное наказание для чиновников. Их позор, выставленный на всеобщее обозрение — вот что делает с ними автор произведения.
Мне нравится451Не нравится251
Вариант 2
Современники Гоголя не приняли радушно комедию «Ревизор». И вполне понятно почему: писатель правдоподобно демонстрирует пороки, присущие разным категориям людей. И многие узнали в том или ином образе самих себя. Это очень неприятно — видеть свои собственные черты в каком-либо смешном и порочном персонаже книги. Интересен тот факт, что писатель не использовал прототипы для своей работы — все персонажи представляют собой собирательные образы, основанные на постой наблюдательности Гоголя.
Чиновники раскрывают свое истинное лицо, когда попадают в неловкую ситуацию: все ожидают приезда в город ревизора с проверкой. И тут среди гостей города оказывается некто с фамилией Хлестаков, которого и принимают за проверяющего.
Городничий, который сумел продвинуться по карьерной лестницы из низов, гордо считает себя начальником: теперь у него есть право оскорблять подчиненных и присваивать себе государственные деньги. Он боится, что ревизор раскроет его «делишки», поэтому дает Хлесткому взятку. Теперь можно жить спокойно и продолжать заниматься своими «схемами».
Также ведут себя и остальные чиновники разного ранга. Ведь каждый знает за собой изъяны, которые очень хотелось бы скрыть. Ляпкин-Тяпкин — местный судья, не желающий наводить порядок в бумагах. Взятки деньгами он не берет, берет только щенками… А Земляничка, назначенный заботиться о богоугодных заведениях, уже давно берет себе деньги, выделенные на больных, считая что тех можно не лечить. Смотритель училищ опасается, что в его высказываниях могут обнаружить недопустимые вольности. А почтмейстер скрывает факт того, что читает чужие письма и не доносит их до адресата.
Все эти люди проявляют такие качества, как жадность и зависть. Они все приносят взятки Хлестакову, называя это «дать взаймы». И вдруг обнаруживается, что все это было напрасно — Хлестаков никакой не ревизор, а обычный проходимец, успевший вовремя уехать из города. Известие о том, что настоящий проверяющий уже приехал, застает всех врасплох, и чиновники замирают на сцене.
Мне нравится523Не нравится315
Структура
Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим» необходимо продолжить раскрытием особенностей построения данного произведения. Всего лишь несколько строчек поэт посвящает счастливым дням любви. Все произведение построена на контрасте между счастливым прошлым и роковым настоящим. Поэт противопоставляет внешность своей возлюбленной, ее радость и искренность чувств ее нынешнему горю от гонений света. Почти каждое четверостишие представляет собой сравнение прошлого счастья, которое поэт называет сном, и тяжелого настоящего. Данный анализ стихотворения Тютчева отражает особенности его лирики, которая отличается страстностью в выражении автором своих эмоций, огромной экспрессией, и неподдельными переживаниями.