Краткий анализ стихотворения есенина «поёт зима, аукает…» по плану

Краткий анализ

Произведение написано в реалистичной манере, напоминает по стилю и звучанию труды крестьянских поэтов А. Кольцова и И. Никитина. Автор вносит в описание зимы новые ноты: память о ее лютости, беспощадности. Это дает возможность остро почувствовать то, что холодное время года может стать губительным для всего живого. Проводя краткий анализ стихотворения «Поет зима — аукает» в младших классах школы, следует придерживаться плана:

  1. История создания. Стихотворение — одна из первых проб пера юного поэта. Оно написано в 1910 г. Тогда автор еще не знал, что вскоре станет известным поэтом и сможет раскрыть свой потенциал.
  2. Тема. Восхищение красотой заснеженной русской природы. Описание того, какой своенравной может быть зима.
  3. Композиция. Основана на том, что зима двулика. Она способна стать заботливой матерью или наслать губительные бураны.
  4. Жанр. Пейзажная лирика. Стихотворение тяготеет к народной песне. Оно мелодично, напевно, душевно.
  5. Стихотворный размер. Двухсложный четырехстопный ямб. Рифма парная кольцевая.
  6. Чему учит. Произведение учит терпению, умению не бояться зимней непогоды, морозов, помогать друг другу в непростые времена, верить в лучшее.
  7. Эпитеты. «Игривые», «бешеный», «седые».
  8. Сравнения. «Как детки сиротливые».
  9. Метафора (есенинская). «Стозвон сосняка».
  10. Подходящие пословицы. «Будет зима, будет и лето».
  11. Отзыв. Стихотворение заворожило меня картинами зимней природы. Мне стало жаль птиц, которым негде укрыться от стужи. Я подумал, что нужно проявлять сострадание ко всем, у кого нет дома, по возможности помогать и проявлять заботу.

В произведении противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение одиночества, любование красотой природы и тоска по идеалу, безысходность и надежда. Ранний труд демонстрирует самобытность творчества, которая всегда будет отличать Есенина от других поэтов Серебряного века.

Разбор сюжета и композиции

️Композиция стихотворения строится на противоположности и противопоставлении морозной зимы и ожидания весеннего тепла, что подчеркивает суровость первой и нежность второй. Вместе с тем, зима не показана Есениным злой старухой, которая хочет заморозить все вокруг, а нарисована рукой поэта неотъемлемой частью мироздания Божьего.

В четырех строфах Есенин рисует зимний лес и деревню, попавшую в плен метелице, но защищенную от её холода покрывалом снега.

Холод этого времени года необходим, чтобы природа спала глубоким сном и набиралась сил для встречи весны.

Ярко описаны зимние обитатели деревни – воробьи, которых поэт сравнивает с детьми, замерзшими от игры на улице и прижавшимися к оконному стеклу в поисках тепла.

️Вьюга показана, как самый суровый инструмент зимы, она не позволяет расслабиться и проснуться природе, стуча ветром по ставням, словно бы показывая – пока тут властвую я, а вы спите.

В последней строфе Есенин показывает ожидание весны через сон пташек, которые пытаются отогреться возле окна деревенской избы. Они замерзли в край, но в коротких птичьих снах им видится теплая весны, зеленая трава и журчащая вода.

Стих отлично показывает нам зиму в деревне, когда все вокруг замерло и не тратит лишние силы в ожидании красавицы-весны.

Стихи Сергея Есенина про зиму: 7 лучших

Сайт «Мама может все!» собрал самые красивые стихи Сергея Есенина про зиму. В своих произведениях поэт очень красиво показывал всё великолепие и красоту зимней природы. Стихи Сергея Есенина очень легко заучиваются, поэтому их без особого труда смогут выучивать даже совсем маленькие детки. Эта подборка должна понравится детям.

***

Берёза

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

***

Зима

Вот уж осень улетела И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

***

Эх вы, сани

Эх вы, сани! А кони, кони! Видно, черт их на землю принес. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез. Ни луны, ни собачьего лая В далеке, в стороне, в пустыре. Поддержись, моя жизнь удалая, Я еще не навек постарел. Пой, ямщик, вперекор этой ночи,- Хочешь, сам я тебе подпою Про лукавые девичьи очи, Про веселую юность мою. Эх, бывало, заломишь шапку, Да заложишь в оглобли коня, Да приляжешь на сена охапку,- Вспоминай лишь, как звали меня. И откуда бралась осанка, А в полуночную тишину Разговорчивая тальянка Уговаривала не одну. Все прошло. Поредел мой волос. Конь издох, опустел наш двор. Потеряла тальянка голос, Разучившись вести разговор. Но и все же душа не остыла, Так приятны мне снег и мороз, Потому что над всем, что было, Колокольчик хохочет до слез.

***

Поет зима — аукает

Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные

У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

***

Заметает пурга белый путь

Заметает пурга Белый путь. Хочет в мягких снегах Потонуть. Ветер резвый уснул На пути; Ни проехать в лесу, Ни пройти. Забежала коляда На село, В руки белые взяла Помело. Гей вы, нелюди-люди, Народ, Выходите с дороги Вперед! Испугалась пурга На снегах, Побежала скорей На луга. Ветер тоже спросонок Вскочил Да и шапку с кудрей Уронил. Утром ворон к березоньке Стук… И повесил ту шапку На сук.

***

Колдунья

Косы растрепаны, страшная, белая, Бегает, бегает, резвая, смелая. Темная ночь молчаливо пугается, Шалями тучек луна закрывается. Ветер-певун с завываньем кликуш Мчится в лесную дремучую глушь. Роща грозится еловыми пиками, Прячутся совы с пугливыми криками. Машет колдунья руками костлявыми. Звезды моргают из туч над дубравами. Серьгами змеи под космы привешены, Кружится с вьюгою страшно и бешено. Пляшет колдунья под звон сосняка. С черною дрожью плывут облака.

***

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старышка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Анализ троп

Это лирическое стихотворение написано четырехстопным ямбом с чередованием парной и кольцевой рифмовки (аукает – баюкает, сосняка – облака, глубокую – далекую).

В стихе используются метафоры, эпитеты, сравнения и олицетворения.

Метафоры:

  1. Стозвон сосняка.
  2. Плывут в страну далекую.

Первое метафорическое определение показывает, насколько силен мороз, что от него звенят сосны, второе рисует нам картину высокого зимнего неба с его кораблями-облаками.

Эпитеты:

  1. Седые облака.
  2. Воробышки игривые.
  3. Ревом бешенным.

Сравнения:

  1. Метелица ковром … стелется.
  2. Как детки сиротливые.

С помощью сравнений мы видим бесконечность метели, которая захвалила в этот зимний день весь мир, а также воробушков, похожих в лютую стужу на сиротливых деток.

Олицетворения:

  1. Вьюга злится.
  2. Лес баюкает.

Средства художественной выразительности наполняют строки звучанием и передают явлениям и предметам новые свойства. Тропы дают возможность молодому поэту нарисовать реальную картину деревенской зимы, где даже в лютый мороз, за снежными заносами мерещится красавицы Весна.

Тема стихотворения

Главные герои стихотворения Есенина — суровая зима со своими слугами (вьюгами и метелями) и воробушки, которым нужно выжить в стужу и дождаться прихода красавицы-весны. Оно пронизано оптимизмом и призывает читателя быть стойким перед лицом бед. При этом поэт затрагивает проблему сурового русского климата, восхищается красотой и неповторимостью холодного времени года.

Радуя красотой заснеженных долин, зима приносит беду тем, у кого нет еды и крова. Чтобы пережить суровые времена, крестьянин трудится круглый год, обеспечивая хлебом свою семью и господ. О диких зверях и птицах некому позаботиться. Они оставлены на произвол судьбы и только мечтают о потеплении.

Есенин С.А. — стихи про осень

По-осеннему кычет сова

Сергей ЕсенинПо-осеннему кычет сова Над раздольем дорожной рани. Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу», Здравствуй, мать голубая осина! Скоро месяц, купаясь в снегу, Сядет в редкие кудри сына. Скоро мне без листвы холодеть, Звоном звезд насыпая уши. Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт, В новом лес огласится свисте. По-осеннему сыплет ветр,

По-осеннему шепчут листья.

Отговорила роща золотая

Сергей ЕсенинОтговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Осень

Сергей ЕсенинР.В.Иванову Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень, рыжая кобыла, чешет гривы. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Закружилась листва золотая

Сергей ЕсенинЗакружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать?

Хорошо под осеннюю свежесть

Сергей ЕсенинХорошо под осеннюю свежесть Душу-яблоню ветром стряхать И смотреть, как над речкою режет Воду синюю солнца соха. Хорошо выбивать из тела Накаляющий песни гвоздь.

И в одежде празднично белой Ждать, когда постучится гость. Я учусь, я учусь моим сердцем Цвет черемух в глазах беречь, Только в скупости чувства греются, Когда ребра ломает течь. Молча ухает звездная звонница, Что ни лист, то свеча заре.

Никого не впущу я в горницу,

Никому не открою дверь.

Символика и ритм

Стихотворный размер произведения Есенина «Поет зима» неслучайно выбран автором таким необычным. Сочетая в шестистопном стихе параллельную и перекрестную рифмовку, поэт добивается эффекта схожести ритма стихотворения со звуками завывающей вьюги и метели. Нетривиальная строфика и ритмика являются средством художественной выразительности в этом литературном шедевре, наравне с эпитетами и метафорами.

Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.

В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.

Есенин в стихотворении словно показывает, что природные силы нужно принять, как данность и покорно переждать суровое холодное время. Красота зимы соседствует с ее зловещей стороной, что отображается в тексте произведения контрастными эпитетами: «стозвон сосняка» зимы и «шелковые ковры» метели сменяются в кульминационной строфе «бешеным ревом» вьюги.

Интересным и очень символичным автор умело создает образ воробушков. С помощью приема сравнения Есенин сопоставляет птичек с «детками малыми», подчеркивая невинность и беззащитность этих созданий матери — природы. Неслучайно поэт выбирает именно маленьких птиц, которым гораздо сложнее пережить холода, нежели их крупным и окрепшим собратьям.

Кроме того, писатель намеренно обращается к образу воробья — серой и неприметной птички, как символу простого человека из народа, который истинно любит свою родину. Как эти маленькие птички стойко зимуют на родимой земле и не стремятся в теплые края, так и русский крестьянин, согласно замыслу автора, ни на что не променяет своей родной сторонушки.

Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

  • постоянные эпитеты («ковром шелковым»),
  • обратный порядок слов — инверсию («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»),
  • просторечия «но больно холодна!»).

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

Музыка на стихотворение

Стихи невероятно талантливого и безвременно ушедшего Сергея Александровича Есенина становились и продолжают становиться литературной основой для прекрасных музыкальных произведений. К творчеству поэта зачастую обращаются именно одаренные музыканты, которых наравне с замечательным русским поэтом называют великими.

Одним из таких великолепных русских музыкантов, так же как и Есенин, любящим и воспевающим красоту России во всей ее неоднозначности, является композитор, пианист и общественный деятель Георгий Васильевич Свиридов.

Наравне с бесподобным русским поэтом, Георгий Васильевич в своих музыкальных, хоровых и инструментальных шедеврах, кантатах обращается к теме русской природы, простого крестьянского быта и фольклорной основе. Свиридов был основоположником и ярким представителем такого направления, как «новая фольклорная волна», его творчество самобытно, наполнено творческой глубиной и философским смыслом.

Апогеем соединения музыкального творчества Георгия Васильевича и стихов неподражаемого поэта является вокально-симфоническая поэма композитора «Памяти Сергею Есенину», включившая в себя 9 стихотворений и отрывков разных периодов творчества писателя. В поэму, в качестве названия ее частей, вошли:

  • «Край ты мой заброшенный»
  • «Небо как колокол»
  • «Ночь под Ивана Купала»
  • «Крестьянские ребята
  • «Молотьба»
  • «Я-последний поэт деревни»
  • «Поет зима».

Таким образом, талантливейшее произведение Сергея Есенина, созданное поэтом в столь юном возрасте, получило такую степень народного признания, что явилось не только прекрасным поэтическим памятником поэту, но и послужило литературной основой гениальному музыкальному творению.

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Композиция и жанр

Стихотворение включает шесть четверостиший с параллельной и кольцевой рифмой. Лирический герой в нем отсутствует. Однако есть автор, который наблюдает за происходящим со стороны. Композиция состоит из трех частей:

  1. В первом четверостишии описано спокойствие природы во время снегопада. Зима баюкает лес.
  2. Затем действие переносится на деревенский двор, по которому шелковым ковром стелется метель. В поисках тепла крошечные птенчики прижались друг к другу у окна.
  3. Кульминационный момент, во время которого вьюга злится пуще прежнего. Птички сжимаются под порывами ветра, несущего холодные снежные хлопья. Напряжение спадает, и птенцы засыпают, убаюканные воем вьюги.

Жанр произведения — пейзажная лирика. Его характерной чертой является необычное построение строк. Каждая строфа, по сути, является шестистишием. Это приводит к певучему звучанию стиха с перебивкой ритма. Два первых четверостишия посвящены описанию природы. Восхищаясь зимним безмолвием, автор отмечает, что холодные и злые ветра могут творить красоту, наметать сугробы, баюкать сосны, гнать по небу равнодушные седые облака.

Большую роль в стихотворении играют воробьи. В крохотных серых птахах поэт видит образ верности родной земле. Несмотря на леденящую стужу и суровые условия, они не улетают туда, где тепло, а пережидают зиму в родных краях. Образу верности посвящена большая часть стихотворения. Недаром поэт выбрал в качестве героев своего стихотворения неприметных серых птах, которые стойко пережидают непогоду. Его произведение посвящено любви к родине в такой непринужденной форме, что за описанием природы сложно сразу заметить его суть.

История написания

Стихотворение под названием «Поет зима…» было написано поэтом в возрасте пятнадцати лет. В это время он еще не знал популярности и славы, но имел талант и чувство прекрасного. Будущий поэт не думал о карьере, он просто передал свои чувства от созерцания того, что зима сотворила с природой.

Впоследствии Есенин посчитал стих несколько наивным, с детской сюжетной линией. Он долго не решался на публикацию этого раннего произведения. Опасения оказались напрасными. Многогранный образ зимы в стихотворении надолго запоминается читателям. Оно трогает душу благодаря красочному и реалистичному описанию зимней природы и подтверждает мастерство юного поэта. Уже в самом начале творческого пути Сергей Александрович мастерски владел словом и умел показать красоту русской природы.

Композитор Георгий Свиридов переложил стих на музыку. Кантата была написана им в 1958 г. и представлена во второй части «Поэмы памяти Сергея Есенина». Музыка одного из величайших композиторов XX в. рисует картину вьюги — неистовой, суровой, беспощадной. Мелодия, состоящая из смены квартовых подпевок, воспроизводит контрастные образы. В середине звучит сопрано, затем выступают теноры, рассказывая о несчастных воробушках.

Имитирует птичьи голоса флейта-пикколо. Произведение заканчивается светлой надеждой на наступление весны. Главная интонация поднимается от басов к высоким женским голосам и растворяется, переходит в тишину.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает». об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы. появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет«мохнатый». наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи. которая наказывает нерадивых детей. Именно такими — несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками». которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется». но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней». своей суровостью противостоит «ясной красавице весне». снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна. который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» — безусловно, чисто есенинская метафора. Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты. в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер — шелковый, облака — седые, рев — бешеный, а весна — ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает». «метелица ковром шелковым стелется». а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Тема

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

«Низкий дом с голубыми ставнями» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, год, идея

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

История создания и жанр

С творчеством Сергея Есенина большинство знакомы еще со школьной скамьи — сколько сочинений, конспектов и даже кроссвордов было написано и составлено на уроках в классе в период изучения наследия поэта, ведь оно поистине огромно.

«Поет зима — аукает» Сергей Александрович написал в 1910 году — на заре своего творческого и жизненного пути в пятнадцатилетнем возрасте. Для раннего периода творчества поэта характерно обилие лирических произведений, уже пропитанных его глубочайшей любовью к родной природе и жизни в целом.

По реалистической подаче, интонации и слогу стих созвучен с творчеством поэтов Никитина и Кольцова, писавших о крестьянской жизни. Самого Есенина впоследствии отнесут к новокрестьянским авторам, которые тоже были выходцами из простой народной среды.

Скепсис Сергея Александровича по отношению к произведению пейзажной лирики был связан с отсутствием сюжетной линии, однако, оно в полной мере компенсируется высокой художественностью, глубоким смыслом и музыкальностью авторского слога.

Анализ лирического стихотворения подразумевает выявление лирического героя. Этот персонаж в произведении есть, пусть и незримый, но он эмпатически настроен к озябшим маленьким птичкам, которые инстинктивно держатся вместе, чтобы пережить разгул стихии. Только одухотворенный и добрый сердцем человек способен сопереживать и видеть не только черное и белое, но и полутона — красоту родного края и его природы именно в ее разнохарактерном воплощении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: