Тема музыки в литературных произведениях

Влияние музыки на человека

  1. Легкость, плавность движений, чувственность и искренность – качества, которыми обладает музыка, отражая их в человеке. Так, например, Наташа Ростова из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» обладает ангельским голосом и эмоциональностью, которой выражены ее танцы. Пением Наташи восхищаются, как члены семьи, так и окружающие люди. Однако этот талант принес героине не только успех в обществе, но и феноменальную чуткость: она постоянно поддерживала свою семью, помогая ей пройти через все испытания. Именно эта девушка отдала раненым солдатам подводы, невзирая на собственные нужды. Таким образом, способность понимать музыку учит человека главному качеству – слушать и слышать других людей.
  2. Музыка способствует развитию личности в отдельном человеке. На страницах рассказа К.Г. Паустовского «Беглые встречи» мы видим такого человека – это старенький пианист. Он мог бы стать знаменитым музыкантом в Москве, но предпочел играть ради «деревушек и сел» и помогать чинить поломанные музыкальные инструменты тем, кто никогда не сможет прикоснуться к искусству без его помощи. Различая звуки, он сумел услышать нужды простых людей и поставить их выше собственных амбиций. Он осознал, что настоящее служение культуре – это не заработок на ней в роскошных залах, а жертва, принесенная во благо распространения искусства в самых отдаленных уголках страны.
  3. Трагедия «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина заставляет читателя оценить роль музыки во влиянии на человека. Сальери был одержим музыкой, он готов был сделать все, что угодно, лишь бы стать единственным ее «обладателем». Конкуренция между великим Моцартом и Сальери рассеивается тогда, когда композитор играет  «Реквием» — именно в этот момент в Сальери начинает «пробуждаться» его душа, он искренне оплакивает свой безнравственный поступок, и до конца жизни будет винить себя в смерти Моцарта, который «открыл» ему путь к изучению своего «Я». В этом же произведении автор утверждает, что гений и злодейство – вещи несовместные. Значит, искусство делает человека лучше, обогащает и очищает его душу.

Вариант 2

(383 слова) Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.

Вспомним рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Рассказчик оказывается на состязании певцов. Он с удовольствием слушает исполнение рядчика, который хорошо владеет голосом и берет высокие ноты. Мало кто сомневается уже в его победе. Но вдруг на сцену является Яшка Турок. Хриплым и низким голосом он поет душераздирающую песню, страстную и неистовую в своем великолепии. Все в зале замирают и уносятся далеко-далеко. Музыка вырывает их из грязного кабака и дает силы воспарить над землей. Все думают о своей жизни, заглядывают вглубь себя. Яшка затронул потаенные струны души и сыграл на них тоскливую песню о русской действительности. И сам рассказчик был пленен его исполнением. Этот пример позволяет сделать вывод, что музыка способна сделать человека лучше и чище. Она вдохновляет его на самопознание и работу над собой. Пусть ее магия действует не так долго, как хотелось бы, но она преображает душу на краткие мгновения соприкосновения с творчеством.

Музыка может дать человеку силу жить, даже если все, что его окружает, безрадостно. Это доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Главный герой беден и стар, вся его жизнь была безысходна и наполнена тоской. Он постоянно пытался заработать, бегал за удачей, но она отворачивалась, и положение оставалось бедственным, несмотря на все усилия. Детей у Якова не было, с женой отношения были холодные, ведь он все время был занят погоней за материальными благами. Он не замечал красоты природы и простых радостей, был несчастен и слеп. Но дожил до седин благодаря музыке. В самые тяжелые моменты он щипал струны скрипки и играл на ней. Даже ночью он ложился спать вместе со своим инструментом, чтобы находить утешение. И последние минуты жизни он посвятил созданию песни, передающей все его душевное состояние. Данный пример заставляет задуматься о том, что музыка поддерживает человека и является его лекарством от житейских невзгод.

Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.

Подтверждая догадки прошлого…

Буйство разнообразия жанров современной музыки позволяет каждому человеку подобрать композицию по душе. В чем секрет этой тяги к определенному звучанию? Оказывается, что человек воспринимает музыку по следующим факторам:

  • национальная принадлежность;
  • индивидуальные особенности;
  • текущее эмоциональное состояние.

Давно было отмечено, что каждый жанр способен воздействовать как на физическое, так и на психическое состояние человека. Как утверждали древнейшие исследователи, значение музыки в жизни человека действительно колоссальное: музыка влияет на тело, интеллект, духовную сущность.

Исследования последних лет позволили более досконально изучить это воздействие. Теперь людям доступны сведения о влиянии звуков определенных музыкальных инструментов, традиционных мелодий, о современных направлениях и психологическом состоянии человека, находящегося под их воздействием. Значение музыки в жизни современного человека неоспоримо – она проникает во все сферы человеческой жизни и охватывает целые культуры и этнические наследия, которые делают жизнь людей более осмысленной.

Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (

Согласно определению С. И. Ожегова, музыка – это искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства; мелодия какого-нибудь звучания.

Следует также раскрыть и понятие “литература”. Это произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»).

В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Материальный носитель образности в литературе — речь — позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в том числе внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях.

По словам С. И. Ожегова, литература – это 1.совокупность письменных произведений вообще; 2. Совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности.

Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции. Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой, — мемуарная, эпистолярная, документальная литература.

Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область художественной литературы. Только в 18-19 века эти две области сравнялись по значению. Для 20 века характерны связи художественной литературы с другими преимущественно новыми видами искусства — кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, по преимуществу литературоведением.

3 стр., 1387 слов

Сущность художественного образа в музыкальных произведениях

… понимание сути произведения и вызывают личностное отношение к нему» . Так, создание художественных образов в музыке реализуется при помощи средств музыкальной выразительности. Средства выразительности музыкального искусства весьма разнообразны …

Эпитеты к слову «музыка»

Ритмичная, душевная, вдохновляющая, симфоническая, негромкая, торжественная, инструментальная, приглушённая, мелодичная, напевная, оркестровая, чарующая, завораживающая, удивительная, неповторимая, дивная, райская, бодрая, задорная, оживляющая, оглушающая, оперная, медленная, бальная, полковая, сладостная, волнующая, монотонная, лирическая, неземная, весёлая, популярная, программная, чудная, тягучая, приятная, небесная, ангельская, развлекательная, этническая, народная, альтернативная, классическая, пронзительная, концертная, энергичная, электронная, современная, экзотическая, церковная, нежная, возвышенная, величественная, романтическая, молодёжная, божественная, гениальная, африканская, модная, прекрасная, чувственная, старинная, живая, беззаботная, волшебная, выразительная, гармоничная, жизнеутверждающая, жизнерадостная, замысловатая, задумчивая, звонкая, звучная, игривая, изумительная, красивая, мажорная, минорная, могучая, оптимистическая, обворожительная, пьянящая, радостная, сердечная, резкая, плавная, пленительная, светлая, родная, серьёзная, сказочная, утончённая, убаюкивающая, абстрактная, вокальная, национальная.

Грустная, печальная, убийственная, мучительная, траурная, варварская, похоронная, скорбная, заунывная, тревожная, адская, примитивная, бесстрастная, дикая, душераздирающая, мрачная, страшная, бесцветная, нервная, несерьёзная, тусклая, серая, упадническая, плачевная.

Вариант 1

(343 слова) Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.

Например, А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» описал ситуацию, когда героиня смогла найти благодаря музыке утешение в горе. Вера чувствовала себя виноватой в гибели Георгия — ее тайного поклонника. Он получил от нее жестокую отповедь и больше не смог жить с запретом на думы и мечты о ней. И он убил себя. А Вера, узнав об этом, не могла прийти в себя и мучилась от укора совести. Но в прощальном письме она прочитала просьбу героя: он хотел, чтобы Вера послушала сонату Бетховена. И ее подруга сыграла для нее. Слушая мелодию, Вера прониклась чувствами Георгия. Ее душа очистилась и примирилась с неизбежным. Красота и сила музыки вдохнули спокойствие в ее внутренний мир, обуреваемый раскаянием и сожалением. Она поняла, что он ее простил. И после этого заряда эмоций Вера наверняка сможет жить дальше и вспоминать о Желткове только с радостью, без боли.

Музыка утешает и героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Матрена Тимофеевна прожила непростую жизнь, и даже рассказы о событиях минувших лет вызывают у нее слезы. Повествуя странникам о своих злоключениях и испытаниях, Матрена разбавляет горькие думы песнями. И народная музыка дает ей силы продолжить свою историю. Теми же средствами воздействует на народ Гриша Добросклонов, народный заступник. Он сочиняет стихи и поет для людей песни о свободе и справедливости. Слушатели находят в них энергию для новых трудов и преодоления невзгод. Благодаря искусству они осознают национальную идентичность и поднимают склоненные головы, чтобы отстаивать свои права. Вот так музыка поддерживает и просвещает героев.

Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.

Лев Николаевич Толстой

Музыкальные вкусы Льва Николаевича были разнообразными. Это отразилось в его знаменитых произведениях – «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате».

В молодости любимыми композиторами Толстого были Бах, Гендель и Шопен. В 1849 году молодой Лев Николаевич поселил у себя в Ясной Поляне музыканта Рудольфа, с которым играл в четыре руки на рояле. Увлекшись в то время музыкой, он по нескольку часов в день играл произведения Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона. Будучи уже в годах, Толстой в Ясной Поляне  нередко встречался с известными композиторами. Чаще других его посещали композиторы Танеев и Гольденвейзер. Им он однажды рассказал, что еще в далекой юности, когда ему было 20 лет (в 1848 году), задолго до написания своего первого литературного произведения, он в соавторстве со своим знакомым Зыбиным сочинил вальс фа мажор. Танеев и Гольденвейзер уговорили его исполнить этот вальс, что Лев Николаевич сделал с большой неохотой. Дело было в 1906 году, Льву Николаевичу шел 79 год. Несмотря на почтенный возраст, Толстой сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Танеев с Гольденвейзером тут же переложили вальс на нотный лист, и произведение  сохранилось до наших дней. В частности этот вальс  звучит в фильме «Отец Сергий», снятом в 1978 году по его повести советским режиссёром Игорем Таланкиным.

Проблема восприятия музыки

  1. Нередко люди становятся заложниками собственных амбиций и желаний, иногда эти вещи провоцируют человека на такие поступки, которые он никогда бы не совершил без какого-либо воздействия. Этим воздействием иногда является музыка. Так, например, в повести Л.Н. Толстова «Крейцерова соната» главный герой – Позднышев – убивает свою любимую жену, и немаловажную роль в случившемся сыграла «Крейцерова соната» Бетховена. Герой говорит, что хотел бы даже запретить воспроизведение этой мелодии, так как она обладает гипнотической силой, высвобождает самые потаенные эмоции и животные инстинкты. Композиция подействовала на него абсолютно демоническим образом, не повысив, а, наоборот, понизив его чувства до состояния «животной ревности». Искаженное восприятие сыграло с ним злую шутку.
  2. Человеку не чужда радость или горесть от воспоминаний, которые вызывает в нем музыка. К примеру, Вера Шеина из повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» после смерти Желткова слушает «Аппоссионату» Бетховена в исполнении знакомой пианистки. В ней пробуждаются как слезы, так и радость от понимания того, что погибший поклонник простил ее — об этом ей «рассказала» музыка. Неслучайно этот загадочный влюбленный попросил ее послушать эту мелодию в предсмертном послании. Возможно, он, страстный обожатель музыки, знал, какие чувства она передаст Вере. И не прогадал.
  3. Музыка в виде какого-либо музыкального произведения является «мерилом величия» для одного, а для другого – «провалом». Как понять, не ошибся ли человек в своем выборе «правильного восприятия»? На примере Обломова из одноименного произведения И.А. Гончарова, который любил арию «Casta diva» из оперы Беллини, мы можем увидеть, что музыка может открываться для каждого по-разному, но главным является то, что человек «совершает» под ее «давлением». В этом примере герой влюбляется в свою противоположность – Ольгу Ильинскую, ради ее расположения пытается изменить свою застоявшуюся жизнь. В то же время его поступки под влиянием данной мелодии можно трактовать, как измену себе и своим убеждениям. Как бы то ни было, произошедшие изменения пошли на пользу Обломову: он лучше узнал себя. Значит, музыку можно считать силой, способной открыть человеку глаза внутрь себя.

Гончаров: Шуберт и Беллини

Николай Ярошенко. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1888. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка, Республика Крым

Писатель Иван Гончаров страстно любил оперу. «Фреццолини принята хорошо, — сообщал он в письме о дебюте итальянской певицы, — но не с безумием, как у нас водится — и слава Богу!» В 1864 году в журнале «Голос» вышла заметка Гончарова о Полине Виардо, написанная по просьбе близкого друга певицы Ивана Тургенева.

Часто характер своих героев Гончаров раскрывал через их музыкальные предпочтения. Например, Марфинька из романа «Обрыв» пела романс Александра Варламова «Ненаглядный ты мой, как люблю я тебя» и арию Розины «Una voce poco fa» из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини: «…поет она звонко, чисто, и никакого звука любви не слышно в этом голосе… потом слышно, как она беспечно прервала пение и тем же тоном, каким пела, приказывает из окна Матрене собрать с гряд салату…»

Андрей Штольц из романа «Обломов» был любитель виртуозных пьес французского композитора Анри Герца, а Илья Обломов, как и сам автор, предпочитал вокальную музыку. Прекрасно пела героиня того же романа Ольга Ильинская. Среди ее любимых композиторов Франц Шуберт — автор камерных произведений. Этим Ольга отличалась от барышень, исполняющих лишь салонные романсы. И Обломов, и Ильинская восторгались оперой Винченцо Беллини «Норма». Каватина Нормы «Casta diva» лейтмотивом проходит через весь роман. Гончаров обращался к этой арии и до «Обломова», описывая пейзаж во «Фрегате «Паллада»: «Взошел молодой месяц и осветил лес… …Лес кажется совсем фантастическим. Это природная декорация «Нормы». <…> Пней множество, настоящий храм друидов: я только хотел запеть «Casta diva», как меня пригласили в совет, как поступить».

Итак, классификация жанров:

  • По форме
    • видения
    • новелла
    • ода
    • опус
    • очерк
    • повесть
    • пьеса
    • рассказ
    • роман
    • скетч
    • эпопея
    • эпос
    • эссе
  • По содержанию
  • комедия
  • фарс
  • водевиль
  • интермедия
  • скетч
  • пародия
  • комедия положений
  • комедия характеров
  • трагедия
  • драма
  • По родам
  • эпические
  • басня
  • былина
  • баллада
  • миф
  • новелла
  • повесть
  • рассказ
  • роман
  • роман-эпопея
  • сказка
  • фэнтэзи
  • эпопея
  • лирические
  • ода
  • послание
  • стансы
  • элегия
  • эпиграмма
  • лиро-эпические
  • баллада
  • поэма
  • драматические
  • драма
  • комедия
  • трагедия

Здесь следует заметить, что и в музыке существует жанровая классификация, так можно выделить основные жанры литературы:

  • секвенция *
  • мадригал **
  • респонсорий ***
  • стихира ****
  • мугам *****

Глава 1.Музыка и литература как виды искусства.

Музыка окружает нас всюду, к какой бы сфере общества мы не принадлежали. Что же такое музыка? В переводе с греческого »musike» буквально обозначает »искусство муз», это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки

Стоит обратить внимание на то, что в музыке, как и в литературе, главной составляющей являются художественные образы, которые нужно воплотить, показать так, чтобы было понятно слушателю или читателю. Музыка ( греч

μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза ) — искусство , средством воплощения художественных образов для которого является звук , особым образом организованный во времени. Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношении прикладных и художественных целей творчества.

18 стр., 8534 слов

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного …

… такое изобразительное искусство и художественное восприятие. 2. Выделить особенности курса МХК. * Волков Н.Н. Художественное восприятие. М., 1997, с 283. Глава 1. Художественное восприятие Понятие “ эстетическое восприятие”*, применительно … воздействия на зрителя и его восприятие. Между тем в литературе по эстетике отмечалось неоднократно, что термин “восприятие” используется в ее понятийной системе …

Аргументы

  1. Музыка во время войны объединяет людей, укрепляет их веру и надежду.
  2. Музыка пробуждает в человеке чувство радости, счастье, желание творить и совершенствоваться.
  3. Музыка выражает человеческие эмоции сильнее слов.
  4. Первая мелодия, с которой знакомится человек – колыбельная матери.
  5. Музыка выражает чувства человека на протяжении всего его существования.
  6. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку.
  7. С 2003 года в России музыкотерапия признана официальным методом лечения.
  8. Музыка существует в нашей жизни как средство самопознания и самовыражения.
  9. Музыка способна влиять на настроение.
  10. Воздействие музыки на человека зависит от её стилей и направлений.

Ритмичная, душевная, вдохновляющая, симфоническая, негромкая, торжественная, инструментальная, приглушённая, мелодичная, напевная, оркестровая, чарующая, завораживающая, удивительная, неповторимая, дивная, райская, бодрая, задорная, оживляющая, оглушающая, оперная, медленная, бальная, полковая, сладостная, волнующая, монотонная, лирическая, неземная, весёлая, популярная, программная, чудная, тягучая, приятная, небесная, ангельская, развлекательная, этническая, народная, альтернативная, классическая, пронзительная, концертная, энергичная, электронная, современная, экзотическая, церковная, нежная, возвышенная, величественная, романтическая, молодёжная, божественная, гениальная, африканская, модная, прекрасная, чувственная, старинная, живая, беззаботная, волшебная, выразительная, гармоничная, жизнеутверждающая, жизнерадостная, замысловатая, задумчивая, звонкая, звучная, игривая, изумительная, красивая, мажорная, минорная, могучая, оптимистическая, обворожительная, пьянящая, радостная, сердечная, резкая, плавная, пленительная, светлая, родная, серьёзная, сказочная, утончённая, убаюкивающая, абстрактная, вокальная, национальная.

Грустная, печальная, убийственная, мучительная, траурная, варварская, похоронная, скорбная, заунывная, тревожная, адская, примитивная, бесстрастная, дикая, душераздирающая, мрачная, страшная, бесцветная, нервная, несерьёзная, тусклая, серая, упадническая, плачевная.

Мелодия, композиция, искусство, классика, джаз, поп, рок, блюз, фокстрот, рок-н-ролл, кантри, техно, диско, электро, саундтрек.

Русская поэзия в живописи

В мировой культуре происходят мощные интеграционные процессы, которые находят свое отражение во взаимодействии различных видов искусства. Развитие видов искусства происходит в их взаимодействии. Например, литература, являющаяся важнейшей частью культуры, тесно взаимодействует с музыкой и живописью, а также с кинематографом. Такие обширные связи обусловлены статусом литературного произведения, который рассматривается как эстетический феномен. Литературное произведение обладает универсальной познавательной природой.

Впервые о связи поэзии и живописи заговорили сами поэты и художники. Особенно искусно эта связь выражена в картине «Поэзия и живопись», принадлежащей Анне Кауфман.

В. В. Стасов, один из известнейших художественных критиков 19 века, в своем обзоре дает характеристику связи русской живописи и литературы. Он говорит, что русская литература и искусство подобны двум неразлучным близнецам, существование которых по-отдельности немыслимо.

Русская живопись и поэзия всегда шли рядом, освещая злободневные проблемы жизни. незаурядным талантом живописцев обладали многие поэты и писатели, среди которых А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, братья Бестужевы и многие другие. А художники создали портреты классиков литературы 19 века, которые до того сильно впечатались в наше сознание, что по-иному знаменитых поэтов нам невозможно представить.

Взаимосвязь живописи и поэзии имеет место на разных уровнях творческой деятельности:

  • одни и те же художественные направления – романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, классицизм
  • функциональная направленность и проблематика (художники – передвижники и писатели – народники)
  • творческий метод (Перов – Некрасов)
  • жанр и типология (натуральная школа – К. Маковский).

Во второй половине 19 века возникла русская школа иллюстраторов. В работах художников-иллюстраторов были выработаны особые художественно-графические принципы, которые утвердили связь поэзии, литературы с живописью на совершенно другом уровне. Начиная с этого момента, книжная иллюстрация является неотъемлемой частью поэтико-художественной культуры.

Связь поэзии с живописью удобнее рассматривать на примере иллюстраций к литературным произведениям. Например, Врубель писал иллюстрации к произведениям Лермонтова, Глазунов – к произведениям Блока, Верейский – к произведениям Твардовского и т.д. Такой способ позволяет наглядно увидеть, что живопись повторяет, дублирует материал поэзии.

Замечание 1

Иллюстрация является ограниченным родом художественного творчества, так как в этом случае художнику приходится следовать за творческой мыслью писателя.

Связь поэзии и живописи не сводится только к иллюстрации. Часто при публикации поэтических произведений используются репродукции картин. Есть художественные произведения и литературные, которые рассматриваются в паре. Однако необходимо заметить, что поэзия и живопись два самостоятельных вида искусства, и составление таких пар является условным. Например, по традиции картину «Бурлаки на Волге», написанную И. Е. Репиным, рассматривают при изучении стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге». Сюжет картины пересекается с одним из эпизодов стихотворения, и часто используется в качестве иллюстрации к нему. Часто с тематикой произведений Некрасова перекликаются картины Саврасова. Кроме общей сюжетной линии такие произведения объединяют и метод передачи образа поэтом и художником.

Таким образом, связь русской живописи и поэзии достаточно тесная, поэзия находит свое отражение в картинах известных живописцев, а также в иллюстрациях.

Образ музыки в литературных произведениях

Введение

  1. Образ музыки в прозе
  2. А.Гофман «Кавалер Глюк»
  3. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»
  4. Л.Н.Толстой «После бала», «Крейцерова соната»
  5. Образ музыки в лирике
  6. «Сияла ночь. Луной был полон сад…» А.А.Фет
  7. «Импровизация» Б.Л.Пастернак

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.

Ромен Роллан

Что такое музыка? Это искусство, искусство организованных, упорядоченных звуков, вызываемых инструментами или человеческим голосом. Они имеют определенную высоту, ритм, лад, гармонию, тембр. Эти звукосочетания передают состояние души человека.

Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка. Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания.

«Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает ее разум», — утверждал Ромен Роллан.

Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул, Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой».

И это правда. Нет на свете ничего живее музыки.

Однако музыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но ее возможности ограничены, как не беспредельны горизонты любого вида искусства, взятого по отдельности.

При всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы «увидеть» что-то в ее звучаниях, надо прибегнуть к помощи фантазии.

«…Одна возможность остается у нас всегда возможность уловить связи между явлениями; сетка этих связей может оказаться редкой или густой в зависимости от нашего внутреннего состояния, от нашего желания по собственному произволу распластать, упростить мир.

То же и в творчестве: здесь не достает самого представления об объекте, оно ускользает от нас.

Однако и здесь можно удовольствоваться тем же сопоставлять разные грани, отыскивать новые, насколько хватит нашего усердия, вызывать к жизни порой прекрасные в своей многосмысленности образы, украшающие вершины, где эти грани сходятся.»

Так рассуждает о роли музыки в литературе теоретик символизма Стефан Малларме («Музыка в литературе»). Он видит в музыке новую, совершенно неожиданную грань, благодаря которой литературное произведение начинает звучать по-новому, давая более яркое, выпуклое изображение жизни.

И тогда мы обращаемся к музыке. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении.

Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность.

Целью нашей работы и стало исследование роли образа музыки в литературном произведении.

1. Образ музыки в прозе

Гофман «Кавалер Глюк»

Разве можно даже перечислить те пути, какими приходишь к сочинению музыки?

Это широкая проезжая дорога, и все, кому не лень,

суетятся на ней и торжественно вопят: «Мы посвященные! Мы у цели!»

А между тем в царство грез проникают через врата из слоновой кости;

мало кому дано узреть эти врата, еще меньше вступить в них!

Гофман был очень талантливым человеком, обладавшим разносторонними дарованиями. Он был автором первой романтической оперы «Ундина» и множества музыкальных произведений; руководителем оркестров; художником, расписывавшим церкви и рисовавшим едкие карикатуры.

Но зарабатывал он себе на жизнь, служа в судебном ведомстве чиновником.

Гофман, в гражданском своем существовании был, в зависимости от поворота судьбы, попеременно судейским чиновником и капельмейстером, истинное свое призвание видел в музыке, славу приобрел себе писательством.

Музыка пронизывает всю его прозу, не только как тема, но как стиль. На самом деле душа Гофмана, душа его искусства шире и музыки и литературы: она театр. В театре этом есть, как положено, и музыка, и драма, и комедия, и трагедия. Он до самозабвения, до безумия любил свою Музыку, любил Поэзию, любил Фантазию, любил Игру — и он то и дело изменял им с Ж?/p>

Необычные свойства музыки

  1. Музыка соединяет не только людей с похожими интересами и жизненной позицией, но и абсолютно разных по образу жизни и мировосприятию персонажей. Ими являются герои рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». После долгих душевных переживаний, пережитых гробовщиком Яковом, он решает сыграть свою мелодию, дав волю всем своим эмоциям, и, как оказалось, человек, которого он ненавидел больше всего в жизни, стал его единственным слушателем. Ротшильд понял, что пережил этот человек, точно так же как и Яков, осознавший свою вину. Скрипка, подаренная Ротшильду, стала вещью, соединяющей их сердца. Великая сила искусства сплотила их, открыв те потайные уголки души, которые раньше были невидимы. Мелодия стала тем языком, на котором эти люди поняли друг друга.
  2. В повести В. Астафьева «Последний поклон» жизнь главного героя неразрывно связана с музыкой. В юном возрасте она вызывает у него печаль и восторг, во время войны – переосмысление тщетности существования человека. Она кажется ему чем-то абсолютно недосягаемым и возвышенным по сравнению с мирской жизнью, она существует вне времени и пространства, она просто живет внутри каждого: внутри души, сердца и разума. Именно музыкальный клич поднимает народ и направляет его на путь победы!

Личная жизнь

В краткой биографии Льва Толстого важно отметить, что его избранницей стала 18-летняя Софья Берс, которая была младше супруга на 16 лет. Этот брак оказался удачным, хотя между супругами не раз возникали разногласия

В 1863 году в семье произошло пополнение: родился первенец четы Толстых. Есть сведения, что всего Софья Андреевна родила 13 детей, пятеро из которых не дожили до взрослого возраста. Долгие годы она была верной подругой и соратницей Льва Николаевича, всячески помогала и поддерживала, полностью оградила от решения бытовых вопросов.

Скончался Лев Николаевич Толстой 7 (20) ноября 1910 года, на 83-м году жизни. Причиной смерти стала банальная простуда, которая дала тяжелейшее осложнение — крупозное воспаление легких. Писатель был похоронен, как он сам завещал, в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу. Здесь прошли его счастливые годы, и здесь они с братьями в детстве искали «зелёную палочку», способную сделать всех людей счастливыми.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Толстого

Интересные факты

  • Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он также написал «Азбуку» и «Книгу для чтения» для детей.
  • Самое свое большое и значимое произведение «Война и мир» Толстой в конце жизни называл «многословной дребеденью».
  • Лев Николаевич Толстой имел дворянский титул графа.
  • Толстой увлекался светской жизнью и игрой в карты. Играл всегда очень азартно и часто проигрывал, что негативно сказывалось на его финансовом положении.
  • Толстой подверг резкой критике талант Шекспира как драматурга и даже выпустил очерк «О Шекспире и о драме» с подробным разбором некоторых его работ.
  • После смерти у Толстого осталась жена и 8 детей. Всего супруги дали жизнь 13 детям.

Все интересные факты из жизни Толстого

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Прочие направления

Как доказали ученые, поп-музыка негативно сказывается на внимательности и памяти вследствие влияния монотонности ритма. Согласно исследованиям, рэп (хип-хоп) способствует развитию агрессивности. Монотонность жанра приводит к раздражительности, злобе, понижению настроения и общего эмоционального тонуса. Блюз положительно влияет на эмоции, может понизить раздражительность и успокоить. Джаз способствует нарушению внутренней гармонии, поэтому влияние жанра считается скорее негативным.

Рэгги – музыка для хорошего настроения, которая способна повысить эмоциональный тонус, устранить признаки озлобленности и агрессии. Современная электронная и клубная музыка снижает способность к обучению, а также негативно сказывается на интеллекте. Может повысить напряженность и раздражительность. Музыка жанра соул может вогнать в тоску, так как напоминает о чувствах. Фолк (народная музыка) способна поднять настроение и повысить общий эмоциональный тонус.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: