Соната №30 ор. 109
«Банальная» гармоническая секвенционная структура первой темы накладывается на очень быстрый темп и «ломбардский» (обращенный пунктирный) ритм, создавая нервозность, в которой мы неизбежно узнаем нечто шумановское. Сложностью отличается и построение сонатной формы, и драматургия всего цикла. Средняя часть в темпе Prestissimo с ее неистовой страстностью (вновь вспоминаем Шумана) восходит к яростным тарантеллам и жигам, которые встречались как у самого Бетховена (финалы Сонаты ор. 31 №3, «Крейцеровой»), так и у его предшественников. Однако подобные эффектные части обычно завершали цикл, а не взрывали его посередине. Финальная тема с вариациями, восходящая к образам античности, благородная, возвышенная, дает ответ на неистовство средней части. E-dur, тональность религиозного настроения, размышления о смерти и бессмертии, а для Бетховена еще и тональность ночного звездного неба и томления по недосягаемому идеалу, здесь подходит как нельзя лучше. Вариации отсылают то к романтическому «шопеновскому» вальсу (№1), то к фантастическому скерцо (№2), то к полифонической инвенции (№5).
Последняя, шестая, вариация, самая удивительная по звучанию и заключенному в ней смыслу. Диминуирование ведет к полному мистическому преображению, почти скрябиновско-мессиановским мистериальным звучностям. После пережитого Преображения возвращение темы в первоначальном виде воспринимается как «возвращение на круги своя», неизбежный круговорот жизни берет свое…
Людвиг ван Бетховен. Основные произведения (20)
Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным.
В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.
-
№ 1: Людвиг ван Бетховен «Соната 14 (Лунная соната)»
ТОП-100Народный рейтинг: 638704
Лично мне запомнилось использование Лунной сонаты в мультфильме «Маша и медведь» («До весны не будить»), где в финальных титрах Медведь, намаявшись с Машей, вместе с Волком в ночном лесу ест кашу и воет на луну.
-
№ 2: Людвиг ван Бетховен «К Элизе (Fur Elise)»
ТОП-100Народный рейтинг: 616849
Написано от безответной любви. Любовь не сложилась, зато сложился шедевр.
-
№ 3: Людвиг ван Бетховен «Симфония № 5»
ТОП-100Народный рейтинг: 586162
Знаменитый «па-ба-ба-бам», известный также как «мотив судьбы» или «тема судьбы».
-
№ 4: Людвиг ван Бетховен «Ода К радости (из Симфонии № 9)»
ТОП-100Народный рейтинг: 423058
Гимн Евросоюза, между прочим
-
№ 5: Людвиг ван Бетховен «Соната 17 (Буря)»
ТОП-100Народный рейтинг: 299435
Соната для фортепиано № 17 ре минор, op. 31 № 2, была написана Бетховеном в 1802 году. Неофициальные названия: «Буря», «Соната с речитативом», «Шекспировская соната».
-
№ 6: Людвиг ван Бетховен «Соната 8 (Патетическая)»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 165943
Соната для фортепиано № 8 до минор, oп. 13 «Патетическая», часть 1 — Allegro di molto e con brio
-
№ 7: Людвиг ван Бетховен «Соната 23 (Аппассионата)»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 74700
«Аппассионата» (итал. Appassionato — воодушевлённо, страстно, живо) Бетховена – самый масштабный фортепианный опус композитора, и один из самых известных. Любимая соната В. И. Ленина.
-
№ 8: Людвиг ван Бетховен «Увертюра Эгмонт»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 67692
Главная партия из увертюры «Эгмонт»
-
№ 9: Людвиг ван Бетховен «Симфония № 9. Molto vivace»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 63531
Симфония № 9 Ре минор, Op. 125 — последняя завершённая симфония, созданная Людвигом ван Бетховеном.
Часть 2 (Molto vivace).
-
№ 10: Людвиг ван Бетховен «Шотландская застольная»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 57177
Налей полней стаканы
-
№ 11: Людвиг ван Бетховен «Соната 25 (Кукушка)»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 55523
Сонату прозвали «Kuckuckssonate», из-за специфической музыки, напоминающей кукование кукушки, в разработке первой части.
-
№ 12: Людвиг ван Бетховен «Симфония № 7»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 52850
Седьмая симфония была завершена в 1812 году в Вене. Премьера состоялась в Вене, 8 декабря 1813 года.
-
№ 13: Людвиг ван Бетховен «Менуэт соль мажор»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 51812
-
№ 14: Людвиг ван Бетховен «Сурок»
Песни и романсыНародный рейтинг: 46813
2 февраля отмечается «день сурка». В ознаменование праздника добавляем в коллекцию известную классическую песню «Сурок».
Кстати, в 2019 году сурок Фил предсказал раннюю весну.
-
№ 15: Людвиг ван Бетховен «Рондо-каприччио (Ярость из-за потерянного гроша)»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 46044
-
№ 16: Людвиг ван Бетховен «Концерт № 5 (Император)»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 43418
-
№ 17: Людвиг ван Бетховен «Симфония № 6 (Пасторальная)»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 37706
Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню
-
№ 18: Людвиг ван Бетховен «Тройной концерт»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 30961
Наиболее известное произведение в жанре концерта для трех солирующих инструментов и оркестра
-
№ 19: Людвиг ван Бетховен «Концерт № 3 для фортепиано с оркестром»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 30517
Еще одно бессмертное произведение гения часто звучит со сцен в симфонических концертах
-
№ 20: Людвиг ван Бетховен «Концерт для фортепиано с оркестром № 1»
вне конкурсаНародный рейтинг: 13086
В 1-м фортепианном концерте еще явственно ощущается влияние предшественников – Моцарта и Гайдна, но, в то же время, уже отчетливо просматривается чисто бетховенский концертный стиль.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827, Ludwig van Beethoven)
16 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, эрцгерцогство Австрия
Немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы»
Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)
Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.
Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.
Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.
Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.
Глухота
В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тиннитус — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима.
Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Но именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.
Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.
Сонатность как метод мышления
Бетховен импровизировал в различных музыкальных формах – рондо, вариационной, но чаще всего в сонатной. Именно сонатная форма в наибольшей степени отвечала характеру бетховенского мышления: он мыслил «сонатно», подобно тому, как И. С. Бах даже в гомофонных своих композициях нередко мыслил категориями фуги. Вот почему среди всего жанрового разнообразия бетховенского фортепианного творчества (от концертов, фантазий и вариаций до миниатюр) жанр сонаты закономерно выделился как самый значительный. И вот почему характерные признаки сонаты пронизывают бетховенские вариации и рондо. Соната в наибольшей мере отвечала природе бетховенского гения.
Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната», 1802 год
Произведение изначально было написано в ля миноре, но чаще всего исполняют его в ля мажоре. Соната длится составляет около 40 минут, что для 19 века было очень необычным. Соната №9 была впервые услышана зрителями в 1803 году. Бетховен написал ее для скрипача Джорджа Бриджтауэру, который стал первым исполнителем.
Накануне выступления на венской сцене были готовы только черновики. Скрипачу приходилось подглядывать через плечо дирижера, чтобы увидеть записи на нотных листках, так как часть произведения успели сделать только в одном экзампляре.
В некоторых изданиях написано, что соната посвящена Родольфу Крейцеру. В то время его знали как талантливого скрипача. Есть несколько вариантов объяснения случившегося. Некоторые исследователи считают, что Джордж нанес оскорбление даме, которая была хорошо знакома Бетховену. Композитор после этого решил изменить решение и переписал посвящение. Другие считают, что Урейцер был более известен, поэтому и было принято решение все переиграть, чтобы соната стала более популярной. Настоящую известность творение получило благодаря Льву Толстому. Он написал одноименную повесть ,«Крейцерову сонату».
Суровый, но добрый
Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли.
Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.
Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат:
Обновление сонатного цикла
В истории фортепианной сонаты «бетховенский этап» – наиважнейший. Начав с образцов, во многом близких сонатам предшественников (Ф.Э. Бах, Гайдн, Моцарт) именно Бетховен довел классическую сонату до высшей кульминации и открыл путь сонате романтической. В его творчестве традиционный сонатный цикл особенно бурно обновляется.
Начиная со 2 сонаты, менуэт уступает место скерцо (хотя ещё не раз встретится в последующих сонатах). Наряду с частями, составляющими основу классической сонаты, в неё входят марши (№№12, 28), фуги (№№ 28, 29, 31), инструментальные речитативы (в 17 сонате), ариозо (в 31) и т. д. Поразительно разнообразие композиционных решений: в 12 сонате 1 часть написана в вариационной форме; в 13 — сонатное Allegro вообще отсутствует; 14, «Лунная», начинается как бы сразу со второй, медленной части; в «Авроре» (№21) 2 часть – интродукция – является расширенным вступлением к финалу; в 19, 20, 22, 24, 27, 32 всего две части; в 1-4, 7, 11, 12, 13, 15, 18, 29 – четыре.
МУЗЫКА
Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена
Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.
Название Сонаты № 8 — «Патетическая» — принадлежит самому Бетховену. Патетический — значит страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъема.
Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.
Л. Бетховен
Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.
Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).
Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.
Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.
-
Послушайте 1-ю часть Сонаты № 8. В каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?
- Спойте главную тему финала. Проследите по компьютерной графике за ее развитием. Из какой темы 1-й части она вырастает?
-
Послушайте 2-ю и 3-ю части Сонаты № 8. Как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие?
-
Каким предстает в этой музыке человек? Чувства, мысли, переживания каких известных вам персонажей литературных произведений, кино, театра могла бы выразить эта музыка?
-
Какую мысль в целом утверждает композитор, прибегая к рондообразности построения финала?
-
Сравните начальные интонации Сонаты № 8 Бетховена и Этюда № 12 Шопена. Что их объединяет?
- Страстно, возвышенно, строго, спокойно, мечтательно, пафосно, призывно, тяжело, величаво, благородно — такие слова часто употребляют для характеристики музыки романтиков: Шуберта, Шопена, Листа и др. Какими иэ этих слов можно охарактеризовать музыку Бетховена? Аргументируйте свое мнение.
Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
Фортепианная соната, наряду со струнным квартетом, была главной творческой лабораторией Бетховена. Здесь ранее всего сформировались главные особенности его стиля – характерный тематизм, манера изложения, метод композиции.Показательно, что жанр сонаты у Бетховена значительно опережал развитие жанра симфонии: большинство бетховенских сонат было создано до 1806 года («Аппассионата», кульминация сонатного творчества, была ровесницей 3-й, «Героической» симфонии).
В сонате в камерном плане испытывались наиболее смелые замыслы, чтобы позднее получить монументальное воплощение в симфониях. Так, «Похоронный марш на смерть героя» 12 сонаты явился прообразом траурного марша 3 симфонии. Идеи и образы «Аппассионаты» подготовили 5 симфонию. Пасторальные мотивы «Авроры» получили развитие в 6-й, «Пасторальной» симфонии. От речитативов 17 сонаты протянулись нити к речитативам 9 симфонии. Таким образом, поиски «нового пути», которые Бетховен вел на подступах к 3-й симфонии, сопровождались мощным сонатным потоком (до 1806 г. создано большинство бетховенских фортепианных сонат).
Как только новая манера письма была окончательно найдена, в сонатном творчестве наступило длительное «затишье»: за десять лет композитор написал только 4 сонаты (№№ 24-27). Аналогичным образом утверждался и стиль позднего Бетховена. Лишь после всестороннего «испытания» в последних пяти фортепианных сонатах (№№28-32) он получил развитие в «Торжественной мессе», поздних квартетах, 9-й симфонии .
Список сонат
Первые сонаты
На ранние сонаты Бетховена сильно повлияли сонаты Гайдна и Моцарта . Несмотря на это, он искал новые способы сочинения своих сонат. Его первые четыре сонаты построены в четырех частях, что было очень редко в его время; его соната « Патетическая » была первой, в которой в одной части были два темпа.
Опус 2: Три сонаты для фортепиано (1795)
- N ° 1: Соната № 1 в F — минор
- 2: Соната для фортепиано № 2 в основных
- No.3 : Соната для фортепиано No.3 в C мажор
Opus 7: Соната для фортепиано № 4 в ми — бемоль мажор, «Гранд Соната» (1797)
Опус 10: Три сонаты для фортепиано (1798)
- No.1: Соната для фортепиано № 5 в C минор
- No.2 : Соната для фортепиано № 6 в F — мажор
- No.3 : Соната для фортепиано № 7 в ре мажор
Opus 13: Соната для фортепиано № 8 в C минор «патетическая» (1798)
Опус 14: Две сонаты для фортепиано (1799)
- № 1: Соната для фортепиано № 9 в E мажор (1801) Аранжировка композитора для струнного квартета фа мажор (H 34)
- No.2 : Соната для фортепиано No.10 в G мажоре
Opus 22: Соната для фортепиано No.11 в си — бемоль мажор (1800)
Средние сонаты
Написав свои первые тринадцать сонат (до соч. 28), он написал Венцелю Крумпхольцу : «Отныне я пойду новым путем. « Сонаты Бетховена этого периода сильно отличаются от предыдущих. Он стремится отказаться от общей сонатной формы, унаследованной от Гайдна и Моцарта, и заменить ее более смелым способом замысла сонаты. Многие композиторы-романтики того времени находились под сильным влиянием этих сонат Бетховена. После 1804 года Бетховен отказался от сгруппированных опусов и сочинил только по одному сочинению на сонату. Мы не знаем, почему он это сделал.
Opus 26: Соната для фортепиано № 12 в А — плоских мажора, «Похоронный марш» (1801)
Аудио файл |
Соната для фортепиано No. 14, I. Adagio sostenuto |
Исполняет Дориан Паке. |
Опус 27: Две сонаты для фортепиано (1801)
- N 1: Соната для фортепиано п ° 13 в Е-плоской основной «Соната квази уна фантазии»
- N ° 2: Соната для фортепиано № 14, в С-резкой минор «Соната квази Una Fantasia» ( «лунным»)
Opus 28: Соната для фортепиано № 15 в ре мажор «Пастораль» (1801)
Опус 31: Три сонаты для фортепиано (1802)
- No.1: Соната для фортепиано No.16 в G мажоре
- N ° 2: Соната п ° 17 в D — минор «Буря»
- № 3: Соната для фортепиано № 18 в ми-бемоль мажор, «Ла Шассе»
Опус 49: Две сонаты для фортепиано (сочинена в 1795/96 г., опубликована в 1805 г.)
- No.1: Соната для фортепиано No.19 в G — минор
- No.2 : Соната для фортепиано No.20 в G мажоре
Opus 53: Соната для фортепиано № 21 в C основной «Вальдштейна» (1803)
WoO 57: Andante Favorite — Оригинал центральной части сонаты «Вальдштейн» (1804 г.)
Opus 54: Соната для фортепиано No.22 в F мажор (1804)
Opus 57: Соната для фортепиано № 23 в F — минор «Апассионата» (1805)
Opus 78: Соната для фортепиано № 24 в F-диез основнымов «А Терезы» (1809)
Opus 79: Соната для фортепиано No.25 в G мажор (1809)
Опус 81а: Соната для фортепиано № 26 в E-плоский главный «Les adieux / Das Lebewohl» (1810)
Opus 90: Соната для фортепиано No.27 в E — минор (1814)
Последние сонаты
Последние сонаты Бетховена — одни из самых сложных произведений в репертуаре. И снова его музыка находит новый путь. В то время его классический стиль и его слух полностью исчезли, на смену им пришла романтическая музыка . Соната « Hammerklavier » была и остается самой сложной сонатой Бетховена. Фактически, это считалось неиграбельным, пока мальчик почти 15 лет не сыграл ее на концерте: Ференц Лист .
Аудио файлы |
Адажио из опуса 106 |
Арриетта из опуса 111 |
Проблемы с использованием этих носителей? |
---|
Этими последними пятью сонатами Бетховен монолог и восходит к универсальному; по словам Игоря Стравинского, он становится «навсегда нашим современником» .
Opus 101: Соната для фортепиано № 28 в основным (1816)
Opus 106: Соната для фортепиано № 29 в си-бемоль мажор, «Hammerklavier» (1819)
Opus 109: Соната для фортепиано No.30 в E мажор (1820)
Opus 110: Соната для фортепиано No ля мажор (1821)
Opus 111: Соната для фортепиано № 32 в C минор (1822)
Устный перевод и записи
Все 32 сонаты впервые были исполнены в едином концертном цикле Гансом фон Бюловым . Ряд других пианистов имитировали этот подвиг, в частности, Артур Шнабель (первый со времен Бюлова, сыгравший полный цикл наизусть по памяти — без партитуры), Роджер Вудворд и Майкл Хустоун исполнили полный цикл дважды; сначала в возрасте 40 лет, затем через 20 лет, в 2013 году.
Первым пианистом, который с 1932 по 1935 год сжег полную запись для EMI, был Артур Шнабель . Эти сонаты гравировали другие пианисты, среди которых, в частности, Клаудио Аррау (дважды), Владимир Ашкенази, Вильгельм Бакхаус, Пол Бадура-Шкода, Даниэль Баренбойм, Малькольм Биннс (на форте фортепиано), Альфред Брендель (трижды), Альдо Чикколини, Джон О’Конор, Энни Фишер, Ричард Гуд, Мария Гринберг, Фридрих Гульда, Йено Хандо, Вильгельм Кемпфф (дважды), Стивен Ковачевич, Антон Куэрти, Пол Льюис, HJ Лим, Ив Нат, Кун-Ву Пайк, Маурицио Поллини, Жан -Бернар Поммье, Бернар Робертс, Андраш Шифф, Рассел Шерман, Жорж Плюдермахер, Рита Бубулиди и Жерар Виллемс. Эмиль Гилельс записал почти полную, он умер незадолго до завершения.
В 1970 году Даниэль Баренбойм установил мировой рекорд для самого молодого пианиста, записавшего полный цикл сонат Бетховена (с 1967 по 1970 год). С 2014 года этот «рекорд» был побит швейцарской пианисткой Мелоди Чжао, поскольку она выгравировала полные 32 сонаты. сонаты в 19 лет для лейбла Claves .
Соната №32 op.111 , c-moll (1821-22)
Композитор возвращается здесь к жанру драматической сонаты — ведущей в его творчестве центрального периода, но раскрывает его в новом качестве в соответствии с сущностью своего позднего стиля. Во многом можно наметить аналогии с “Патетической”: тональный колорит, трагический пафос вступления, острота конфликта, страстность тонуса 1 части. Однако конфликт здесь не театральной природы: он переведен в плоскость интеллектуальную и разворачивается в сфере сознания, мышления. По некоторым своим качествам (“фаустианская” тема, характер пианизма, тяготение к монотематическому принципу) эта соната предвосхищает листовскую Сонату h-moll.
(пример 29
В лаконичной и собранной разработке главная тема разрабатывается в виде трехголосного фугато, основанного на двух её ритмических вариантах. Действие предельно концентрируется, перетекая в динамическую репризу-кульминацию. В ней утверждается трагический образ главной партии, мрачному тонусу которой подчиняется и расширенная побочная. Заканчивается аллегро неустойчиво: плагальные обороты как будто насильно утверждают мажорную тонику. После смерти героя возможно последует возрождение. И оно наступает — в кристально светлой Ариетте.
(пример 22).
Пантеистическое мировоззрение Бетховена, столь ярко проявившееся в этой Ариетте (взаимосвязь жизни и смерти, циклическое умирание и воскресение), найдет свое продолжение в Торжественной мессе, в его последнем квартете ор.135. Однако, в творчестве Бетховена соната как жанр пришла к своему последнему рубежу, и кажется, что не только. Как говорил Т. Манн в романе «Доктор Фаустус», «Сама соната как жанр здесь кончается, подводится к концу: она исполнила свое предназначение, достигла своей цели, дальше пути нет, и она растворяется, преодолевает себя как форму, прощается с миром!»
Итак, фортепианная соната в творчестве Бетховена прошла огромный путь, превратившись в “философскую поэму” и открыв новые горизонты— психологические откровения романтиков, томительные рефлексии композиторов XX века. Огромный стилистический диапазон и многообразие конструктивных решений его сонат дало возможность последователям развивать самые разные бетховенские идеи. Путь от них лежит к сонатам Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Метнера, Скрябина, Прокофьева.
Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»
Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.
Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.
Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.
Багатель № 25 ля минор, «К Элизе» («Für Elise»), 1810 год
Это уникальное творение было написано Бетховеном, когда он уже почти потерял слух. Оно входит в основной список обязательных программ почти во всех музыкальных учебных заведений. Свое название оно получило не сразу. Спустя 40 лет после смерти композитора была найдена его нотная тетрадь, где гений собственноручно написал: “Посвящаю Элизе”. Через 2 года ноты опубликовали в том виде, в котором его привыкли играть современники.
До сих пор точно не известно, кому именно была посвящена эта гениальная музыка. По одной из версий Бетховен написал ее для своей близкой подруги Элизабетт Реккель. В то же время период написания совпадает со временем его увлечения Терезой, в которую Людвиг был сильно влюблен. Но есть и другая версия, согласно которой композитор посвятил творение супруге российского императора, Елизавете Федоровне.
Концерт для скрипки с оркестром, op. 61, 1806 год
Это музыка для скрипки. Бетховен впервые написал законченный концерт для этого инструмента. Опыт был очень необычным. Впервые он начал работать над созданием законченных партий для скрипки в 1790 году. С тех пор он создал несколько вариантов. И до сих пор непонятно точно, является ли описываемое творение каким-то отдельным проектом или это часть более масштабного проекта.
При жизни автора этот концерт никогда не играли на широкую публику. Композитор написал его для Франца Клемента, который был директором Венского театра. В 1806 году впервые музыка была исполнена на бенефисе Клемента. Через 2 года вышло и печатное нотное издание. Но потом музыка была благополучно забыта. Она не произвела какого-то особого фурора.
В 1844 году Концерт для скрипки исполнил 12-летний Йозеф Иоахим в сопровождении оркестра Королевского филармонического общества. Это и дало сонате вторую жизнь. Ее оценили по достоинству и с тех пор начали регулярно исполнять на сцене.
Соната для фортепиано № 8, «Патетическая» 1799 год
Многие современные музыковеды считают это произведение самым гениальным. Его называли по праву эстетическим манифестом. Соната была сочинена в 1799 году. В то время композитор уже начал терять слух. Ему казалось, что это конец творческого пути. И он всерьез думал о том, что данное творение станет для него последним. Такими мыслями он делился с современниками. Но судьба оказалась совершенно иной. Впереди было еще много гениальных произведений.
Музыка была воспринята неоднозначно. Некоторые критики хвалили новую работу композитора, называли ее гениальной. Но были и те, кому пришлось не по душе то, что в ней слишком много драмы. В итоге сонату начали исполнять на самых крупных сценах. Но Бетховену не понравилась такая победа. Слишком много негатива было высказано. До конца жизни он избегал разговоров об этом творении. Сейчас Соната №8 невероятно популярна во всем мире.
Литература:
//URL: https://liarte.ru/referat/fortepiannyie-sonatyi-bethovena-sochineniya-i/
1. Конен В. История зарубежной музыки. Учебник /для музыкальных ВУЗов. Вып. 3. М., 1981.
2. Музыка французской революции XVIII века. Бетховен /Учебное пособие для теоретико-композиторских факультетов музыкальных ВУЗов. М., 1967.
3. Евдокимова Ю. Становление сонатной формы в предклассическую эпоху // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. М., 1972.
4. Кириллина Л. Сонатный цикл и сонатная форма в представлениях Бетховена // Музыкальный язык, жанр, стиль. Проблемы теории и истории/ Сб. науч. трудов МГДОЛК. М., 1987.
5. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. 2. М., 1963.
6. Беккер П. Бетховен: в 3-х вып. Биография. Симфония. Фортепианные произведения. М., 1913–15.
7. Бетховен: Сб. статей. Л., 1927.
8. Бетховен: Сб. статей. /ред.-составитель Н.Фишман. Вып. 1. М., 1971.
9. Кириллина Л. Бетховен и французская революция // Мир искусств: Альманах. М., 1995.
10. Кириллина Л. Гете в духовной жизни Бетховена. // Гетевские чтения 1993. М., 1994.
11. Кириллина Л. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2-х т. М., 2009.
12. Келер К.Х. «…прожить тысячу жизней!» По страницам разговорных тетрадей Бетховена. М., 1983.
13. Климовицкий А. О творческом процессе Бетховена. М., 1979.
14. Нейгауз Г. О последних сонатах Бетховена // Из истории советской бетховенианы / сост., ред., предисл. и коммент. Н. Л. Фишмана. М., 1972.
15. Письма Бетховена 1787–1811. М., 1970; 1812–1816. М., 1977; 1817–1822. М., 1986.
16. Проблемы бетховенского стиля. М., 1932.
17. Протопопов В. Принципы музыкальной формы Бетховена. М., 1970.
18. Роллан Р. Бетховен. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Appassionata». М., 1937.
19. Серов А. Избранные статьи. Т.1–2. М.–Л., 1950–1957.
20. Фишман Н. Книга эскизов Бетховена за 1802–1803 годы: Исследование. М., 1962.
21. Фишман Н. О некоторых литературно-философских интересах Бетховена // Сов. музыка. 1970. N12.
22. Эрио Э. Жизнь Бетховена. М., 1959.
Наряду с гигантскими, концепционно значительными произведениями в этом жанре у Бетховена есть «маленькие сонаты», предназначенные для любительского дамского музицирования: две двухчастные сонаты ор. 49 (№19, 20, они были сочинены еще в 1796–98, но изданы в 1805) и соната ор. 79. В какой-то мере к ним можно отнести и две сонаты ор. 14 (№9,10).
Черни утверждал, что ритмоформула финала навеяна образом всадника.
Название дал гамбургский издатель Кранц, и оно удачно сочетает три смысловых оттенка слова: глубокое страдание, бурная и стихийная страстность и сильное возвышенное чувство.
Это не первая соната Бетховена, предназначенная именно для фортепиано, а не для клавесина; просто в этом произведении и автор и издатель решили подчеркнуть это.
Симфония № 9 ре минор, 1824 год
Это произведение стало последним в творчестве Людвига вана Бетховена. Симфонию композитор написал, будучи уже совсем глухим. Она и стала венцом его творений. В последней части есть хорошее сопровождение, исполняемое солистами. Возможно, поэтому симфонию называют хоральной. В истории музыки на тот момент это был первый случай, когда композитор наряду с музыкальным сопровождением включил в произведение голосовое сопровождение.
Премьера симфонии была посвящена прусскому королю, герою войны, защитнику от войск Наполеона. Она состоялась в венском театре в 1824 году. Известный композитор на тот момент уже был совершенно глухим. Он не дирижировал, а просто стоял около рампы. Публика очень тепло приняла новое сочинение от маэстро. В зале не затихали бурные овации. Маэстро уже ничего не слышал, но по ликованию людей он понял, что симфония произвела фурор.
Произведения, сонаты Людвика Бетховена исполняют по сей день на крупнейших мировых сценах. Их изучают в школах, в музыкальных учебных заведениях. Эта музыка гениальная, пронизывающая. Можно смело совершенно назвать ее вечной классикой, которая никогда не постареет и не выйдет из моды.