Легендарный «караван» дюка эллингтона: история одного джазового шедевра…

Немного об авторе мелодии…

Тема «Caravan» прекрасно знакома даже тем слушателям, которые очень далеки от джазовой музыки… Более того! Она актуальна и привлекательна даже для человека, который не знает об этом жанре ровным счётом ничего!

Так, пуэрто-риканский тромбонист и композитор, — Хуан Тизол написал эту мелодию с целью обращения к теме африканской и ближневосточной экзотики… Не секрет, что как и «Pyramid» и «Perdido», «Caravan» дополнила музыкальную копилку легендарного джазового оркестра Эллингтона! И несмотря на то, что «Perdido» так же стала «джазовым стандартом», сравнивать влиятельность и популярность этих двух мелодий нет смысла… Именно «Caravan» увенчалась мировым успехом!

Что касается автора золотой классики, то Хуан Тизол родился и вырос на острове Пуэрто-Рико. Любовь к музыке ему прививал родной дядя Мануэль Тизол, который являлся руководителем столичного оркестра в Сан-Хуане. Не удивительно, что юный Хуан быстро овладел искусством игры на скрипке! Однако, любимым его инструментом оказался именно вентильный тромбон… Во многом из-за того, что среди музыкантов бытовало мнение, якобы именно с помощью этого редкого инструмента можно достичь настоящих высот!


Хуан Тизол

И вот, в возрасте 20 лет Хуан Тизол отправился покорять сцены Америки! Сначала он обосновался в Вашингтоне, однако вскоре перебрался в Нью-Йорк. Дела складывались как нельзя лучше, и уже очень скоро имя нашего героя стало широко известно благодаря оркестру Дюка Эллингтона (их сотрудничество датируется 1929 годом)!

Аранжировки и кавер-версии

Композиция «Caravan» остаётся одной из самых популярных среди джазовых, да и не только, музыкантов… Поэтому совершенно неудивительно, что на песню было выпущено столько каверов! Причём кто только не «баловался» эллингтоновской классикой! Среди наиболее известных и удачных аранжировок и исполнений можно выделить работы таких музыкантов, как: Элла Фицджеральд (она же пела под аккомпанемент оркестра Эллингтона), Нэт Кинг Коул, The Mills Brothers, Билли Экстайн и многие другие. К слову, версия последнего исполнителя помогла «Каравану» вновь обрести бешеную популярность! Версия Экстайна разлетелась многомиллионными тиражами по всему миру!

А что касается самого Дюка Эллингтона, то композитор записывал это произведение около 350 раз! Одной из наиболее удачных работ является версия с его революционного альбома «Money Jungle» (1962).

История создания песни…

Ну а теперь пришло время поговорить о самой композиции!

Произведение «Caravan» было написано в 1936 году. В этом же году инструментальная его версия начала издаваться на пластинках оркестра Эллингтона… Текст был написан позднее, Ирвингом Миллсом — автором и промоутером джазовых артистов, а также главным издателем пластинок Эллингтона.


Обложка композиции

Впервые «Караван» был записан в Голливуде, в декабре 1936 года.

Стоит отметить, что сам Эллингтон никогда не был жадным до славы… Композитор частенько указывал соавторов популярных, и не особо, произведений (если таковые были, разумеется). Таким образом, Дюк Эллингтон продвигал своих оркестрантов, обеспечивая им престижное будущее и неплохие отчисления за авторские права…


Оркестр Эллингтона

Что касается «Каравана», то данная композиция не просто так плотно связана с именем Эллингтона… Ведущий знаменитого джазового оркестра действительно приложил свою руку к её созданию! А именно, Дюк внёс в первоначальную вариацию мелодии некоторые важные изменения. Именно поэтому принято говорить «Караван Дюка Эллингтона»! При этом никто не забывает про вклад Хуана Тизола, о чём свидетельствует его авторство на дисках.

Повторяется

Эта тема стала стандартом и приобрела совершенно новое измерение в 1960-х и 1970-х годах.

  •  : Банни Бериган и его оркестр
  •  : Виктор Кнушевицкий с Государственным джазовым оркестром СССР (под названием Караван, аранжировка очень похожа на аранжировку Дюка Эллингтона в 1937 году)
  • 1940-е: братья Миллс, с версией а капелла
  •  : Секстет Диззи Гиллеспи
  •  : Трио Эрролла Гарнера (7 минут в очень живом темпе)
  • Конец декабря  : соло Арта Татума
  •  : Thelonious Monk Trio в альбоме Thelonious Monk играет Duke Ellington или The Riverside Trios с Оскаром Петтифордом и Кенни Кларком
  •  : Джордж Ширинг Квитет
  •  : Джонни Мэтис
  •  : Трио Джимми Смита, вживую
  •  : Эрл Хайнс — Mugsy Spanier All Stars
  •  : Элла Фицджеральд с оркестром Дюка Эллингтона
  •  : Кенни Баррелл Септет
  •  : Уютный Коул Септет
  •  : Кути Уильямс и его оркестр
  •  : Куинси Джонс и его оркестр
  •  : Санто и Джонни, в их одноименном дебютном альбоме
  •  : Квинтет Бена Вебстера
  •  : Джазовые вестники Арта Блейки
  •  : Секстет Фредди Хаббарда
  •  : Квинтет Маккоя Тайнера
  •  : Квинтет Коулмана Хокинса
  •  : Джеймс Браун, Концерт в Apollo
  •  : Трио Джо Джонса
  •  : Трио Джо Пасс
  •  : квартет Zoot Sims
  •  : Оскар Петерсон и Диззи Гиллеспи
  •  : Трио Томми Фланагана
  •  : Джо Тернер соло
  •  : Art Pepper Quartet (альбом Rehearsal Session and More или Friday Night At The Village Vanguard )
  •  : Вуди Герман на джазовом фестивале в Монтерее
  •  : Квартет Дэйва Брубека
  •  : Лол Коксхилл с Мишей Менгельберг ( альбом нато-1982 Instant Replay )
  •  : Монти Александр с Джоном Клейтоном
  •  : Оливер Джонс соло
  •  : Квартет Wild Bill Davis  (en)
  •  : Квартет Wynton Marsalis
  •  : Эдди Торрес и его Mambo Kings Orchestra (альбом Dance City ), версия мамбо
  •  : соло Мишеля Петруччиани (альбом » Live in Germany» ). Это не первая его версия, но это антология, которая длится 10 минут.
  •  : Тито Пуэнте и Мачито на альбоме Tito Meets Machito: Mambo Kings
  •  : Джими Тенор на альбоме Intervision
  •  : Аллен Хойст, альбом Just Before Spring
  •  : Ари Хёниг, альбом путешествий во времени, сольная барабанная версия
  •  : Martial Solal, альбом Solitude
  •  : Кассандра Уилсон, альбом Loverly
  •  : Sonicbloom Хироми, альбом Beyond Standard
  •  : Jamie Cullum Quartet, который поднимает тему без микрофона 10 июля на фестивале Jazz à Vienne.
  •  : Электронная версия Savage Skulls на лейбле Sound Pellegrino.
  •  : Рафаэль Гуалацци, версия для фортепиано / контрабаса / ударных. Итальянский пианист показывает здесь степень своего виртуозного мастерства.
  •  : хип-хоп группа Smokey Joe & The Kid сэмпл Caravan на альбоме Nasty Tricks
  •  : Фред Херш в сольном исполнении, концертная версия, записанная в концертном зале Windham Civic Center в Нью-Йорке (записи Palmetto PM2180), по крайней мере столь же примечательна, как и у Мишеля Петруччиани.
  •  : Этьен Жаумет (DJ ATHOME Dub), Versatile Records
  •  : Анаис Рино, альбом Lovesome Thing

Также заслуживает внимания гитарная версия Марселя Дади, другая — оркестра Брайана Сетцера в 1990-х, басовая версия Авишая Коэна и фанфарная версия балканской группы Fanfare Ciocărlia . Есть латинская версия, Caravan Mambo Эрнесто Тито Пуэнте в сопровождении его оркестра, которая совсем недавно была вдохновлена ​​кавером Bobun Brass Band. Брижит Фонтен взялась за эту работу, дав ей новые слова. В 1962 году песня Le синема от Клода Nougaro, чья музыка подписывается Мишель Легран, занимает тема Caravan в качестве музыкальной запятой.

Дюк Эллингтон: биография, музыка и последние годы жизни

В данный публикации расскажем об американском руководителе джаз-оркестра, аранжировщике и джазовом композиторе Дюке Эллингтоне. Опишем его биографию, музыкальные достижения и последние годы жизни.

Ранние годы

Дюк Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, США. Отец мальчика работал дворецким в Белом доме, а немного позже сменил место работы и стал копировщиком. Мать будущего композитора была верующая и отлично играла на пианино. Присутствие в семье религии и музыки положительно сказалось на воспитании и будущем Дюка.

В возрасте 7 лет Дюк Эллингтон начал посещать занятия по музыке, а в 11 лет мальчик начал сочинять музыку самостоятельно.

Образование Дюк получал в школе по прикладным наукам и хотел стать художником, после окончания учебного заведения подросток участвовал в разработке плакатов.

Совет

Однако желание работать с красками вскоре проходит и Эллингтон отказывается от предложенной вакансии в институте и решает стать музыкантом.

В 1917 году он обучается музыкальному искусству в Вашингтоне, а после становится руководителем местного ансамбля.

Музыка композитора в кино и награды

Во время работы в группе Cotton Club Эллингтон принимает участие в мюзикле Show Girl.

В 1930 году песни Дюка Эллингтона звучат в кинокартине Check and Double Check, одна из которых становится хитом, исполнителем выступил Бинг Кросби. Спустя 4 года композитор пишет музыкальное сопровождение к еще одному фильму — Murder at the Vanities.

В июле 1941 года Дюк презентует публике мюзикл Jump for Joy, в дальнейшем спектакль исполнили 101 раз, а песня под названием I Got It Bad стала одной из самых популярных композиций данной постановки.

За свою карьеру Дюк Эллингтон был награжден Орденом свободы, Золотой президентской медалью, Орденом Почетного легиона Франции, Императорской звездой Эфиопии, а также был удостоен почетной степени доктора Йельского университета и посмертно награжден одной из самых престижных премий США — Пулитцеровской.

Последние годы жизни

Во время сочинения музыки для очередного фильма «Обмен разумов» Эллингтон чувствовал себя плохо, однако не уделил этому должного внимания. Пройдет некоторое время, и композитору поставят диагноз рак легких, а спустя год он заболеет пневмонией.

24 мая 1974 года джазмен скончался, похороны состоялись через три дня на нью-йоркском кладбище Вудлон. На первых полосах газет появлялись публикации о смерти величайшего композитора Америки, президент Ричард Никсон выступил с речью, в которой говорил, что память об Эллингтоне будет жить во многих поколениях.

Детство и юность

Эдвард Кеннеди (так на деле зовут выдающегося джазмена) родился в столице Соединенных Штатов Америки. Произошло это 29 апреля 1899 года. Мальчику посчастливилось родиться в семье дворецкого Белого дома Джеймса Эдварда Эллингтона и его супруги Дейзи Кеннеди Эллингтон. Должность отца оградила мальчика от тех проблем, с которыми довелось столкнуться чернокожему населению Америки тех лет.

Дюк Эллингтон в детстве

Буквально с пеленок мать начала учить Эдварда игре на клавишных (она сама неплохо играла, а иногда даже выступала на церковно-приходских собраниях). В девятилетнем возрасте ребенку наняли более опытного преподавателя по фортепиано.

Собственные произведения мальчик начинает писать уже в 1910 году. Первое сохранившееся до нынешних дней произведение называется Soda Fontain Rag. Это композиция была написана в 1914 году. В Soda Fontain Rag можно заметить проявившийся в то время у Кеннеди интерес к танцевальной музыке (в частности, к рэгтайму).

Дюк Эллингтон в молодости

После окончания специализированной художественной школы Эдвард устроился работать художником плакатов. Работа непыльная, заработок достаточный — молодому парню регулярно доверяли заказы, поступавшие от госадминистрации, но это занятие не приносило Кеннеди такого удовольствия, какое приносила игра на фортепиано. В результате Эдвард бросил художество, отказавшись даже от должности в институте Пратта.

С 1917 года молодой Кеннеди зарабатывает себе на жизнь музыкой, параллельно обучаясь нюансам мастерства у профессиональных столичных фортепианистов.

Структура…

Как мы уже говорили выше, оригинальная версия была написана Хуаном Тизолом. Однако, впоследствии мелодия потерпела некоторые изменения, внесённые Дюком Эллингтоном. Стоит добавить, что композитор сделал аранжировку «Каравана» прямо в студии!

Так, основной темой «Caravan» являлся капризный мотив в фа-миноре, который, сообразно с названием произведения, навевал атмосферу экзотического Востока… А вот в версии Эллингтона можно заметить смелый переход в одноимённый мажор, при помощи чего был достигнут часто используемый композитором контраст… Собственно, мелодия нисколько не утратила своей таинственности, а лишь напротив — стала более яркой и уверенной!

Эллингтон грамотно подчеркнул «экзотическую» тему кратким повторяющимся контрапунктом саксофона и тромбона, нагнетая, таким образом, призрачную, дикую атмосферу… Затем мелодия переходила от одного инструмента к другому: кларнет, сурдина, тромбон, саксофон и так далее… Что ж, — Дюку Эллингтону, безусловно, удалось добиться очень многого от простой темы.

«Caravan» можно охарактеризовать, как эллингтоновскую классику, исполненную движения, смелости, красок… Причём все звуки сплетены настолько гармонично, что за общим впечатлением слушатель практически не улавливает отдельных элементов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: