Новгородские былины: чем их герои отличались от других русских богатырей

Содержание и сюжеты

В своих исследованиях филологи пишут, что былины по содержанию достаточно разнообразны. На сегодня фольклористике известно около сотни сюжетов, а зафиксировано больше 3000 вариантов и версий текстов. Как правило, эпические песни имеют новеллистический или героический характер. Идейный замысел героической былины заключён в прославлении, единении, а также независимости русской земли. Новеллистические былины прославляют верность супругов, настоящую дружбу, осуждение дурных качеств человека. Кроме того, есть и такие произведения, в которых народ осуждал несправедливость социальную, которая заключалась в произволе властей. Цель всех былин заключается в возвеличивании социальных, национальных, а также нравственно-этических идеалов русского народа.

Василий Буслаев.

Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького . Писатель тщательно копил материалы о нем, лелея мысль написать о Ваське Буслаеве, однако узнав, что пьесу об этом герое пишет А.В.Амфитеатров, отдал все накопленные материалы собрату по перу. Эта пьеса эта считается одним из лучших произведений А.В.Амфитеатрова.

Знаменитые собиратели и исполнители

Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.

Одним из выдающихся собирателей и исполнителей народных песен стал Митрофан Ефимович Пятницкий, основавший крестьянский хор из певцов — самородков, который, спустя годы, перешел в статус национального культурного достояния России — «Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого», появившийся в России в 1911 году и успешно существующий и гастролирующий по миру сегодня.

На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.

В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:

  • Волжский хор;
  • Северный хор;
  • Кубанский казачий хор;
  • Хор донских казаков имени Квасова;
  • Воронежский хор;
  • Сибирский хор.

К числу талантливых молодых исполнителей в сообщении о народных песнях можно отнести Владимира и Марину Девятовых, Пелагею, Анну Пингину, многочисленные ансамблевые коллективы.

Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.

https://youtube.com/watch?v=HCsFdQUzOTw

Образ Василия Буслаева в былинах

Василий Буслаев — новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Это самый знаменитый из персонажей фольклора, носящих имя Василий .

Первый из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов рассказывает о его конфликте с городской общиной. С юных лет для Васьки нет никаких стеснений; он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на тот вред, который приносят его поступки. Настроив против себя большинство новгородцев, он собирает дружину из таких же сорвиголов, как он сам, и буйствует всё более и более; только мать его имеет над ним хотя бы тень власти. Наконец, подзадоренный на пиру , Василий бьётся об заклад, что будет биться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.

Второй из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов изображает этого героя уже не юношей, но зрелым человеком. Чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим . Но паломничество к Святым местам не меняет характер героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Тип Василия Буслаева был мало разработан в дореволюционной научной литературе. Большинство исследователей высказались в пользу оригинальности этого типа, считая его олицетворением могущества самого Новгорода , тогда как Садко служит олицетворением его богатства.

Опера «Иван Сусанин» Михаила Глинки

Первая русская опера, написанная талантливым композитором, рассказывает о событиях начала семнадцатого века – русско-польской войне. Она повествует о героическом поступке костромского крестьянина, который ценой своей жизни остановил вражеский отряд. Он завел поляков в непроходимую лесную чащу, не выдав местоположение царя, за что был жестоко убит.

Финальное название оперы – «Жизнь за царя», хотя репетировалось она вплоть до первого показа под заглавием «Иван Сусанин». Основная идея произведения – верность, мужество, поступки, окрашенные в возвышенно-трагические, доблестные, героические цвета.

Композитор показал войну с польским войском без батальных сцен, он передал образ врага прекрасной танцевальной музыкой. Противоборство двух народов он изобразил противопоставлением лирической мелодичной музыки, характеризующей русскую душу и горделивой мазурки, ассоциирующейся со шляхтичами.

Кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева

В переводе с итальянского «cantare» означает «петь», а кантатой называют крупное вокально-инструментальное произведение для хора, солистов и оркестра, состоящее из нескольких частей. В музыкальном произведении «Александр Невский» описаны исторические события, связанные с именем князя, известного по героическим подвигам на Неве-реке. В честь победы над шведами народ прозвал великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы Русь пришлось защищать от немецких рыцарей-крестоносцев, которые двинулись на русскую землю, снарядившись знаменами, шлемами и щитами с изображением черных крестов. Этому событию посвящена кантата Прокофьева, написанная для кинофильма, снятого величайшим режиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.  Одноименный фильм был поставлен в 1938 году и стал классикой советского кино.

Кантата состоит из семи частей, написанных в эпическом духе. Музыка пронизана яркими образами, она повествует о событиях давних лет, искусно вводя слушателя в старинную эпоху. Композиция рисует перед слушателем бескрайние равнины русской земли, показывает жестокое наступление вражеских отрядов, описывает устрашающие батальные сцены крестоносцев с русскими, показывает гибель рыцарей в холодных волнах озера.

Кантата является символом великой любви к Родине, самоотверженной борьбы с захватчиками и незабвенным памятником в честь славной победы над наступающим врагом.

Средства художественной выразительности.

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса
, …из далече-далече
, дивным дивно
(повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться
, дани-пошлины
, (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…
, нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии
. К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Живопись

Для древнерусского искусства было характерно широкое распространение иконописной, фресковой живописи. Искусство масштабных мозаичных композиций пришло из Византии. Мозаика несёт в себе идею гармоничного единства множества различных единичных компонентов, их стройной организации в целостную картину, где все элементы находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. Мозаика состояла из ряда узоров либо изображений, выполненных из небольших кусочков камня, мрамора, керамики. Бесспорными шедеврами являются мозаика «Нерушимая стена» или Богоматерь Оранта под куполом киевского Софийского собора и выполненные древнерусскими мастерами мозаики Михайловского Златоверхого монастыря (1113), после его разрушения в 1934 г. вывезенные в Москву. Большинство мозаик периода Древней Руси выполнялись из специального стекловидного материала — смальты.

Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Богатым на сохранившиеся фрески оказался храм Святой Софии в Киеве. На них изображены дети Ярослава Мудрого, сценки бытового характера, княжеская охота. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.

Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Первым древнерусским иконописцем, имя которого сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров.

Алипий Печерский (1065-1114) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Первый древнерусский живописец из названных по имени.

Со временем в иконописи складывались местные художественные школы, имевшие собственные стилевые особенности. Древнейшие русские иконы, сохранившиеся до наших дней: «Апостолы Пётр и Павел» (сер. XI в.), «Святой Георгий», «Спас Нерукотворный» (XII в.). Значительных успехов на Руси достигла резьба по дереву и камню, украшавшая как культовые сооружения, так и жилища феодалов.

Игрушки

Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.

Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.

На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).

Народная сказка и былина в детском чтении

… как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характертер. Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т.е. … а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков. Былины. Это героический эпос народа. Всегда повествует о …

Исследовательская работа Баталовой Полины «Образ Змея Горыныча в русских народных …

… о сказочных персонажах. Таким необыкновенным героем мне представился Змей Горыныч. Он интересен тем, … медные когти на лапах блестят». Прилёту Змея Горыныча всегда предшествует … Змея и умного солдата Чудесная рубашка Фролка — сидень Введение У моих …

Нравственное воспитание детей с нарушениями слуха в ходе ознакомления с чувашскими …

… развития. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение. Цель. Определить влияние чувашской народной сказки на формирование нравственного воспитания детей с нарушениями слуха. Для достижения данной цели требовалось …

Лингвокультуроведческие характеристики русской и английской народной сказки

… на материале английских и русских народных сказок

Язык фольклора всегда привлекал внимание лингвистов. В сказках можно найти разнообразные традиционные формы экспрессивности языка: эпитеты, сравнения, оксюморон, лексические и стилистические …

Лингвокультуроведческие характеристики русской и английской народной сказки (2)

… работы — рассмотреть постоянные эпитеты, сравнения и повторы в русских и английских сказках и выявить их общность и различия. Поставленная цель определяет и задачи исследования: 1. Рассмотреть типы и разновидности сказок каждой страны. 2. Описать …

Христианская культура и языческие традиции

Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятия окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве. Тем не менее, оказав огромное воздействие на древнерусскую культуру, христианство всё же не смогло полностью искоренить её языческих истоков, которые органично вписывались в новую культурную реальность.

Ключевые даты

  • 863 — создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки.
  • 996 — строительство Десятинной церкви — первого каменного храма на Руси.
  • 1037 — строительство Софии Киевской.
  • 1113 — составление «Повести временных лет».

Былины о Садко

Разбогател купец Садко чудесным образом: в одном из вариантов былины в обретении богатства ему помогло озеро Ильмень, которое превратило рыбу в монеты. По другой версии, с помощью морского царя Садко выловил три рыбины с золотыми перьями и выиграл спор с новгородцами. Новгородским купцам пришлось отдать свои лавки, которые они поставили в заклад – так Садко стал «купец богатый».

В другом споре Садко противопоставил себя Новгороду, заявив, что может на спор скупить все товары на рынках Новгорода. Как не старался Садко, он не смог купить все бесчисленные товары, которые постоянно прибывали в Новгород со всех концов света. Купеческий город выиграл спор.

Третий сюжет, фантастический, является самым занимательным. Желая продать свои товары, Садко снарядил «тридцать кораблей» и отправился по морю в дальние страны продавать товар. После успешного торга Садко возвращался домой, как вдруг на море началась странная буря: корабли, при полном ветре, останавливались и не могли идти дальше. Садко догадался, что морской царь просит дань, и приказал бросить в море бочки с золотом, серебром и драгоценностями. Но шторм на море не утихал, и экипаж кораблей вспомнил о старинном обычае умиротворять морского царя с помощью жертвоприношения. Садко решил принести в жертву себя и спустился в водяное царство, взяв с собой гусли. Музыка и пение пленили морского царя: Садко пришлось играть и петь три дня и три ночи. Очарованный новгородским гусляром, морской царь показал ему все свои несметные богатства и прекрасных дочерей. Он решил женить Садко на одной из своих дочерей с тем, чтобы Садко навсегда остался в морском царстве и потешал обитателей морских глубин музыкой, во время исполнения которой морской царь без устали танцевал, вызывая этим бури на поверхности моря и гибель кораблей. Тонущие люди обращались в молитвах к святому покровителю – Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). Святой решил помочь Садко и подсказал ему как выбраться из морского царства. По совету святого Николы Садко порвал струны и гуслях и заявил, что хочет жениться на последней дочери морского царя Чернаве (Чернавушке). После свадебного пира Садко «заснул с сон крепкий», а очнулся на берегу Ильмень-озера. Девушка, помогавшая Садко выбраться, превратилась в реку Чернаву. В знак благодарности святому Николе Садко воздвиг соборную церковь.

В красочной былине о Садко, насыщенной яркими эпизодами бытовой жизни купеческого Новгорода, переплелись языческие и христианские представления: фантастический мир царства морской природы и помощь христианского святого. Нереальный мир соседствует с реальными летописными сведениями: о купце Садко (Съдко, Сотко) сообщали записи в 25 летописях.

Опера «Война и мир» Сергея Прокофьева

Выдающееся произведение современного музыкального театра. Художественная основа оперы, либретто, написано по одноименному роману Льва Николаевича Толстого, в котором воссозданы исторические события светского общества и народа в период, когда решалась судьба России. Композиции присущи необычные черты – монументальные масштабы, глубина и размах.

На фоне исторических происшествий, в произведении раскрывается настоящая душевная драма персонажей, показываются широкие картины быта. Первые семь картин оперы посвящены личным взаимоотношениям героев, а остальные шесть посвящены теме народной борьбы. Другими словами, музыкальное полотно состоит из семи картин «мира» и шести картин «войны».

Средства художественной выразительности

Художественные особенности русских былин заключаются еще и в тропах. Все дело в том, что сказители принимали их как достоверные и исторические события. Этот фактор и повлиял на поэтику эпоса. Удивительно, но в былинах отсутствуют метафоры! Зато они изобилуют эпитетами и сравнениями. Часто богатыря сравнивали с ясным соколом. Почти всегда в эпосе поле чистое, стрела бывает каленой, богатырь – сильный, а вражеская сила – поганая.

Как видите, изучить художественные особенности русских былин в 7 классе не так сложно

Важно своевременно и осознанно читать тексты

Изучать историю можно не только при помощи учебника, но и благодаря литературе. Читайте, расширяйте кругозор!

Историческая действительность и художественный вымысел в былинах.

Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.

Тем не менее народные сказители, воспевавшие подвиги княжеской дружины, в отличие от летописцев, не следовали буквально хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Тесная связь с окружающей действительностью обусловила развитие и изменение строя и сюжетов былин, соответственно ходу истории Русского государства. Притом сам жанр существовал до середины XX в., разумеется, претерпевая многообразные изменения.

Американский фольклор

Особенность фольклорных традиций, существующих на американском континенте в том, что до 16 века они основывались исключительно на мифах и верованиях коренных народов: индейцев, эскимосов, алеутов. Это были легенды и сказания о сотворении мира и происхождении людей, ритуальные песни и танцы. Новые обычаи, новые фольклорные жанры и новые герои появились после прибытия в Америку европейцев.

Многие американские народные песни и баллады являются аранжировкой британских вокальных произведений, их переложением для другого состава исполнителей или инструментов.  Национальными американскими музыкальными инструментами можно считать:

  • струнные инструменты банджо, аккордовую цитру (автоарфу), разновидности цитры дульцимер и автоарфу, гитару;
  • пинкольо ― тростниковую индейскую флейту;
  • маракас ― ударно-шумовой инструмент типа погремушки;
  • куика ― кожаный барабан, издающий скрипучие звуки;
  • трутруку — инструмент, по форме похожий на альпийский рог.

Наиболее популярные герои американских былин, исторических рассказов и легенд ― суперковбой Билл, «морской волк» капитан Стромалонг, великан-лесоруб Пол Баньян и его спутник бык Бэби Голубой. Мифические существа в сказках и фольклорных театральных постановках представлены рогатым зайцем Шакалопой, морским монстром Чесси, злым волкоподобным Чупакаброй, духом-людоедом Вендиго. Широкой известностью практически во всем мире пользуются американский аналог европейского Святого Николая Санта-Клаус и полумифический сурок Фил, согласно преданию, предсказывающий приход весны.

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры

В Древней Руси исполнителями и авторами были:

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – скоморохи.

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как

дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.

Колокольный звон как музыкальный жанр

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:

  •  благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Сочинение на тему: Русский фольклор

Фольклор – в переводе значит дословно «народная мудрость». Он включает в себя все, что наши предки передавали из уст в уста, чем утешались и чего ожидали от мира. Это пословицы и поговорки («Семеро одного не ждут», «пьяному море по колено, а лужа по пояс», «Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса»), приметы, сказки, песни, былины, частушки, потешки для детей, танцы и мифология. Все это – огромный пласт культуры, который каждый русскоговорящий впитывает с детства.

Так англичанам не нужно объяснять, кто такой король Артур, японец

не переспрашивает, услышав слово «каппа», а для русского очевидно, что если кто-то говорит «Баба Яга» – это про старушку со скверным характером, которая живет в избушке на курьих ножках.

Конечно, сейчас от фольклора осталось не так много. Он записан, перенесен в книги. Танцы танцуют в кружках, традиционные музыкальные инструменты изучают в ансамблях при музыкальных школах, сказки рассказывают детям, частушки исполняют хором, а песни давно уже стали атрибутом застолья.

А про старых богов нечего и говорить. Их мало кто помнит, и, конечно, никто не приносит им больше жертв.

Иногда я немного жалею

об этом, потому что мир наших предков был гораздо более густо населен, чем наш, несмотря что в нашем обитают семь миллиардов человек.

Для каждого славянина седьмого столетия было совершенно очевидно, что за горизонтом лежит страна мертвых, что Ярило весной дитя, а осенью старик, и зимой он умирает, чтобы, когда она кончится, возродится снова. Что когда небо раскалывается от грома, едет по нему Перун на грозовой колеснице, а ветра – дети Стрибога, который и сам ветер, но такой сильный, что людям не показывается. Макош – мать жизни, по следам которой прорастает трава.

Велес покровительствует одновременно торговцам и ворам – наверное, у него было хорошее чувство юмора. В каждом пруду и каждой речке обитали русалки. В каждом доме за порядком приглядывал домовой, и если забудешь поставить ему молоко – он раскидает все вещи, спутает гривы коням и помочится в молоко. В баннике жил банник, которому обязательно нужно было оставить воды попариться, иначе обдаст кипятком, дверь снаружи придавит поленом. Нерожденный ребенок рисковал стать игошей. Упыри блуждали по кладбищам и тоскливо выли на луну.

Сейчас мир гораздо более светел и приветлив. Но иногда, читая старые сказки, я тоскую по тем темным, страшным и прекрасным временам, когда рядом с людьми незримо жили придуманные ими духи и каждый из них имел свои привычки и был почти что добрым другом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: