Почему возник вопрос о том, кто должен воспитывать?
В советской школе неотъемлемой частью обучения было нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание. Школа воспитала несколько поколений взрослых, которые и сейчас уверены в том, что образование и воспитание — взаимосвязанные направления развития личности. В связи с этим многие родители думают, что именно на учителей должна быть возложена ответственность по привитию детям человеческих качеств.
Еще одним фактором перекладывания собственной ответственности на учителей выступает отсутствие времени и нежелание быть вовлеченным в процесс воспитания. Родители, находящиеся все время на работе, уставшие и поздно возвращающиеся домой, думают, что все необходимое их ребенок получает в школе, в то время как учителя полностью снимают с себя ответственность за него по окончанию уроков. В результате и те и другие удивляются, почему ребенок растет таким прагматиком, эгоистом и просто неуправляемый.
Современная российская школа все увереннее присваивает себе роль исключительно учителя, а не воспитателя. Во многом это обусловлено увеличившейся учебной нагрузкой, техническим прогрессом и огромным потоком информации. Также отмечается изменение приоритетов общества, взявшего за основу капиталистические ценности.
За последние несколько десятилетий учебный план существенно преобразился, появились новые инструменты обучения, предметы и формы. Увеличенная нагрузка иногда не оставляет времени на проведение воспитательных работ, а, если оно и есть, то этот аспект часто сводится к простой формальности.
Не менее значимым фактором в вопросе воспитания детей в школе выступает борьба за права ребенка. В этом плане возможности учителей существенно ограничиваются, и нередко они не имеют права критиковать неприемлемое поведение детей, рискуя получить выговор, поэтому все чаще стараются избегать воспитательных работ.
Кроме того, многие эксперты отмечают негативное влияние сокращения часов на историю, литературу. Ранее уроки литературы позволяли воспитывать в детях положительные качества на примере персонажей из известных литературных произведений, но сейчас многие из них исключены из учебной программы или даются в сжатой форме.
3. Неуспешность и отсутствие желания учиться
Обычно у детей, которые не демонстрируют особых успехов в школе, отстают от программы и теряют интерес к учебе, могут быть не сформированы те или иные высшие психические функции: внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений, мышление
В случае такого нарушения тоже важно разобраться в его причинах — проконсультироваться со специалистом, чтобы понять. как можно помочь ученику
Если в начальной школе с такими детьми работает специалист, обычно к 5 классу эти нарушения компенсируются.
как можно помочь ученику. Если в начальной школе с такими детьми работает специалист, обычно к 5 классу эти нарушения компенсируются.
Распространенной трудностью может быть медлительность. Это конституциональная врожденная особенность, связанная с работой головного мозга, которая редко меняется со временем. Для таких детей ограничение времени — это стресс, поэтому их нельзя торопить, нужно давать им возможность работать в своем темпе и заканчивать задания, давать меньший объем домашней работы. Если у таких детей пропадет мотивация учиться еще в начальной школе, то в средней ее будет сложно восстановить.
Что делать педагогу с детьми, которые не хотят учиться
Учителю важно помнить, что внешняя мотивация всегда менее эффективна, чем внутренняя, потому внутреннюю мотивацию нельзя у детей упускать.
Внутренняя мотивация базируется на трёх базовых потребностях: автономии и целеполагании, когда ученик сам решает, что и как ему делать; потребности в ощущении компетентности, успеха и потребности в отношениях с другими людьми.
Основная идея, которую педагогу нужно держать в голове — если он имеет дело с учеником, который не хочет учиться, нужно создавать ему ситуации успеха: давайте задания, которые ему по силам — легче, короче, и давайте больше времени для их решения.
Кроме этого, педагог может дать ученику возможность самостоятельно ставить себе учебные цели, насколько это возможно, и выбирать способы их достижения. Например, можно предложить выполнить задание в разной форме по желанию ребёнка. В этом случае реализуется потребность в автономии и целеполагании, и внутренняя мотивация ребёнка восстанавливается.
Подробнее о том, что рассказали на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе» другие спикеры, можно почитать в нашем конспекте.
Дислексия и дисграфия
По данным разных российских исследований, нарушения чтения встречаются у 5-20 процентов детей школьного возраста, в среднем — у 10-15 процентов. По данным Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association), причины 80 процентов трудностей обучения являются дислексия и дисграфия, потому что современное обучение еще не в большой степени состоит из видео и аудиоконтента, в его основе — главным образом чтение.
Дислексия — способность овладеть навыками чтения лишь отчасти, при которой у человека тем не менее сохраняется общая способность к обучению. Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, у человека встречаются повторяющиеся ошибки в письме. Не всегда дислексия и дисграфия идут вместе, но во многих случаях сопутствуют друг другу.
Дислексия и дисграфия связаны с особенностями работы тех или иных зон головного мозга. При работе с трудностями обучения нейропсихологи стремятся выяснить, в чем именно может быть причина, с работой каких отделов мозга связано нарушение, чтобы разработать коррекционную программу. Педагоги могут не знать тонкостей о работе мозга, но понимать, что если у ученика серьезное нарушение чтения, то помощь специалиста необходима.
Начиная с 3-4 класса, если у ребёнка есть нарушения чтения, у него как снежный ком накапливается неуспешность, снижаются оценки, а к 5 классу, если с ним никто не работает, начинаются стойкие проблемы как с успеваемостью, так и с мотивацией. В средней школе вернуть ученику веру в то, что учиться может быть интересно, гораздо сложнее, чем преодолеть трудности чтения. Поэтому начинать работать с дислексией и дисграфией нужно как можно раньше.
Работа ученика с нарушениями письма
Мы можем заметить, что у ребёнка дислексия, уже во втором полугодии первого класса по окончанию букварного периода. Ребёнок читает медленно, допускает большое количество ошибок при чтении, читает по буквам, у него наблюдается зеркальное написание букв или зеркальное произнесение слогов. Он не переходит к чтению целыми словами и целыми группами слов, есть нарушения смысловой стороны речи.
Потому что, если я читаю медленно, мне это тяжело, — это отъедает очень большой ресурс, я не всегда до конца могу понять смысл. Мы можем зафиксировать это двумя способами — снижение скорости чтения и то, что ребёнок неправильно отвечает на вопросы по тексту или вообще не отвечает.
Что делать, если у ребёнка дислексия или дисграфия
Для начала признать, что у него есть эта проблема, перестать обвинять и снизить к нему требования. Поставить в известность родителей и совместными усилиями с ними постараться найти специалиста и провести диагностику.
Изменить формы подачи материала. Тексты должны быть короткими и интересными, написанными крупным рубленым шрифтом с иллюстрациями, раскрывающими смысл или дополняющими текст. Сейчас доступно много хорошего аудио и видеоконтента, которым можно дополнять работу с текстом.
Проверить, все ли в порядке у ребёнка с технической стороной чтения — восприятием звуков, слогов на слух, и отрабатывать задания, которые через улучшение зрительного восприятия, слухового анализа, внимания помогают развивать техническую сторону речи.
Если с технической стороной все хорошо, нужно работать над смысловой стороной речи
Важно развивать устную связную речь — просить ребёнка пересказывать, составлять рассказы по серии картинок, рассказывать о своих интересах. Активная работа над связной речью имеет мощный развивающий потенциал и вытягивает письменную речь за собой.
Методы взаимодействия с родителями
взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.
К традиционным методам относятся: родительские собрания, посещение дома ребенка, взаимодействие детского сада с родителями, с родительским комитетом, проведение консультирования и бесед, организация семинаров, тренингов и конференций, проведение круглых столов.
К нетрадиционным методам относятся: организация различных акций, открытие сайта, проведение мини-собраний, организация обучающих игр для родителей, совместная с родителями проектная деятельность, ведение устного журнала.
Урок 4 (освоение первой позиции, гамма до мажор)
На первом занятии мы выяснили строй виолончели: ля, ре, соль, до (начиная от самой верхней). Их также можно обозначить 1,2,3,4 струна соответственно.
Гамму до-мажор наверняка знают все:
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО
И имеет она как и все мажорные гаммы такое строение:
Тон Тон Полутон Тон Тон Тон Полутон
Также мы уже знаем, что между каждым пальцем левой руки в узком расположении полутон. Следовательно, мы уже вполне можем исполнить гамму до-мажор в первой позиции.
1. Первая нота — до, играется самая нижняя 4-я струна (играем щипком, pizzicato),
2. далее ставим 1 палец (указательный), примерно чуть больше сантиметра от порожка — нота ре (ее звучание можно проверить, сравнив с открытой 2-й струной ре),
3. ми — 3 палец (безымянный) 3-й — т.к. между ре и ми тон),
4. фа — 4 палец (мизинец) полтона, поэтому соседний палец,
5. соль – открытая струна (3-я струна, она не зажимается),
6. ля — 1 палец (можно проверить с открытой 1-й струной),
7. си — 3 палец,
8. до — 4 палец.
ПОЗДРАВЛЯЮ, ВЫ СЫГРАЛИ ГАММУ ДО-МАЖОР В 1 ОКТАВУ.
Но мы на этом не останавливаемся, играем вторую октаву, продолжаем:
9. ре – открытая струна,
10. ми -1 палец,
11. фа — 2 палец, т.к. от ми до фа — полтона,
12. соль — 4 палец,
13. ля — открытая струна,
14. си — 1 палец,
15. до — 2 палец, т.к. от си до ноты до — полтона.
Теперь осталось сыграть тоже самое в обратную сторону.
Поздравляю, вы освоили первую позицию на всех струнах!
Осталось только запомнить местоположение их на грифе и на нотном стане. Это достигается путем постоянного повторения.
Немного поговорим о позициях. Мы уже знаем, где находится первая позиция : 1-й палец на ноте ре (струна до), ля — на струне соль и т.д. Указательный палец закрепляет положение руки, и на протяжении всей гаммы до-мажор в 2 октавы рука не двигается вертикально.
Во второй позиции первый палец ставится либо на ми-бемоль, либо на ми (струна до) — там, где был 3-й палец.
Третья позиция — первый палец на ноте фа или на фа-диез (струна до) — там, где был 4-й палец.
Четвертая позиция – первый палец на ноте соль (струна до), она звучит также как и открытая.
На начальном этапе обучения необходимо освоить сначала первую позицию, внимательно следить за постановкой левой руки и интонацией. Успехов!
Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол
— Когда вы впервые с этим столкнулись, это было шоком?
— Абсолютным шоком, да. Но к такому обращению в школе все привыкали быстро, и дети и родители. Например, очень пожилая прекрасная преподавательница как-то в порыве ярости запустила пепельницей в своего ученика и сломала ему руку. И ни о какой ответственности речи не шло, дело было в начале 80-х годов. И таких случаев тысячи, я вас уверяю.
— Почему-то словосочетание «сильный педагог» часто означает, что у него летят ноты в окно, стоит крик, и именно такие вещи ученики потом даже с благодарностью вспоминают. Откуда такая связка?
— Исторически система обучения прямо была привязана к звену учитель-ученик. И на протяжении всей истории искусств мастера с подмастерьями обращались так, что не дай Бог никому. Итальянский художник Возрождения Боттичелли, наш Тропинин, почитайте, есть масса прекрасных свидетельств. Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол. Но никакое насилие не оправдано ничем. И пусть это сложилось исторически, но это ненормально.
— Правда ли, что «сильные педагоги» стараются выжимать из учеников конкурсы и премии? Видимо, талант и сила учителя должны быть как-то доказаны. Но что тогда делать ученикам?
— Это с какой стороны посмотреть. Ученика никто к этому педагогу не тащит. Он поступает в этот класс и знает, что там жестко, что придется ездить на конкурсы. Значит, он принимает эти условия игры.
— Ну, это родители, видимо, расписываются за него кровью, не факт, что он осознает.
— Допустим. И он вынужден этим стандартам подчиняться. Если его ситуация не устраивает — он всегда может из нее выйти. Конечно, такое существует. Есть крайности, когда педагог выбрасывает ноты и хлопает этими нотами по голове, и просто занимается рукоприкладством в самом агрессивном понимании этого слова. Таких случаев до сих пор хватает. Но есть и другая сторона, когда педагог обращается уважительно. И чья эффективность выше? Абсолютно убеждена: второго человека, который не проявляет агрессии, а разумно приводит аргументы. Уговорить человека работать — это тоже большое искусство. И создать ему мотивацию.
Ольга Мартынова. Фото: Анна Лапухина / olgamartynova.com
— Почему тогда вторых гуманных преподавателей так мало в нашей системе музыкального образования?
— Система — это и отношение людей друг к другу. Система образования — это одно. А порочная система взаимоотношений в обществе — другое.
Вы хотели моего мнения? Вот оно.
— Если на каждом шагу такое происходит, получается, в музыкальных школах люди сплошь с проблемами?
— А у нас везде есть люди с проблемами. У нас считается в порядке вещей оскорбить ребенка, своего подчиненного, кого угодно, высказать такие суждения, от которых человек может инфаркт получить. Это проблема культуры поведения, воспитания и всего остального. И музыканты не отличаются в этом смысле от общества.
Я не посылаю детей на конкурс специально, это просто вредно
— Что вы думаете о многочисленных конкурсах исполнителей? Это важная часть развития музыканта?
— Мои ученики, конкурсные победители — совершенно самостоятельные люди, концертируют, преподают и живут в других странах в основном. Но я не сторонник конкурсов. И стараюсь этого избегать. Потому что это оценка извне, которая далеко не всегда объективна. Вообще оценка извне — очень опасная вещь.
Мы прекрасно знаем и то, сколько скандалов и интриг на конкурсах. Можно поехать туда, даже зная, что ты не соответствуешь конкурсному уровню, огрести по полной программе и потом разувериться в себе.
Поэтому человек, который в конкурсных условиях выглядит хуже и слабее других, не должен от этого пострадать. Часто из нестандартных людей, которые в конкурсе проиграли, вырастают прекрасные музыканты, которых интересно слушать.
— Можно ли стать известным музыкантом, не участвуя ни в каких конкурсах?
— Да. Первый человек, который приходит в голову, это замечательный пианист Константин Лифшиц, который умудрился закончить Гнесинку, не поучаствовав ни в одном конкурсе. И теперь у него очень хорошая карьера. Не считал нужным ни он, ни педагоги.
Свеженький пример — пианист Томаш Риттер, который заканчивает наш факультет. Он великолепный музыкант, долго сопротивлялся поездкам на конкурсы, сознательно не желая мешать своему учебному процессу. И когда уже это достигло неприятия со стороны педагогов, он поехал на конкурс Шопена и выиграл его. Я уверена, что даже если бы не поехал, у него все равно сложилась бы карьера. Есть молодой клавесинист Жан Рондо. Он выиграл несколько лет назад Международный конкурс в Брюгге, это номер один среди клавесинных конкурсов. И если он не выиграл бы, ничто бы не помешало его сногсшибательной феерической карьере.
— Тогда кому нужны конкурсы и зачем?
— Они нужны по многим параметрам, которые не связаны ни с каким творчеством.
Это губительная связь, я считаю, что этого не должно быть.
— Что вы теряете, отказываясь отправлять своих учеников на конкурс?
— По условиям высшего учебного заведения, чтобы педагог перешел на другую ступень, у него должно быть N-ое количество лауреатов. Это для меня ужасный вопрос. Потому что я не посылаю детей на конкурс специально. Когда ребенок в раннем возрасте становится лауреатом международного конкурса, это ему не прибавляет достоинств. Это просто вредно. Если он получает не ту премию, которую он бы хотел, у него кризис самооценки. Если первую — губительная история, формируется комплекс величия. И очень мало маленьких лауреатов продолжают трезво смотреть на себя.
— Получается, вы платите за свою позицию карьерой и зарплатой?
— Да. Иногда я вижу, что ребенка безопасно послать на конкурс. Но только когда он крепок морально, устойчив, и выдержит, если что-то произойдет. Но таких детей очень мало.
Урок 3 (постановка левой руки)
Постановка левой руки должна содействовать достижению точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу.
Общие сведения о постановке левой руки.
Большой палец левой руки прислоняется к шейке виолончели, не охватывая ее, а касаясь ее своей поверхностью ближе к ногтю; будет ли шейка охвачена больше или меньше – это зависит от строения руки и от соотношения длины большого пальца к другим пальцам. Большой палец должен находиться напротив первого и второго пальца.
Рука (кисть руки) должна быть расположена над струнами в слегка закругленном виде так, чтобы большой палец находился между указательным и средним пальцами. Представьте, что вы держите в руке яблоко, ваша кисть должна принять такую же округлую форму. Прижимание струн пальцами должно происходить не слишком близко к ногтю ( ее «мясистой» частью). Падение пальцев а также назким на струны должны быть по возможности сильней,- так как от этого, как мы увидим в дальнейшем, в известной мере зависит качество звука. Но не должно быть также и перенапряжения руки.
Кисть руки обычно находится приблизительно на линии предплечья, без заметного прогиба в суставе. Положение локтя зависит от высоты позиции. В первых позициях локоть находится в более низком положении (но не «висит»), чем в верхних позициях. И для целесообразного перемещения руки и пальцев по грифу целесообразно оставлять его в некотором среднем положении. Рука должна всегда удерживаться на весу (не прижимать к телу) и пальцы как бы опираются на гриф. В среднем регистре необходимо наклонить кисть в сторону мизинца, немного выдвинув вперед руку вперед.
Правила установки пальцев:
— При нажиме нельзя оттягивать струну.
— Пальцы должны опускаться на гриф четко, активно, но без излишне сильного удара, достаточно плотно к струне.
— При поднятии пальцев следить, чтобы рука не сдвигалась от позиции.
Подготовительные упражнения:
Ученик устанавливает левую руку на струну ре или соль в 3-ю или 4-ю позиции (см. ниже) и упражняется в нажиме пальцев на струну одновременно всеми пальцами и отдельно каждым. Эти же упражнения переносятся в 1-юпозицию.
Нумерация пальцев левой руки на виолончели:
указательный палец -1,
средний -2,
безымянный -3,
мизинец-4,
открытая струна-0.
Существует также такие понятия как широкое и узкое расположение пальцев. В узком положении между каждым пальцем полтона, но если нужно сыграть тон, то в таком случае есть 2 способа:
1. Оттянуть первый палец на тон от остальных.
2. Оттянуть остальные пальцы от первого.
В обоих случаях 1-й палец вытягивается, но выпрямляется не полностью.
Главное правило постановки: избежание чрезмерного напряжение руки во всех ее частях (пальцы, кисть, локоть, предплечье, плечо). Кстати, плечо также должно быть опущено для удобства игры.
Прием pizzicato.
Этот термин воде с итальянского означает «щипать». Т.е. извлечение звуков на инструменте щипком. При помощи указательного пальца правой руки производится щипок струны в зоне высоких регистров (но не там, где гриф уже закончился — это зона для смычка). В нотах он обозначается так: pizz. Игра смычком обозначается arco.
Этапы процесса сопровождения
- Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
- Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
- Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.
*Здесь мы имеем в виду и включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.
*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.
Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.
Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.
*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.
Не стоит забывать еще один важный факт – любая помощь должна быть дозирована, мы не стремимся к тому, чтобы выполнить все «за» ребенка, мы помогаем ему сформировать свои собственные новые навыки, автоматизировать их – учим ребенка применять новые умения в любой схожей ситуации или обстоятельствах.
На простом примере– обучение письму – мы начинаем писать с ребенком в буквальном смысле «рука в руке», учим его правильному захвату письменных принадлежностей, размечаем страницу, учим ориентироваться в прописи или тетради, активно пользуемся физической подсказкой, постепенно ее минимизируя и сводя по итогу «на нет».
Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.
Функционал тьютора
Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.
тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);
- тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
- разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.
И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.
При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.
Купила виолончель, мечтаю научиться играть
Самой нереально, с репетитором тоже, даже если это профессор! Если Вам больше 10-ти лет(а я полагаю, что больше 20-ти), на смычковом инструменте вы играть никогда не будете. Запомните: ИЗВЛЕКАТЬ ЗВУКИ НА ИНСТРУМЕНТЕ ЭТО НЕ ЗНАЧИТ ИГРАТЬ НА НЁМ!
Не слушайте пессимиста Дядю Мишу. Профессионалом Вы не станете, но вполне прилично играть для себя и для домашних сможете. Но это, честно говоря, потребует долгих лет постоянных занятий
Для начала педагог обязателен! Он должен правильно поставить руки, это очень важно. Приведу пример: Я хорошо знаю одного пожилого человека, любителя музыки, ему было около 70 лет (!), когда он перешел с фагота на.
. гамбу (Вы, наверно, знаете, что гамба — предшественница виолончели) . Он 4 года занимался каждый день, два раза в неделю брал уроки у профессиональной учительницы, и теперь вполне прилично играет простые вещи и даже участвует в любительских концертах. Ещё пример: Математик, академик В. И. Смирнов в возрасте 25 лет начал учиться играть на рояле. Он достиг уровня, который позволял ему играть достаточно сложные произведения (ну, не Листа, конечно, а Баха, Моцарта) . Так что «терпение и труд всё перетрут», как гласит старинная пословица.
Самоучитель не даст ответов не все вопросы, которые возникнут по ходу дела. Нужен опытный репетитор, воспитавший не одного ученика.