Какой бывает музыкальная деятельность?
На формирование музыкального вкуса дошкольников влияет музыкальное воспитание, которое, в свою очередь, состоит из четырех основных видов деятельности. Речь идет о:
восприятии музыки;
- исполнении;
- образовательной деятельности;
- проявлении творчества.
Все эти виды деятельности могут работать в совокупности друг с другом или по отдельности. Каждый из них имеет огромное значение для развития музыкальной личности ребенка. Игнорирование какого-либо из видов музыкальной деятельности может стать причиной появления дисбаланса в формировании ребенка как музыкальной личности.
Эмоциональное восприятие музыки станет у ребенка более осознанным в 6-7 лет. Прослушивая композиции, он сможет выделять не только основные образы, но и средства, которые были использованы композитором для их формирования.
Исполнение имеет некоторые особенности в зависимости от возраста ребенка. Так, дети 3-4 лет могут двигаться под музыку, не вслушиваясь в ритм, таким образом пытаясь выразить эмоции, тогда как дошкольники старшего возраста уже способны формировать движения с учетом ритма и даже придумывать интересные движения под собственное пение.
Творческие проявления также более
И, конечно, образовательная деятельность является одной из важнейших составляющих в процессе формирования музыкальных способностей у дошкольников.
Терменвокс
Терменвокс — удивительный музыкальный электроинструмент, необычность которого в том, что исполнителю не нужно касаться ни струн, ни клавиш. Для извлечения звуков он лишь приближает или отдаляет руки от специальных антенн, изменяя колебательный контур, что влияет на частоту звука.
Антенна, расположенная вертикально, отвечает за тональность, а горизонтальная в форме подковы – за громкость.
Классический терменвокс изобретен в 1920 году, позднее появились различные модификации: терменвокс Ковальского, матремин, виртуальный терменвокс.
Научиться играть бесконтактно сложно, но возможно. Для этого нужен хороший музыкальный слух, терпение и огромное желание.
Эрху
Эрху, необычный древний музыкальный инструмент китайских кочевников, имеет тысячелетнюю историю. Игра на нем скрашивала скучный быт во время кочевых переходов и была неизменным спутником празднеств. Более широкое применение инструмент получил в VII-X в. н. э. Сейчас используется в сольных выступлениях, в оркестровых композициях, в оперных и театральных постановках, в джазе и фольклорной музыке.
Современная модификация инструмента немного отличается от древней – сейчас шейка имеет длину около 81 см, а ранее составляла 50-60 см. На нее крепятся сделанные из металла или жил две струны.
Для изготовления корпуса-резонатора, шестигранного или цилиндрического, используют древесину красного дерева, палисандра, на изготовление деки-мембраны — змеиную кожу.
На бамбуковом смычке, немного изогнутом, струна из конского волоса, а сам смычок крепится между струнами, составляя единое целое с остальными деталями.
Игра на удивительном музыкальном инструменте специфична — он расположен вертикально и упирается в колено игрока, в правой руке которого смычок, а левая, не прижимая струны к шейке, совершает направленные вниз движения.
Звучание эрху органично вплетается в мелодию композиции и уносит слушателей в фантастический мир, сливаясь с музыкой души, а сольное исполнение заставляет замереть и забыть о времени.
Тхай Нгок — 40-летняя бессонница
Вьетнамский крестьянин Тхай Нгок (Thai Ngoc) перенес лихорадку в 1973 году, после которой у него развился тяжелый случай бессонницы. Сначала он думал, что этой пройдет через неделю другую, и не придавал этому значение.
Однако спустя 40 лет он все еще не спит, проведя больше 12 000 ночей без сна. Любой другой человек не выжил бы после такой продолжительной бессонницы, но единственной проблемой, обнаруженной у мужчины, были небольшие проблемы с печенью.
Нгок жалуется на небольшую раздражительность из-за отсутствия сна и прибегал ко многим методам лечения, даже пытался утопить проблему в алкоголе, но ничто не сработало.
Одной из причин объясняющей, как вьетнамец мог продержаться так долго без сна, является такое явление, как «микро-сон«. Микро-сны возникают, когда мозг устал, и на несколько секунд человек засыпает. Примером такого явления является недолгое засыпание за рулем.
Что такое эмоциональное восприятие музыки?
Чтобы развитие музыкальных способностей дало свои результаты, родители должны с раннего возраста ребенка личным примером показывать любовь к музыке. Конечно же, не все детки от природы одарены музыкально, поэтому, прежде чем активно взяться за развитие способностей малыша, не помешает его протестировать. Главными составляющими музыкальной одаренности являются эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальный слух.
Если у малыша нет ни того, ни другого, то развитие его музыкальных способностей станет весьма затруднительным. Кроме того, если малыш не проявляет интереса и желания познавать
Эмоциональная отзывчивость ребенка дошкольного возраста на музыку — это основной показатель наличия у него музыкальных способностей. На ее основе можно будет планировать работу по развитию слуха и ритма. То, насколько глубоким является эмоциональное восприятие, можно определить как во время прослушивания мелодий, так и в процессе их исполнения.
Как ребенок реагирует на музыку, которою слышит? Вслушивается и пропускает ее через себя? Значит, с отзывчивостью у него все в порядке. Дошкольник игнорирует любую музыку, категорически отказывается слушать, петь или наблюдать за тем, как это делают другие? Скорее всего, эмоциональное восприятие у него пока не развито.
Какое же влияние оказывает музыка на развитие дошкольников в целом? В первую очередь, она воздействует на настроение ребенка, помогает ему формировать образы, вызывает поток мыслей и умозаключений.
Музыка — это особый язык без слов, способный вызывать особые эмоции, и в жизни дошкольника роль музыки неоценима.
Правило десяти лет
Настоящий прорыв, наметивший выход из тупика, произошел с появлением работы шведского психолога Андерса Эрикссона и его коллег, озаглавленной как «Роль осознанной практики в достижении выдающихся результатов». В основу исследования лег опыт, полученный ученым в работе над проектом американского университета Карнеги — Меллон, посвященным изучению особенностей памяти. С помощью Уильяма Чейза и некоего анонимного рядового студента Эрикссон провел эксперимент по значительному развитию запоминательных навыков. Результаты показали, что при правильном выборе методики и достаточной интенсивности занятий подопытный способен запомнить и воспроизвести по памяти вплоть до 80 чисел. Биологические характеристики были никак не связаны с этой способностью. Это открытие стало для Эрикссона началом долгого — длиной в 30 лет — пути по продвижению концепции таланта и убеждению в ней многочисленных сомневающихся.
Позже — в 1991 году, уже в Университете штата Флорида — он провел, пожалуй, самое известное свое исследование. Экспериментальную группу составили студенты скрипичного отделения Берлинской музыкальной академии. Вместе с двумя коллегами Эрикссон попытался определить, какие факторы становятся причинами наивысших достижений в искусстве. Вот в чем заключался эксперимент. Студентов разделили на три группы в соответствии с их квалификацией. В первую группу вошли лучшие из лучших — скрипачи, которым прочили уникальную сольную карьеру и всемирное признание. Во вторую — студенты, чьи способности позволяли им рассчитывать на места в самых известных оркестрах. В третью — потенциальные преподаватели-практики. После долгих и содержательных интервью исследователи нашли то, что искали: оказалось, что самые экстраординарные таланты к своему 20-летию имели за плечами более десяти лет игровой практики — в среднем около 10 тысяч часов упражнений и репетиций. Все без исключения. Вторая группа могла похвастаться 8 тысячами часов, третья — только 4 тысячами (опять же в среднем). Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься.
Подобные исследования предпринимались впоследствии еще не раз: экспериментальные группы составлялись из представителей самых разных сфер человеческой деятельности. Но результаты были неизменны. Благодаря работе Эрикссона в обиход психологов надежно вошло правило десяти лет, или правило 10 тысяч часов. Как сказал в своем интервью BBC британский легкоатлет Мохаммед Фарах, выигравший сразу две золотые медали на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне (в том числе и за гонку на 10 тысяч метров), «секрет успеха — в упорном труде и целеустремленности».
Музыкальный интеллект и неврология
Исследования этого интеллекта позволяют нам увидеть, как у некоторых людей более развиты музыкальные способности в зависимости от активации различных областей мозга..
В этих исследованиях используются реальные случаи людей с некоторой аномалией в музыкальной компетенции или исследования морфологических и / или структурных изменений мозговой организации, которые испытывают люди..
Нарушения в музыкальной компетентности будут представлять меньшую способность по сравнению со средним населением, когда речь идет о восприятии, формировании, интеграции и представлении музыки; может быть из-за функционального изменения полушария или межполушарных систем.
Люди, которые не способны различать звуки, могут иметь глубокую агнозию, вызванную поражением правой височной доли.
Они также могут представлять структурное расстройство с изменениями в восприятии тембров или продолжительности и интенсивности звуков из-за изменений в правом полушарии. В свою очередь, когда инвалидность связана с ритмом, аномалия в левом полушарии.
С другой стороны, когда люди воспринимают и чувствуют эмоции, передаваемые им в результате работы, но не в состоянии распознавать эмоции и их деноминацию, мы сталкиваемся с семантическим расстройством. Когда возникает эта аномалия, поражения располагаются в височной области левого полушария головного мозга.
Что касается морфологических изменений и / или организации мозга, невролог Шлауг, изучая профессиональных музыкантов, обнаружил, что у них мозолистое тело толще, чем обычно. Тем не менее, было неясно, было ли это из-за музыкальных способностей или у этих людей до начала игры на инструменте уже был этот конкретный размер.
Его текущие исследования позволили ему сделать вывод, что у детей 6 лет, которые продолжали играть на инструментах в течение трех лет, по крайней мере, два с половиной часа в неделю, их мозолистое тело выросло на 25% по отношению к общему размеру мозга.
Другие исследования показали, что реакции мозга развиваются, когда дети обучаются музыке и имеют опыт в этой области, что касается лучших когнитивных навыков, продемонстрированных у детей, которые занимаются музыкой
Это явное свидетельство того, что музыкальное обучение положительно влияет на память и внимание
Музыка, как и ее обучение, имеет первостепенное значение как в формировании личности как в развитии когнитивных и эмоциональных навыков, так и в их важной роли в личностном и социальном аспектах.. «Возможные генетические факторы ограничивают степень, в которой интеллект может быть реализован или изменен в течение жизни
Однако с практической точки зрения вполне вероятно, что этот биологический предел никогда не будет достигнут. При достаточном воздействии материалов разведки, практически любой человек без черепно-мозговых травм может достичь результатов в этой интеллектуальной сфере «Говард Гарднер
«Возможные генетические факторы ограничивают степень, в которой интеллект может быть реализован или изменен в течение жизни. Однако с практической точки зрения вполне вероятно, что этот биологический предел никогда не будет достигнут. При достаточном воздействии материалов разведки, практически любой человек без черепно-мозговых травм может достичь результатов в этой интеллектуальной сфере «Говард Гарднер.
Джаз — для либералов, кантри и метал — для спортсменов?
Первый факт, которые установили ученые, когда исследовали вкусы более трех с половиной тысяч взрослых, — большинство из нас абсолютно уверено: выбор музыки отражает нашу личность. Но не наивно ли так считать?
Оказалось — нет: музыкальные предпочтения действительно совпадают с определенными чертами характера. Сопоставив данные о вкусе участников исследования и с Пятифакторной моделью личности (Big Five), исследователи вывели четыре музыкальных типа личности.
-
Рефлексивная сложная музыка. Блюз, джаз, классическая и народная музыка сложны по структуре и способствуют рефлексии. Люди, которые предпочитают эти жанры, редко ведут спортивный образ жизни. Зато они открыты новому опыту и изобретательны, имеют хорошие вербальные способности и развитое воображение. Часто они придерживаются либеральных взглядов и отвергают консервативные. Они не стремятся к социальному доминированию, терпимы к другим и ценят эстетический опыт.
-
Энергичная бунтарская музыка. Рок, альтернативная музыка и хеви-метал в плейлисте у взрослых, в отличие от подростков, редко является маркером невротизма, агрессии или неприязни. Любители таких стилей любят рисковать, физически активны и открыты новому опыту.
-
Оптимистичная традиционная музыка. Кантри, инструментальная, религиозная и поп-музыка — жанры, которые акцентируют положительные эмоции и структурно просты. Они встречаются в плейлистах приветливых, сознательных экстравертов. Часто у них консервативные взгляды, они избегают нового опыта, но любят спорт и стремятся помогать другим.
-
Энергичная и ритмичная музыка. Рэп, хип-хоп, электронная и танцевальная музыка — тоже излюбленные жанры экстравертов, но среди них меньше консерваторов и больше уступчивых и снисходительных людей.
Эти профили составлены в рамках научного проекта Musical Universe, объединяющего музыку, науку и психологию. Ученые продолжают собирать данные. Вы еще можете пройти онлайн-тест (ответить на несколько вопросов о своем характере, оценить 25 коротких музыкальных сэмплов и заполнить короткую демографическую анкету) и получить свой профиль с оценкой музыкального вкуса и личностных черт. Сокращенная версия доступна бесплатно. Расширенная — тем, кто пожертвует $25 на развитие проекта.
Дин Карназес – бесконечная выносливость
Если вы когда-то участвовали в марафоне, то наверно знаете, что в какой-то момент вы чувствуете, что вам нужен отдых.
Мышцы американского марафонца Дина Карназеса (Dean Karnazes) обладают удивительными свойствами, благодаря которым он может бежать вечно.
Обычно тело человека получает энергию из глюкозы, которая вырабатывает молочную кислоту. Если накапливается слишком много молочной кислоты, вы начнете уставать. На организм Дина не влияет накопление молочной кислоты, и он не устает.
Дин начал бегать еще в старших классах, и в то время, как его одноклассники делали 15 кругов, он мог бежать по 105 кругов, пока его не просили остановиться. Он однажды пробежал 50 марафонов за 50 дней.
Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений
Лучше всего музыкальный слух развивается в процессе игры на музыкальном инструменте или имитаторе. Если вы тщательно выполнили все задания урока №3, то вы уже сделали первый шаг на пути развития музыкального слуха. А именно сыграли и пропели все интервалы, изученные в ходе урока №3, на музыкальном инструменте или скачанном в Google Play имитаторе фортепиано Perfect Piano.
Если вы этого не сделали до сих пор, можете сделать сейчас. Начинать, напомним, можно с любой клавиши. Если сыграть одну клавишу дважды, получится интервал в 0 полутонов, 2 соседние клавиши – полутон, через одну – 2 полутона и т.д. В настройках Perfect Piano можно задать удобное лично вам число клавиш на дисплее планшета. Еще напомним, что на планшете играть удобнее, чем на смартфоне, т.к. экран больше и туда поместится больше клавиш.
Как вариант, можно начать с гаммы «до-мажор», как это принято в музыкальных школах нашей страны. Это, как вы помните из предыдущих уроков, все подряд белые клавиши, начиная с ноты «до». В настройках можно выбрать вариант обозначения клавиш согласно научной нотации (малая октава – С3-В3, 1-я октава – С4-В4 и т.д.) или более простое и привычное do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Именно эти ноты нужно сыграть и спеть подряд по возрастающей. Затем упражнения нужно усложнять.
Самостоятельные упражнения для музыкального слуха:
1 | Сыграть и спеть гамму «до-мажор» в обратном порядке do, si, la, sol, fa, mi, re, do. |
2 | Сыграть и спеть все подряд белые и черные клавиши в прямом и обратном порядке. |
3 | Сыграть и спеть do-re-do. |
4 | Сыграть и спеть do-mi-do. |
5 | Сыграть и спеть do-fa-do. |
6 | Сыграть и спеть do-sol-do. |
7 | Сыграть и спеть do-la-do. |
8 | Сыграть и спеть do-si-do. |
9 | Сыграть и спеть do-re-do-si-do. |
10 | Сыграть и спеть do-re-mi-fa-sol-fa-mi-re-do. |
11 | Сыграть и спеть белые клавиши через одну в прямом и обратном порядке do-mi-sol-si-do-la-fa-re. |
12 | Играть через паузы по возрастающей do, sol, do, а петь все ноты подряд. Ваша задача – точно попасть голосом в ноту «соль», когда до нее дойдет очередь, и в ноту «до», когда до нее тоже дойдет очередь. |
Далее все эти упражнения можно усложнить: сначала играть ноты, а только потом петь их по памяти. Чтобы удостовериться, что вы точно попали в ноты, пользуйтесь приложением Pano Tuner, для чего разрешите ему доступ к микрофону.
А теперь перейдем к игре-упражнению, где вам понадобится помощник. Суть игры: вы отворачиваетесь от инструмента или имитатора, а ваш помощник нажимает одновременно 2, 3 или 4 клавиши. Ваша задача – угадать, сколько нот нажал ваш помощник. Хорошо, если сможете еще и спеть эти ноты. И великолепно, если вы на слух сможете назвать, что это за ноты. Чтобы было понятнее, о чем речь, посмотрите, как сыграли в эту игру профессиональные музыканты:
Ввиду того, что наш курс посвящен основам теории музыки и музыкальной грамотности, мы не предлагаем вам угадывать по 5 или 6 нот, как это делают профи. Однако если вы будете упорно заниматься, со временем тоже так сможете.
Если вы желаете раз и навсегда разобраться с попаданием в ноты, понять, как этот навык тренировать вокалистам, и готовы для этого потрудиться, можем рекомендовать вам полноценный урок длиною в академический час (45 минут) с подробными объяснениями и практическими упражнениями от музыканта и преподавателя Александра Зилкова:
В общем, никто не утверждает, что все получится легко и сразу, однако практика показывает, что своими силами без подсказки профессионалов можно потратить намного больше времени на элементарные вещи, чем привычные академические 45 минут лекции.
Реактейбл
Реактейбл (Reactable) — мультимедийный музыкальный стол, поверхность которого одновременно служит для ввода и вывода информации. Интуитивно понятный интерфейс не требует от пользователя специфических знаний и позволяет в буквальном смысле прикоснуться к созданию музыки.
Основной принцип работы инструмента позаимствован у модульных аналоговых синтезаторов фирмы Moog, в которых для синтеза звука используется система специальных сот, связанных при помощи кабелей. В случае с реактейблом, в качестве основы используются программные патчи, а роль сот выполняют специальные блоки, выполненные в форме разнообразных геометрических фигур.
Каждый из блоков содержит определенную информацию. При контакте с рабочей поверхностью стола на процессор системы поступает сигнал, преобразующийся в звуковое и визуальное сообщение. Положение и ориентация блока в пространстве изменяют параметры звучания — так, разные положения одного блока влияют на итоговую громкость, тональность и скорость извлечения звука.
Реактейбл создан группой европейских инженеров из барселонского университета Помпеу Фарба, а за разработку опытного образца отвечали Сержи Жорда, Маркос Алонсо, Мартин Кальтенбруннер и Гюнтер Гейгер.
Развитие музыкальных способностей
В настоящее время существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального развития ребенка. Поэтому вопрос о сенситивных периодах (наиболее чувствительных, важных для развития) решается всякий раз в зависимости от общей позиции педагога или исследователя.
Сам феномен музыкальной одаренности представляет собой системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыкант.
Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, очень рано. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху. Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.
Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.
Согласно исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального развития такова: более простые или элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться и раньше стабилизируются. Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее. В психологическом плане музыкальное развитие определяется скоростью прохождения трех этапов: этапа двигательно-слухового синкрезиса, этапа дифференциации психических функций и структур, соответствующих элементарным музыкальным способностям, и этапа специфического синтеза, заключающихся во все более тонких и многозначных связях между этими функциями и структурами. При этом каждый последующий этап вызревает внутри предыдущего. Однако дети с выдающимися музыкальными способностями как бы «минуют» первые два этапа, их способности обнаруживаются как бы на переходе от второго к третьему этапу или даже сразу на третьем этапе.
Интуитивная музыка
Таким термином в 1968 году немецкий композитор Карлхайнц Щтокхаузен назвал особую форму музыкальной импровизации. Суть этой музыки в том, что она создаётся спонтанно, часто в реальном времени, абсолютно без подготовки. Такая музыка призвана воплощать мысли и идеи композитора в данный конкретный момент. Если хотите, это своеобразная ретрансляция «потока сознания».
Это может быть интересно
Тоска, а не музыка
Сам Карлхайнц Штокхаузен придерживался весьма сложных взглядов на мир. В частности, он полагал, ссылаясь на Пифагорейскую школу, что «Космос основан на числе», а «музыка имеет воздействие на душу и тело». Эти два положения и стали основой его музыкальных импровизаций. Интуитивная музыка придётся по вкусу тем, кто восхищается тайнами космического пространства и мечтает посетить каждый уголок нашей бесконечной Вселенной, а также тем, кто просто любит импровизацию.
Karlheinz Stockhausen. Wach (from Für kommende Zeiten)
Можете познакомиться с этим направлением на примере Оркестра интуитивной музыки (Москва), музыканты которого используют более 400 инструментов со всех континентов Земли.
Гены и среда
Впрочем, вы, наверное, уже догадались, что в противостоянии природы и воспитания не все так просто. Первой тучкой, затмившей восходящее солнце сторонников воспитания, стали сомнения в справедливости правила десяти лет. Оказалось, что кому-то достаточно 4 тысяч часов, а кому-то не хватало и 22 тысяч. Таких примеров набиралось все больше и больше, и в конце концов исключения начали опровергать правило. Выяснилось, что, если взять двух человек, один из которых имеет явные способности к тому или иному роду деятельности, а другой — нет, и обучать их по одной и той же программе, первый будет прогрессировать значительно быстрее второго. Значит, дело не только в практике.
Дальше все запутывается еще больше — вплоть до того, что, на первый взгляд, некоторые тезисы даже противоречат друг другу. Стефан Хольм — шведский атлет, прыгун в высоту — потратил долгие годы на изнурительные тренировки, желая довести свою технику до совершенства. Несмотря на крупное для выбранного вида спорта телосложение, Стефан — яркий пример правила десяти лет: в 2004 году он стал золотым призером Олимпийских игр. Значит, именно воспитание является ключом к успеху? Так, да не так. Чем, скажем, объяснить феномен Дональда Томаса, игрока баскетбольной команды Линденвудского университета, который, не имея ни должной экипировки, ни сколь-нибудь значительной подготовки, легко преодолел планку в 2 метра 21 сантиметр, причем совершенно неожиданно для самого себя? В том же году его пригласили в сборную Багамских островов, а в 2007 году на чемпионате мира он опередил Стефана Хольма в битве за первое место. Секрет успеха Дональда заключался в аномальной длине ахилловых сухожилий, благодаря чему он прыгал словно на рессорах: сами связки толкали тело вверх. Его история — явный аргумент в пользу превосходства природы. Оба атлета были ярчайшими фигурами своего времени, достигшими вершины спортивного Олимпа. Но вот добирались они туда разными тропами.
Читая это, вы, должно быть, думаете, что эти две судьбы — наглядный пример старого как мир противостояния «природа или воспитание», даже в каком-то смысле его кульминация. Но все не совсем так. Союз «или» означает, что мы должны выбрать что-то одно, оставить оба варианта мы не имеем права. Те, кто верит в природу, считают гены своего рода проектом, по которому потом строится личность. Сторонники воспитания, напротив, отрицают существование какой бы то ни было генетической предрасположенности. Но ни те ни другие почему-то не учитывают тот факт, что гены сами по себе умеют реагировать на окружение.
Вот что пишут в одной из статей проекта Enabling Genius Лино Пасо Пампильон и Тамара Кутрин Мильян:
После окончания проекта «Геном человека» в 2003 году ученые поняли, что у человека около 20 500 генов (примерно столько же, сколько у мыши) и что геном — лишь небольшая составляющая эволюционирующей личности. Куда более важную роль играют вторичные, эпигенетические факторы. Эпигенетика связана с химическими изменениями, напрямую влияющими на последовательность ДНК. По сути она определяет, как реагируют гены на конкретное окружение. Исследователи часто сравнивают генетику с клавиатурой пианино: мелодия, которая получится в результате, зависит от того, на какие клавиши и как именно мы нажимаем. Кто-то услышит концерт Моцарта, кто-то — нестройные гаммы недавно начавшего учиться играть соседа.
Формирование чувства ритма в танце и упражнениях
Сформировать чувство ритма возможно разными способами. Основа – танец, вернее азы ритмики. Дети учатся маршировать, выполнять простые танцевальные элементы в соответствии с заданным ритмом. По мере достижения успеха рисунок становится более сложным, а дошкольники обучаются слышать паузы, сильные доли.
Кроме того, для формирования способности чувствовать ритм полезно использовать барабаны и литавры. Упражнение заключается в отбивании звуков через равные промежутки времени.
Речевые и музыкально-дидактические игры также способствует развитию чувства ритма.
Декламация под метроном помогает почувствовать необходимую скорость произнесения каждого слова и слога. Приспособление можно заменить на хлопки или аккомпанемент, что формирует понимание ритма на основе взаимосвязи музыки с речью.
Никельхарпа
Никельхарпа — традиционный шведский струнно-смычковый инструмент, чья история насчитывает более 600 лет. Раньше инструмент также называли никельгига, никельспел и никель-лира. В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».
Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащен одним рядом клавиш и двумя струнами.
В первой половине 1900-х годов инструмент считался «мертвым», а в Швеции практически не осталось музыкантов, владеющих никельхарпой. Тем не менее, в 1960-1970-е гг. никельхарпа вновь обрела популярность, чему не в последнюю очередь поспособствовала популярная музыка, искавшая новых и необычных звуков.
Современная никельхарпа оснащается 16 струнами (3 мелодических, одна монотонная и 12 резонансных струн) и 37 деревянными клавишами, устроенными таким образом, чтобы «скользить» под струнами. Диапазон инструмента составляет 3 октавы, а звучание напоминает скрипку с увеличенным резонансом.
Сегодня в Швеции насчитывается около 10 000 человек, играющих на никельхарпе, а среди известных музыкантов, свободно владеющих этим шведским инстрментом, можно выделить Ану Алькаиде и Ричи Блэкмора.
Элизабет Сульсер – синестезия
Многим знакомо необычное явление, называемое «синестезия», когда органы чувств пересекаются. Например, вы можете ощущать вкус вишни, съедая красные конфеты, хотя у них может не быть вкуса. Другие люди могут чувствовать цвета с закрытыми глазами.
Элизабет Сульсер (Elisabeth Sulser) из Швейцарии зрение, слух и вкус смешались, благодаря чему она видит цветные звуковые волны и чувствует вкус музыки.
Сама женщина считала свои способности нормой и думала, что другие люди тоже могут ощущать вкус и видеть музыку и звуки. Сульсер – музыкант и ее способности очень помогают, позволяя ей сочинять симфонии и мелодии из цветов.
Однако у синестезии есть и обратная сторона. Так, например, люди, видящие звуки, постоянно отвлекаются в шумных зонах и часто страдают от головных болей.
Крис Робинсон – сны-предсказания
Шотландец Крис Робинсон (Chris Robinson) однажды проснулся от очень реалистичного сновидения, в котором он увидел, как в воздухе столкнулись самолеты. С тех пор он стал видеть в своих снах будущее.
Робинсон может проснуться тогда, когда захочет и записать свой сон в журнале.
Он даже участвовал в эксперименте в программе «Сверхлюди Стэна Ли», где его попросили предсказать во сне, в какое место его собираются повезти на следующий день. Робинсон записал место, которые видел во сне и положил в конверт. Когда исследователи приехали к нужному месту они открыли конверт и обнаружили, что оно совпадало.
Во время другого эксперимента, его попросили угадать предмет в коробке, и из 12 раз он угадал 2 раза.
Скрипка Штроха
До того, как человечество научилось подзвучивать музыкальные инструменты при помощи усилителей и колонок, музыканты искали способы сделать звучание любимых инструментов громче.
Немецкий изобретатель Иоганн Штрох в конце XIX века решил задачу самым простым методом, скрестив скрипку и трубу. Получившийся инструмент получил название «Скрипка Штроха» и внешне напоминал обыкновенную скрипку, к которой приделан раструб. Таким образом, в качестве резонатора выступает не деревянный корпус скрипки, а алюминиевый раструб.
Использование раструба сделало звучание скрипки громче и сфокусированнее, а инструмент пришелся по душе театральным и гастролирующим музыкантам — легкая и громкая, скрипка Штроха позволяла насладиться выступлением музыкантов всем собравшимся слушателям и зрителям.
С появлением микрофонов и электроскрипок популярность инструмента пошла на убыль. Тем не менее, в начале XX века на территории Молдавии и Румынии появилась (независимо от изобретения Штроха) собственная разновидность скрипки с резонаторным раструбом, позаимствованным у граммофона.
Что касается современных музыкантов, то услышать звучание скрипки Штроха можно в некоторых записях Тома Уэйтса, Горана Бреговича и группы Bat for Lashes.