Содержание
Гвидо Ареццо, Гвидо Аретинус, Гвидо да Ареццо, Гвидо Монако или Гвидо Д’Ареццо (991/992 — 1033) был теоретиком музыки эпохи средневековой музыки. Он считается изобретателем современной нотной записи (нотной записи), которая пришла на смену невматической нотации. Его текст, Микролог, был вторым по распространенности трактатом о музыке в средние века (после сочинений Боэция).
Гвидо д’Ареццо использовал свои нотные изобретения и теоретический трактат о музыке в качестве основы для создания системы, которая упростила использование музыки в качестве религиозного инструмента и способствовала проявлению гармонии с духовным и гуманистическим мирами.
Рука Гвидона
Гвидо из Ареццо и Тедальда
Гвидо приписывают изобретение Гвидонианская рука, широко используемая мнемоническая система, в которой названия нот сопоставляются с частями руки человека. Однако на самом деле Гвидо описывает только рудиментарную форму руки Гвидона, а полностью разработанная система естественного, твердого и мягкого гексахорды не может быть надежно отнесен к нему.
В 12 веке возникло развитие более эффективного преподавания и изучения музыки. Предполагаемое развитие руки Гвидо из Ареццо более чем через сто лет после его смерти позволило музыкантам пометить конкретный сустав или кончик пальца гамма (также называемый гексахордом в современную эпоху).[нужна цитата ] Использование определенных суставов рук и кончиков пальцев изменило способ изучения и запоминания слмизационных слогов. Мало того, что рука Гвидона стала стандартом для создания музыки в 12 веке, ее популярность стала более широко распространяться в 17 и 18 веках. Знание и использование руки Гвидона позволит музыканту просто транспонировать, определять интервалы и помогать в использовании нотации и создании новой музыки. Музыканты смогли петь и запоминать более длинные отрывки из музыки и контрапунктов во время выступлений, и количество затраченного времени резко сократилось.
В XVII веке получила развитие инструментальная музыка
Она стала доминирующей. Различные музыканты стали чаще сотрудничать друг с другом они пользовались разными записями музыки, как мензуралом, так и персоналом. Это затрудняло передачу информации. Струнникам сложно было понять вокалистов. Так в нотных записях стали появляться штрихи, ключи, динамические разметки и так далее.
История нотации очень длинная и глубокая. Сейчас все эти точки, волнистые линии, штрихи кажутся очень простыми. Но они передают сложный язык музыки и чувства автора. И слушая музыку, представляйте себе всё, что написано на листе. Всё это могут читать музыканты: от сложных фуг Баха до простой детской песенки. Ни один композитор не сможет передать без нотной записи все свои мысли. Музыканты просто не смогут исполнить сложное произведение, не зная нотной записи.
Персонал Гвидо стал началом в музыкальном искусстве, и это было чудом. Но он не был единственным изобретателем нотной грамоты. До Гвидо некоторые музыканты тоже записывали мелодии на линиях, а он увеличил их количество до четырёх. Но запись Гвидо представляла простую модель. То, что мы имеем сейчас в записи музыки, развивалось уже после Гвидо. Нота ур позднее была заменена на до – так легче было петь. Нота си тоже появилась уже после Гвидо д’Ареццо.
При записи музыки также используются итальянские слова. Итальянский язык стал языком музыки. Слова сопровождают все нотные записи, например, слово «стаккато» означает, что играть мелодию нужно отрывисто, резко. Или «адажио» – означает протяжно. После красивого исполнения публика кричит музыканту «Браво!». Итальянский язык используется для всех музыкальных обозначений, которые должен знать каждый музыкант. «Форте» – это громко, а «пиано» – тихо. Все эти обозначения инструктируют исполнителя музыки. Многие музыкальные инструменты названы итальянскими словами: виолончель, фортепиано, альт. Название опера тоже имеет итальянское происхождение. И всему этому дал начало Гвидо д’Ареццо.
Рекомендации
- ^ Стюарт Лайонс, Оды Горация и Тайна До-Ре-Ми с полным стихотворным переводом од. Оксфорд: Арис и Филлипс, 2007. ISBN 978-0-85668-790-7.
- Норман Дэвис, Европа: история (Оксфорд и Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1996 г., стр. 271–7). ISBN 978-0-19-520912-9; ISBN 978-0-19-820171-7.
- Клод В. Палиска, «Теория, теоретики, §5: Раннее средневековье», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под ред. Стэнли Сэди и Джон Тиррелл (Лондон: Macmillan Publishers).
- Дон Майкл Рэндел, «Гвидо Ареццо», Гарвардский биографический словарь музыки (Кембридж, Массачусетс: Belknap Press of Harvard University Press, 1996): 339–40.
Почему всего нот
Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.
Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Моцарт начал обучаться музыке в 3 года. Он присутствовал на уроках старшей сестры и пытался самостоятельно подбирать звуки на музыкальных инструментах. В 4 года отец начал разучивать с ним небольшие пьесы на клавесине, а уже в 5 лет Вольфганг сам начал сочинять музыкальные произведения.
Антифонарий — свод песнопений Григория Великого
В 6-м веке н. э. Европа вступила в эпоху Средневековья. Культура и искусство этого периода напрямую связаны с религией. Соборы в готическом стиле своей силой, строгостью и красотой оказывали на прихожан сильнейшее эмоциональное воздействие. Способствовала этому и музыка.
Духовные песнопения появились еще в 4-м веке, а к 7-му веку уже существовал ряд гимнов и церковных хоровых произведений. Тогда, согласно легенде, оспариваемой исследователями, глава Римской католической церкви папа Григорий I Великий пришёл к выводу, что все эти музыкальные напевы необходимо систематизировать. Так появился сборник песнопений, названный григорианским антифонарием. По преданию, подлинник книги с канонизированными мелодиями григорианских хоралов был прикован золотой цепью к алтарю Собора святого Петра в Риме.
«Григорий Великий». Карло Сарачени, ок. 1610. (Wikimedia Commons)
Термин «антифонарий» впервые возник в конце 8-го века. Поначалу книга была ненотированной, её мелодии передавались изустно. Во второй половине 9-го века появилась невменная нотация. Антифонарии отражали региональные особенности богослужения.
Начиная с эпохи Средневековья и вплоть до 20-го века свод песнопений претерпел большие изменения, как музыкальные, так и литургические
Важной вехой для этой книги стал Тридентский собор, унифицировавший тексты антифонария и бревиария.
Как Гвидо из Ареццо придумал ноты
В Ареццо Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и свобода научной деятельности под покровительством епископа способствовали тому, что Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи и основал сольмизацию – прообраз современного сольфеджио. Для того, чтобы ученики Гвидо в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, музыкант ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов – гексахорд. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха. В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо. Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах-бенедиктинец очень ценил:
UT queant laxisREsonare fibrisMIra gestorumFAmuli tuorum,SOLve pollutiLAbii reatum,Sancte Ioannes.
В упомянутом трактате фигурировала и знаменитая Гвидова рука, на каждом суставе которой условно располагался звук. Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, указывая на ту или иную ноту. Это вокальное упражнение в чтении нот без текста используется и сейчас – распевать ноты при помощи Гвидовой руки учат современных детей в музыкальных школах, им владеют даже уличные музыканты в Италии.
Памятник Гвидо стоит в Ареццо и во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Именем Гвидо д’Ареццо назван Международный конкурс хоровых коллективов. Достижения монаха-бенедиктинца не обходят стороной ни в одном современном курсе по теории и литературе музыки.
Что было до того, как появились первые ноты
История нотной записи началась очень давно ㅡ она уходит своими истоками в далекое прошлое. Первые источники с изображением нот дошли до нас из Древней Греции и представляют собой изображение нот в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128-127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.
Позже, в средние века, в церковном пении применялась так называемая невменная нотация. Невма переводится с латинского языка как “кивок головой”. Специальными значками фиксировалась не абсолютная высота ноты и длительность звучания, а только направление движения мелодии. Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение. Но те, кто ни разу не слышал музыку, не могли её прочесть только по знакам.
В древней Руси невмы получили название крюков, а такая запись называлась крюковой. Народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковной музыки отсутствие нотной записи было большой проблемой. Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, церковным певцам приходилось учить все гимны и распевы наизусть. Поэтому их обучение было очень сложной задачей, на него уходили годы.
Исламские эффекты
Гвидо, возможно, находился под влиянием исламских символов, особенно в его использовании слогов для обозначения нот музыкальной шкалы. Сориано рассказал, что Гвидо учился в Каталогне, регионе по соседству с Андалусией, который был известен преподаванием музыки в своих колледжах еще в девятом веке. Ибн Фарнс (ум. 888), например, был первым, кто ввел музыку как неотъемлемую часть раздела квадривиума (традиционно арифметики, геометрии, музыки и астрономии). Знаменитый музыкант Зарияб (789-857) также прославился своим преподаванием музыки в Испании, а также заложил фундамент первой консерватории в мире. Факты свидетельствуют, по крайней мере, об одном ученом, который, получив обширные знания в области музыкального искусства у мусульман, преподавал в европейских кругах. Герберт Орийакский (впоследствии папа Сильвестр II) (ум. 1003), известный тем, что сыграл важную роль в обновлении научной мысли в Европе, также сыграл важную роль в распространении мусульманских музыкальных знаний, в том числе их музыкальной теории. Он учился в Андалусии и получил прозвище «Музыкант».Герберт также преподавал в квадривиуме.
Использование нот также старо, как и сама музыка
Но свою историю мы начнём с 1025 года. Для крестьян это был очень тяжёлый засушливый голодный год. Но для знати он стал очень значимым. А для монахов, которые руководили церковными хорами, он стал воистину звёздным годом. В это время монах, которого звали Гвидо, появился в тосканском городе Ареццо.
После этого его так и стали называть – Гвидо д’Ареццо. О его биографии почти ничего не известно, но его вклад в развитие музыкального искусства огромен. Он научил Европу выражать себя в музыке. Им была организована передача звуков в группы – гексахорды. Они представляли из себя интервалы с шестью нотами. Это стало изобретением сольфеджио (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Гвидо придумал способ более точного обозначения.
До Гвидо церковная музыка записывалась маркерами, которые назывались neumes. Ученикам выдавался пергамент, на котором были написаны слова, а над ними были другие, которые указывали направление. И это было как ноты.
Но неймус не указывал, какую именно ноту нужно петь. Он изображал лишь контур мелодии. Если эти обозначения над словами поднимались, то значит, надо было петь выше. И это была очень тяжёлая и трудная запись, которую не все понимали. Это было изобретение греков.
Когда Гвидо путешествовал по монастырям, то он обратил внимание, как юные певчие хора, с трудом справлялись с такой «нотной» грамотой. Им было трудно выучить песнопения
Тогда он задумался об единой системе записи, чтобы люди, которые раньше не слышали музыкального произведения, могли бы его легко исполнять. Для записи музыки он стал использовать четыре линейки, а не пять как сейчас. Одна из них помечалась «ключевым индикатором», который указывал на высоту тона (C или F).
Ноты изображались заштрихованными квадратиками (сейчас ноты обозначаются кружочками). Другие две линейки были окрашены в красный и жёлтый цвет. Жёлтый применялся для С, а красный для F. Так его ученики могли лучше определить, какой высоты должен быть звук. Это конечно же была прекрасная запись, но не совершенная. Она не могла долго храниться. Такие мензуральные записи делались для церковной музыки. Светская музыка стала записываться на пяти линейках. Гвидо для пения с листа использовал и пальцы руки, для обозначения линеек. Этот метод обучения стал называться Гвидовой рукой. Его использовали на занятиях с юными музыкантами вплоть до XX века.
А музыканты, которые играли на струнных инструментах по-прежнему пользовались табулатурами. В мензуральной нотации стали использоваться обозначения, которые мы можем увидеть и в современных нотных записях. Мензуральные знаки составляли из себя комбинации кругов, полукругов и точек. Таким образом, певчим стало легче запоминать хоралы. Изобретение Гвидо стало настоящим прорывом в мировой культуре.
Антифон «Сауле, Сауле»
В коллекции музея им. Андрея Рублёва находится лист из средневековой рукописной латинской певческой книги — антифонария, созданного в 14-м столетии в Италии. Это произведение было подарено музею коллекционером Андреем Кусакиным.
Фрагмент листа из итальянского антифонария 14-го века. (Музей им. Андрея Рублёва)
Большой двухсторонний лист пергамента с латинскими песнопениями на квадратных нотах являлся частью певческой книги католического обихода. Он содержит григорианские хоралы из службы апостолу Павлу. Антифон «Сауле, Сауле» передаёт разговор будущего апостола с богом на пути в Дамаск, когда господь остановил преследователя христиан одним своим словом:
— Савл, Савл, что ты гонишь меня?
— Кто ты, господи?
— Я Иисус, которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна.
Этот текст из Деяний Апостолов (9, 4−6) не распевается в православной традиции. На выставке можно будет услышать его звучание и увидеть запись старинной хоральной нотации.
Рецепция
Реформа Гвидо моментально и с большим энтузиазмом были воспринята в Западной и Центральной Европе. Списки его рукописей уже во второй половине XI века, помимо (нынешней) Италии, отмечаются в монастырях (нынешних) Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Англии и др. стран. Учёные коллеги приписывали ему многие достижения (порой невероятные, вплоть до изобретения монохорда) и, прежде всего, методику разучивания незнакомых мелодий «по руке», которая с XII века и на протяжении нескольких последующих столетий получила известность как Гвидонова рука (лат. manus Guidonis).
Благодаря авторитету Гвидо латинская октавная буквенная нотация (ABCD…) и «слоговые» интервальные функции (ut/re/mi/fa/sol/la, так называемые «воксы») утвердились как общепринятая в Западной Европе двойная форма реферирования нот и их звукорядных (модальных) функций. Позже эта форма — с некоторыми региональными модификациями — была воспринята в России, в США и ряде других стран, и сохраняет свою значимость до наших дней — латинскими буквами принято записывать «абсолютную» высоту в обозначениях тональностей (Cis-dur, C sharp major и т.п.), Гвидоновыми слогами музыканты и в XXI веке сольфеджируют любую знакомую или незнакомую (например, при чтении с листа) мелодию.
История
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.
Во времена зарождения нотной записи с помощью нот могли быть зафиксированы только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.
Это интересно: В августе 1941 года была подписана «Атлантическая хартия»
Названия и обозначения
Названия нот. История названий
В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.
За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно ; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.
Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):
UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum.
Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).
Обозначение нот буквами
Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).
Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.
Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.
Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).
Немецкая система | Английская система | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Нота | (Бекар) | Диез | Бемоль | (Бекар) | Диез | Бемоль |
до | c | cis | ces | C | C-sharp | C-flat |
ре | d | dis | des | D | D-sharp | D-flat |
ми | e | eis | es | E | E-sharp | E-flat |
фа | f | fis | fes | F | F-sharp | F-flat |
соль | g | gis | ges | G | G-sharp | G-flat |
ля | a | ais | as | A | A-sharp | A-flat |
си | h | his | b | B | B-sharp | B-flat |
Упрощённая система
Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.
Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрожденияМузыка античности
Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего Востока, но не повторяют их путь. Однако в настоящее время сделать какие-либо выводы о музыкальной культуре античности затруднительно. Дело в том, что в распоряжении музыковедов имеются лишь единичные образцы древнегреческой и древнеримской музыки. Найдено всего 11 образцов музыки (в основном гимны и оды), относящихся к античной эпохе, и по ним, увы, невозможно отразить направление музыкального процесса того времени.
Роспись на древнегреческой вазе (V век до н. э.)
Музыкальные исполнители являются героями многих древнегреческих мифов, воспевающих волшебную силу этого искусства (мифы об Орфее, гомеровский эпос). Изображения музыкальных инструментов обнаружены при археологических раскопках на территории Древней Греции и Рима. Упоминания о певцах и музыкантах-виртуозах, играющих на различных инструментах (кифара, тибия, лира, вавилонская волынка, орган, труба, систр), содержатся во многих литературных источниках.
Следует заметить, что в системе наук античности музыка занимала значительное место, была предметом обсуждения философских и эстетических работ, написанных Пифагором, Аристотелем и другими известными мыслителями того времени.
Кифара
Важнейшим свойством культуры Древней Греции и Древнего Рима (как и других древних культур) является существование музыки в единстве с другими видами искусства. Поэты с острова Лесбос сопровождали свое пение игрой на лире (отсюда, кстати, ведет свое происхождение слово «лирика»). Античная трагедия вообще немыслима без музыки: диалоги в ней переходили в напевную речитацию и пение, каждый эпизод завершался хоровым номером. Естественно, что при таком положении дел драматургу приходилось выступать и как поэту, и как музыканту, и как режиссеру, а иногда и как актеру. Разделение этих профессий произойдет значительно позднее.
Роспись на древнегреческой вазе (V век до н. э.)
В конце рассматриваемой эпохи отмечается медленное угасание античной культуры, что в свою очередь обусловило становление и развитие традиций христианского искусства. Причем принципы последнего зачастую были прямо противоположны эстетическим взглядам, музыкальным формам античности и во многом приближались к культуре Средневековья, на традиции которого влияла церковь.
Лира
Одним из самых замечательных музыкантов этого периода являлся святой Амвросий, епископ Миланский. Он родился в Трире (в Галлии) в 333 году. Получив воспитание в Риме, он в 369 году по воле императора Валентиниана стал наместником Северной Италии с резиденцией в Милане, а в 374 году был рукоположен в сан епископа Миланского.
Амвросий сыграл немаловажную роль в истории церковной музыки. Сообразуясь с принципом, что единая церковь Христова должна стремиться к единству в богослужении, епископ вводил во всех церквах единообразное духовное пение. Для осуществления этой цели он установил четыре лада, заимствовав их из древнегреческой музыки и использовав их в качестве стержня для церковных мелодий.
С тех пор лады, выбранные епископом, стали называться его именем, т. е. амвросианскими, и рассматриваться как основа всего христианского пения. Построенные на них мелодии именуются тропами, а само пение (только диатоническое) – амвросианским.
Святой Амвросий
Характер каждого лада зависел от местонахождения полутонов. Ритм пения – от размера долгих и кратких слогов текста, что обуславливало его схожесть с древнегреческим. Амвросианское пение быстро распространилось по всем христианским церквам. В дальнейшем система амвросианских ладов была расширена Папой Григорием Великим.
Амвросий является не только составителем духовных песен, но и одним из первых композиторов духовной музыки. Он умер в 397 году и был похоронен под алтарем Амвросианской базилики. Останки его открыли в 1871 году, а спустя два года их признали за истинные мощи.
Арабские и еврейские эффекты
Герберт учил арабским цифрам. Доказательства этого можно найти в «Cita et vera divisio monochordi in diatonico genere», написанной Бернелиусом (около 990 г.), его бывшим учеником. Эта работа содержала арабские цифры. Это учение вскоре распространилось за границу благодаря ученикам Герберта, Бернелиусу, Адальболду (ум. 1027) и Фульберту (ум. 1028). Эти числа также встречаются в Псевдо-Одо Клюни (ум. 942) в трактате, озаглавленном «Regulae Domni Oddonis super abacum». Одо Клюни, обсуждая восемь тонов, ссылался на арабские и еврейские имена, включая «бук», «ре», «схембс» и так далее. Между тем, известно, что Фульберт преподавал в Шартре, и предполагается, что музыкальные знания должны были проходить аналогичные курсы.
Примечания
- Terminus ante quem — октябрь 1032, дата смерти Иоанна XIX.
- Monumenta Germaniae Historica. Libelli de lite imperatorum et pontificum. T. 1. Hannover, 1956, p. 2.
- Gilchrist J. The Epistola Widonis // Authority and power. Studies in medieval law and government, ed. by B. Tierney etc. Cambridge, 1980, p. 49-58; Gilchrist J. Die Epistola Widonis oder Pseudo-Paschalis // Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters 37 (1981), S. 576-604.
- Guido d’Arezzo. Le opere, a cura di A. Rusconi. Firenze, 2008, p. XLIII-XLIV.
- Греческая гамма рассматривалась как необходимое логическое прибавление к латинскому ряду. Выбор именно этой буквы алфавита объясняется её фонетической идентичностью с октавными G и g.
- Оригинальный символ b-квадратное (нет в Юникоде), который Гвидо использовал для звукоступени «си», условно изображён знаком «#».
Точки и линеечки: как появилась нотная запись
Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.
Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать?
И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.
Обзор биографии и трудов
Дата и место рождения Гвидо неизвестны. Жил в бенедиктинском аббатстве Помпоза (близ Феррары), был там руководителем певческой школы. Серьёзная музыкальная реформа, которую Гвидо затеял в Помпозе, вызвала зависть братьев и неодобрение церковного начальства, из-за чего, по-видимому, ему пришлось оставить монастырь и переехать около 1025 г. в Ареццо. Там Гвидо работал в кафедральном соборе под началом епископа Теодальда (ок. 990 — 1036), который благоволил монаху. По его заказу Гвидо написал свой самый большой трактат «Микролог», закрепил реформу музыкальной нотации (начатую ещё в Помпозе) составлением нового антифонария и там же изобрёл гексахордовую сольмизацию. Из Ареццо Гвидо ездил (около 1031 г.) в Рим, где с успехом демонстрировал папе Иоанну XIX (понтификат 1024-32 гг.) свой антифонарий. В Риме Гвидо встретился со своим прежним начальством, аббатом Гвидо Помпозским, который «покаялся» в том, что недооценивал новаторство Гвидо, и уговаривал его переехать в монастырь Помпозы, подавая его как «первый по значимости монастырь в Италии». Вернулся ли в Помпозу Гвидо, неизвестно; во всяком случае, последний свой труд «Послание», обращённый к его другу в Помпозе, Брату Михаилу, он написал, будучи «изгнан в дальние края» (prolixis finibus exulatus). Возможно, Гвидо окончил свои дни в камальдулийском монастыре. Это предположение основано на том, что именно в рукописях камальдулов обнаруживаются древнейшие следы музыкальной нотации Гвидо. Дата и место его смерти неизвестны.
Гвидо принадлежат четыре труда о музыке, из которых самым ранним считается трактат «Микролог» (Micrologus, между 1026 и 1030). Другие труды (в хронологическом порядке): «Пролог к антифонарию» (Prologus in antiphonarium, 1030–31; сам легендарный Гвидонов антифонарий, для которого и был составлен этот инструктивный пролог, не сохранился), «Стихотворные правила » (Regulae rhythmicae, 1030–31; другое распространённое название – Aliae regulae, первый в истории стихотворный учебник теории музыки) и «Послание Михаилу о незнакомом распеве» (Epistola ad Michaelem de ignoto cantu, 1031 или 1032) — именно здесь изложен революционный метод сольмизации. По мнению ряда учёных, Гвидо также является автором небольшого «Послания к миланскому архиепископу» (Epistola Widonis) теологического содержания.
Невмы — ноты для духовной музыки
Первоначально в западноевропейской церковной музыке, так же, как и в византийской, и в древнерусской, использовались только невмы, без линеек. В первой трети 11-го века монах Гвидо из Ареццо усовершенствовал нотную запись, совместив невмы-«крюки» с линейным станом. Линии помечались ключами C (до) и F (фа), под которыми располагались полутоны в звукоряде. Количество линий колебалось от двух до четырёх, дополнительные линейки в Средние века не применялись. Кроме ключей, использовалось цветовое обозначение высоты: линия «фа» чертилась красной, а «до» — жёлтой. Затем к ним добавилась зелёная линия, соответствующая ноте «соль».
Расположение невм на линиях с определённой высотой стало одним из важных актов утверждения рационального западного мышления, позволившим легко спеть мелодию. Однако ритм в григорианском хорале не фиксировался, опытные певцы «считывали» его, исходя из особенностей произнесения текста. Из-за неопределённости ритма григорианские песнопения также получили название cantus planus — плавное пение, то есть ровное, где все ноты как бы одинаковой длительности.
Информационная табличка у статуи Гвидо в Ареццо. (Wikimedia Commons)
Квадратная линейная нотация, возникнув в Западной Европе в 11-м веке, получила вторую жизнь в русской церковной музыке, став в синодальный период фактически официальной нотацией Русской православной церкви. Киевской квадратной нотацией (музыканты называют её нотами «на топориках») изложены песнопения в изданиях Синодальной типографии начиная с 1772 года (Обиход, Октоих, Ирмологий и Праздники) и вплоть до революции (последним вышло 3-е издание «Спутника псаломщика» в 1916 году).
Киевская нотация распространилась в Московской Руси в последней четверти 17-го века. Её появление связано с приездом киевских певцов, приглашённых ко двору Алексеем Михайловичем в 1652 году, исполнявших новомодные партесные концерты. За пару десятилетий нотация укоренилась на отечественной почве, кроме партесного многоголосия ей были перезаписаны и знаменные, и строчные певческие книги, а также светские жанры (канты, псальмы и др.).
Начало пути
По приблизительным данным, Гвидо родился в 992 году в Италии. В ту пору страна, щедро одарившая мир выдающимися творцами периода Ренессанса, страдала от гнета католичества, инквизиции, множества мелких нерадивых правителей. Каждый город фактически был отдельным государством. В одной из таких коммун и начинал творить будущий светила музыки, вернее, в бенедиктинском аббатстве городка Помпоза в Северной Италии.
Юный бенедиктинец Гвидо был одним из лучших певчих монастырского хора, поэтому уже через короткое время его назначили учителем пения. Молодой учитель был недоволен – его многое не устраивало в системе музыкального образования, основанной на невменной нотации. Гвидо огорчало, что монахи тратят на распевки гораздо больше времени, чем на молитву, и старательно изобретал всякого рода новшества.
Монашеская братия его предложения не поддерживала – нарушить законы предков в Помпозо ему не позволили. Одаренность молодого монаха вызывала зависть среди братии, а его тяга к новаторству и революционный настрой привели к изгнанию. Гвидо вынужденно оставил любимую Помпозу и перебрался под крыло нового влиятельного покровителя – епископа Теодольда, в тосканский Ареццо — город, где родились знаменитый поэт-гуманист Петрарка и Джорджо Вазари, основоположник искусствознания и биограф.