Интересные факты о песне
Факт №1299
Многие думают, что эту песню написал сам БГ. Немногие полагают, что автором текста является Алексей Хвостенко, а музыки — средневековый композитор Франческо да Милано (1497 — 1543).
На самом деле текст написал в 1972 г. друг и соратник Хвостенко, ленинградский поэт Анри Волохонский, на мелодию с советской пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков» 1968 г. выпуска.
Практически все произведения этого «сборника» (в том числе упомянутую мелодию) сочинил ленинградский же гитарист, лютнист и композитор Владимир Вавилов, подписав к своим сочинениям имена известных композиторов эпохи Ренессанса. «Канцона» Вавилова всё же имеет некоторое сходство с «Фантазией №30» упомянутого Франческо да Милано.
В версии «Аквариума» слегка изменены как текст, так и музыка. До БГ (ещё в 70-х годах прошлого века) эту песню исполняли Алексей Хвостенко, Елена Камбурова и Виктор Луферов.
Ниже вы можете сравнить музыку Владимира Вавилова (первая часть трека «Канцона и танец» с советской пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков») и настоящую музыку Франческо да Милано, исполненную на лютне («Фантазия №30» в исполнении Стефана Мёрфи).
Также мелодия припева имеет сходство с фрагментом заключительного Rondo, Molto Allegro из Третьего фортепьянного концерта Людвига ван Бетховена.
Ваш браузер не поддерживает воспроизведение музыки. Нажмите ссылку «Скачать mp3».Скачать MP3: Музыка Владимира Вавилова («Канцона») и «Фантазия №30» Франческо да МиланоВсе факты с MP3
Добавил: Сергей
Факт №1599
Эта песня звучала в культовом советском кинофильме «Асса».
Добавил: Алиса Пушкарская
Факт №1600
Резиденты Comedy-club, Гарик «Бульдог» Харламов и Тимур «Каштан» Батрудинов, несколько лет назад сделали пародию на творение великого мэтра:
Под небом с голубым
Летели в Амстердам,
Курили что ни попадя —
Короче были в хлам.
Вначале был гашиш,
А после был кальян.
И в этом состоянии
Мы сели в Амстердам.
Меня там встретил огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Рядом птиц косяк незабиваемый.
Добавил: Алиса Пушкарская
Факт №1601
Рекламное агентство Antimult посвятила Борису Гребенщикову и его песне про «город» серию мультсериала под названием «Бывший Аллах».
Добавил: Алиса Пушкарская
Факт №4940
Что такое «вол, исполненный очей»?
Это «вол, у которого много глаз». В стихах цитируется откровение Иоанна Богослова (книга Апокалипсис), конкретно четвёртая глава.
5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
6. и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
Считается, что апостолу Иоанну были видения второго пришествиях Христа и страшного суда. Эти видения и составляют Апокалписис. Четыре описываемых существа восходят ещё к ветхозаветным виденями пророка Иезекиля.
Исследование Зеева Гейзеля помогло установить авторство музыки
Вопрос об авторстве песни серьезно подняли в 2003 году на одной из интернет-площадок, где собирались любители и профессионалы бардовских песен. Один из них между прочим поинтересовался, кто автор чудесной песни «Город золотой», ведь его поразило ее исполнение на иврите во время фестиваля. Но никто толком ответить на этот вопрос не мог. Появились множественные версии. Докопаться до истины решил Зеев Гейзель.
Оказалось, что история отсылает нас к 1972 году, когда в продажу поступила пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков». В качестве исполнителя был обозначен Владимир Вавилов. Номером один шла волшебная музыка под названием «Сюита для лютни: канцона и танец», которую мы знаем сегодня как песню «Город золотой». Ее автор — Франческо Канова да Милано, виртуоз игры на лютне, живший в XVI веке в Италии.
Но Зееву Гейзелю не внушила доверия информация об авторстве мелодии, ведь в полном списке произведений да Милано она не значилась. Исследователь организовал целый ряд встреч с людьми, имеющими отношение к истории музыки, с преподавателями и музыковедами. Многие из тех, кто лично знал Владимира Вавилова, однозначно заявили, что он — единственный автор композиции. Он сознательно запутывал слушателей, подписывая произведения именами известных композиторов. Скорее всего, советский гитарист и лютнист таким образом рассчитывал донести до широкого слушателя свои работы.
Второй композицией на пластинке была «Аве Мария» авторства Джулио Каччини. Но и здесь тоже не все так просто. Композиторы, жившие четыреста лет назад, не могли быть авторами этих мелодий. К такому выводу пришли музыковеды. В эпоху Ренессанса композиторы не ведали тех приемов в музыке, которые объединяют обе композиции на пластинке. Чуть позже удалось установить, что кроме «Зелёных рукавов» и «Спандольетты», все мелодии написаны одним и тем же человеком — Владимиром Вавиловым.
Причины скрытности композитора следует искать в его биографии. Владимир Вавилов не был профессиональным музыкантом и не верил, что его творения будут слушать, если он подпишется собственным именем. Дочь Вавилова рассказывала, что отец хотел прославить вовсе не себя, а музыку, потому спокойно приписывал произведения другим, давно почившим композиторам. Кроме того, советская цензура могла и не пропустить такое произведение, как Ave Maria.
Можно сказать, что мечта композитора сбылась — та самая пластинка была очень популярна у советского слушателя. А песня, написанная на музыку Вавилова и прозвучавшая в фильме «Асса», прославила ее еще больше.