Научно-исследовательский проект «фортепиано

История возникновения

Итак, перед нами стоит вопрос отличия этих двух терминов. Давайте попробуем разобраться, чем отличается пианино от фортепиано. Для этого необходимо совершить небольшой экскурс в историю.

Дело в том, что возникновение клавишных фортепианных инструментов относят к 1709 году, в частности к дате приема у герцога Фердинанда Медичи. Тогда впервые в истории его гости были поражены звучанием инструмента, который был создан придворным мастером по имени Бартоломео Кристофори. В отличие от повсеместно использовавшихся тогда клавесинов и клавикордов, новый инструмент обладал поразительной экспрессией извлечения звука. Это было связано с новой системой резонирования и молоточкового механизма между клавишами и струнами. Инструмент поражал своими массивными форте и в то же время передавал нежнейшие звуки томительного пиано.

Сам же Бартоломео Кристофори назвал свое новое детище Gravicembalo con piano e forte, что, собственно, в дальнейшем и предопределило общее и частное название всех инструментов этого ряда.

Понятно, что на поприще производства новых инструментов возникло очень много мастеров и компаний, чьи имена известны и сегодня. Кто не слышал о таких известных именах как August Forster, Steinway, Bosendorfer, Fasioli, Seiler?

Кстати, сегодня можно встретить элитные инструменты, выполненные даже из слоновой кости. В этом особо преуспела фирма August Forster, специализирующаяся на выпуске концертных роялей белого цвета.

Сегодня многие считают, что можно выделить три основных, однотипных понятия: пианино, фортепиано, рояль. Что сказать? К сожалению, такое утверждение в корне неверно, равно как и постановка нашего вопроса: чем отличается пианино от фортепиано? Фортепиано — это общее название, во-первых, группы инструментов, во-вторых, музыкального образования, и в-третьих, самой музыки. Согласитесь, ведь когда говорят «звучит фортепианная музыка», в качестве инструмента представляется либо пианино, либо рояль. Третьего не дано. Так что сам вопрос, чем отличается пианино от фортепиано, изначально является совершенно некорректным. Другое дело в том, что в этой группе имеется два инструмента, имеющих достаточно большие различия, несмотря на схожесть завукоизвлечения. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Клавесин

Мало какие клавишные обладают столь же необычной конструкцией, как клавесин. В нем вы могли бы увидеть и струны, и клавиатуру, но вот звук извлекался не ударами молоточка, а медиаторами. По форме клавесин уже больше напоминает современное фортепиано, так как содержит струны различной длины. Но, как и в истории с фортепиано, крыловидный вид клавесина был лишь одной из распространенных конструкций.

Другой вид был похож на прямоугольный, иногда квадратный, ящик. Были как горизонтальные клавесины, так и вертикальные, которые могли иметь размер значительно больший, чем у горизонтальной конструкции.Как и клавикорд, клавесин не был инструментом больших концертных залов, — это был домашний или салонный инструмент. Тем не менее, со временем он снискал репутацию отличного ансамблевого инструмента.

Постепенно к клавесину стали относиться, как к шикарной игрушке дорогих людей. Инструмент изготавливался из ценных пород дерева и был богато украшен.

Некоторые клавесины имели по две клавиатуры с разной силой звука, к ним приделывали педали – эксперименты ограничивались лишь фантазией мастеров, которые стремились любыми путями разнообразить суховатое звучание клавесина. Но в то же время подобное отношение побудило выше ценить музыку, написанную для клавесина.

Сейчас этот инструмент хоть и не пользуется такой же популярностью, что и прежде, но все же иногда встречается.

Его можно услышать на концертах старинной и авангардной музыки. Хотя стоит признать, что современные музыканты куда вероятней будут использовать цифровой синтезатор с семплами, имитирующими звук клавесина, чем сам инструмент. Все-таки это сейчас редкость.

(Фестиваль Earlymusic 2010 (день в Гатчине)

(Клавесинист Элейн играет сонату ре минор, К. 517 Доменико Скарлатти на ее 2-ручного клавесина, построенный в 1968 году Уильям Дауд.)

История происхождения пианино

Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.

Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.

Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.

Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.

У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.

Первые фортепиано

     Итальянский Клавирный мастер Бартоломео Кристофори, соединив основной принцип строения клавесина с принципом извлечения звука в клавикорде, изобрел новый инструмент. Звук в нем создавался деревянными, обтянутыми кожей молоточками, которые ударяли по струнам. Мастер назвал свое творение «gravicembalo col piano e forte» («клавицимбал с тихим и громким звуком»). Отсюда и пошло название инструмента — пианофорте, а позже — фортепиано. Теперь на этом новом клавишном инструменте с богатым и ярким звучанием исполнитель мог играть тише или громче.

     К сожалению, Кристофори не увидел блестящего триумфа своего творения. Сначала очень мало людей заинтересовались новым инструментом, поэтому мастер вернулся к изготовлению клавесинов. Почти через 30 лет после того, как Кристофори создал своё первое фортепиано, немецкий органный мастер Готтфрид Зильберман несколько изменил строение инструмента и начал изготавливать собственные фортепиано. Немецкие и австрийские мастера продолжали экспериментировать, пытаясь создать компактные и легкие модели фортепиано. Так появилось фортепиано, которые стали называть прямоугольным роялем.

     В конце 1750-х годов из Германии в Англию эмигрировало немало клавирных мастеров. Они также начали работать над совершенствованием фортепиано. Один из них Иоганнес Цумпе, который создал новую модель прямоугольного рояля, которая пользовалась большим спросом. Француз Себастьян Эрар и другие мастера из Европы и Америки сделали ряд других усовершенствований. Хитрый шотландский столяр Джон Бродвуд быстро понял, что молодые барышни с мещанских семей обязательно захотят иметь фортепиано у себя дома. Поэтому вскоре его фирма начала выпускать большое количество прямоугольных и обычных роялей.

     Кроме того, клавирные мастера настойчиво работали еще над одной задачей: создать небольшой по размеру фортепиано со звучанием рояля. Так начали появляться фортепиано с вертикальным, а не горизонтальным расположением струн. Однако такие инструменты были очень высокими. В одной из моделей Бродвуда струны возвышались над клавиатурой на 2,7 метра! Поскольку верхняя часть такого инструмента перевешивала нижнюю, он был неустойчивым и играть на нём было опасно. Другая модель с вертикальным расположением струн получила название «жирафа», поскольку своим видом напоминала рояль с поднятым вверх корпусом. В конце концов в 1800 году англичанин Джон Айзек Хокинс изобрёл пианино — первую успешную модель с вертикальными струнами, которые располагались от пола. После этого производство прямоугольных роялей постепенно прекратилось.

Оценки Кристофори

Кристофори, очевидно, восхищался и уважался при его жизни за его работу на фортепиано. Теоретик при дворе Медичи по имени Никколо Сюзье написал в своем дневнике:

1731, 27 , Бартоломео Крисофани по имени Бартоло Падовано, умер, известный изготовитель инструментов Светлейшего Великого Князя Фердинандо с нежной памятью, и он Был искусственным изготовителем клавишных инструментов, а также изобретателем фортепиано, известного во всей Европе, который служил его Величеству Королю Португалия , который заплатил двести золотых луидоров за упомянутые инструменты, и он умер, как было сказано, в возрас те восьмидесяти одного года.

Анонимный музыкальный словарь 18-го века, найденный в библиотеке композитора Падре Г.Б. Мартини, говорит о нем

Христофори Бартоломео из Падуи умер во Флоренции был известным мастером клавесина, выдающим реставратором, делавшим еще более качественные инструменты, сделанные другими мастерами прошлого, и он также был изобретателем клавесинов с молотками, которые производят звук другого качества, как из-за удара молотка по аккорду и совершенно другая внутренняя структура корпуса, не видимая снаружи лучшие инструменты, которые он сделал, были для Фердинандо Медичи Великого принца Тосканы, его защитника и сына великого герцога Козимо III.

Однако после его смерти репутация Кристофори пошла на убыль. Как задокументировал Стюарт Полленс, в конце 18 века во Франции считалось, что пианино было изобретено не Кристофори, немецким строителем Готфридом Зильберманом. На самом деле Зильберманн был их фигурой в истории фортепиано, но его инструменты почти полностью продались на Кристофори в разработке молоточков. Более поздние исследования (в частности, Лео Пулити) постепенно исправили эту ошибку.

Кристофори также заслужил признание за оригинальность в изобретении фортепиано

Хотя это правда, что раньше предпринимались грубые попытки создать инструменты, похожие на пианино, неясно, были Таким образом, пианино представляет собой необычный случай, когда важное изобретение можно однозначно приписать одному человеку, довел его до необычной степени совершенства в одиночку

Необычайная популярность фортепиано

     В начале XX века фортепиано, как новый символ престижа, появилось практически в каждом доме, независимо от того, умел кто-то играть на нём или нет. Пианисты вдруг стали очень нужны — для развлечения клиентов и пассажиров, для музыкального сопровождения немых кинофильмов, для обучения игре на фортепиано. Вокруг этого инструмента собирались семьи. Музыканты-любители писали собственную музыку. Постоянно появлялись новые произведения для фортепиано, развились совершенно новые музыкальные направления: яркая синкопированная музыка регтайма, медленные мелодии блюза, настоятельные ритмы буги-вуги.

     После Первой мировой войны произошел спад популярности фортепиано. В 1910 году было продано 600 000 фортепиано — крупнейшую за все времена количество, однако со временем объемы продаж начали сокращаться. 

     После Второй мировой войны благодаря техническим усовершенствованиям фортепиано снова стало популярным. В 1980 году было продано аж 800 000 фортепиано. Современные фортепиано стали легче, так как изготавливаются из различных видов пластмасс и сплавов. Белые клавиши покрываются специальным синтетическим материалом, а не слоновой костью, как раньше. Крупнейшим производителем фортепиано является Япония. «Его величество фортепиано» пользуется большой популярностью даже в Китае.

Переходим к музыке «нью-эйдж»

Это классика с долей современности, и о причинах включения ее в топ лучших произведений пианистов Михаил говорит следующее: «Тут всё просто: эта музыка нашла отклик у публики. Не всем нужны поп-рок-электро-метал-трусы-сиськи-эпатаж-псевдопафос-группы. Классическое искусство, к сожалению, с этим не справляется: слишком сложно для обывателя. Спросите десять случайных человек на улице, кто выиграл последний конкурс Чайковского? Мало кто ответит, если не вообще по нулям. Однако потребность в высоком никуда не делась. Неоклассика – то самое направление к высокому в значительно более доступной обёртке. Безусловно, до академической музыки по её глубине и силе воздействия – как до Пекина на самокате, но опять же – для посвящённых. А обыватель этого Пекина даже и не ощутит – просто пожмёт плечами и скажет пару междометий».

В-четвертых. Yiruma – «River Flows in You»

Юрима

В 2004 году южно-корейский композитор-пианист Юрима дебютировал на японской сцене. Сольные выступления в японских холлах сделали его одним из самых популярных корейских артистов «нью-эйдж» в Японии.

Михаил: «Я часто слышу от не слишком удачливых академических музыкантов мнение, что неоклассику писать легко и просто, но вот беда – лень. Это заманчивая и удобная позиция, но она неверна. Такими псевдомузыкантами, только чуть менее ленивыми, написаны тонны подобной музыки – и этот факт обрушил интерес к настоящей неоклассике: слушатель, за красивым названием и симпатичной картиночкой, часто стал сталкиваться с абсолютно бездарной музыкой. Пару раз ткнув в том же Вконтакте, Ютубе, или на Саундклауде на такого рода «музыку» – человек разочаровывается и перестаёт искать новые имена в этом сегменте. С другой стороны, благодаря наводнению из отстоя, подлинные имена приобретают ещё большую ценность – например, Людовико Эйнауди, Олафур Арналдс, Юрима, и другие».

В-пятых. Ludovico Einaudi – «Fly»

Людовико Эйнауди

Итальянца Людовико Эйнауди и его произведение «Fly» 2006 года создания мы можем знать по саундтрекам (почти всем) к фильму «1+1». В целом вся его музыка уходит корнями в поп, рок и фолк.

В-шестых. Jon Schmidt – «All of Me»

На эту тему:«Без меня группы не будет». Большое интервью с Олегом Савченко из ЛСП Американский пианист признавался, что на него оказали влияние произведения Бетховена. Композиция «All of Me» 2011 года отлична от предыдущих двух большей задорностью и динамизмом, тем не менее, в ней отчетливо прослеживаются фольклорные нотки направления «нью-эйдж».

Джон Шмидт

Михаил: «Да, академический музыкант, зашоренный академическим образованием слабо воспринимает неоклассику – ему она кажется бледной неудачной копией. Ну не торкают его мелодии, построенные на меньшем количестве нот, чем он привык слушать и исполнять. И ничего с этим не сделаешь. И ещё есть чисто психологический фактор, в котором многие академовцы боятся себе признаться – изучив тонны классики, не комильфо получать удовольствие от такого «простенького» стиля

«Я же академический серьёзный музыкант! Работник культуры! Как я могу обращать на это своё внимание»? В принципе, таких людей большинство, и их можно понять. Шагнуть чуть дальше, за свои привычные рамки – удел немногих отважных

И тут такой шаг особенно опасен: нужно отключить от памяти почти все музыкальные разделы мозга, и потом на эту чистую пустыню дозированно пробовать насадить новые оазисы. Полюбив оазисы, мозг вскоре вернёт и джунгли, но теперь это будет полное изобилие всех форм. Процесс долгий и сложный, и даётся единицам».

История названия

В каком году изобрели фортепиано точно сказать сложно, так как у него было много предшествующих инструментов. В основу разработанного механизма вошли клавесин и клавикорд. Так как Бартоломео Кристофори сам конструировал клавесины, он отлично разбирался в этом и привнес свои новые идеи. Методом проб и ошибок он все же сумел создать известный на весь мир возвратный молоточковый механизм. Свое изобретение итальянец назвал клавесином, играющим форте и пьяно. «Форте» означает сильный и громкий звук, а «пьяно» – более слабый и тихий. Только потом эти инструменты начали называть «пианофорте» или, как известно сейчас всем, «фортепиано».

Совершенствование инструмента

Кто и в какой стране изобрел фортепиано, так бы и осталось неизвестным, пока один журналист из Италии Щипионе Мэффеи не написал статью, в которой восторгался новым механизмом. Он опубликовал схемы, и статья получила большое распространение. После ее прочтения многие изобретатели начали свою работу по усовершенствованию инструмента. Так появилась еще одна версия, кто придумал фортепиано. Мастер по органам Готтфрид Зильберман создал свой инструмент, очень похожий на клавесин Кристофори, но с одним важным отличием. Зильберман изобрел более современную педаль, снимающую звук со всех струн одновременно. В дальнейшем эта идея распространилась и на новые модели музыкального инструмента.

В 1730-х гг. Готтфрид Зильберман решил показать одну из своих работ Баху, которому изначально не понравился инструмент. Иоганн Себастьян Бах негодовал из-за слабого звучания высокого регистра, к тому же он ощутил сложность нажатия клавиш. Прислушавшись к замечаниям, органный мастер внес изменения, после которых Бах не только одобрил изобретение, но и поспособствовал его продаже и дальнейшему продвижению. Одно остается точным, так это то, в какой стране придумали фортепиано. Италия дала новый виток в европейской культуре.

Материалы агрегата

Ведущие производители клавишно-струнных музыкальных инструментов используют материалы исключительно высокого качества. Для внешней отделки лучше всего подходят:

  • бук;
  • клен.

Для создания струн используют сталь высокого класса прочности, что позволяет им длительное время не деформироваться и сохранять первоначальное звучание без тонального искажения. Оборачивание деталей медным проводом значительно повышает их гибкость.

Металлический корпус, расположенный внутри музыкального инструмента, делается из чугуна. Разумеется, такая тяжелая деталь по определению не может украшать фортепиано, поэтому мастера стараются нивелировать этот изъян, полируя и украшая пластину.

Остальные части выполняют из древесины и пластмассы. Повальное использование синтетических полимеров в 1950-х годах обернулось неприятными последствиями — после длительной эксплуатации детали сильно изнашивались, из-за чего звук становился «грязным».

Легкость клавиш обеспечивается за счет сортов древесины, обладающих низкой плотностью. К таковым относятся, например, ель и американская липа.

Литература

  • Алексеев А. История фортепианного искусства. — М., 1962.
  • Дьяконов Н. А. Рояли и пианино. Конструирование и производство. — М., 1966.
  • Зимин П. История фортепиано и его предшественников. — М., 1968.
  • Исакофф С. Громкая история фортепиано. — М.: Corpus, 2014. — 480 с. — ISBN 978-5-17-082076-4.
  • Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII — первой половины XIX вв. // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии: Сб. статей.- СПб., 2001. — С. 39-51.
  • Сергеев М. В. Экспертиза фортепиано российского и советского производства // Музыкальная культура и образование: Межвуз. сб. науч. тр. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — С.241-263.
  • Соловьёв Н. Ф. Фортепиано // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

История, происхождение

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы).

Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали.

В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 годах.

Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

История названия

В каком году изобрели фортепиано точно сказать сложно, так как у него было много предшествующих инструментов. В основу разработанного механизма вошли клавесин и клавикорд. Так как Бартоломео Кристофори сам конструировал клавесины, он отлично разбирался в этом и привнес свои новые идеи. Методом проб и ошибок он все же сумел создать известный на весь мир возвратный молоточковый механизм. Свое изобретение итальянец назвал клавесином, играющим форте и пьяно. «Форте» означает сильный и громкий звук, а «пьяно» – более слабый и тихий. Только потом эти инструменты начали называть «пианофорте» или, как известно сейчас всем, «фортепиано».

Интересные факты

Несколько примечательных фактов о музыкальном инструменте:

  1. Первое произведение для фортепиано была соната “12 Sonate da cimbalo di piano e forte”, написанная Людовико Джустини в 1732 году.
  2. До середины XX века клавиши фортепиано изготавливались из слоновой кости. Позже их заменили на деревянные и пластиковые.
  3. Белые и черные клавиши фортепьяно не всегда имели расположение как в современном виде. В XVIII веке они размещались наоборот.
  4. Каждая струна имеет натяжение в 70 кг. Общее натяжение всех струн – примерно 18 тонн, у концертного рояля достигает 30 тонн.
  5. В общей сложности сумма всех деталей фортепиано составляет около 12 000 деталей. Из них 7500 деталей составляют механизм, приводящий фортепиано в действие.
  6. Самый большой концертный инструмент – рояль Challen. Он весит более полутонны, а корпус в длину достигает 3 м 30 см.
  7. Самыми взыскательными слушателями пианистов были техасские ковбои XIX- начала XX века. В одном из салунов Остина была надпись “Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет”. Из-за риска попасть под горячую руку ковбоя или стать невольной жертвой перестрелки американский инженер Э. С. Воти разработал механическую пианолу. Аппаратура проигрывателя сама регулировала клавиши с педалями. Мелодия выбиралась с помощью съемных барабанов.

Разновидности

Диапазон фортепиано с 88 клавишами 7 полных октав Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным.

Первое известное вертикальное фортепиано приписывается К.-Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшему его в 1745 г. Однако уже в 1742 году из мастерской Иоганна Зохера (нем. Johann Söcher) в Зантхофене (Бавария) вышел подобный инструмент, а в 1748 году такие же инструменты делал и Г. Зильберманн.

Разновидности вертикальных фортепиано — пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др. С середины XIX века выпускаются только пианино и рояли.

Уцелевшие инструменты

Museum für Musikinstrumente

Девять инструменты, которые сохранились сегодня, приписываются Кристофори :

  • Три фортепиано, описанных выше.
  • Два овальных спинета, с 1690 по 1693 год. Инструмент 1690 года хранится в , входящем в Galleria del Accademia во Флоренции. Овальный спинет 1693 года находится в Музее музыкальных инструментов Лейпцигского университета.
  • A спинеттоне, а также в Лейпцигском музее.
  • Начало (17 век) клавесин, с футляром из черного дерева. Он хранится в Музее музыкальных инструментов во Флоренции (часть Galleria dell’Accademia ). Изображение можно посмотреть на сайте мастера клавесина Тони Чиннери.
  • Клавесин 1722 года в Лейпцигском музее.
  • Клавесин 1726 года в Лейпцигском музее. Он имеет расположение 1 x 8 ‘, 1 x 4’, 1 x 2 ‘и является единственным известным итальянским клавесином с двухфутовым упором. Инструмент демонстрирует изобретательность Кристофори в большом количестве рычагов и удлинителей, которые позволяют музыканту гибко определять, какие струны будут звучать. Всего существует шесть регистраций: 8 ‘, 8’ + 4 ‘, 4’, 4 ‘+ 2’, 2 ‘, 8’ + 4 ‘+ 2’; кроме того, игрок может прибавить 4 ‘, 2’ или 4 ‘+ 2’ к остановке 8 ‘только в нотах басового диапазона.

Более поздние инструменты, датируемые старостью Кристофори, вероятно, включают ассистента, который после изобретателя продолжал строить более широкого диапазона, используя тот же базовый дизайн.

Кажущийся остаток клавесина без деки, клавиатура и механизм в настоящее время является собственностью известного строителя Тони Чиннери, который приобрел его на аукционе в Нью-Йорке. Этот инструмент прошел через мастерскую строителя / мошенника конца 19 века Леопольдо Франциолини, который переработал его, придав ему характерную форму украшения, но, по словам Чиннери, конструкции достаточно, чтобы однозначно идентифицировать его как продукт. Кристофори «.

Есть также ряд поддельных инструментов, приписываемых Кристофори, в частности, трехручный клавесин, когда-то выставленный в Немецком музее в Мюнхене; это была реконструкция Франциолини инструмента с одним ручным управлением, сделанного в 1658 году Джироламо Зенти.

Строение фортепиано

Разные модели фортепиано отличаются по размерам. Но длина должна быть не менее 1,8 м, а ширина – не менее 1,5 м. Устройство фортепиано сложное, поэтому настройка фортепиано считается кропотливой и трудной.

Инструмент состоит из:

  1. Акустического аппарата, включающего в себя резонансную деку и струнные переплетения.
  2. Дека для резонирования представляет собой расположенный под струнами деревянный щит. На ней расположены подставки для струн, которые передают ей колебания.
  3. Струны натягиваются на чугунную раму, находящейся над деревянной резонансной декой. С одного края они крепятся на металлические стержни, а с другого – на металлические колки, с помощью которых регулируется натяжение струн.
  4. Клавишного механизма. Фортепиано имеет 88 клавиш и 220 струн. Белых клавиш 56, а черных 32. Звук извлекается, когда пианист касается клавиш. При этом молоточки, головки которых обтянуты войлоком, бьют по струнам. Вместе с нажатием клавиш и ударом молоточка отделяется особое приспособление для прекращения колебаний – демпфер.
  5. Корпуса из различных пород древесины, совмещенных в несколько слоев. Верхний слой полированный. Корпус также имеет деревянную основу, к которой крепятся резонансная дека и чугунная рама.
  6. Педального механизма. В основном, устройство имеет две педали. При нажатии на правую отделяются все демпферы, поэтому все звуки усиливаются и становятся более продолжительными.

Нажатие левой педали ослабляет звучание и изменяет тембр. У рояля это происходит за счет смещения молоточков вправо, у пианино – приближения молоточков к струнам.

Знаменитые композиторы и пианисты

Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.

Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.

Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.

Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.

Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.

Виды современного клавесина

По размеру можно выделить несколько категорий музыкально инструмента.

  1. Концертный рояль может весить до пятисот килограмм, быть высотой в 1,8 и длиной в 1,4 метров.
  2. Салонный рояль весит до трехсот пятидесяти килограмм, а в высоту достигает 1,4 метра.
  3. Кабинетный рояль весит не более двухсот пятидесяти килограмм, а высота составляет до 1,2 метра.

Большие виды роялей обычно используются для выступлений, масштабных концертов, ведь они обладают более громким и насыщенным звуком. Малые инструменты выбирают для небольших помещений. Тот, кто изобрел фортепиано вертикальное, рассчитывал на места, не обладающие большой площадью. Этот инструмент более компактный за счет корпуса и струн, которые натянуты вертикально, и направляются от клавиатуры к молоточкам. Звук не такой насыщенный и красивый, как у большого рояля, но современные технологии приближают его к желаемому звучанию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: