Фортепиано, пианино, рояль — что общего и в чём различия у этих клавишных музыкальных инструментов?

Чем отличается фортепиано от пианино?

Нечасто задают вопрос: «В чем разница между пианино и роялем?». Однако существует очень распространенное заблуждение, что они, по сути, являются синонимами. В своей практике мне приходилось обращаться к преподавателям этих инструментов, которые убедили меня в этом заблуждении.

Во-первых, обратите внимание, что сам вопрос сформулирован некорректно. Вопрос звучит одинаково — в чем разница между овощем и огурцом? Ответ: ничего, это разные слова

Огурец — это овощ, но не все овощи являются огурцами. Аналогично, пианино — это пианино, но не все пианино — это пианино.

Фортепиано

— это общий термин для обозначения класса инструментов, который включает в себя как пианино, так и рояли. На обоих этих инструментах можно играть как громко, так и тихо, в зависимости от желания музыканта. Название происходит от этих двух слов, от итальянского forte, означающего «громкий». «Громко» — форте, «тихо» — пиано.

P. S. В ответ на комментарии, возможно, мне следует добавить еще несколько слов:.

Пианино — это инструмент с клавишами и молоточками. Звук получается при ударе молоточков по струнам и зависит от силы удара по клавишам. Громкие удары производят громкие звуки (форте), а маленькие удары — маленькие звуки (пиано).

Пианино — это инструмент с клавиатурой и молоточковым механизмом, который производит звук (вибрацию) вертикально натянутых струн. Независимо от размера, пианино остается пианино.

Пианино — это инструмент с клавишами и молоточковым механизмом, предназначенный для получения звука (вибрации) от горизонтально натянутых струн. Независимо от размера, рояль остается роялем.

Основные отличия заключаются в системе рычагов, приводящих в действие молоточковые головки, и расположении струн. Кстати, Хоткинс изобрел не фортепиано, а конструкцию вертикального инструмента, которая ближе к современному инструменту. Вертикальные инструменты (жирафы и пирамиды) были построены задолго до него и также входили в класс фортепиано.

Вскоре цифровые электропианино официально войдут в категорию фортепиано. По мере развития технологий управление звуком и громкостью во время игрового процесса будет становиться все более совершенным.

Приветствую вас, автор блога propiano.ruСергей.

Сергей

Тем не менее, инструменты, отличные от пианино и роялей, не относятся к категории фортепиано. Даже клавесина нет. Несмотря на некоторое поверхностное сходство, механизм фортепиано и механизм клавесина — это два радикально разных устройства. На пианино или рояле струны щипают молоточками, тогда как на клавесине струны щипают специальными щипцами. Громкость клавесина варьируется незначительно. Неудовлетворенность музыкантов возможностями этих инструментов стала одной из причин изобретения фортепиано.

Кирилл Анатольевич

И это не совсем так. Пианино — это не просто рояль или тарелки, это клавесин и (даже если вы этого не знаете) ударный инструмент! По учебникам, по которым в наших музыкальных вузах преподают такие ударные инструменты, как ксилофон и железная скрипка, у меня был учебник, но, к сожалению, этот автор сжег все свое имущество в канун Нового года, я не запомнил, поэтому хотел дать ссылку на него (напишу!).

В чем сходства и различия с профессиональной точки зрения?

Пианино и рояль отличаются прежде всего по своему назначению: пианино предназначено для камерных выступлений, в то время как рояль — для выступлений на большие аудитории. Чаще всего это бывают филармонии и концертные залы.

Отличаются они не только размером, но и изначальной планировкой, которая всегда учитывает то, как в помещении будет звучать музыка. Вне зависимости от того, играет ли оркестр или выступление сольное, рояль всегда находится в центре сцены.

Рояль легко узнаваем по крышке и корпусу.

Проводя обзор, можно понять, что конструкция рояля предусматривает настройку каждой струны в индивидуальном порядке, что занимает намного больше времени, чем при настройке струн в пианино.

Также можно отметить то, что при множественном нажатии на клавиши рояля, возвращаться на место они будут немного дольше, что обеспечивает большее количество вибраций, и более насыщенный звук, соответственно.

Классифицируются рояли на три класса:

  • потребительский;
  • средний;
  • премиум.

К потребительскому классу относятся те инструменты, конструкция которых немного упрощена. Производят такие рояли как правило, китайские производители. Стоимость таких музыкальных инструментов стартует от 800 тысяч рублей. По своему звучанию они достаточно скромны.

В игре у профессионального музыканта могут возникнуть сложности, поскольку чувствительность клавиш значительно понижена, в сравнении с моделями, стоящими дороже. Диапазон звука у бюджетных моделей заметно снижен и довольно краток.

Инструменты не отличаются высоким качеством

Минимальные цены на рояли среднего класса начинаются от 950 тысяч рублей. В их производстве используются детали и комплектующие высокого качества. Характеризуются такие модели более простой конструкцией, чем у образцов премиум-класса, а также упрощенной техникой сборки, что позволяет уменьшить итоговую стоимость изделия. Структура звука по выразительности находится в среднем диапазоне.

К инструментам премиум сегмента относятся те, стоимость которых начинается от 5 миллионов рублей. Как правило, производитель прилагает к покупке долгосрочную гарантию.

Сборка премиум-класса проходит преимущественно вручную и ориентирована на качественное звучание инструмента.

Играть на таких экземплярах так, чтобы звук раскрылся полностью, могут очень немногие музыканты. Для них и стараются производители.

Пианино стоит гораздо дешевле. Акустические образцы сейчас покупают заметно реже, чем электро-пианино

Хотя в тех случаях, когда речь идет о начальных этапах изучения музыки классического образца, внимание стоит заострить именно на акустических вариантах

Количество клавиш у пианино, а также их размер меньше чем у рояля: размеры музыкального инструмента и его конструкция вносят свои коррективы.

По клавиатуре можно определить возраст музыкального аппарата.

Устройство фортепиано

У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки

Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука

Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.

Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.

  • Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
  • Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
  • Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.

История появления и развития

Предками фортепиано, каким оно предстало перед современными любителями музыки, были различные простейшие инструменты. Сейчас это уникальное оборудование, позволяющее передать широкий диапазон динамических оттенков, плавно переходить от тихого к более громкому звучанию и обратно. В каждом из регистров отмечается абсолютная ровность тембра. Кроме того, важнейшей особенностью фортепиано является его способность подражать некоторым другим инструментам.

Умелая игра на клавишах позволяет воспроизвести различные мелодии. Во время музицирования удается извлечь практически одновременно 10 или более чистых звуков. Лидирующие позиции, на которых сегодня находится этот музыкальный инструмент, ему удалось занять благодаря кропотливой и долговременной работе многих изобретателей и мастеров.

В истории возникновения фортепиано его предшественниками являются:

  • орган — в нем были использованы клавиши, его автором считается александриец Ктесибий, создавший приспособление в 3 веке до н. э. (поначалу изобретение использовалось в качестве подарков и только с 10 столетия попало в церкви для служебных песнопений);
  • монохорд — считается, что это авторская разработка самого Пифагора, которая предназначалась для исследования музыки и акустики, при настройке других инструментов во время обучения пению и музыке (по нему также ориентировались при проектировании и измерении органных труб и колоколов);
  • клавикорд — инструмент ударно-клавишного типа, появившийся в 17−18 веках, диапазон которого составлял уже 3 октавы (многие немецкие авторы считали его наиболее подходящим для выражения нежных чувств и страсти, что объяснило резко возросшую популярность);
  • клавесин — оборудование в форме продолговатого треугольника, по виду напоминающее рояль и появившееся в Италии в 15 веке (струны располагаются на разных уровнях высоты горизонтально, а позади клавиш находятся деревянные стержни-толкачики).

Отличия и особенности пианино, фортепиано и рояля

В первых десятилетиях XVIII столетия огромной популярностью пользовался клавесин. Но этот инструмент воссоздавал звуки одной громкости, поскольку щипок струн выполнялся с одинаковой амплитудой. Итальянец Бартоломео Кристофори разработал новое устройство возбуждения струн. Вместо привычного щипкового механизма для создания звуков мастер создал более сложный рычажно-молоточковый механизм. Благодаря этому характер и громкость звучания стали напрямую зависеть от силы удара по клавише. Своему изобретению Кристофори дал название «клавесин с тихим и громким звуком». Позже этот клавесин получил другое название – «фортепиано» (на итальянском языке forte – громко, piano – тихо) – и к середине XVIII столетия стал невероятно популярным во всех европейских странах.

В конце XVIII столетия мастера Мюллер и Хокинс, работающие каждый сам по себе в Австрии и США, создали вертикальную версию фортепиано с рамой из стали, располагавшейся перпендикулярно клавиатуре. Фортепиано, которое мы знаем сейчас, приобрело такой вид после 1850 года, когда раму из стали заменили рамой из чугуна.

В 1821 году изобретатель Себастьян Эрар из Германии существенно изменил механизм фортепиано: молоточек самостоятельно возвращался в первоначальное положение, а для последующего удара не нужен был полный возврат. Благодаря такому механизму пианисты могли быстро нажимать одну и ту клавишу необходимое число раз для игры сложных произведений. Ещё одной особенностью этого механизма было то, что его можно было встраивать только в фортепиано горизонтальной конструкции. Такой инструмент имел достаточно большие размеры, и его можно было поместить в концертном зале или же в просторных помещениях королевских дворцов. Назвали этот инструмент «рояль» (royal), что в переводе с английского значит «королевский». Такое название досталось роялю не только за «королевские» размеры, но и за насыщенное звучание.

Сейчас под термином «фортепиано» подразумевают все клавишные инструменты с молоточковым механизмом, позволяющим играть с разным уровнем громкости. Если быть более точным, то фортепиано – это вид клавишных инструментов, а пианино и рояль являются лишь частными случаями.

Рассказывая об истории создания всех перечисленных инструментов, мы приблизились к теме главного отличия между пианино и роялем. Основное устройство извлечения звука у фортепиано – это резонансная дека, при вибрировании которой создаются яркие и объёмные звуки. Логично, что площадь деки напрямую определяет амплитуду звучания. Современные пианино имеют высоту до 140 см, а длина рояля находится в пределах от 150 до 160 см. При аналогичной ширине этих инструментов, площадь деки в рояле больше, поэтому его звучание выразительнее и насыщеннее.

Подводя итоги, можно сказать следующее:

  • Фортепиано – это класс инструментов, к которому относятся пианино и рояль.
  • Если сравнивать пианино и рояль, то первый инструмент более компактный, но имеет не настолько выразительное звучание.
  • В рояле установлен механизм, который не подходит для конструкции вертикального фортепиано.

Фортепиано

Появилось в XVIII веке. Его изобрел итальянец Бортеломео Кристофори. Причиной создания послужило несовершенство клавесина и  клавикорда, а целью было создать инструмент, который будет издавать и громкие и тихие звуки, отсюда и название, ведь в переводе с итальянского «fortepiano» означает «громкий-тихий».

Фортепиано

Это первый струнно-клавишный инструмент, способный издавать звуки разной громкости в зависимости от силы нажатия на клавишу. Конструкция Бортеломео более всего похожа на рояль, у нее также был горизонтальный корпус и длинные струны, размещался он на высоких ножках.

Однако сегодня это название используется для обозначения всех струнно-клавишных. Поэтому найти отличия или сходство между, например, пианино и фортепиано сложно, ведь это одно и тоже. При этом если сравнивать изначальную конструкцию XVIII века или его современников, станет понятным, что у них действительно есть много схожих и отличительных черт.

Что это за музыкальные инструменты?

Для того, чтобы каждый новичок мог самостоятельно понять какой перед ним стоит инструмент, стоит наглядно рассмотреть, в чем разница между фортепиано и пианино, и есть ли она вообще.

В отличии от пианино и рояля, фортепиано — это не просто музыкальный инструмент, а целый их класс. В него входят те клавишные, принцип действия которых похож друг на друга.

Фортепиано бывает со следующим расположением струн:

  • Вертикальное (к этому типу относится пианино, пиано-лира и другие подобные инструменты).
  • Горизонтальное (сюда относятся рояль, роялино и четырехугольное фортепиано).

Как только музыкант нажимает на какую-либо из клавиш, звук фортепиано начинает извлекаться благодаря тому, что молоточек каждой ноты бьёт по своей струне.

Стоит заметить, что степень громкости, и насыщенность воспроизводимого звука напрямую зависят от силы нажатия на клавишу.

Как было сказано выше, пианино относится к классу фортепиано. Это инструмент, относительно небольших размеров, что обеспечивается благодаря компактному устройству деки.

Классическое пианино

Благодаря тому, что у пианино предусмотрено именно вертикальное крепление струн, его высота не превышает даже полтора метра. Стоит заметить, что громкость изделия соответствует размеру, и значительно ниже чем у рояля.

Рояль тоже относится к категории фортепиано. Именно по этой причине задавать вопрос «чем отличается рояль от фортепиано», будет несколько некорректно. Струны у рояля, как и у пианино крепятся вертикально. От пианино он отличается не только размерами, но и формой, а также качеством материала, из которого изготавливается.

При сборке рояля производители отдают предпочтения древесине высокой стоимости и редкости. Другим фактором выбираемого материала всегда считается то, как звук в нем резонирует: качество звука зависит и от этого.

Благодаря конструкции, чувствительность музыкальных клавиш рояля чрезвычайно высокая. Стоимость подобного инструмента тоже в разы отличается.

Многообразие клавишных инструментов.

Что больше подходит для изучения классической музыки?

Из всех клавишных инструментов, для изучения музыки классического образца, больше всего будет подходить традиционное, акустическое пианино. Многие могли встретить его в школах, в классах музыки.

Лучшим такой выбор можно назвать потому, что именно при игре на таком инструменте, у ученика появляется возможность ощутить зависимость звука от клавиш и их механику.

Классические партии и этюды так же будут проще изучаться на таком инструменте, поскольку заточены под него.

Другим не менее главным преимуществом инструмента считается относительно компактный размер.

Описание инструмента

Автором фортепиано считается Бартоломео Кристофори, который получил признание композиторов и музыкантов всего мира. Последующим усовершенствованием занимались Готфрид Зильберман, Бродвуд, Цумпе, Штейн и другие специалисты.

В биографии французского мастера Себастьяна Эрара отмечается, что он придумал принципиально новый механизм. В 1808 году он выступил с докладом, содержанием которого являлось подробное описание созданной конструкции, предназначенной для «двойной репетиции» (технологию запатентовали только в 1822-м). В результате нажатия на клавиши получалось не просто быстро повторить звуки (кратко или протяженно), повышая динамичность игры, но и извлекать их при постоянно поднятом демпфере. Благодаря этому удавалось добиться эффекта, напоминающего мелодию от струнных инструментов.

По рассказам английских и американских мастеров конца 18 столетия, именно в это время начинается активное и массовое производство устройств, напоминающих пианино на основе металлической рамы. Это давало возможность длительно удерживать струны в натяжении без изменения настроек.

Впоследствии основу сделали цельнолитной, а следующим крупным нововведением стало применение чугунной рамки. Толщину струн удалось увеличить, за счет чего издавался более полный и сильный тон.

Со временем конструкцию усовершенствовали, расположив их друг над другом крест-накрест.

Современный инструмент представлен в двух видах:

  • пианино (конструктивные элементы находятся в вертикальном положении);
  • рояль (корпус крыловидный, деки, механика и струны размещаются в горизонтальной плоскости).

Ребенок, увлекающийся музыкой, скорее всего, имеет дома пианино. Оно, в отличие от своего «собрата», не предназначено для концертного исполнения.

«Домашний рояль»

Домашний вариант рояля – пианино, где струны и все остальные внутренние конструктивные элементы сжаты и выполнены более компактно, под размер входной двери. Звук не такой, как у рояля, но все же можно назвать подобием. Играет пианино громко, но это ещё не главная проблема, так как всем струнным инструментам положено расстраиваться со временем – быстрее или медленней. Так что придется вызывать мастера и производить настройку. Хотя по большом счету это мало кто делал, потому что играли либо на расстроенном инструменте, либо вовсе забрасывали музыку. Мы упомянули фактор настройки неспроста, ведь электронные синтезаторы не требуют никаких наладок, ведь звуки записаны на плату программно и не могут звучат неточно. Это, конечно, плюс, и слышать правильную высоту нот – и полезно, и правильно.

Устройство современного фортепиано

Фортепианная механика

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.

При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали Фортепиано

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.

В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

Первые фортепиано

     Итальянский Клавирный мастер Бартоломео Кристофори, соединив основной принцип строения клавесина с принципом извлечения звука в клавикорде, изобрел новый инструмент. Звук в нем создавался деревянными, обтянутыми кожей молоточками, которые ударяли по струнам. Мастер назвал свое творение «gravicembalo col piano e forte» («клавицимбал с тихим и громким звуком»). Отсюда и пошло название инструмента — пианофорте, а позже — фортепиано. Теперь на этом новом клавишном инструменте с богатым и ярким звучанием исполнитель мог играть тише или громче.

     К сожалению, Кристофори не увидел блестящего триумфа своего творения. Сначала очень мало людей заинтересовались новым инструментом, поэтому мастер вернулся к изготовлению клавесинов. Почти через 30 лет после того, как Кристофори создал своё первое фортепиано, немецкий органный мастер Готтфрид Зильберман несколько изменил строение инструмента и начал изготавливать собственные фортепиано. Немецкие и австрийские мастера продолжали экспериментировать, пытаясь создать компактные и легкие модели фортепиано. Так появилось фортепиано, которые стали называть прямоугольным роялем.

     В конце 1750-х годов из Германии в Англию эмигрировало немало клавирных мастеров. Они также начали работать над совершенствованием фортепиано. Один из них Иоганнес Цумпе, который создал новую модель прямоугольного рояля, которая пользовалась большим спросом. Француз Себастьян Эрар и другие мастера из Европы и Америки сделали ряд других усовершенствований. Хитрый шотландский столяр Джон Бродвуд быстро понял, что молодые барышни с мещанских семей обязательно захотят иметь фортепиано у себя дома. Поэтому вскоре его фирма начала выпускать большое количество прямоугольных и обычных роялей.

     Кроме того, клавирные мастера настойчиво работали еще над одной задачей: создать небольшой по размеру фортепиано со звучанием рояля. Так начали появляться фортепиано с вертикальным, а не горизонтальным расположением струн. Однако такие инструменты были очень высокими. В одной из моделей Бродвуда струны возвышались над клавиатурой на 2,7 метра! Поскольку верхняя часть такого инструмента перевешивала нижнюю, он был неустойчивым и играть на нём было опасно. Другая модель с вертикальным расположением струн получила название «жирафа», поскольку своим видом напоминала рояль с поднятым вверх корпусом. В конце концов в 1800 году англичанин Джон Айзек Хокинс изобрёл пианино — первую успешную модель с вертикальными струнами, которые располагались от пола. После этого производство прямоугольных роялей постепенно прекратилось.

Предшественники фортепиано

     Арфа и лира — одни из самых древних щипковых инструментов. Впоследствии люди придумали цимбалы, на которых играли, ударяя по струнам маленькими молоточками. Во времена средневековья в Европе появились ударные и щипковые струнные инструменты с клавиатурой, самыми популярными среди которых стали клавикорд и клавесин. Клавикорд выглядел прямоугольным сундуком с крышкой. Металлические пластинки, которые назывались тангенту, ударяли снизу по струнам клавикорда. Звучание этого инструмента было выразительным, но негромким и поэтому заглушалось другими инструментами и человеческим голосом. Клавесин был больше размером и внешне напоминал современный рояль. На клавесине звук добывали с помощью птичьих перьев или плектра. Звук был острый и звонкий, однако его силу было невозможно менять.

     В начале XVIII века, когда композиторы стали писать новую энергичную и выразительную музыку, возникла потребность в клавишном инструменте, который бы звучал нежно, как клавикорд, и громко, как клавесин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: