Церковное песнопение

Музыкальные особенности григорианики

Классическое пение в этом жанре подразумевает близкое к разговорной речи одноголосие с элементами речитатива. Со временем стиль немного менялся под влиянием ладов народной музыки. Отдельные исполнители вносили собственные интонационные обороты и мелодические украшения, обогащая классическую структуру церковных гимнов.

Основу католического напева составляет текст молитвы или хвалебного текста. Музыка опирается исключительно на слова богослужения. Однако есть некоторые особенности. По типу мелодического изложения григорианские хоралы можно разделить на несколько групп:

  • силлабические — каждый слог сопоставляется с музыкальным тоном, что позволяет добиться четкости восприятия речитатива;
  • невматические — возможны распевы одного слога на две или три ноты; это помогает достигнуть легкости и непринужденности;
  • мелизматические — особый тип исполнения, в котором допускается импровизация, а количество распеваемых нот на каждый слог не ограничивается какими-либо правилами.

Послушайте и сравните григорианские хоралы:

Песнопение «Alleluia. Magnus Dominus» относится к мелизматическому типу изложения мелодики.

Это произведение отличается импровизационностью и относительной свободной в сравнении с более ранними аскетичными творениями католических монахов.

А теперь представлен невматический тип мелодического исполнения. Это офферторий «Populum humilem».

Он отличается легкостью восприятия текста и строгостью.

Однако разграничения по стилям весьма условны. Каждый отрывок можно охарактеризовать, опираясь лишь на преобладание определенного сопоставления нот и слогов. Разделение мелодических отрезков строго соответствует границам смысловых отрывков текста.

Что такое григорианское песнопение?

Григорианское песнопение имеет важное историческое значение. Это первый пример христианской литургической музыки, которая была написана и сохранена

Это направление в основном развивалось в Западной и Центральной Европе в течение IX и X веков и стало официальной музыкой христианского богослужения в середине VIII века.

Популярная легенда приписывает изобретение григорианского пения папе Григорию I. Однако, данный факт был опровергнут учеными. Вероятнее всего, он не принимал непосредственного участия в разработке григорианского песнопения, но сыграл важную роль в установлении и объединении литургии.

, Ремигиус из Осера, бенедиктинский монах, поделился духовной историей о происхождении песнопений. По его словам, монах слышал, как поют ангелы. Он запомнил эти песни и поделился ими в Риме. История иллюстрирует веру монахов в силу этой музыки, предназначенной для богослужения.

Относятся ли Григорианские Песнопения к Классической Музыке?

Несмотря на то, что григорианские песнопения существенно отличаются от сложных традиций классической музыки, нет никаких сомнений в том, что они оказали определенное влияние.

Наиболее значительное воздействие кроется в развитии музыкальной нотации. Церковь хотела единой структуры для месс по всей Европе. Музыкальная запись гарантировала, что песнопения будут исполнены одинаково на всех литургиях.

Самые ранние обозначения состояли из маленьких точек и загогулин, называемых невмы. Итальянский монах по имени Гвидо из Ареццо выступил с идеей использования набора параллельных линий, прочерченных на странице, которые известены нам под названием «нотный стан».

Антифонарий — свод песнопений Григория Великого

В 6-м веке н. э. Европа вступила в эпоху Средневековья. Культура и искусство этого периода напрямую связаны с религией. Соборы в готическом стиле своей силой, строгостью и красотой оказывали на прихожан сильнейшее эмоциональное воздействие. Способствовала этому и музыка.

Духовные песнопения появились еще в 4-м веке, а к 7-му веку уже существовал ряд гимнов и церковных хоровых произведений. Тогда, согласно легенде, оспариваемой исследователями, глава Римской католической церкви папа Григорий I Великий пришёл к выводу, что все эти музыкальные напевы необходимо систематизировать. Так появился сборник песнопений, названный григорианским антифонарием. По преданию, подлинник книги с канонизированными мелодиями григорианских хоралов был прикован золотой цепью к алтарю Собора святого Петра в Риме.

«Григорий Великий». Карло Сарачени, ок. 1610. (Wikimedia Commons)

Термин «антифонарий» впервые возник в конце 8-го века. Поначалу книга была ненотированной, её мелодии передавались изустно. Во второй половине 9-го века появилась невменная нотация. Антифонарии отражали региональные особенности богослужения.

Начиная с эпохи Средневековья и вплоть до 20-го века свод песнопений претерпел большие изменения, как музыкальные, так и литургические

Важной вехой для этой книги стал Тридентский собор, унифицировавший тексты антифонария и бревиария.

Выходцы из монастырей

А в следующем десятилетии появилось большое количество хоров, вышедших из монастырей, а также церквей. Некоторые из них стали относить к популярной музыке. Пример, который первым приходит в голову – это группа монахов-цистерцианцев, вышедших из монастыря, названного в честь Святого Креста Господня, что находится в Вене. Они прославились в 2008 году. Корреспонденты писали, что это типичная «бой-группа», которая отличается от других подобных коллективов только тем, что ее участники одеты в рясы. Через пару лет такую же популярность завоевали монахи-бенедиктинцы, проживавшие в Авиньоне.

Винчестерский тропарь: начало европейской полифонии

Время и место создания

Первая половина XI века, Англия.

Что содержит

Более 160 двухголосных полифонических произведений — оргáнумов.

Где хранится

Винчестерский тропарь разделен на две рукописи. Одна хранится в Оксфорде в Бодлианской библиотеке (шифр Ms. Bodleian 775). Другая принадлежит собранию колледжа Корпус-Кристи в Кембридже (шифр Ms. 473). Посмотреть их можно здесь и здесь.

Тропарем в литургической традиции называется сборник с тропами — краткими вокальными вставками, которые присоединялись к традиционным григорианским хоралам. Винчестерский тропарь — это старейший в Европе сборник, включающий в себя полифонические (многоголосные) произведения. Происхождение сборника связывают с английским Винчестерским собором, возведенном и освященном в XI веке. Содержащиеся в тропаре произведения получили названия органумов.

Термин

В Германии (а оттуда и в России) словосочетание «протестантский хорал» часто заменяют одним словом «хорал», если из контекста ясно, что речь идет о церковной музыке протестантов. Именно в таком смысле понимается «хорал» в музыкальных терминах «хоральная обработка» (нем. Choralbearbeitung) и «хоральная прелюдия» (нем. Choralvorspiel) — подразумевается многоголосная обработка (одноголосной) церковной песни протестантов для органа и других клавишных инструментов — импровизационного характера, часто полифонического склада.

Словом «хорал» (нем. Choral, итал. Corale) немецкие композиторы эпохи барокко (более всех известны хоралы в кантатах и ораториях И.С.Баха) обозначали многоголосные обработки (одноголосных) церковных песен в моноритмической (т.е. нота-против-ноты) фактуре. Отсюда саму моноритмическую фактуру гомофонного склада часто называют «хоральной». Гармонизация заданной мелодии в хоральной фактуре (на жаргоне — «столбами») — обязательное упражнение в профессиональном образовании музыкантов вплоть до наших дней.

Словосочетание «протестантский хорал» в России зачастую используют как синоним лютеранского хорала.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России

История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

«Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии.

Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям.

Как на Руси появился знаменный распев?

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад.

От знаменного распева к партесному пению

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов».

Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть, с помощью нотации, ставшей классической – пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменён.

Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

Церковная музыка в стиле классицизма

В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность.

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времён» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегчённые “мирские” композиции.

Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

Автор – Серафима Вишняк

Респонсорный вид

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

«Кантиги святой Марии»: жемчужина короны Альфонсо Мудрого

Время и место создания

Вторая половина XIII века, Испания.

Что содержит

Около ста тридцати кáнтиг — одноголосных композиций на галисийско-португальском языке.

Где хранится

Библиотека Эскориала, Мадрид (шифр Ms. To. 10069). Электронное факсимиле можно посмотреть здесь.

В правление короля Альфонсо X Мудрого (1252–1284) испанские королевства Кастилия и Леон переживали культурный подъем. Альфонсо покровительствовал искусствам и наукам, писал стихи и трактаты, за что получил прозвище el Sabio, «Мудрый». При этом монархе был также создан музыкальный кодекс, посвященный Деве Марии. Наиболее ранняя рукопись сборника, получившего название «Кантиги святой Марии», была составлена в Толедо около 1275 года и содержит почти 130 произведений. Всего написано более четырех сотен кантиг на галисийско-португальском, языке поэзии и музыки в средневековой Испании. В них воспевались чудеса Богоматери, небесной покровительницы Альфонсо.

«Большая книга органума»: расцвет литургической полифонии

Время и место создания

Середина XIII века, Франция.

Что содержит

Около 900 полифонических композиций парижской школы Нотр-Дам.

Где хранится

Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция (шифр Ms. Pluteus 29.1). Кодекс выложен в интернет, загрузить можно здесь.

«Большая книга органума» считается главным наследием школы Нотр-Дам — музыкального сообщества, сложившегося при одноименном парижском соборе приблизительно в 1150–1250 гг. Под этим названием объединяют три рукописи

Самой важной является так называемая Флорентийская рукопись F, созданная для французского короля Людовика Святого в середине XIII века. Она содержит почти 900 полифонических композиций в разных жанрах: от органумов на два, три и даже четыре голоса до кондуктов и дискáнтов

2. Главные особенности

Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголосной европейской музыки: от органума и дисканта вплоть до мессы высокого Возрождения.

По степени распева (богослужебного) текста песнопения подразделяются на силлабические (1 тон на слог текста), невматические (2-3 тона на слог) и мелизматические (неограниченное количество тонов на слог). К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму — преимущественно интроиты, коммунио (причастный антифон) и некоторые ординарные песнопения мессы, к третьему — большие респонсории оффиция и мессы (т. е. градуалы), тракты, аллилуйи и др.

По типу исполнения григорианское пение подразделяется на антифонное (чередование двух групп певчих, так исполняются, например, все псалмы) и респонсорное (пение солиста чередуется с пением ансамбля/хора). Община в богослужебном пении в целом участие не принимает (за исключением некоторых общих молитв). Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также церковными тонами.

Григорианский хорал нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его — распев молитвословного текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва. Именно текст обусловливает ритмику хорала, включая тончайшие ритмические нюансы (например, небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из кратких звуков и т. д.).

Языковая основа григорианского пения — латынь; отдельные песнопения пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускался также старославянский язык. Тексты брались в основном из латинской Библии (Вульгаты), больше других использованы тексты псалмов (полностью или отдельных стихов); удельный вес и особенно частотность использования свободно сочинённых текстов в богослужебном распеве католиков (около 300 гимнов, 5 «тридентских» секвенций) незначительны. После Второго Ватиканского собора григорианские песнопения допускается исполнять на любых современных языках, в т. ч. на русском.

Существует несколько диалектов мелодики григорианского пения.

Формы гимнографии и византийская монодия

В чем состоит специфика традиционной византийской музыки, сформировавшей гимнографию и монодии? Гимнография, как процесс развития традиции Церкви, сконцентрировала и выработала в форме гимнов, православное, догматическое учение веры, зафиксированное Вселенскими Соборами, творениями святых отцов и церковных писателей, канонами Вселенских Соборов и Поместных Церквей. В этом контексте можно говорить о догматической, канонической и литургической традиции Восточной Церкви, возникшей в византийской музыке в ее гимнографическом наследии.

а) Тропарь является старейшей, простейшей, самой маленькой и наиболее значимой формой единого гимнографического блока, образовавшегося путем развития обращения, призывания и восхваления. Появляется в V в. и эквивалентно наименованию стихир, концентрируя догматические положения против несториан и евтихиан….

б) Кондак — это гимн, состоящий из различного количества строф (между 18 и 30), которые имеют одинаковую структуру ритма. Каждая строфа тропаря имеет одинаковое число стихов. Первая строфа — это Ирмос. Эта гимнографическая форма появляется в VI в. Первым известным кондаком были кондак Романа Сладкопевца «Дева днесь» и ирмос Акафиста «Взбранной Воеводе».

в) Канон является самой пространной и сложной формой литургической гимнографической традиции, составленный как стихотворение из девяти песней, каждая из которых имеет по три тропаря, имеет равное количество слогов в первом гимне, который называется «ирмос» или «катавасия».

Среди авторов канонов упоминают Великий канон святого Андрея Критского, читаемый в первую и пятую неделю Великого Поста.

Все формы византийской гимнографии — стихиры, тропарь, кондак, канон — исполнялись монодийно. Монодия представляет своеобразие и специфику византийской мелодии, которая имела беспрецедентное развитие в горизонтальной мелодической линии как единственном элементе своего выражения.

Примечания

  1. Встречается также написание «грегорианский», которое не принято в нормообразующих музыкальных отраслевых словарях. Оно также не принято в новейших «Большой российской энциклопедии» и в «Католической энциклопедии».
  2. Под «литургией» католики понимают (1) церковный культ, выражающийся в совершении таинств и канонических часов, т. е. суммарно всё католическое богослужение, и (2) в узком значении — богослужение таинства Евхаристии. См.: Литургия // Католическая энциклопедия, т. 2.— М., 2005, стлб. 1700. В данной дефиниции григорианского пения прилагательное «литургическое» относится к первому значению «литургия», а не ко второму (более характерному для православной церкви).
  3. В отличие от православного богослужебного распева, в котором гимнографические тексты занимают место, соизмеримое с библейскими.
  4. Например, см. в сборнике: Воспойте Господу. Литургические песнопения Католической Церкви в России. Москва: Искусство добра, 2005.

Антифон «Сауле, Сауле»

В коллекции музея им. Андрея Рублёва находится лист из средневековой рукописной латинской певческой книги — антифонария, созданного в 14-м столетии в Италии. Это произведение было подарено музею коллекционером Андреем Кусакиным.

Фрагмент листа из итальянского антифонария 14-го века. (Музей им. Андрея Рублёва)

Большой двухсторонний лист пергамента с латинскими песнопениями на квадратных нотах являлся частью певческой книги католического обихода. Он содержит григорианские хоралы из службы апостолу Павлу. Антифон «Сауле, Сауле» передаёт разговор будущего апостола с богом на пути в Дамаск, когда господь остановил преследователя христиан одним своим словом:

— Савл, Савл, что ты гонишь меня?

— Кто ты, господи?

— Я Иисус, которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна.

Этот текст из Деяний Апостолов (9, 4−6) не распевается в православной традиции. На выставке можно будет услышать его звучание и увидеть запись старинной хоральной нотации.

Литургический персонаж I: песня всегда под контролем священного текста

Характеристика согласно Иоанну XXII

В 1 — го мая 1895, кардинал, а также патриархат Венеции Джузеппе Мельхиорре Сарто объявил свое пастырское послание о песне Церкви:

Папа Иоанн XXII и епископ Лодевский.

Восемь лет спустя, став Папой Пием X, он утвердил и формализовал эти дисциплины с помощью motu proprio Inter pastoralis officii sollicities . Однако при зарождении полифонии последнее было не чем иным, как серьезным конфликтом с григорианским пением. На девятом году понтификата Папы Иоанна XXII в 1323 или 1324 году движение Арс Нова было официально осуждено и запрещено указом Docta Sanctorum Patrum . Потому что исполнители этого «поют церковные мелодии с полубревесами и минимами, а эти мелодии прерывают короткими нотами. »

Что касается григорианского песнопения, французский Папа определил его характеристику, цитируя книгу Сираха 47,9:

Это великолепие, которым до сих пор пользуется Церковь, сегодня эффективно объясняется:

— Дом Эжен Кардин, Обзор григорианского песнопения, стр. 4 и 5

Открыт заново в 19 и 20 веках

Едва началась в XIX — м  восстановление века григорианского хорала до подлинной версии, было установлено, что это настоящий священный текст и пел. Йорис-Карл Гюисманс писал:

— Шарль-Мари-Жорж (Жорис-Карл) Гюисманс, В пути, том II, стр. 310 (1895)

Это качество отличалось, прежде всего, от монахов, восстанавливающих эту песню с научной точки зрения возле аббатства Сен-Пьер де Солесмес . Дом Джозеф Гаджард был хормейстером там с 1914 по 1971 год. Он указал на эту исключительную ценность, сославшись на слова музыканта и дирижера:

И он заново открыл те, на которые указал Папа Иоанн XXII :

Наконец, Йоханнес Оверат, григорианский музыковед, резюмировал предмет как теологически, так и теоретически. Он отвечал за защиту григорианского песнопения Папой Павлом VI во время Второго Ватиканского Собора в качестве первого президента Consociatio internationalis musicæ sacr. Затем он был назначен директором Папского института духовной музыки .

А именно, это полностью воспетый римский обряд, прекрасно завершившийся раньше, благодаря Каролингскому Возрождению .

Развитие нотной записи

Несмотря на эволюцию нотного письма, григорианский хорал по сей день записывается по тому принципу, которым руководствовался Гвидо Аретинский в XI столетии — на четырех строчках. Учитывая небольшой диапазон песнопений, в пятой строчке нотоносца не было необходимости. Примечательно то, что при записи обозначается лишь приблизительное местоположение звука, а точная длительность не указана вовсе. Ключ показывает начальную ступень, которая служит отправной точкой для дальнейшего пения.

Однако такой способ изложения появился не сразу. Поначалу церковные произведения записывались без нот в тонариях и градуалах, которые представляли собой памятки для исполнителей и сборники гимнов. В X веке появляется невменная нотация — фиксирование музыки при помощи специальных обозначений, подставляемых в тексте. В XII столетии получает широкое распространение более совершенная нотация — квадратно-линейная. В ней появляется отображение ритмического рисунка, а направление мелодического движения становится более определенным. Теперь исполнители точно понимали, сколько нужно выдерживать очередную ноту.

Антифонный вид

«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Средневековые «ужастики»

Питер Брейгель Старший, «Триумф смерти», 1561 — 1563 гг.Фото: ru.wikipedia.org

Также интересен, по-видимому, спектакль белорусской театральной группы DiGrease’s Buffoon Theatre (Плутовской театр), работающий в стиле карнавальной уличной культуры Средневековья. Спектакль также называется «Пляска смерти» («Danse Macabre»).

Издавна известен ритуал Ослиной мессы (или Ослиной обедни). Сюжет — евангельский (осел с Марией и младенцем на пути в Египет). Известна фраза, с которой народ обращался к ослу: «Сир, да вы всего лишь осел, шли бы вы лучше куда подальше!». «Ослиную прозу» написал в XIII веке архиепископ Пьер Корбейль.

Музыка «Ослиной прозы» носила чуть ли не танцевальный характер. Народная стихия вторгалась в музыкальную культуру Средневековья. А сама эта культура вызывает сейчас острейший интерес во всем мире — не только в среде профессиональных музыкантов, но даже более в среде рок- и фолк-музыкантов. Почему — сложный вопрос и особая тема.

Возвращаясь к Средневековью, нужно сказать, что музыка в Восточной Римской империи отличалась от той, которая сформировалась в Западной Европе. О древнерусском духовном пении можно прочитать здесь.

Что такое церковные песнопения

Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

Являются ли Григорианские Песнопения Медитативной Музыкой?

Участник Calm Radio Экхарт Толле назвал наш канал григорианского песнопения одним из важных для него каналов. Как говорит Толле, «музыка, как и природа, обходит концептуальный разум». Григорианское пение как раз способно сделать это.

Со времен средневековья музыка практически не изменилась. Она распространилась за пределы церковных стен. На сегодняшний день многие слушатели используют данную музыку для занятий медитацией.Некоторые священнослужители считают, что воспевание создает ритмичную модель дыхания, которая подобна йогическому дыханию.

Песнопения способны завлечь нас в настоящий момент — сосредоточиться на «силе момента сейчас», используя термин Толле. Все кроется в простоте

Вы можете расслабиться с помощью простой музыки, сосредоточив внимание и успокоив разум

Популярность григорианского пения и Умберто Эко

Любопытно, что григорианское пение, на протяжении долгого времени исполнявшееся только в стенах церквей, именно в ХХ столетии стало пользоваться популярностью у широкого круга слушателей. Казалось бы, в прошлом веке на пьедестал былавоздвигнута незамысловатая поп-музыка, но это только на первый взгляд…

Повсеместное увлечение григорианикой стартовало приблизительно 30 лет назад. Это может показаться странным, но начало ему положило кино, а точнее — экранизация произведения Умберто Эко под названием «Имя розы». Она пришлась по вкусу многим любителям хороших фильмов. Композитор по имени Джеймс Хорнор и постановщик Жан-Жак Ано в качестве саундтрека картины о загадочных событиях в старинном монастыре использовали только григорианское пение, причем не испортили его чрезмерной обработкой. Некоторые режиссеры взяли на заметку этот удачный ход, и вскоре Питер Джексон включил в свой фильм «Властелин колец» аналогичные хоралы, то же самое сделал и Джордж Лукас в ленте «Звездные войны». Может быть, отчасти поэтому данные картины стали культовыми. Григорианский хорал и обеспечил успех этим фильмам.

Библиографические ссылки

  1. стр.   30
  2. стр.   4–5 : «Этот огромный репертуар очень разнообразен как по музыкальным формам, так и по стилю, который адаптируется к каждой из них. ……… В Мессе разнообразие спетых пьес гораздо больше: помимо вступления и причастия антифонами и респонсорными формами, представленными постепенным ( респонсориум градиентный ), аллилуиа с ее стихом и приношением вместе с его стихами (чаще всего двумя или тремя) мы находим строку, которая заменяет alluia от Septuagesim до Пасхи, и снова песни Ordinarium Missæ . К ним относятся Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus и составляют особую категорию. Действительно, три из этих частей, по крайней мере, имеет место в каждой мессе, и рукопись X — го  шоу века, Существовало очень рано эти тексты более простые мелодии, типа, которые отметили в «  Kyriale  » Ватикане под номерами XV, XVI и XVIII. »

Эрве Куро, григорианское пение и активное участие, Пьер Теки, Париж, 2004 г. ( ISBN  978-2-7403-1136-3 ) 48 стр.

  1. стр.   12
  2. стр.   21 год

Даниэль Сольнье, Le chant gégorien, Abbaye Saint-Pierre, Solesmes 2003 ( ISBN  978-2-85274-243-7 ) 129 стр.

  1. стр.   22
  2. ↑ и с.   108

Дениз Лоне, Религиозная музыка во Франции от Тридентского совета до 1804 года, Французское общество музыки и изданий Клинксик, Париж, 1993 ( ISBN  2-85357-002-9 ) ( ISBN  2-252-02921-8 ) 583 с.

  1. ↑ и п.   66
  2. стр.   77
  3. стр.   75
  4. стр.   70
  5. стр.   76
  6. стр.   63
  7. стр.   443

Sacrosanctum concilium (Конституция о священной литургии), Ватикан 1963 г.

  1. главы 30, 31, 48 и 100
  2. Глава 122

Григорианский распев

На протяжении веков в каждом регионе Европе был свой репертуар распевов. Византийская монодия была одной из разновидностей простого распева. Свои коллекции существовали в Риме, Милане, на юге Италии, в Галлии и Испании и насчитывали они тысячи церковных мелодий.

Когда французский король, а впоследствии император Карл Великий, который умер в 814 году, начал объединять западную Европу, он делал это как в политическом плане, так и в музыкальном. На подвластных ему территориях он запретил исполнять песнопения любых распевов, кроме римского, то есть все должны были петь в римском стиле.

Этот репертуар римских распевов стал впоследствии ассоциироваться с личностью Папы Григория Великого, который был епископом Рима с 590 по 604 год, и получил название григорианский распев. Однако это имя вводит нас в заблуждение, потому что сам Григорий не был музыкантом, он был хорошим богословом и хорошим архипастырем. Возможно, он и пел, однако это не было основным его занятием.

На самом деле, многие из песнопений из так называемой григорианской коллекции были созданы уже после его смерти в VII-IX веках, датируются VII-IX веками. Однако ассоциация с Папой Григорием осталась и с IX века монодия западной церкви получила название григорианский распев.

На византийском востоке также появилось несколько разновидностей простого распева. Отдельные собрания и репертуар существовали в Константинополе, на Синае, в Палестине, в Киеве, Новгороде, Молдавии, в Салониках, Сербии и на горе Афон. Каждый со своими характеристиками, со своей лексикой и со своим гением. Это справедливо и сегодня до некоторой степени. Как я уже говорил, церковная музыка с самого начала передавалась посредством устной традиции, один певчий учил другого. Святой Исидор Севильский в VII веке сетовал на исчезновение мелодий из-за невозможности записать их.

Однако к концу первого тысячелетия стало ощущаться, что хрупкая память исполнителей не может должным образом сохранить священные мелодии. И были предприняты шаги для записи песнопений. Была разработана элементарная нотация, в которой использовались штрихи, точки и дуги, которые стали называться невмами. Эти невмы смогли передавать приблизительное движение мелодии. Это известно, как стенографическая нотация, потому что она не может сказать нам всего. Однако она многое может сказать тому, кто уже знает мелодию. Здесь вы видите примеры первоначальных примитивных византийских невм. Штрихи, дуги и точки — конечно, они в разных местах означали разное. Понадобилось несколько сот лет, чтобы они стали обозначать что-то конкретное. Это пример из раннеславянской рукописи, здесь вы видите те же самые штрихи, дуги и точки. Эти забавные знаки в каждом месте обозначали что-то свое, то есть не было единой системы для всего текста. Я думаю, на этом пока закончим.

Особенности исполнения

Церковные произведения вобрали строгость и аскетизм раннего христианства. Изначально католические хоралы исполнялись исключительно монахами. Позднее песнопения стали доступны и обычным прихожанам.

Несмотря на одноголосное изложение, церковные песни часто исполняются хором. Есть два основных вида воспроизведения:

  • респонсорное — чередование сольного и хорового пения;
  • антифонное — попеременное звучание двух групп исполнителей.

В богослужениях применяются оба вида. Кроме того, григорианский хорал, как символ средневековья, стал основой для развития музыкальных церковных традиций. Он послужил определенным тематическим каркасом для создания многих полифонических произведений, которые впоследствии обогатили католические службы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: