Корнет (корнет-а-пистон)

Основные виды медных инструментов

Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.

Существует несколько видов медных инструментов:

  1. Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
  2. Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку – кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента – тромбон.
  3. Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
  4. Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.

Николай I – трубы

Корнет 1833 года выпуска. Метрополитен-музей / общественное достояние

Точно так же, как Александра обучали игре на скрипке, сына Павла и следующего императора Николая I обучали игре на духовых инструментах. Николай, высокий и с большими легкими, без проблем играл на флейте, валторне и корнете, хотя все эти инструменты он предпочитал называть «трубой».

В течение 1830-х годов, как пишет историк Игорь Зимин, записи о личных фондах императора показывают большие расходы на чистку и ремонт его музыкальных инструментов и покупку новых в Европе. Император, конечно, много играл, хотя в 1840–1850-е годы, когда он стал старше, количество концертов сократилось.

Елизавета Петровна — пение

Императрица Елизавета Петровна, Иван Вишняков, 1743 г. Государственная Третьяковская галерея/Общественное достояние

Хотя это малоизвестно, Елизавета Русская, дочь Петра, унаследовала его талант и любовь к пению. В 2018 году Юлия Демиденко, научный сотрудник Русского музея в Санкт-Петербурге, обнаружила ноты, которые императрица Елизавета, скорее всего, использовала во время своего пения.

14 томов рукописных нот в серебряном переплёте представляют собой записи 14 голосов для 16-голосного хорового концерта, написанного Герасимом Завадовским, регентом Хора Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Один из томов, содержащий партию сопрано, украшен водяным знаком «Венчание Девы Марии», символизирующим женское правление в России. Исследователь предполагает, что это та часть, которую пела сама Елизавета. В одном из своих писем она называет себя «первой певицей дискант».

Прародители корнета

Корнет своим появлением обязан деревянным рожкам, которые использовали для подачи сигнала охотники и почтальоны. В Средние века появился еще один предшественник — деревянный корнет, его использовали в рыцарских турнирах и на городских гуляньях. Особенно он был популярен в Европе — в Англии, Франции и Италии. В Италии деревянный корнет использовался, как солирующий инструмент знаменитыми исполнителями – Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. К концу 18 века деревянный корнет был практически забыт. На сегодняшний день его можно услышать только на концертах старинной народной музыки.

В 1830 году Сигизмунд Штельцель изобрел современный медный корнет — корнет-а-пистона. У инструмента имелся поршневой механизм, который состоял из кнопок-клавиш и имел два вентиля. Инструмент обладал широким диапазоном тональности до трех октав, в отличие от трубы имел больше возможностей для импровизаций и более мягкий тембр, что давало возможность применять его как в классических произведениях, так и в импровизациях. В 1869 году в Париже при консерватории появились курсы обучения игре на новом инструменте.
В 19 веке корнет попадает в Россию. Царь Николай I Павлович виртуозно играл на разных духовых инструментах, в их числе был и корнет. Он чаще всего исполнял на нем военные марши и проводил концерты в Зимнем дворце для узкого числа слушателей, чаще всего близких. А.Ф.Львов — знаменитый русский композитор, даже составил для царя партию на корнете. Этот духовой инструмент использовали в своих произведениях великие композиторы: Г. Берлиоз, П.И. Чайковский и Ж. Бизе.

Роль корнета в истории музыки

Известный корнетист Жан-Батист Арбан внес огромный вклад в популяризацию инструмента по всему миру. В 19 веке парижские консерватории массово открывают курсы по игре на корнет-а-пистон. Классикой стало соло в исполнении корнета Неополитанского танца в «Лебедином озере» П.И. Чайковского и танца балерины в «Петрушке» И.Ф. Стравинского.
Корнет применяли и при исполнении джазовых композиций. Самыми известными музыкантами, играющими на корнете в джазовых ансамблях стали Луи Армстронг и Кинг Оливер. Со временем инструмент из джаза вытеснила труба.

Самым известным музыкантом, играющим на корнете в России был Василий Вурм, написавший книгу «Школа для корнета с пистонами» в 1929 году. Его ученик А.Б. Гордон сочинил несколько этюдов.

В современном музыкальном мире корнет почти всегда можно услышать на концертах духовых оркестров. В музыкальных школах он применяется в качестве учебного инструмента.

Петр III — скрипка

Петр III, Лукас Конрад Пфандцельт. Эрмитаж/Общественное достояние

Император Петр III, злосчастный муж Екатерины Великой, правил Россией всего полгода и почти не влиял на российскую политику, но современники вспоминали, что он всегда находил время для занятий на скрипке. Екатерину, не любившую музыку, очень раздражала любовь мужа к инструменту. «Он не знал ни одной ноты, но у него был превосходный слух, и для него красота музыки заключалась в силе и страсти», — писала она. У Петра III была коллекция отличных дорогих скрипок, и, похоже, музыка была одной из немногих его настоящих страстей, в отличие от женщин или политики.

Александр III — трубы

Единственная фотография великого князя Александра Александровича (в центре), играющего на корнете со своим духовым оркестром, 1872 год. Всеобщее достояние

О музыкальных вкусах Александра II, сына Николая, известно немногое, кроме того, что он и его жена Мария Александровна играли на фортепиано. Но их сын, будущий Александр III, с ранних лет проявлял интерес к музыке: в 1847 году, когда великому князю Александру едва исполнилось два года, он попросил одного из своих наставников достать ему трубу! Воспитатель получил две игрушечные трубы, одну для Александра и одну для его младшего брата Владимира. Дети «с утра до ночи не выпускали свои трубы из рука», доводя всех в семье до тошноты.

Когда Александр вырос, он не отказался от любви к трубам. Его сначала учили играть на фортепиано, но, не прилагая усилий к урокам, он бросил это занятие. Однако, когда в 15 лет Александр начал брать уроки игры на трубе, он не пропускал ни одного занятия и часто занимался сам. Внук Николая I, Александр, видимо, хотел играть на трубе, как его знаменитый дед, и, вероятно, даже видел, как Николай играет на домашних вечерах. Несмотря на громоздкий и грубый вид, Александр был заядлым любителем музыки и музыкантом. Он держал свои инструменты под рукой. В своем дворце в Гатчине он держал валторну в кабинете и две трубы в гримерной. Судя по всему, Александр любил играть небрежно для себя. В 1872 году он даже основал «Общество любителей духовой музыки» и девять лет подряд (до того, как стать императором в 1881 году), Александр регулярно практиковался со своими коллегами-музыкантами. Репертуар был далеко не любительский – Бетховен, Шуман, Вагнер и т.д.

Императрица Александра Федоровна — фортепиано

Императрица Александра Федоровна играет на фортепиано. Всеобщее достояние

В отличие от своего отца, Николай II не был большим музыкантом. Он научился играть на фортепиано, но делал это нечасто. А вот его жена, императрица Александра Федоровна, была опытной пианисткой. После 1905 года она наняла учителей, чтобы они вместе с ней занимались игрой на фортепиано и пением. Николай не слушал игру и пение жены, хотя иногда заходил к ней в комнаты, чтобы послушать, как Александра и ее фрейлина Анна Вырубова исполняют симфонии Петра Чайковского, композитора, которого очень ценили в царской семье.

Виолончель, принадлежавшая Николаю II. Шереметевский дворец – музей театра и музыки

Императрица Александра, немка по происхождению, тоже увлеклась исконно русским инструментом – балалайкой. Научиться играть на ней она не могла, потому что это выглядело бы нелепо – балалайка считалась «деревенским» инструментом, недостойным царственной особы. Даже просто для того, чтобы послушать балалайки, императрице приходилось делать это на борту королевской яхты.

Петр Великий – пение и… барабаны

Барабан с барабанными палочками. Россия. 2-я половина XVIII века. Латунь, дерево, кожа, шнуры, чеканка. Музей Отечественной войны 1812 г.

Среди игрушек царя Петра с раннего детства были военные барабаны. Однако его традиционно обучали церковному пению. И хотя впоследствии Петр во многом ограничивал привилегии Русской православной церкви и вообще презирал старые русские обычаи, он любил участвовать в церковных службах в качестве певчих, о чем неоднократно упоминали разные современники. Он предпочитал петь басом, обладал «сильным голосом и хорошим музыкальным слухом», вспоминал граф Хеннинг фон Бассевиц. Иногда Петр даже руководил хором, как на свадьбе его племянницы Екатерины Иоанновны в Данциге в 1716 году, где «Петр… часто переезжал с одного места на другое и сам указывал певчим в Псалтири, что должно быть воспето», по словам барона Эйхгольца, военного советника мужа Екатерины Иоанновны Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского.

Униформа барабанщика Преображенского полка, 1700-1720 гг. Всеобщее достояние

Питер мог читать и запоминать ноты, что, конечно же, помогло ему научиться игре на барабанах с раннего возраста. Среди чинов своей Игрушечной Армии Петр значился первым как военный барабанщик, отчасти для того, чтобы внушить уважение даже к низшим чинам на военной службе. Отчасти потому, что Питер просто любил громкие звуки и гламур, который сопровождал военные марши. Со временем Питер также научился играть на барабанах. Он играл на многих праздниках, свадьбах своих друзей и военных парадах. Еще Петра видели играющим на волынке и гобое — значит, великий царь был музыкантом.

Духовой оркестр: инструменты и особенности

Такой оркестр состоит из коллектива музыкантов, каждый из которых играет на духовых инструментах. В зависимости от состава, духовой оркестр может быть малым медным или смешанным (малый, средний, большой).

Если оркестр состоит только из кларнетов, альтов, теноров, баритонов и басов, то его относят к малому медному. В зависимости от того, какие инструменты к ним присоединяются, формируются остальные виды. Добавляться могут как деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот), так и медные инструменты.

Малый медный оркестр может справиться с несложной музыкой, к примеру, маршем или танцем. Чтобы сыграть более сложный репертуар, необходимо задействовать смешанный оркестр.

Отрывок, характеризующий Корнет (музыкальный инструмент)


(итал. —
Cornetto, франц. —
Cornet a pistons, нем. —
Kornett, англ. —
Cornet,)
Вы, конечно же, замечали, что звучание музыкальных инструментов может быть сочным и благородным, мрачным и зловещим, глубоким и нежным. Каждый звук, созданный внутри инструмента, рождает настроение: тревожное или задумчивое, динамичное или меланхоличное. Чем больше настроений, оттенков, переходов, нюансов может создать инструмент, тем проще и увереннее он завоевывает симпатии музыкантов и слушателей. Громкие, грузные, тяжелые, яркие и резкие духовые инструменты тоже соревнуются друг с другом в чистоте звучания за право стать частью оркестра или получить сольные партии.
Корнет – медный духовой музыкальный инструмент – на протяжении XIX-XX вв. вел нешуточную борьбу с трубой и, к сожалению, проиграл ей вековую схватку за симфонический оркестр, заняв скромное, но почетное место в качестве учебного инструмента и участника духового оркестра.
Так в чем же история борьбы? И в чем причина поражения?

Корнет в джазе

ярких представителейудивительный фактразличные виды

Прослушайте как звучит корнет

ЦПАН ФСБ РФ – «Дебютант» каприс для корнета с духовым оркестром

C возникновением вентильного механизма получил свое начало ближайший «родственник» трубы — музыкальный инструмент корнет
. Еще его называют корнет-а-пистоном, чтобы отличать от другого инструмента, который тоже назывался корнетом (или цинком),был деревянным инструментом и употреблялся в более ранние эпохи (К 19 веку он совсем вышел из употребления). Изобретение корнета-а-пистона приписывают Сигизмунду Штельцелю,инструмент которого был показан в Париже в 1830 году и имел 2 вентиля. Корнет пользовался большим успехом как у музыкантов,так и у слушателей.Началось бурное увлечение корнетом. Появление его связано с тем,что хроматические трубы того времени обладали тяжелым,негибким звуком.Корнет же обладал большим,чем у трубы,количеством витков ствола,звучал мягче.Преимущество еще было и в том,что первые хроматические трубы были в строях F,а корнеты в более удобных для исполнения B и А. 19 век — это время,когда корнет стал активно вводиться в партитуры многих композиторов.Всем известно соло корнета в «Неаполитансков танце» из балета Чайковского «Лебединое озеро». 2 корнета чаще всего объединялись в одну группу с 2 трубами,игравшими в нижнем регистре. Корнет еще именуют «корнет-а пистон».Это французское название означает,что инструмент с вентилями или пистонами. Сольные произведения для инструмента писали в основном сами же корнетисты:Г.Л.Кларк, Ж.Б.Арбан,В.Брандт,Э.Тронье, В.Вурм и другие. Сейчас корнет почти не употребляется.

Эхо-корнет

Этот необычный инструмент был популярен в Америке и Англии в эпоху королевы Виктории. Его особенность заключается в наличии 2х раструбов. Исполнитель, переключаясь с помощью дополнительного вентиля на другой раструб, мог создать эффект игры с сурдиной. Чаще всего для создания эхо. Инструмент был необычайно популярен, специально для него писались многие произведения. Некоторые из них, например «Альпийское эхо», исполняются зарубежными трубачами на таком инструменте и по сей день. Выпускались эти корнеты ограниченым тиражом, в основном фирмой «Boosey & Hawkes». В наши дни производство подобных инструментов налажено в Индии, но их качество не выносит никакой критики, поэтому при выборе такого корнета профессионалами предпочтение отдается старым инструментам.

Корнет или цинк считают незаслуженно забытым героем музыкального искусства. На протяжении двух столетий – XVI-XVII он был одним из самых популярных инструментов в Европе, ведь без него не обходился ни один городской праздник. Считалось, что он более всего похож на человеческий голос, поэтому его звучание вызывало особые чувства у слушателей.

Удивительно, но сегодня корнет относят к группе медных духовых инструментов, хотя изготавливался он из дерева – платанового, груши, либо сливы. По звучанию он напоминает трубу, но его голос немного слабее и мягче. Облик корнета запечатлен на барельефе Линкольнского кафедрального собора: это коническая трубка с семью отверстиями. По форме этот инструмент мог различаться: его изготавливали прямой и искривленной формы. Изогнутые корнеты считались эксклюзивными, их покрывали кожей или вовсе изготавливали из слоновой кости.

Считается, что одной из главных причин забвения этого музыкального инструмента стала эпидемия болезней, прокатившаяся по Европе в XVII веке, которая получила название «Великая чума». Стремительная и беспощадная, она не оставила в живых самых талантливых виртуозов корнета. Вместе с ними ушла и былая слава их инструмента.

Павел I — клавесин

Квадратное пианино работы Йоханнеса Цумпе (1726-1783), принадлежавшее вдовствующей императрице Марии Федоровне с 1817 года. Павловский государственный музей

Сын Петра и Екатерины, император Павел I, родился уже в эпоху, когда игра на инструменте была обязательной для знатного человека и тем более для царственной особы. Павла и его жену Марию Федоровну учил музыке Джованни Паизиелло, самый популярный оперный композитор конца 1700-х годов, чей стиль оказал влияние на Моцарта и Россини. Паизиелло был приглашен в Санкт-Петербург Екатериной Великой в ​​1776 году и до 1784 года служил придворным композитором. В это время он обучал великого князя и великую княгиню.

Павел умел играть на клавесине, а его супруга хорошо играла на фортепиано. Они также любили современную музыку. В 1782 году в Вене Павел и Мария Федоровна, приглашенные императором Священной Римской империи Иосифом II, стали свидетелями великой клавесинной дуэли между Вольфгангом Моцартом и Муцио Клементи, наиболее технически совершенными музыкантами той эпохи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: