Nocturnes, Op. 48
Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1841
Жанр
фортепианные
Страна
Польша
Op. 48 No. 1, до минор
Op. 48 No. 2, фа-диез минор
Ноктюрн c-moll — самый „гражданский» из ноктюрнов Шопена. Содержание его представляет возврат трагических образов освободительной борьбы. Здесь за первой волной (светло-печальная, речитативная лирика) следуют вторая (нарастание интонаций героического марша) и третья (реприза первой, но возбужденная второй волной, — лирическое начало становится тревожным и напряженно страстным). В конце же ноктюрна — кульминация и типичный спад.
Первая часть ноктюрна (такты 1-24) примечательна рядом черт. Во-первых — изобилуют весьма характерные попевки
Во-вторых — обращает внимание фактура, способствующая „воздушности» мелоса, как бы парящего над гулкими, мягкими басами (Справедливо пишет Л. А
Мазель: „В первой части ноктюрна до минор мерное сопровождение близко по своему типу к похоронному маршу, мелодия же приближается к ритмически свободному, патетически выразительному речитативу, сковываемому, сдерживаемому строгим сопровождением» (Л. Мазель. Ф. Шопен. М.—Л., 1947, стр. 30).). В-третьих, типичны смены гармонического колорита (осветления — омрачения на основе ясной функциональности), которые усиливают необыкновенную выразительность и пластическую красоту рельефа мелодической линии.
Превосходно затем развитие звучности мерного, торжественного марша средней части к мощному потоку октав, сначала восходящих, затем обрушивающихся (вспомним полонез fis-moll).
Совершенно изумительна третья часть. От сдержанности первой части не осталось и следа. Все взволнованно и тревожно. Великолепно применяет здесь Шопен обыгрывания, разбухания, столкновения, задержания с их романтической красочностью, неопределенностью, томительностью, тоскливостью (см. особенно такты 15, 18, 19, 22 третьей части). И все это заканчивается „отрезвляющей» модуляцией в неаполитанскую ступень (Des) и горестным кадансом спада. Унылой жалобой звучат восходящие шестнадцатые (такт 3 от конца29) и безнадежно замирают аккорды тоники в мелодическом положении терции. Перед нами опять тоска Шопена-патриота, но уже до некоторой степени лишенная осязаемости образов этюда c-moll ор. 10, прелюдии d-moll, полонеза es-moll.
Ноктюрн fis-moll несравненно менее монументален, но и он полон замечательных деталей. Характерно вступление с его элегическими вздохами. Выразительны мелос (лирические ниспадания) и волнообразный баркарольный аккомпанемент. Этот мелос тонко „инструментован» — в тактах 23-25 (после предшествовавшего изложения в высоком регистре), будто поет виолончель (тут же, в тактах 21-23, между прочим, замечательная игра красок gis-moll и Gis-dur). В тактах 14-15 средней части — нарушение метра ритмом (двухдольность в трехдольности). Колористически ярка кода ноктюрна, где тихая грусть подголосков разрешается в ласкающие всплески Fis-dur.
Ю. Кремлев
Ноктюрны Шопена →
Характеристики
в Период барокко музыка до минор обычно писалась с подписью с двумя плоскими клавишами, и некоторые современные издания этого репертуара сохраняют это соглашение.
Йозеф Гайдн написал первую сонату для фортепиано № 20 до минор (H.XVI № 20). Из двух фортепианных концертов, Моцарт написал в минорной тональности, один из них (№ 24, к. 491 ) до минор.
Бетховен написал некоторые из своих наиболее характерных произведений в тональности до минор, в том числе Симфония No. 5 и три его фортепианные сонаты. (Увидеть Бетховен и до минор.)
Брамс с первая симфония и первый струнный квартет были написаны до минор; это были оба жанра, с которыми Бетховен был тесно связан при жизни Брамса.
Три из Антон Брукнер десять пронумерованных симфоний до минор, как и две из Дмитрий Шостакович симфонии.
General Information
Work Title | Nocturnes |
---|---|
Alternative. Title | |
Name Translations | Nocturnes, Op. 48; 夜曲Op. 48; 2 Notturni op. 48; Nocturns op. 48; المقطوعة الحالمة Op.48; Nokturny op. 48 Fryderyka Chopina; Νυχτερινά, Op. 48; Nocturne, Op. 48; Nocturnes, opus 48; 녹턴, Op. 48; Nocturnos, op. 48 |
Name Aliases | المقطوعة الحالمة Op.٤٨ (شوبان) |
Authorities | |
Composer | Chopin, Frédéric |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.48 ; CT 120, 121 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IFC 70 |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 2 nocturnes:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1841 |
First Publication. | 1842 |
Dedication | Mlle. Laure Duperré |
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | piano |
Discography | |
External Links | Wikipedia article No.1 No.2 |
Extra Locations | Nocturnes edited by Raoul Pugno. |
Известные композиции
-
Шарль-Валентин Алкан
- Прелюдия соч. 31, № 16 (Assez lentement)
-
Иоганн Себастьян Бах
- Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
- Сюита для виолончели № 5, BWV 1011
- Музыкальное приношение, BWV 1079
-
Людвиг ван Бетховен
- Соната для фортепиано No. 5
- Соната для фортепиано No. 8 (Pathétique)
- Концерт для фортепиано № 3
- Кориолановая увертюра
- Симфония No. 5
- Хоровая фантазия
- Соната для фортепиано No. 32
-
Иоганнес Брамс
- Симфония No. 1
- Струнный квартет соч. 51/1
- Фортепианное трио № 3
- Фортепианный квартет № 3
-
Антон Брукнер
- Симфония No. 1
- Симфония No. 2
- Симфония № 8
-
Фредерик Шопен
- Рондо соч. 1
- Соната для фортепиано No. 1
- Étude Op. 10, № 12 (Революционный)
- Étude Op. 25, № 12 (Океан)
- Прелюдия соч. 28, № 20 «Траурный марш»
- Ноктюрн до минор, соч. 48, №1
- Мазурка соч. 56, № 3
-
Габриэль Форе
Élégie, Соч. 24
-
Ференц Лист
Трансцендентальный этюд № 8 «Уайлд Ягд»
-
Густав Малер
Симфония № 2 «Auferstehung»
-
Феликс Мендельсон
Симфония No. 1
-
Вольфганг Амадей Моцарт
- Большая месса до минор, КВ 427 / 417а
- Концерт для фортепиано № 24, KV 491
- Maurerische Trauermusik КВ 477
-
Сергей Прокофьев
Симфония № 3, соч. 44
-
Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
Камиль Сен-Санс
Симфония № 3 (Органная симфония)
-
Дмитрий Шостакович
- Струнный квартет № 8
- Симфония No. 4
- Симфония № 8
-
Франц Шуберт
Симфония No. 4, Д. 417
-
Феликс Блюменфельд
Прелюдия соч. 17, №20
-
Ферручио Бузони
Прелюдия соч. 37, №20
-
Стивен Хеллер
- Этюд соч. 46, № 5
- Этюд соч. 46, № 18
- Этюд соч. 46, No. 26
-
Антон Аренский
- Morceaux caractéristique Op. 36, № 2 «Ла Тупи»
- Этюд соч. 74, №2