Шопен. два ноктюрна op. 48

Nocturnes, Op. 48

Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1841
Жанр
фортепианные
Страна
Польша

Op. 48 No. 1, до минор
Op. 48 No. 2, фа-диез минор

Ноктюрн c-moll — самый „гражданский» из ноктюрнов Шопена. Содержание его представляет возврат трагических образов освободительной борьбы. Здесь за первой волной (светло-печальная, речитативная лирика) следуют вторая (нарастание интонаций героического марша) и третья (реприза первой, но возбужденная второй волной, — лирическое начало становится тревожным и напряженно страстным). В конце же ноктюрна — кульминация и типичный спад.

Первая часть ноктюрна (такты 1-24) примечательна рядом черт. Во-первых — изобилуют весьма характерные попевки

Во-вторых — обращает внимание фактура, способствующая „воздушности» мелоса, как бы парящего над гулкими, мягкими басами (Справедливо пишет Л. А

Мазель: „В первой части ноктюрна до минор мерное сопровождение близко по своему типу к похоронному маршу, мелодия же приближается к ритмически свободному, патетически выразительному речитативу, сковываемому, сдерживаемому строгим сопровождением» (Л. Мазель. Ф. Шопен. М.—Л., 1947, стр. 30).). В-третьих, типичны смены гармонического колорита (осветления — омрачения на основе ясной функциональности), которые усиливают необыкновенную выразительность и пластическую красоту рельефа мелодической линии.

Превосходно затем развитие звучности мерного, торжественного марша средней части к мощному потоку октав, сначала восходящих, затем обрушивающихся (вспомним полонез fis-moll).

Совершенно изумительна третья часть. От сдержанности первой части не осталось и следа. Все взволнованно и тревожно. Великолепно применяет здесь Шопен обыгрывания, разбухания, столкновения, задержания с их романтической красочностью, неопределенностью, томительностью, тоскливостью (см. особенно такты 15, 18, 19, 22 третьей части). И все это заканчивается „отрезвляющей» модуляцией в неаполитанскую ступень (Des) и горестным кадансом спада. Унылой жалобой звучат восходящие шестнадцатые (такт 3 от конца29) и безнадежно замирают аккорды тоники в мелодическом положении терции. Перед нами опять тоска Шопена-патриота, но уже до некоторой степени лишенная осязаемости образов этюда c-moll ор. 10, прелюдии d-moll, полонеза es-moll.

Ноктюрн fis-moll несравненно менее монументален, но и он полон замечательных деталей. Характерно вступление с его элегическими вздохами. Выразительны мелос (лирические ниспадания) и волнообразный баркарольный аккомпанемент. Этот мелос тонко „инструментован» — в тактах 23-25 (после предшествовавшего изложения в высоком регистре), будто поет виолончель (тут же, в тактах 21-23, между прочим, замечательная игра красок gis-moll и Gis-dur). В тактах 14-15 средней части — нарушение метра ритмом (двухдольность в трехдольности). Колористически ярка кода ноктюрна, где тихая грусть подголосков разрешается в ласкающие всплески Fis-dur.

Ю. Кремлев

Ноктюрны Шопена →

Характеристики

в Период барокко музыка до минор обычно писалась с подписью с двумя плоскими клавишами, и некоторые современные издания этого репертуара сохраняют это соглашение.

Йозеф Гайдн написал первую сонату для фортепиано № 20 до минор (H.XVI № 20). Из двух фортепианных концертов, Моцарт написал в минорной тональности, один из них (№ 24, к. 491 ) до минор.

Бетховен написал некоторые из своих наиболее характерных произведений в тональности до минор, в том числе Симфония No. 5 и три его фортепианные сонаты. (Увидеть Бетховен и до минор.)

Брамс с первая симфония и первый струнный квартет были написаны до минор; это были оба жанра, с которыми Бетховен был тесно связан при жизни Брамса.

Три из Антон Брукнер десять пронумерованных симфоний до минор, как и две из Дмитрий Шостакович симфонии.

General Information

Work Title Nocturnes
Alternative. Title
Name Translations Nocturnes, Op. 48; 夜曲Op. 48; 2 Notturni op. 48; Nocturns op. 48; المقطوعة الحالمة Op.48; Nokturny op. 48 Fryderyka Chopina; Νυχτερινά, Op. 48; Nocturne, Op. 48; Nocturnes, opus 48; 녹턴, Op. 48; Nocturnos, op. 48
Name Aliases المقطوعة الحالمة Op.٤٨ (شوبان)
Authorities
Composer Chopin, Frédéric
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. Op.48 ; CT 120, 121
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IFC 70
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 2 nocturnes:
  1. Lento (C minor)
  2. Andantino (F-sharp minor)
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1841
First Publication. 1842
Dedication Mlle. Laure Duperré
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation piano
Discography
External Links Wikipedia article No.1 No.2
Extra Locations Nocturnes edited by Raoul Pugno.

Известные композиции

  • Шарль-Валентин Алкан
    • Прелюдия соч. 31, № 16 (Assez lentement)
  • Иоганн Себастьян Бах
    • Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
    • Сюита для виолончели № 5, BWV 1011
    • Музыкальное приношение, BWV 1079
  • Людвиг ван Бетховен
    • Соната для фортепиано No. 5
    • Соната для фортепиано No. 8 (Pathétique)
    • Концерт для фортепиано № 3
    • Кориолановая увертюра
    • Симфония No. 5
    • Хоровая фантазия
    • Соната для фортепиано No. 32
  • Иоганнес Брамс
    • Симфония No. 1
    • Струнный квартет соч. 51/1
    • Фортепианное трио № 3
    • Фортепианный квартет № 3
  • Антон Брукнер
    • Симфония No. 1
    • Симфония No. 2
    • Симфония № 8
  • Фредерик Шопен
    • Рондо соч. 1
    • Соната для фортепиано No. 1
    • Étude Op. 10, № 12 (Революционный)
    • Étude Op. 25, № 12 (Океан)
    • Прелюдия соч. 28, № 20 «Траурный марш»
    • Ноктюрн до минор, соч. 48, №1
    • Мазурка соч. 56, № 3
  • Габриэль Форе

    Élégie, Соч. 24

  • Ференц Лист

    Трансцендентальный этюд № 8 «Уайлд Ягд»

  • Густав Малер

    Симфония № 2 «Auferstehung»

  • Феликс Мендельсон

    Симфония No. 1

  • Вольфганг Амадей Моцарт
    • Большая месса до минор, КВ 427 / 417а
    • Концерт для фортепиано № 24, KV 491
    • Maurerische Trauermusik КВ 477
  • Сергей Прокофьев

    Симфония № 3, соч. 44

  • Сергей Рахманинов

    Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • Камиль Сен-Санс

    Симфония № 3 (Органная симфония)

  • Дмитрий Шостакович
    • Струнный квартет № 8
    • Симфония No. 4
    • Симфония № 8
  • Франц Шуберт

    Симфония No. 4, Д. 417

  • Феликс Блюменфельд

    Прелюдия соч. 17, №20

  • Ферручио Бузони

    Прелюдия соч. 37, №20

  • Стивен Хеллер
    • Этюд соч. 46, № 5
    • Этюд соч. 46, № 18
    • Этюд соч. 46, No. 26
  • Антон Аренский
    • Morceaux caractéristique Op. 36, № 2 «Ла Тупи»
    • Этюд соч. 74, №2
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: