Музыкальные инструменты разных стран

Annotation

The article focuses on research of mythological symbolism of ancient musical instruments of Scottish Gaels. On the base of analysis of archeological artefacts, carving ornaments of stone crosses, mythological and folklore texts and modern musical reconstructions the author studies the symbolism of bronze horns and crotals, carnyx, rock gong, triple pipe and harp in Gaelic tradition.

The development of musical culture of ancient Gaels is regarded in close connection with nature that in Gaelic religious and mythological tradition was manifested in nature worship, in cult of trees, animals and birds. Among the most ancient artifacts of Gaelic musical culture there is a rock gong (around III millennium B.C.) from the isle of Tiree whose sacred function had reflection in eschatological motives of local legends. The bull cult is connected with bronze crotals symbolizing reproductibility and bronze horns in the form of bull’s horn (VII century B.C.), that reminded growing moon and supposedly were addressed to moon goddess. Boar worship as a symbol of spiritual power manifested itself in bronze horn carnyx (I-III century A.D.), that has a bell in the shape of boar’s head with moving mandible and tongue. Typical intonation and articulation during the process of playing ancient triple pipes (around III millennium B.C.) and harp (VIII century. A.D.), as Gaelic music in general, were connected with birds’ images manifesting in Gaelic mythology as a symbol of soul and of connection between our and Another world.

Ancient musical instruments uniting in its symbolism ethnic history, ethnic world outlook and sacred geography of gaels, form an important part of local cultural identity. Today Gaels, through their musical symbols, on one hand, connect peoples of Celtic language group and their offspring in understanding their cultural heritage, in developing traditions of music sessions and storytelling, and on another hand – they mark the borders of their culture, defending their world from entrenchment of chaos and uniting in connection of generations their past, their present and their future.

Key words and phrases: ancient musical instruments of Scottish Gaels, rock gong, harp, carnyx, bronze horn, bronze crotals, triple pipe, Pictish harp, Gaelic harp, traditional music culture of Scottish Gaels, mythological symbolism.

История инструмента

Флейта стала логическим развитием свистка как устройства извлечения звука. Первые свистки датируются ещё первобытной эпохой. Первые же флейты имеют древнеегипетское происхождение (около 5.000 года до н.э.), а многоствольные варианты появились уже в Древней Греции.

У обычной флейты при всех её преимуществах есть один серьёзный недостаток, не позволяющий рассматривать её в качестве самостоятельного инструмента, а только в качестве составляющей ансамбля – её диапазон ограничен, вести можно только одну партию. Потому мысль соединить в одном изделии несколько обычных флейт разного диапазона можно считать логичным развитием инструмента.

В европейскую культуру панфлейта пришла из Древней Греции. Популярная легенда объясняет её происхождение следующим образом.

Был в древнегреческой мифологии бог Пан, являвшийся покровителем животноводства и земледелия. Был он сыном бога счастья Гермеса и нимфы Дриопы. Он был очень весел и честен в работе, но выглядел непрезентабельно, под стать своему божественному призванию, являя собой парнокопытное животное с мордой козла. Однажды Пан влюбился в нимфу Сиринкс благодаря усилиям бога любви Аполлона, но та не приняла ухаживаний и стала спасаться от Пана бегством. В момент, когда тот почти нагнал её на берегу реки, девушка исчезла, а в его руках оказался только пучок тростника. Оказалось, что Зевс превратил девушку в куст, из ветвей которого неудачливый в любви бог и сделал первую многоствольную флейту, звучание которой было созвучно голосу любимой.

Первая многоствольная флейта называлась сиринга.

Терменвокс (Theremin)

Что это

Уникальный инструмент, на котором можно играть без прикосновений, изобретенный в 1920 году советским инженером-электромехаником и музыкантом Львом Терменом. 

Из деревянного корпуса терменвокса выходят две антенны, одна контролирует громкость звука, другая — его высоту. Приближение руки к вертикальной антенне увеличивает высоту звука, а к горизонтальной — уменьшает громкость. 

Терменвокс задумывался для исполнения классической музыки и даже как замена для целого оркестра, однако эти планы не осуществились. Тем не менее на рубеже 1940-х инструмент начали использовать на концертах и в записях американские биг-бэнды, а в 1960-х и 1970-х на нем играли среди прочих психоделические группы Lothar and the Hand People (США), The Bonzo Dog Doo-Dah Band (Великобритания) и даже Led Zeppelin (в песне «Whole Lotta Love»).

Как звучит

Из-за отсутствия физического контакта музыканта с терменвоксом мелодичная игра на инструменте требует особых навыков и повышенного внимания к движениям рук. Однако импровизация на терменвоксе позволяет добиться странного и таинственного звучания. Изобретение Льва Термена, пожалуй, лучше всего подходит для создания завывающих звуков, вызывающих ассоциации как с порывом ветра, так и с чем-то паранормальным.

Где можно услышать

В кино протяжные и зловещие звуки терменвокса стали использовать для озвучивания НЛО и других аномальных явлений в 1950-х годах.Так,инструмент можно услышать в классических научно-фантастических фильмах «День, когда Земля остановилась» (1951), «Оно пришло из далекого космоса» (1953) и «Запретная планета» (1956).

Пустыня Утопии

Плотность населения в Австралийской столичной территории и на Юго-Западном побережье континента, — около 160 человек на квадратный километр. На аборигенных территориях она не достигает и 10, в среднем составляя самую низкую величину в мире.

Иначе говоря, художественные традиции разных регионов долгое время формировались в почти полной изоляции. Они срослись под единым лейблом только в 1970-е годы, когда папунианским примером вдохновились жители земли Арнхем, Кимберли, Квинсленда и других областей. Сейчас на скорый колониальный взгляд разные виды аборигенного искусства почти не отличимы друг от друга — те же сновидения в основе сюжетов, те же цвета, то же ощущение сакрализованной герметичности. Но внимательный искусствоведческий анализ проявляет специфику каждого.

Манера северо-западных аборигенов из района Кимберли куда ближе к фигуративной живописи. В середине 1970-х они начали переносить древние изображения предков-духов, замеченные на скалах еще первыми европейскими колонизаторами в XVIII и XIX веках, на высушенные пласты эвкалиптовой коры.

Центральным элементом иконографии стали Ванджины. По легенде, они создали ландшафт австралийской земли, а теперь отвечают за ее плодородие и обитают в тех местах, на которых изображены. Пишут их всегда в предельно примитивном стиле, непропорционально изображая тело с акцентом на широкие плечи, а также обрисовывая вокруг головы нимб из волос-палочек. Впрочем, даже в рамках этой довольно строго регламентированной иконографии находится место для индивидуальности художника: для примера можно сравнить Ванджин Чарли Нумбульмура и Алека Мингельмангану.

Чарли Нумбульмур. «Ванджина»Алек Мингельмангану. «Ванджина». 1980

Для Кимберли характерны почти пейзажные изображения ландшафтов и неба. Они часто даются в прямой проекции, представляя взгляд сверху (или снизу), и всегда ограничены натуральной цветовой гаммой из вариаций охры и угля. Самым известным можно назвать «След циклона» Ровера Томаса, который представлял Австралию на Венецианской биеннале 1990 года, а спустя год создал картину-воспоминание о разрушительном циклоне двадцатилетней давности на земле Арнхем.

Катаклизм здесь представлен в виде набирающего от левой стороны к правой силу черного пятна, от которого отделяются вертикальные суб-ветры охристых тонов.

Ровер Томас. «След циклона». 1991

Искусство из самой земли Арнхем во многом похоже на кимберлийское. Рисовать на коре здесь начали даже раньше, в 1940-е годы, также копируя изображения со скал. Правда, здесь жили не Ванджины, а Мими, более древние духи — считается даже, что их не изображали люди, а они сами оставляли свои отпечатки. Триггером для художественного всплеска в Арнхем послужила антропологическая экспедиция Чарльза Маунтфорда, который первым вывел аборигенное искусство на широкий, пусть пока только внутриконтинентальный, рынок. Придававшая картинам мистический блеск штриховка, известная как стиль rarrk, и письмо рентгеновскими лучами, которое изображало животных как бы в разрезе, до появления «точечного» письма в Папуне оставались самыми известными особенностями аборигенного искусства.

В других регионах папунианский заряд сложился с импортированными традициями. Самый выразительный случай — рождение специфически женского, в отличие от доминантно мужских в остальных регионах, письма в поселении Утопия. Точки из Папуни наложились на завезенную в 1980-е годы индонезийскую технику батика и местную традицию ритуального боди-арта.

Самой известной представительницей Утопии стала художница Эмили Кнгваррейе. Ее работы напоминают папунианские, но кажутся более абстрактными и менее привязанными к строгому символическому коду. Часто она изображает увиденный издалека сверху ландшафт, покрытый плотной сеткой точек или — в поздних работах — линий.

Эмили Кнгваррейе. Untitled (Alhalker). 1992

К слову, именно с утопианской традицией связан один из самых громких и одновременно показательных для австралийского искусства скандалов.

Вибрации музыкальных инструментов и их влияние на нас.

Вы наверное заметили, что разная музыка по-разному влияет на нас. В том числе, имеет значение и личность исполнителя. Интересно, что помимо жанра и манеры исполнения, существует также и лечебный эффект музыки.

В результате совместно проведённой научной работы учёных из института традиционной медицины, медицинского факультета рудн и кафедры рефлексотерапии ммси им. Семашко, было выявлено, что положительно на функционирование сердца влияет виолончель, а скрипка и фортепиано уменьшают напряжённость нервной системы, релаксирующим эффектом обладает флейта, а гобой и кларнет в разное время суток и при разной манере игры, способны оказывать как активизирующее, так и подавляющее воздействие на организм. При проблемах печени или желудка полезно звучание барабанов и духовых инструментов (не металлических — таких как рожок, кларнет, флейта и гобоя.

На сегодня известны следующие закономерности воздействия музыкальных инструментов на человеческий организм:

* скрипка — лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;.* орг? Н — проводник энергии «Космос — Земля — Космос»; приводит в порядок ум, гармонизирует энергетический поток в позвоночнике;.* фортепиано (пианино, рояль) — корректирует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;.* барабан — восстанавливает ритм сердца, лечит печень, приводит в порядок кровеносную систему;.* флейта — очищает, лечит легкие и бронхи, благотворно воздействует на кровообращение;.* арфа — гармонизирует работу сердца;.* виолончель — лечит сердце, благотворно действует на почки;.* цымбалы — уравновешивают энергетику печени;.* гармонь, баян, аккордеон — активизируют работу всей брюшной полости;.* саксофон — активизирует сексуальную энергию, лечит всю мочеполовую систему, заболевания легких, толстой кишки;.* кларнет — хорошо влияет на систему кровообращения, на печень;.* металлофон, колокольчики — излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию.

Бубны, барабаны, дудочки, рожки, флейты, трубы — самые первые музыкальные инструменты в истории человечества. /В связи с этим, вероятно, и звуки этих инструментов могут быть самыми лечебными (по крайней мере, такая гипотеза существует. Скрипка, виолончель, арфа, альт (т. е. струнные) — лучшие инструменты для «Сердечников» (действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а также на тонкий кишечник. /Ученые из г. Самарканда на основе собственных изысканий пришли к выводу, что медленная негромкая музыка струнных инструментов снижает кровяное давление. В ходе исследований, проведенных кафедрой нормальной физиологии медицинского факультета российского университета дружбы народов совместно с кафедрой рефлексотерапии московского медицинского стоматологического института и институтом традиционной медицины и музыкальной терапии, было установлено, что лучше всего успокаивают нервы скрипка и фортепиано, расслабляет — флейта, активизируют (или подавляют — в зависимости от музыки и времени суток) — гобой и кларнет, лечит сердце — виолончель.Заболевания печени и желчного пузыря излечиваются звуками барабана, ксилофона, духовых (но не металлических) инструментов — особенно кларнета, гобоя, рожка, флейты.Бронхо — легочные заболевания лечатся звуками духовых (особенно — металлических: труба, тромбон и т. п

) инструментов.Внимание!

Лидер «Неофициальной» (неакадемической) российской музыкальной терапии (особенно — музыкальной фармакологии) Рушель блаво, являющийся профессором нии традиционной народной медицины и музыкотерапии г. Санкт-петербурга, руководителем академии нетрадиционной народной медицины в том же городе, всемирно известным целителем — экстрасенсом, композитором, на основании собственного многолетнего музыкотерапевтического опыта сделал свои выводы о целительной силе определенных музыкальных инструментов в отношении конкретных органов и систем человеческого организма (при этом Р. блаво выявил и наиболее благоприятное время суток для «адресного» музыкотерапевтического воздействия на эти органы (системы).

Европейские этнографические исследования

В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби. Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов.  Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.

В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.

Австралии не существует

«Целостность Австралии — чистый конструкт. Не существует такой страны, не существует такого народа», — писал историк искусства Пол Фосс в 1981 году. Создатели «откровенно пропагандистского», как пишет другой критик из «Коммерсанта», «Мемориала» наверняка поспорили бы с этим утверждением. Но многие современные художники действительно стремятся высветить неоднозначность австралийской идентичности, деконструировать ее или как минимум поставить под вопрос.

Одна из самых выразительных работ — кураторский проект Гордона Беннетта для Сиднейской биеннале 2008 года.

К сожалению, буквально перед открытием проект был сорван. Теперь существует только в виде макета — некоторые критики предлагают рассматривать макет как метафору незавершенности самой деколонизации.

Гордон Беннетт. “Housewife and Shadow Reflection”, из серии “The shadow reflections”. 1993

У Беннетта много и более конвенциональных работ в современных живописных техниках. Для той же Сиднейской биеннале он собирался использовать свою серию “The shadow reflections”, где изобразил характерных персонажей колониального мира — Учителя, Антрополога, Капитана корабля — и их местных двойников.

Другая серия Беннетта сейчас хранится в коллекции “Tate Modern”, которая недавно стала активно закупать австралийское искусство. В “Possession Island” Беннетт сперва копирует карандашную зарисовку одного из первых колониалистов, посвященную австралийским экспедициям Джеймса Кука, а затем изображает поверх флаг аборигенов. В целом апроприация разных культурных форм (кроме коллажа и аборигенного искусства стоит назвать еще поп-арт и традиционные техники неавстралийских народов) была для Беннетта возможностью вырваться за клишированные представления о связи искусства и происхождения.

Гордон Беннетт. “Possession Island (Abstraction)”. 1991

Удивительно, но даже более успешными, чем Беннетт и его коллеги-мужчины, в исследованиях аборигенной идентичности средствами совриска оказались две женщины. Джуди Уотсон и Трейси Моффат родились почти одновременно — в 1959 и 1960 годах соответственно, — и обе представляли Австралию на Венецианской биеннале с разницей в два десятка лет: Моффат — в 2017-м, Уотсон — в 1997-м, вместе с Ивонн Кулматри и той самой Эмили Кнгваррейе из Утопии.

Моффат работает в основном с фотографией и видеоартом. Она имитирует разные пленочные структуры для создания композиций, в основе которых — непривычные, часто театральные и подчеркнуто современные образы героев-аборигенов и героинь-аборигенок, взамен популярным с XIX века и до сих пор снимкам в натуральных условиях, среди кустарников буша и на фоне аутбэка (так австралийцы называют отдаленные пустыни). Иногда видео Моффат псевдодокументальны: например, показанный на биеннале “The White Ghosts Sail In” художница сняла недалеко от собственного дома, но, по легенде, монотонный черно-белый видеоролик побережья с милитаристским саундтреком создан аборигенами 200 лет назад.

Трейси Моффат. “The movie star: David Gulpilil on Bondi Beach”. 1985

Уотсон, напротив, работает с реальными историями — ее часто называют представительницей поворота к архиву в современном искусстве.

Как сделать инструмент самому

Начинающий музыкант для тренировки может собрать диджериду из пластиковых труб разного диаметра, но его звучание будет отличаться от классического. Профессионалы предпочитают сделать деревянную дудку, хотя этот процесс сложнее.

Простой вариант

Для инструмента используют 2 водопроводные трубы диаметром 5 и 3 см (толщина стенок 1,5–2 мм). Нужно отрезать куски длиной 70 см. Узкую трубу расширяют с одной стороны (участок около 5 см), чтобы вставить другой отрезок. Ее разогревают газовой горелкой, аккуратно вставляя бутылку или другой предмет подходящего диаметра.

Второе отверстие оставляют для мундштука. Чтобы его сделать, край трубы несколько раз помещают в расплавленный воск или парафин. Затем материалу придают форму чаши и просверливают дыру. На последнем этапе конец широкой трубы увеличивают до 7 см в диаметре, формируя раструб. Потом оба отрезка соединяют.

Сложное изготовление

Для заготовки в первый раз используют ветки тополя или березы длиной до 1,6 м с диаметром от 6 до 10 см. Трухлая или прогнившая древесина не подходит. Стволы обязательно сушат 8–15 месяцев, предварительно сняв кору. Небольшие трещины обрабатывают воском или лаком. Изготовление инструмента включает такие этапы:

  1. С одного края на торце рисуют круг диаметром 4–4,5 см, в котором будет находиться мундштук. Раструб должен составлять 7 см в диаметре. Лишнюю древесину убирают с помощью рубанка.
  2. Ствол распиливают вдоль.
  3. Долотом или стамеской выдалбливают внутренний канал (толщина стенок до 7 мм). Для более интересного звучания после участка с мундштуком отверстие лучше расшить до 5–6 см.
  4. Половины дерева соединяют и оставляют досушиваться, закрепив хомутами для предотвращения трещин.
  5. Наждачной бумагой зачищают канал (торцы не трогают), внутри обрабатывают лаком. Затем 2 части склеивают.
  6. Делают мундштук из пчелиного воска, который наносят кисточкой слоями. Когда материал застынет, лишнюю массу аккуратно срезают.

Изделие тщательно шкурят наждачной бумагой с разной зернистостью (не меньше 4 раз). Потом удаляют лишний клей и шлифуют торцы. В конце наносят изображения краской, сверху покрывают лаком.

Как играть на диджериду

Сам игровой процесс очень нестандартный. Звук создается вибрацией губ, а затем многократно усиливается и искажается, проходя через полость йидаки.

Для начала вам нужно научиться производить хотя бы один звук. А пока отложите инструмент и практикуйтесь без него. Вы должны попытаться фыркать, как лошадь. Расслабьте губы и скажите «тпруууу». Повторите несколько раз и внимательно посмотрите, как работают губы, щеки и язык. Запомните эти движения.

Теперь возьмите диджериду в руки. Плотно прижмите мундштук ко рту губами внутрь. При этом следует максимально расслабить мышцы губ. Повторите испробованный тпруу. Сделайте затяжку в трубку, стараясь не нарушить контакт с мундштуком.

Подавляющее большинство людей терпят неудачу на этом этапе. Либо губы слишком плотные, либо они плохо подходят к инструменту, либо затяжка слишком сильная. В результате либо нет звука, либо он оказывается слишком громким, отрезая ухо.

Обычно для того, чтобы сыграть первую ноту, требуется 5-10 минут практики. Вы сразу узнаете, когда диджериду заговорит. Инструмент ощутимо вибрирует, и комната наполнится всепроникающим ревом, который, кажется, исходит из вашей головы. Еще немного — и вы сразу научитесь получать этот звук (он называется дрон.

Мелодии и ритм

Когда вы научитесь уверенно «гудеть», вы сможете пойти дальше. Невозможно создать музыку, просто напевая. Вы не можете изменить высоту звука, но можете изменить ее тембр. Для этого нужно изменить форму рта. Попробуйте незаметно повторять разные гласные во время игры, например, «е-о-о-о-о-о-о-о-о-о-оо». Звук существенно изменится.

Следующая техника — сустав. Звуки нужно выделять, чтобы получился хоть какой-то ритмический рисунок. Выделение достигается сильным порывом воздуха, как если бы вы произносили согласную букву «т». Попробуйте задать ритм своей мелодии: «ты-ты-ты-ты».

Все эти движения выполняются языком и щеками. Положение и работа губ остаются неизменными: они равномерно гудят, заставляя инструмент вибрировать. Сначала у вас очень быстро закончится воздух. Но со временем вы научитесь экономно гудеть и растягивать дыхание на несколько десятков секунд.

Профессиональные музыканты осваивают так называемую технику кругового дыхания. Это позволяет играть непрерывно, даже на вдохе. Вкратце суть в следующем: по окончании выдоха нужно надуть щеки. Затем щеки сокращаются, выпуская остаточный воздух и предотвращая вибрацию губ. При этом через нос делается мощный вдох. Эта техника довольно сложна и требует нескольких дней упорных тренировок.

Несмотря на свою примитивность, диджериду — интересный и универсальный инструмент, который музыканты сочетают с этническими барабанами, еврейскими арфами, флейтами и горловым пением для создания увлекательных медитативных композиций. Если вы ищете новое нестандартное звучание в своей музыке, возможно, вам удастся получить его с помощью этого старинного инструмента.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: