Песня[править]
Песня «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени — шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры. Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура. Россия к 19 веку прочно вошла в европейский культурный мир, развивая собственные науки и искусства: литературу, театр, музыку, живопись…
Московская императорская труппа в те годы стала уделять много внимания национальному реальному колориту — это были первые шаги реализма в искусстве, и настоящие, живые народные мотивы — не только русские, но и вообще реальные — занимали всё большее место в творчестве. Это относилось и к музыкальной культуре. Если Петербургская императорская труппа как приближенная к императорскому двору и свите больше соответствовала официозу, то Московская труппа, хоть и принадлежала той же императорской казне, все более отвечала народным устремлениям.
Работать в Петербургской императорской труппе, в приближении к императорскому дому, считалось престижнее. Зато удаленная от официоза Московская труппа, имея те же льготы и государственные финансы (только финансов Московская труппа получала значительно меньше, чем Петербургская; правда, она и сама была значительно меньше, располагаясь лишь в двух театра – Большом и Малом), развивала песню задушевную, русскую лирическую песню.
Московская труппа в те годы стала генератором популярных песен; песни сочинялись и для концертов, и для постановок на сценах Большого и Малого театров (и драматические произведения и концерты шли тогда и на сцене Малого театра и Большого) — среди этих песен «Вниз по Волге-реке» А. Шаховского (1832) и «Когда-то жил в Англии царь удалой» Ф. Кони (1838). Множество песен написал и артист Николай Цыганов. Среди этих песен был и «Красный сарафан», созданный предположительно в 1832 году. В это время А. Варламов начал активную работу в Московской труппе и положил стихи Н. Цыганова на музыку. Была ли эта песня сочинена к спектаклю или к концерту, а также кто стал первым ее исполнителем, — увы, неизвестно.
Песня соответствует русским народным мотивам о женской доле. Построена как разговор дочери-невесты, которой предстоит идти замуж в чужую семью, с матерью.
Первая публикация относится к 1834 году, издание «Русские песни Н. Цыганова», М. 1834 г., № 16. Заглавия не значилось, стихотворение называлось по первой строчке, а вот песня стала именоваться «Красный сарафан».
Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафан» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен. Песня входила в издаваемые сборники-песенники. Ее стали включать в свой репертуар многие именитые певцы.
Впоследствии мелодия «Красного сарафана» была использована другими музыкантами: Венявским в вариациях для скрипки с оркестром «Souvenir de Moscou» (вместе с другой песней А. Варламова -«Оседлаю коня»), Тальбергом в фортепианной «Фантазии на русские темы», Давыдовым — в переложении для виолончели.
Из сб.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Изд-во Эксмо, 2005: «Эта песня Цыганова получила, по словам Бориса Асафьева, «мировую известность». Композитор Николай Титов, которого Глинка и Даргомыжский называли «дедушкой русского романса», в своих воспоминаниях отмечал, что «Красный сарафан» «произвел фурор», по своей популярности с ним мог сравниться только «Соловей» Дельвига — Алябьева».
Музыкальная энциклопедия: «…знаменитый „Красный сарафан“ пелся „всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика“, и даже был запечатлен в русском лубке».
Песня «Красный сарафан» до сих пор по-прежнему известна и много исполняется новыми поколениями певцов.
Прослушать в разных исполнениях: Александр Иванов-Крамской (гитара), Надежда Обухова (меццо-сопрано), Елизавета Шумская (сопрано).
Автор стихов[править]
Поэт Николай Григорьевич Цыганов (1797—1832 или 4(16).XII.1800 −1833, возможно 1797—1831) своим современникам был более известен как драматический актер.
Поначалу он был актером в Саратове, затем поступил в московскую императорскую группу. Одновременно с актерской деятельностью Николай Цыганов писал и издавал свои стихи. А кроме того, часто и сочинял мелодию к своим стихам. Обычно он сам был и первым исполнителем их, аккомпанируя себе на гитаре.
Николай Григорьевич Цыганов был участником кружка любителей пения при Малом театре.
Многие тексты Цыганова не сохранились: возможно, среди песен, чье авторство не установлено, есть песни Цыганова.
Сочинения
балеты — Забавы султана, или Продавец невольников (1834), Хитрый мальчик и людоед (совместно с А. С. Гурьяновым, по сказке Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», 1837);
около 200 романсов и песен (собрание сочинений в 12 томах, издание А. Гутхейля);обработки русских народных песен для голоса с фортепиано, в том числе сборник Русский певец (СПБ, 1846, не окончен);
вокальные ансамбли;хоры, в том числе 3 Херувимские (для хора a cappella, 1828);
фортепинные пьесы;
музыка к драматическим спектаклям — Рославлев (Шаховского по роману Загоскина; совместно с А. Н. Верстовским, 1832, Большой театр, Москва), Двумужница, или Волжские разбойники (Шаховского, 1833), Муромские леса, или Выбор атамана (А. Ф. Вельтмана, 1834), Ермак (Хомякова, 1835), Гамлет (Шекспира, 1837), Эсмеральда, или Четыре рода любви (по В. Гюго, 1839), Булат-Темир, татарский богатырь, или Донская битва (В. Р. Зотова, 1839), Майко (П. В. Беклемишева, 1841) и другие.
Романс «На заре ты её не буди». Слушать онлайн. Видео
https://vk.com/video_ext.php
Романс «На заре ты её не буди» («На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит») Александра Варламова на стихи Афанасия Фета. Исполняет Нина Терентьева.
Сближение Варламова с московской артистической средой (А. Н. Верстовский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, поэт-актёр Н. Г. Цыганов) способствовало его творческому развитию. В 1833 он выпустил первый сборник романсов и песен, в 1834—1835 издавал нотный журнал «Эолова арфа», в котором наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и других.
Особый успех имели концертные выступления Варламова — талантливого певца, исполнителя написанных им романсов и песен. Не обладая большим певческим голосом, он привлекал слушателей тонкой и вдумчивой интерпретацией, мастерством кантилены, выразительностью декламации. Свои исполнительские принципы Варламов зафиксировал в «Полной школе пения» (издана в 1840), являющейся одним из первых русских методических руководств по вокальной педагогике.
В течение «московского периода» (1832—1844) Варламов создал большую часть произведений (более 100 романсов и песен). Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с литературным критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем русского фольклора. Варламов изучал народную песню, создал сборник обработок — «Русский певец» (не окончил, вышли 43 песни). Всю жизнь Варламов провёл в тяжёлых материальных условиях, подорвавших его здоровье (умер от туберкулёза горла).
Романсы Варламова
А. Е. Варламов. Литография с рисунка на камне Р. Жуковского 1840-х годов.
Открытая эмоциональность и полнота чувства, присущие песням Варламова, отразились также в его романсовой лирике. И здесь характерными чертами творчества Варламова остаются романтическая взволнованность, острый контраст душевных состояний, непосредственность лирического высказывания. В романсах Варламов следует принципу широкого обобщения поэтического текста в ясной, напевной мелодии. Певцом элегических настроений, раздумья и созерцания он выступает в романсах «Одиночество», «Ангел», «Мне жаль тебя», отчасти близких к элегической лирике М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Более светлая лирическая окраска присуща его «пейзажным» романсам («Горные вершины», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку»). Контрастны и темпераментные романсы на слова Лермонтова («Белеет парус одинокий»), Кольцова («Я любила его», «Ненаглядный ты мой»). Иногда композитор усиливает черты декламационной экспрессии и широко пользуется речитативом, превращая романс в драматический монолог («Напоминание», «Грусть», «Доктор»). Варламов обогатил жанр баллады, подчинив его русскому песенному стилю. В балладах «Песня разбойника» и «Оседлаю коня» традиционные романтические образы приобретают новую трактовку в духе драматизированной русской песни.
Литература
Финдейзен H. P., Александр Егорович Варламов, Русская музыкальная газета, 1898, No 11;Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных для его биографии, Русская музыкальная газета, 1901, NoNo 45–47, 49;Сатин X., Александр Егорович Варламов, журнал «Советская музыка», 1948, No 8;Тынянова Е., На заре русского романсового творчества, там же;Асафьев Б. В., Евгений Онегин…, Избранные труды, т. II, М., 1954;
его же, Композиторы первой половины XIX века, Избранные труды, т. IV, М., 1955;Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955;Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956;Листова Н., Александр Варламов, М., 1968.
Краткий очерк истории гитары
Борис Александров. Биография. Творчество
Песня «Малая земля». История. Ноты. Видео
Краткая биография
Варламов Александр Егорович (1801—1848), русский композитор, певец. Мастер вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной песни и городского романса. Около 200 романсов и песен: «Вдоль по улице метелица метет», «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди».
ВАРЛАМОВ
Александр Егорович — русский композитор, певец (тенор), педагог-вокалист и дирижёр.
Родился в семье отставного военного, молдаванина по происхождению. С детских лет проявил музыкальную одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фортепиано. Музыкальное образование получил в петербургской Придворной певческой капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим)
Способности Варламова привлекли внимание директора капеллы Д. С
Бортнянского, который принял участие в его занятиях.
В 1819 Варламов был назначен учителем певчих русской придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста.
В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 — в Придворной капелле.
В 1827 познакомился с М. И. Глинкой (Варламов помогал ему в организации домашних концертов и репетиций).
С 1832 поселился в Москве, получил место «композитора музыки» и помощника капельмейстера императорских театров.
В 1843 вышел в отставку.
Авторский текст[править]
Ныне песня известна в разных текстовых вариантах. Вот первоначальный авторский текст:
|
|
Краткая характеристика творчества
А. Е. Варламов. Литография Ф. Пеца 1843 года с неизвестного оригинала 1830-х годов.
В историю русской музыки Варламов вошёл как мастер романса. Он приблизил этот жанр к его народным истокам, к песенной культуре широкой демократической среды.
В романсах Варламова нашли отражение образный строй русской народной песни, её интонационные и ладовые особенности. Тонкое знание вокального искусства помогло ему создать яркие образцы русской кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания.
Большое влияние на стиль Варламова оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, Варламов претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональную наполненность, страстность, импровизационную свободу мелодического развития.
В искренней, задушевной лирике Варламова нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, то полных скорби, то бурных, стремительных и тревожных, современники ощущали скрытый протест, тоску о прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.
Песни Варламова
Титульный лист музыкального журнала «Эолова арфа», 1834 год.
Варламов создал около 200 романсов и песен, в основном на стихи русских поэтов — М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и других. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи которых Варламов написал свои лучшие «русские песни» в народном духе. Среди них преобладают 2 жанра: лирическая протяжная и скорая плясовая.
В протяжных песнях с особой полнотой проявились характерные черты дарования Варламова: мелодическая щедрость, пластичность вокальной мелодии. Свободно, естественно претворяются в них приёмы русской народной песенности — вариантно-попевочное развитие, постепенное развёртывание широкой мелодии из основной, начальной попевки, обильные внутрислоговые распевы, придающие песне чисто русскую широту и величавую неторопливость движения («Ах ты время, времячко», «Что ты рано, травушка»).
Ко второму типу относятся песни активного ритма: «Вдоль по улице метелица метёт», «Что это за сердце», «Соловьем залётным» и другие. В них проявилось влияние цыганской песни-пляски.
В некоторых песнях Варламова сказалось воздействие городского фольклора с типичными для него танцевальными ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: «На заре ты её не буди», «Тяжело, не стало силы», «Ты не пой, соловей». Влияние городской бытовой традиции заметно в одной из самых популярных песен Варламова — «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» (слова Цыганова). Наряду с «Колокольчиком» Гурилёва и «Соловьем» Алябьева эта песня сделалась общенародным достоянием.