Ноты для гитары

Старинный танец.

Давайте познакомимся с танцем французского средневековья, сохранившегося до сих пор и исполняющимся и сейчас во многих хореографических коллективах.

Старинный танец, о котором мы говорим, называется бранль и он чем-то напоминает польку. Круговой хороводный танец с быстрыми движениями родился во Франции примерно в XIII веке, стал народным, а позже – придворным бальным. Особенно был распространен в XV-XVI веках. Стал очень популярен в Европе под разными названиями, среди которых такие, как “браул”, “брандо”. Имел разновидности в зависимости от рода занятий людей (“бранль прачек”, “бранль веселый”) и даже метсности (“бранль Шампани”).

Этот танец присутствовал в балетах времен барокко, исполнялись даже целые сюиты из нескольких бранлей, в определенном порядке следующими друг за другом. Темп народного танца довольно оживленный, а придворного – более плавный. Тактовый размер, обычно, четный, но встречаются и трехдольные размеры.

Однако, просуществовав примерно 4 века, он в начале XVIII столетия утрачивает свое значение и в хореографии, и в музыке.

В наше время танцуют разные варианты бранля, и это зависит от того, в каком коллективе он исполняется. Особенно его любят исполнять в детских коллективах, так как он похож на игру, может исполняться любым количеством участников, на пары в нем не делятся, а движения довольно просты, с которыми справится даже начинающий танцор.

Ниже ноты и табулатура мелодии танца, дошедшая до нас аж с шестнадцатого века! Если интересно – выучите эту музыку. Тем более, она не сложная совсем.

Продолжение исторического обзора гитарного репертуара

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В прошлом уроке мы с Вами начали знакомиться с гитарным репертуаром 15-16 веков. Сегодняшняя часть обзора будет посвящена гитарному репертуару 18-19 веков.

Уже в самом начале классического периода гитара претерпела новые изменения. К пяти существовавшим рядам добавился еще один, басовый, а вскоре после этого каждый ряд был заменен одной струной, которых, как на современной гитаре, стало шесть.

Хотя новый инструмент часто все еще продолжали называть испанской гитарой, он уже превратился в гитару классическую, и чистота и чувственность ее звучания идеально соответствовали новому музыкальному языку, выработанному и отточенному Гайдном (1732-1809) и Моцартом (1756-1791).

Наиболее выдающимися композиторами того времени, сочинявшими для гитары, были каталонец Фернандо Сор (1778-1839), испанец Дионисио Агуадо (1784-1849) и итальянец Мауро Джулиани (1781-1828).

Кроме того, Сор написал множество этюдов, охватывающих самые разные аспекты исполнительской техники, а также несколько песен под аккомпанемент гитары. Агуадо известность принесла его феноменальная техника, и его этюды считаются бесценными упражнениями для развития абсолютного владения инструментом.

Джулиани был автором не только сольных произведений, но и концертов для гитары, которые являются ярким примером выверенного баланса между мелодическим и техническим аспектами инструмента.

Еще одним известным композитором того периода был Каркасси, этюды которого сами по себе стали полноценными составляющими концертного гитарного репертуара.

Конструктивные нововведения позволили усилить громкость звучания фортепиано и скрипки, а это наряду с расширением средств музыкального выражения привлекло к этим инструментам подавляющее большинство композиторов эпохи романтизма, включая Листа (1811-1886) и Паганини (1782-1840), хотя последний написал несколько сочинений для гитары и, несомненно, владел инструментом профессионально.

Кроме того, развитие оперного искусства Вагнером (1813-1883) перенесло фокус общественного внимания на крупномасштабные музыкальные мероприятия. Лишь после очередных физических изменений гитара начала постепенно возвращать утраченную было любовь публики.

Гитарный мастер Антонио Торрес (1817-1892) изменил инструмент кардинальным образом, разработав специальную систему распорок для усиления деки (резонирующей передней панели гитары), что привело к значительному увеличению громкости и тональной глубины ее звучания.

Гитарист и композитор Франсиско Таррега (1852-1909) стал изобретателем новой техники игры на гитаре, дававшей возможность в полной мере использовать потенциал нового инструмента Торреса, и эта техника является основой современных применяемых нами техник.

В качестве композитора Таррега написал множество произведений, ставших классикой гитарного репертуара. Наиболее известным из них, пожалуй, является этюд тремоло «Recuerdos De La Alhambra» («Воспоминания об Альгамбре»). Запись именно этой пьесы в исполнении Андреса Сеговии произвела настолько глубокое впечатление на Джулиана Брима, что он решил стать гитаристом.

В этюдах, сонатах и других сочинениях Тарреги главное место часто занимают технические аспекты исполнительского мастерства, однако их неотъемлемым признаком является в высшей степени романтическая мелодика, напоминающая произведения Шопена. Таррега также делал многочисленные аранжировки фортепианных сочинений, в первую очередь своего соотечественника Альбениса.

На этом исторический обзор гитарного репертуара 18-19 веков закончен. В следующем уроке Вы познакомитесь с гитарным репертуаром 20 века и современности. Чтобы не пропустить уроки от Гитаршколы, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку.

Ноты

Ноты для гитары

Классические произведения для гитары:А. Абреу, «Тико-Тико», переложение для гитарыИ. Альбенис, «Asturias» («Легенда»), переложение для гитарыА. Барриос, «Собор» ноты для гитары И. С.

Бах, Виолончельная сюита №1, ноты для гитарыГомес, романсЛео Брауэр, «День в ноябре» ноты для гитарыФ. Таррега, «Воспоминания об Альгамбре» нотыХ. Пернамбуко «Бразильский танец» ноты для гитарыА. Иванов — Крамской «Вальс» ноты для гитарыА.

Иванов — Крамской «Порыв» ноты для гитары«Milonga» Jorge Cardoso, «Милонга» Хорхе Кардосо ноты для гитары«Голубая луна» Р. Роджерс, ноты для гитары.«Шмель» этюд, Э. Пухоль, ноты для гитары.«Грёзы» этюд, А. Иванов — Крамской, ноты для гитары.Этюд XVII, Э. Пухоль, ноты для гитары.

«Адажио» А. Марчелло, ноты для дуэта«Гальярда», Д. Доуленд, ноты для гитарыИ. С. Бах. Сюита E минор.И. С. Бах. Две прелюдии для гитары.Генри Пёрселл ноты для гитары.Два этюда. М. Каркасси ноты для гитары.Две пьесы для гитары А.

Пьяцциолла«Времена года в Буэнос-Айресе» две пьесы для гитары А. ПьяцциоллаФрансиско Таррега «Арабское каприччио», ноты для гитары«Милонга» Хорхе Кардосо, ноты для дуэта гитар

Ноты для гитары для начинающих:«Два старинных танца», ноты для начинающих«Espanoletas». Гаспар Санз, ноты для гитарыС. Бренчинелло, «Партита» ноты для гитары«Прелюдия» ре минор, А.

О рубрике «Ноты»Рубрика ноты представлена двумя разделами. Первый раздел это классические произведения для гитары и второй раздел ноты для начинающих гитаристов. Раздел «Классические произведения для гитары» содержит наиболее популярные произведения для гитары, ставшие гитарной классикой.

Эти произведения входят в репертуары всех ведущих гитаристов мира. Раздел представляет переложения для гитары выполнены такими мэтрами гитары как И Савио, А. Диас, Д. Дуарте, А. Сеговия. Переложение для гитары «Тико –тико» А.Абреу сделанное Исиасом Савио несомненно заслуживает самой высокой оценки и в исполнении мастера звучит великолепно.

Переложение для гитары «Asturias» (Легенда) из испанской сюиты И. Альбениса великим Андресом Сеговия завоевало настолько высокую популярность, что даже пианисты часто играют не точный вариант фортепианных нот, а гитарную версию Андреса Сеговии.

Трёхчастная сюита Августина Барриоса «Собор» (La Catedral) в редакции знаменитого венесуэльского гитариста Алирио Диаса так же является самой исполняемой версией гитаристами всего мира.

Лучшие песни под гитару с аккордами

От автора …………………….4
Вводная часть……………….5
Устройство гитары ………………………5
Обозначение пальцев (аппликатура)………..5
Варианты аккомпанемента…………..5
Арпеджио…………………………….5
Бас + аккорд…………………………7
Аккомпанемент с применением ритмических ударов………….X
Как учить аккомпанемент……………9
Условное обозначение аккордов…………………9
Песни………………………..11
Очарована, околдована……………… 11
Вариант аккомпанемента…………………….. 13
Город, которого нет………………….. 14
Варианты аккомпанемента…………………… 16
Есть только миг………………………… 17
Вариант аккомпанемента………………………19
Музыкант………………………………….20
Варианты аккомпанемента…………………….23
Подмосковные вечера……………….24
Варианты аккомпанемента…………………….26
Ваше благородие……………………….27
Варианты аккомпанемента……………………29
Две гитары……………………………….30
Варианты аккомпанемента…………………….32
Наш сосед…………………………………33
Вариант аккомпанемента………………………35
Городские цветы……………………….36
Вариант аккомпанемента………………………39
Поспели вишни в саду у дяди Вани………………..40
Вариант аккомпанемента………………………42
Песенка мушкетеров………………….43
Вариант аккомпанемента………………………46
Мои ясные дни………………………….47
Вариант аккомпанемента………………………49
Есаул……………………………………….50
Вариант аккомпанемента………………………52
Скрипач а идиш Моня………………..53
Вариант аккомпанемента………………………56
Вальс-бостон…………………………….57
Вариант аккомпанемента……………………..61

Ян Лози: Жига

Новое совершенно имя композитора для меня, на которое я наткнулся на днях в своих сборниках музыки для гитары. Полное имя – Ян Антонин Лози . Пятый ребенок в графской семье, проживавшей в то время в замке Steken (Южная Богемия, Чехия). Отец его был швейцарских корней и переехал в Прагу в 1627 году; был известным в деловых кругах человеком.

Ян с детства проявил интерес к музыке и учился играть на лютне у придворного камердинера, который оставался другом ему и в зрелые годы. Игрой графа (он унаследовал этот титул после смерти отца в 1682 году) и его сочинениями восхищались в профессиональных музыкальных кругах. Однако при жизни Яна Лози было опубликовано только одно его произведение.

Играл ли граф-лютнист на других музыкальных инструментах, неизвестно. Но имеются много произведений, которые исполняются и на барочной гитаре (5-струнная гитара тех времен), и на разновидностях лютни, и даже на скрипке. Но, возможно, это просто обработки его лютневых композиций.

Давайте познакомимся с одним из сочинений графа. Итак, Ян Лози: Жига (одна из обязательных частей сюиты).

Обратите внимание, что в некоторых местах можно было бы играть на первой струне ноты Ми и Фа (такт №2 и другие), но аппликатура поставлена для второй струны. Лучше придерживаться текста, потому что одни и те же звуки на разных струнах имеют свой тембр, отличный от других. Возможно, тот человек, который обрабатывал эту Жигу для шестиструнной гитары, хотел добиться точности воспроизведения пьесы, написанной в оригинале для лютни, на другом инструменте

Возможно, тот человек, который обрабатывал эту Жигу для шестиструнной гитары, хотел добиться точности воспроизведения пьесы, написанной в оригинале для лютни, на другом инструменте.

Также в тексте мной отмечены красно-зелеными звездочками места применения приема арпеджиато. Арпеджиато играется быстрым и легким перебором указанных звуков аккорда (последовательно, начиная с баса, а заканчивая самым верхним звуком). Арпеджиато нужно потренировать отдельно.

Еще одна трудность для начинающих гитаристов в этой пьесе – исполнение форшлагов (маленькие перечеркнутые нотки перед основными и связанные с ними легато). Форшлаги исполняются очень коротко, а их длительность входит в длительность основной ноты (если есть еще звуки с основной нотой, то вместе с ними сначала извлекается форшлаг, а только потом основная нота). Другими словами, форшлаг опережает основной звук и приходится именно на основную долю.

Лютневая музыка на гитаре.

Лютневая музыка на гитаре – обычное дело и гитаристы часто пользуются ею для музицирования. Я думаю, мы еще не раз будем изучать произведения, написанные в оригинале для этого старинного щипкового инструмента, родственного гитаре.

На этой странице представляется “Бурре” голландского лютниста и композитора французского происхождения Николя Валле, жившего в конце 16 – начале 17 веков.

Им написано различные произведения для лютни – от прелюдий и фантазий до танцев и псалмов.

Бурре – это старинный французский народный танец, возникший примерно в 15 веке, а в 17 веке ставший придворным танцем в высшем аристократическом обществе Франции, а в первой половине 18 века – одним из самых модных танцев во всей Европе. Однако, в конце 18 века и особенно после наполеоновских войн этот танец оказывается забытым и появляется в академической музыке лишь эпизодически.

Произведение очень мелодичное и совершенно не сложное даже начинающих гитаристов, не содержащее никаких сложных элементов гитарной техники. Только нужно постараться держать довольно быстрый темп (примерно 110-120 единиц по метроному на одну четверть).

Мелодию, где возможно, нужно играть приемом апояндо. Одиночный бас (без одновременного извлечения с ним других звуков) – также апояндо.

Приятного музицирования!

Первый способ

Не пытайтесь заучить расположения ноты для гитары по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.

Часть первая

Этот раздел для тех, кто обрёл желание полностью овладеть инструментом, выучить все ноты для гитары и быстро ориентироваться на грифе. Разучивать ноты, желательно, не спеша, для начала достаточно будет знать набор звуков, который входит в первых три лада каждой струны. Три первых лада плюс открытые дают две октавы, так что учить есть что. Казалось бы, на грифе бесконечное число нот, но его обширность объясняется наличием повторов одних и тех же звуков на разных струнах. Всего гитарный гриф обладает тремя с половиной октавами, если отталкиваться от общего количества, а их девять, то не так уж и много. Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.

Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.

Часть вторая

После того, как были выучены ноты открытых струн и их место расположения на нотоносце, можно переходить к изучению грифа. Вы уже знакомы с названием звуков открытых струн, теперь к ним добавляем новый – «ре», он расположен на второй струне третьего лада.Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Играйте, в обязательном порядке, сохраняя аппликатуру. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых.

Часть третья

Упражнение «нарастает» и становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к уже известной ноте «ре» добавляем «ля», располагается она на третьей струне второго лада, обязательно запоминаем ёё место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.

Часть четвёртая

Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.

Часть пятая

Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до»струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.

Расположение нот на грифе 7-миструнной гитары

Помимо 6-струнной гитары определенной популярностью среди гитаристов пользуются 7-струнные инструменты.

Среди семиструнок существует два основных вида:

  1. Семиструнная «цыганская» гитара (на Западе ее называют «русской»). На такой гитаре, например, играл Владимир Высоцкий. Большинство классических русских романсов написаны именно для этого инструмента. В современном музыкальном мире они практически не используются. Струны настроены следующим образом (ре, си, соль, ре, си, соль, ре). Первые шесть ладов грифа русской семиструнки выглядят так:

  2. Семиструнная электрогитара. По сути это обычный всем знакомый инструмент, к которому добавлена седьмая струна, настроенная в си. Подобные инструменты используются в экстремальных стилях рок-музыки для придания гитаре тяжелого низкого звучания. Струны настроены следующим образом (ми, си, соль, ре, ля, ми, си). Первые шесть ладов грифа семиструнной электрогитары выглядят так:

Обе семиструнные гитары призваны выполнять разные задачи. Русская семиструнная применяется как аккомпанирующий инструмент в романсах и народных песнях. Семиструнная электрогитара нужна для утяжеления гитарного звука и применяется в основном в “металле”.

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

В стандарте это выглядит так

В стандартном строе это выглядит так

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе

Это очень важно в таком вопросе, как играть соло,поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

В стандарте нота C находится на этих ладах

Эту ноту прозвучивают эти лады

Данную ноту обозначают эти лады

Эта нота находится на следующих ладах

Красивый звук на гитаре по нотам

На первый взгляд совершенно непонятно, как красивое звукоизвлечение на гитаре связано с типом музыкальной нотации. Ведь нота «ля» звучит одинаково, независимо от того, как она записана на бумаге.

Тем не менее, связь самая прямая. Потому что дело далеко не всегда только в том, как правильно дёрнуть струну. Чем сложнее произведение, тем чаще гитаристу приходится жертвовать удобством исполнения ради красоты звука.

Даже если вы совсем новичок на гитаре, понять, о чём речь, вам поможет простой эксперимент. Последовательно дёрните:

  • открытую 1-ю струну;
  • 2-ю струну, зажатую на V ладу;
  • 3-ю струну, зажатую на IX ладу;
  • 4-ю струну, зажатую на XIV ладу;
  • 5-ю струну, зажатую на XIX ладу.

Всё это будет одна и та же нота «ми» второй октавы. Однако вслушайтесь внимательно, как меняется её тембр в зависимости от струны и лада. В каких случаях это становится важным?

Например, бывает так, что в гаммообразном пассаже все ноты, кроме одной, идут на зажатых струнах. И единственная нота, которая просто таки просится на открытую струну, режет ухо, выделяясь по тембру.

Практически ни один начинающий гитарист, особенно самоучка, не обратит на это никакого внимания. Опытный же исполнитель перенесёт такой пассаж в другую позицию.

Ещё пример, когда после смены гармонии некоторые открытые струны продолжают звучать с предыдущего аккорда. Или гитара с богатыми обертонами начинает резонировать в неподходящий момент. Возникает некрасивый паразитный шум, создающий ощущение мусора и неопрятного исполнения. Опять же ни один новичок этого просто не заметит. А грамотный гитарист найдёт другую позицию, где этого не происходит.

При чём же здесь выбор между нотами и табулатурой? Да при том, что в нотной записи указана нота определённой высоты. В каком месте грифа её взять — вопрос исключительно на усмотрение гитариста. А табулатура однозначно указывает, что зажать надо конкретную струну на определённом ладу. Таким образом, даже если вы слышите, что звучит некрасиво, сделать всё равно ничего не можете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: