Лады

кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады, Музыкальный класс С верою в любовь

Как-то в одной из статей, посвящённых музыкальному ладу, уже было сказано о том, что ладов в музыке – ну просто море. Их действительно множество, и самые распространённые лады классической европейской музыки – это мажор и минор, которые тоже имеют не одну разновидность.

Но до появления собственно мажора и минора и окончательного их закрепления с утверждением гомофонно-гармонического склада в светской музыке, в профессиональной европейской музыке бытовали совершенно другие лады – их сейчас называют старинными церковными ладами (ещё иногда их называют натуральными ладами). Дело в том, что их активное употребление пришлось как раз на пору Средневековья, когда профессиональная музыка была по преимуществу церковной.

Хотя на самом деле те же самые так называемые церковные лады, правда, в несколько ином виде, были не только известны, но и очень интересно характеризовались некоторыми философами ещё в античной музыкальной теории. И названия этих ладов заимствованы от древнегреческих музыкальных ладов.

Эти старинные лады имеют некоторые особенности ладовой организации и образования, о которых, впрочем, вам, школьникам, необязательно знать. Знайте только то, что они использовались и в одноголосной, и в многоголосной хоровой музыке. Ваша задача – научиться строить лады и различать их между собой.

Внимайте: старинных ладов всего семь, в каждом из них по семь ступеней, эти лады не являются в современном смысле ни полноценным мажором, ни полноценным минором, но в учебной практике закрепился и успешно работает метод сравнения этих ладов именно с натуральным мажором и натуральным минором, точнее с их звукорядами. На основе такой практики чисто в учебных целях выделяют две группы ладов:

  • лады мажорного наклонения;
  • лады минорного наклонения.

Здесь те лады, которые можно сравнить с натуральным мажором. Их вам потребуется запомнить три штуки: ионийский, лидийский и миксолидийский.

Ионийский лад – это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора. Вот примеры ионийского лада от разных нот:

Лидийский лад – это такой лад, который по сравнению с натуральным мажором имеет в своём составе четвертую высокую ступень. Примеры:

Миксолидийский лад – это лад, который по сравнению со звукорядом натурального мажора имеет в своём составе седьмую низкую ступень. Примеры такие:

Давайте обобщим сказанное небольшой схемкой:

Это те лады, которые можно сравнить с натуральным минором. Их можно запомнить четыре: эолийский, дорийский, фригийский + локрийский.

Эолийский лад – ничего особенного – его звукоряд совпадает со звукорядом натурального минора (мажорный аналог – вы помните, да? – ионийский). Примерчики разных таких эолийский ладиков:

Дорийский – такой лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора шестую высокую ступень. Вот примеры:

Фригийский – этот лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора низкую вторую ступень. Смотрите:

Локрийский – этот лад по сравнению с натуральным минором имеет различие сразу в двух ступенях: второй и пятой, которые у него низкие. Вот вам примеры:

И теперь можно снова обобщить вышесказанное одной схемой. Сведём всё сюда:

Для данных ладов действует специальное правило, относящееся к оформлению. Когда мы записываем нотами любой из названных ладов – ионийский ли, эолийский, миксолидийский или фригийский, дорийский или лидийский, да хоть бы и локрийский, а также тогда, когда мы записываем музыку в данных ладах – тогда в начале нотного стана либо вообще не выставляется никаких знаков, либо знаки выставляются сразу с учётом необычных ступеней (высоких и низких).

То есть, например, если нам нужен миксолидийский от ре, то мы, сравнивая его с ре мажором, не пишем пониженную ступеньку до-бекар в тексте, не выставляем до-диез или до-бекар при ключе, а вовсе обходимся без бекаров и лишних диезов, оставив у ключа лишь один фа диез. Получается этакий ре мажор без до-диеза, иначе говоря, миксолидийский ре мажор.

Посмотрите, что получится, если построить звукоряды из семи ступеней от белых клавиш фортепиано:

Любопытно? Возьмите на заметку!

Среди мажорных и минорных тональностей мы с вами выделяем параллельные – это такие тональности, в которых разные ладовые наклонения, но одинаковый состав звуков. В старинных ладах тоже наблюдается нечто подобное. Ловите:

Ухватили? Ещё одна заметка!

Ну вот, пожалуй, и всё. Особенно тут разглагольствовать нечего. Должно быть всё понятно. Чтобы построить любой из таких ладов, просто строим в уме исходный мажор или минор, а потом легко и просто изменяем там нужные ступеньки. Приятного сольфеджирования!

«Особенно тут разглагольствовать нечего. Должно быть всё понятно.» Должно — и всё!

Музыкальный онлайн колледж

Миксолидийский — это лад имеющий следующую формулу TTSTTST и являющийся ладом мажорного наклонения. Параллельный ему минорный лад это, уже рассматриваемый мной, фригийский.

Относительно натурального мажора в миксолидийском понижена 7 ступень.

Очень часто миксолидийский называют доминантовым ладом поскольку он появляется на 5 ступени мажорной гаммы и кроме того на его первой ступени можно построить малый мажорный септаккорд, который обладает доминантовым звучанием:

Миксолидийский лад можно по праву было бы назвать ладом американской музыки. Любая музыка, имеющая американские корни буквально пропитана звучанием миксолидийского лада: блюз, джаз, рэгтайм, рок, поп. Кроме того, миксолидийский лад характерен для Ирландской и Кельтской музыки. Как видите сфера его использования огромна.

Тема в миксолидийском ладу:

Причина популярности миксолидийского лада кроется в том, что он является основой блюзовой гаммы. И, как следствие, большинство блюзовых 12 тактовых форм базируется на миксолидийском.

12 тактовый миксолидийский блюз проник затем в бесчисленное количество джазовых тем, а затем добралось и до рок-н-ролла. При том, каждое из этих направлений было по своему бунтарским, но придерживалось одних и тех же правил.

По сути, мелодически, блюз конца XIX века не сильно отличался от раннего рок-н-ролла.

Другая сфера использования — фолк-музыка. Такие жанры как блюграсс, кантри, newgrass просто пропитаны миксолидийским ладом, который создает атмосферу музыки выходцев из Британских островов — шотландцев, англичан, ирландцев.

Третье и самое интересное это то, что миксолидийский лад, ввиду отсутствия тонального притяжения, имеет очень современное звучание, которое активно используется музыкантами для обыгрывания доминантсептаккордов самого разного типа.

Характерные интервалы 

наиболее характерным интервалом является тритон между медианой и септимой лада, который образует так называемые guide или leading tones. То есть, тона отвечающие за индивидуальную окраску аккорда. В блюзе очень часто аккорды излагаются только с использованием этих нот:

Также в мелодии очень часто используется акцентирование интервала малой терции на V ступени лада. Это видно на примере фолк песни Old Joe Clark:

Гармония

Как уже понятно из вышесказанного, наиболее популярная гармония миксолидийского лада это доминант септаккорд построенный на первой ступени лада. Этот аккорд создает нетипичное для тональной музыки звучание, поскольку тритон образуемый между 3 и 7 ступени требует разрешения, что вступает в диссонанс с восприятием аккорда как тоники.

Кроме того, в рамках джазовой гармонии обычный доминантсептаккорд можно рассматривать, как аккорд миксолидийского лада:

Другим вариантом использования гармонии миксолидийского лада могут быть фанковые vamp фигуры, которые за счет использования диссонансов звучат очень живо и напряженно. Пример фигуры:

Также признаком миксолидийского лада является аккорд пониженной VIIb ступени. Он используется в таких известных темах, как Tequila, On Broadway- Benson, You and I — Lady Gaga и многих других. Чаще всего этот аккорд заменяет доминанту, придавая обычной последовательности более современное звучание.

  • Менее популярен аккорд минорной доминанты, который используется чаще всего для смены тонального центра.
  • Популярные песни с использованием миксолидийского лада:
  • Theme From Star Trek
  • Sweet Child o’ Mine Guns N’ Roses
  • More Than a Feeling Boston
  • Hey Jude the Beatles
  • Sweet Home Alabama  Lynyrd Skynyrd
  • Norwegian Wood by The Beatles
  • Как видите все песни достаточно хитовые, так что миксолидийский лад можно еще и причислить к секретным формулам создания хитов:)
  • Удачи в использовании ладов и не забывайте, что лучший способ освоить лад — это сочинить музыку с его использованием.

Ладовые системы Нового времени

Две из очень важных современных и часто используемых гармоний были введены в начале XX века. Это происходит потому, что гармонии увеличиваются, а гармонии уменьшаются, поэтому на шкале гаммы шесть тонов подряд, а седьмой тон — это повторение нот. Написание ступени шкалы или целой шкалы свободно — любой звук может гармонически варьироваться без изменения правил написания. Уменьшенные гаммы создаются чередованием тонов и знаков. Например, выполните —re -mi -fa -fa -so. Шкала имеет различные названия: уменьшенная шкала, шкала Римского-Корсакова (впервые использована На римским-Корсаковым в одной из опер на сказочный сюжет), тон-полутон или тон и тон-полутон в зависимости от порядка следования тона и синуса. чередовались по шкале.

Фонд Викимедиа. 2010.

Смотреть что такое «Музыкальный лад» в других словарях:

ЛАД (музыкальная система) — Лад в музыке — это система отношений между тонами (обычно в пределах октавы), которые определяют мелодический и гармонический бас, а также струны музыкального произведения. В разных музыкальных культурах в разных странах и в разное время года используются разные гармонии … … Википедия.

Слово «мод» (греч. Armonia; лат. modulation, modus; франц. и англ. modus; итал. modo; нем. Modo; нем. Tongeschlecht; слав.) Содержание I. Определение гармонии 130II. этимология 130III. Сущность гармонии130IV. интонация……. Энциклопедия музыки.

Градусы (музыка) — у этого термина существуют и другие значения. Смотрите оценки. Градусы являются одним из основных понятий русской музыкальной науки и центральным для изучения гармонии. Содержание1 Определение понятия «шаг» 2 Принципы шага… Википедия.

Фрет (инструмент) — клавиатура стальной струнной акустической гитары с первыми четырьмя ладами. (Аккорд C «До мажор»). Изогнутая поперечная полоса на клавиатуре, детализирующая конструкцию ладов многих струнных инструментов, которая помогает изменять тон струн, слышимый … Википедия.

Модус (музыкальный)-лад в музыке — это система отношений между звуками и нотами (обычно в пределах октавы), которые определяют мелодический и гармонический бас произведения. Музыкальные культуры разных стран и эпох использовали различные гармонии … … Википедия.

Дорическая гармония — одна из древнегреческих гармоний, а также (музыкальное) название для средневековых гармоний различных структур и соответствующих им природных гармоний. Физическая гармония представлена шестой шкалой, которая ….. можно выразить в виде натуральной минорной гаммы, которая увеличивается.

Фригийский метод — (музыкант) См. также природная гармония, древнегреческая гармония, средневековая гармония … Большая советская энциклопедия.

Волк и семеро козлят на новый лад — Волк и семеро козлят на новый лад … Википедия.

Саз (инструмент) — у этого термина существуют и другие значения, см. Саз. СазБаглам… Википедия.

Зуммер (музыкальный инструмент) — у этого термина существуют и другие значения. См. зуммер. Классификация хоровСтрунный смычковый инструмент… Википедия

Другие музыкальные лады

Мажор и минор — не единственные типы аккордов в музыке. Помимо них, существует множество других гармоний, характерных для определенной музыкальной культуры или искусственно созданных композитором. Например, пентатоника — это пятиступенная гамма, любая из которых может играть роль основной ноты. Пентатоника широко популярна в Китае и Японии.

Подведите итоги. Студенты получили определение гаммы, изучили гармоническую структуру мажорных и минорных гармоний, разделили гармонические ступени на фиксированные и неустойчивые.

Помните, что тона — это основные ступени музыкальной гармонии и основная постоянная звука? Это хорошо! Молодцы, теперь мы можем наслаждаться. Посмотрите этот мультфильм.

Если вам понравился этот материал, нажмите на кнопку сейчас, чтобы поделиться своими знаниями с другими. До встречи!

Лады народной музыки и аккорды-функции

Помните в статье гармония писалось о тонике, субдоминанте и доминанте? Сейчас, руководствуясь информацией, приведенной выше, о ладах мы расставим многие точки над «и» в этой теме. Вы уже знаете что тоника — это первая ступень, доминанту можно брать от 3-ей, 5-ой, 7-ой ступеней, субдоминанту от 4-ой, 6-ой и 2-ой, но какие именно аккорды от этих ступеней строить? Заметьте — мы перечислили ступени, которые соответствуют всем нотам главной тональности (которая тоника). Вы уже наверно догадались о чем речь. Если нет то скажу — каждому ладу соответствует своя функция, проверьте это с нашей главной сегодня тональностью ре-мажор… первый аккорд — тоника, ре-мажор, или ионийский лад, затем субдоминанта (2-ая ступень — ми-минор) или дорийский, третий — доминанта, т.е. фа-диез минор или фригийский и так далее…

Тот порядок, в котором мы перечисляли лады народной музыки в начале статьи выбран не случайно, это поступенный порядок построения аккордов-функций в мажорной гамме, в нашем случае от «ре» до «ре» или от тоники до тоники. В минорной гамме, тональности си-минор (параллельная тональности для ре-мажора), порядок нот, а соответственно и ладов такой же, только они идут подряд от «си» до «си».

Названия аккордов по теории музыки

Нужно еще отметить чтобы не было путаницы. Если вы уже знаете теорию музыки, то вас может удивит то почему мы называем вторую ступень например субдоминантой, третью доминантой. Для начала я объясню почему мы так называем — это просто для упрощения, чтобы когда вы играете вы особо не заморачивались и легче запомнили бы какие аккорды можно брать в доминанте или субдоминанте, для практичности. В теории же музыки каждая ступень гаммы (а соответственно и аккорд, отстроенный от неё) имеет свое название:

На рисунке вы видите название каждой ступени гаммы пройдемся по ним. Приставка «суб-» перед названиями означает нижний, то есть ниже относительно тоники. Так, медианту от шестой ступени — называют субмедиантой, потому что она ниже тоники чем медианта от третьей ступени, также с доминантой и субдоминантой, верхний вводный тон тоже называется так потому что вторая ступень выше тоники, а седьмая ниже поэтому 7-ую называют нижним вводным тоном:

Почему 2 и 7 ступени вводные? Потому что они обе тянутся в тонику, «вводят» в неё, с помощью них можно услышать какая тоника у нас, особенно сильно притягивается к тонике седьмая ступень, ведь она ближе к ней чем вторая. Да, еще интересно то, что обе вводные присутствуют в доминантовом аккорде в случае с тональность ре-мажор это аккорд A7, а мы знаем, что доминантовый септаккорд «тянется», требует разрешения в тонику — вот теперь знаем и за счет каких ступеней.

Насчет аккордов, которые мы строили в начале статьи работают все те же принципы — мы строили септаккорды, поэтому они по-научному будут называться так же как и ступени гаммы, от которых мы их строили, например септаккорд от второй ступени будет называться «септаккордом верхнего вводного тона» и так далее. Почему же мы так назвали их вначале странно — доминантами и субдоминантами? Потому что так проще — дело в том, что септаккорды от 5-й, 7-й, 3-ей ступеней очень похожи по звуковому составу — разница у них лишь в одной ноте, поэтому они звучать очень похоже и они в гармонии взаимозаменяемы, получается их все можно взять вместо доминанты. Аналогично и для септаккордов от 2-ой, 4-ой и 6-ой ступеней.

Связь с мажором и минором

Как вы могли заметить, ионийский лад по своей структуре совпадает с натуральным мажором. А эолийский лад совпадает с натуральным минором. Поэтому в теории музыки принято сравнивать все остальные лады именно с мажором и минором. О мажоре и миноре читайте очень хорошую статью здесь.

Ионийский лад — совпадает с мажором.Лидийский лад — отличается от мажора IV повышенной ступенью.Миксолидийский лад — отличается от мажора пониженной VII ступенью.Эолийский лад — совпадает с натуральным минором.Фригийский лад — отличается от минора II пониженной ступенью.Дорийский лад — отличается от минора VI повышенной ступенью.Локрийский лад — отличается от минора пониженными II и V ступенями.

Для примера построим лады мажорного и минорного наклонения от ноты До:

Обратите внимание, что знаки альтерации появляются в звукоряде, чтобы сохранить структуру лада. Они не ставятся при ключе, так как диатонические лады-модусы не являются тональностями с ключевыми знаками

Однако, в учебной практике принято строить диатонические лады применительно к тональности. Поэтому, в данных заданиях знаки альтерации выставляются при ключе.

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

В Индии используется система гармонии с семью основными тонами и 15 дополнительными (22 посадки на октаву).

Про три вида мажора | Музыкальный класс

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 вида мажора: первый – натуральный

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 вида мажора: второй – гармонический

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

3 вида мажора: третий – мелодический

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ещё разок…

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ – http://vk.com/muz_class

Уроки музыки — Теория — Лад, Мажорный лад, Мажорная Гамма

October 4th, 2014, 06:07 pm

ЛАД

Лад представляет собой систему взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками.Лад является организующим началом для звуков, благодаря которому они объединяются в иерархическую и функционально взаимосвязанную систему. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад, который является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Наибольшее распространение в музыке получили два лада — мажорный и минорный.

МАЖОРНЫЙ ЛАД

Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным.Под трезвучием понимаем 3 звука, взятых либо одновременно, либо последовательно. Мажорное трезвучие составляют звуки, интервалы между которыми составляют терции.

Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между нижним и средним звуками, и малая — между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.

Например:

Мажор — больший.

Мажорное трезвучие, в основании которого тоника, называется тоническим трезвучием.Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми.

МАЖОРНАЯ ГАММА

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.

Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Мажорный лад состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд.Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором. Вообще говоря, гаммой и называют упорядоченное расположение звуков лада по высоте (от тоники до тоники). Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. Не путайте со ступенями звукоряда — у них обозначений нет. Ниже на рисунке изображены пронумерованные ступени мажорного лада.

Как использовать лидийский лад в своей музыке

Теперь, когда у вас есть понимание того, что такое лидийский лад, давайте рассмотрим несколько способов
использования
этого уникального лада в вашей музыке.

Всякий раз, когда я использую лидийскую гамму при написании музыки, мне нравится подходить к ней одним из двух способов.

Написание целой песни с использованием лидийской гаммы

Один из самых простых и очевидных способов использования лидийской гаммы при написании музыки — это обращение к 4-й мажорной гамме с диезом, давая ей новый дом на протяжении всей песни.

Рассмотрим фа мажор, в котором используются ноты:

F-G-A-Bb-C-D-E

Если вы начнете с ноты F и сыграете остальные ноты вокруг нее, используя F как «дом», вы получите стандартный мажорный лад.

Однако теперь предположим, что вы решили начать с ноты Bb:

Bb-C-D-E-F-G-A

Рассматривая Bb как «домашнюю» или корневую ноту, ваша мелодия должна почувствовать, как будто она прошла через трансформацию от относительного мажора. Вы можете лучше почувствовать это, нажимая на педаль Bb и играя поверх нее другие ноты лидийской гаммы.

При игре на лидийской гамме вы должны заметить плавающий, причудливый тон.

Но что, если вы просто хотите играть в мажоре или миноре, добавляя при этом небольшую изюминку?

Добавление специй с помощью лидийской шкалы

Иногда, играя песню в традиционной мажорной или минорной гамме, бывает забавно использовать лады для придания ей дополнительной остроты.

Эта техника известна как
модальный обмен
.

Допустим, мы играем в тональности ре мажор, которая выглядит следующим образом:

D-E-F#-G-A-B-C#

Однако вместо того, чтобы играть в лидийском ладу G, который будет на четверть выше от корня, мы хотим использовать лидийский лад D для небольшого отрезка песни.

Как мы можем это сделать?

Для начала нужно выяснить, откуда
берет
начало эта конкретная лидийская гамма. Для этого можно отсчитать пять полутонов вниз от корня. Если мы хотим играть в лидийской гамме D, мы можем отсчитать пять полутонов вниз от D, чтобы добраться до корня A.

Это означает, что ре-лидийская гамма является частью гаммы ля-мажор:

A-B-C#-D-E-F#-G#

В ре-лидийском ладу используются все те же ноты, что и в ля-мажоре, но начинается он с ре:

D-E-F#-G#-A-B-C#

Сравнивая ре-лидийский и ре-мажорный лады, единственное, что отличается, это G#, который занимает место G. Эта поднятая четверть создает уникальный оттенок при игре в мажоре.

Например, вместо того чтобы играть ми-минорный аккорд для аккорда ii, вы можете сыграть ми-мажорный аккорд с повышенной G.

Музыка и расизм

Музыка и танцы блюза и буги существовали в чисто негритянской среде: понятие расизма давало о себе знать очень долго. Негры не смешивались с белыми в музыке и танцах до возникновения рок-н-ролла.

Блюз существовал в отдельных «негритянских тусовках». Еще в середине 20 столетия расизм в Америке был настолько силен, что были отдельные «негритянские радиостанции», транслировавшие блюз. Первые джаз-оркестры, состоявшие из «черных», появились после Гражданской войны в США. (После военных действий осталось множество инструментов военных оркестров, попавших в руки победивших негров, воевавших за Северные Штаты). Однако лишь в начале 1940-х появились первые оркестры-диксиленды – оркестры белых музыкантов, игравших джаз. Они исполняли музыку в ресторанах и концертных залах исключительно для «белой публики». Подумать только, такие неприятные проявления унижения людей из-за их цвета кожи происходили еще в середине 20 века!

Одним из величайших блюзовых музыкантов, композиторов и исполнителей был слепой певец-афроамериканец Рэй Чарльз (существует прекрасный биографический фильм, байопик «Рэй», рассказывающий о его взлетах и падениях; в фильме звучит музыка композитора). Однажды Рэй приехал в Джорджию с концертом, и организаторы его концерта там настаивали на сегрегированном концерте, то есть «белая» и «цветная» публика должны были сидеть отдельно. В знак протеста против такого проявления расизма Рэй Чарльз отказался выступать в Джорджии. Тогда власти в ходе судебного разбирательства навсегда запретили ему въезжать в штат – это было в 1950-х. Только в 1970-х запрет был снят, музыкантшу принесли публичные извинения, введя его в «Зал славы» штата. А его песня «Джорджия» стала гимном штата, его музыкальным символом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: