1955-1980гг
Далее как все мы хорошо знаем, началась вторая мировая война, во время которой люди были заняты разработками несколько иного рода. И спустя десяток лет, в пятидесятых годах были разработаны первые инструменты, позволяющие создавать новые тембры – синтезаторы в привычном их понимании и принципе работы. Это были разработки компании RCA – Mark I в 1955-м, и несколькими годами позже, в 1959 – Mark II.
Инструменты не получили широкой популярности в силу очень высокой стоимости, гигантских размеров и неудобства в управлении. Модули Mark II занимали целую комнату, требовали многочасовой настройки, да и музыку исполин мог воспроизводить лишь по заранее записанной программе, и это при стоимости в 175 тысяч долларов! И хотя на данном этапе люди уже освоили технологии создания таких инструментов, инструменты эти были скорее научно-техническим экспериментом.
Массовое же, промышленное производство синтезаторов началось, когда разработчику Роберту Мугу удалось создать гораздо более доступные, хотя все равно относительно дорогие инструменты – около 7 тысяч долларов в минимальном варианте. А самую большую популярность получил синтезатор Minimoog, цена которого составляла всего 1500 долларов, а небольшие габариты позволяли использовать его практически в любых условиях.
Minimoog вызвал просто настоящий фурор! Так появились первые доступные аналоговые синтезаторы и именно тогда синтезаторы начали свое парадное шествие в массы.
Они имели массу достоинств: относительно невысокую стоимость, компактность, простоту в использовании. Не нужно быть программистом или инженером, чтобы настроить или отремонтировать инструмент, и не нужно быть клавишником чтобы на нём играть. А в силу относительной технической несложности синтезаторов и низких цен на компоненты радиоэлектроники, практически любой, кто был хоть как-то дружен с пальником и знаком с азами электроники, мог сам собрать себе свой собственный синтезатор.
Важность музыкантов
В этой увлекательной истории музыканты не ограничивались тем, что были простыми пользователями или пассивными промоутерами инструментов; Чаще всего новые устройства и их усовершенствования являлись результатом дальновидных требований композиторов.
Приведу лишь несколько примеров: именно благодаря просьбе австралийского композитора Дона Бэнкса Зиновьев, Кокерелл и Кэри изобрели в 1967 году модульный прибор с регулируемым напряжением – Voltage Controlled Studio Mark One (VCS1) – таким образом положив начало развитию знаменитый VCS3. Мало кто знает фундаментальную роль Венди Карлоса в усовершенствовании модульных систем Moog: его потребности привели к появлению сенсорной клавиатуры, специальной формы графического эквалайзера и функции портаменто.
Последнее станет одной из любимых особенностей Кейта Эмерсона, который со своим Monster Moog будет представлять гораздо больше, чем просто отличную рекламу продуктов бренда Trumansburg
Emerson был одним из первых, кто осознал важность и потенциал портаменто, изменения высоты тона и ленточного контроллера, функций, способных преодолеть ограничения, накладываемые монофонической клавиатурой, при создании настоящего стиля
В течение долгого времени Эмерсон был одной из главных икон Муга, и его изображение часто использовалось в рекламных кампаниях американского бренда. Как и многие другие талантливые новаторы, Emerson также будет выступать в качестве тестировщика для компании, предварительно ознакомившись с новыми функциями синтезатора Constellation (1972-74) и предоставив техническим специалистам компании советы по улучшениям, которые следует применить к продуктам Moog.
Разновидности
Органы классифицируют по нескольким признакам:
Устройство: духовой, электронный, цифровой, язычковый.
Функционал: концертный, церковный, театральный, камерный.
Диспозиция: классический, барочный, симфонический.
Число мануалов: одно-двух-трех-мануальный и т.д.
Наиболее распространенные виды органов:
- Духовой – оснащен клавишами, трубами, является крупногабаритным инструментом. Принадлежит классу аэрофонов. Выглядит так, как представляет себе орган большинство – масштабная конструкция высотой в пару этажей, размещенная церквях, иных просторных помещениях.
- Симфонический – разновидность духового органа, имеющая преимущество в звучании. Широкий диапазон, высокие тембральные, регистровые возможности позволяют данному инструменту одному заменить целый оркестр. Некоторые представители группы оснащены семью мануалами, десятками тысяч труб.
- Театральный – не отличается разнообразием музыкальных возможностей. Способен издавать звуки фортепиано, ряд шумов. Изначально создавался с целью музыкального сопровождения театральных постановок, сцен немого кино.
- Орган Хаммонда – электрический инструмент, принцип работы которого основан на аддитивном синтезе звукового сигнала из динамических рядов. Инструмент изобрел в 1935 году Л. Хаммонд, как альтернативу для церквей. Стоила конструкция недорого, вскоре активно начала использоваться военными оркестрами, джазовыми, блюзовыми исполнителями.
Виды
Различие видов синтезаторов заключается в способе синтеза звука. Существует 3 основных вида:
- Аналоговый. Звук синтезируется аддитивным и субтрактивным методом. Достоинство — плавная смена амплитуды звучания. Недостаток — высокая громкость сторонних шумов.
- Виртуально-аналоговый. Большинство элементов схожи с аналоговым. Отличие — звук генерируется цифровыми сигнальными процессорами.
- Цифровой. Звук обрабатывается процессором по логическим схемам. Достоинство — чистота звучания и большие возможности для его обработки. Могут быть как физическими автономными, так и полностью программными инструментами.
Электростатический орган
В 1960-х и 1970-х годах орган Dereux, в котором использовалась технология электростатического генератора, считался органистами наиболее «приемлемым» «электрическим» инструментом для уха и музыкальности.
Общий принцип заключается в том, что в виде концентрических осциллограмм записывается достаточное количество органных труб на каждом из 12 генераторов, каждый из которых соответствует 12 полутонам хроматической гаммы (C, C diéze, d и т. Д. .)
Каждый из этих 12 генераторов содержит, напротив осциллограмм, выгравированных с помощью фотогравюры, анализатор, состоящий из диска, прикрепленного к оси, вращающейся на высокоточных шарикоподшипниках. На диске выгравированы расходящиеся прямоугольники нескольких форм. Поэтому считывание осуществляется путем переключения на точный ритм прямоугольников перед осциллограммами.
В каком-то смысле переменных конденсаторов столько, сколько записей о трубах.
Очевидно, что устройство без трения стабильно во времени. Тот факт, что анализатор вращается между травлениями, естественно, не вызывает никакого напряжения.
С другой стороны, если одну из осциллограмм довести до определенного напряжения, между ротором и массой появится колебательный потенциал. Существенно то, что этот потенциал точно пропорционален напряжению возбуждения и по форме строго подобен осциллограмме, которая его породила.
Сегодня это старые технологии, но некоторые инструменты все еще работают в часовнях, и они востребованы коллекционерами и органистами, которые с удовольствием играют на этих инструментах дома и по более чем приемлемой цене. Выбор игр мудрый, звук отличный.
Однако орган Dereux был предшественником цифрового органа, поскольку впервые у нас возникла идея использовать реальный записанный звук и воспроизвести его как можно лучше. Ограничения органа Dereux были связаны с технологиями того времени. Однако этот орган прост в обслуживании за счет использования дискретных компонентов, которые всегда доступны у специалистов (дилеров электронного оборудования).
Следует отметить, что патенты Dereux были переданы испанской компании Harmoniphon, которая, в частности, построила органы с тремя клавиатурами с 47 остановками.
Частота и разрешение
Частота дискретизации определяет полосу пропускания, поддерживаемую системой. Согласно принципу Шеннона, «информация, передаваемая сигналом с ограниченным спектром, не изменяется в результате операции дискретизации при условии, что частота дискретизации по крайней мере в два раза больше максимальной частоты, содержащейся в сигнале». Это означает, что для охвата естественной полосы пропускания слуха человека, которая в лучшем случае оценивается между 15 Гц и 24 кГц, частота дискретизации, по крайней мере, равна или превышает 48 кГц (т. Е. ‘Что вдвое больше самой высокой частоты ). Сегодняшние цифровые органы используют минимальную частоту дискретизации 62,5 кГц, что более чем достаточно.
Но одной частоты дискретизации недостаточно для получения высококачественного звука. Разрешение сигнала также является очень важным параметром. Он определяется количеством битов, используемых для кодирования каждой выборки. На рынке есть инструменты, звуки которых кодируются на 16, 20 или 24 бита. При разрешении 24 бита теоретический динамический диапазон 144 децибел обеспечивает комфорт прослушивания, близкий к идеальному.
Пополнения софта для Windows
-
W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022
ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,
-
ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022
ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью
-
DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022
Mark3 — это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка
-
Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022
Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва
-
Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022
Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии
Спикеры
Расположение динамиков в консоли
Звук цифровых органов обрабатывается усилителями и выводится через громкоговорители. И здесь худшее идет рука об руку с лучшим. Давайте отложим в сторону худшее и просто посмотрим, какое решение выбрали ведущие производители цифровых органов: увеличьте количество усилителей и динамиков и используйте только специальное оборудование Hi-Fi. Теоретический идеал состоял бы в том, чтобы громкоговорителей было столько, сколько труб, но это было бы неразумно или полезно. Точно так же для прослушивания записи симфонического оркестра, в этой логике вещей, идеальным было бы иметь возможность разделить каждый стол на выделенной точке распространения. Это сравнение, конечно, абсурдно, потому что оцифрованные трубки цифровых органов записаны не в их первоначальном пространственном расположении, а в безэховой камере, взятой из их буфета и их естественной акустики. Таким образом, искусство создания цифровых органов состоит в том, чтобы как можно лучше воссоздать точный звук и искусственную акустику из сырых сэмплов. Это причина, по которой необходимо воссоздать пространственное расположение, чтобы дать более или менее удачное облегчение, с различным разделением UT / UT # на каждом наборе. Техника глобального стереофонического сэмплирования органных труб, выполненная в оригинале шведского стола и в естественном акустика (см. раздел виртуальный орган ) отлично работает со стереофонической системой без необходимости искусственного пространственного воспроизведения.
«Высококачественный» стандарт частично дискретизированного цифрового органа в безэховой камере начинается с 7 усилителей на 13 динамиков. Некоторые производители цифровых органов преуспели там, где потерпели неудачу большинство производителей стерео: ни искажений, ни насыщенности. Но это не удивительно, мощность распределяется по 13 независимым каналам, и это известный акустический принцип: когда количество каналов увеличивается, акустические столкновения уменьшаются (из-за пространственного распределения). Разве это не принцип работы органа на трубе, где каждый звук происходит в разных точках пространства? В любом случае кажется естественным наличие 2, 3 или 4 каналов на клавиатуре для имитации пространственного расположения органа. У большинства цифровых органов динамики расположены на высоте ног, что напоминает расположение звука фисгармонии.
1995 год — появление цифровых синтезаторов
С момента появления первых синтезаторов разработки Муга и долгое время спустя все синтезаторы были аналоговыми и работали по классической схеме. Однако рост цифровых технологий не преминул сказаться и на этой индустрии. Так, в 1995 году шведская компания Clavia представила первый «виртуальный аналоговый» или проще говоря, цифровой синтезатор Nord Lead.
В этом приборе против классических генераторов использовалась цифровая эмуляция аналогового синтеза.
Классические концепции здесь были совмещены с новыми цифровыми технологиями – вместо традиционных цепей использовались специальные процессоры, очень правдиво имитировавшие теплоту и красочность звука «настоящих», полностью аналоговых инструментов. Внешне инструмент мало чем отличался от своих старших собратьев – на лицевой панели присутствовали все те же самые элементы управления. Но добавились некоторые очень удобные, характерные для цифры технологии – возможность хранить в памяти инструмента и сохранять туда большое количество банков с пресетами, аппарат имел обновляемую ОС.
Это был первый, и весьма настойчивый звонок цифровых технологий в мир синтезаторов и цифровые аппараты от других разработчиков не заставили себя ждать.
Особенно преуспели молодые компании, такие как, например Access Music, производитель очень популярного ныне синтезатора Virus.
Цифровые синтезаторы стали обрастать встроенными блоками довольно качественных эффектов, на борту любого современного цифрового синта имеется как минимум блок реверберации и дилей, а во многих случаях и такие эффекты как хорус/флэнжер/дисторшен.
Из устройств, просто издающих звук, синтезаторы переросли в полновесные рабочие станции.
Устройство[править]
Hammond B3 и динамики Лесли
Для имитации звуков органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телармониума» Тадеуша Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.
Характерными для органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.
Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд-органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.
Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:
- полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала
- компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.
У большинства «Хаммонд-органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).
Следует заметить, что не все «Хаммонд-органы» имели описанную выше конструкцию. Конструкция с рычажками и фоническими колёсами считается оригинальной. Фирма «Хаммонд» выпускала также и некоторые более дешёвые модели на основе электронных схем, такие как, к примеру, модель J100. Всё же у этих моделей нет оригинального и характерного звука органов «Хаммонд».
Современные технологии цифровой обработки сигналов и семплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд-орган». Тем не менее исполнители ценят оригинальные электромеханические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры. «Хаммонд-органы» и сегодня пользуются огромным спросом у музыкантов.
Как выбрать синтезатор
Выбор синтезатора нужно начать с определения цели использования. Если не стоит цель извлечения необычных звуков, то можно подобрать пианино или фортепиано. Разница между синтом и пианино в типе звукоизвлечения: цифровой и механический.
Для обучения не рекомендуется брать слишком дорогую модель, но слишком экономить также не стоит.
Модели отличаются количеством клавиш. Чем больше клавиш, тем шире охватываемый диапазон звучания. Распространенное количество клавиш: 25, 29, 37, 44, 49, 61, 66, 76, 80, 88. Достоинство малого количества — портативность. Недостаток — ручное переключение и подбор диапазона. Выбрать следует самый комфортный вариант.
Сделать взвешенный выбор и провести наглядное сравнение лучше всего может помочь консультант в музыкальном магазине.
Основные сведения
Группа инструментов, к которой относится орган – духовые клавишные. Отличительная особенность – огромные размеры конструкции. Самый большой орган в мире находится в США, городе Атлантик-Сити: включает более 30 тысяч труб, располагает 455 регистрами, 7 мануалами. Самые тяжелые органы, сделанные руками человека, весили более 250 тонн.
Орган в концертном зале Boardwalk Hall (Атлантик-Сити)
Звучит инструмент мощно, многоголосо, вызывая бурю эмоций. Нотный диапазон данного ограничен пятью октавами. В реальности звуковые возможности гораздо шире: переключая регистры органа, музыкант спокойно переносит звучание нот на одну-две октавы в любую сторону.
Основные производители цифровых органов
Аудио файл |
Полная игра Луи Маршана на органе Johannus Studio 150 |
Проблемы с использованием этих носителей? |
---|
Строго говоря, промышленного производства классического цифрового органа не существует, потому что рынок естественным образом ограничен и, очевидно, намного меньше, чем рынок эстрадного органа и синтезатора. Вот почему большинство крупных брендов на самом деле являются лишь небольшими производственными единицами и, в случае необходимости, небольшими сборочными линиями с небольшой степенью автоматизации и сохранением определенного мастерства.
Самые известные бренды в мире: Allen (США), Rodgers (подразделение Roland, Япония / США).
Другие бренды: Ahlborn (Италия), Baldwin (США), Dr Böhm, Cantor (Германия), Content (Нидерланды), Copeman-Hart (США), Eminent, Hoffrichter (Германия), Johannus (Нидерланды), Lowrey., Макин, Монарке (Нидерланды, отделение Йоханнуса), Ван дер Поэль, Виконт (Италия), Виверн, Верси и др.
Известные бренды, которых больше нет: Dereux, Garrel, Givelet-Coupleux, Hohner …
Первые упоминания
Сообщения об инструменте, называемом «гидравлос», впервые мы находим у римских писателей первых веков нашей эры: Вергилия, Корнелия Севера, Гая Петрония. Христианский писатель и философ Тертуллиан пишет о мощных звуках гидравлоса, которые были слышны на всём пространстве античных амфитеатров и цирков. Этот инструмент завоевал признание в Риме не только по причине своей необычности, но и потому, что Италия испытывала влияние Греции. То есть увлечение гидравлосом стало одним из модных веяний эпохи римских завоеваний.
На Руси орган стал известен в X веке. Это был уже более совершенный инструмент со сложной механикой. Пришёл он к нам из Византии, и быстро прижился в среде скоморохов. Назывался этот орган – портатив, потому что он действительно представлял собой небольшое (портативное) устройство, которое можно было носить через плечо и играть на нём, держа на коленях.
Такой орган можно видеть на фреске Софийского собора в Киеве, которая датируется XI веком. Органист – крайний справа в первом ряду.
История первого синтезатора
Кому пришла в голову идея этого музыкального инструмента? Чтобы ответить на этот вопрос, мы могли бы обратить свой взор на первые эксперименты, которые соединили электричество и звук, такие как те, которые сделал Альфред Грэм в 1895 году и которые привели к возникновению новаторского устройства с регулируемым напряжением: электрические музыкальные звуки.
Смертельные случаи и… «освещение» также внесли большой вклад: когда администрация Лондона призвала лондонскую администрацию решить проблему шума, создаваемого дуговыми гальваническими лампами, освещавшими улицы города, Уильям Дю Буа Дудделл почувствовал, что звуковые частоты, излучаемые лампами можно было контролировать, изменяя напряжение, подаваемое на электроды. Это был 1899 год.
Так родился Singing Arc, электрический инструмент, концепция которого была не очень далека от того, что будет использоваться в клавиатурах синтезаторов, управляемых напряжением, где электрическое напряжение повышается или понижается в соотношении 1 вольт на октаву. Но чтобы зайти так далеко, потребовалось вмешательство нобелевских лауреатов …
Синтезаторы принадлежат к семейству электронных инструментов; Чтобы быть определенным как таковой, музыкальный инструмент должен издавать звуки от одного или нескольких электронных генераторов, таких как клапаны или генераторы, то есть устройства, способные выдавать синусоидальный, прямоугольный или треугольный сигнал на выходе без какого-либо конкретного сигнала, подаваемого на вход, используя единственное напряжение питания – без какой-либо вибрации акустического или механического характера.
Annus mirabilis электронный звук – это 1906 год, когда был открыт триод, который, именно из-за своих свойств генератора в звуковом диапазоне, первоначально был известен под названием Audion или термоэмиссионный клапан. Изобретенный Ли де Форест, триод родился из другой гениальной идеи, а именно из диода Джона Амброуза Флеминга, который запатентовал его в 1904 году: если диод позволял управлять током, триод мог усиливать электрические сигналы на входе или генерировать стойкие колебания.
Детство и юность
Ричард Марк Хаммонд родился 19 декабря 1969 года в английском городе Бирмингем. Внук работников автомобильной промышленности в молодости жил в местечке Риптон, куда семья с тремя сыновьями переехала в середине 1980-х годов. Там отец Алан Хаммонд поступил на службу в нотариальную контору, а мать Эйлин занялась воспитанием и образованием детей.
Пройдя курс начального обучения в платной независимой школе Blossomfield, Ричард поступил в гимназию Риптона, а позже начал посещать колледж Северного Йоркшира, который славился факультетами технологии и искусства. В этом заведении Хаммонд прослушал курс по фотографии и основам телевидения и начал карьеру на радиостанциях компании BBC.
Поработав на должности ассистента, молодой человек стал ведущим утреннего шоу на BBC Radio York, а в перерывах между эфирами исполнял обязанности курьера и разносил чай и кофе более опытным коллегам. Спустя некоторое время Ричарду надоело брать интервью у кузнецов, фермеров и поваров, и он начал менять радиостанции в поисках сюжетов поинтересней.
Япония выходит на рынок
Таким образом, в шестидесятые годы в разных географических регионах появились новые музыкальные средства, объединенные использованием контроля напряжения, небольшими размерами инструмента и возможностью прослушивания в реальном времени того, что производилось.
Как уже упоминалось, эта увлекательная история длинная и извилистая: мы упомянули несколько имен и добавили несколько элементов в нашу головоломку, но мы также не упомянули многих других важных новаторов: как насчет такого гиганта рынка, как Korg, который ворвался в эти электронные джунгли с первой драм-машиной шестидесятых, давшей жизнь знаменитой серии MS? С годами технологии развивались все быстрее и быстрее, от FM-синтеза Yamaha до успешных продуктов Roland.
История знаменитого органа в Пицунде
Один из уникальных инструментов находится на территории Абхазии, это знаменитый на весь Советский Союз орган в Пицунде. Он был открыт в 1975 году в соборе Андрея Первозванного. Построен этот инструмент был известным органным мастером из Германии Гансом Шуке (представитель фирмы «А. Schuke»), которым были установлены органы в Москве, Иркутске, Вильнюсе, Алма-Ате.
Сооружение получилось внушительным: высота органа в Пицунде – целых 11 метров, а его масса — около 20 тонн. Инициатива постройки инструмента именно в этом городе принадлежит тогдашнему председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину. Ведь Абхазия была одним из самых любимых и посещаемых курортов страны.
Открыли орган концертом, на котором выступили почётные немецкие гости – профессор Лейпцигской консерватории В. Шетелих и органист Лейпцигского храма Х. Кестнер. Они отметили, что инструмент обладает серебристым мягким тембром, а сочетание с храмовой архитектурой и фресками XIV века будет настраивать слушателей на возвышенный лад.
С того времени в Пицунде стали проводиться органные и фестивали классической музыки, на которые съезжались советские и зарубежные органисты.
Во время грузино-абхазской войны чудо-орган был повреждён. Музыканты давали благотворительные концерты, собирая деньги на его восстановление. В 2011 году инструмент реставрировали мастера той же фирмы «А. Schuke». И инструмент вновь зазвучал!