Форма
Хотя прямых свидетельств относительно конкретных причин, по которым Бетховен решил назвать оба соч. 27 работает как соната quasi una fantasia, может быть знаменательно, что макет настоящей работы не следует традиционному расположению движений быстро – медленно– – быстро. Вместо этого соната имеет взвешенную по концам траекторию, с быстрой музыкой, отложенной до третьей части. В своем анализе немецкий критик Пауль Беккер утверждает: «Первая часть соната-аллегро с самого начала придавала произведению определенный характер… который последующие части могли дополнять, но не изменять. Бетховен восстал против этого определяющего качества в первой части. Он хотел прелюдию, вступление, а не предложение ».
Соната состоит из трех частей :
- sostenuto
- Allegretto
- agitato
I. Adagio sostenuto
- 1 | 1 | 2 | q |}>>»height =» 143 «src =» / /upload.wikimedia.org/score/p/q/pqrhqzzsvtw97mcaybkb6dmtsik2fv9/pqrhqzzs.png «width =» 764 «/>
1-я часть (Adagio sostenuto) Исполняет Пол Питман для Musopen (6:03) | |
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. . |
Первая часть в до минор написана в модифицированной форме сонаты-аллегро. Движение начинается с октавы в левой руке и тройной конфигурации в правой. Мелодия, которую Гектор Берлиоз называл «плачем», в основном для левой руки, проигрывается на фоне аккомпанемента остинато триоли, которую одновременно играет правая рука. Движение исполняется пианиссимо или «очень тихо», а самая громкая его громкость — фортепиано или «тихо».
Адажио состенуто произвело сильное впечатление на многих слушателей; например, Берлиоз сказал об этом, что это «одно из тех стихотворений, которые человеческий язык не умеет квалифицировать». Ученик Бетховена Карл Черни назвал это «ночной сценой, в которой издалека звучит скорбный призрачный голос». Это движение было очень популярно во времена Бетховена до такой степени, что рассердило самого композитора, который заметил Черни: «Конечно, я писал лучшие вещи».
II. Аллегретто
- 4 (| 2 4 | 4-.) Г -. | 4-. г -. | as4-. r (| 2 4 | 4-.) r -. | 4-. г -. | des4-. r} \ new Dynamics {s4 \ p} \ new Staff \ relative c ‘{\ clef «bass» \ key des \ major f4 (| es2 des4 | c-.) r -. | -. г -. | -. r \ ключ «тройной» bes’4 (| as2 g4 | f-.) r -. | -. г -. | -. r}>>»height =» 139 «src =» // upload.wikimedia.org/score/o/u/ou29knsqj7xzi0pfnkmrhja6rhmjumh/ou29knsq.png «width =» 559 «/>
2-я часть (Аллегретто) Исполняется Полом Питманом для Musopen. (2:12) | |
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. . |
Вторая часть — относительно обычное скерцо и трио, где первая часть скерцо не повторяется. Это кажущийся момент относительного спокойствия, написанный на ре мажор, более легко обозначаемом энгармоническом эквиваленте. до мажор, параллельный мажор тональности первой части, до минор. Ференц Лист, как говорят, описал вторую часть как «цветок Между двумя пропастями «. Незначительное большинство движения находится в фортепиано, но горстка сфорцандо и форте-пианино помогает поддерживать веселый характер движения.
III. Presto agitato
- 8-. Q-. | \ Clef «бас» r16 gis, bis dis gis bis, dis gis bis dis, gis bis \ clef «trebl е «дис гис, бис дис | } \ new Dynamics {s1 \ p s2. s4 \ sf} \ new Staff \ relative c, {\ clef «bass» \ key cis \ minor \ repeat развернуть 4 {cis8-. гис’-. } | \ repeat развернуть 3 {цис, 8 гис ‘} гис | \ repeat развернуть 4 {бис, 8 гис ‘} | }>>»height =» 130 «src =» // upload.wikimedia.org/score/p/w/pwtaiwgk43k2806zp48mye62aagyme3/pwtaiwgk.png «width =» 764 «/>
3-я часть (Presto agitato) Исполняется Полом Питманом для Musopen. (8:14) | |
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. . |
Бурная финальная часть (C♯ минор) в форме сонаты, является самым весомым из трех, отражая эксперимент Бетховена (также проведенный в сопутствующей сонате Opus 27, No
1 и позже в Opus 101 ), а именно размещение последнее самое важное движение сонаты. В сочинении много быстрых арпеджио / ломаных аккордов, нот с сильным акцентом и быстрых последовательностей баса альберти, которые попадают как в правую, так и в левую руки при В разное время
Эффективное выполнение этого движения требует живой и умелой игры, большой выносливости и значительно сложнее технически, чем 1-е и 2-е движения.
Из заключительного движения: Чарльз Розен написал «это т он наиболее необуздан в представлении эмоций. Даже сегодня, двести лет спустя, его свирепость поражает ».
Активное использование Бетховеном нот сфорцандо вместе с несколькими стратегически расположенными фортиссимо отрывками создает ощущение очень мощного звука, несмотря на преобладание маркировки фортепиано повсюду.
Бетховен
В редакции Мартиенсена
Соната №1
Соната №2
Соната №3
Соната №4
Соната №5
Соната №6
Соната №7
Соната №8
Соната №9
Соната №10
Соната №11
Соната №12
Соната №13
Соната №14
Соната №15
Соната №16
Соната №17
Соната №18
Соната №19
Соната №20
Соната №21
Соната №22
Соната №23
Соната №24
Соната №25
Соната №26
Соната №27
Соната №28
Соната №29
Соната №30
Соната №31
Соната №32
I том (сонаты 1-15)
II том (сонаты 16-32)
В редакции А.Б.Гольденвейзера new!
I том (сонаты 1-15)
II том (сонаты 16-32)
Исполнительские комментарии
Вариации для фортепиано
9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782),
6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, около 1790)
24 вариации на тему ариетты «Venni Amore» Ригини (D-dur, WoO 65, 1790)
13 вариаций на тему ариетты «Es war einmal ein alter Mann» из зингшпиля «Красная шапочка»
(«Das rote Кaррchen» Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792)
12 вариаций на тему менуэта из балета «La Nozze disturbato» Гейбеля
(C-dur, WoO 68, 1795)
9 вариаций на тему из оперы «Мельничиха»
(«La Molinara», Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795)
6 вариаций на тему дуэта из оперы «Мельничиха»
(«La Molinara», Дж. Паизиелло, G-dur, WoO 70, 1795)
12 вариаций на тему русского танца из балета «Лесная девушка»
(«Das Waldmadchen» П. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796)
8 вариаций на тему из оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри
(C-dur, WoO 72, 1796-1797)
10 вариаций на тему из оперы «Фальстаф» А. Сальери
(B-dur, WoO 73, 1799)
7 вариаций
sur le quatuor «Kind, willst du ruhig schlafen»
de l’ope’ra «Das unterbrochene Opferfest» de Peter Winter
(F-dur, WoO 75, 1799)
6 вариаций
sur le trio «Tandeln und scherzen» de l’ope’ra
«Soliman II» de Franz Xaver Sussmayr (F-dur, WoO 76, 1799)
6 вариаций на собственную тему (G-dur, WoO 77, 1800)
7 вариаций на тему английской песни «God save the King»
(C-dur.WoO 78, 1803)
5 вариаций на тему английской песни «Rule Britannia»
(D-dur, WoO 79, 1803)
32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806)
8 вариаций
sur le lied «Ich hab’ ein kleines Huttchen nur»
(B-dur, A 10)
6 вариаций (F-dur, ор. 34, 1802)
15 вариаций с фугой на тему из балета «Творения Прометея»
(Es-dur, ор. 35, 1802)
6 вариаций (D-dur, ор. 76, 1809)
33 вариации на тему вальса А. Диабелли
(C-dur, ор. 120, 1819-1823)
Фантазия для фортепиано, op.77
op. 33
op. 119
op. 126
Элизе
Шесть контрадансов
A-dur WoO 49
C-dur op.51 №1
G-dur op.51 №2
Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»
C-dur op.129
Andante F-dur
Концерт №2 Си-бемоль мажор
I часть
II-III части
Концерт №3 до минор
Концерт №4 Соль мажор
Концерт №5 Ми-бемоль мажор
Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, op.80
(партитура)
Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, op.80
(переложение для фортепиано-соло)
Симфонические произведения (партитуры)
Бетховен-Лист Симфония №5
Камерная музыка
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели op.1 №1 Es-durПартия скрипкиПартия виолончелиТрио для фортепиано, скрипки и виолончели op.1 №2 G-durПартия скрипкиПартия виолончели
Сонаты для скрипки и фортепиано с партиями
Концерт для скрипки с оркестром (клавир с партией)Романс №1 (G-dur) для скрипки с оркестром (клавир с партией)Романс №2 (F-dur) для скрипки с оркестром (клавир с партией)Все виолончельные сонатыВсе виолончельные сонаты (партии)
Струнные квартеты(Full scores)
Квартет №1Квартет №2Квартет №3Квартет №4Квартет №5Квартет №6Квартет №7Квартет №8Квартет №9Квартет №10Квартет №11Квартет №12Квартет №13Квартет №14Квартет №15Квартет №16Большая фуга для струнного квартета op.133
Квартеты(пер. в 4 руки Hugo Ulrich)
Квартет №1Квартет №2Квартет №3Квартет №4Квартет №5Квартет №6Квартет №7Квартет №8Квартет №9Квартет №10Квартет №11Квартет №12Квартет №13Квартет №14Квартет №15Квартет №16Большая фуга для 2-х фортепиано op.133
Большая фуга в 4 руки op.133
Септет (в 4 руки) op.20
Лунная соната с нуля — реально!
Приверженность к мышлению отдельными концепциями, цифрами, логическими конструкциями проскальзывает при обучении музыке как метод. В частности, в этом для меня музыка – величайший инструмент постижения мира в его подлинной сути и сложности. Она ломает зашоренность.
Разберем практический пример, связанный с обучением игре на фортепиано. Из разряда «сколько лет» надо учиться, чтобы сыграть «Х»? Более-менее понимающие этот вопрос бизнесмены-учителя ловят покупателей своих видео курсов на удочку ограниченного привычно логического восприятия. Вот вас лично, какой бы срок обучения устроил? Сколько вы подспудно за него готовы были бы заплатить? Будьте уверены, на каждого покупателя найдется «товар», точно совпадающий (перед покупкой) с ожиданиями покупателя. Нацеливаетесь на пятилетний курс? – Пожалуйста. Годовой? – Есть и такой. И так далее вплоть до «Фортепиано быстро за 10 уроков!» Да хоть за день! А потом может оказаться, что вы еще будете сами защищать ранее купленный курс, оберегая своё эго: «Ну, да, я же сам не прояснил вот эти вот детали, получил по-честному, в конце концов, чему-то научился.»Ужасная правда в том, что ни один курс вас не обманывает – вы же не смогли уточнить все детали. Попросили колбасу подешевле – получили колбасу подешевле. Вот сколько заранее намеревались заплатить – в нашем примере правильнее говорить «потратить своих усилий» –столько и заплатите. Но эти цифры придуманы вами самими еще до «покупки»! Они не имеют никакой связи с реальной природой предмета. Цифры заводят в формализм и даже, при определенной верности методу, могут довести до называния черного белым.
Встречаю такой комментарий:«Я только что прошел базовый курс Альфреда, и меня уже тошнит от этих произведений. Пожалуй, могу уже сыграть «Павану для умершей принцессы» Равеля? Потому что думаю, что могу.»
Я сам периодически шлифую это произведение, поэтому меня задело. Хочется скакать: «Друг мой! Конечно, сможете! Да вы и раньше, до прохождения базового курса Альфреда, могли уже играть Павану!» И при этом я не совсем шучу… Я же сам играю Аппассионату… «Вы можете играть хоть что, если будете брать за раз по одной ноте!», — так ответил кто-то на тот комментарий.
Это как в квантовой механике: ответ является суперпозицией, то есть наложением, однозначного «да» и однозначного «нет». В каком-то смысле вы и так в самом начале своего обучения можете играть произведение «Х», а в противоположном смысле – вы никогда в жизни не сможете сыграть произведение «Х», сколько бы вы не работали бы над ним. «Соль и сахар добавляем по вкусу.»
Вот побыстрее:
Поэтому, когда мне говорят, что разучили что-то – правда, не до конца, но поняли, тем не менее, что могут и до конца, просто времени терять не хочется – то я сразу соглашаюсь. Я сам, брат, из таких, все прекрасно понимаю. Остальное ведь, и вправду, составляет лишь 1%, а никак не 99.99%. Кнопки то верно нажимаются и даже в нужном темпе!
История
Соната издана одним опусом вместе с сонатой № 13. Сонаты посвящены 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой 31 — летний Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.
Людвиг Бетховен, дома за работой
В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в Бонне, хотя с первых месяцев 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. Через полгода после написания сонаты, 6 октября 1802 года, Бетховен в отчаянии пишет «Гейлигенштадтское завещание». Некоторые бетховеноведы считают, что именно графине Гвиччарди композитор адресовал письмо, известное как письмо «к бессмертной возлюбленной». Оно было обнаружено после смерти Бетховена 26 марта 1827 году в потайном ящике его гардероба (вместе с портретами других возлюбленных — композитор часто влюблялся). Бетховен хранил миниатюрный портрет Джульетты вместе с этим письмом и «Гейлигенштадтским завещанием». Тоска неразделённой любви, мука потери слуха — всё это выразил композитор в «Лунной» сонате.
1 часть
В Adagio излюбленный бетховенский принцип диалогических противопоставлений уступил место лирической монологичности – однотемному принципу сольной мелодии. Эта речевая мелодия, которая «поёт, плача» (Асафьев), воспринимается как трагическая исповедь. Ни один патетический возглас не нарушает внутренней сосредоточенности, скорбь строга и молчалива. В философской наполненности Adagio, в самой молчаливости скорби очень много общего с драматизмом минорных баховских прелюдий. Как и у Баха, музыка полна внутреннего, психологического движения: постоянно меняется величина фраз, предельно активно тонально-гармоническое развитие (с частыми модуляциями, вторгающимися каденциями, контрастами одноименных ладов Е – е, h – Н). Интервальные соотношения подчас становятся подчеркнуто острыми (м.9, б.7). От баховских свободных прелюдийных форм берёт начало и остинатная пульсация триольного сопровождения, временами выступающая на первый план (переход к репризе). Ещё один фактурный пласт Adagio – бас, почти пассакальный, с мерной нисходящей поступью.
В Adagio есть нечто траурное – пунктирный ритм, с особой настойчивостью утверждающийся в заключении, воспринимается как ритм траурного шествия. Форма Adagio Зх-частная развивающего типа.
В Лунная соната в поп-культуре
Бетховена Лунная соната на протяжении многих лет появлялся во множестве неклассических произведений. Вот лишь несколько примеров того, как Лунный свет Соната был использован в поп-музыке:
- The Beatles, «Потому что» (1969) — представляет собой обратную версию Лунная соната
- Алисия Киз, «Фортепиано и я» (2001)
- Торт «Подростковая беременность» (2011 г.)
В Лунная соната также вошел в историю мультфильмов, когда он использовался в качестве аккомпанемента к песне в специальном анимационном анимационном фильме «Ты хороший человек, Чарли Браун» (позже превратился в песню «Шредер» в бродвейской музыкальной адаптации).
Для получения полного списка Лунная сонатаВыступлений в неклассической обстановке, посетите этот сайт.
Лунная соната Ноты
Поскольку Лунная соната ноты для фортепиано впервые были опубликованы в 1802 году (причем во всем мире), ноты для фортепиано находятся в открытом доступе. Это означает, что можно получить бесплатные и легальные версии произведения в Интернете и распечатать их для себя.
Если вам интересно, вы также можете взглянуть на оригинальные рукописные наброски пьесы, которые начинаются с такта 14 или примерно 50–55 секунд (в зависимости от того, как быстро вы играете). Вы также всегда можете просмотреть IMSLP.org и найти другие бесплатные оценки, если ни одна из этих версий вам не понравится.
Есть несколько видео, которые синхронизировать партитуру с записью произведения, чтобы вы могли следить, не имея у себя отдельной копии партитуры. Лучшее, что я когда-либо видел (с точки зрения хорошей записи + хорошей синхронизации партитуры), — это видео, в котором пианист Артур Шнабель сделал оригинальную запись Лунная соната:
Джеки Тран / YouTube
История
Соната была написана между Первой и Второй симфониями, в период морального кризиса, который переживал Бетховен, когда он осознал свою раннюю глухоту . Его успех был значительным как у критиков (которые говорили о «фантазии идеального единства, вдохновленной обнаженным, глубоким и интимным чувством, вырезанной из цельного куска мрамора»), так и у публики. Спустя годы, когда он писал еще более смелые произведения, Бетховена раздражал успех этой сонаты, которую он считал менее удачной, чем другие. Сравнивая его с фортепиано Соната п о 24 фа — диез мажор, он только что закончил, он сказал, и 1810 году к своему другу Черни : «Мы всегда говорим о Соната до — диез минор, но я написал лучше, чем это, так другое дело — соната фа-диез мажор. »
Название «Clair de lune»
Названный при жизни Бетховена «Арбор-соната», прозвище «Лунный свет», под которым оно широко известно сегодня, было дано ему немецким поэтом Людвигом Реллштабом в 1832 году, через пять лет после смерти Бетховена. Реллштаб увидел в первой части этой сонаты воспоминание о «залитой лунным светом лодке на озере Люцерн ».
Реальность, однако, иная, поскольку первая часть описывает похоронный марш, а соната занесена в каталог как траурная музыка; его пьеса Бетховена вызывала, по словам его помощников, призраков, волочащих свои цепи в замке. Эти ошибки в суждениях в значительной степени связаны с предвзятым отношением большинства исполнителей к вкусам публики.
Как импровизация
По словам музыковеда Жана Шантавуана, название quasi una fantasia переводит идею импровизации (слово fantasieren означает воображать, импровизировать).
Скрипач Карл Хольц (in) получил бы уверенность от Бетховена, что первая часть сонаты была импровизирована из трупа друга. Но какой бы это был друг?
Метка педали Бетховена
На В начале первой части Бетховен включал в себя следующее направление на итальянском языке: «Si deve suonare tutto questo pezzo delicatissimamente e senza sordino» («Все это произведение следует играть с особой деликатностью и без демпфера »). это достигается (как на современных фортепиано, так и на пианино времен Бетховена) нажатием сустейн-педали на протяжении всего движения — или, по крайней мере, использование педали на протяжении всего движения, но повторное применение ее в качестве гармонии
У современного пианино гораздо более продолжительное время сустейна, чем у инструментов Beeth время духовки, так что постоянное нажатие на педаль сустейна создает диссонирующий звук. Напротив, исполнители, которые используют исторически обоснованный инструмент (отреставрированное старое пианино или современный инструмент, построенный на исторических принципах), более способны буквально следовать указаниям Бетховена.
Для исполнения на современном фортепиано предложено несколько вариантов.
- Один из вариантов — просто периодически менять педаль сустейна там, где это необходимо, чтобы избежать чрезмерного диссонанса. Это видно, например, в предоставленных редакцией отметках педалей в Ricordi edition сонаты.
- Полупедалирование — техника, предполагающая частичное нажатие педали — также часто используется для имитации более короткого сустейна педали начала девятнадцатого века. Чарльз Розен предложил либо нажать педаль наполовину, либо отпустить педаль с опозданием на долю секунды.
- Джозеф Бановец предлагает использовать : пианист должен крутить педали аккуратно, пока позволяя сочувствующей вибрации низких басовых струн обеспечить желаемое «размытие». Это достигается путем тихого нажатия самых низких басовых нот фортепиано перед началом движения, а затем использования педали состенуто для удержания этих демпферов в течение всего движения.
Бетховен – Лунная соната (ч.7) – как играть на пианино, простой бесплатный урок.
Мобильные браузеры пока еще не особо справляются с воспроизведением нескольких звуков. Мы хотим сделать приложение, как только найдем ресурсы. Как минимум пошагово вы можете проиграть мелодию.
Бетховен — Лунная соната (ч.7)
Евгений Черняков
Олег Кузьменко
Особая благодарность Томми Монтгомери за его PHP MIDI Parser, Александру Косюку за ценные советы, а также Васе Обломову за песню “Еду в Магадан”, которая, как ни странно, вдохновила нас на создание этого проекта.
Нажмите кнопку воспроизведения, чтобы услышать мелодию и узнать, как ее играть. Поставьте на паузу и стрелками на экране или клавиатуре просматривайте пошагово. Зацикливайте как всю мелодию, так и фрагмент, если требуется.
Главная цель «Пианизатора» не обучить исполнению всего произведения (иногда это нереально сделать лишь на пианино), а помочь новичку быстро преодолеть страх перед инструментом и избавить его от скучных и неинтересных уроков (у нас тут рок-н-роллы и рейвы). Буквально научиться играть мелодию одним пальцем.
Поэтому здесь собраны наиболее яркие фрагменты известных композиций. Сперва мы размещали какой-то самый-самый момент, а в дальнейшем стали добавлять максимально возможное число частей. Если имеющегося фрагмента вам недостаточно или вы хотите разучить мелодию, которой здесь еще нет, то смело пишите в наших пабликах, попробуем подготовить уроки.
Драйвового вам обучения!
Есть приложение под Андроид, для IOS в процессе разработки. Также скоро будет приложение — расширенная версия для игры на 2 руки полных произведений.
Установите приложение, это бесплатно,и удобней сайта
Фантазии и факты
История создания «Лунной сонаты» окутана мифами и домыслами. По одной из версий, исходя из атмосферы произведения, чувства захлестнули композитора, когда он посмотрел на друга, который преждевременно покинул мир живых. По словам историков, в одной из рукописей Бетховена есть несколько заметок из оперы Моцарта «Дон Жуан», тактов, следующих за убийством командира главным героем, в абсолютно схожим с первой частью сонаты до-диез. Анализируя и сравнивая, можно понять, что это может быть не романтическая лунная ночь, а, скорее, торжественный похоронный гимн.
https://youtube.com/watch?v=VD7V7OkpiVk
По второй версии, знаменитый композитор взял в 1801 году в ученицы графиню Джульетту Гиччарди и вскоре влюбился в неё. Говорят, его возлюбленная — та, кому посвящена «Лунная соната». Предполагают, что Бетховен предложил Джульетте брак, и она была склонна принять предложение. И даже один из её родителей был положительно настроен.
Но другой (вероятно, её отец) запретил ей выходить замуж за мужчину «без звания, состояния или помолвки». Как писал Тейер, автор основательной биографии композитора, мотивом для отказа будущего тестя были мысли о том, что человек с таким своеобразным характером и темпераментом, страдающий от зарождающихся симптомов немощи, который, если их не вылечить, лишится всяческой надежды на получение какого-либо высокого и выгодного официального назначения, и в конце концов это вынудит его отказаться от своей карьеры великого пианиста-виртуоза.
Джульетта вышла замуж за графа Венцеля Роберта Галленберга, плодовитого композитора балета и другой музыки, 3 ноября 1803 года. Молодожёны уехали в Италию и были в Неаполе весной 1806 года. Там Галленберг сочинил пьесу для празднования передачи Иосифу Бонапарту короны двух Сицилий. В конце 1821 года он был назначен заместителем директора Королевской имперской оперы в Вене, и пара туда переехала, но нет никаких доказательств того, что Бетховен возобновил свою дружбу с бывшей любовью.
Проблемы со слухом
В то же время, когда Бетховен сочинял сонату для фортепиано № 14, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох. На рубеже XIX века маэстро изо всех сил пытался разобрать слова, сказанные ему в разговоре.
В душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру Бетховен пишет: «Я должен признаться, что я веду жалкую жизнь. Почти два года, как я перестал исполнять какие-либо социальные функции, просто потому, что считаю невозможным сказать людям: я глухой. Если бы у меня была какая-то другая профессия, я мог справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасный недостаток».
Личная жизнь
По ряду причин, в том числе из-за его ужасающей застенчивости и нелепого внешнего вида, Бетховен никогда не женился и не имел детей. Однако он отчаянно любил замужнюю женщину по имени Антония Брентано. Композитор часто тосковал по недосягаемым дамам, что для него печально, но, благодаря этим вдохновениям, писалось так много прекрасной музыки.
Несмотря на его выдающуюся игру и написание прекрасной музыки, Бетховен был одинок и часто несчастен на протяжении всей своей взрослой жизни. Вспыльчивый, рассеянный, жадный и подозрительный до паранойи, он враждовал со своими братьями, издателями, домработницами, учениками и покровителями.
Общая информация[править]
На самом деле название «Лунная соната» не авторское.
Сам Бетховен определил своё творение «сонатой в духе фантазии». А Лунную сонату придумал в 1832 году, уже после кончины Бетховена, к первой части сонаты Adagio sostenuto немецкий музыкальный критик Людвиг Рельштаб (нем. Ludwig Rellstab; 1799—1860); однако это название настолько прижилось ко всему произведению, что бетховенскую сонату № 14 опус 27 № 2 стали так называть и именно под таким названием она получила мировую известность.
И это при том, что многие музыковеды считают название Лунная соната совершенно негодным для произведения Бетховена. Так, музыкальный критик Александр Майкапар отмечает, что в сонате нет ничего «лунного» и никакого «лунного свечения» не усматривается, и как подтверждение своей правоты приводит слова Гектора Берлиоза, что первая часть сонаты рисует атмосферу не столько «лунной ночи», сколько «солнечного дня».
Но именно это — с точки зрения многих, неправильное — название стало официальным.
«Лунная соната» — четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано), а номер 2 означает, что при публикации Бетховен объединил две свои сонаты: 13-ая стала дополнительно № 1 в этой общей публикации, а 14-ая — соответственно получила дополнительный № 2.
История создания этого выдающегося музыкального произведения трагична и связана с неразделенной любовью композитора.
Его любовью стала 16-летняя графиня Джульетта Гвиччарди (итал. Giulietta Guicciardi; 1782—1856), прибывшая из Италии в Вену в конце 1800 года и начавшая брать уроки музыки у Бетховена вместе со своими кузинами Брунсвик.
20-летний молодой музыкант мечтал о женитьбе. Лето 1801 года, проведенное Бетховеном в имении Брунсвик вместе с Джульеттой, было одним из самых счастливых в его жизни: он любил и был любим. Денег за свои уроки с любимой он не брал, а она в свою очередь расшивала его рубашки. Всё дышало счастьем.
И он самозабвенно сочинял музыку для своей возлюбленной.
А через несколько месяцев Джульетта Гвиччарди вышла замуж за другого, ее избранником оказался музыкант граф Роберт Галленберг. Бетховен тяжело переживал эту измену. Кроме того у гениального композитора в это же время все больше развивалась глухота; глухота — это страшно, но еще страшнее она для музыканта. Его мучил постоянный шум в ушах, а отдельные звуки он разбирал всё хуже и хуже. Бетховен вынужден был скрывать этот недуг — чтобы не потерять работу.
В начале 1802 года соната с посвящением графине Гвиччарди была готова и опубликована в Бонне издателем Зимроком.
Соната состоит из трех частей: 1. Adagio sostenuto; 2. Allegretto; 3. Presto agitato.
Это произведение, полное тоски и боли, завершившими чудесные счастливые дни. Тут и страдания любви и предательства, тут и отчаяние в связи с болезнью — глухотой. Всё собрано вместе, в один музыкальный отчаянный и безысходный плач.
Выдающийся русский музыкальный критик А. Н. Серов сказал об этом произведении: «Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим, как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле».
Исполнительская судьба этого произведения великая, соната звучала в исполнении самых выдающихся музыкантов мира.
Прослушать полностью: соната № 14, до-диез минор «Лунная» (Vladimir Horowitz).
Гитарист Марсель Робинсон сделал переложение произведения для гитары.
Выдающийся американский музыкант Гленн Миллер аранжировал «Лунную сонату» для джаз-оркестра (не путать с его же «Лунной серенадой»).
Скульптор Пауль Блох в 1995 году изваял мраморную скульптуру, которую назвал «Лунная соната» — так он воплотил это музыкальное произведение в мраморе.
Художник Ральф Харрис Хаустон написал картину, которую назвал «Лунная соната».
Название сонаты стало хрестоматийным и используется и в бижутерии, и в кулинарии — да и где только ни используется: во всём, что не имеет никакого отношения к одному из самых великих произведений классической музыки.
Финал
Предельно напряженный финал – центральная по значению часть сонаты, драматическая кульминация цикла. В соотношении крайних частей проявился принцип производного контраста:
- при их тональном единстве колорит музыки резко различен. Приглушенности, прозрачности, «деликатности» Adagio противостоит неистовая звуковая лавина Presto, насыщенная резкими акцентами, патетическими возгласами, эмоциональными взрывами. При этом предельный эмоциональный накал финала воспринимается как прорвавшееся во всей своей мощи напряжение I части;
- объединяются крайние части и арпеджированной фактурой. Однако в Adagio она выражала созерцание, сосредоточенность, а в Presto способствует воплощению душевного потрясения;
- исходное тематическое ядро главной партии финала основано на тех же звуках, что и певучее, волнообразное начало 1 части.
Сонатная форма финала «Лунной» интересна необычным соотношением основных тем: ведущую роль с самого начала играет побочная тема, главная же воспринимается как импровизационное вступление токкатного характера. Это образ смятения и протеста, данный в стремительном потоке вздымающихся волн арпеджио, каждая из которых резко обрывается двумя акцентированными аккордами. Подобный тип движения идёт от прелюдийных импровизационных форм. Обогащение сонатной драматургии импровизационностью наблюдается и в дальнейшем — в свободных каденциях репризы и особенно коды.
Мелодия побочной темы звучит не как контраст, а как естественное продолжение главной партии: смятение и протест одной темы выливается в страстное, предельно-возбуждённое высказывание другой. Тематизм побочной, по сравнению с главной, более индивидуализирован. Он основан на патетических, по-речевому выразительных интонациях. В сопровождении побочной темы сохраняется непрерывное токкатное движение главной партии. Тональность побочной – gis-moll. Эта тональность закрепляется далее в заключительной теме, в наступательной энергии которой ощутим героический пульс. Таким образом, трагический облик финала выявляется уже в его тональном плане (исключительное господство минора).
Преобладающая роль побочной подчеркнута и в разработке, которая почти исключительно основана на одной теме. В ней 3 раздела:
- вступительный: это краткое, всего б тактов проведение главной темы.
- центральный: развитие побочной темы, которая проходит в разных тональностях и регистрах, в основном в низком.
- большой предрепризный предыкт.
Роль кульминационной вершины всей сонаты играет кода, своими масштабами превышающая разработку. В коде, аналогично началу разработки, мимолетно возникает образ главной партии, развитие которой приводит к двукратному «взрыву» на уменьшенном септаккорде. И опять следует проведение побочной темы. Такое упорное возвращение к одной теме воспринимается как одержимость одной идеей, как невозможность отстраниться от обуревающих чувств.