Биографический очерк
Первым учителем Луганского был сосед по даче – пианист и композитор
Николай Луганский родился 26 апреля 1972 года в Москве, его родители были научными сотрудниками, далекими от музыки, но сумевшими вовремя разглядеть потенциал сына (схожими были в этом плане судьбы Юрия Богданова и Андрея Коробейникова – других современных российских виртуозов).
Первым учителем Луганского был сосед по даче – пианист и композитор, к которому юноша с пяти лет бегал учиться музыке, проявляя особенности вундеркинда в умении сыграть Баха или Бетховена на слух. Можно сказать, что с юных лет призвание пришло к Луганскому, точно и наверняка избрав его для карьеры пианиста.
-
Серьезное начальное музыкальное образование Луганский получил у знаменитой преподавательницы Т. Е. Кестнер в Центральной музыкальной школе. В руках у этой «вдохновенной» и «яркой» женщины талант юного виртуоза сумел раскрыться в полной мере. Среди других именитых учеников Кестнер можно выделить Андрея Гаврилова и Николая Петрова.
- К 1995 году Луганский с успехом заканчивает Московскую консерваторию, в которой ему преподавали Татьяна Николаева и Сергей Доренский, учителя, с которыми затем оказалась тесно связана жизнь Николая. Под руководством Доренского Луганский затем закончил ассистентуру-стажировку и начал преподавать в консерватории с 1998 года под руководством профессора.
- Первым успехом для Луганского стала победа на I Всесоюзном конкурсе юных музыкантов в Тбилиси, за которой последовали малые и большие триумфы в различных российских и международных конкурсах. В том числе второе место на десятом конкурсе имени Чайковского (формально высшая оценка этого состязания, поскольку первая премия в том году присуждена не была).
- Одним из крупнейших триумфов Луганского стала английская премия Теренса Джадда как самому многообещающему пианисту молодого поколения. Также он был назван лучшим солистом 2001–2002 гг. по версии газеты «Музыкальное обозрение».
- Ныне Луганский является солистом Московской филармонии, преподает в Московской консерватории, в 2013 году он был удостоен звания «Народный артист Российской Федерации». Ежегодно Николай Луганский дает огромное количество концертов, участвует в престижных музыкальных конкурсах и фестивалях, выступает в знаменитых концертных залах как в России, так и за рубежом.
- У Николая Луганского есть жена Лада и трое детей, помимо музыки он увлекается шахматами, является мастером спорта в этой дисциплине.
Концерты Николая Луганского – это реальный шанс увидеть и услышать классику так, как она исполнялась старинными мастерами, прикоснуться к истинно духовному звучанию музыки. А многочисленные, удостоенные пристального внимания и различных наград записи Луганского – это шанс услышать у себя дома, как звучит истинная, чистая российская классика.
Особое звучание классики
«Типичный представитель МГК» – это сравнение, наверное, должно звучать как попытка оскорбить «представителя», на деле же является отличным комплиментом.
Московская консерватория выпустила в мир невероятное количество виртуозов, сумевших стать ценностью для всей земли. В рядах выдающихся выпускников этого замечательного учебного заведения числится и Николай Луганский.
Его игра, минуя темные закоулки излишнего увлечения «механической техничностью», сумела вобрать все лучшее, что могли предложить центральная музыкальная школа и консерватория в Москве.
Луганский остается уникальным явлением в российской музыке
Этот вдохновенный интерпретатор, обладая блестящей техникой игры, обладает ныне редким даром творчески подходить к материалу, один из немногих, он способен явить на свет искру божью в произведениях Бетховена, явить редкое «инферальное звучание» Моцарта, сыграть любой достойный материал так, чтобы пресыщенный зритель вновь открыл для себя тысячи раз «обсосанные» мелодии в совершенно ином воплощении.
Сейчас в России немало профессионалов, способных показать высокий класс: Володин, Коробейников, Юрий Богданов – каждый из них имеет неповторимый стиль и глубокое, сильное звучание. Однако, ни в чем не уступая именитым коллегам, Луганский остается уникальным явлением в российской музыке.
Играть классику можно по-разному: каждая школа – французская, немецкая, итальянская – предлагает собственное решение высоких задач уникального звучания.
Но любой истинно виртуозный пианист «создает свою классику», что и свидетельствует о гениальности. Николая Луганского еще на заре его музыкальной карьеры называли «рихтеровским пианистом», затем также сравнивали с Альфредом Корто.
Луганского еще на заре его музыкальной карьеры называли «рихтеровским пианистом»
Причины этих сравнений несложно понять: Корто, страдая «провалами в памяти» и некоторой «нестройностью» техники, играл так, что недостатки становились всего лишь особенностями стиля вдохновенного интерпретатора, способного «заново сочинять классику».
«Строптивец» Святослав Рихтер, образец нестандартного российского пианизма, всегда оставался вне рамок и шаблонов, рождая звучание классики завораживающее, мощное, ни на что не похожее. Николай Луганский имеет немало общего с именитыми предшественниками: он играет легко, сильно, при этом умудряясь совмещать высочайшее совершенство техники с духовным звучанием, раскрывая тонкую интеллигентность классических произведений.
Как и предшественники, Луганский играет ради музыки; его выступление это момент творения, в котором зал, аудитория и пианист становятся единым целым, ведомые волнами музыки к осознанию некоего высшего совершенства.
Луганский сейчас – это шанс услышать эмоционального мастера, прийти на концерт и вновь насладиться игрой, которую можно было услышать от Корто, Фишера, Микеланджели, шанс снова «живо» соприкоснуться с классикой, которая, казалось, ушла в прошлое со смертью знаменитых виртуозов.
Карьера
Луганский в 2013 году
В 1980-х и начале 1990-х Луганский завоевал призы на многочисленных фортепианных конкурсах, в первую очередь Серебряную медаль на Международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского в 1994 г. (первая премия не присуждена). В это же время он начал делать записи на Мелодия (СССР) и Авангардная классика (Нидерланды) этикетки. Его выступление на Гала-концерте 10-го числа победителей. Международный конкурс Чайковского был записан и выпущен на лейбле Pioneer Classics как на компакт-дисках, так и на видеолазерных дисках. Затем последовали новые записи для японских лейблов. Он продолжал делать записи для Warner Classics, Erato Records, ПЕНТАТОН, Оникс Классика, Deutsche Grammophon, и Наивные отчеты. В 2018 году Луганский подписал эксклюзивный контракт на запись с Harmonia Mundi.
Луганский выступал вместе с Вадим Репин, Александр Князев, Анна Нетребко, Джошуа Белл, Юрий Башмет, Вадим Руденко, Миша Майский и Леонидас Кавакос, среди прочего.
Кроме того, Луганский сотрудничал с такими дирижерами, как Риккардо Шайи, Кристоф Эшенбах, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Неэме Ярви, Курт Мазур, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Леонард Слаткин, Туган Сохиев, Владимир Спиваков, Евгений Светланов, Юрий Темирканов и Эдо де Ваарт.
Помимо выступления и записи, Луганский преподает в Московская Консерватория.
Детство и юность
Николай Луганский появился на свет 26 апреля 1972 года в российской столице и является русским по национальности. Он был младшим ребенком в семье физика и химика и рос вместе с братом Кириллом.
Несмотря на то, что профессии родителей не были связаны с искусством, маленького Колю с ранних лет биографии окружала музыка. В доме звучали записи знаменитых композиторов, а отец играл на гитаре. Именно глава семьи помог раскрыться творческому потенциалу артиста.
Николай Луганский в молодости с женой и дочерью
Все началось с детского пианино, на котором Лев Николаевич решил наиграть простую мелодию. Но, к его удивлению, сын уловил в исполнении фальшь и указал на ошибку. Тогда мужчина захотел проверить музыкальный слух наследника, который оказался абсолютным. Вскоре начинающий исполнитель пожелал настоящий инструмент, а затем начал заниматься с педагогом.
Сначала юное дарование планировали отдать в «Гнесинку», но Сергей Ипатов, с которым Луганский занимался на летних каникулах, убедил его поступать Центральную музыкальную школу (ЦМШ). Там педагогом будущей знаменитости стала Татьяна Кестнер.
Трудолюбивый и сдержанный по характеру Коля еще ребенком привык заниматься с энтузиазмом и без всякого принуждения. Он мог часами сидеть за инструментом, оттачивая мастерство, предпочитая игру на пианино развлечениям со сверстниками. Неудивительно, что ему удалось достичь творческих высот.
После школы Луганский продолжил образование в Московской консерватории, где учился под наставничеством Татьяны Николаевой. Большую часть времени пианистка проводила на гастролях, поэтому Николаю приходилось заниматься самостоятельно. Но он считает, что это дало ему преимущество, ведь после выпуска было проще осваивать новый репертуар. Когда учительница умерла, парня взял под свое крыло Сергей Доренский.
Музыка
В числе первых музыкант освоил произведения Фредерика Шопена и Людвига ван Бетховена и еще ребенком испытывал восхищение при исполнении Лунной сонаты. В последующие годы пианисту покорилось творчество Ференца Листа и Иоганна Себастьяна Баха, но особого мастерства он достиг, играя мелодии Сергея Рахманинова.
Первая громкая победа была объявлена на I Всесоюзном конкурсе юных музыкантов. После этого артист начал активно выступать с концертами. В сопровождении учительницы Татьяны Николаевой он побывал во Франции, где покорил публику сольным выступлением.
Интересный факт: незадолго до Международного конкурса имени Петра Чайковского пианист получил травму, а затем узнал о смерти любимой наставницы. Он даже хотел отказаться от участия, но с подачи Доренского продолжил подготовку. В тот год первая премия так и не была присуждена, но Луганский получил почетное 2-е место.
После побед на престижных конкурсах и фестивалях перед Николаем открылись двери мировых концертных залов, он стал любимцем публики и желанным гостем на интервью. Еще в молодости пианист выступал в Германии, Швейцарии, Японии, Испании и Греции, срывая громкие овации от слушателей.
Артист прославился талантливым исполнением Вальса № 7 Шопена и «Лунного света» Клода Дебюсси, выпустил несколько альбомов в сотрудничестве с международными лейблами и удостоился государственной премии за развитие музыкальной культуры. Но даже стабильный заработок и любовь публики не погасили в исполнителе тягу к самосовершенствованию. Он старается радовать слушателей новыми идеями, среди которых совместный концерт со скрипачом Вадимом Репиным.
Музыка
В числе первых музыкант освоил произведения Фредерика Шопена и Людвига ван Бетховена и еще ребенком испытывал восхищение при исполнении Лунной сонаты. В последующие годы пианисту покорилось творчество Ференца Листа и Иоганна Себастьяна Баха, но особого мастерства он достиг, играя мелодии Сергея Рахманинова.
Первая громкая победа была объявлена на I Всесоюзном конкурсе юных музыкантов. После этого артист начал активно выступать с концертами. В сопровождении учительницы Татьяны Николаевой он побывал во Франции, где покорил публику сольным выступлением.
Интересный факт: незадолго до Международного конкурса имени Петра Чайковского пианист получил травму, а затем узнал о смерти любимой наставницы. Он даже хотел отказаться от участия, но с подачи Доренского продолжил подготовку. В тот год первая премия так и не была присуждена, но Луганский получил почетное 2-е место.
После побед на престижных конкурсах и фестивалях перед Николаем открылись двери мировых концертных залов, он стал любимцем публики и желанным гостем на интервью. Еще в молодости пианист выступал в Германии, Швейцарии, Японии, Испании и Греции, срывая громкие овации от слушателей.
Пианист Николай Луганский
Артист прославился талантливым исполнением Вальса № 7 Шопена и «Лунного света» Клода Дебюсси, выпустил несколько альбомов в сотрудничестве с международными лейблами и удостоился государственной премии за развитие музыкальной культуры. Но даже стабильный заработок и любовь публики не погасили в исполнителе тягу к самосовершенствованию. Он старается радовать слушателей новыми идеями, среди которых совместный концерт со скрипачом Вадимом Репиным.
Николай луганский развод с женой
Николай луганский развод с женой
Он со мной занимался всё лето, и под его влиянием я всё же стал поступать в ЦМШ.
Поступить в эту «самую-самую» музыкальную школу страны можно было без блата? Я не уверен, что в нее можно было поступить с блатом! Думаю, в такие заведения все же поступали именно те, кто ничем иным заниматься были не должны.
Попадались, конечно, те, кто послабее, но они быстро отсеивались. И это относится не только к ЦМШ, но и к физтеху, например, куда с большим трудом, но поступил мой провинциальный папа. Я думаю, что на высоком уровне образования эта ситуация сохранилась и сегодня.
В музыке блат и даже диплом не имеют значения – публику не обманешь.
Вашими первыми педагогами были дамы: Татьяна Кестнер в Центральной музыкальной школе и Татьяна Николаева в Московской консерватории. Сергей Доренский пришел в Вашу жизнь позже.
Внимание
Есть ли между ними принципиальная разница? В оценочном плане я разницы не вижу. Москва всегда была очень интересным местом, где внимательно слушали пианистов любого возраста.
Я сейчас немного преподаю в Консерватории, и то, что я слышу, интересно! Немного просел уровень скрипачей, на мой взгляд, причины две: именно скрипичных педагогов уехало больше всех, плюс именно этот инструмент, как никакой другой, требует ежедневных занятий, а современные студенты вынуждены подрабатывать уже с первого курса, что иногда сказывается на регулярности занятий, а значит, и на результатах.
В 1960-х годах профессор подрабатывать просто не разрешил бы!
Из всех известных мне музыкантов Вы – один из самых «уравновешенных». И внешне Вы производите впечатление человека спокойного, и семья у Вас прекрасная: жена, дети.
Это моя главная мечта.
— Мне кажется, вам стоит обратиться к Валерию Гергиеву — он единственный в России человек, который может построить зал где угодно и за какие угодно деньги.
— Действительно, неплохая идея. Более энергичного руководителя подобного проекта представить себе трудно.
— Недавно вы стали народным артистом России. Расскажите, как это происходит? Вы собирали кипы бумаг?
— Когда мне давали звание заслуженного артиста, я относил какую-то рекомендацию из консерватории. Сейчас я этим совсем не занимался.
Думаю, что и директор Московской филармонии Алексей Шалашов, и ректор Московской консерватории Александр Соколов подписывали, что они за меня. Знаю, что Владимир Спиваков написал теплое письмо в поддержку моей кандидатуры.
https://www.youtube.com/watch?v=V1tqC-enjuQ
Мне очень нравится название этой награды.
Николай луганский развод с женой фото
Почему бывает так, что человек гениален в творчестве, а его моральные качества оставляют желать лучшего?
— Чайковский был гомосексуалистом, Гоголь был более чем странен в личной жизни. Мусоргский сильно пил. Но это не помешало ему создавать свои гениальные сочинения.
Позволю себе предположить, что вряд ли трезвый Мусоргский написал бы «Бориса Годунова».
Мы не имеем права рассуждать о великих людях, исходя из их гражданских поступков! Давайте судить о творцах по тому, что они оставили в истории. А ковыряться в грязном белье негоже.
— Больше 30 лет вы играли с оркестром под руководством Светланова. Но гениальный дирижер умер. Достаточно ли сейчас в Москве оркестров, по-вашему?
— Сегодня мы переживаем период вседозволенности. Все кричат, что нет средств. Однако в Москве функционирует 28 симфонических оркестров.
Николай луганский развод с женой и детьми
Конечно, здание после реконструкции узнать невозможно, но сильные педагоги и ученики еще есть, так что жизнь продолжается.
Можно ли говорить о каком-то музыкальном опыте – концерте, записи, который повлиял на Вашу творческую судьбу? Могу назвать услышанные лет в пять записи Сонат Бетховена в исполнении Марии Гринберг и произведения Шопена в исполнении Беллы Давидович. Лучшими подарками для меня в детстве были ноты с произведениями этих композиторов. Когда я болел, то лежал и слушал записи, читал ноты.
Читать ноты я научился раньше, чем читать книги.
Николай, как в русской литературе есть Золотой век и век Серебряный, так и в русском исполнительстве, в частности, в пианистической школе, говорят о поколении Нейгауза-Гольденвейзера, Рихтера-Гилельса, а затем уже о последующих, включая ваше.
— В ванной разве что. Но это ужасно.
— Ничего страшного. Вы сейчас можете пойти, заплатить 5 или 6 тысяч долларов, купить Большой зал Консерватории и делать что душе угодно.