О русских «тройках»

Вариации колыбельной

В 1932 году появилась другая версия колыбельной «Спи, моя радость, усни» в переводе Всеволода Рождественского. Но она у нас не прижилась и быстро забылась.

С 1986 по 1995 годы колыбельная песня «Спи, моя радость, усни» звучала в музыкальной заставке к детской передаче «Спокойной ночи, малыши», однако текст был урезан. Авторы телепроекта взяли только первый куплет.

Спокойной ночи малыши, слова заставки «Спи моя радость, усни»

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.. .
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Спокойной ночи, малыши! — Заставка (Спи, моя радость…)

В 2021 году очередной перевод с немецкого сделал советский, а затем израильский бард-песенник Даниэль Клугер. Его версия колыбельной наиболее близка к оригиналу, но звучит резковато. Поэтому тоже не стала популярной.

1.
Маленький принц мой, усни,
К мягкой подушке прильни,
Месяц преклонит главу,
Вытопчут кони траву,
Певчие птицы молчат,
Только цикады звенят,
В сумерках тают мечты,
Спи, мой царенок, и ты…

2.
И голоса во дворце
Тень на высоком крыльце,
Сад от прохлады продрог,
Юркнула мышь за порог,
А за стеной «ох» да «ах» –
Это прислуга во снах
Ловит чужие мечты,
Спи, мой царенок, и ты…

3.
Спят и простак, и мудрец,
Счастье плывет во дворец,
Счастье спокойного сна,
Сладкой судьбы тишина,
Слезы слетают с ресниц,
Больше не плачет мой принц,
Утром вернутся мечты,
Спи, мой царенок, и ты…

В наши дни более известна переделанная версия колыбельной «Спи, моя радость, усни». Она короче оригинала и состоит из двух куплетов. Услышать этот вариант песни можно в исполнении Елены Камбуровой, Валентины Толкуновой, Елены Кузьминой.

Слова песни «Спи моя радость, усни», исполняет В. Толкунова

1.
Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни,
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни.

2.
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни.

Спи,моя радость,усни колыбельная Поёт Валентина Толкунова

Если сложно убаюкать младенца, попробуйте колыбельную «Спи моя радость, усни». Не знаете мотив? Прослушайте заранее видеозапись в исполнении известных певцов, и все получится. Необязательно петь словами. Можно просто мурлыкать, похлопывая ребенка по спинке. Малыш обязательно услышит посыл спокойствия и ласки, а мамина любовь навсегда останется в его сердце.

Поделиться

Вы здесь:

Главная

»

Ребенок

»

Песня «Спи, моя радость, усни» — основная версия и вариации колыбельной для малышей

Столкновение иллюзии с реальностью

Не заметить такое чудо невозможно

Красотка верит, что однажды богатый мужчина обязательно обратит на неё внимание, не имеет никакого значения, он парень или старик. А потом, мечтает девушка, он обязательно влюбится, увезёт с собой, а вскоре даже женится на крестьянской дочери

И настанет для неё счастливая жизнь.

Картинно подбоченясь, он бросает взгляд на крестьянку, а вся его поза словно говорит: вот я каков. Молодой человек не прочь пощекотать самолюбие и поиграть её чувствами.

Только в очередной раз план не стал реальностью. Зря билось сердечко, и зоркие глаза вглядывались в экипаж напрасно: тройка вихрем проносится мимо. Сидящему в ней юному корнету, скорее всего, не удалось хорошенько разглядеть стоявшую поодаль от подружек симпатичную девушку.

Да, у неё смазливенькое личико и привлекательная внешность, но разве вспомнит через пару дней об этой встрече бравый корнет? Скорее всего, милый пасторальный образ сотрётся, растает подобно туману и бесследно исчезнет.

Композиция

Для того чтобы продемонстрировать свою мысль, Некрасов использует кольцевую композицию. В первой строфе главный герой спрашивает молоденькую крестьянку, почему она так жадно смотрит на дорогу, а в последних двух предостерегает ее от тех неясных мечтаний, которые мешают ей просто резвиться с подружками: нет у нее другой судьбы, кроме тяжкой крестьянской доли.

Условно произведение можно разделить на две часть: воображаемая счастливая жизнь красивой крестьянки и реальная – несчастная, наполненная только работой, побоями мужа и бесконечным рождением детей.

Сначала поэт создает экспозицию: показывает крестьянскую девушку, стоящую на дороге и ожидающую чего-то. Когда показывается тройка, символизирующая красивую жизнь, героиня как будто пытается догнать ее. И тут автор делает паузу в основном повествовании, чтобы описать красавицу-крестьянку. Созданный им выразительный портрет вполне объясняет следующее за ним предположение, что она поживет вволю, что жизнь ее будет полной и легкой…

Но вторая часть произведения по своей сути является антитезой к первой: в ней показывается та судьба, которая на самом деле ждет свежую, полную надежд прекрасную девушку. И судьба эта незавидна: она пойдет за неряху-мужика, который будет бить ее, а свекровь унижать, заставлять выполнять непосильную работу. Бесконечные роды и тяжелая работа сделают ее безразличной ко всему: некогда живая молодая красавица прежде времени превратится в отупевшую от побоев и труда старуху. Так и сойдет она в могилу.

И именно поэтому предостерегает ее лирический герой от мечтаний – смысл его слов в том, что не сбудутся ее желания, символизирующая неведомое счастье тройка, давно уехала, да и красивый корнет в ней направлялся к другой девушке. Так что крестьянке остается только смиренно принять свою судьбину.

Написано стихотворение трехстопным анапестом – это размер использован поэтом для того, чтобы сделать произведение больше похожим на песню. Впоследствии оно действительно было положено на музыку и стало известным романсом. Мужская и женская рифмы, которые чередуются в строфах, создают впечатление цельности.

Т

Табачник Я. Тум-балалайкаТамарин И. Вальс-скерцоТамарин И. Охотный рядТамарин И. Прелюдия и токкатаТамарин И. РомансТамарин И. СказТамарин И. Старая афишаТамарин И. Старинный гобеленТамарин И. ТарантеллаТамарин И. У антиквараТанеев С. МаршТаррега Ф. Воспоминание об АльгамбреТартини Дж.-Крейслер Ф. Вариации на тему гавота КореллиТелеман Г. Соната A-durТелеман Г. Фантазия a-mollТимошенко А. Итальянская сюитаТихомиров А. КонцертТобис Б. Песня девушкиТовпеко М. Во кузницеТовпеко М. Выйду на улицуТовпеко М. Джазовая миниатюраТовпеко М. ПопурриТростянский Е. Гротеск и размышлениеТростянский Е. КадрильТростянский Е. НоктюрнТрояновский Б. Ай, все кумушки домойТрояновский Б. Ах ты, березаТрояновский Б. Вдоль по ПитерскойТрояновский Б. Возле речки, возле мостуТрояновский Б. Вспомни, вспомниТрояновский Б. Всю-то я вселенную проехалТрояновский Б. Да тебе полно же, милой…Трояновский Б. Заиграй моя волынкаТрояновский Б. Из под дуба, из под вязаТрояновский Б. Как под яблонькойТрояновский Б. КамаринскаяТрояновский Б. На Иванушке чапанТрояновский Б. Не одна-то во поле дороженькаТрояновский Б. От села до селаТрояновский Б. По всей деревне Катенька(1)Трояновский Б. По всей деревне Катенька(2)Трояновский Б. Светит месяцТрояновский Б. У ворот, воротТрояновский Б. Уральская плясоваяТрояновский Б. Цвели, цвели цветики(1)Трояновский Б. Цвели, цвели цветики(2)Трояновский Б. Час да по часуТрояновский Б. ЯблочкоТрояновский Б.-Марчаковский А. Ах ты, вечер, веселый наш вечерТуликов С. Каприччио

Ноты арий из опер и оперетт

К. М. фон Вебер Рассказ и ария Анхен из оперы «Вольный стрелок» (сопрано)

Дж. Верди Ария Манрико «Ah si, ben mio» из оперы «Трубадур» (тенор)

Дж. Верди Ариозо Дездемоны «Esterrefatta fisso» из оперы «Отелло» (сопрано)

Дж. Верди Песня Оскара «Saper vorreste« из оперы «Бал-маскарад» (сопрано)

Дж. Верди Сцена Аиды из оперы «Аида» (сопрано)

Дж. Верди Романс Аиды из оперы «Аида» (сопрано)

Г. Ф. Гендель Ария о Сусанне из оратории «Сусанна» (сопрано)

Г. Ф. Гендель Ария «Lascia ch’io pianga» из оперы «Ринальдо» В ФА-МАЖОРЕ (для высокого голоса)

Г. Ф. Гендель «Dignare» из оратории (меццо-сопрано)

М. И. Глинка Рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин» (сопрано)

К. В. Глюк Ария Альцесты «Divinités du Styx» из оперы «Альцеста» (меццо-сопрано)

С. Гулак-Артемовский Романс из оперы «Запорожец за Дунаем» (сопрано)

Ш. Гуно Ария из оперы «Сен-Марс» (сопрано)

А. С. Даргомыжский Песня Наташи «По камушкам» из оперы «Русалка» (сопрано)

А. С. Даргомыжский Ария Княгини «Подруги детства» из оперы «Русалка» (меццо-сопрано)

А. С. Даргомыжский Каватина Князя «Невольно к этим грустным берегам» из оперы «Русалка» (тенор)

А. С. Даргомыжский Ария Мельника «Ох, то-то вы все девки молодыя» из оперы «Русалка» (бас)

А. С. Даргомыжский Песня Ольги «Как у нас на улице» из оперы «Русалка» (сопрано)

У. Джордано «Импровизация Андре Шенье» из оперы «Андре Шенье» (тенор)

Г. Доницетти Ария Неморино «Una furtiva lagrima» из оперы «Любовный напиток» В СОЛЬ-МИНОРЕ

Дж. Керн Песенка Магнолии «Тихо на тех дорогах» из оперетты «Плавучий театр»

Дж. Керн Песенка Магнолии «Мечтала я» из оперетты «Плавучий театр»

Дж. Керн Песенка Жюли «Снова желтеют листья в саду» из оперетты «Плавучий театр»

Ж. Массне Ария Манон из III акта оперы «Манон» (сопрано)

Ю. Мейтус Ариозо Любы Шевцовой «Что там люди думают» из оперы «Молодая гвардия» (сопрано)

В. А. Моцарт Ария Памины из оперы «Волшебная флейта» (сопрано)

В. А. Моцарт Ария Бастьена из оперы «Бастьен и Бастьена» (тенор)

В. А. Моцарт Ария Бастьены из оперы «Бастьен и Бастьена» (сопрано)

Э. Направник Романс Маши из оперы «Дубровский» (сопрано)

Э. Направник Французский дуэт Маши и Дубровского из оперы «Дубровский» (сопрано и тенор)

Ж. Оффебах Письмо Периколы из оперетты «Перикола или Птички певчие» (меццо-сопрано)

Ж. Оффебах Признание Периколы из оперетты «Перикола или Птички певчие» (меццо-сопрано)

Ж. Оффебах Сцена опьянения Периколы из оперетты «Перикола или Птички певчие» (меццо-сопрано)

Дж. Пуччини Ария Де Грие «Ah! non v’avvicinate« из оперы «Манон Леско», 3 акт (тенор)

Н. А. Римский-Корсаков Песня Левко «Спи, моя красавица» из оперы «Майская ночь» (тенор)

Н. А. Римский-Корсаков Песня Садко «Ой, ты темная дубравушка» (тенор)

Н. А. Римский-Корсаков Песнь Войславы из оперы-балета «Млада»

Дж. Россини Каватина Нинетты «Di piacer mi balza il cor» из оперы «Сорока-воровка» (сопрано)

Л. Ружицкий Песенка Катон «Он старый мой знакомый» из оперы «Казанова» (сопрано)

Соколовский (Фомин) Ария Анюты «Кабы я млада» из оперы «Мельник-колдун, обманщик и сват» (сопрано)

Р. Фримль Песенка Сильвии «Очень странно» из оперетты «Когда-нибудь»

Р. Фримль Песенка Сильвии «Льётся из всех мелодий» из оперетты «Когда-нибудь»

Р. Фримль Песенка Сильвии «Улыбнись» из оперетты «Когда-нибудь»

Р. Фримль Ариетта Гюгетты из оперетты «Король бродяг»

П. И. Чайковский Ария Оксаны «Ишь ты, какая вьюга!» из оперы «Черевички» (сопрано)

П. И. Чайковский Ария Германа «Что наша жизнь» из оперы «Пиковая дама» (тенор)

П. И. Чайковский Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта» (сопрано)

П. И. Чайковский Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер» из оперы «Пиковая дама» (сопрано и меццо-сопрано)

П. И. Чайковский Ария Ленского «Куда, куда вы удалились» из оперы «Евгений Онегин» (тенор)

П. И. Чайковский Ария Князя Гремина «Любви все возрасты покорны» из оперы «Евгений Онегин» (бас)

П. И. Чайковский Куплеты мсье Трике из оперы «Евгений Онегин» (тенор) — текст на фр. яз.

П. И. Чайковский Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом» из оперы «Евгений Онегин» (баритон)

П. И. Чайковский Ариозо Кумы «Глянуть с Нижнего» из оперы «Чародейка» (сопрано)

П. И. Чайковский Ария Кумы «Где же ты, мой желанный» из оперы «Чародейка» (сопрано)

П. И. Чайковский Ария Наташи «Соловушко в дубравушке» из оперы «Опричник» (сопрано)

П. И. Чайковский Ария Агнесы из оперы «Орлеанская дева» (сопрано)

П. И. Чайковский Колыбельная Марии из оперы «Мазепа» (сопрано)

В. Шебалин Ария Катарины из оперы «Укрощение строптивой» (сопрано)

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это сочувствие по отношению к простым людям, судьба которых предрешена происхождением. Не имея права выбора и свободы, они вынуждены мириться с ужасными условиями жизни, вынуждены прозябать в печали и нужде. Суровая судьба крепостной женщины, счастье которой приходило лишь в ее мечтаниях и грезах, была обречена на беспощадное и беспросветное будущее. Красоту и молодость народа перемалывали жернова его бедности и невежества.

Уничтожение крепостного права — то, за что боролся автор. Именно Н. А. Некрасов уже в 1846 году первым начал описывать быт, убранство и тяжелый труд крепостного крестьянина, именно он описывал реальные мучительные события, происходящие с крепостным, сделав это героем русской поэзии. В этом был смысл его гражданской поэзии – познакомить читателя с угнетенным народом, нуждающимся в помощи.

Музыкальная история стихотворения[править]

У этого стихотворения сложилась целая музыкальная история. Очевидно, тому способствовала сама скрытая музыкальность и звучность его как литературного произведения. Среди композиторов, положивших эти строки на музыку, были: в 1857 — А. Дюбюк, в 1865 — Павел Булахов, в 1876 — А. Катенин, в 1913 — П. Карасев, некоторые источники утверждают, что и брат Павла Булахова, композитор Петр Петрович Булахов, тоже создал свой вариант песни на эти стихи.

Но так уж получилось, что в народе прижилась песня с мотивом, созданным певцом Петербургской императорской труппы Павлом Петровичем Булаховым. Павел Петрович происходил из музыкальной семьи и, как его отец Пётр Александрович Булахов, был певцом-солистом императорской труппы, старший брат Петр — известным композитором. Впрочем, и Павел Петрович тоже слыл композитором, им сочинено более 30 песен и романсов к разным стихам. Обычно он сам становился первым исполнителем своих же собственных произведений, часто выступая в концертных программах.

С

Салманов В. МолотьбаСарасате П. Интродукция и тарантеллаСарасате П. Наваррская хотаСарасате П. Фантазия на темы Ж.Бизе КарменСарасате П. ХабанераСарасате П. ЦапатеадоСарасате П. Цыганские напевыСвенсен Ю. Норвежская песняСвиридов Г. Музыкальный моментСен-Санс К. ЛебедьСен-Санс К. Пляска смертиСироткин Е. КонцертСкарлатти Д. Соната C-durСкарлатти Д. Соната D-durСкарлатти Д. Соната E-durСкарлатти Д. Соната F-durСкарлатти Д. Соната a-mollСкарлатти Д. Соната d-mollСкултэ А. АриэттаСметана Б. ВальсСметана Б. Танец комедиантовСмирнова Т. ПротяжнаяСоколов А. Брюнетка и блондинкаСоколов А. Две зарисовки к поэме Лермонтова «Корсар»Стравинский И. КаприччиоСтравинский И. Русская из балета «Петрушка»Сумелиди А. Зимнее скерцоСурус Г. В полеСущевский Г. В субботуСущевский Г. ДзедаСущевский Г. Полька-таптухаСущевский Г. СюитаСущевский Г. Харашуха

К

Кабалевский Д. ГавотКабалевский Д. Галоп комедиантовКабалевский Д. КлоуныКабалевский Д. Шуточный танецКалинин Д. Два настроенияКалинин Д. Концертная обработка Р.Н.П. Волга-реченка глубокаКалинин Д. Поэма-воспоминаниеКалинин Д. ТоккатаКаминский Д. ЮморескаКарбо В. АльзинеКарбо В. МарианнаКарбо В. Старая тетрадь 1ч.Карташёв С. Детская сюитаКарташёв С. Концертная мазуркаКарташёв С. Романтический вальсКарташёв С. СюитаКарташёв С. Фантазия на две темыКарташёв С. ЮморескаКаструччи П. Концерт для скрипки с оркестромКесарева М. Две пьесыКичанов Е. Две русские народные песниКичанов Е. Концерт №1Кичанов Е. Разосённы комарочки-пискуныКлепалов Ю. Испанский танецКлепалов Ю. Кремлевское скерцоКлючарёв А. Фантазия на татарские темыКозлов В. Маленький детективКолмановский Э. Бежит рекаКомаровский А. Пойду ль я, выйду ль яКоняев С. Концертная пьесаКорелли А. ФолияКорещенко А. ЖалобаКотельников В. Детский концертКофанов А. Андалузский чардашКравченко Б. ПереполохКрамер Д. В лесу родилась елочкаКрасавин Н. В саду девушки гулялиКрасавин Н. КундюбочкаКрасев М. Ай, все кумушки, домойКрасев М. Белорусская песня и пляскаКрасев М. Полноте, ребятаКрейслер Ф. Венское каприччиоКрейслер Ф. Маленький Венский вальсКрейслер Ф. Прекрасный розмаринКрейслер Ф. Радость любвиКрейслер Ф. СинкопыКрючков Е. Прелюдия и скерцоКулау Ф. РондоКуликов П. Румынская песня и чардашКуликов П. Концертные вариацииКуперен Ф. Маленькие ветряные мельницыКуперен Ф. ПасторальКурченко А. Как пойду я на быструю реченькуКурченко А. КонцертКурченко А. Концерт №2 СибирскийКурченко А. РомансКурченко А. Уральские сказыКусяков А. КонцертКусяков А. Соната №1Кусяков А. Соната №3Кюи Ц. КанцонеттаКюи Ц. Ориенталь

Темы и проблемы

В произведении есть насыщенная тематика и злободневная проблематика.

  • Основная тема стихотворения – это тяжелая судьба русской женщины, в особенности крепостной крестьянки. В произведении судьба девушки делится на две части: до замужества она переполнена иллюзиями, красотой и легкостью, а после ее жизнь становится рутинной и однообразной, в которой даже дети не могут сделать ее счастливой.
  • Основная проблема – несправедливость общественного устройства. Крестьянка обречена на тяжкий труд, семейное несчастье, нужду и печаль. У нее нет выбора, ведь другое сословие для нее недоступно и заколочено презрением. Какой бы прекрасной она ни была, происхождение решило ее судьбу за нее.

В произведении можно просмотреть и несколько второстепенных тем и проблем.

  • Тема красоты – это безразличие окружающих к красоте и к привлекательности, примитивное общество никогда не сможет по достоинству оценить великолепие девушки.
  • Еще затрагивается проблема сословной любви. Мало кого волновала искренняя любовь, тогда брак должен был принести выгоду и прибыл семьям, и конечно же, общественное одобрение.

Также интересен главный конфликт произведения между мечтой и реальностью. Сначала читатель погружен в мажорную гамму чувств, испытывает положительные чувства к главной героине, наслаждается ее молодостью и красотой, а затем, ближе к концу, он осознает всю угнетающую обстановку, которую ловко создает автор. Читатель начинает сопереживать и поддерживать девушку, и, как она, не хочет верить в реальность, в печальную данность предстоящей жизни крестьянки.

Музыкальная основа Павла Булахова[править]

Павел Булахов сочинил свою музыку к стихотворению П. Вяземского «Еще тройка» в 1865 году. Но, по всей видимости, он изначально использовал стихотворение не целиком, а избрав из него то, что ему «ложилось на душу». Ушла определенная философичность стихотворения, раздумья седока о случайном путнике, зато проступили совсем иные темы — задор, удаль, влюбленность…

Предполагается, что музыкант сам же дописал остальные куплеты и припев:

Еду, еду, еду к ней
Еду к любушке своей.

Куплет «Вот вдали село большое…» (или по другим версиям, «Вот село уж показалось…») навеян стихотворением Н. Анордиста (Н. Радостина) «Тройка» (1839), которое тоже стало народной песней — «Вот на пути село большое» с музыкой Петра Петровича Булахова (брата Павла Петровича).

В таком виде песня настолько прижилась в народе и стала популярна, что ее часто называют русской народной песней, а про авторов знают далеко не все.

Исполнения[править]

Первым исполнителем своего произведения стал сам же Павел Петрович Булахов. Успех песни был однозначным, ее сразу запели, заповторяли, стали исполнять не только певцы со сцены, но и в кругу знакомых и друзей… Песня стала народной.

Название свое песня утеряла — и даже неизвестно, было ли оно, — и вошла в народную структуру по первым строчкам: «Тройка мчится, тройка скачет». Она все так же популярна. Среди ее исполнителей — множество знаменитых профессиональных певцов: и выдающий русский бас Иван Петров, и теноры Сергей Лемешев, Анатолий Соловьяненко, и баритоны Борис Рубашкин и Дмитрий Хворостовский, и еще огромное количество певцов; каждый исполняет по-своему: кто-то — с разудалой лихостью, кто-то — с некоторой грустинкой; изменяются со временем и какие-то фрагменты текста.

До настоящего времени песня «Тройка мчится…» (иногда называют романс) считается одной из самых популярных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: