Содержание буклета диска
Один из популярнейших и любимейших во всем мире балетов «Лебединое озеро» был особенно дорог и сердцу его автора. Впервые обратившись к музыкально-хореографическому жанру, П.И. Чайковский увлекся сюжетом, и его музыка с первых же спектаклей (премьера состоялась в Москве 20 февраля 1877 года) покорила публику. Музыка балета отмечена печатью могучей индивидуальности ее автора, поднявшегося на творческую вершину, где в непосредственном соседстве с балетом находятся опера «Евгений Онегин» и Четвертая симфония. Не случайно эти три произведения завоевали всенародную любовь, они стали воплощением заветных дум их автора, говорившего: «Я хотел бы, всеми силами моей души, чтобы музыка моя распространялась все шире, чтобы все больше людей находило в ней утешение и подпору». Это и несет людям музыка «Лебединого озера», проникнутая высокими чувствами, стремлением к идеалу, драматизмом борьбы за счастье – всем прочувствованным и пережитым самим композитором. Отсюда и поэтическое очарование мелодий, сразу западающих в душу, пробуждающих в ней ответное звучание. И это не просто метафора, а сущность самой музыки, сочетающей высокую простоту с богатством содержания. Музыка «Лебединого озера» часто звучит в концертном исполнении в виде сюиты, в которую вошли широко развернутые сцены и отдельные танцевальные номера. Балет «Щелкунчик» создан П.И. Чайковским в 1892 году, в непосредственной близости с оперой «Иоланта» (1891) и Шестой симфонией (1893). Вместе с ними он завершает творческий путь композитора, достигшего высочайшего мастерства, равно владеющего всеми жанрами. И если говорить о последнем балете, то он решает задачу новаторски, к чему предрасполагали и общая художественная устремленность, и сам сюжет, заимствованный из сказки А. Дюма, пересказавшего знаменитую новеллу Э.Т.А. Гофмана. В «Щелкунчике» Чайковский снова возвращается ко всегда волновавшей его теме борьбы против темных и злых сил, враждебных человеку, борьбы за счастье. Премьера «Щелкунчика» состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге. В тот же вечер впервые прозвучала и музыка «Иоланты». Оба произведения имели большой успех у публики. Композитор составил из музыки «Щелкунчика» концертную сюиту, большую часть которой занимают танцы из второго действия
Ярчайшая образность, контрастность сопоставлений, мастерство оркестровки неизменно привлекают внимание слушателей к этой партитуре, в которой раскрывается еще одна грань дарования композитора, намечаются новые пути развития жанра.- И. Мартынов, заслуженный деятель искусств РСФСР Художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра СССР , лауреат Ленинской премии, народный артист СССР Евгений Светланов – разносторонне одаренный музыкант, талантливый дирижер, композитор, пианист
Он родился в 1928 году, получил образование в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а затем в Московской консерватории, которую окончил по двум специальностям – композиции (класс профессора Ю. Шапорина) и дирижированию (класс профессора А. Гаука). Несколько лет Евгений Светланов работал в Большом симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио, позже возглавлял оркестр Большого театра СССР. Считая главной своей задачей исполнение русской классики, дирижер постоянно обращается к произведениям разных стилей. Имя Евгения Светланова широко известно во всем мире.
Чайковский и «Щелкунчик»
Заказ на двухактный балет Чайковский получил в 1890 году от дирекции Императорских театров. Примерный сценарий постановки набросал балетмейстер Мариус Петипа — и в процессе работы этот сценарий неоднократно менялся. Премьера балета была запланирована на декабрь 1891 года, его хотели представить в один вечер с оперой, заказ на которую также был отдан Чайковскому.
Забегая вперёд, отметим: премьера балета состоялась 18 декабря 1892 года, на год позже запланированной даты. Балет «Щелкунчик» был представлен в один вечер с оперой П. И. Чайковского «Иоланта».
Изначально в либретто Мариуса Петипа был вложен несколько другой смысл, отличный от хорошо знакомого нам «Щелкунчика». Балетмейстер вдохновлялся Великой французской революцией, столетие которой отметили в 1889 году. Но в театр царской России конца XIX века революционная тематика не вписывалась, так что большинство идей Петипа так и остались идеями. Впрочем, мотив французской революционной песенки «Добрый путь, милый дю Молле!» Чайковский сохранил в итоговой партитуре.
Пётр Ильич Чайковский
Работа над «Щелкунчиком» давалась композитору нелегко. Настолько, что даже пришлось перенести премьеру на год. Чайковский, по его же собственному выражению, всё никак не мог «отделаться от балета». Композитор мучительно искал решение, пытаясь соединить сложную симфоническую музыку и довольно банальный сюжет, лишённый серьёзной драматургии.
С точки зрения музыки, результатом работы Петра Ильича Чайковского стало настоящее разнообразие мотивов и отсылок: помимо отголосков французских мелодий в балете исполняется арабский танец, основанный на грузинских колыбельных, звучит немецкий Grossvater Tanz — традиционная свадебная музыка (по одной версии, народная, по другой — написанная Карлом Готлибом Герингом).
В партитуре «Щелкунчика» композитор прибегает и к совершенно новым для русской музыки тех лет инструментам. Так «Танец феи Драже» Мариус Петипа описал как «звук падающих капель». Для музыкального сопровождения этого танца Чайковский выбрал французскую челесту. Ее сказочное звучание Пётр Ильич услышал в Париже во время премьеры «Бури» Эрнеста Шоссона. Клавишный металлофон издавал звуки совершенно божественные, чудные, лёгкие — и смог идеально, с точки зрения Чайковского, изобразить «звук падающих капель».
Нотный автограф П. И. Чайковского: набросок партитуры балета «Щелкунчик»Фото из фондов Президентской библиотеки
Партитуру двухактного балета «Щелкунчик» Чайковский закончил в 1892 году. Постановка задумывалась в трёх картинах:
- первая — рождественский праздничный вечер в доме родителей Мари;
- вторая — сон Мари, в котором Щелкунчик сражается с крысиным войском и превращается в прекрасного принца;
- третья — волшебный город, в который попадают Мари и Щелкунчик.
Одна из главных загадок балета: как мыши превратились в крыс. В сказке Гофмана и последующем переложении Дюма-отца фигурирует именно мышиная свита. Но в своих черновых набросках Мариус Петипа пишет: «Появляются крысы с мышиным царём» — без других пояснений. Так в либретто появились крысы.
Маска Танцы СТС 11 выпуск от 18.12.2022
Участники второго полуфинала сразились в двух дуэлях. Кто попадёт в номинацию решали члены жюри:
- Щётка покусился на классику перестроечного периода — «Дожди» Игоря Корнелюка. Мне понравились только цветастые костюмы-дождевики у танцоров. Сам номер не поженился с музыкой: сексуальные движения сильно диссонировали с музыкой и текстом + у главного героя и кордебалета присутствовал рассинхрон. В конце номера была милая деталь, когда Щётка запел.
- Пугало отпрыгал свой номер под хитяру Stromae «Papaoutai». ИМХО песню как-то странно обрезали и убрали самые классные музыкальные моменты. Перед танцем Пугало представил свой мерч и постебался над членами жюри.
- Чёрный Лебедь весь номер ходил по сцене и пару раз помахал руками под песню Лукаса Грэхэма «7 years». Судьи подумали, что так он грустит.
- Морской Конёк в очередной раз показал какие-то топотушки под песню Антонио Бандераса.
- Зебра концептуально начала номер с рэгби, а потом всё куда-то исчезло и получился стандартный танец ни о чём под «Toxic» Бритни Спирс.
Второй полуфинал снимали на следующий день после первого, поэтому у участников не было времени ни отдохнуть, ни подготовить качественные номера. Не скажу, что на сцене была импровизация. Скорее показали The Best из того, что уже было показано за 10 выпусков. Короче, схалтурили!
Судьи отправили в номинацию две маски — Пугало и Зебру. Волшебным образом Чёрный Лебедь избежал номинации, хотя его танец (как и в 10 предыдущих выпусках) был самым худшим. После повторного судейского голосования было принято решение снять маску с Пугала.
Перед раскрытием маски члены жюри единогласно озвучили финальную версию: под маской Пугала — квнщик и телеведущий Вячеслав Макаров. И они оказались абсолютно правы. Кстати, версию они озвучивали с таким трагизмом, как будто не они час назад отправили Пугало в номинацию, вместо Чёрного Лебедя. Ребята, играйте, но не переигрывайте.
Также во втором полуфинале выступили две гостевые маски — чёрная Кошечка и рэперская Обезьяна. Никто их не угадал (то, что Горбань случайно ляпнула — не в счёт). Под маской Кошечки скрывалась Ида Галич — одна из судей первого сезона шоу «Аватар» НТВ, а под маской Обезьяны — певец Хабиб-Рахман Шарипов, более известный как Хабибка (или Буратино из первого сезона шоу «Аватар» НТВ). Как обычно — всё те же лица, что и всегда.
Подсказки и версии, прозвучавшие в одиннадцатом выпуске шоу «Маска Танцы»:
- Щётка: есть привычка, из-за которой постоянно приходится убираться (Давид Манукян)
- Пугало: в детстве любил драться (Вячеслав Макаров, Алексей Воробьёв, Влад Соколовский, Стас Ярушин, Анатолий Цой)
- Чёрный Лебедь: придумал памятник в свою честь (Арсений Попов, Максим Лагашкин, Михаил Тарабукин, Тимур Батрутдинов, Владимир Маркони)
- Морской Конёк: снимается в кино, любит французский кинематограф и фильм «1+1» (Евгений Папунаишвили)
- Зебра: кулинарное шоу, вечно голодная (Нюша, Катя Адушкина)
Действие первое
Действие балета происходит в дома доктора Штальбаума. Все ждут Рождественских праздников. В доме будут гости. На кухне идет приготовление торжественных блюд. Родители выбирают детям нарядную одежду. В комнате наряжена елка.
Дети — дочь Маша и сын Фриц с нетерпением ждут подарков. Фриц — любимец родителей. Он получает больше сладостей и игрушек, чем скромная Маша.
Детей очень интересует, что на этот раз подарит их крестный Дроссельмейер. Он всегда балует Фрица и Машу необычными подарками. Среди игрушек, которые принес крестный — странный уродливый человечек с большими зубами. Она может разгрызать орехи, а зовут этого человечка Щелкунчик. Игрушка понравилась Марии, она берет ее себе. Несносный Фриц сломал Щелкунчику зуб, заставляя его разгрызать орехи, но Дроссельмейер починил игрушку и вернул ее Маше. Праздник заканчивается, гости разъезжаются по домам. Маша пробирается в комнату, чтобы еще раз взглянуть на покалеченного Щелкунчика.
С боем часов появляется Дроссельмейер. Он уже не просто крестный, он — добрый волшебник. По взмаху его волшебной палочки комната превращается в огромный зал, игрушки оживают и увеличиваются в размере.
В зал врывается Мышиный король в сопровождении огромной армии мышей. Горсткой елочных игрушек командует Щелкунчик. Начинается битва. Силы не равны. Мыши побеждают, но тут на помощь к игрушкам приходит Маша. Смелая девочка берет горящую свечу и швыряет ее в Мышиного короля. Воспользовавшись минутным замешательством противника, Щелкунчик вонзает в Мышиного короля свою саблю. Лишившись своего предводителя, мыши в панике бегут с поля боя, а торжествующие елочные игрушки празднуют победу. Добросердечной Маше жалко пораненного Мышиного короля, она перевязывает ему раны. После этого Король убегает. Игрушки поднимают Машу на руки и подносят ее к Щелкунчику. Но вместо уродливого Щелкунчика перед Машиными глазами — отважный и прекрасный Принц.
Маша и принц взялись за руки и полетели в окружении снежинок на прогулку по звездному небу. Их сопровождает Дроссельмейер. Злая Королева снежинок хочет заморозить Машу, но Щелкунчик и Дроссельмейер спасают девочку.
«Щелкунчик» в России и в мире: на сцене и в кино
Среди известных вариаций балета П. И. Чайковского можно отметить:
-
1919 год — Большой театр, Москва, постановка Александра Горского
-
1923 год — Мариинский театр, Петербург, поставнока Фёдора Лопухова
-
1934 год — Мариинский театр, Петербург, постановка Василия Вайнонена, главные партии на премьере исполнили Галина Уланова и Константин Сергеев
-
1934 год — в Лондоне балет представил Николай Сергеев, эмигрировавший в Европу после Октябрьской революции
-
1954 год — воспитанник Мариинки Джордж Баланчин представил «Щелкунчика» в Нью-Йорке, балет показывают каждую зиму до сих пор
-
1966 год — в московском Большом театре состоялась премьера постановки Юрия Григоровича, которую многие специалисты называют практически идеальным решением партитуры Чайковского
-
1967 год — Рудольф Нуреев поставил балет Чайковского в Англии: сначала премьеру представили в Королевской шведской опере в Стокгольме, позже постановка нашла свой дом в Ковент-Гардене (Лондон), ещё через несколько лет Нуреев представил «Щелкунчика» в «Ла Скала» (Италия) и в Парижской опере
-
1976 год — премьера «Щелкунчика» Михаила Барышникова в Американском театре балета (Нью-Йорк), сам спектакль уже не идёт на сцене, но можно найти его видеоверсию
В 2001 году в Мариинском театре представили одну из самых необычных вариаций «Щелкунчика». Визуальный мир для балета создал художник Михаил Шемякин. Он разработал костюмы и декорации, тщательно продумал образы персонажей и даже диктовал хореографу характер пластики каждого героя. Эта красочная фантасмагория, насыщенная драматизмом музыки, причудливыми фантазиями автора, погружает зрителя в совсем другую атмосферу. На смену тихому семейному вечеру в канун Рождества приходит буйство эмоций и гротескных образов.
Сцена из балета «Щелкунчик», Мариинский театр. Фото: Мариинский театр
Знаменитую рождественскую сказку Гофмана не обошли вниманием и кинорежиссёры. Существует несколько версий «Щелкунчика» в кино
Среди самых известных:
-
«Щелкунчик и Крысиный Король», 2010 год, режиссёр Андрей Кончаловский;
-
«Щелкунчик», 1993 год, режиссёр Эмиль Ардолино — экранизации постановки балета Джорджа Баланчина (1954 год, Нью-Йорк);
-
«Щелкунчик и мышиный король», 2004 год, режиссёр Наталья Мальгина — мультфильм, главные роли в котором озвучил звёздный состав артистов: Георгий Тараторкин, Евгений Миронов, Марина Александрова, Ефим Шифрин, Юрий Гальцев и другие;
-
«Щелкунчик и четыре королевства», 2018 год, режиссёры Лассе Халльстрём, Джо Джонстон — голливудская версия в жанре фэнтези.
Популярные сегодня пересказы
- Песнопевица — краткое содержание рассказа Астафьева «Песнопевица» один из замечательных рассказов Виктора Петровича Астафьева. Повествует он о жизни одной маленькой девочки Гали, которая в ранние годы пережила потерю матери и теперь живет с отцом в избушке на берегу реки
- Первый учитель — краткое содержание рассказа Айтматова В небольшой киргизский аил приехали гости, здесь открывали новую школу. Среди почётных гостей, приглашённых на праздник, была академик Алтынай Сулайманова. Она была родом из этого аила. Когда-то на месте новой школы стоял старый сарай
- Фантазеры — краткое содержание рассказа Носова Стасик с Мишуткой разговаривали, устроившись удобно на садовой скамеечке. Они сочиняли разные небылицы, стараясь удивить друг друга. Сначала они врали о своём возрасте, потом каждый наделил себя возможностью менять
- Любовь к Родине или Путешествие воробья — краткое содержание рассказа Платонова Старик-музыкант регулярно играл по вечерам возле памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре. Он стоял у самого пьедестала и виртуозно водил смычком по струнам, а закрытый футляр лежал на земле
Резон Петипа
Петипа в конечном итоге отказался от постановки, отдав ее второму балетмейстеру Императорского балета, Льву Иванову, — его мы знаем в качестве автора «белых» картин «Лебединого озера» (да и то условно: за 120 лет от ивановской хореографии остались одни контуры).
Общепринятая версия: 74-летний Петипа хворал, а накануне постановки потерял 15-летнюю дочь и воспитанницу Евгению, подававшую большие надежды на танцевальном поприще.
Спектакль Иванова прошел со скромным успехом, удостоившись от балетоманской прессы характеристик вроде «балет для тех, кто любит пряники и не боится мышей». Сколь ни обещал Петипа вернуться к «Щелкунчику», сколь ни интриговали на страницах газет петербургские балетоманы, призывая дирекцию Императорских театров к переделке «Щелкунчика», ничего не случилось.
Очевидно, главным аргументом для отказа честолюбивого Петипа от работы была музыка.
Чайковского и Петипа с советских времен принято воображать эдакими Рабочим и Колхозницей, что вывели русский балет, косный и обстрелянный всей прогрессивной русской мыслью от Некрасова до Толстого, к подлинным высотам духа. Но, судя по всему, музыка Чайковского была для Петипа слишком затейливо устроена. Классический балет, как его мыслил Петипа и каким его привел к концу XIX века, требовал стандартных музыкальных и пластических форм — не в косности дело, а в незыблемых законах композиции и восприятия.
Проще и грубее: не требовалось сквозного симфонического развития, контрапунктических ухищрений, изысканной инструментовки. Идеалом Петипа была музыка Людвига Минкуса (блистательного профессионала и редкого мелодиста, почем зря растоптанного советскими искусствоведами), а позже — Риккардо Дриго.
В «Спящей красавице» Чайковский следовал плану-сценарию Петипа и соблюдал традиционную разбивку по номерам. В «Щелкунчике» план-сценарий вновь исполнен с безупречной точностью, но заданные номера спрессованы, почти весь первый акт идет без пауз — и все закручено в тугую спираль, так что хореографы до сих пор ломают головы и ноги об эту музыку.
Спектакль Иванова несколько раз возобновлялся, последний раз уже в 1920-е годы. Потребовалось два десятка лет, чтобы в этом слабом, как считалось, балете обнаружил себя шедевр — «Вальс снежных хлопьев», которому балетный критик и искусствовед Аким Волынский посвятил отдельное эссе.
Значимые постановки
Мариинский театр
- 6 (18) декабря 1892 года — премьера: Балетмейстер: Лев Иванов
- Дирижёр: Рикардо Дриго
- Художники: Михаил Бочаров и К. Иванов
- Костюмы: Иван Всеволожский и Евгений Пономарёв;
- Мари — Станислава Белинская
- Фриц — Василий Стуколкин
- Щелкунчик — Сергей Легат
- Фея Драже — Антониетта Дель-Эра
- Принц Коклюш — Павел Гердт
- Дроссельмейер — Тимофей Стуколкин
- Шут — Александр Ширяев
- Марианна — Лидия Рубцова
1923 — возобновлённая постановка Льва Иванова в тех же декорациях; балетмейстеры Фёдор Лопухов и Александр Ширяев, дирижёр Александр Гаук; фея Драже — Елизавета Гердт, принц Коклюш — Михаил Дудко, Дроссельмейер — Николай Солянников.
1929 — новая редакция; балетмейстер Фёдор Лопухов, дирижёр Александр Гаук, худ. Владимир Дмитриев; Маша — Ольга Мунгалова, Щелкунчик — Пётр Гусев, Дроссельмейер — Леонид Леонтьев.
1934 — балетмейстер Василий Вайнонен, дирижёр Евгений Мравинский, худ. Иван Селезнёв; Маша — Галина Уланова, Щелкунчик-принц — Константин Сергеев.
2001 — балетмейстер — Кирилл Симонов, музыкальный руководитель — Валерий Гергиев, декорации, костюмы, либретто, постановка — Михаил Шемякин. Маша — Наталья Сологуб, Щелкунчик-принц — Александр Сергеев, Андриан Фадеев, Дроссельмейер — Антон Адасинский.
Большой театр
- 1919 — балетмейстер Александр Горский, дирижёр Н. А. Федоров, художник Константин Коровин; Клара — Валентина Кудрявцева, Фриц — Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц — Ефим Ефимов, Дроссельмейер — Алексей Булгаков. В этой постановке сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры.
- 1932 — спектакль балетного техникума при ГАБТе; балетмейстер Л. И. Иванов, возобновление Александра Чекрыгина и Александра Монахова, дирижёр Юрий Файер, художник Панфилов; Клара — Евгения Фарманянц, Щелкунчик — Юрий Папко, Фриц — Ю. Гербер, Дроссельмейер — Александр Чекрыгин, Фея Драже — Ольга Лепешинская.
- 1939 — балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижёр Юрий Файер, худ. Владимир Дмитриев; Маша — Марина Семенова, Щелкунчик — Алексей Ермолаев, Дроссельмейер — Владимир Рябцев.
- 12 марта 1966 — новая постановка; балетмейстер Юрий Григорович, дирижёр Геннадий Рождественский, художник Симон Вирсаладзе; Маша — Екатерина Максимова, Щелкунчик-принц — Владимир Васильев, Дроссельмейер — Владимир Левашев, Король мышей — Герман Ситников, Щелкунчик-кукла — Елена Ватуля, Французская кукла — Татьяна Попко.
Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
2017 год — детский спектакль «Щелкунчик»
Песни Чайковского
Следы дипломатического замысла остались и в партитуре, как застывшие в янтаре доисторические насекомые. Чайковский, конечно, не цитировал карманьолу: на балетных подмостках она прозвучит в «Пламени Парижа» уже совсем в другую эпоху. Однако несколько популярных французских песен в партитуре аранжированы — и публика на премьере в Императорском Мариинском театре наверняка эти песни узнала.
Действительно ли Лопухов не слышал в музыке «Щелкунчика» мотив «Месье дю Молле», если так удивился, обнаружив «песенку антиправительственного содержания» в черновике Петипа?
В окончательном плане, который Петипа передал для работы Чайковскому, есть помета «В добрый путь, мосье Дюмолле (16 или 24 такта)». Помета перечеркнута рукой композитора, но песня в балете все-таки звучит — это танец родителей в первом акте.
Еще две популярные галльские песни звучат в номере «Мамаша Жигонь и паяцы». Написанный в духе французского канкана, он завершает череду разнохарактерных танцев второго акта — и обычно первым попадает под нож: хореографы просто не знают, чтó на эту музыку ставить.
Жигонь — персонаж французского театра, символ плодородия, тетка с безразмерным платьем, у которой из-под подола являются все новые и новые дети. Такой она изображена и на эскизе Всеволожского. Такой, например, ее вывел в своей нью-йоркской постановке Джордж Баланчин, воспитанник петербургской балетной школы, ребенком выходивший на сцену в самом первом «Щелкунчике».
Столь экстравагантное антре в «Щелкунчике» отвечало сразу нескольким задачам. На сцену выходили дети, то есть воспитанники Театрального училища (нынешней Академии Вагановой), чье участие в новых балетах входило в набор обязательных зрительских удовольствий.
Вновь возникала отсылка к французским празднествам, а в оркестре вновь звучали мотивы французских песен. Чайковский использовал две: в крайних частях звучит «Жирофле-жирофля», а в средней — написанная в 1792 году «Кадет Руссель», в которой выведен реальный персонаж, «добрый революционер» Гийом Руссель.
Сегодня редкий зритель «Щелкунчика» опознает эту мелодию, а в советское время ее разучивали на уроках музыки в русском переводе.
Музыка
Музыка сочинялась тяжело. В феврале 1891 года Чайковский сообщает брату: «Я работаю изо всей мочи, начинаю примиряться с сюжетом балета». В марте: «Главное — отделаться от балета». В апреле: «Я тщательно напрягал все силы для работы, но ничего не выходило, кроме мерзости». Ещё позже: «А вдруг окажется, что… ‘’Щелкунчик’’ — гадость…»
П. И. Чайковский, 1893
Начало 1890-х стали для композитора временем размышлений о жизни и смерти. В 1891 году умирает его сестра Александра Давыдова-Чайковская, и ее смерть он воспринял очень болезненно. Впереди были самые трагические сочинения композитора — «Пиковая дама» и Шестая симфония. В музыковедении последних лет высказывается идея, что «Щелкунчик» — это сочинение из того же ряда, балет о смерти и бессмертии, а всё, что случается с героиней, происходит в некоем ином мире. Возможно, снежная буря — метафора перехода из земной жизни в другое состояние, а Конфитюренбург — это рай. В Вальсе снежных хлопьев и в знаменитом Адажио есть, кстати, музыка весьма страшная, даром что мажорная.
Первая часть балета — это действие в чистом виде. Второе же, за исключением финала, представляет собой обычный для балета того времени дивертисмент . Идея кондитерского дивертисмента в Конфитюренбурге, городе сладостей, не слишком нравилась самому Чайковскому; впрочем, с поставленной задачей он справился блестяще.
Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Ильича Чайковского
В музыке «Щелкунчика» есть несколько пластов. Есть сцены детские и взрослые, фантастические и романтические, есть танцы дивертисмента. В музыке много аллюзий на культуру XVIII века: это, например, и галантный Танец пастушков, и Китайский танец, который, скорее, псевдокитайский (есть такой термин «шинуазри», то есть «китайщина»). А романтические фрагменты, наиболее связанные с эмоциональной сферой, становятся для композитора поводом для личных, очень интимных высказываний. Их суть непросто разгадать и очень интересно интерпретировать.
На пути симфонизации музыки композитор зашёл очень далеко даже по сравнению с «Лебединым озером» (1876) и «Спящей красавицей» (1889). Композитор обрамляет дивертисмент, который требовал от него балетмейстер, музыкой, насыщенной подлинным драматизмом. Сцена роста елки в первом акте сопровождается музыкой симфонического размаха: из тревожного, «ночного» звучания вырастает прекрасная, бесконечно льющаяся мелодия. Кульминацией всего балета стало Адажио, которое по замыслу Петипа танцевали Фея Драже и принц Оршад.
В марте 1892 года публике была представлена сюита из балета . Она имела большой успех: из шести номеров пять по требованию публики были повторены.
Как создавался великий балет
История балета началась со сказки.
В 1816 году немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман написал сказочную повесть «Щелкунчик и Мышиный король». Произведение стало письменным изложением одной из сказок, которую Гофман сочинил в формате импровизации, общаясь с детьми своего близкого друга. Малыши Мари и Фриц так любили сказки старшего товарища, что в итоговой рукописи главные герои сказки получили их имена. Впрочем, есть вероятность, что в «Щелкунчике» писатель собрал сразу несколько на ходу придуманных сюжетов.
Повесть «Щелкунчик и Мышиный король» была впервые опубликована в 1816 году в сборнике «Детские сказки» в Берлине. А спустя почти 30 лет, в 1844 году, появилось переложение сказки Гофмана — «История Щелкунчика».
П.-К. Гайсслер, иллюстрация к сказке о Щелкунчике, 1840 г.
В «Истории Щелкунчика» Александр Дюма-отец сохранил сюжетную линию, но в остальном французский вариант являл собой вольный перевод сказки с совершенно другой атмосферой и настроением. У Дюма-старшего акцент сместился на любовную линию: здесь искреннее светлое чувство оказывается всепобеждающим в борьбе со злым проклятием, и именно любовь помогает Щелкунчику из деревянного игрушечного уродца превратиться в настоящего человека.
«История Щелкунчика» послужила основой для создания великого балета Петра Ильича Чайковского.