Жанры лирики трубадуров

5.

Фридрих Барбаросса
Ещё один великий король-рыцарь действительно удивляет своими многочисленными победами на поле боя. Кроме того, он был щедр, набожен и очаровательно вёл беседу. Кроме того, в молодости он был недурен собой, а в старости — крепок, жив и физически силён. Он создал самую сильную и профессональную армию своего времени и

Всё это не отменяет того, что Фридрих был вспыльчив и во время своих вспышек гнева — бессмысленно жесток, в достижении целей отличался беспринципностью и был помешан на абсолютной власти (удивительно ли, что его приводили как образец монарха в Третьем Рейхе?) Фридрих участвовал в одном Крестовом походе с Ричардом Львиное Сердце, и они постоянно скандалили и собачились из-за всего на свете — а самое главное, потому что каждый полагал, что в историю как самый лучший король-рыцарь, должен войти именно он.

Умер Фридрих именно в Крестовом походе. По легенде, он предложил рыцарям не искать брода, и переплыть горную реку на лошадях и, когда она засомневались, уличил их в трусости и направил своего коня в воду. И утонул, конечно. По другой версии, в реку он упал случайно. А по версии совсем уж конспирологической, это его рыцари потом объявили, что всё получилось случайно — просто очень уж он всем надоел.

Знаменитые трубадуры

Говорят, что первым известным и знаменитым трубадуром был Вильгельм IX Аквитанский (1070-1126). Герцог Аквитанский и граф Пуатье был одним из самых выдающихся в своем роде, хотя считается, что другие существовали до него.

Также подчеркивается знаменитый трубадур Маркабру (век XII), который использовал для оживления двора Альфонсо VIII Кастилии. Этот трубадур был скромного происхождения.

Бернар де Вентадорн был еще одним выдающимся трубадуром, который прославился благодаря Песнь жаворонка. Они также выделяют трубадуров Раймбау де Вакераса, Эймерика де Пегильана, Фольке де Марселя — считал ученым — и Гильбер де Берневиль.

Упоминаются также другие известные трубадуры, такие как Бернар Мир, Гильем де Дульфор и Пьер Рожье де Мирпуа, а также Кретьен де Труа, высший представитель трова в языке масел..

Итальянские трубадуры

В Италии поэты Данте и Кавальканти, представители стиль новый. К 1300 году, с приходом Ренессанса, фигура трубадура исчезла. Последним трубадуром был Гираут Рокье.

Король Рикардо де Леон и Тибо IV, король Наварры, также считались знаменитыми трубадурами в истории. Адам де ла Галле, автор работы, также выделился Хеу де Робин и де Марион, среди других.

В эту группу также входят папа Климент IV (прежде чем стать папой), Уильям де Пуатье, Фридрих III Сицилии и Петр Великий, а также персонажи каталонского дворянства, такие как Герау де Кабрера..

Между 1110 и 1280 годами было зарегистрировано более 450 трубадуров, написавших на окситанском языке..

Вариант 2

В образе Роланда воплотились представления об идеальных качествах, которые должны быть присущи европейскому рыцарю.

Граф Роланд, племянник императора Карла Великого выступает против заключения мира с сарацинами. Это враги Христа и франков, с которыми нужно продолжать войну и доблестно умереть, когда придет время.

Желание графа и его верность истинной миссии рыцаря противопоставляются коварству и хитрости со стороны царя мавров Марсилия и предателя графа Ганелона. Рыцарь не должен идти ни на какие дипломатические комбинации, его дело сражаться с неверными.

В отличие от Ганелона, олицетворяющего недостойное поведение рыцаря, который боится ехать послом к маврам, Роланд сам вызывается совершить это опасное дело. Однако император не отпускает его.

Когда Ганелон, договорившись с сарацинами, поймал Роланда в ловушку, то доблестный рыцарь, оказался с маленьким отрядом против основных сил мусульман. Шансов выстоять у него нет. Однако, несмотря на это, Роланд отказывается трубить в рог, пытаясь позвать на помощь основные силы христиан во главе с Карлом Великим, которые еще не ушли далеко. Гордость повелевает рыцарю вступить в последний неравный бой. Роланд соглашается трубить только после того, как сражающийся с ними архиепископ говорит, что это их уже не спасет, но даст возможность императору отомстить. Если они все равно обречены, то это не бесчестье. Поэма возвеличивает силу и доблесть графа, пока его враги не прибегли к коварству, они не могли его одолеть.

Во время битвы Роланд не только мечом и копьем исполняет свой долг. Он несколько раз, обращаясь к врагам, защищает честь своего императора, говоря, что тот не поступил правильно, оставив здесь.

«Песнь о Роланде» восхваляет мужество франкских рыцарей, лучший из которых их предводитель. Роланд отсекает кисть руки царю Марсилию и убивает его сына. Главные добродетели рыцаря, помимо верности долгу, – это воинские умения и храбрость в бою, описанию которых уделено много места.

Роланд с честью погибает в битве, такая смерть является лучшей для рыцаря. Умирает он как христианин, обратившись к Богу и протянув руку к небу, как бы становясь теперь рыцарем-вассалом Всевышнего.

2.


Баски в отместку устроили засаду над ущельем, в котором войско Карла неминуемо бы растянулось в длинную тонкую линию, и спокойно перебили грабителей из северных земель — наёмников мусульман, не постеснявшихся нападать на единоверцев-христиан. Более того, баски это сделали, по меркам своего времени, остроумно — они встретили арьергард во главе с Роландом на подъёме в гору и скинули тяжёлых рыцарей и обозные телеги на их товарищей ниже по тропе. После, бродя между трупов, баски спокойно подобрали награбленное франками в Испании и вернулись с добычей по домам.

Видимо, на родине рассказывать обо всех этих приключениях франкам показалось стыдновато, и в Европе распространилась версия о битве гордых христиан с многочисленными мусульманами. Не совсем ясно притом, почему главным героем этой битвы стал именно Роланд — баски перебили множество знатных рыцарей. Быть может, Роланд был чем-то особенно дорог Карлу.

Жанры лирики трубадуров

Самым характерным жанром лирики трубадуров является кансона («песня»), в которой воспевается любовное чувство поэта. Магистральной темой кансоны является прославление Дамы и любви к ней. Частными темами кансоны являются: добродетели Дамы, воздействие ее красоты на трубадура, преображение всего вокруг в присутствии Дамы и т.д. Особенностью кансоны является то, что она могла быть посвящена вымышленному лицу. Это свидетельствует о приоритете поэтического мастерства над чувством и напоминает об условности куртуазной любви.

Сирвента – эмоциональный антипод кансоны, песнь вызова. В произведениях этого жанра – воинственное отрицание. Сирвента могла быть направлена против политических противников поэта, против его соседей, коллег по поэтическому ремеслу, идейных оппонентов, недостойных дам. Формально сирвента строилась так же, как и кансона.

Разновидностью персональной сирвенты был плач. В стихах этого жанра воспевались доблести оплакиваемого – почившего трубадура, знатного покровителя и т. д. В отличие от кансоны, плач всегда посвящается реальному лицу.

Особо выделяется диалогическая группа жанров – прения. Это песни, которые исполнялись двумя трубадурами, обменивавшимися полемическим репликами на определенную тему. Главной разновидностью прений является тенсона («спор»), которая предполагала свободно развивающийся диалог.

Еще одной разновидностью диалогических жанров является джокпартит или паримент. В стихах этого жанра задается некоторая дилемма, один трубадур защищает одно мнение, другой – противоположное. Например, такими являются прения о том, что выше – любовь к воинской славе или любовь к Даме, щедрость или доблесть и т. д.

Диалогическим началом пронизана пастурель. Здесь рыцарь на фоне идиллического пейзажа встречает пастушку, влюбляется в нее и пытается добиться благосклонности. В пастурели обмен репликами представляет собой остроумную и озорную словесную дуэль, в которой рыцарь, как правило, терпит поражение.

Диалогическая природа присуща и альбе. Здесь репликами обмениваются Дама и ее возлюбленный. Иногда в их диалог вмешивался «сторож», которых охранял влюбленных от клеветников и ревнивцев.

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе — «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом.  Единственная крупная победа Ричарда в этой войне — взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Этимология

Термин Occitan trobador ( Тробейрицы женского рода) «поэт, композитор» засвидетельствован в XII — м  века в Пейре Овернского . Лингвисты считают, что корень этого слова похож на корень слова trobar, что на древнем окситанском означает «сочинять», «изобретать» или «изобретать» (см. Словари Académie française, Larousse, Robert ). Слово трубадур не был принят на французском языке до XVI — го  века, в самом деле, он отметил, что в 1575 годе чувство «язык Occitan куртуазной лирики к XII — й и XIII — го  веков» (Ж. де Nostre Даст, Lives древних провансальских поэтов, стр.  14 ds Gdf. Compl.).

Слово trobador в точности накладывается на французское слово « explorer» . Что касается трубадура, также свидетельствует в XII — го  века, он представляет старое слова OIL troveor «искатель» ( объективный случай ). Они основаны на том же этимологический корень как «нахождение», которая появляется на французском языке с X — го  века, в некотором смысле похож на текущий французский «Discover, встречаются случайно» ( Житие святого Леже, J. Linskill издание, 100); затем около 1050 г. в смысле «открытие чего-то или кого-то, кого ищут» ( Житие святого Алексия, издание Chr. Storey, 114, 315). Лишь в XII — го  века, она дается со значением «сочинить что — нибудь» ( Вейс, Роман де Brut, издание И. Арнольд, 3342).

По мнению большинства лингвистов, окситанский тробар и французская находка восходят к популярному латинскому термину, не подтвержденному * tropare «сочинить, придумывать мелодию», откуда «сочинить стихотворение», затем «придумывать, открывать», происходит от tropus «Рисунок риторики (Ср. Латинское contropare, см. Controuver ).

Однако историки, литературоведы или музыковеды, рассматривающие возможное арабское происхождение искусства трубадуров, также предлагают арабский этимон термину тробар  : в 1928 году испанский арабист Хулиан Рибера-и-Тарраго выдвинул гипотезу «арабского происхождения слова trobar и его близкие родственники, по крайней мере, в его специализированном использовании «сочинение стихов, пение и т. д.» «. Рибера определил возможное происхождение арабского tbaaraba «песня» (от трехстороннего корня Tʕ-RB «вызывать эмоции, возбуждение, волнение; сочинять музыку, отвлекать песней»). Эта лексема была заимствована из романских диалектов, на которых говорили в Андалусии во время оккупации Испании арабами, затем на каталонском и окситанском языках. Было сделано аналогичное предложение, но на основе другого этимона, то есть Dʕ-RB «издавать звук, ударять по клавише», в расширении «играть на музыкальном инструменте». Таким образом, гомофония между коренным термином trobar «найти» и арабским словом Dʕ-RB, возможно, способствовала специфическому значению глагола trobar в средние века.

Глагол « найти» во французском языке со значением «обнаружить, встретиться случайно» ранее засвидетельствован как его эквиваленты во всех романских языках (включая окситанский тробар ), что не позволяет проверить эту теорию. Однако значение «сочинять что-нибудь в стихах» появилось позже во французском языке и в современном смысле слова окситанского Тробара в смысле «сочинять, изобретать, изобретать», возможно, оправдывает арабское влияние на семантическом уровне. Во-первых, мы должны предположить, что значение «сочинять что-нибудь стихами», используемое французским словом, находилось под влиянием слова окситанского.

Латинское радикал слишком- следует латинского суффикса агента -ātor, -atōris и галло-Romance * TROPĀTOR ведет наряду с французским трубадура и Occitan trobaire (предмет случай) и * TROPATŌRE к troveor, troveeur «искателя„и “трубадур» trobador (диетический случай) (см. также PISCĀTOR > старофранцузский peschiere / окситанский pescaire (> peuchère ) и PISCATŌRE > старофранцузский pescheeur, pêcheur / окситанский pescador ).

Более того, в современном французском языке «  троп  » — это фигура слов, то есть часть речи, в которой слова используются в смысле, отличном от их собственного смысла, переносном смысле, как при создании метафор. или метонимии; в музыке существует особое значение: изобретение нового текста на уже существующей мелодии. Само латинское слово происходит от греческого τρόπος, что означает «путь», «поворот» . Первыми «тропами» были поэтические тексты, «найденные» и добавленные к ранее существовавшим мелодиям григорианского песнопения (отправная точка средневековых поэтических изобретений).

3. Куртуазная любовь

Трубадуры создали своеобразную культуру любви — куртуазную любовь, составляющую главное содержание их поэзии. Обычным являлось поклонение трубадура даме, как правило, замужней и стоящей выше его на социальной лестнице. Любовь к замужней женщине ставит непреодолимую преграду. Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины, в том числе и совершенствование поэтического мастерства.
Следствием культа «Прекрасной Дамы» стала реабилитация земной радости и земной любви, поклонение женщине, преобразившее её из существа низшего порядка, причины грехопадения, сосуда зла, в идеал.
Трубадуры (среди них особенно Ригаут де Барбезье) уделяют много внимания характеристике совершенного или «лояльного» влюблённого: он должен отличаться скромностью и терпением, подчиняться всем капризам избранной им дамы, довольствоваться самыми малыми знаками внимания с её стороны, никогда не преступать определённых границ. Для их поэзии также характерен перенос понятий из сферы феодальных отношений сеньора и вассала в сферу куртуазных отношений рыцаря и Дамы. Следуя этому любовному кодексу, вдохновляясь миром человеческой души, поэты не только сочиняли свои песни, но и целый воображаемый мир, в котором существуют лирические герои.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было  Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы.  В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед  последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В  1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Кто такие трубадуры и чем они знамениты на самом деле?

Давайте перенесемся в средневековую Францию, на самый ее юг, то место, которое позже назвали Лангедок. Именно там появились и почти два века радовали слушателей поэты-лирики, которые сочиняли, а часто и сами исполняли свои литературные и музыкальные произведения. Почему их называли трубадурами? Нет, труба тут абсолютно ни при чем. Все дело в провансальском языке, где trobar — изобретать, слагать песни. Отсюда и появились трубадуры, то есть люди, которые создают и исполняют лирические сочинения.

Первые упоминания о «поэтах-песенниках» относятся к 11 веку, но настоящего расцвета пришлось ждать еще сто лет. Искусство сочинения песен считалось прерогативой знати, верхушкой поэзии аристократических кругов. Первым известным в истории трубадуром был герцог Гильом Аквитанский. Однако вскоре появилось большое количество исполнителей из различных социальных слоев.

Расцвет трубадуров пришелся на время правления Алиеноры Аквитанской, внучке Гильома. Будучи женой сначала французского короля Людовика Седьмого, а затем английского короля Генриха Второго, она покровительствовала сочинителям песен, при ее дворе они находили и благодарных слушателей и кров.

О чем они пели?

О чем они пели?

Чаще всего они пели о любви. Главное содержание лирики того времени — культ куртуазной любви, служение и поклонение Даме. Обязательным для уважающего себя произведения считалось наличие непреодолимой преграды между Дамой и ее поклонником. Чаще всего объектом любви была замужняя женщина, которая высоко стояла на социальной лестнице. То есть это была любовь, заранее обреченная на неудачу. Целью такой любви было не обладание предметом страсти, а духовное совершенствование мужчины.

Встречались, правда, и воины-трубадуры. Эти предпочитали воспевать воинские победы, подвиги, войну, а вовсе не любовь. Хотя таких поэтов было меньшинство.

Концепция идеальной любви, которую проповедовали средневековые сочинители, оказала огромное влияние на всю европейскую литературу.

Поэзия трубадуров существовала более двухсот лет. Постепенно менялось отношение к ней Церкви. Если среди первых исполнителей своих сочинений были даже монахи, то в начале 13 века Папа запретил подобные занятия для священников.

Эпоха средневекового рыцарства и поклонения женщине подходила к концу, и окончательную точку поставили альбигойские войны, длившиеся более двадцати лет. В результате них южная Франция потеряла независимость, а трубадуры навсегда исчезли с исторической сцены, оставив после себя богатое культурное наследие.

Поэт и музыкант

Поэзия трубадуров — это поэтическая литература в регулярных стихах, предназначенная для пения или даже в диалогах и зарисовках.

Трубадур определяется как тот, кто умеет находить стихи и сочинять музыку, он соответствует нынешней идее изобретателя или творца. Например сливает из Бернарта из Ventadour говорит, что он знал правильные слова и красивую музыку, «  aveia sotilessa и искусство trobar BOS Motz х веселые звуки  .» Эти два элемента неразделимы, поэзия предназначена в первую очередь для пения, а не для чтения. Трубадур одновременно овладел искусством поэзии и сочинял мелодии для сопровождения текста. Слово трубадур, в строгом смысле слова, обозначает поэтов средневековья, говорящих на окситанском языке.

Рыцарь не сидел без дела, сражаясь за славу, деньги и уважение

Рыцарь не мог сидеть без дела, но искать приключения на жесткую железную броню его заставляли не светлые идеалы рыцарства, а обыкновенная нужда. Итак, твой папаша оставил тебя без наследства, отдав старшему сыну всё, а тебе лишь несколько шиллингов. Тебя определили пажом, несколько лет благородный рыцарь вытирал свои руки во время пирушек о твои волосы (реальный факт, с гигиеной тогда было туго).

Ты полировал его оружие, таскал за ним вещи, а потом тебя научили премудростям «так себе честного» боя и наконец посвятили. А дальше что? Денег и владений у тебя нет, так что либо придется становиться чьим-нибудь сюзереном и выплескивать свой тестостерон на головы врагов, либо участвовать в безумно популярных турнирах. Например, если ты выбил соперника из седла, то мог взять его в плен и потребовать выкуп. Плюс это был шанс засветить свое милое личико перед власть имущими дворянами и охочими за молоденькими парнями прекрасными девами, чей сопливый платок и ловил победитель.

На войне рассчитывать на большую долю можно было только, проявив храбрость, а именно, перерезав и ограбив как можно больше богачей, забрав у них кубки. Плюс за доблесть и отвагу (иными словами, если тебе удалось уцелеть в самом горниле битвы), за долгую и верную службу, в которой ты верой и правдой защищал честь и территориальные претензии своего господина, начальство могло пожаловать тебе комфортабельный замок или богатую невесту с гигантским приданным. Это был тот самый Man’s World, о котором пел Джеймс Браун, так что правил бы им все равно ты.

Поэтому единственным шансом для безземельного рыцаря стать богатым, знаменитым и успешным была активная работенка. Грязная, но затраты оправдывает.

Географическая зона

Трубадуров появляются с XI — го  века в ходе Графы Барселоны (от Raymond Беренджер III ) и герцогов Аквитании (от Вильяма IX Трубадур ), где языковая практика Occitan и распространение на всей территории их владений, то есть говорят, южную половину Франции, в Аквитании, Перигор, Оверни и Сентонжа, а также, для владения графов Барселоны, в Каталонии, Арагона, Руссильон, Лангедок, Тулузы, Альбижуа, Веле, Лимузен, Carladès, Керси, Руэрг, Прованс, затем также Ломбардия, Тоскана, Республика Генуя . Эта область соответствует тому, что мы сейчас называем Окситанией .

Их стихи разошлись по всему королевству Франции, а также в королевстве Англии при дворе Элеоноры Аквитанской, в Португалии, Венгрии и намного позже, вплоть до Закавказья с Саят-Новой .

В трубадуры и trouveresses являются их эквиваленты языка нефти на севере Франции. В Minnesängers являются их германским эквивалентом. Trobadorismo это лирическое движение галицких и trovadorismo его португальским коллегой.

Куртуазная поэзия трубадуров

Первыми представителями куртуазной поэзии явились трубадуры — рыцари, несущие вассальную службу и занимающиеся литературным творчеством. Надо заметить, что среди старопровансальских поэтов были и женщины (например, Беатриса де Диа). В их поэзии Прекрасная Дама заняла то же место, какое в религиозной поэзии отводилось мадонне, а совершенная любовь (fin amor) полагалась одной из эстетических ценностей. В этом были свои резоны: в эпоху Средневековья распространился древний гностический миф о Софии Премудрости Божией, супруге Бога, похищенной Дьяволом и томящейся в замке. Лишь смелый и доблестный рыцарь может освободить её; но в каждой земной женщине виден отблеск ее чистоты и красоты, и потому любая дама заслуживает служения, напоминающего религиозное (недаром Прекрасную Даму награждают титулами, присущими Мадонне: «путеводная звезда», «майская роза», «утешительница скорбящих»). Земная красота — отражение красоты небесной; любовь совершенствует сердце и душу влюбленного, дает ему возможность видеть божественное начало жизни; Любовь и сама — божественное существо.

Увы, Любовь, ведь ты меня сильней.
Нет у меня защиты, пожалей!
Пока моя погибель не пришла,
Ты б Донну умолить мне помогла!
(Бернарт де Вентадорн, «Песни»)

Прекрасная Дама в эпоху трубадуров, как правило, являлась замужней женщиной. Влюбленный в нее рыцарь редко получал возможность близости с избранницей, даже если она платила ему взаимностью. Совершенная любовь также снимала сословные преграды: трубадуры Эльяс Кайрель, Арнаут де Марейль и другие не обладали «благородным» происхождением, но в любви они были равны со своими возлюбленными. Любовь переставала восприниматься как грех; напротив, поэты провозглашали ее высшей добродетелью, поскольку она улучшает человеческую природу и побуждает человека делать добрые и хорошие поступки.

Многие из куртуазных поэтов были сеньорами, т. е. принадлежали к высшей аристократии, как Конон де Бетюн. Стилистически их произведения не отличаются от стихотворений трубадуров, и любовная проблематика везде одинакова . 

Куртуазная поэзия — единственное явное проявление «куртуазной любви», преступной и тайной. Замужняя женщина не должна любить постороннего мужчину. Влюблённый поэт не имеет права компрометировать свою Даму; вот почему в стихах трубадуров обычно используется условное имя («сеньяль»), которым поэт называет ее.

Любовь трубадуров — не только чувство, проявление эмоций, но и интеллектуальное состояние, требующее постоянной работы и совершенствования мысли. Поэты постоянно обсуждают различные аспекты «меры, вежества и постоянства» в разных ситуациях, в том числе и самых деликатных (Фолькет де Марселья, Пейре Гильем и Сордель, Аймерик де Пегильян и Эльяс д’Юссель, Арнаут Каталан и другие).

Кризис куртуазной любви наступил уже в начале XIII в. В позднем творчестве Бертрана де Борна, поэта-воина, для которого главной темой служила рыцарская доблесть, говорится о закате высоких идеалов родовитого дворянства. К стихотворениям этого типа относится один из плачей де Борна, написанный по поводу кончины принца Генри:

Скорбит о нём, кто только юн и смел,
И ясный день как будто потемнел,
И мрачен мир, исполненный печали.

Рыцарь был физически развитым

Попробуй помахать полуторакилограммовым мечом под жарким аппенинсим или иберийским солнцем после суток утомительного перехода по совершенно разбитой дороге в нескольких килограммах брони. Скорее всего, ты начнешь звать маму и просить ее забрать тебя отсюда поскорее, но у рыцаря не было другого шанса, оно и понятно — он шел зарабатывать. И для этого нужна была отменная физическая мощь.

Давай поддадимся скромному обаянию скепсиса, и учтем, что на самом-то деле, рыцари, закованные в латы, изображались чаще на гравюрах, а на деле их надевали редко и разве что на турниры (потому как стоил такой наряд как сотня крестьян, а далеко не все вояки были миллионерами). Более распространенной была кольчуга или броня из кожи с металлическими наклепками — это не так тяжело, как латы, но тоже много весит. Плюс меч был далеко не самым эффективным оружием, особенно когда доспехи стали мощнее.

Булава оглушала эффективнее, клевец пробивал броню гораздо лучше, про пернач, секиру и молот и говорить нечего. К тому же если рыцарь дрался против рыцаря, ему гораздо выгоднее было оглушить бедняжку, чтобы потом попросить выкуп. И все эти орудия были тяжелее хрупкого меча. И не будем забывать про щит — тоже нелегкая штука.

Даже если взять в учет, что во время похода личный персонал лишал «сэра» нужды в поисках провианта, ему было от чего устать. Вот ты пробовал с копьем наперевес скакать по полям и долам, попутно управляя лошадью? То-то же.

8. Поэтическая речь

В области словесного искусства трубадуры достигли большого совершенства. Они создали богатый и разработанный литературный язык, в основу которого, по-видимому, было положено лимузенское наречие (свой язык трубадуры первоначально и называли лимузенским — el lemozi). Поэтическая речь этих странствующих поэтов и певцов отличалась богатством и разнообразием художественной формы. В биографиях трубадуров, в частности Арнаута Даниэля, упоминаются состязания, имевшие место между поэтами. В одной из своих кансон Бернард де Вентадорн задается вопросом о том, в чём состоит достоинство его как лирического поэта, и видит это достоинство в силе и искренности своего чувства. Песня, упомянутая выше, написанная в форме диалога и воспроизводящая спор между двумя поэтами — Линьаура, графом Раймбаутом Оранским и Гираутом де Борнелем о двух стилях поэзии трубадуров — непонятного для непосвящённых, тёмного, «замкнутого» (trobar clus) и общепонятного поэтического стиля (trobar clar). В другом произведении, принадлежащем Гирауту де Борнелю, поэт говорит о своем желании петь так понятно и просто, чтобы песни его были доступны даже его маленькому внуку. Подобные высказывания отображают борьбу общепонятного и непонятного стилей, имевшую место в поэзии трубадуров. Представителями общепонятного, лёгкого стиля были Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Гираут де Борнель, Беатриса де Диа; представителями второго — «первый трубадур» Гильельм де Пуатье, Арнаут Даниэль, Маркабрюн и его последователи. Поэты, писавшие в непонятном, «герметическом» стиле, проявляли повышенный интерес к формальной стороне поэзии, достигая в этой области необычайной виртуозности. Вершин «тёмного стиля» достиг Арнаут Даниэль, мастерство которого ценили Данте и Петрарка. Данте в «Божественной комедии» поставил Даниэля выше всех остальных провансальских поэтов. Два направления поэзии трубадуров в последней трети XII века слились в «изысканном стиле», соединившем всё самое лучшее — творческий поиск, изящество формы «тёмного» и прозрачную ясность «лёгкого». Одним из зачинателей «изысканной» манеры стал Пейре Овернский.

8.1. Строфика и метрика

Лирика трубадуров отличается богатством метрической и строфической структур, которого не знала ни одна европейская поэтическая школа. Метрическая система трубадуров — силлаботоническая, близкая к итальянской, то есть построена на закономерном распределении числа слогов в каждой строке и закономерном чередовании ударений. Рифмовка характеризуется большой точностью (ассонансы встречаются редко) и изысканностью. Строфика поражает своим разнообразием. Исследователи насчитывают от 500 до 1000 строфических форм в песнях трубадуров. Но по строению рифмы все эти строфические структуры можно разделить на три вида. Первый — строфа представляет собой замкнутое целое, строки рифмуются внутри неё, например, у Беатрисы де Диа:

Таким образом, 1-я строфа рифмуется по схеме: aaaabab; 2-я — cccbbbb. В переводе, максимально воспроизводящем форму оригинала:

Подобный рисунок рифмы широко распространён и в современной поэзии. Второй способ — с помощью повторения рифм в соответствующих строках строф образуются парные, тройные структуры либо рифмы повторяются во всех последующих строфах. Такой рисунок рифмы, называемый «унисонным» стал самым распространённым в классической поэзии трубадуров. И, наконец, строфа представляет собой белый стих, а её строки рифмуются со строками последующих строф. Подобную форму культивировал самый знаменитый из трубадуров, писавших в «тёмном стиле», — Арнаут Даниэль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: