Винченцо беллини. игра-викторина по самым известным произведениям

Литература[править | править код]

  • Беллини, Винченцо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Беллини Винченцо // Бари — Браслет. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — С. 115. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 3).
  • Серов А., Беллини, его деятельность и значение, «Пантеон», 1854, вып. 5;
  • Конен В., История зарубежной музыки, 2 изд., в. 3, М., 1965, с. 372-75;
  • Pougin A., Bellini, sa vie et sesoeuvres, P., 1868;
  • Pizzetti I., Vincenzo Bellini, 2 ed., Mil., 1936.
  • Пастура Франческо. Беллини / Перевод: Константинова И. Г.. — Жизнь замечательных людей. — М: Молодая гвардия, 1989. — 401 с. — ISBN 5-235-00791-3.

Первые звезды итальянского шоу-бизнеса

Очередной всплеск популярности певцов бельканто пришелся на эпоху, когда граммофонные записи начали выпускаться большими тиражами. Тогда об оперных звездах, блиставших в крупнейших городах страны, узнали не только жители этих населенных пунктов, имевшие возможность посещать театры, но и многие тысячи простых граждан. Первыми идолами зародившегося итальянского шоу-бизнеса стали именно академические певцы. Записи таких мастеров данного искусства, как Энрико Карузо, Тито Скипа, и многих других распространялись по всему миру миллионными тиражами.

Итальянские вокалисты стали эталоном академического звучания. На Апеннинский полуостров стали приезжать певцы из разных стран, чтобы овладеть искусством бельканто. Например, известный советский певец Муслим Магомаев был отправлен в Италию, для повышения квалификации. Поэтому на вопрос о том, что такое бельканто, можно дать и такой ответ: это стиль, являющийся эталоном для многих академических вокалистов.

Россини

Сколь бы ни были велики достижения минувших эпох, золотым веком итальянской оперы по праву стал век XIX. Первым великим композитором новой формации был Джоаккино Россини, плодовитый гений, с равным блеском писавший серьезные и комические оперы. По сей день пользуются любовью публики его комические оперы «Итальянка в Алжире» (1813) и знаменитый «Севильский цирюльник» (1816). Последняя была написана за неполных две недели, причем некоторые фрагменты автор позаимствовал из своих старых сочинений.

В 1824 г. Россини переехал в Париж, ставший к тому времени музыкальной столицей Европы, и принялся писать оперы во французском стиле с такой же легкостью, как и в итальянском. Его «Вильгельм Телль» (1829) — грандиозная опера о легендарном швейцарском лучнике — настолько затянута, что в наши дни редко исполняется без купюр. Зато увертюра к ней (оркестровое вступление до поднятия занавеса) стала популярнейшим классическим произведением.

После «Вильгельма Телля» маэстро перестал писать для сцены, хотя к тому времени едва достиг 37-летнего возраста и пребывал в расцвете сил и таланта. Причины такого решения до сих пор остаются загадкой. Остаток жизни -39 лет — Россини провел в полном довольстве и благополучии.

Биография

Учился в неаполитанской консерватории у Николо Дзингарелли, писал сначала произведения инструментальной и церковной музыки. Первая опера Беллини, «Адельсон и Сальвини», была исполнена на сцене консерватории в 1825 году. В 1826 театр Сан-Карло поставил его оперу «Бьянка и Фернандо» с таким успехом, что в 1827 он получил уже заказ от театра Ла-Скала в Милане. Беллини написал для последнего оперу «Пират», имевшую блестящий успех; еще больший успех имела в следующем году «Чужестранка». За ними последовали «Заира», провалившаяся в Парме, I Capuleti e i Montecchi (Венеция) и «Сомнамбула» (Милан).

В 1833 Беллини окончательно переселился в Париж, где пользовался хотя кратковременным, но громадным успехом; ему суждено было написать еще лишь одну оперу, «Пуритане», которая была поставлена в 1835 в Théâtre italien.

Пуччини

Достойным преемником Верди был Джакомо Пуччини, привнесший в оперу свой блестящий дар мелодиста. Многие из его арий — к примеру, знаменитая ария Калафа из оперы «Турандот» — буквально у всех на слуху и давно стали «популярной классикой».

Первый успех принесла своему создателю опера «Манон Леско» (1893). Рассказывают, что после премьеры занавес поднимался не менее 50 раз. Три последующих произведения вошли в золотой фонд оперной классики: «Богема» (1896) о жизни и любви нищих парижских поэтов и художников; мелодраматичная «Тоска» (1900) и «Мадам Баттерфляй» (1904), печальная история любви юной японки. Его перу также принадлежит оперный «вестерн» «Девушка с Запада» (1910), и полная мрачной романтики китайская опера «Турандот». Работу над последней оперой, прерванную смертью композитора в 1924 г., завершил Франческо Альфано, и премьера «Турандот» состоялась в 1926 г.

С уходом Пуччини завершилась великая лирико-драматическая традиция итальянской оперы XIX в.

Происшествие на Ричмондской ярмарке

История про скучающую аристократку леди Гарриет и ее компаньонку Нэнси, переодевшихся в служанок, обошла с момента создания оперы «Марта» композитором фон Флотовым наверное все сцены мира. Но популярность растаяла с наступлением XX столетия: милый сюжет с обманами, бюргерскими сентиментальными переживаниями, сладкой арией «Марта, Марта, где ты скрылась?» оказался отодвинут пацифистскими трагедиями и философскими притчами. В наши дни, когда публика вновь ждет от оперы развлечения, «Марта» Флотова имеет все шансы вернуть утраченные позиции.

Идея обратиться к раритету принадлежала дирижеру Феликсу Коробову. В своем интервью он рассказал почти детективную историю взаимоотношений с этим сочинением: как впервые услышал арию оттуда в исполнении Хосе Кура, как нашел в библиотеке «Новой Оперы» партитуру с пометками Евгения Колобова – основателя театра. И справедливо отметил, что на «Крещенском фестивале» происходит «сбыча мечт» – исполняется то, что «быть может никогда бы не появилось в репертуаре театра, или то, что не могло рассчитывать на долгий зрительский успех».

Что касается «Марты», то ее благополучие безусловно зависит от хороших голосов. Мелодичная, с прихотливыми фиоритурами музыка очарует, если ее классно споют и сыграют, и покажется поверхностной при посредственной интерпретации

К счастью, в «Новой Опере» собрался сильный состав – что особенно важно, если речь идет о концертном исполнении. Хотя в программке значилось имя режиссера Екатерины Одеговой, но фактически никакой «движухи», кроме выходов и уходов певцов к пультам, не происходило

Зато первый же дуэт парочки главных героинь заставил «навострить» уши: голоса Елены Терентьевой – леди Гарриет и Анны Синицыной – Нэнси звучали обворожительно. Сразу стало понятно, что перед нами две щебечущие проказницы, от которых только и жди подвоха. Фон Флотов – немец по происхождению, но его стиль близок итальянскому бельканто середины XIX века, да и сама опера поется на итальянском языке, что облегчает певцам всю технологию.

Однако опера прославилась не столько за счет виртуозных штучек, сколько благодаря своим чарующе красивым мелодиям. Для многих «Марта» вообще известна через Романс Лионеля; легко запоминается и лейт-тема оперы – песня ирландца Джона Стивенсона «Последняя роза лета» – намеренно простая и трогательная. Ее текст несет в себе главную идею оперы – об одиноких сердцах, которые угасают без любви и должны соединиться.

Лионель – Георгий Фараджев и Плюмкетт – Илья Кузьмин, два молодых фермера, нанявших на свою голову мнимых служанок-аристократок, показались не столь обаятельными тембрально и скупы на эмоции. Крепкие, надежные солисты, но все же в самые патетичные моменты объяснения в любви Фараджеву не хватало искренности и теплоты, которые возвысили бы его персонаж. Ведь по либретто в конце оперы выясняется, что Лионель вовсе не крестьянин, а сын опального графа Дерби, скрывавшего от ребенка их благородное происхождение. Более убедительным показался Алексей Антонов в роли глуповатого лорда Тристана Майклфорда, скучного в своем преданном обожании леди Гарриет. Партитура «Марты» богата ансамблевыми номерами – трио, квартетами,– и самые лестные слова стоит сказать об их выучке: тут певцы проявили себя безупречно, и голоса сливались в гармоничную вертикаль.

Отсутствие сценографии компенсировалось живостью исполнения: Феликс Коробов установил драйвовый темп действия, какой принят в итальянских операх-буффа, заставив всех участников быть активными и выразительными в каждый момент оперы. И если солисты справлялись с предложенной трактовкой без труда, то хор, изображавший крестьян на Ричмондской ярмарке, бывало и отставал, не успевая за эффектными крещендо «à la Россини». Впрочем, это издержки концертного исполнения и сжатых репетиционных сроков… Остается пожелать «Марте», как и другим операм фестивальной программы, обрести свой дом в «Новой Опере» уже в сценических одеждах. Выбор этого года оказался чрезвычайно удачным.

Сообщение о опере

Доклад по музыке на тему «Опера»поможет Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в сфере искусства. Сообщение про оперу расскажет Вам когда появилась опера и на какие виды делится.

Где зародилась опера?

Жанр оперы появился в конце XVI века в Италии. В 1600 году во Флоренции было свадебное празднество короля Франции Генриха IV, который женился на Марии Медичи, дочери правителя Флоренции.

Герцог был известен своей любовью к музыке: почти каждый день Медичи в своем доме собирал великих музыкантов, чтобы послушать их концерты.

Совет

Он хотел удивить короля и гостей свадьбы и дал задание своим музыкантам написать что-то необычное и новое, чего раньше никто не видел и не слышал.

Когда все гости собрались на свадьбе, их глазу предстало представление, поразившие каждого. На сцену вышли переодетые в костюмы актеры, рядом был большой оркестр. Начала играть музыка и актеры стали пропевать свой текст. Каждое их слово подчеркивалось аккомпанементом. Гости были в восторге. Ведь подобного в высшем обществе еще не делал никто. Так началась история оперы.

биография

Вырос в Неаполе, в , его мастера композиции Джованни Фурно, Джакомо Тритто и Никколо Антонио Зингарелли . Он еще не закончил учебу, когда ему на сцене консерватории Адельсон и Сальвини поставили небольшую оперу, которую сыграли трое его учеников. С самого его начала казалось, что удача берет его в руки, ему почти сразу же было поручено написать для Театра Сан-Карло (первого в Неаполе) Бьянка и Гернандо, которого в году играли Джованни Баттиста Рубини, Луиджи Лаблаш и сопрано Аделаида Този . Работа была так хорошо принята, что Беллини сразу же пригласили сочинить для Ла Скала в Милане, Il pirata в 1827 году, что имело оглушительный успех.

Затем Беллини сочинил «Страницу», « Заиру» и « Я Капулети и Монтекки» ( «Капулетти и ле Монтейгу» ). Его известность была установлена, когда он вернулся в Милан, чтобы представить свой первый шедевр: «Сомнамбула», благодаря которому его имя нашло отклик во всей Европе . В конце того же 1831 года, и снова в Милане, он поставил Норму, его самую известную работу. В году Беллини подарил Венеции Беатриче ди Тенда . По инициативе Россини ему было поручено сочинить новую оперу для итальянского театра в Париже . Поэтому он пришел к Франции, поселился в Пюто, в Россини, где он писал Пуритане ( пуритане ), которая была выполнена в 1835 году и сделал триумф.

Композитор умер через несколько дней от дизентерии, всего в 33 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез (подразделение 11), через 40 лет после его смерти он был эксгумирован, а его останки перевезены в Катанию, место его рождения, где он был похоронен в соборе Святой Агаты . Гроб, использованный для перевозки его останков, выставлен в музее Беллини, расположенном в доме, где он жил в Катании. Мавзолей Пер-Лашез, спроектированный Карло Марочетти, остался таким, каким он был на первых похоронах.

Беллини был награжден Орденом Почетного легиона незадолго до своей смерти. По анекдоту, его медаль по возвращении в Катанию пришла, чтобы украсить статую Святой Агаты в соборе.

Театро Массимо Беллини (буквы на французском языке: Большой театр Винченцо-Bellini), главный оперный театр в своем родном городе, был названы в честь одного из самых известных детей сицилийского города. Он был открыт31 мая 1890 г.с постановкой оперы « Норма» .

Большой театр Беллини .

Избранная библиография

Piazza Bellini, до Порта Капуана в Неаполе .

  • (it) Винченцо Беллини, Эпистоларио, Милан, Мондадори ,1943 г.Сборник писем Беллини под редакцией Луизы Камби.
  • Жан Тьелле и Жан-Филипп Тьелле, Беллини, Париж, Actes Sud, 2013, 200 стр. ( ISBN  978-2-330-02377-5 )
  • Пьер Брунель, Винченцо Беллини, Париж, Файяр ,1992 г., 431  с. ( ISBN  2-213-00963-5 )
  • Теодор Бейкер и Николас Слонимский ( перевод  с английского Мари-Стелла Парис, преф.  Николас Слонимский), Биографический словарь музыкантов , т.  1: AG, Париж, Роберт Лаффон, сб.  «Книги»,1995 г.( Репр.1905  , 1919, 1940, 1958, 1978), 8- е  изд. ( 1 — е  изд. 1900), 4728  р. ( ISBN  2-221-06510-7 ), стр.  337
  • Шанталь Cazaux, Беллини: Норма, Париж, Первые коробки, , п о   236,2007 г., 118  с. ( ISBN  978-2-84385-235-0 )
  • Беллини: Пуритане, Париж, Первые ложи, ,2000 г.
  • Жан-Франсуа Boukoza, Беллини: La Somnambule, Париж, Первые коробки, , п о   178,1997 г., 95  с.
  • Беллини: Les Капулетти и др ль Montaigus, Париж, первые коробки, , п о   122,1989 г., 121  с.
  • (ru) Стивен Эйс Виллиер, Винченцо Беллини: Справочник по исследованиям и информации, Нью-Йорк, Рутледж, серия музыкальных библиографий,2009 г., 2- е  изд. ( 1 — е  изд. 2002), 280  с. ( ISBN  978-0-415-99524-5 )
  • (it) Francesco Pastura, Bellini secondo la storia, Парма, Гуанда,1959 г., 713  с.Содержит репертуар произведений Эленко делле опере  : с.  709-712 .
  • (it) Мария Розария Адамо и Фридрих Липпманн, Винченцо Беллини, Турин, Edizione RAI Tadiotelevisione Italiana (ERI),девятнадцать восемьдесят один( ISBN  88-397-0283-0 )
  • (it) Сальваторе Энрико Фаилья, Винченцо Беллини, Critica-Storia-Tradizione, Катания, Маймоне,1991 г., 295  с. ( ISBN  88-7751-056-0 )
  • (де) Фридрих Липпман, «  Bellinis-Opern: Daten und Quellen  », Analecta musicologica, Rome, vol.  6, п о  публикации,1969 г., стр.  365-97
  • (ru) Джон Росселли, Жизнь Беллини, Кембридж, издательство Кембриджского университета ,1996 г., 194  с. ( ISBN  0-521-46227-4 )
  • (ru) Дэвид Р. Б. Кимбелл, Винченцо Беллини: Norma, Cambridge, Cambridge University Press, серия справочников по Кембриджской опере,1998 г., 141  с. ( ISBN  0-521-48036-1 )
  • (ru) Саймон Магуайр, Винченцо Беллини и эстетика итальянской оперы начала девятнадцатого века, Нью-Йорк и Лондон, Гарланд,1989 г., 204  с. ( ISBN  0-8240-2020-0 )
  • (in) Лесли Орри, Беллини, Лондон; и Нью-Йорк, JM Dent and Sons; и Фаррар, Штраус и Жиру,1969 г., 176  с.
  • (en) Чарльз Осборн, оперы бельканто Россини, Доницетти и Беллини, Портленд, Amadeus Press,1994 г., 378  с. ( ISBN  0-931340-71-3 )

Норма. Проект Opera HD

Московская презентация нового кинотеатрального проекта Opera HD прошла более, чем тихо. Нас на первой трансляции было всего человек 10-15. И самой компании предстоит немалый труд впереди, чтобы люди не ассоциировали их проект с другим, уже раскрученным, Theatre HD. Но задел для этого есть. Во-первых, это эксклюзивный выбор театра.

Все трансляции только из Royal Opera House — Лондонского Королевского Оперного театра. Того самого, в Конвент-Гардене. Из этого проистекает во-вторых, высочайшее качество постановок и исполнения. Можно влюбиться в голос или пластику отдельного артиста, и отдать своё сердце этому далёкому театру навсегда. Ну, и в третьих, премьеры и только премьеры.

Певцы бельканто

Одним из основателей художественной формы сольного пения считается Джулио Каччини. Он принадлежал к кружку музыкантов Флорентийская камерата и поэтов, способствовавших возникновению оперы в Италии. В его «благородной манере пения» (nobile maniera di cantare)  проявился «трепетный голос» — voce tremante — порождённый гибкой артикуляцией гортани (dispositione di gorga).

Период безраздельного царствования на оперной сцене сопранистов (вокалистов-кастратов) начался с появления неополитанской школы и opera seria. Сохранившиеся отзывы современников говорят о мощи и красоте звука отличавших пение знаменитых сопранистов: Фаринелли, Паккьеротти, Кафарелли, Сенезино, Карестини, Гуаданьи, Крешентини и многих других.

В эпоху классического бельканто блистали певцы М. Малибран, Дж. Паста, Д. Рубини, Д. Гризи, Марио, Л. Лаблаша, Э. Тамберлика, П. Виардо-Гарсиа, А. Тамбурини и другие. Их творчество сформировало современное представление о вокально-драматическом искусстве в целом.

Последующие поколения вокалистов бельканто представляют величайшие певицы второй половины XIX века А. Патти и М. Зембрих. А затем — Л. Тетраццини и М. Гальвани.

Замечательными мастерами вердиевского стиля были Ф. Таманьо (первый исполнитель роли Отелло), баритон А. Маджини-Колетти, бас Ф. Наворрини.

Синтез классического бельканто и вердиевского стиля представляет баритон М. Баттистини, тенора А. Бончи, Ф. Маркони.

Образцом вердиево-вериского стиля являются тенора Э. Карузо, Ф. Константино, А. Паоли, Ф. де Лючия, баритоны Т. Руффо, М. Саммарко, П. Амато, сопрано Ч. Бонинсенья.

К этому же направлению принадлежат представители следующего поколения: Дж. Мартинелли, д. Лаури Вольпи, А. Пертиле, Р. Тебальди, М. дель Монако, Т. Гобби, К. Галеффи, Э. Миланова, Ю. Вьёрлинг, Э. Ретберг, М. Канилья, Л. Уоррен, М. Альбанезе, Л. Тиббетт.

Универсальное художественное значение школы бельканто за пределами Италии демонстрируют Н. Мельбы, М. Гай, А. Дидура, А. Нильсен, Л. Киркби Лан.

Почувствовать, что такое бельканто в музыке можно по старым записям, например Джузеппе Ансельми.

Пример веризма

https://www.youtube.com/watch?v=loCS7lVehlQ

Основы Бельканто

Одноголосое сольное пение (монодия) требует от исполнителей определённых технических приёмов и богатой тембровой палитры голоса. При этом стоит задача выражать смысловую нагрузку произведения. Эти требования заложили основы итальянского бельканто.

  • Осмысленная художественная фразировка.
  • Передача нюансов художественного текста.
  • Красота вокализации.
  • Предельная гибкость, лёгкость и ровность звуковедения.
  • Виртуозное владение голосом.

До появления оперы о сольном пении нет подробных сведений. Сольные номера были в спектаклях с музыкой и драматическим действием на религиозную тему, в лирических драмах и пасторалях. Далее итальянское вокальное искусство развивалось на основе оперного театра.

Особенности стиля

Такое пение стало сочетать в себе виртуозное управление певческим аппаратом, при исполнении колоратурных пассажей (таких фрагментов, в которых требуется высокоразвитая техника вокала), мягкость и утонченное звучание голоса в лирических эпизодах. В кульминационных моментах происходит не усиление нагрузки на связки, а обогащение звука за счет резонаторов.

Дыхание при этом должно сохраняться ровное, без какого-либо форсирования. Мастера бельканто прошлых лет любили щеголять своим умением петь, держа перед ртом зажженную свечу. Она должна была не только не погаснуть, но даже какие-либо отклонения пламени в сторону были недопустимы.

Якопо Беллини

Также по теме: ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

(Jacopo Bellini) (ок. 1400–1470), ведущий представитель венецианской школы живописи первой половины 15 в.; ученик Джентиле да Фабриано, мастера, работавшего в стиле «интернациональной» готики. В 1420-е годы вместе со своим учителем Якопо работал во Флоренции. Это было время зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и др. нового ренессансного стиля. Произведения монументальной живописи, созданные Якопо Беллини, не сохранились, но его станковые работы свидетельствуют, что художник соединял в своей живописи элементы готического и нового ренессансного стиля: декоративность, обилие деталей, изысканность и вычурность поздней готики и интерес к реалистическому изображению предметов в пространстве, характерный для эпохи Возрождения. Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка которых (возможно, 1440–1450) остаются спорными. В них содержится множество зарисовок самых разных сцен – мифологических, библейских и фантастических. Чувствуется интерес мастера к археологии, проблемам перспективы и другим способам организации изображения. Большинство рисунков, очевидно, являются законченными произведениями, тем более что ни одна из известных картин художника непосредственно с ними не связана. Среди рисунков впервые появляются сюжеты особого, характерного именно для венецианцев жанра: сцены из праздничной и повседневной жизни города. Этот жанр успешно нашел свое продолжение в творчестве сыновей Якопо, Джентиле и Джованни Беллини, а также целого ряда других мастеров в последующие годы.

Ранний период

Беллини уже при жизни был признанным мастером, выполнявшим множество самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений, плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна. Неизвестна и точная дата рождения художника. Если верить Вазари, который утверждает, что Джованни умер в возрасте 90 лет в 1516 году, то его рождение следует отнести к 1426 году. Однако это противоречит сохранившимся документам.

Джованни родился в семье художника Якопо Беллини, у которого кроме Джованни было ещё два сына, Никколо и Джентиле, а также дочь Николозия. Причём, согласно имеющимся данным, старшим сыном был Джентиле. Супруга Якопо Беллини, Анна Ринверси, перед своими первыми родами в 1429 году сделала завещание, сохранившееся в нотариальных архивах. Поскольку первые роды были в 1429 году, то Джованни в 1426 году родиться никак не мог. Дату его появления на свет исследователи относят к 1430-33 годам или даже позднее.

События в семействе Беллини имеют ещё один любопытный сюжетный поворот: в ноябре 1471 года Анна Ринверси, будучи уже вдовой Якопо, умершего, вероятно, за несколько месяцев до этого, составила своё последнее завещание, согласно которому всё её имущество переходило к Джентиле, Никколо и Николозии. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был. Некоторые исследователи поспешили сделать предположение, что Джованни был рождён от любовницы, или являлся сыном Якопо Беллини от гипотетического первого брака. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило.

Все исследователи творчества Беллини считают, что обучение он прошел в мастерской своего отца. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы. Две картины — «Св. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем, и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение.

Первая точная дата в биографии Джованни Беллини — 9 апреля 1459 года; тогда он упоминается у венецианского нотариуса Джузеппе Моизиса в качестве свидетеля. В это время он уже жил один в квартале Сан-Лио, но по прежнему трудился в мастерской своего отца, которому помогал выполнять наиболее крупные заказы. По свидетельству Фра Валерио Полидоро в 1460 году он совместно с отцом и братом Джентиле работал над алтарным образом Гаттемелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе, который, к сожалению, не сохранился.

Венецианская живопись XV века находилась под влиянием двух культур — византийской и нидерландской. Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества мастера. Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе. Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни — Николозии.

К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. С момента своего создания она украшала Дворец дожей в Венеции; в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер — по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Марк Онеггер, Музыкальный словарь: Том 1, Мужчины и их произведения. АК, Париж, Борда ,1979 г., 1232  с. ( ISBN  2-04-010721-5 ), стр.  92.
  2. ↑ и Музыкальный словарь: под руководством Марка Виньяля, Париж, Ларусс,2011 г., 1516  с. ( ISBN  978-2-03-586059-0 ), стр.  115
  3. Через два года после создания произведения Беллини переработал партитуру: теперь в опере всего два акта вместо трех, а диалоги заменены речитативами. Создание этой двухактной версии Адельсона и Сальвини состоялось только23 сентября 1992 г.в Большом театре Беллини в Катании .
  4. По случаю открытия нового театра Карло Феличе в Генуе Беллини тщательно пересматривает партитуру Бьянки и Гернандо . Либретто этой новой версии доверено Феличе Романи, и переработанная таким образом работа возвращается к своему первоначальному названию, Bianca e Fernando, ранее измененному на Bianca and Gernando, чтобы не оскорбить автора партитуры, Фернана, герцога Калабрии. . .
  5. Неопубликованная работа, опубликованная в: Francesco Cesari, «Nuove acquisizioni al catalogo vocal da camera di Vincenzo Bellini», in: AA. В.В. Итальянский романс да салотто, cura di Francesco Sanvitale, Туринские учреждения в Турине (EDT), Tesi Studi Ricerche n o  3, 2002, стр.  209-277, ( ISBN  88-7063-615-1 ) (ит) .
  6. Работа, упомянутая в Grove .
  7. Работа, на которую ссылается Grove, где указано, что это транскрипция Беллини из Allegretto alla polacca, op. 8 Бетховена .
  8. .
  9. .

Композиторы

Последующий взлет этого искусства произошел благодаря Джоаккино Россини (1792-1862) – талантливому композитору, который более двадцати лет создавал уникальные произведения. Отметим, что на его счету около 40 опер.


Фото: Alejandro / flickr.com

Одной из лучших считается «Севильский цирюльник», который мастеру удалось написать всего за 20 дней. Также стоит отметить талантливые произведения «Танкред» и «Итальянка в Алжире». Важнейший вклад в итальянскую оперу внес композитор Гаэтано Доницетти (1797-1848), на счету которого 74 работы.

Родившийся в бедной семье, он прошел непростой жизненный путь, прежде чем стать знаменитым и получил достойное образование. Среди самых известных произведений Доницетти – «Анна Болейн», «Цыганка», а также «Лючия ди Ламмермур».

Еще один талантливый итальянский композитор – Беллини (1801-1835). На его счету 11 опер и в них как нельзя лучше раскрылись достоинства стиля бельканто. Его главные шедевры – «Норма», «Сомнамбула», «Пуритане», «Пират», «Чужестранка».


Фото: gnuckx / Wikimedia Commons

К сожалению, знаменитый мастер умер молодым, когда ему было всего 34 года. Почти сотню лет его произведения не вспоминали, но после окончания войны Монсеррат Кабалье и Мария Каллас дали им вторую жизнь. Следующий знаменитый оперный итальянский композитор — Джузеппе Верди (1813-1901).

Ему принадлежат такие шедевры, как «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Бал-маскарад», «Аида», «Отелло».Нужно сказать, что он творил для оперных театров не только Италии, но и Парижа, а также Санкт-Петербурга.

Композитор обогатил оперу идеей, особым драматизмом и сильными образами. Новым этапом в этом виде искусства стал веризм, представлявший жизнь без прикрас.

В сюжетах стали появляться картины из жизни обычных людей. А родоначальником оперы в духе веризма стал Масканьи (1863-1945). Яркий, харизматичный, всегда хорошо одетый, он пользовался успехом не только в Европе, но и за ее пределами.


Фото: Anna & Michal / flickr.com

Среди самых известных его произведений – «Сельская честь», «Маски», «Жаворонок», «Нерон», также мастер создавал музыку к немым фильмам.

Настоящим мастером веризма стал еще один композитор  — Леонкавалло (1857-1919), который создал оперу «Паяцы». В ней описана жестокая история убийства бродячим актером его супруги и ее любовника. Композитор был очевидцем этих событий, а его отец – судья, который осудил убийцу на 20 лет.

После изобретения звукозаписи он записал свой шедевр на грампластинку. И, наконец, стоит упомянуть еще одного знаменитого композитора – Пуччини (1858-1924). «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Манон Леско», «Тоска», «Девушка с  Запада» навсегда увековечили его имя в истории.


Фото: Harvey Barrison / flickr.com

Скончался мастер в 1924 году, и он стал последним среди представителей оперной классики Италии. Также нельзя не упомянуть и о талантливых певцах и певицах, прославивших итальянскую оперу во всем мире.

Что такое бельканто?

Определение бельканто даёт Википедия:

В Большой советской энциклопедии (М., 1969—1978) есть более широкое толкование.

Эндиклопедия Кругосвет добавляет:

Хорошо разбирающиеся в опере люди, профессионалы-музыковеды, вокалисты вкладывают в этот термин несколько иное наполнение.

Вокальный педагог Виктор Фукс автор публикации «Искусство пения и техника голоса» (Лондон, 1976), в главе «Миф bel canto» последовательно доказывает: термином можно обозначить только

Итальянский критик, историк и музыковед Теодоро Челли считает, что бытующее обозначение термином bel canto пения и голосов, лишённых колоратурного блеска, — не что иное, как «импрессионистическая обмолвка». «Правильнее в этом случае говорить о bella voce или belcantare».

Австрийский певец хорватского происхождения Макс Эмануэль Ценчич утверждает, что

На основании выше сказанного, приходим к заключению, что сегодня есть широкое и узкое определение термина «бельканто».

Стиль

Беллини считается одним из величайших «  лирических мелодистов », повлиявших на Шопена . Его музыкальную личность сложно замкнуть в историко-стилистическую схему. Оставаясь верным музыкальным концепциям, унаследованным от великих композиторов, предшествовавших ему, Беллини является сторонником первенства песни. Тем не менее, в свое время Стендаль подчеркивает, начиная с La straniera, стилистический разрыв с попыткой Россини возродить формы барочной оперы, Беллини участвует, вслед за Керубини и Спонтини, в продвижении «классического» стиля ». Наделенный поразительным мелодическим гением, он посвящает свою жизнь композиции и блестяще владеет искусством создания мелодий совершенной ясности. Некоторые критики обвиняют его в «легкости» аккомпанемента. Он просто строит свои гармонии и оркестровки, но он преуспевает в выражении нежных и меланхолических чувств.

Он принес в Милан, а затем в Париж, ауру древней средиземноморской культуры, которую Европа идеализировала в . Это возрождение так взволновало Вагнера, что он выбрал Сицилию в качестве места для своей оперы « Das Liebesverbot» или «Die Novize von Palermo», переняв ясность лирического языка Беллини.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: