Как научиться петь мелизмы

Как не переборщить с мелизматикой

Мелизмы — украшение песни. И это не тот случай, когда их не бывает много. Часто вокалист вплетает в песню мелизм за мелизмом, как будто хочет «надеть всё лучшее сразу». Не надо так!

Важно учитывать строение песни. Для большинства зарубежных песен в жанре soul стандартная форма такова: куплет, припев, куплет, припев, бридж (кульминация) и ещё один припев

Вокалисту стоит показать свои яркие способности — в бридже и в последнем припеве. А до того в песне всё должно идти постепенно. Не лучший способ начать первый куплет — в формате «Вот что я могу!» В итоге, и вокалист устанет с первых строчек петь мелизмы и выдохнется; и зритель не поймёт, что же конкретно ему оценивать, потому что всё очень витиевато.

Кроме того, песня должна подходить вокалисту. Это легко проверить. Спойте куплет и припев — и сразу будет ясно, вам относительно легко или всё-таки трудно, подходит ли тональность. Да, тональность можно изменить, но лучше сразу выбирать по себе.

Не стоит ставить себе спортивную цель: «Я возьму эти ноты во что бы то ни стало!» Мелизмы всегда затрагивают верхние ноты, и если это не ваша тональность, будет сложно.

И, наконец, есть композиции, где обилие мелизмов просто неуместно. Например, если песня — военная, сдержанная по смыслу.

Стиль сегодня

В украшениях сегодня певец всегда должен быть в курсе правильного стиля. Нужно не только найти правильные каденции и декоративные приемы, подходящие голосу; но также нужно осознавать огромные различия в стиле между такими композиторами, как Гендель и Беллини. Здесь нельзя бросать наугад. Орнамент должен соответствовать как голосу, так и музыке, и его нужно петь убедительно, а не поверхностно.

Каденция, например, не может звучать как нечто постороннее; она должна звучать как естественная часть музыки, как будто ее написал сам композитор. Певцы, для которых Доницетти и Беллини писали свои оперы, часто имели и написанные именно для них украшения. Но они всегда помнили о стиле и намерениях композитора. Каждая смена актерского состава в этих операх изменяла орнамент в соответствии с новыми голосами и вокальным стилем. Часто композитор просто писал паузу в музыке, и певец мог делать то, что он или она хотели, чтобы показать свой голос.

Временами и в XVIII, и в XIX веках каденции становились такими же длинными, как сама ария, но это было украшение, преувеличенное до смешного. Певцы должны помнить об эмоциональном качестве каденций. Есть опасность излишних украшений и потери основной вокальной линии и мелодии. Красиво то, что основано на музыкальном вкусе. И это главный ключ к выбору украшений.

При восстановлении стиля бельканто сегодня простого подражания будет недостаточно, и это не вопрос аутентичности

Самое важное — сделать эти техники и стили нашими собственными, для нашего собственного времени. Это то, что подходит музыке и что подходит определенному голосу в диапазоне определенного стиля

В результате не может быть жестких правил относительно способов украшения мелодии. 

Группетто также похоже на свой инструментальный аналог, используя саму ноту и ноты, ее окружающие. В барочном орнаменте группетто начинается выше ноты, в то время как в следующем столетии стиль требовал группетто на самой ноте. Еще одним различием между двумя веками было размещение украшений. В XVIII веке орнаментация начинается в такт, тогда как в XIX веке орнаментация начинается до такта.

В большей части подобной музыки украшения используются как вариации к основной мелодии. Например, в такой арии, как “Аh, non giunge” из “Сомнамбулы” Беллини, первый куплет поется без каких-либо украшений — мелодическая линия определена. В повторениях сопрано создает свою собственную музыку, дополняя линию музыкально, эмоционально и технически. Именно это создание, слой за слоем обрастая украшениями, показывает искусство певца и воссоздает музыку так, как задумал композитор.

P. S. Если вам интересна эта тема, рекомендуем почитать книгу «Стиль вокального исполнительства» профессора Парижской консерватории Уильяма Хаслама:

Влияние инструментальной музыки

Во времена Баха, Генделя и Моцарта инструментальные исполнительские техники сильно повлияли на вокальный стиль. Певцы того времени научились петь инструментальные фигуры и обороты, такие как 16-е ноты, которые часто нелегко ложатся в голос. У Моцарта, к слову, фигуры для фортепиано и скрипки идентичны фигурам его вокальной музыки.

Сегодня вопрос стиля и украшений стал таким же запутанным в вокальной музыке, как и в инструментальной. Сегодняшние пианисты так же неверны Моцарту, как большинство наших современных певцов — Генделю, Доницетти и Беллини. Наши зрители уже привыкли к эмоциональному типу пения, а не к техническому. Оперы конца XIX века, то есть оперы Вагнера, Пуччини, Массне и Штрауса изменили вкусы любителей оперы. Больший акцент был сделан на оркестре, и, как следствие, требовалось, чтобы большие голоса были слышны через сложную оркестровую ткань. Бельканто оказалось отброшено в сторону в пользу больших и захватывающих звуков и эмоциональной подачи.

Доницетти, Беллини и Россини — композиторы бельканто

Мбу до «устьянская детская школа искусств» — основы нотной грамоты

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу.

Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение.

Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на гитаре).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать.

Разновидности мелизмов

Мелизматика — это техника, имеющая несколько подвидов, каждый из которых имеет определенные правила для исполнения композиции, а также свой знак нотной символики. Разновидности приема следующие:

  • Мордент.
  • Трель.
  • Короткий и долгий форшлаг.
  • Группетто.

Мордент

Мордент — своеобразное дробление ноты, в результате которого она будто бы рассыпается на три звука. Два из них — основные, а третий — вспомогательный, который, вклиниваясь, дробит звучание. Вспомогательный звук может быть верхним или нижним (как то положено по гамме). Иногда между ним и основным расстояние сжимается до полутона с помощью бемолей и диезов.

Как играть вспомогательный звук, подсказывает знак мордента: если он перечеркнут, то на секунду ниже, если нет — то выше.

Форшлаг

Форшлаг — один или несколько звуков, которые предшествуют украшающему. Может быть коротким и долгим. Короткий форшлаг в большинстве случаев состоит лишь из одного звука. Обозначение — маленькая 8-ая нота с перечеркнутым штилем. В тех редких случаях, когда коротких форшлагов несколько, они указываются как маленькие 16-ые ноты. Штиль не перечеркивается. Долгий (длинный) форшлаг — это один звук, который входит в длительность основного, разделяет с ним время на пару. Обозначение — маленькая нота с длительностью в 2 раза меньшей, чем основная.

Группетто

Группетто называют быстрое исполнение последовательной череды нот, опевание вспомогательным верхним и нижним основного звука. Между ними расстояние в секунду, т.к. это соседние клавиши или звуки. Этот вид мелизма отмечают завитком, напоминающим перевернутую восьмерку бесконечности. Если исполнение должно начинаться с верхнего вспомогательного звука, то завиток тоже начинается сверху, если с нижнего, то, соответственно, символ начинается снизу. Еще одна черта: когда символ группетто расположен над нотой, то мелизм исполняется во время всей ее длительности; если между нотами, то его длительность — это вторая половина звучания.

Трель

Трель — быстрое чередование двух коротких звуков, один из которых (обычно нижний) — вспомогательный, а второй — основной. Знак этого мелизма — волнистая линия. Ставится она над основным звуком. Длина трели равна длине ноты, которую выбрали для исполнения мелизма. Когда она начинается со вспомогательного звука, то перед основным обычно ставится маленькая нота. Мелизматика призвана придать мелодии легкость, узнаваемую своеобразность, некоторую старинную окраску. Прием является довольно искусным: при его исполнении длительность песни не должна увеличиваться, а звучание должно усложняться.

Предыдущий урок

Следующий урок

Нотные элементы

Сами ноты изображаются на пяти линях – это стан, они ведут отсчёт снизу вверх, и сами нотки тоже идут в таком порядке. Тем самым, показывается — выше нота на стане, её звучание будет выше, рисуются сами нотки на стане, или между ними.

  • Но в самой начале строчки, рисуется красивый, непонятный символ – Скрипичный ключ, это центральный элемент. С его помощью определяется принадлежность нот к первой октаве, то есть к основной. Происходит скрипичный ключ от латинской буквы G, от того и причудливая завитушка.
  • Противоположный ему элемент, в нотной грамоте – Басовый ключ. Он показывает принадлежность нот к более низкой октаве, соответственно звуки тоже ниже. Чаще всего, в басовом, играются партии для левой руки;
  • Одна из важных особенностей, помимо, какая нота играется, как долго она звучит. Все ноты обычно целые и идут на протяжении всего такта. Он является отрезком звучания мелодии, давая небольшую паузу и возможный переход на другую тональность, октаву. Также двойная более жирная тактовая черта, ставиться в конце произведения, тем самым сообщая о его окончании;
  • Размер такта – подобно пассажирскому вагону, в котором может поместиться только определённое количество людей. Взглянув на ноты, Вы увидите сразу после скрипичного ключа цифры, похожие на обозначения дробей. Они показывают частоту сильной доли произведения. Цифра вверху, говорит о том, сколько в такте долей, а нижняя, их длительность. Самый распространённый размер 4/4, но не будем перегружаться впервые уроки знакомства с музыкальной грамотой;
  • Кроме чистых нот, на белых клавишах, есть и их производные. Называются они – диез, бемоль. Обычно ставятся в начале строки, после ключей, или перед какой-либо определённой нотой. К примеру, этот диез относиться к фа и повышает данную ноту на пол тона вверх, на чёрную клавишу;
  • Аналогично с бемолем, его значок ставиться перед необходимой нотой, но звук понижается на пол тона вниз.

Как развить индивидуальный стиль

Для обучения важно слушать много музыки. Кристина Агилера, Мэрайя Кэрри, Ариана Гранде, Тори Келли, Стиви Уандер замечательно поют мелизмы

Слушая их, вы начнёте тренировать мозг запоминать различные вокальные рисунки — а дальше вам уже будет легче повторить за исполнителем. Музыку при этом нужно выбирать именно ту, которая нравится, а не просто «ради тренировки».

Что послушать

У многих знаменитых исполнителей есть авторский стиль в мелизматике. На этом видео собраны яркие примеры

Прослушивание «фирмовой» западной музыки прокачивает вас как вокалиста. Доказано.

Мелизмы — это самая настоящая импровизация. Когда человек доходит до уровня понимания музыкальных рисунков и структуры песни, он может придумывать собственные варианты соединения разных мелизмов. Тогда пение звучит не как подражание любимому исполнителю, а индивидуально. Так получается самобытность.

Мелизмы импровизация №1 педагога Ольги Никифоровой

Мелизмы импровизация №2 педагога Ольги Никифоровой

Длительности нот, чтение с листа

Чтобы записать правильно мелодию или прочитать её с листа необходимо уметь точно отсчитывать длительности. Значение здесь больше имеет ритм, ведь любая композиция строится прежде всего на нём, да и «перенесение» музыки на бумагу средствами нотной грамоты становится возможным только после «разбиения звуков» на ритмические составляющие. Длительности нот бывают целыми, половинными, четверными, восьмыми, шестнадцатыми, тридцать вторыми, шестьдесят четвертыми.

Еще есть нота с точкой, точка продлевает длительность ноты ровно наполовину. Например, четвертная с точкой по времени звучит столько же, сколько три восьмые. Самое интересное при чтении с листа это точно отсчитывать эти длительности, слушая как вырисовывается мелодия. Названия пауз соответствуют названиям уже знакомых нам длительностей, а время их звучания заменяется тишиной.

Когда нам нужно продлить звук на определённую длительность ставится знак лиги. Внешне он похож на такую дугу, и если мы доходим до ноты, над которой начинается дуга, то мы продлеваем её звучание на ту длительность, которую имеет следующая нота (там где дуга заканчивается). При чтении простейших мелодий можно использовать способ счета приведенный в разделе как читать ноты. Он подходит для того чтобы правильно сыграть вот эту известную мелодию

В начале нам необходимо решить какое обозначение дать восьмым и четвертным. Первые у нас, как мы помним, считаются на «ти», а вторые на «та». Теперь мы можем прочесть последовательность, используя «ритмический каркас», точно определяя длительности.

1 — вертикальные линии над нотным станом — отсчет долей, их в данном случае четыре (ведь размер четыре четверти). Каждая доля имеет длительность четвертной, то есть ногой отсчитываем доли и про себя, или вслух проговариваем ти-ти-ти-ти…

2 — мы видим обозначение лиги, значит восьмая ми, с которой знак начинает действовать, звучит на половинную дольше своей длительности. Вместе написанные слоги (тата) обозначают, что половинная ми по длительности равна двум четвертным (в то время пока мы проговариваем тата, имея ввиду 2-ве четвертные, звучит ми).

3 — время звучания этой ноты с точкой, равно четверная+восьмая (то время пока мы считаем та-ти звучит как раз ре).

4 — здесь во время проговаривания «ти» восьмая пауза. Значит в мелодии наступает тишина на то время пока звучала бы 8-ая.

Кстати, для удобства можно считать только «ти — ти — ти — ти«, так как при таком подходе проще определить время звучания четвертной ноты с точкой, которое равно ти-ти-ти, звучание же обычной четвертной ноты равно ти-ти или двум восьмым (та=ти+ти)…Ещё один способ, с помощью которого удобно отсчитывать быстрые длительности представлен в статье чувство ритма.

Примеры

Ангелы, которых мы слышали на небесах

Хор оркестра армии США, а капелла

Проблемы с воспроизведением этого файла? Видеть помощь СМИ.

Традиционная французская колядная мелодия «Глория», которой исполняется гимн «Ангелы, которых мы слышали на небесах «обычно поется (и»Ангелы из Царств Славы «в Великобритании), содержит одну из самых мелизматических последовательностей в популярной христианской гимновой музыке. Дважды в припеве» о «слова» Gloria «используется 16 различных нот».Дин Донг весело на высоте «, организовано Джордж Рэтклифф Вудворд, содержит еще более длинную мелизму из 31 ноты, также на «о» «Gloria».

Георг Фридрих Гендель с Мессия содержит множество примеров мелизмы, как в следующем отрывке из припева «Для нас родился ребенок» ( ). Линии сопрано и альта включают 57-нотную мелизму на слове «рожденный».

Играть в (помощь ·Информация )

Мелисма также используется, хотя и редко и кратко, в музыке Jethro Tull: примеры включают одноименный трек из альбома Песни из дерева и песня «На коньках (На тонком льду нового дня)». Один из самых ярких примеров современной поп-музыки произошел в Брюс Спрингстин «s»Узы, связывающие «, в котором» I «в» bind «повторяется 13 раз. Яркий пример можно найти в Богемская рапсодия к Королева, в котором мелизма на слогах «-co» (от «magnifico») и «go» (от «отпусти меня») составляет часть драматической структуры песни.

Вольфганг Амадей Моцарт также использует мелизму в своих Реквием-месса ре минор (К. 626) в Kyrie последовательность, при этом «е» в «eleison» тщательно спето в различных нотах.

Недавний пример мелизма в популярной музыке слышен в американской рок-группе. Тридцать секунд до марса ‘2013 сингл «Сделай или умри «. В припеве и на протяжении всей песни ведущий вокалист Джаред Лето поет: «И история продолжается …», удерживая слог «on» через несколько нот.

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты. Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение — акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С – это равнозначно размеру 2/2.

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая, третья («три») – слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) — сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент — на наиболее сильной доле такта, а второй — на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Упражнения для обучения мелизматике

Выберите песню с мелизмом, который вы хотите спеть, — например в YouTube. Замедлите видео, выбрав скорость 0,5, — и несколько раз прослушайте фрагмент. Если у вас есть инструмент, попробуйте на слух подобрать ноты, которые содержит мелизм. Например, их пять или семь. Запомните и повторяйте очень медленно. Раз за разом. Пойте их чётко. Пытайтесь постепенно переходить от медленного темпа к быстрому

Важно начать с правильной ноты, закончить на правильной ноте — и прийти в нужную тональность

Конечно, звучит непросто. Тренируясь самостоятельно, вы можете неправильно запомнить ноты и дальше будете петь, считая, будто получается мелизм, а это что-то совершенно другое. Поэтому лучше обучаться с преподавателем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: