Бетховен

На пике музыкального пути

В 1778 году от лихорадки умерла мама Моцарта. А в следующем 1779 году в Зальцбурге его взяли на работу придворным органистом, он должен был писать музыку к воскресным церковным пениям. Но правящий в то время архиепископ Коллоредо был скуп по натуре и не слишком восприимчив к музыке, поэтому отношения между ним и Моцартом не сладились изначально. Вольфганг не стал терпеть плохого отношения к себе, уволился со службы и уехал в Вену. Это был 1781 год.

Осенью 1782 года Моцарт женился на Констанции Вебер. Его отец категорически не воспринимал этот брак всерьёз, ему казалось, что Констанция выходила замуж по какому-то тонкому расчёту. В браке у молодой супружеской пары было рождено шесть детей, но живыми остались лишь двое – Франц Ксавер Вольфганг и Карл Томас.

Отец Леопольд никак не хотел воспринимать Констанцию. Молодые вскоре после свадьбы поехали к нему в гости, но это не помогло сблизиться ему со своей невесткой. Также холодно приняла Констанцию и сестра Моцарта, что до глубины души обидело жену Вольфганга. Она до конца жизни так и не смогла их простить.

В музыкальной карьере Моцарта наступил пик. Он по-настоящему находился в зените славы, за свои музыкальные сочинения получал большие гонорары, у него было много учеников. С женой в 1784 году они поселились в шикарной квартире, где даже позволяли себе держать всю необходимую прислугу – парикмахера, повара, служанку.

К концу 1785 года Моцарт закончил работу над одной из самых известных своих опер – «Свадьба Фигаро». Премьера состоялась в Вене. Опера хорошо принималась зрителями, но назвать премьеру грандиозной было нельзя. А вот в Праге у этого произведения успех был ошеломляющим. Моцарта пригласили в Прагу на Рождество 1786 года. Он поехал вместе с женой, там им оказывали очень тёплый приём, постоянно супруги ходили на вечеринки, обеды и другие светские мероприятия. Благодаря такой популярности, у Моцарта появился новый заказ на оперу по пьесе «Дон Жуан».

Весной 1787 года умер отец, Леопольд Моцарт. Смерть так сильно потрясла молодого композитора, что многие критики сходятся во мнении о том, что эта боль и печаль проходит через всё произведение «Дон Жуан». Осенью Вольфганг с женой вернулись в Вену. У него появилась новая квартира и новая должность. Моцарт был принят на работу камерным императорским музыкантом и композитором.

Последний период творчества

Как и в юности, в годы разочарования композитор ищет утешение в религии. Летом 1863 года он поселяется в монастыре под Римом. Здесь его посещает Папа Римский, они беседуют о реформе церковной музыки.

Два года спустя приходит известие о смерти генерала Витгенштейна, и ничто больше не мешает браку с Каролиной, но она отказывается от брака. Вскоре (в апреле 1865 года) Лист принимает сан аббата.

Духовный сан не помешал активной творческой деятельности Листа. В начале 60-х годов он заканчивает ряд произведений духовного содержания. Наиболее значительное среди них – оратория «Легенда о Святой Елизавете», премьера которой состоялась в Пеште. Вскоре была закончена вторая оратория – «Христос» – и написана «Венгерская коронационная месса». Из сочинений светской музыки в Риме были созданы два широко известных фортепианных этюда – «Шум леса» и «Хоровод гномов», «Испанская рапсодия», а также множество фортепианных транскрипций.

Последние 17 лет жизни Лист делит между Римом, Веймаром и Будапештом. Он окружен всеобщим поклонением, в Веймар к нему приезжают многие музыканты, в том числе Бородин, Кюи, Глазунов.

Укрепляются связи композитора с родиной. В 1872 году возникает венгерское Листовское общество, с небывалым размахом празднуются торжества, посвященные 50-летию творческой деятельности Листа. Ему вручают золотой лавровый венок и медаль, выбитую по поводу этого события, а через некоторое время он получает от одного из любителей музыки чайный сервиз, 12 чашек которого украшены темами Венгерских рапсодий. В 1875 году, после длительных хлопот Листа, в Будапеште открывается Музыкальная академия (ныне она носит его имя). Он становится ее почетным президентом и ведет класс фортепиано.

К наиболее значительным сочинениям позднего периода (70 – 80-е годы) следует отнести «Третий год странствий», второй и третий «Мефисто-вальсы», «Мефисто-польку», последние венгерские рапсодии (16–19), 13-ю симфоническую поэму «От колыбели до могилы».

Смерть Листа, подобно всей жизни, свидетельствовала о благородстве его натуры. В свое время его дочь Козима и Вагнер, которого он считал лучшим другом, пошли на открытый скандал. Не дождавшись официального развода с Бюловым, Козима забрала детей, из которых последняя – Изольда – была дочерью Вагнера, и уехала к нему. Она порвала все отношения с отцом и не виделась с ним пять лет. Теперь же, в июле 1886 года, когда Вагнера уже не было в живых, Козима попросила отца приехать в Байрёйт — присутствовать на спектаклях «Тристана и Изольды», чтобы своим авторитетом подчеркнуть дело Вагнера. Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрёйте 31 июля 1886 года.

Немецкое название – Райдинг

После Черни Лист не имел других преподавателей по фортепиано

Любопытно, что этот бюрократический отказ санкционировал директор консерватории – итальянец Л. Керубини

У него же, несколькими годами спустя, обучался Берлиоз

Позже Лист сделал переложение «Каприсов» Паганини

в октябре 1861 года Лист вслед за Каролиной приехал в Рим, чтобы в день своего 50-летия обвенчаться в церкви Сан-Карло, где все уже было готово к праздничной церемонии. Но его ждал неожиданный удар: накануне вечером к княгине Витгенштейн явился посланец церкви с известием, что венчание должно быть отложено по протесту ее родственников. Она в отчаянии отказалась от бесплодной борьбы и стала вести затворническую жизнь, все больше погружаясь в религию.

Иногда его именуют вторым веймарским периодом

Вечный странник

Здравствуйте, дорогие наши читатели! Очень надеюсь, что первая встреча с Веной и венскими классиками не оставили Вас равнодушными. Сегодня мы вновь отправляемся в гости к венским классикам. Вы помните, что именно Вена стала ареной многих исторических и музыкальных событий, именно Вена подарила нам множество великих имен, именно Вена дала нам возможность познакомиться с музыкой будущего, именно Вена пленила наш взор!

Мы познакомимся с очень яркой и многогранной личностью, образованнейшим человеком, гениальным пианистом, композитором, новатором и музыкальным критиком- Ференцем Листом. Музыкант и гуманист, человек смелых убеждений и безграничной доброты.

Казнь великого визиря Османской империи

О казни Ибрагима-паши было написано достаточно много и подробно. Этому событию были посвящены десятки страниц в произведениях Камиля Фейзиоглу, Хестера Дональдсона Дженкинса, Назима Текташа и еще ряда историков и публицистов, писавших об этом знаменитом великом визире.

Если быть кратким, то после продолжительной ночной беседы за обильным угощением, происходившим в священный для мусульман месяц Рамадан, султан предложил Ибрагиму-паше остаться ночевать у него, тот согласился, и во сне его задушили палачи. Тело было тайком от всех захоронено в неизвестном месте, огромное состояние Ибрагима-паши было полностью реквизировано в пользу казны империи, а к его имени посмертно добавилось еще одно прозвище — Мактул («казненный»).

Добро и «благословение» — фетва, или фатуа, на нарушение своей клятвы султан получил от муфтия или, по другому, кадия Мехмеда Эбуссууда-эфенди, высшего духовного лица в империи, после того как султан изложит ему все причины своего решения. В качестве «индульгенции за грех» от Сулеймана I потребуется возвести «по этому поводу» еще одну новую мечеть в Стамбуле. Ну, для султана, думается, это был не вопрос. Как говорится, Сулейман сказал — Сулейман сделал!

Так закончилась жизнь, возможно, самого влиятельного визиря в истории Османской империи.

Литература:

  1. Камиля Фейзиоглу «Паргалы Ибрагим-паша».
  2. Хестера Дональдсона Джекинса «Паргалы Ибрагим-паша».
  3. Назима Текташа «Паргалы Ибрагим-паша».
  4. Исмаила Узунчаршилы «Османская история».

Обучение музыке

Видя, что выступления сына пользуются успехом, отец понял, что ему надо серьёзно обучаться музыке и принял решение везти ребёнка в Вену.

Они уехали в Австрию в 1821 году. Там Ференца взялся безвозмездно обучать игре на фортепиано австрийский композитор чешского происхождения Карл Черни. Теорию музыки также безвозмездно ему преподавал Антонио Сальери.

Среди венских слушателей концертные выступления юного дарования производили сенсацию. Однажды после такого феноменального концерта мальчика поцеловал сам Бетховен, о чём Ференц Лист помнил потом до конца жизни.

В 1823 году отец повёз Ференца в Париж с целью отдать его на учёбу в консерваторию. Однако мальчика не приняли, потому что в это учебное заведение брали на учёбу только французов. Несмотря на то, что денежных средств не было, отец принял решение оставаться в Париже.

Последние годы и смерть композитора

Впрочем, все было не так уж и безоблачно. Часть публики Веймара не понимала и не желала воспринимать устремления Листа. Результатом становился бойкот консервативно настроенной части слушателей.

Иногда выступления по инициативе влиятельных жителей города и вовсе проходили в полупустом зале.

Вскоре начались неурядицы в личной жизни, а затем композитора постигли трагедии: его сын и старшая дочь умерли.

В начале 60-х Лист играл довольно мало. Ездил по Европе: жил то в Риме, то в Веймаре, то в Пеште (Венгрия). Мужчина продолжал писать, но также не столь активно. Занимался преподаванием.

На занятия к известному композитору и фортепианному виртуозу приезжали со всего континента, из большинства ближайших стран.

В 1886 уже в преклонных годах музыкант серьезно простудился и подхватил воспаление легких. Состояние постепенно ухудшалось: начались проблемы с сердцем, сильные отеки.

Ференц Лист умер 19 июля 1886 года от осложнений пневмонии. После кончины останки известного композитора были похоронены на кладбище города Байройт в Германии.

Произведения

Файл:Commemorative plaque of Franz Liszt.jpg Мемориальная доска Ференца Листа (г. Киев).

Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina commedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851—1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклорные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий.

Жанр инструментальной рапсодии является своего рода «новацией» Листа.

Рапсодии создавались в следующие года: № 1 — около 1851 года, № 2 — 1847 год, № 3—15 — около 1853-го, № 16 — 1882 год, № 17—19—1885 год.

Макбул султана

Ибрагим-паша, опасаясь козней влиятельных недоброжелателей и понимая, что может быть лишен жизни самим султаном по навету на него противников, которых было хоть отбавляй, пытался отказаться от такой огромной ответственности. Тогда Сулейман I дал ему твердую клятву, что тот не будет казнен по его приказу никогда.

Этим он, с одной стороны, заручился преданностью со стороны Ибрагима-паши, а вот с другой — развязал ему руки и подверг сильнейшему искушению практически неограниченной властью в империи. Именно тогда Ибрагим-паша получил два прозвища при дворе: Френк, что означало, с некоторым презрением, именование его за глаза «европеец», а также Макбул — «фаворит».

Это, впрочем, ничуть не смущало нового великого визиря, даже напротив: весьма способствовало ему на дипломатическом поприще. Он смог достичь весьма выгодных соглашений с лидерами католических держав. Венецианцы даже дали ему прозвище Ибрагим Великолепный, как бы сравнивая в эпитетах его с султаном Сулейманом, которого именно так именовали в Европе, так об этом напишет Хестер Дональдсон Дженкинс.

Ганс Себальд Бехам «Паргалы Ибрагим-паша верхом на лошади» / Музей Бойманса-ван Бёнингена, Нидерланды

Начало жизни и творчества

Биография Вольфганга Амадея Моцарта не вписывается ни в какие шаблоны и стандарты написания биографий. Можно поставить в начале только дату и место рождения: 27 января 1756 года, Зальцбург, — и дальше сразу описывать его жизнь так, как мы описывали бы жизнь взрослого музыканта. Сочинение музыки, выступления на публике, гастроли и непрерывная работа над техникой исполнения составляли его жизнь с раннего детства.

Судьба величайшего музыкального гения была предопределена двумя совпавшими обстоятельствами. Впрочем, это совпадение нельзя назвать случайным: Вольфганг был одарен идеальным слухом и тончайшим восприятием музыки, а его семья была настоящим сообществом и школой музыкантов.

Рис. 1. Вольфранг Амадей Моцарт

Отец — Леопольд Моцарт — скрипач, одаренный педагог и неутомимый импресарио для своих детей. Семья Моцартов не бедствовала, но и богатой ее нельзя было назвать. Отец старался дать своим детям наилучшее будущее, какое только мог.

Он обучал детей не только музыке, но и чтению, грамоте, счету, иностранным языкам — всему, чему учили детей в школе. Старшая сестра Мария Анна с раннего детства освоила скрипку и клавесин под руководством отца, а в возрасте 4 лет начал заниматься музыкой и Вольфганг.

Малыш сразу начал сочинять музыку. Его детские произведения были, конечно, совсем простыми, но гармоничными.

Последние годы жизни композитора Franz Liszt

В 1886 году маэстро принял участие в одном из местных музыкальных мероприятий. Тогда была плохая погода, в результате чего Лист заболел. Он не получил должного лечения, и в результате простое заболевание переросло в воспаление лёгких. У музыканта практически не было сил. Вскоре у него возникли проблемы ещё и с сердечно-сосудистой системой.

Затем медики констатировали у музыканта отёки нижних конечностей. Из-за заболевания он не мог нормально передвигаться. Вскоре он уже не мог самостоятельно передвигаться даже по дому. 19 июля 1886 года состоялось последнее выступление знаменитого гения. 31 июля его не стало. Он скончался в местной гостинице.

Литература

  • Гаал Д. Ш. Лист. — М. : Молодая гвардия, 1977. — 319 с. — (Жизнь замечательных людей. Выпуск 11 (572)).
  • Залесская М. К. Ференц Лист. — М. : Молодая гвардия, 2016. — 493 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1796 (1596)). — ISBN 978-5-235-03923-0.
  • Крауклис В. Симфонические поэмы Ф. Листа. М., Музыка, 1974
  • Левашева О. Ференц Лист. Молодые годы. М., Музыка, 1998
  • Маркина Л. Г. ДОМ-МУЗЕЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА / ВАЙМАР // Культура Германии: лингвострановедческий словарь / Л. Г. Маркина, Е. Н. Муравлёва, Н. В. Муравлёва; под общей редакцией Н. В. Муравлёвой. — М.: АСТ, 2006. — С. 280. — 1181 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-0383-5.
  • Мильштейн Я. И. Ф. Лист. — 2-е, расширенное и дополненное. — М.: Музыка, 1970. — Т. I. — 864 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Мильштейн Я. И. Ф. Лист. — 2-е, расширенное и дополненное. — М.: Музыка, 1970. — Т. II. — 600 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Слонимский С. Творческий облик Листа: Взгляд из XXI века (Эссе современного композитора). Композитор-СПб, 2010
  • Ханкиш Я. Если бы Лист вёл дневник… :  / Пер. с нем. М. Погани. — Будапешт : Корвина, 1962. — 187 с.
  • Цуккерман В. Соната си минор Ф. Листа. М., Музыка, 1984
  • Christern, «F. Liszt nach seinem Leben und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt» (Лпц.)
  • Schuberth, «Franz Liszt’s Biographie» (Лпц., 1871); Heymann, «L’abbé Liszt» (П., 1871)
  • П. А. Трифонов, «Франц Лист» (СПб., 1887)
  • Janka Wohl, «François Liszt», в «Revue internationale» (1886), L. Ramann, «Franz Liszt, als Künstler und Mensch» (Лпц., 1880)
  • К. Pohl, «Franz Liszt. Studien und Erinnerungen» (Лпц.).
  • Gut S. «Франц Лист». Paris, 1989. ISBN 978-2-87706-042-4
  • Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. — Харьков: РА — Каравелла, 2002. — 336 с. ISBN 966-7012-17-4
  • Demko Miroslav: Franz Liszt compositeur Slovaque, L´Age d´Homme, Suisse, 2003.

Жизнь Баха в Кётене

После Веймара Бах, вместе с женой и детьми приехал в Кётен (было это в 1717-ом году). Работа его здесь заключалась в руководстве придворным оркестром, а также в обучении принца Кётенского. Всё остальное время композитор мог проводить за написанием музыки. Из-за отсутствия органа, пришлось в своём труде сконцентрироваться именно на клавирной музыке.

С течением времени Иоганну Себастьяну становилось все более скучно в маленьком провинциальном городке и он подумывал об отъезде. Но кроме скуки подстёгивали к этому шагу еще два обстоятельства — 1720 год (умерла жена Мария Барбара), стремление дать своим детям хорошее университетское образование. Сначала Бах пытался устроиться органистом в городе Гамбург при церкви святого Якова. Он выступал в этом городе во время одной из недавних артистических поездок и изрядно восхитил всех своей игрой на органе, в том числе присутствовавшего там, уже престарелого Рейнкена. Желанная должность Баху вновь не досталась, получил её человек ничего не смыслящий в музыке, но внёсший в фонд церкви круглую сумму. Пришлось ещё выждать какое-то время до появления новых перспектив.

В 1721 году великий композитор вновь женился. Избранницу звали Анна Магдалена, она была родом из музыкальной семьи и сама обладала сильным голосом. Благодаря некоторым особенностям характера (мягкость, отзывчивость) Анна стала опорой и поддержкой для своего мужа.

Жизнь Баха в Лейпциге

Вскоре композитор попробовал устроиться кантором в городе Лейпциг. Он подал прошение в магистрат, но они искали музыканта более известного. Имевшиеся же кандидаты отказались поэтому решено было принять Баха, да и то на унизительных условиях.

Школа певчих, которая, благодаря тем самым условиям, была в ведомстве Иоганна Себастьяна находилась в полной разрухе. Участники хора не справлялись со своей задачей многие из них просто не имели соответствующей подготовки, другие же вообще были не годны для пения в хоре. С музыкантами же игравшими в оркестре была та же история. Иоганн Себастьян писал доклады магистрату, но поддержки не получил. Мелкобуржуазным аристократам, стоявшим в его главе было гораздо проще свалить всю вину на нового кантора, что они и делали в своих многочисленных документах. Таким образом, и в Лейпциге отношения с начальством не складывались, но переезжать куда-то Иоганн Себастьян не хотел, так как за плечами был уже немалый опыт в таких вещах.

Единственное, что хоть как-то сглаживало переживания по-поводу постоянных нападок и унижений вышестоящих, так это артистические путешествия композитора. Его невероятное мастерство позволило завоевать симпатию людей, а также завести множество новых знакомств, так как музыка Баха высоко ценилась некоторыми из выдающихся личностей того времени.

Но всё же композиторский вклад (то главное на что тратил свое время композитор) остался недооценённым. Произведения Баха не печатались, словно никому до них и не было дела. Между музыкантом и обществом как будто выросла тогда стена непонимания, оставив Иоганна Себастьяна одиноким художником (надо сказать, что большую поддержку оказывала ему жена). И так было, к сожалению, до самой смерти композитора.

Последние творения Баха отличаются философской отвлечённостью чуждой реальному миру. В них он как бы отгораживается от жестокой реальности мира. Но это не умаляет значимости данных произведений, которые заслуженно считают вершиной полифонического искусства.

28 июля 1750-го года Баха не стало. Событие это не привлекло особого внимания. Однако, в наше время бесчисленное число людей собирается в месте где находятся останки композитора — все они являются горячими поклонниками его творчества.

Стиль Джимми Хендрикса

Джимии Хендрикса отличал не только стиль игры на гитаре, но и образ на сцене. Он не носил рваные джинсы и мятые футболки, которые предпочитали все прочие рок-музыканты эпохи. Вместо этого Джимми одевал футболки кислотно-ярких тонов и гавайские рубашки. Объемная прическа и классическая зеленая бандана также стали его визитной карточкой, по которой Хендрикса узнавали во всем мире.

Яркая внешность вполне соответствовала эксцентричному характеру выступлений Хендрикса на сцене. Именно он первым стал завершать свои живые концерты разбитием гитары о сцену. Однажды он и вовсе поджег музыкальный инструмент на глазах у изумленной публики. Для Хендрикса это был своеобразный акт жертвоприношения. Наиболее ярким стало выступление Джимми Хендрикса на фестивале Вудсток, состоявшемся в далеком 1969 году.

Дипломатия Ибрагима

Ибрагим-паша в 1533 году провел успешные переговоры с монархом Испании по Венгрии, закончившиеся безусловной победой дипломатии Оттоманской монархии. А вот вел себя на них он так, как будто управление империей осуществлял лично от своего лица, заменив султана.

В 1535 году были проведены переговоры с французами, позволившие базировать военный флот Оттоманской империи в Тулоне, что дало возможность османам действовать совместно с французами против Габсбургов, а знаменитому корсару и адмиралу Барбароссе — совершить свой последний блистательный морской поход, вселивший дрожь и трепет во все морские державы того времени в 1543—1544 годах.

Неизвестный художник «Хайреддин Барбаросса в старости»

Кроме того, великий визирь участвовал во всех крупных военных кампаниях, проводимых Сулейманом I, зарекомендовав себя опытным и талантливым военачальником. Он удостоился высокого звания сераскира — главнокомандующего османских войск, участвуя в этой должности в битве при Мохаче, осаждении Вены и военной кампании против Персии в 1534—1535 годах.

Подробности личной жизни

После смерти отца Ференц находился, как будто в коробке. Ему не интересна была музыка, а все события, которые творились в мире, проходили мимо его ушей. Когда он познакомился с графиней Мари д’Агу, ситуация изменилась. Девушка сразу понравилась Листу. Она обладала хорошим вкусом и интересовалась современным искусством. Кроме того, она занималась написанием книг.

На момент знакомства Мари была замужем за состоятельным мужчиной. Когда она повстречала Листа, то всё перевернулось с ног на голову. Она бросила супруга, а вместе с ним и привычное общество. С новым возлюбленным женщина переехала в Швейцарию. Они так и не узаконили свои отношения. Однако это не помешало паре обзавестись тремя детьми.

Но Лист оказался не так прост, как это могло показаться Мари. Вскоре он влюбился в жену Николая Петровича Витгенштейна — Каролину. Чувства были взаимными. Они были вынуждены бросить семьи и сбежать из города.

Из-за религиозности женщины требовалось разрешение Папы Римского и русского императора на новый союз. Паре не удалось добиться желаемого, поэтому они жили в гражданском браке.

Занимательные факты

Жизнь Ференца Листа была яркой и разнообразной. О венгерском композиторе имеется немало интересных фактов, которые не всегда можно найти в кратких биографиях:

  • При крещении имя Листа было записано как Франсискус. В Австрии композитора называли на немецкий манер — Франц.
  • Руки Листа были как будто созданы для игры на фортепиано: его кисти была характерна большая растяжка, поэтому композитор мог брать практически две октавы.
  • Первую и единственную оперу «Дон Санчо» Ференц создал в 14 лет. Партитура была утеряна, но её нашли в 1903 году.
  • Во время игры пианист становился таким эмоциональным, что в процессе мог порвать струны или разбить молоточки музыкальных инструментов.
  • Манеру исполнения композитора считали уникальной. Во время выступления он часто играл на нескольких инструментах поочерёдно.
  • Виртуозность исполнения венгерского композитора поражала любого слушателя. Его игра на рояле могла создать впечатление выступления целого оркестра.
  • Бетховен, который поцеловал Ференца после концерта, был кумиром мальчика ещё задолго до их встречи.
  • Лист не только сочинял и исполнял музыку. Он также был великолепным дирижёром.
  • Поскольку в жизни Ференца были периоды, когда он не появлялся на публике долгие годы, один раз в Париже по ошибке был опубликован его некролог.

Во всех произведениях, которые сочинил Лист, видна самобытность, стремление к новому, богатая фантазия и смелость. Его своеобразный взгляд на искусство позволил создать запоминающиеся шедевры, способные покорить любого слушателя.

https://youtube.com/watch?v=JGVi5HrKJME

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: