Скоморохи и их роль в развитии народной культуры

Презентация на тему: » «Скоморохи – первые профессиональные актеры». Н.Д.» — Транскрипт:

1

«Скоморохи – первые профессиональные актеры». Н.Д.

2

Кто такие скоморохи? Скоморохи — странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В. Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут». Скоморохи — странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В. Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».

3

Известны скоморохи с 11 века и особую популярность получили в 15–17 веках. Они подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей.

5

Время появления скоморохов на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. Время появления скоморохов на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи.

6

Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела» и другие.

7

Скоморохи В средние века при дворах первых германских властителей были потешники, паяцы и разнообразные греко- римские клички, их чаще всего звали «жонглерами».

8

Обычно они являлись участниками пиров, свадебных и погребальных обрядов, различных праздников. Отличительной особенностью скоморохов был бродячий образ жизни.

12

Скоморохи на Руси

13

Скоморохи пришли!

14

О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало свидетельств в древней письменности.

16

Музыкальные инструменты скоморохов

17

В историческом аспекте скоморохи известны прежде всего в качестве представителей народного музыкального искусства. Они становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок, В историческом аспекте скоморохи известны прежде всего в качестве представителей народного музыкального искусства. Они становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок,

21

Далее… Скоморохи упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт пишет о любви северных славян к музыке, упоминая изобретенные ими гусли. О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла. Скоморохи упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт пишет о любви северных славян к музыке, упоминая изобретенные ими гусли. О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.

23

Гусельники — шуты Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов.

24

Шуты –острословы!

29

Сейчас… Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток. Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток.

Происхождение

Об одаренных певцах и сказителях — скоромохах — сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, на другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях.

Пришло скоморошество из Византии или с Запада точно до сих пор неизвестно, однако точно можно сказать, что во время своих скитаний по миру «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, и бродили «ватагами» для своего промысла. Позже по ряду причин скоморахам пришлось «осесть», так появились скоморошечьи деревни.

Кстати, до сих пор не выяснено происхождение самого слова «скоморох». Одни исследователи объяснял его глаголом «скомати» – производить шум. Другие считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства.

Как выглядели бродячие артисты?

Образ скомороха на Руси всегда был немного гротескным. Эти люди с помощью шуток и прибауток могли вскрывать самые серьезные проблемы своего времени и не боялись высмеивать духовенство и сильных мира сего. Все, что говорили скоморохи, не воспринималось всерьез, но все же надолго западало в душу народа. Ведь никому и в голову не приходило обращать внимания на то, что вещает бродячий шут. Скоморох в этом случае мог выступать лакмусовой бумажкой общества в целом. Этому соответствовал и внешний вид комедиантов.

Костюм скомороха всегда был крайне ярок. Актеры носили невероятные цветные штаны и рубахи, часто на голове присутствовали смешные колпаки с бубенчиками, которые уже одним своим звоном вызывали смех у встречающихся людей. В каждой группе бродячих артистов было множество масок и музыкальных инструментов.

Артель скоморохов: состав и примерное количество

Для того чтобы легче путешествовать по Руси и веселить народ, скоморохи объединялись в ватаги или артели. В ватаге могло быть до двадцати артистов, а вот одна артель уже включала в себя до сотни человек.

В этой компании обязательно присутствовали сказочники, певцы, музыканты и дрессировщики. Последняя категория артистов являлась непременным атрибутом выступления. Практически всегда скоморохи бродили по свету с ученым медведем. Он был любимцем публики и считался на Руси священным животным. Обычно рядом с хищником находился артист в костюме развеселой козы, которая, не переставая, танцевала и била в ложки. Именно вокруг этой группы начиналась пляска скоморохов, в которую со временем втягивались все участники представления.

Интересен тот факт, что довольно часто артели скоморохов занимались не только развлечением народа, но и грабежом на дорогах. Этот вид деятельности приносил, конечно, больший доход артистам, но послужил одной из причин гонения на скоморохов со стороны властей городов и православной церкви.

Скажем прямо: звуки все в целом довольно резкие и не очень приятные.

В 17-м веке англичанин Сэмюэл Коллинз, врач царя Алексея Михайловича, оставил записки о России, в которых не без цинизма писал о русском музыкальном вкусе: «возьмите несколько сов, несколько скворцов, пару голодных волков, семь свиней, столько же кошек с супругами и заставьте всех их петь: этот концерт восхитит русского больше, нежели вся итальянская музыка, все легкие французские арии, английские марши».

Да, не по ушам была англичанину наша музыка! А что бы было с ним, если бы он понимал смысл текстов! А без пения не обходилось ни одно выступление скоморохов. Те, кому позволяли инструменты, то есть накрачеи, свирельщики и сопельщики, волынщики, игрецы на домре – еще и танцевали. Отличительным знаком скоморохов было короткополье – они носили кафтаны с короткими полами, чтобы не мешали танцевать.

Скоморохи появлялись на каждой крестьянской свадьбе – минимум два музыканта, а там уж сколько сумеешь оплатить. К сожалению, не сохранилось свидетельств о том, как и каким образом оплачивалась работа скоморохов. Однако ясно, что крупные выступления скоморошьих ватаг специально выкликались, объявлялись за несколько дней на главных торгах и площадях городов. А в день выступления поглазеть уже собиралась целая толпа. 

Рисс Ф.Н. Скоморохи в деревне1857 г 

Искусство скоморохов было синтетическим. Чтоб развлечь дремучего русского крестьянина, одной музыки недостаточно

Важной частью выступления был позор – то есть, смотрение. А смотрели зрители на скоморошьи пляски в личинах, или машкарах – масках

Некоторые из масок были впоследствии откопаны археологами и вы можете увидеть их в инстаграме подкаста. Также скоморохи водили с собой дрессированных медведей и показывали с ними фокусы. Но главной частью позора был глум – стендап русской древности. Словом глум, по-видимому, описываются срамные части выступления, когда скоморохи сквернословили, отпускали нецензурные шутки и как-то по неприличному танцевали. Адам Олеарий, путешественник 17го века, пишет о русских, что большая часть их разговоров сосредоточена на сексе: «говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих и других лиц; рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе. К тому же направлены и их пляски, которые они исполняют с прибавлением некоторых страстных телодвижений». Дальше Олеарий пишет, что «странствующие комедианты, то есть скоморохи, в плясках своих иногда, для забавы зрителей, бесстыдно обнажают части своего тела, а уличные скрипачи (наверное, имеются в виду гудочники — П.К.) воспевают всенародно на улицах срамные дела». Да и в домах, во время пиршеств, по его словам, «русские любят музыку».

Что должен уметь скоморох?

Для того чтобы быть профессиональным и успешным скоморохом, артист должен был обладать следующие способности:

  • навыками артистизма, чтобы успешно перевоплощаться и вживаться в изображаемый образ;
  • отлично знать и разбираться в жанрово-ролевой специфике выступления;
  • уметь точно следовать своей роли, вплоть до создания новых образов и стилей;
  • отлично знать психологию людей;
  • умело использовать мимику, речевые обороты;
  • не бояться ни большого количества людей, но выступать перед ними;
  • обладать музыкально-хореографическими навыками;
  • отлично владеть безупречной артикуляцией;
  • не будут лишними литературные способности артиста, так как им приходилось самостоятельно прорабатывать свой репертуар;
  • обладать богатыми творческими способностями;
  • умело использовать: гармонию, знание ритма;
  • постоянно развивать эстетический и художественный вкус;

Скоморох также должен обладать сценическим обаянием, только в этом случае он мог рассчитывать на то, что его выступление будет пользоваться успехом и он получит достаточное количество денег.

Гудеж — то есть музыкальная игра, это непременный атрибут пира.

Это гусли.

Скоморохов мы встречаем прежде всего на свадебных и праздничных пирах. Причем русские скоморохи были в этом деле реально хороши. Сам византийский император Константин Порфирородный в 10 веке писал, что при инструментальной музыке в его дворе употреблялись славяне. В чем же состояло, как писали в те времена, скоморошье бесовское пение, блудное глумление, всякое гудение и смехотворение?

Пройдёмся небольшой экскурсией по звукам их инструментов. Я позаимствовал отрывки по несколько секунд из разных видео с ютюба, ссылки на которые вы найдете в описании. А как выглядели эти инструменты, вы можете посмотреть в специальном посте в инстаграме Поручика Киже. Итак, попробуем представить скомороший саунд.

Сопель, обыкновенная деревянная флейта, и свирель – ствольная флейта. Сурна, или зурна, язычковый духовой инструмент, сейчас почти исключительно атрибут ближневосточной музыки, использовалась русскими музыкантами, и, должно быть, пришла когда-то на Русь именно с Ближнего Востока. Домра, уже упоминавшаяся – это гитара древней Руси, а бас-гитара – правильно, бас-домра. Играли скоморохи и на дуде, или козе – то есть на волынке. Гудок, или смык – струнный смычковый музыкальный инструмент, который находили еще в XI веке в Новгороде. Колесная лира – инструмент, популярный под разными названиями во всем мире, звук в котором получается от трения колеса о струны. Органы-портативы, носимые на ремне через плечо, на которых исполнитель играл одной рукой, а другой рукой качал меха. Наконец, гусли, излюбленный инструмент сказителей. И ударные инструменты: тимпаны, накры, бубны, и набат. Наверняка ведь вы не знаете, что такое набат, а мы так часто употребляем это слово. Так вот, набат – это огромный барабан, то есть литавра, с металлическим корпусом и кожаной мембраной, который использовался даже войсками для устрашения врага. Не могу найти его звук, и хорошо — а то все разбежитесь. Тимпаны – барабаны поменьше, глиняные, обтянутые кожей. Накры – совсем маленькие барабаны, которые вешались на веревке через шею. И на всех на них играли палочками.

Как выглядит скоморох

Этих бродячих русских артистов можно узнать по трем атрибутам: костюму, музыкальным инструментам, на которых они играли, и сопровождавшим их животным.

Костюм

Проводя аналогии с западной культурой, скоморох – это шут для широких масс общественности. Способствовали такому образу и яркие, цветастые, зачастую гротескные костюмы. 

Нередко тематический уклон их выступлений был направлен в сторону язычества, с использованием соответствующих костюмов славянской и языческой мифологии. Одним из атрибутов, свойственных скоморохам, был традиционный шутовской колпак с бубенчиками. 

О костюмах артистов позволяют судить рисунки, оставленные их современниками.

Особую роль играла и универсальность артиста, который мог петь, плясать, шутить и разыгрывать небольшие театральные постановки на острые социальные темы. В театральной деятельности «славянских шутов» преобладала сатира в отношении власти, что представителям последней крайне не нравилось.

Музыкальные инструменты

Помимо актерского мастерства важной частью работы скомороха являлось умение играть на всём, что попадется в руки. Гусли, гудки, домры, бубны, волынки – на чём только не играли мастаки-скоморохи в ходе своих представлений.

Животные

Частыми участниками ватаг были всевозможные дрессированные звери и птицы. Коты, собаки, соколы и даже гуси!

Звездой такого рода «шоу» всегда являлся дрессированный медведь, присутствие которого вызывало недюжинный интерес народа. Прикосновение к медведю считалось добрым знаком, поэтому жаждущих прикоснуться или даже сплясать с косолапым всегда стояла очередь.

Гонения на скоморохов и угасание традиции скоморошества

Но, как и в нынешние времена, так и во времена Древней Руси, официальная власть и общепринятая церковь не слишком приветствовала ватаги смутьян, гнущих линию поклонения языческим богам и устраивавшим народные гуляния, временами выливавшиеся в локальные крестьянские восстания.

Учитывая тот факт, что с 988 года, когда светлый князь Владимир Красно Солнышко, впоследствии получивший прозвище «Великий», окрестил Русь, начался активный, жестокий и кровавый процесс христианизации общества, с вытекающим из него уничтожением языческих идолов, идолопоклонников и общин, не желавших смириться с навязываемой политикой.

Масла в огонь ненависти правящих элит к скоморохам подливал и тот факт, что там, где прогулялась «ватага», нередко случались драки, воровство, грабежи, поджоги и многие другие беды. 

Более того, учитывая не слишком рьяное желание вчерашних язычников становиться христианами, колкие высказывания и острая сатира нередко поднимала недовольный положением дел народ против княжеской дружины и христианских священников.

Однако, без структурированной системы внутренней государственной безопасности, в условиях отсутствия средств моментальной связи, бороться со скоморохами – равносильно поиску иголки в стоге сена. 

Поэтому, несмотря на постоянные гонения, традиция скоморошества продолжала существовать вплоть до XVII века, когда в 1648 и в 1657 гг. по инициативе архиепископа Никона были подписаны царские приказы, запрещавшие скоморошескую деятельность.

Священнослужители вместе с дружинниками провели огромный комплекс мероприятий, среди которых особо выделилась борьба с любыми музыкальными инструментами и запрет «кабачных» музыкантов. Временами доходило до поиска и уничтожения даже личного инструментария граждан, что в конце концов возымело успех. 

Постепенно перестали существовать ватаги, а сами скоморохи начали активно менять профессию. Кто становился дрессировщиком при дворе вельмож, кто создавал странствующие кукольные театры, а кто – по старой памяти шел в ярмарочные веселители и балаганщики. 

В итоге – традиция и культура скоморошества так или иначе повлияла на культурные черты многих славянских народов.

Кто такие скоморохи: теории и легенды

Согласно официальной версии ученых, скоморохи — это оставшиеся без дела участники языческих ритуалов. Они являются своеобразными осколками дохристианской Руси, когда на капищах в различных обрядах использовались ряженые. Ведь во всех религиях маска и необычная одежда (например, как костюм скомороха) символизировали перевоплощение и единение с духами. Именно этот фактор вызывал недовольство христианской церкви деятельностью комедиантов, они считались посланниками бесов, и священнослужители всячески пытались избавить города от их присутствия. Но, несмотря на это, древнерусская знать испытывала небывалую тягу к праздникам с участием скоморохов, они развлекали, наставляли и обличали всех, кого встречали на своем пути. Откуда они знали так много? И почему были уверены в своей безнаказанности?

На этот счет существует альтернативная версия происхождения скоморохов. По одной из легенд языческий бог Троян путешествовал по землям русским и однажды присел отдохнуть у одного из холма. Грустно стало божеству, но внезапно он увидел веселую компанию, которая плясала, распевала песни и свистела на все лады. Всю ночь веселили люди Трояна, а наутро нарек он их скоморохами и подарил маску из серебра, которая могла изменить внешность любого человека, защитить его от злых людей и исполнить практически любое желание. С этого времени Троян покровительствовал комедиантам и помогал им.

Значение слова «скоморох»

Не только история бродячих артистов полна тайн и загадок, но даже происхождение слова, характеризующего их деятельность, до сих пор вызывает у ученых споры. Согласно двум основным и самым распространенным версиям, слово «скоморох» имеет греческие либо арабские корни. В обеих версиях оно означает схожие по значению формулировки — «шутка» и «мастер шутки». Но существует и иная версия, которая приводит термин к единому индоевропейскому слову. В этой интерпретации оно переводится как «комедиант». Сторонники данной теории утверждают, что даже знаменитые комедийные герои Франции имеют схожие с нашими артистами имена — Скарамуш и Скарамуччо.

Популярные темы сообщений

Динозавры
Много миллионов лет назад, когда еще не было семи континентов, а был один большой материк, его территорию населяли динозавры. Это был юрский период, в это время климат был достаточно теплый и влажный, чем в наше время. Возле экватора почти не было суши,

Открытие Австралии
Австралия – материк, который по праву считается самым маленьким и удаленным, стал известен миру 1 января 1901 года как Австралийский союз, фактически независимое государство в составе Британской империи.

Татарстан (город)
В составе республики Татарстан довольно большое количество восхитительных, красивых, атмосферных городов. Сегодня хотелось бы рассказать о городе Набережные Челны

Город расположен на северо – востоке республики, на левом берегу реки Камы,

Иглу — жилище эскимосов
Необычная культура и образ жизни малочисленного народа — эскимосов — привлекает внимание своими традициями и самобытностью. Существование этого народа зависит от рода занятий, которые связаны с ловлей рыбы, охотой на животных.

Красная ель
Ель красная – относится к семейству «Сосновые», является хвойным деревом

Происхождение самого названия в русском языке датируется примерно 11 веком. В России выращивается с 80-х годов 19 века.

Древняя Русь: появление скоморохов

Удивительно, но до сих пор историки не знают, когда появились скоморохи на Руси. Известно, что они вели свою деятельность еще во времена язычества. А первые упоминания о бродячих комедиантах в письменных источниках были в девятом-десятом веке. Историки утверждают, что еще до крещения Руси существовали бродячие артисты, которых приглашали во все княжеские дома. Эта практика всегда удивляла многих ученых, ведь люди, которые не относились к высшим кругам общества, и даже не имели ничего своего (это было неписанным правилом скоморохов), кроме реквизита, были обласканы во всех княжеских, а позже и боярских теремах. Только ли за песни были любимы бродячие артисты? Кто такие скоморохи в действительности? На этот счет у историков существует несколько довольно интересных версий.

И в допетровские времена были группы, хиты, политическая цензура и аресты музыкантов.

А. М. Васнецов, Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Скоморохи(фрагмент). 1901 год.

Что мы представляем себе прежде всего, когда говорим «русский народный инструмент»? Балалайка не является главным из этих инструментов. Упоминается она впервые достаточно поздно, в 1688 году. Тогда посадский человек из Арзамаса Савко Селезнёв и крестьянин из Архангельской земли Ивашко Дмитриев, проезжая на извозчике Яузские ворота, играли на балалайке и матерно бранили стрельцов на карауле у ворот. Балалайки упоминаются в 1714 году среди инструментов на шутовской свадьбе. Однако балалайка тех времен была круглой; известная нам треугольная балалайка – плод творчества балалаечника 19-го века Василия Андреева, который в 1888 году создал первый оркестр народных инструментов, для этого модернизировав и упростив многие традиционные русские инструменты. Но и до 17-го века был в широком употреблении инструмент, подобный балалайке – это домра. Играли на домрах скоморохи. Поговорка такая была: рад скомрах о своих домрах.

Исследователем скоморохов был Александр Фаминицын, написавший в конце 19-го века книгу «Скоморохи на Руси», используемую для этого подкаста. Книга была переиздана с комментариями филолога Никиты Петрова, которые сослужили нам огромную службу и я обязан это упомянуть. 

Скоморохи были, скажем для красного словца, первыми русскими поп-звездами: отдельной социальной группой в древнерусском обществе, профессиональными исполнителями, музыкантами и артистами. Появились ли они внутри русских земель или эта традиция была заимствована, сказать нельзя. Первое документальное появление скоморохов в русской истории — в 1015 году. О юном князе Святополке, впоследствии Окаянном, убившем своих братьев, летопись говорит, что он любит «вино пити с гуслями». Гусли были первым и главным инструментом скоморохов. 

Скоморохи появляются и на фреске в Софийском соборе в Киеве, созданной в 1037-м году. Она изображает скоморохов на княжеском пиру, но не русского, а византийского правителя. Стали они и неотъемлемой частью пиров русских князей.  

Слово «скоморох»  неизвестного происхождения, и это придает ему таинственности. В Европе были менестрели и трубадуры – также бродячие артисты. Но в России было гораздо опасней. Подобно офеням-разносчикам, которые тоже путешествовали между городами, по большим дорогам и лесам, скоморохи считались почти криминальным элементом – потому что против них выступала православная церковь! И всячески стремилась их искоренить. Поэтому, возвращаясь к музыке, мы сейчас поговорим о том, как в России впервые запрещали музыкантов по политическим мотивам.

Древние русские не делали большого различия между певцами-гусельниками, поющими героические сказания под аккомпанемент гуслей, домрачеями, поющими те же сказания под домры, и скоморохами, также играющими на инструментах, но еще и забавляющими толпу шутками, выходками и акробатическими номерами. Для простого человека все они – гудцы, то есть те, кто гудит. Гудеть можно и на гуслях.

Где жили?

Ареал проживания и курсирования офеней был очень широк. Основными центрами считается Суздаль и Владимирская область. На севере офени доходили до Архангельска и Белого моря. На востоке торговали до Урала. На юге спускались вниз по Волге до Астрахани. На западе достигали восточной Польши.

Жители других областей часто называли офеней словом суздала, которое означало «суздальские». Это собирательное слово изначально женского рода и единственного числа с ударением на последнем слоге (точно так же, как, например, господа и старшина) наряду со словом офеня стало обозначать неутомимых книготорговцев для всех прочих русских людей.

Не было сообщества более закрытого, чем офени, но при этом более открытого в своем стремлении развить грамотность народа, показать другую сторону бытовой реальности. Влияние их огромно и до сих пор до конца не изучено. Офени были наиболее деятельным слоем населения. Им, чтобы жить, нужно было в прямом смысле «вертеться». Вот они и вертелись, запутывая следы, тарабаря на фене непонятные заветные заговоры, причащаясь луком, меняя обличья, уходили от опеки государства. Говорят, они и сегодня среди нас. Просто мы ленивы и нелюбопытны, чтобы их замечать.

Перевод русских пословиц на офенский язык (перевод Колотова А.В.)

  1. Век живи, век учись – дураком помрешь. – Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись – смуряком отемнеешь.
  2. Кто не работает – тот не ест. – Кчон не мастырит, тот не бряет.
  3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. – Без мастыры не подъюхлишь и псалугу из дрябана.
  4. Прошел огонь, воду и медные трубы. – Прохлил дрябу, дулик и фильные фошницы.
  5. Ни кола, ни двора. – Ни брута, ни рыма.
  6. Муж и жена – одна сатана. – Муслень и елтона – ионый кульмас.

« Как правильно выбрать святого покровителя ребенку

Скоморохи при Иване Грозном

Культурологи говорят, что представления скоморохов очень сильно походили на европейский карнавал. Об этом пишет и итальянский путешественник, которого занесло в Москву Ивана Грозного:

Иван Грозный в приступах помрачения писал свою библию от русского царя. В перерывах между казнями и молитвами он любил вакхические забавы. Скоморохи на столичных гуляньях — явление привычное для эпохи Грозного. Именно он вывел их из маргинального положения и даже обзавелся придворными шутами. Церковники не спорили с царем. https://www.youtube.com/watch?v=7-gqB2q1NTY Как-то зимним вечером государь собрал бородатых бояр, князей и опричников, среди них был и Осип Гвоздев-Ростовский — воевода, возглавлявший поход на Литовское княжество. Грозный посмотрел на него и сказал: «Быть тебе моим шутом». У главного воеводы отобрали оружие, принесли колпак с нашитыми ушами осла и дали гусли скомороха. Теперь Осипа сажали в золотом одеянии с колпаком на быка, за ними шли стрельцы, несшие на плечах русского царя. В народе бывшего воеводу прозвали «Гвоздем».

Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить

В современном представлении скоморохи — этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.

Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.

Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.

«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс

Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» — мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян — славянский бог, помогающий комедиантам.

Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги».

Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни.

Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи.

Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады.

Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

«В костюме скомороха». А. Васнецов

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу.

Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок.

Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ.

И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить.

Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Как и почему уничтожили скоморохов

Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна.

Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах.

Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.

Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.

Скоморохи — первые русские актеры

Известный музыковед XIX века Александр Фамицын писал: «Вся первая многовековая история русской светской музыки до середины XVII века может быть названа эпохой скоморохов». С приближением Средневековья от них уже не требовали обрядовости и танцев на могилах. Парадоксально, но значение скоморохов в культуре выросло вместе с влиянием церкви. Роль скомороха в Древней Руси не ограничивалась обрядово-ритуальным значением. Теперь скоморох — не инфернальный и обрядовый, а творческий герой. Русский фольклор расцветал во многом из-за влияния гуляющих шутов. Культуролог Михаил Бахтин отмечал, что смеховая культура создавала островок независимости от официальной государственности. Танцами, музыкой, переодеванием и пародией шуты создают художественный мир русской зрелищности. К раннему Средневековью праздник Рождества Христова обретает основополагающую роль в государственной жизни. Но не менее важна ночь перед Рождеством — языческие по своей сути Святки. На запах праздника к домам подступали скоморохи, где все и бражничали: перекрестье из православных и языческих смыслов сходилось в крестьянской избе.

Бывало, в натопленный дом заходила пепельного цвета коза со сгорбленным стариком. Ряженые гости под гусельный звон отплясывали и желали обильного урожая летом. Неожиданно коза падала замертво, но кто-то касался рукой — и она оживала. Сцена символизировала воскресение природы после зимнего умирания.

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи. Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады. Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

«В костюме скомороха». А. Васнецов

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу. Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок. Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ. И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить. Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: