Фольклор. Жанры фольклора
Фольклор – устная творческая деятельность народа, посвященная его жизни и возникшая до появления письменного языка или всеобщей грамотности. Именно устный характер отличает фольклор непосредственно от литературы. А коллективность – важнейшая его черта.
Сравнивая с литературой, можно увидеть общую черту: в фольклоре существует те же три рода: эпический, драматический и лирический.
- Эпические жанры, однако, имеют как прозаическую, так и стихотворную форму (в отличие от литературы, где исключительно проза). В нашем фольклоре в эту категорию относят сказки и сказы, легенды и предания, былины и исторические песни, а также пословицы, поговорки.
- Драматический жанр представлен прежде всего народными драмами. Широко известна была драма «Лодка» (иногда называемая «Шайка разбойников»).
- Лирические жанры, как не трудно догадаться, это песни (колыбельные, любовные, обрядовые), причитания и частушки.
Некоторые фольклорные жанры позже были позаимствованы писателями и поэтами и умело стилизованы под народное творчество, например, сказки А.С. Пушкина.
Жанры фольклора
Чтобы лучше разобраться с искусством российского народа стоит поближе познакомиться с его разновидностями, которых огромное множество.
Пословицы и поговорки
Широко используются в обиходе и в наши дни. Это один из самых интересных жанров. Доподлинно неизвестно, когда впервые появились пословицы и поговорки. Неоспоримым фактом является то, насколько точно лаконичное и образное выражение отражает ум славян и их опыт, накопленный за десятилетия.
Многие ошибочно считают, что эти два определения идентичны. Это не так! Пословица является законченным выражением, содержащим мудрость народа. Пишется простым и доступным языком. Например, «Мал золотник, да дорог» или «Копейка рубль бережет».
Поговорка – это устоявшаяся веками фраза или сочетание слов. Их используют для украшения речи.
- «Остаться с носом» — быть обманутым.
- «Когда рак на горе свиснет» — никогда.
Приметы
Еще одна разновидность фольклора, которая за время своего существования претерпела немало изменений. Однако они не растеряли народной мудрости и порой актуальны в наши дни. Корни примет находятся в глубокой древности, когда славяне ощущали максимальное единение с природой. Они внимательно следили за событиями, происходившими в окружающей среде и связывали их между собой.
Спустя время свои наблюдения наши предки оформили словесно. Таким образом и появились приметы, которые через века перенесли знания, собранные в древности. |
Несколько поверий, связанных с погодными явлениями:
- Жаворонки летят – будет тепло, зяблики – холодно.
- Из березы выделятся много сока грядет дождливое лето.
До современности дошло ряд примет, связанных с жилищем и бытом. Самая распространённая «Рассыпанная соль – к слезам». Существует мнение, что примета сформировалась в середине семнадцатого столетия, когда Русь накрыла волна бунтов и восстаний. В то тяжелое для страны время, соль была на вес золота.
Отсюда и появилось подобное выражение, просыпание дорогостояще приправы означало горькие слезы и ссору. Также существует еще ряд бытовых примет, которые известны каждому россиянину.
- «Одежда наизнанку – грядет в доме перебранка».
- «На себе шить – память зашить».
- «В хате свистишь – деньги проглядишь».
Сказки
С древних времен сохранились и элементы детского фольклора. Позднее жанр сильно изменился под влиянием эстетических и педагогических функций, но своего существования сказки не прекратили.
Некоторые разновидности фольклора со временем отмирают и люди забывают о них. Это естественный процесс, никак не свидетельствующий об упадке русской культуры. Наоборот, «отмирание» является признаком изменения условий быта людей в результате развития коллективного творчества народа. Как итог, появляются новые жанры и исчезают старые.
Былины
Ранее их называли старины. Это русские героические песни, в основе сюжета исторические события или подвиги богатырей. Жанр зародился в Древней Руси и просуществовал вплоть до средних веков.
Однако, к девятнадцатому столетию утратил свою актуальность.
Календарный фольклор и годовой песенный цикл
Еще один забытый жанр народного творчества. Он возник в связи с потребностью отслеживать сельскохозяйственный цикл и изменения в природе. Огромное количество пословиц, поговорок и примет сложилось именно в календарном фольклоре. Например, «Март и снегом сеет, и солнцем греет».
Множество песен народ сложил для годового цикла. На Масленицу люди пекли блины, выполняли обряды для проводов зимы и пели особые песни. Некоторые из этих традиций живы и в наши дни. |
Музыка Великобритании
Посмотрим же, что оставили современной музыкальной культуре народы разных континентов и стран, и начнем, пожалуй, с Великобритании и всего так называемого «кельтского пояса».
Огромным пластом музыкального наследия Англии, Шотландии и Ирландии являются народные баллады. Это один из самых распространенных жанров данного региона, который сформировался в конце XV века и представлял собой песню, повествующую о каком-либо событии, историческом, мифическом или бытовом. Передаваемые из уст в уста баллады были способом рассказать, например, на севере о том, что творится на юге, поведать о людских заботах и радостях, разнести по городам и весям новости о сражениях в дальних землях или бесчинствах местных феодалов. Самые популярные баллады существуют поистине в бесчисленном количестве вариаций. Самые известные из сборников произведений этого жанра — сборник Ф. Д. Чайлда «Английские и шотландские популярные баллады» («English and Scottish Popular Ballads» , 1857-1858) и выпущенный куда позже четырехтомный сборник мелодий к ним (Б. Х. Бронсон «Традиционные мелодии баллад Чайлда» («The Traditional Tunes of the Child Ballads» , 1959-1972).
Кроме того, необходимо, разумеется, упомянуть шотландскую музыку и национальный народный инструмент — волынку шотландских горцев. Помимо народных песен для волынки была написана и музыка профессиональная, собственно, и прославившая ее в мире. Это танцевальные жанры, такие как хорнпайп, кейли или страспей, а также военные марши.
Кстати, шотландская народная музыка, как и ирландская, была тесно связана не только с танцами и музыкальными инструментами, но и с языком. На севере и северо-западе страны, в небольших поселениях-общинах зачастую не было музыкантов, и гэльские певцы изобрели так называемое «инструментальное» пение, сопровождавшее не только танцы, но и многие общинные виды труда (валяние шерсти и т. д.).
Джига (англ. jig) — быстрый старинный британский танец кельтского происхождения. Во времена Шекспира сценически принял форму песенки с пляской, исполнявшейся комиком или шутом в финале спектакля. А в настоящее время — одна из основных мелодий исполнения ирландских и шотландских танцев.
Уильям Кемп, английский актер XVI века, танцует джигу
В современной ирландской музыкальной культуре разница между фольклором и популярной музыкой ощущается меньше, чем в шотландской. Ирландцы получили в наследство от предков не только множество инструментов (местные виды волынок, деревянная флейта, скрипка, свисток, бодран (ирландский бубен), но и знаменитые теперь на весь мир танцы: рил, джигу и степ, который виртуозно исполняется, к примеру, всемирно известным театральным степ-шоу «Риверданс» (Riverdаnce). Также сейчас очень популярен жанр «шан-нос» (ирл. sean-nys, «старый стиль»), то есть исполнение песен на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к XVIII веку. И в музыкальных вечерах в стиле «шан-нос» активное участие принимают не только музыканты, но и публика. Еще одним символом Ирландии стала и арфа,национальный инструмент, превратившийся даже в геральдическую эмблему.
Покорил весь мир
Riverdаnce — театрализованное танцевальное степ-шоу, впервые было показано на «Евровидении» в 1994 году. Этот синтез ирландского танца, акробатических трюков, живой музыки, прекрасных песен под аккомпанемент национальных инструментов покорил весь мир. Выступления коллектива продолжаются и по сей день
Жанры народных песен
Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).
Календарные подразумевали славянские праздники:
- зимние — колядки («Уродилась коляда накануне Рождества»), щедровки («Добрый вечер, щедрый вечер»), овсени («Овсей, Овсей шел по дорожке»);
- святочные — подблюдные;
- масленичные («Ой, блины, мои блины»);
- весенние — веснянки, пасхальные («Из-под лесу»);
- летние — купальские.
Семейные описывали бытовые сцены и праздники:
- рождение и пестование;
- свадьба;
- похороны (плачи и причитания);
- колыбель.
Также существуют такие жанры народных песен:
- трудовые — объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни, сливаясь в одну силу, намного проще;
- шуточные — частушки, припевки, сатира;
- хороводные и плясовые;
- эпические(повествование) — былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
- протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
- отходнические (время, когда нужно было покидать дом и уходить на крестьянские работы за пределы деревни) — бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие.
Одни из лучших песен жанра фольклора:
- «Ой, мороз, мороз».
- «Ой, то не вечер».
- «Солдатушки».
- «Пойду ль я, выйду ль я».
- «Валенки».
- «Тонкая рябина».
- «Эй, ухнем».
Пословицы и поговорки
Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица — ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.
Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, — не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.
Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.
Фольклор, литература, наука.
Литература появилась значительно позже, чем фольклор, и всегда, в той или иной степени, использовала его опыт: темы, жанры, приемы – отличные в разные эпохи. Так, сюжеты античной литературы опираются на мифы. В европейской и русской литературах появляются авторские сказки и песни, баллады. За счет фольклора постоянно обогащается литературный язык. Ведь в произведениях устного народного творчества много старинных и диалектных слов. С помощью ласкательных суффиксов и свободно используемых приставок создаются новые выразительные слова. Девушка грустит: Вы родители, губители, зарезники мои…. Парень жалуется: Уж ты, милочка-крутилочка, крутое колесо, закрутила мне головушку. Постепенно какие-то слова входят в разговорную, а затем в литературную речь. Не случайно Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».
Фольклорные приемы особенно широко применялись в произведениях о народе и для народа. Например, в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо? – многочисленные и разнообразные повторы (ситуаций, фраз, слов); уменьшительно-ласкательные суффиксы.
В то же время литературные произведения проникали в фольклор и оказывали воздействие на его развитие. Как произведения устного народного творчества (без имени автора и в различных вариантах) распространялись рубаи Хафиза и Омара Хайяма, некоторые русские повести 17 в., Узник и Черная шаль Пушкина, начало Коробейников Некрасова (Ой, полна, полна коробушка, // Есть и ситцы и парча.// Пожалей, моя зазнобушка, // Молодецкого плеча…) и многое другое. В том числе начало сказки Ершова Конек-горбунок, которое стало зачином многих народных сказок:
За горами, за лесами,
За широким морями,
Против неба на земле
Жил старик в одном селе.
Поэт М.Исаковский и композитор М.Блантер написали песню Катюша (Расцветали яблони и груши…). Ее запел народ, и появилось около ста разных Катюш. Так, во время Великой Отечественной войны пели: Не цветут здесь яблони и груши…, Жгли фашисты яблони и груши…. Девушка Катюша в одной песне стала медсестрой, в другой – партизанкой, в третьей – связисткой.
В конце 1940-х три студента – А.Охрименко, С.Кристи и В.Шрейберг – сочинили шуточную песню:
В старинном и знатном семействе
Жил Лев Николаевич Толстой,
Ни рыбы, ни мяса не ел он,
Ходил по аллеям босой.
Напечатать такие стихи в то время было нельзя, и они распространялись изустно. Стали создаваться все новые и новые варианты этой песни:
Великий советский писатель
Лев Николаевич Толстой,
Он рыбы и мяса не кушал
Ходил по аллеям босой.
Под влиянием литературы в фольклоре появилась рифма, (все частушки рифмованные, есть рифма и в поздних народных песнях), деление на строфы. Под прямым воздействием романтической поэзии (см. также РОМАНТИЗМ), в частности баллады, возник новый жанр городского романса.
Изучают устное народное поэтическое творчество не только литературоведы, но и историки, этнографы, культурологи. Для древнейших, дописьменных времен фольклор часто оказывается единственным источником, донесшим до наших дней (в завуалированной форме) те или иные сведения. Так, в сказке жених получает жену за какие-то заслуги и подвиги, и чаще всего он женится не в том царстве, где родился, а в том, откуда родом его будущая супруга. Эта деталь волшебной сказки, родившейся в глубокой древности, говорит о том, что в те времена жену брали (или похищали) из другого рода. Есть в волшебной сказке и отзвуки древнего обряда инициации – посвящения мальчиков в мужчины. Обряд этот проходил обычно в лесу, в «мужском» доме. В сказках часто упоминается стоящий в лесу дом, населенный мужчинами.
Фольклор позднего времени – важнейший источник изучения психологии, мировоззрения, эстетики того или иного народа.
В России в конце 20 – начале 21 вв. возрос интерес к фольклору 20 в., тем его аспектам, которые еще не так давно оставались за пределами официальной науки (политический анекдот, некоторые частушки, фольклор ГУЛАГа). Без изучения этого фольклора представление о жизни народа в эпоху тоталитаризма неизбежно будет неполным, искаженным.
Людмила Поликовская
В чём смысл фольклорных произведений
Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:
В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.
Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.
Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.
К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.
Структура и организация мелодий
Для вокальных жанров музыкального фольклора основополагающим является ритм произнесения слова в пении. Во всех славянских традициях преобладающими являются стих силлабической структуры и отвечающие ему цезурированные музыкальные формы. Исключение составляет севернорусская традиция, где распространение получили тонический стих и связанные с ним равномерно и неравномерно сегментированные музыкальные формы.
Звуковысотная организация ранних славянских мелодий характеризуется узкообъёмными (диатоническими и ангемитонными) ладовыми конструкциями, звуковой объём которых не превышает квинты. В более поздних музыкальных жанрах встречаются и широкообъёмные звуковысотные системы.
Славяне имеют развитые формы многоголосия, включающие в себя: а) гетерофонию или функциональное одноголосие, при котором отклонения от основной мелодической линии при ансамблевом исполнении незначительны; б) бурдонную диафонию, где одна (иногда две) голосовая партия представляет собой бурдон, а другая, чаще всего в виде гетерофонного пучка голосов, ведёт основной напев; в) функциональное двухголосие, где главная мелодия звучит у «басов», а над ними «парит» верхний голос, нередко в виде сольного подголоска («подводки», «горяка», «дишканта» и т. п.). Изредка встречается и функциональное трёхголосие.
Тембр, определяемый способом звукоизвлечения, высотой, громкостью и интенсивностью звучания, особенно важен при исполнении обрядовых песен, несущих в себе магическую силу, о чём свидетельствуют существующие в некоторых славянских традициях запреты на тембр (например, весенние заклички поются до Благовещенья тихо и в доме, а после Благовещенья громко и на открытом воздухе; духовные стихи у гроба в доме тихо, а во время календарных поминок на кладбище громко и т. п.). Тембровые характеристики не универсальны, они имеют ярко выраженную локальную специфику.
Трудовые и рабочие песни
Что же касается рабочих, то эти песни являются продолжением традиции трудового фольклора, но своим формированием и развитием обязаны русскому пролетариату.
Жанры русского музыкального фольклора тесно связаны с историей страны и жизнью ее народа. Поэтому, когда в XVIII веке появились первые горнорудные заводы на Урале, стали появляться и первые трудовые песни. В основном работали там каторжане, поэтому их фольклор во многом тюремно-каторжный и посвящен бесправию трудящихся, беззаконию и несправедливости властей, нечеловечески тяжелому труду. Однако постепенно недовольство разрасталось до порицания самой государственной системы. И к концу XIX века в них стали отчетливо звучать революционные темы, а к XX – основой пролетарских песен стала борьба с самодержавием.
Однако рабочие песни постепенно отделяются от фольклора и становятся ближе к литературе. У этого явления есть несколько причин. Во-первых, сильное влияние оказали вошедшие в народный обиход, авторские революционные песни. Во-вторых, многие пролетарии стали получать образование. И, в-третьих, рабочие все больше и больше отдалялись от деревни. Все это сильно повлияло на жанр песни.
Жанры русских народных песен
Пение в России являлось ритуалом, который сопровождал все праздники, важные события и простые ежедневные хлопоты. Тексты не записывали на бумагу. Их заучивали и передавали, как должное, детям от родителей. Запоминались они легко, ведь эти мотивы звучали ежедневно. В них отражалась вся жизнь и быт. Отсюда и разделение русских народных песен по жанрам:
- Частушки. Короткие ритмичные песенки с юморком. Зачастую нецензурные и весьма колкие. Частушки исполнялись на ярмарках, праздниках и гуляниях. В роли певцов выступали профессионалы-скоморохи и просто любители из толпы гуляк. Удачные тексты передавали из уст в уста, но часто талантливые исполнители импровизировали прямо на месте. Это один из видов веселого и популярного народного творчества.
- Обрядово-календарные. Они были способом обращения к силам природы. Считалось, что пение способно вызвать дождь или обеспечить урожай. Представляете, иногда действительно помогало! Может, подсказать эту идею нашим метеорологам, как информацию для размышления?
- Игровые. Использовались для хороводов, игр и веселых танцев во время праздничных гуляний. Именно под это музыкальное сопровождение доярка Маша ненавязчиво заводила отношения с трактористом Петей, а балагур Вася задорно прыгал через костер.
- Колыбельные. Спокойные и трогательные детские напевы, которые знала каждая мама. Они часто придумывались на ходу, поэтому слова не заучивались.
- Лирические. Как думаете, о чем? Конечно, о любви. А еще о разлуке, тихой грусти, светлой радости. О подвигах советских солдат, детях и обо всем, что бередит душу и сердце. Это самые любимые женские мотивы тогда и сейчас.
- Трудовые. Очень полезная разновидность музыки. Крестьянский, а позже советский, труд был тяжелым и занимал большую часть дня. С песней время пролетало быстро, да и работалось веселее.
- Семейно-обрядовые. Они посвящались важным событиям и жизненным изменениям: рождению ребенка, крестинам, похоронам, именинам. Существовала отдельная большая категория – свадебные композиции. На свадьбе считалось важным не только погулять, но и «напеть» молодоженам счастливое совместное будущее и «семерых по лавкам».
Что такое фольклор?
Термин «фольклор» происходит от английского слова folklore – народная мудрость. Наряду с песнями фольклор – это и поэзия (предания, песни, сказки, эпос), театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Все виды творчество объединяет то, это коллективное творчество – они созданы и создаются народом.
Попробуем назвать признаки, которые отличают эти произведения:
Автор не известен
Обратите внимание: Смысл или подвижность в музыке?. Литературные и музыкальные произведения, существуют и передаются от одного исполнителя к другому
В этой ситуации установить того, кто когда-то придумал сказку или напев.
Нет письменной записи. Произведения передаются из поколения в поколение устно. Русские народные сказки и песни начали записывать только в 18 веке. Художественные образы и навыки передаются от исполнителя, художника к слушателю и зрителю, от мастера к ученику. В музыкальном творчестве характерна передача напева по слуху.
Множество вариантов одного из того же произведения. Каждый новый исполнитель вносит в известное произведение свой собственный материал, что способствует постоянным изменениям.
Исследованием фольклора целенаправленно занимается специальная наука – фольклористика. Самые большие споры вызывает проблема «подлинности» и вопрос о том, а можно ли сейчас услышать «настоящий» фольклор, так как носителей традиций почти не осталось
В итоге ученые сделали вывод о том, что музыкальный фольклор в наше время существует в трёх основных вариантах.
Первый вариант – народное искусство непосредственно в среде бытования. Это редкая форма существует у аборигенного населения: народностей крайнего севера, представителей племенных общин экваториальной Африки и Амазонии. В этом случае, как и в далёкие времена, фольклор – часть быта и образа жизни людей, сопровождает их труд и отдых.
Второй вариант – это «реконструкция» или творчество исполнителей, которые стремятся записать и сохранить музыкальный фольклор от немногих оставшихся носителей или на основе ранее сделанных записей. Они стремятся петь в той манере, в которой это могли бы делать наши предки.
Третий вариант – это свободная трактовка народной песни. В этих случаях фольклор адаптируется к восприятию широкой аудитории, происходит смешивание народной и эстрадной манеры. Таких исполнителей и коллективы очень часто критикуют за «искажение подлинно народной песни», но возможно, благодаря им народная музыка пусть и в «осовремененном» варианте сохраняется в памяти слушателей.
Все изображения взяты с сайта https://pixabay.com/ru и с https://ru.wikipedia.org
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Фольклор в музыке.
- Предыдущее: Научиться играть буги-вуги с нуля: а сколько нужно времени?
- Следующее: 25 июня День рождения Ярослава Кесслера, лидера группы «Мозаика». Вспомним и споём песни этой группы! Уверен, вы их знаете!
Термин и краткая история
Песня — самый простой вид вокальной музыки, но, пожалуй, и самый популярный, возникший за много лет до н. э. Впервые ее применение требовалось в древних обрядах и ритуалах. Только спустя много времени песня зазвучала по-иному, а именно — с художественной стороны, и потребительское отношение отошло на задний план.
Первоначальные композиции носили религиозный характер, когда существовала вера в силы природы и соответствующих ей богов. Композиции были совсем несложные, могли ограничиваться даже тремя словами.
В античный период музыка с поэзией считались неразлучными напарниками, потому их совмещали в единое искусство.
В Средневековье песни были распространены у музыкантов, таких как трубадуры, миннезингеры, труверы и мейстерзингеры. Они чувствовали неразрывную нить между музыкой и текстом, ощущали связь стихотворной формы с музыкальной строфой.
В дальнейшем одноголосие обросло с двух сторон новым звучанием, образуя дуэты, трио, квартеты и др.
Характерная черта песен — главенствующая мелодия, исполняемая голосом на протяжении всего аккомпанирующего фона
Слово, плавающее в музыкальной реке, словно лодка, в которой сосредоточено все самое необходимое и важное
Изучение фольклора
Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.
Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.
Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.
Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.
Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.
Пестушки и потешки
Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название «пестушки» происходит от слова «пестовать», то есть «ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать». Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.
Незаметно пестушки переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: «Сорока», «Ладушки». В них нередко уже есть «урок», наставление. Например, в «Сороке» белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).
Немецкая музыка
Германия издревле славилась великолепными хоровыми ансамблями. Да, там, безусловно, существует и танцевальная традиция. Но прекрасно организованные мужские хоры с давних пор поют не только в церкви, но и на улицах, при большом скоплении народа во время общественных празднеств. Репертуар хоров необычайно богат: традиционные народные песни, вокальная танцевальная музыка, романсы. И хотя такие хоры в настоящее время встречаются всё реже, традиция совместного пения в пивных, ресторанчиках и церквях сохраняется и по сей день.
Страница немецкого песенника XVI века
Из Южной Германии пришла традиция короткой песни «шнадерхюпферль» (Schnaderhupferl). Простая, состоящая из куплетов всего в четыре строки, она представляет собой задорную, а зачастую и остро сатирическую импровизацию на какую-либо актуальную тему, причем диапазон тем невероятно широк — от любви до политики. Часто эти песни исполнялись на местных диалектах. Ну и, конечно, следует упомянуть лендлер, медленный величавый танец в размере три четверти, который танцевали не только крестьяне, но и буржуа, и дворяне в своих гостиных. Построенный на плавном кружении пар, лендлер стал предшественником вальса.
Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев
Фольклор — это наша генетика
Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.
Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.
До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.
Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.
Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом
Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.