Музыка армении доклад кратко

Армянские народные музыкальные инструменты

Армянский дудук с восемью игровыми отверстиями на лицевой стороне

Армянский дудук изготавливается исключительно из абрикосового дерева, которое обладает уникальными качествами и характеристиками резонирования.

В других странах различные модификации дудука изготавливают из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, напоминающим живой человеческий голос.

Язычок дудука изготавливается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

B 1920-30-x годах армянский дудук был усовершенствован мастером музыкальных инструментов B. Г. Буни, который, сохранив в основном изначальную конструкцию народного инструмента, создал 3 разновидности дудука разных регистров. Последний из них, обладающий наиболее низким (баритоновым) регистром звучания, известен по имени своего конструктора — «бунифон».

Дхол — армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана, имеющего форму цилиндра и покрытого одной или двумя мембранами.

Возникновение дхола относится к языческому периоду истории Армении. Этот инструмент применялся армянами во время военных походов, а также используется в ансамбле с зурнами при музыкальном сопровождении различных танцев, торжественных церемоний, праздничных шествий и т.д.

Для игры на дхоле могут быть задействованы две палочки, сделанные из бамбука или тростника: толстая — «копал» и тонкая — «тчипот», но более популярной является техника игры пальцами и ладонями обеих рук.

Бамбир, Кемани, Кеман (арм. Բամբիր, Քեմանի) — армянские смычковые народные музыкальные инструменты.

Бамбир имеет 4 струны, настраивается на кварту или квинту, диапазон от ля малой октавы до ля второй октавы..

На бамбире играют сидя, держа инструмент между коленями. Можно одновременно играть на 2х или 3х струнах.

Первые сведения о бамбире восходят к IX веку. Во время раскопок одной из столиц Армении — Двина, была обнаружена плита с изображением музыканта, державшего на плече инструмент, похожий на скрипку.

Смычковый инструмент кеман является родственником понтийской лиры. Кеман отличается от бамбира размером (55-70 см в длину) и количеством основных струн (от четырёх до семи). Кроме основных струн, как в гадулке, кеман имеет четыре резонансных или т. н. симпатических струны, создающих при игре на инструменте постоянное фоновое звучание.

Кеман был распространён в Каппадокии а также в городах и селах Понта: Трабзоне, Атапазаре, Орду, Гиресуне. Армянское население Понта использует кеман чаще других видов смычковых инструментов.

В Армении на кемане играл известный Ашуг Дживани.

В своих поздних версиях (XX век) кемани имеет уже несколько регистровых модификаций.

  • Дудук

  • Зурна

  • Шви

  • Кавал

  • Барбет

  • Саз

  • Тар

  • Канун

  • Сантур

  • Дхол

Цунтинский район

Цунтинский район – это один из самых живописных уголков Дагестана, с древней и оригинальной культурой, поразительной этнической мозаичностью, богатой, полной неожиданностей и контрастов природой. «Зимой — Камчатка, летом – Швейцария», – так отзываются о районе гости.
В районе сохранены и проводятся традиционные обрядовые праздники. Это «Исхида» в с. Хебатли, «Хутрахская свадьба» в с. Хутрах. Но самый интересный из них – «Игби». Ныне о празднике «Игби», можно сказать, известно всему цивилизованному миру. Главными действующими лицами праздника «Игби» являются волки («боци»), роли которых исполняют облаченные в специальные костюмы и маски юноши. Демонстрируемая маска — часть костюма волка.

Кроме того, в Цунтинском районе отмечаются праздники народного календаря: «Первой борозды», Дни села, Ураза-байрам и др., а также фестивали, конкурсы «Лъибил», «Новые голоса» и др.

В районе созданы и успешно действуют фольклорный ансамбль «Дидо», коллективы художественной самодеятельности. В райцентре создан вокально-инструментальный ансамбль «Цези». В ансамбле работают исполнители аварских, дидойских песен И.Исаев, М.Курбаналиев, Н.Абдулкадыров, Х.Магомедова, С.Абдулаев. Музыку пишет засл. работник культуры РД С.Магомедов.

Большую лепту в развитие культуры района внесли Г.Магомедов и Ш.Гаджимурадов.

В последние годы молодые люди, к сожалению, перестали носить старинную одежду в повседневной жизни, и надевают ее только на свадьбы. Во многих клубных учреждениях, как в музеях, хранится национальная одежда дидойцев. В районе есть мастерицы по пошиву национального костюма дидойцев («гедоби»). Это Х.Иманова из с. Зехида, З.Шатилаева из с. Кидеро, Дж.Хасбулаева из с. Генух. Есть мастера по изготовлению народных инструментов – пандура, зурны (Рамазанов Магомед из с. Сагада). Известны также зурначи О.Магомедов из с. Ретлоб и А.Магомедов из с. Хутрах. В районе есть кузнецы, занимающиеся изготовлением браслетов и нашивок к национальному костюму дидойцев.

Народная музыка в ХХ веке

В послеоктябрьский период массовый характер приобрела организация хоровых кружков. В быт татарского народа внедрялись песни, прославлявшие строительство социализма, Красную Армию и т.д.

Удельный вес городской бытовой лирики в те годы заметно уменьшился: новые песни не создавались, а бытование наиболее популярных дореволюционные песен ограничивалось рамками семейного круга.

Политизация искусства затронула также сельский песенный быт. Со второй половины 1920-х гг. начался процесс «осовременивания» таких традиционных жанров, как деревенские напевы (авыл көйләре), танцевальные такмаки (бию такмаклары), проявившийся в основном в обновлении текстов. Стали появляться песни о радости колхозного труда, счастливой жизни, гордости за трудовые успехи, любви к Родине и т. д.

Новую жизнь получил такой древнейший жанр, как такмак: помимо своей традиционной функции сопровождения пляски, он стал бытовать в виде весёлых юмористических куплетов.

Вехой в народно-песенном творчестве сельских жителей стало рождение в 1930-х гг. жанра хороводно-игровых песен (әйлән-бәйлән уеннары). Формы его исполнения были разнообразны – тип круговых хороводов с песнями әйлән-бәйлән и тип парных игр, также сопровождаемых игровыми песнями (уен җырлары). Особенно широкое распространение получили круговые хороводы, состоявшие из контрастных по темпу запева и припева. Если запев исполнялся в умеренном темпе, сопровождая круговое движение, быстрый припев представлял собой, по существу, плясовой такмак. В момент его исполнения танцевала только пара, находившаяся в центре круга, остальные участники пели, хлопая в ладоши.

Большие изменения в песенном быту татар произошли во второй половине ХХ в. После трудных военных лет весело и звонко зазвучали әйлән-бәйлән уеннары, такмаклар, авыл көйләре. По-прежнему любимыми и популярными оставались протяжные (салмак көйләр) и короткие мелодии (кыска көйләр).

Послевоенные десятилетие было особенно «урожайным» на новые песни в этих жанрах. Однако именно этот период развития народно-песенного творчества казанских татар знаменуется появлением нового жанра – вальса. Причиной этого стало обилие вальсов в русском песнетворчестве 1930-х гг. и военных лет («Парень кудрявый» Г.Носова, «Моя любимая» М.Блантера и т. д.), которые получили широкое распространение в быту татар.

Начиная с 1960-х гг., песенное творчество, любительское и отчасти профессиональное, стало приобретать массовый характер, чему способствовало бурное развитие средств массовой информации – радио, телевидения. С этого времени начинают постепенно угасать такие жанры музыкального фольклора, как әйлән-бәйлән уеннары, бию такмаклары, авыл көйләре. Фольклорная песня вытесняется бытовой, отличающейся отсутствием анонимности: мелодии создают профессиональные композиторы, музыканты, певцы, работники культуры на готовые стихи профессиональных и самодеятельных поэтов.

Особенно большого размаха бытовая песня достигает в постсоветский период, благодаря использованию (в композиторской и исполнительской практике) электронной техники. Процесс создания песен (по существу, только мелодий) заметно упростился, что привело к нивелированию творчества профессионалов и любителей, одинаково зависимых от аранжировщиков.

Галиябану

Your browser does not support the audio element.

Татарская народная песня. Исполняют Ш.Ахметзянов, А.Туишева. Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан

Народные музыкальные инструменты

Музыка Древнего Китая насчитывала примерно тысячу различных инструментов, большая часть которых, увы, канула в лету. Классифицируются китайские музыкальные инструменты по виду звукоизвлечения:

  • струнные щипковые инструменты: саньсянь, гучжэн, кунхоу, люцинь, пипа с разным количеством струн;
  • струнные молоточковые инструменты: чжу – наподобие цимбал;
  • струнные инструменты со смычком: эрху, даху, лэйцинь, чжунху;
  • деревянные духовые инструменты: гуань (род гобоя), дицзы (бамбуковая флейта), шэн (губной орган, проще – своеобразная губная гармошка);
  • ударные инструменты: гонг (металлический диск), пайгу (барабан типа литавр).

Народная музыка

Матенадаран, рукопись № 346, стр., 280а. Музыкант с саз в руке

Группа армянских музыкантов (1870 г.)

Армения имеет давние традиции народной музыки с древность. Вовремя Советский эпохи армянская народная музыка преподавалась в государственных консерватории — в 1978 г. влиятельные канон игрок и композитор Хачатур Аветисян основал отдел народной музыки Ереванская государственная консерватория имени Комитаса. Традиционные инструменты включают каманча, канон (коробка цитра ), дхол (двуглавый ручной барабан, см. Давул ), уд (лютня ), дудук, зурна, болтать, сринг, ШВИ, пку, Parkapzuk, деготь, дмблак, бамбир, и в меньшей степени саз. Другие часто используемые инструменты включают скрипка и кларнет. В дудук считается национальным инструментом Армении, и среди его известных исполнителей — Маргар Маргарян, Левон Мадоян, Ваче Овсепян, Геворг Дабагян, и Егиш Манукян, а также самый известный современный дудукист Армении, Дживан Гаспарян.

Известные исполнители народной музыки включают вокалистов, таких как Арменак Шахмурадян, Офеля Амбарцумян, Вагаршак Саакян, Араксия Гюлзадян, Вардуи Хачатрян, Норайр Мнацаканян, Оганес Бадалян, Айрик Мурадян, Валя Самвелян, Римма Сарибекян, Раффи Оганесян, Авак Петросян, Папин Погосян и Флора Мартиросян.

Есть также несколько армянских народных ансамблей, Народный ансамбль Шогакен, основанная в 1995 году в Ереване, и другие, такие как Армянский народный ансамбль «Арев».

Гусан и ашуг искусство

В древности и средневековая армения, то гусаны (Армянский: գուսան) были творческими и исполнителями — певцами, инструменталистами, танцорами, сказочниками и профессиональными народными артистами в публичных театрах. Слово гусан впервые упоминается в ранних армянских текстах V в., например Фауст Византийский, Моисей из Хорены, и другие. Рано Средний возраст слово гусан использовалось как эквивалент классического греческого слова мимос (пантомима). Было 2 группы гусанов:

Матенадаран, рукопись с изображением группы музыкантов, XVI-XVII вв.

1. Первые были из аристократических династий (феодалов) и выступали как профессиональные музыканты;

2. Вторая группа — популярные, но безграмотные гусаны.

Гусанов критиковали и хвалили, особенно в средневековье. Армения. Принятие христианство оказал влияние на армянский менестрель, постепенно изменив его этическую и идеологическую ориентацию. Центром гусанов был Goghtn Гавар (кантон), регион в Васпуракан провинция Великая Армения что граничит с провинцией Сюник.

Во время позднего Средний возраст, на смену гусанам пришли популярные полупрофессиональные музыканты, которых называли Ashughs (Армянский: աշուղ), которые играли на таких инструментах, как каманча и саз. Саят-Нова, 18-го века Ашу и поэт, почитается в Армении. Другие армянские ашуги включают Дживани, Шерам, Ширин , Shahen , Хаваси , и Выстрел 

Народная музыка в армянской диаспоре

Армянские народные музыканты

Потомки выживших Геноцид армян, первоначально из Западная армения, и армянские эмигранты из других частей Средний Восток поселились в разных странах, особенно в Центральная долина Калифорнии. Художники второго и третьего поколения, такие как Ричард Хагопиан, уд -игрок, связанный с кеф традиции армяно-американской музыки сохранили свои народные традиции. Этот танцевальный стиль армянской музыки с использованием армянских и ближневосточных народных инструментов (часто электрифицированных / усиленных) и некоторых западных инструментов сохранил народные песни и танцы Западной Армении. Многие артисты также играли современные популярные песни космополитической Турции и других стран Ближнего Востока, из которых эмигрировали армяне (так называемые сурджаран или же кафе aman, что означает кафетерий), на Восьмая авеню из Манхэттен, Нью-Йорк. Такие группы, как Vosbikian Band of Philadelphia, были известны в 1940-х и 1950-х годах разработкой собственного стиля «кеф-музыки», находящегося под сильным влиянием популярной американской музыки. большая группа джаз времени. Другой игрок на уд, Джон Бербериан, особенно примечателен его слиянием традиционной музыки с роком и джазом в 1960-х.

в Ливанский и Сирийский диаспора Георгий Тутунджян, Карниг Саркисян и другие исполняли Армянские революционные песни, который быстро стал популярным среди Армянская диаспора, особенно АРФ сторонники. В Тегеран, Иран, народная музыка Армянская община характеризуется работой Никол Галандериан (1881–1946) и Хор Гогтана.

Народная музыка Казанского ханства

Музыкальная культура народов Казанского ханства продолжала свое развитие, разделяясь по социальному и конфессиональному признакам на сельскую (языческую) и городскую (мусульманскую) со своими жанровыми системами народного творчества и музыкальной семантикой.

Не было единства в духовной культуре и мусульманского населения. Во многих письменных памятниках Средневековья часто упоминается о функционировании в быту феодальной знати оркестров и перечисляются музыкальные инструменты – быргу, кобуз, кунграгу, куру, най, саз, сурнай, уд, чэчэнэ и др.

Как и в музыкальной культуре мусульманского Востока, в Казани четко устанавливается дифференциация музыки на народную и профессиональную. Частое упоминание в источниках о певцах и музыкантах подтверждает тот факт, что в этот период развивалось профессиональное устное творчество – как в вокальной, так и в инструментальной сфере.

Эти особенности стимулировали постепенное формирование такого уникального жанра музыкальной культуры казанских татар, как озын көй (дословно – длинный, долгий напев), где мелодия приобретает характер лирического интонирования. С этого жанра начинается развитие нового музыкального мышления, воплощенного в феномене мелодического развертывания, распевания отдельных слогов, зависимых от творческой фантазии певца.

Формулы слогоритмических инвариантов мелодики книжного интонирования в своей распевной реализации достигают здесь кульминационного развития, порождая исполнительский феномен, называемый у казанских татар «моң» – умение вокализировать слоги текста. Некоторые певцы при исполнении «моң» достигали значительного совершенства.

Эта традиция не утратила своей силы и в наши дни. Особенно ярко это проявляется в искусстве таких певцов, как И.Шакиров, Ф.Кудашева, Г.Сулейманова, Х.Бигичев, Г.Ибушев и др.

Духовые инструменты

К духовым инструментам относится: зурна, дудук, сринг.

Зурна

Зурна — разновидность примитивного гобоя, изготавливается из древесины абрикоса. Имеет 8 отверстий для пальцев и снабжена двойной тростью. О зурне упоминается в армянской поэме IX века.

Яндекс картинки

Сегодня армянские музыкальные инструменты используются на деревенских праздниках и свадьбах. Пронзительный тон зурны не позволяют использовать ее в традиционных ансамблях, так как она способна заглушить все другие звуки.

Это ведущий духовой инструмент мужских танцев, тембр и сила которого выражают мужественность. Зурна широко распространена на Востоке и в Греции.

Дудук

Дудук — очень популярный духовой инструмент. Он изготовлен из древесины абрикосового дерева. Это флейта с большой двойной тростью, сплющенной на конце и имеющий 9 отверстий. Дудук имеет глубокий и теплый звук, чем-то напоминающий английский рожок или нижний регистр кларнета.

Яндекс картинки

Первоначально этот народный инструмент носил название «абрикосовая трубка». Мундштук придает дудуку неповторимое звучание. В различных регионах на нем играют совершенно разную музыку. Большинство мелодий, сыгранных на дудуке, создают теплую и душевную атмосферу.

Процесс его изготовления длится более полугода. Юнеско признало дудук и его музыку одними из шедевров нематериального культурного наследия.

Сринг

Этот духовой национальный музыкальный инструмент представляет собой флейту с выдувным концом. Он имеет семь верхних и одно нижнее отверстия для звуков.

Яндекс картинки

Чтобы воспроизвести звук или мелодию, нужно прикрыть пальцами определенное отверстие. Поначалу на сринге играли пастухи. Обычно его делают из древесины абрикоса или бамбука.

Жанры китайских песен

Произведения, исполнявшиеся ещё до нашей эры, чаще всего воспевали природу, жизнь, окружающий мир. Многие китайские песни посвящались четырём животным – дракону, фениксу, цилиню (чудо-зверь, своего рода химера) и черепахе. Это отражается и в названиях произведений, дошедших до наших времён (например, «Сотни птиц поклоняются фениксу»).

Позже песен стало больше с точки зрения тематики. Они подразделялись на:

  • трудовые песни (сопровождавшие полевые работы, рыбацкую деятельность, ходьбу носильщиков);
  • протестные (разоблачающие взяточничество, жестокость помещиков);
  • любовные и семейные (об отношениях мужчин и женщин, их жизни; в новых песнях отражено изменение семейного уклада после революции);
  • игровые, шуточные (описываются забавные ситуации, радостные моменты);
  • лирические (описывает конкретное событие, делая его понятным всем слушателям; в лирических китайских песнях у героев отсутствуют имена).

Казбековский район

Казбековский район – самый молодой среди аварских районов. Проживают на земле Салатавии переселенцы из Тляратинского, Ахвахского, Цумадинского, Шамильского районов, чеченцы (сс. Калининаул, Ленинаул).

На территории района в доперестроечное время был размещен ряд ковровых фабрик. Издавна этим ремеслом занимались жители сс. Дылым, Гостала, Хубар. Во время показа готовых изделий исполнялись песни и танцы.

В наши дни возрождаются праздники народного календаря: «Первой борозды», Дни села, а также народные промыслы.

В районе 12 учреждений культуры, начальником Упр. культуры района 20 лет работает М.А.Гереев. Под его руководством в районе созданы и работают вокально-хореографический ансамбль «Арбабаш» и ВИА «Салатавия».

Наиболее важным событием в культурной жизни района за последнее время стало открытие в прикутанных хозяйствах 7 сельских клубов.
В районном центре традиционно проходят вечера старинной аварской песни. При районной школе искусств есть детский хореографический ансамбль.

При многих учреждениях культуры открыты мини-музеи. Краеведческий музей республиканского масштаба открыт в с. Гертма.

Армянские музыканты из диаспоры

Есть большое количество музыкантов армянского происхождения или происхождения, но живущих (или родившихся) за пределами Армении.

Во Франции художник Шарль Азнавур (урожденный Азнавурян) армянского происхождения, на протяжении десятилетий был известен своими шоу и песнями.System Of A Down, всемирно популярный альтернативный металл группа из Соединенные Штаты, был сформирован Дарон Малакян, Серж Танкян, Шаво Одаджян и Джон Долмаян, все из которых имеют армянское происхождение. Танкян также выпустил несколько сольных альбомов политического и социально значимого содержания. Арто Тунчбояджян — хорошо известный турецкий музыкант армянского происхождения, который известен в Турции и во всем мире, и в настоящее время имеет свой собственный джаз-клуб в Ереване, Армения. Он был основателем Армянский военно-морской оркестр .

Клавишник Дерек Шеринян известный рок-клавишник, игравший с Элис Купер, Целовать, и Театр мечты, среди других. Энди Мададиан является Иранский армянский художник и Виген Дердериан является Иранский армянский джазовый и эстрадный певец. Армик, иранский армянский гитарист и композитор фламенко, известный виртуоз новое фламенко жанр. Армяно-американский мультиинструменталист Дэнни Бедросян был основным клавишником группы Зал славы рок-н-ролла -индукционная полоса, Джордж Клинтон с Парламент-Funkadelic (также известный как P-Funk), с 2003 года. Джордж Мгрдичян, родившийся и выросший в Нью-Йорке, был американским музыкантом армянского происхождения, игравшим на нескольких инструментах в жанре джаз, в том числе уд и кларнет.

Среди других армянских музыкантов Ара Топузян кто выступает на канон и ВАНАрменя, который поет как народные, так и детские, так и патриотические песни, играет на клавишных и продвигает музыку «других гомидов», Грикор Мирзаян Суни.

Ботлихский район

Большая работа проводится работниками культуры Ботлихского района по сохранению и развитию самобытного художественного наследия, созданию новых фольклорных коллективов.

Стало уже традицией проводить районный конкурс «Я – дагестаночка» с обязательным показом обычаев, обрядов, характерных для тех сел, откуда приехали конкурсантки.

Проводится районная эстафета «Народное творчество села», где каждый населенный пункт показывает свою программу, включающую фольклорные песни, танцы, обряды, старинные посиделки, блюда национальной кухни, выставку изделий народных мастеров и др.

Способствует развитию национальной художественной культуры района и ежегодно проводимый районный фольклорный фестиваль «Дети Страны гор» с участием районных детских коллективов. Популярностью пользуется фольклорный ансамбль «Цагуна» (худ. руковод. П.Гусейнова). Коллектив был создан в 1986 году Омаровым М.Г. Основу коллектива составляют популярные исполнители аварских песен и танцев Абулайс Асайханов, Джамилят Гасанова, Раджаб Абдувахидов, Патимат Гусейнова.

Хорошо   зарекомендовала   себя   в   плане   возрождения   и   развития фольклора и Ботлихская школа искусств, которая существует с 1988 года

Особое внимание здесь уделяется пропаганде и изучению местного фольклора, а также хореографии народов Северного Кавказа. Благодаря начальнику Управления культуры Измаилову М.Ч

при школе искусств создан детский фольклорный ансамбль «Цагуна-2». Ныне руководит ансамблем Калимат Камильгаджиевна.

Другим, наиболее стабильным и ярким коллективом в районе является фольклорный ансамбль, функционирующий при сельском Центре досуга с.Анди.

В районе бытуют обряды «Первой борозды», вызова дождя, трудовой обряд «Гвай», День подъема воды, свадебные обряды, обряд «Рождение ребенка».

Среди ведущих народных театров республики по праву можно назвать Ботлихский народный театр.

Издавна район славился такими народными промыслами, как плетение корзин, обжиг, резьба по дереву, металлу, художественная вышивка (платки), изготовление знаменитых андийских бурок и паласов. Производством бурок из местной шерсти славились кустари сс. Анди, Ансалта, Рахата, Шодрода.

В районе были развиты также и такие  ремесла, как кузнечное и оружейное дело. Большое место в хозяйстве ботлихцев занимала деревообработка. С.Ансалта славилось всегда своими   искусными   каменщиками. В с.Ансалта также проживает мастер по изготовлению национальных музыкальных инструментов кумуза, пандура Магомедов Камиль, в с. Ботлих – мастер по изготовлению кумузов, пандуров Алиев Ибрагим-Гаджи.

Способствуют сохранению и развитию национальной культуры и хранители народных художественных традиций. Среди них – исполнители старинных народных песен, хранители старинных национальных костюмов Магомедова М., Магомедчиева, Байсарова, Чулакаева Ш., Каримулаева А., Шалапова П., Гусейнова П., Патахова Ш., исполнители на старинных музыкальных инструментах Абдулвахидов Раджаб из с. Ансалта (пандур), Алиев Ибрагимгаджи (пандур, кумуз), Магомедов Камиль (пандур, кумуз) из с. Ансалта, засл. работники культуры РД Магомедова Марьям, Темирсултанов Мухидин, Султанов Абидула.

История развития удмуртских песенных традиций

С самых давних времен песни для удмуртского народа играют очень важную роль и занимают в фольклоре одну из главных позиций. Песня сопровождала удмуртов на протяжении всей жизни: с рождения и до самой смерти. С ранних лет дети слушали и знали песни, по ним они узнавали мир. Песни помогали формировать понятия социального сознания и морали у подрастающего поколения.

У удмуртского народа было принято, что если человек умеет говорить, то должен и уметь петь. Людей, не умеющих петь, называли паллян кырӟась «поющий влево, уводящий мелодию».

Считалось, что песня обладает магическими свойствами, поэтому без песен не обходился ни один обряд и весь труд сопровождался напевами. Тематика удмуртских песен зависела от календаря народных праздников (посевные, сенокосные и жатвенные песни, молотьбы, обработки льна, сбора ягод и грибов, охоты) и от семейных обрядов (свадебные и поминальные песни, песни встречи и проводов гостей, а также плясовые).

https://udmkrai.unatlib.ru/?p=2620

Ранние удмуртские народные песни носили суровый, сдержанный характер и исполнялись в низком регистре. После присоединения Удмуртии к Русскому государству в XVI веке удмуртский фольклор впитывает в себя новые тенденции. Появляются исторические (о взятии Казани, о Пугачёве), рекрутские и разбойничьи песни.

В период зарождения капитализма, роста крупной промышленности, а также под влиянием политических ссыльных, в удмуртском народном искусстве распространяются вольнолюбивые мотивы.

Песни исполнялись как без участия аккомпанемента, так и в сопровождении музыкальных инструментов. Все удмуртские народные музыкальные инструменты можно разделить на 3 группы по способу звучания:

  • струнные

    скрипка (крезь кубыз);

    домра (домро крезь);

    балалайка (балай);

    гитара;

    бандурка;

    гусли (крезь).

  • духовые

    чипчирган (тростниковая трубка длиной около 100 см);

    тутэктон (пастуший рожок);

    узьы-гумы (продольная флейта);

    шулан (глиняная свистулька);

    быз (разновидность волынки).

  • ударные

    трещотки ( такыртон);

    чугунные заслонки;

    деревянные ложки;

    колокольчики (чингыли). 

Большое распространение получили гармонь (арган), баян, гитара, балалайка.

Для удмуртских народных песен в одинаковой степени характерно как сольное, так и хоровое исполнение. Если песня исполняется сольно, певец  негромко напевает песенную мелодию. При хоровом исполнении как обрядовых, так и лирических песен преобладает традиция громкого пения со строгим соблюдением ровной силы звука.

В городах и заводских посёлках дореволюционной Удмуртии, начиная с XIX века, было распространенно любительское пение. До этого песни исполнялись в основном в церковных учебных заведениях и монастырях. После Октябрьской революции 1917 года народная песня обогащается новым содержанием. Большой вклад в развитие удмуртской музыкальной культуры внесли — M. Г. Романов, Е. В. Молоткова, К. П. Герд, М. А. Курочкин. Благодаря им появляются первые сборники удмуртских народных песен, которые они составляли на основе своих записей.

В 30-е годы появляются первые образцы профессионального музыкального творчества: массовые песни и музыка к спектаклям драматических театров.

В 40-50-е годы первые крупные хоровые сочинения, создание и постановка первой удмуртской  музыкальной комедии «Сюан» («Свадьба»).

В 60-70-е гг. появляются крупные музыкально-сценические произведения, сольные песни и обработки народных песен.

Религиозная музыка

Средневековый армянский гимн 1332 г.

Армянская религиозная (или духовная) музыка, преимущественно вокальная, является одной из старейших ветвей христианской культуры и была представлена ​​после Христианизация Армении в 301 году нашей эры. Армянское песнопение, составленная в одном из восьми ладов, является наиболее распространенным видом религиозной музыки в Армении. Это написано в хаз, форма коренных нотная запись. Многие из этих песнопений имеют древнее происхождение и восходят к дохристианским временам, в то время как другие относительно современные, в том числе несколько сочиненных Святой Месроп Маштоц, который также изобрел Армянский алфавит. Некоторые из лучших исполнителей этих песнопений, или шараканs, проживать в Святой собор Эчмиадзина, и включить поздний сопрано Лусине Закарян.

Макар Экмалян (1856-1905) составил Патараг, настройка Армянская Апостольская Церковь с Божественная литургия, которую он завершил в 1892 году в нескольких аранжировках и впервые был опубликован в Лейпциге в 1896 году. Эта аранжировка литургии включала полифонические и омофонические вокальные партии в структуру литургии и была полностью нотифицирована. Это повлияло бы на композиционный подход Комитас, который был учеником Екмаляна (наряду с работами Кристапор Кара-Мурза ) и также увидит, как он представит полифония с его версией литургии в конце 19 века.

Фольклорные элементы в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

«Песня про купца Калашникова» — произведение, наполненное фольклорными мотивами и элементами. Это произведение — стилизация под народную героическую песню, прославляющую подвиги народного героя, богатыря. Таким богатырем в «Песне» является купец Калашников. Сам жанр произведения, обозначенный в названии, взят из фольклора. Композиция «Песни» подражает народной, которую исполняли певцы под аккомпанемент инструментов, как правило, гуслей.

В лермонтовской «Песне» есть «народные» зачин и концовка, а также перед

каждой повествовательной частью есть своеобразная «вставка»: Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! Ай, ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!

Описание героев дано в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравнивается с состояниями природы. Так, например, Иван Грозный описывается следующими строками: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Сцена боя Калашникова

с Кирибеевичем предваряет довольно большое описание зари над Москвой. Оно дано по контрасту к описываемому событию и заканчивается вопросом: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?» Описание героев строится на постоянных эпитетах в традиции народных произведений: «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широка грудь», «брови черные». Используются здесь и традиционные сравнения: «Ходит плавно — будто лебедушка». Вообще, постоянными эпитетами наполнено все произведение: «вино сладкое», «дума крепкая», «голубь сизокрылый», «сердце жаркое», «дума черная», «сырая земля», «красны девушки».

Стилизован под народную песню и язык произведения. Он такой же напевный, в нем много инверсий, обращений и восклицаний. В произведении использованы диалектные и просторечные слова или их формы: охульник, сиротинушка, старшой брат, разгоняючи, подымалася и другие. Широко используется в «Песне» троекратное повторение. Так, например, перед боем Калашников трижды кланяется, выказывая уважение и прося благословения и поддержки.

В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников — народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти.

Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни». Иван Грозный — неоднозначная фигура.

Это также фольклорная традиция. Казалось бы, он на стороне темных сил, но обещает поддержать семью Калашникова после его смерти. Он способен оценить силу и благородство характера Калашникова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: