Кроссворды для 5,6,7 классов Народные инструменты
По горизонтали:1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогами. (Оперетта.)5. Клавишный струнный музыкальный инструмент. (Фортепиано.)7. Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. (Скрипка.)8. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. (Музыка.)9. Вид музыкальных (художественных) произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками. (Жанр.)По вертикали:1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера.)2. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами. (Песня.)3. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. (Виолончель.)4. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Романс.)5. Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами. (Флейта.)6. Артист, играющий на музыкальном инструменте. (Музыкант.) |
Вопросы
1. Имя композитора Бородина?
2. Как называется пьеса для голоса с инструментальным сопровождением?
3. Профессия Бородина?
4. Имя композитора Чайковского?
5. Название оперы, написанной Римским-Корсаковым?
6. Какой был петушок в опере Римского-Корсакова?
7. Сольный номер в опере?
8. Высокий мужской голос?
9. Имя композитора Римского-Корсакова?
10. Как называется коллектив людей, исполняющих одно произведение на различных инструментах?
Ответы
1. Александр
2. Романс
3. Химик
4. Пётр
5. Снегурочка
6. Золотой
7. Ария
8. Тенор
9. Николай
10. Оркестр
По горизонтали3. Губной инструмент народов Севера5. Мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты6. Инструмент, на котором играл Садко8. Карл у клары украл кораллы, а клара у карла украла …………9.
Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых12. Большая скрипка, на которой играют сидя15. Русский народный 3-х струнный щипковый инструмент16. Произошла от охотничьего рожка19. Духовой инструмент шотландцев
21.
Его звуки сопровождают военные шествия
По вертикали1. 4-хструнный смычковый инструмент 2. Любимый инструмент на деревенских свадьбах 4. Фортепиано в концертном зале 5. Музыкальный инструмент туристов и бардов 7. Ударный музыкальный инструмент, похожий на котел сверху затянутый кожей 8.
По нему ударяют молоточками 9. Самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов 10. Инструмент в виде геометрической фигуры 11. Самый низкий по звучанию и самый большой по размеру струнный смычковый инструмент 13. Клавишный музыкальный инструмент 14.
Основной инструмент джаза 17. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной трубки — кулисы 18. Древнейший ударно-шумовой инструмент, похож на погремушку 20. Самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб 22.
С его помощью шаман общается с духами
Кроссворд на тему русские народные музыкальные инструменты
По горизонтали:
1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогами.
5. Клавишный струнный музыкальный инструмент.
7. Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра.
8. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.
9. Вид музыкальных (художественных) произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками.
По вертикали: 1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
2. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами.
4. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
5. Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами.
6. Артист, играющий на музыкальном инструменте.
Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор (1738 год)
Состоит из 3 частей:
- allegro;
- adagio;
- allegro.
Считается, что его оригинал (он не сохранился) был написан для скрипки, но затем переложен для клавира.
Концерт наполнен драматизмом, что подчёркивает суровая мелодия первой части. Вторая часть основана на приёме непрерывного баса. Музыка этой части сосредоточенная и несколько мрачная. Третья часть – образная реприза первой части.
Бах был величайшим новатором в области клавирного творчества, он постоянно искал новые выразительные средства этого инструмента, стремился оторваться от бытовых жанров клавирной музыки и поднять её на уровень возвышенного искусства. Создал клавирную сюиту и клавирный концерт. Писал для клавира, как и для скрипки, в течение всего творчества.
Последние годы и память
63. В последние годы жизни Иоганн Себастьян потерял зрение и перенёс ряд операций, которые оказались безрезультатными. Композиторупришлось отказаться от различных концертов и встреч. Музыку за него записывал его зять, под диктовку. Реквиемом Баха стал хорал, названный «Я иду к Твоему трону».
64. 28 июля 1750 года он неожиданно прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Иоганн Себастьян Бах умер в Лейпциге в возрасте 65 лет.
65. Могила Баха, похороненного на кладбище при одной из церквей в Лейпциге, была утеряна на много десятилетий, и её случайно обнаружили лишь в конце XIX века.
Могила Иоганна Себастьяна Баха в церкви Святого Фомы, Лейпциг, Германия, 2011 г.
66. В конце июля 1949 года останки Баха были перенесены в хоры церкви святого Фомы.
67. В Лейпциге есть памятник этому великому музыканту.
68. Некоторые историки сомневаются, что в могиле лежит именно Бах Иоганн, так как его останки переносились с места на место.
69. После смерти композитор оставил наследство своим детям, которое состояло из значительной суммы денег, 52 церковных книг и многих музыкальных инструментов.
70. Каталог всех произведений Баха был опубликован через 200 лет после его смерти.
71. В Германии установлено двенадцать памятников композитору.
Памятник И. С. Баха в Эйзенахе, около его родного дома (дом-музей Баха)
72. В 1850 году было основано Баховское общество, целью которого было издание полного собрания сочинений Баха.
73. Биография Баха была впервые изложена в 1802 году в трудах немецкого композитора Иоганна Форкеля.
74. Знаменитый композитор Мендельсон, автор всемирно известного свадебного марша, был поклонником творчества Иоганна Баха.
75. Другой классический композитор, Людвиг ван Бетховен, также высоко ценил Баха. В исторических документах сохранилось, что Бетховен настолько был тронут произведениями Баха, что сказал про него: «Не ручей, а море должно быть его имя».
76. Великий писатель Гёте описал ощущения от прослушивания музыки Баха, как «вечную гармонию в диалоге с самим собой».
77. Музыка Баха была записана на золотой диск космического аппарата «Вояджер», запущенного в межзвёздное пространство.
78. О жизни Иоганна Себастьяна Баха снято более 20 художественных и документальных фильмов.
79. В западноевропейской музыке произведения Баха считаются вершиной эпохи полифонии.
80. Иоганн Себастьян Бах, по данным газеты The New York Times, возглавляет десятку величайших композиторов всех времён.
Детство и юность
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенах, расположившемся между взгорьями Хайнигского национального парка и Тюрингенского Леса. Мальчик стал младшим и восьмым ребенком в семействе профессионального музыканта Иоганна Амброзиуса Баха.
В роду Бахов пять поколений музыкантов. Исследователи насчитали полсотни родственников Иоганна Себастьяна, связавших жизнь с музыкой. Среди них прапрадед композитора Фейт Бах, булочник, повсюду носивший цитру – щипковый музыкальный инструмент в виде ящика.
Иоганн Себастьян Бах в детстве
Глава семейства Амброзиус Бах играл в церквях на скрипке и организовывал светские концерты, поэтому первые уроки музыки младшему сыну преподал он. Иоганн Бах с малых лет пел в хоре и радовал отца способностями и жадностью к музыкальным познаниям.
В 9 лет умерла мама Иоганна Себастьяна – Элизабет Леммерхирт, а через год мальчик стал круглым сиротой. Младшего брата взял на попечение старший – Иоганн Кристоф, церковный органист и учитель музыки в соседнем городке Ордруф. Кристоф отправил Себастьяна в гимназию, где тот учил богословие, латынь, историю.
Старший брат научил младшего играть на клавире и органе, но пытливому мальчику этих уроков оказалось мало: втайне от Кристофа он доставал из шкафа тетрадь с произведениями известных композиторов и лунными ночами переписывал ноты. Но брат обнаружил Себастьяна за недозволенным занятием и отобрал записи.
Иоганн Себастьян Бах в детстве
В 15 лет Иоганн Бах стал самостоятельным: он устроился на работу в Люнебурге и блестяще окончил вокальную гимназию, открыв себе путь в университет. Но бедность и необходимость зарабатывать средства к существованию поставили на учебе точку.
В Люнебурге любознательность подтолкнула Баха к путешествиям: он побывал в Гамбурге, Целле и Любеке, где познакомился с творчеством именитых музыкантов Рейнкена и Георга Бема.
Произведения Баха для детей
Огромную роль оказывают произведения Баха на развитие художественного вкуса у детей. Многоголосие композитора является хорошей практикой для работы над музыкальным слухом. Особенность его произведений в том, что они доступны к исполнению детьми разных возрастов.
К наиболее известным произведениям Баха для детей относят:
- «Аве Мария»;
- «Менуэт»;
- «Сюита для виолончели»;
- «Воздух»;
- «Шутка»;
- «Любимому малышу».
Большая часть детских пьес композитора – это адаптированные произведения для детского хора «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». Дети младших классов могут исполнять их без особого труда. Бах выпустил две таких тетради. Один из биографов композитора считал, что его метод обучения идеальный, поскольку в нем прослеживается поэтапное продвижение от легкого к трудному.
Обучение музыке
Под руководством старшего брата Иоганн Себастьян начал учиться играть на органе и клавире. Однажды он узнал, что у брата в шкафу лежит нотная тетрадь. Мальчик по ночам тайно брал ее и переписывал ноты. Старший брат узнал об этом и запретил Иоганну Себастьяну заниматься переписыванием, ведь мальчик портил свое зрение, так как писал при лунном свете.
Описывая биографию Баха, стоит отметить, что обучение занимает в его жизни важное место. В пятнадцатилетнем возрасте Иоганн Себастьян отправился в Люнебург
Так как у него не было средств на карету, он шел пешком около 300 километров. В Люнебурге будущий композитор поступил на обучение в местную школу. Учебный период для подростка играл большую роль, так как он побывал во многих городах, где познакомился с творчеством местных музыкантов. Во время обучения мальчик начал музыкально развиваться и написал свою первую органную музыку (1700-1703 год).
После окончания школы Бах должен был поступить в университет, но не сделал этого, так как ему нужны были деньги для своего существования.
Интересные факты о композиторе
-
Первой супругой музыканта стала Мария Барбара Бах, которая являлась его кузиной. В браке у них родилось семь детей, из них трое скончались. Когда она умерла от сложного заболевания, композитор женился на Анне Магдалене Вильке, певице. В этом браке у него появилось 13 детей, но отца пережили только 9 из них.
- В церковном хоре в те времена пели исключительно мужчины. Впервые изменил это положение Бах: его супруга стала первой женщиной, которая спела в церкви.
- Давая частные уроки своим ученикам, Бах никогда не брал с них плату.
- Один из российских дипломатов однажды попросил Баха сочинить произведение, под которое можно было быстро заснуть здоровым сном. Композитор представил «Гольдберговские вариации», за что получил щедрое вознаграждение.
- Иоганн Себастьян Бах любил представляться бедным учителем и посещать церкви, в которых просил разрешения сыграть на органе. Многие выбегали из церкви, услышав виртуозную игру мастера, считая его дьяволом.
- У Баха был очень сложный характер. Он не умел прощать и не терпел ошибки других людей.
- К музыкальному гению относятся с большим почтением во всем мире. Памятники и бюсты композитору стоят в разных странах. В его родной Германии 12 монументов. Один из них посвящен браку Баха с Марией Барбарой.
- В зрелом возрасте Бах остался слепым. Он продолжал работать, диктуя музыку зятю. Операция, которую произвел хирург-экспериментатор, усугубила ситуацию и явилась причиной смерти великого композитора в 1750 году.
Бах похоронен у храма Св. Фомы. Но через кладбище была проложена дорога, и место погребения композитора затерялось. При реконструкции церкви в XVIIII веке были найдены останки музыканта и его перезахоронили. После Второй мировой войны прах перенесли на территорию церкви. Сегодня многие сомневаются, что в захоронении покоится именно Бах.
Что такое месса?
В переводе с латыни «missa» означает «отпускаю, отсылаю». Название «мессы» закрепилось за богослужением Евхаристии на христианском Западе еще в 4-5 веках. Даже в наши дни Причастие (Таинство Евхаристии) иногда в Римско-Католической церкви называют «мессой». Название возможно происходит от заключительного возгласа (в православии – отпуста) священнослужителя: «Идите, собрание распущено». На латыни оно пишется следующим образом: «Ite missa est». Это благословение молящихся на выход из храма по окончанию литургии.
Месса как музыка для церковного богослужения сложилась в средневековье и получила окончательные очертания в 14 веке. Месса представляла собой несколько религиозных текстов с мелодиями, которые предназначались для воспевания, восхваления божества или для прошения милости
Мессы не были посвящены какому-либо важному христианскому событию, празднику, они подходили для любого торжества
Все же, начиная с 9-12 веков, появились мессы для великих торжественных случаев, главных церковных праздников. Это были пятичастные ординариумы, содержащие следующие молитвенные тексты:
- «Господи, помилуй!» («Kyrie eleison») короткая часть, за которой следует «Христе, помилуй!» («Christe eleison») и повторение части «Kyrie eleison».
- Вторая часть именуется «Слава Всевышнему Богу» («Gloria in excelsis Deo»).
- Третья – это Символ веры («Credo in unum») – молитва, содержащая краткую биографию Иисуса Христа. В тексте повествуется о том, что он был рожден от Девы-Марии и святого Духа, воплотился, вочеловечился, был распят при Понтии Пилате, и страдал, и был погребен, и воскрес на третий день по писанию. («Et incarnatus est», «Crucifixus», «Et ressurexit»).
- К символу веры примыкает «Свят» («Sanctus») и «Благословен пришедший во имя Господне…» («Benedictus»).
- И, наконец, пятая часть – это «Агнец Божий» («Agnus Dei»). Это молитвенный текст, сложенный на основе ассоциации Спасителя с жертвенным животным. Он отдал себя в жертву, тем самым даровал нам мир.
На подобный текст за 500 лет до Баха были написаны тысячи произведений, текст стал каноническим, то есть в нем не менялся ни порядок частей, ни порядок слов, ни содержание.
Рождественская оратория (1734)
Музыка Баха наполнена размышлениями о вечных вопросах человеческой жизни, но чаще всего эти размышления религиозного характера – бо́льшая часть его жизни связана с церковью (он служил органистом) и бо́льшая часть музыки написана для церкви.
Его духовные кантаты были предназначены для богослужения. Бах был верующим человеком, хорошо знал Священное Писание, соблюдал все церковные праздники, каноны, а его настольной книгой была Библия.
Рождественская оратория – это цикл из 6 кантат.
Иногда кантата и оратория различаются с трудом.
Исполнители Рождественской оратории: Евангелист (тенор), солисты (сопрано, альт, тенор, бас), хор, оркестр, орган.
Конкретные действующие лица и события отсутствуют, присутствуют только лирические размышления о них, их связывают между собой речитативы Евангелиста. Все 6 кантат оратории сюжетно объединены темой Рождения Младенца Христа.
Повествование открывает торжественный хор «Ликуйте, торжествуйте», а завершает ораторию торжественный хорал (богослужебное пение).
Творчество И. С. Баха
На протяжении всей жизни композитор занимался сочинением музыки для органа. Современники отзывались о нем как о виртуозном органисте и преподавателе. К тому же он помогал строить органы, настраивать и проверять новые инструменты.Не забывал Иоганн и о музыке для клавесина, которым владел в совершенстве.Произведения И. С. Баха предназначены не только для соло-инструментов, но и для исполнения ансамблями:
- Каноны;
- Сюиты для виолончели;
- Ричеркары;
- Произведения для лютни;
- Оркестровые сюиты;
- Партиты и сонаты для скрипки и для флейты.
Рис. 4. Иоганн Себастьян Бах играет королю Фридриху IIВокальный жанр представлен следующими произведениями:
- Кантатами;
- Пассионами;
- Ораториями;
- Магнификатами;
- Ариями;
- Мессами;
- Песнями;
- Хоралами;
- Мотетами.
Всего за жизнь им было написано более тысячи произведений.
Творческий путь
Бах поехал в Тюрингию, где устроился в частную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского придворным музыкантом. В течение полугода он играл на скрипке для господ и приобрёл первую исполнительскую популярность. Но молодому музыканту хотелось развиваться, открывать для себя новые творческие горизонты, а не ублажать слух богатеев. Он уехал в Арнштадт, что в 200 километрах от Веймара, где стал работать придворным органистом в церкви Святого Бонифация. Бах трудился всего три дня в неделю и при этом получал достаточно высокое жалование.
Церковный орган был настроен по новой системе, у молодого композитора появилась масса новых возможностей, которыми он воспользовался и написал около тридцати каприччио, сюит, кантат и других органных произведений. Однако через три года Иоганну пришлось покинуть город Арнштадт, так как у него сложились напряжённые отношения с властями. Церковному начальству не нравился его новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений. При этом слава о талантливом органисте распространялась по Германии быстрее ветра, и Баху во многих немецких городах предлагали выгодные должности.
В 1707 году композитор приехал в Мюльхаузен, где поступил на службу в церковь Святого Власия. Здесь он начал подрабатывать мастером по ремонту органов и написал праздничную кантату «Господь – мой царь».
В 1708 году он с семьёй переехал в Веймар, где задержался надолго в должности придворного композитора и органиста. Считается, что именно здесь и в этот период начался его творческий путь как сочинителя музыки.
В 1717 году Бах уехал из Веймара, чтобы устроиться придворным капельмейстером в Кётене у князя Леопольда Ангальта, ценившего талант композитора. Князь хорошо платил Баху, предоставил ему полную свободу действий, но он исповедовал в религии кальвинизм, что исключало использование в богослужениях утончённой музыки. Поэтому в Кётене Бах в основном занимался написанием мирских произведений:
- сюиты для оркестра;
- шесть Бранденбургских концертов;
- французские и английские сюиты для клавира;
- 1-й том «Хорошо темперированного клавира»;
- сюиты для виолончели соло;
- двухголосные и трёхголосные инвенции;
- сонаты;
- три партиты для скрипки соло.
В 1723 году Себастьян переехал в Лейпциг, где устроился в церковь Святого Фомы кантором хора. В скором времени ему предложили занять должность «музыкального директора» всех Лейпцигских церквей. Этот период его творческой деятельности ознаменовался написанием следующих произведений:
- «Страсти по Матфею»;
- «Рождественская оратория»;
- «Страсти по Иоанну»;
- месса си минор;
- «Высокая месса»;
- «Величальная оратория».
За всю жизнь композитор написал более тысячи произведений.
Исторический
Состав
От до , Бах был хормейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кётно . Князь — музыкант и заботливый. Этот счастливый период зрелости Баха способствовал написанию его величайших инструментальных произведений для лютни, флейты, скрипки ( Сонаты и партиты для скрипки соло ), клавесина ( Le Clavier bien tempéré, Книга I), виолончели (Сюиты для виолончели соло) и шесть Бранденбургских концертов .
Этот период контрастирует с периодом Мюльхаузена и Веймара, с по 1717 год — 300 кантат (пятилетний литургический цикл), сочинений для органа .
Подобно « Клавиру », о котором мы не знаем, был ли это клавесин, клавикорд или орган, инструмент, для которого Бах задумал виолончельные сюиты, является предметом спекуляций: несомненно, « скрипичный бас », настроенный как современная виолончель, возможно, что это такой инструмент, как виолончель да спалла, носимый через плечо. В интервью DIAPASON, Сигисвальд Кёйкен указывает:
Успех альта транскрипций этих Suites — записано Лилиан Фукс, Примроуз и совсем недавно Антуан Таместит — идет в этом направлении. Также вероятно, что вопрос о точной природе инструмента не имел для Баха большого значения.
Затмение и повторное открытие
Затмение, которое претерпели шесть сюит, вызвано двумя причинами: низкая популярность виолончели до романтического периода и низкая популярность Баха.
Виолончель оставалась в течение длительного времени ограничивается ролью фольги; он не был до второй половины XVIII — го века, в конце концов вытеснил бас — виола и XIX — го века, которые приобрели виолончель признание для сольного инструмента Concertante, благодаря Людвиг ван Бетховен, Брамс, Шуман, Эдуара Лало, Жак Оффенбах, Камилла Сен-Санс, Антонин Дворжак, Феликс Мендельсон .
Баха постигла схожая судьба: если бы великие классики, такие как Моцарт, Гайдн или Бетховен, знали, изучали, уважали творчество Баха за его формальное совершенство и мастерство контрапункта (и вдохновлялись им), то не оставалось ничего менее старомодного. Их романтические наследники, Феликс Мендельсон во главе, вытащат его из этого забвения, чтобы сделать его еще более «не модным» .
Хотя первый опубликованный в Париже в 1824 году XIX — го века не звонил снова время будильника в Suites : музыка оказалась более и более решительно в сторону оркестровой музыки, и Бах, она играет особенно страсти ( Passion от Матфея, Страсти по Святой Иоанн ). На рубеже веков были времена Вагнера, Верди, Малера, огромных оркестров и гигантских опер.
XX — го века было более благоприятным: Пабло Казальс, молодой, пристрастился к Suites . Его талант и новаторская интерпретация позволили им получить признание.
Сюиты и современная виолончель
Эти сюиты являются важным элементом виолончельного репертуара, прежде всего из-за их музыкальных качеств, а затем из-за их образовательного и теоретического интереса. Бах подчеркивает все полифонические возможности инструмента.
Интерпретация люксов входит в почетную программу современного виолончелиста: Пабло Казальса, Пьера Фурнье, Жаклин дю Пре, Пола Тортелье, Андре Наварра, Йо-Йо Ма, Мстислава Ростроповича, Яноша Старкера, Аннера Бильсма, Генриха Шиффа, Питера. Виспельвей, Рафаэль Пиду, Офели Гайяр, Жан-Гиэн Кейрас, Энн Гастинель, Жан-Эрик Тиро, Миша Майски и многие другие склонились к выполнению упражнения. Некоторые исполнители ждали, пока созреют, чтобы записать сюиты : Казальсу более 60 лет (1936-1939), Пьеру Фурнье 54 года (1961 год), Наварре 66 лет (1977 год), Тортелье 47 лет (1961 год), затем 69 лет (1983 год), Билсме 45 лет. и 58 (1979, 1992) Ростроповичу 63 года (1990), Йо-Йо Ма после 35 лет (1990, 1998). Старкер впервые записал сюиты в возрасте 33 лет в 1957 году и повторил их дважды в 1963 и 1983 годах, соответственно, в возрасте 39 и 59 лет.
В целом умеренная техническая сложность первых трех сюит никоим образом не мешает их интерпретации всеми. Некоторые танцы доступны даже с ранних лет новичку. В консерваториях и музыкальных школах люксы входят в программу большинства конкурсов и экзаменов.
Продолжение творческого пути
В 1717 году Бах переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).
В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.
В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)
Последние годы жизни И. С. Баха
Несмотря на то, что в течение последних лет у И. С. Баха стремительно ухудшалось зрение, он продолжал творить. Только теперь его произведения записывал зять.В Лейпциге в 1750 г. Баху были сделаны две офтальмологические операции, но они только ухудшили положение.18 июля 1750 г. у него случился удар, а через десять дней композитор скончался. Похоронен он был в Лейпциге, но за могилой долгое время никто не ухаживал. Затерянная могила была обнаружена в 1894 г., после чего останки были перенесены в церковь Святого Иоанна, где гений служил почти три десятка лет. Несмотря на то, что храм разбомбили во время Второй мировой войны, останки композитора обнаружили в 1949 г. и перезахоронили в церкви Св.Фомы.
Личная жизнь и семья
56. В 1707 году Бах женился на собственной кузине Марии Барбаре Бах. В браке у них родилось семеро детей, но выжили только четверо.
57. В 1720 году внезапно умерла жена Баха, через год он женился снова. Вторая жена композитора, певица Анна Магдалена Бах, отличалась прекрасной музыкальностью. У неё был отличный слух и красивый, сильный голос сопрано.
58. Жена Баха Анна Магдалена стала первой женщиной-хористкой в церкви. Во времена И. С. Баха к участию в церковном хоре допускались только мужчины. Однако музыкант поспособствовал тому, чтобы петь в церкви могли и женщины.
59. В период исполнения знаменитых произведений Баха в церквях за органом обычно находился либо сам Иоганн, либо один из его сыновей.
60. У Баха было 13 детей от второй жены, восемь из которых выжили.
61. Иоганн Себастьян Бах уделял много времени музыкальному образованию своих детей. Кроме того, для своей семьи Бах сочинял инструментальные и вокальные ансамбли, организовывал музыкальные вечера.
«Утро в доме Баха», Розенталь, 1870.
62. Сыновья Баха — Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан — стали выдающимися музыкантами.
Последние годы жизни и смерть
Иоганн Себастьян прожил 65 лет. В последние годы у него сильно ухудшилось зрение, подпорченное ещё в юности. Композитор решился на операцию, которую ему сделал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора нельзя было назвать хорошей, но Себастьян цеплялся за последнюю надежду. Однако оперативное вмешательство оказалось неудачным, и Бах полностью ослеп. При этом он не перестал сочинять, теперь свои произведения диктовал жене или зятю.
За десять дней до смерти произошло чудо, и к Баху вернулось зрение, словно для того, чтобы он последний раз смог увидеть лица любимой жены и детей, свет солнца.
28 июля 1750 года сердце великого музыканта остановилось. Похоронили его в Лейпциге на церковном кладбище.
Личная жизнь
В октябре 1707 года Иоганн Себастьян Бах женился на юной кузине из Арнштадта Марии Барбаре. У пары родилось семеро детей, но трое умерли в младенчестве. Трое сыновей – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан – пошли стопами отца и стали известными музыкантами и композиторами.
Иоганн Себастьян Бах с женой
Летом 1720 года, когда Иоганн Бах с князем Ангальт-Кетенским находился за границей, Мария Барбара умерла, оставив четырех малышей.
Личная жизнь композитора наладилась через год: при дворе герцога Бах познакомился с молодой красавицей и талантливой певицей Анной Магдаленой Вильке. Иоганн женился на Анне в декабре 1721 года. У них родилось 13 детей, но пережили отца 9.
Семья Иоганна Себастьяна Баха
В преклонные годы семья для композитора оказалась единственной отрадой. Для жены и детей Иоганн Бах сочинял вокальные ансамбли, устраивал камерные концерты, наслаждаясь песнями жены (у Анны Бах было красивое сопрано) и игрой подросших сыновей.
Судьба жены и младшей дочери Иоганна Баха сложилась печально. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных, а младшая дочь Регина влачила полунищенское существование. В последние годы жизни женщине помог Людвиг ван Бетховен.