Рок-опера

Особенности рок-оперы

В рок-опере два акта. Первый посвящен рассказу о замысле Раскольникова, а также его реализации. Второй акт – это признание Родиона следователю Порфирию Петровичу в содеянном. Раскрытие темы любви Родиона к Соне – лирический центр оперы.

Сенная площадь дореволюционного Петербурга – главное место, на котором происходят практически все действия рок-оперы. Там бурлит, кипит жизнь большого города. Композитору удалось передать все тонкости характеров главных героев. Рок-опера – букет противоречий между прозой окружающей реальности и романтикой желаний, мечтаний.

Рок-опера начинается с «Баллады Шарманщика». Слушатели постепенно погружаются в мир образов. Происходящие события зрители видят глазами шарманщика. Ключевые действия комментируют другие шарманщики, дающие оценку происходящему. Финал рок-оперы весьма эпичен – в Петербурге начинается наводнение.

Роман Достоевского и музыку Артемьева объединяет напряженная атмосфера. Сочинение заставляется слушателей задуматься над собственным поведением. Поступают ли они по совести? Не стремятся ли они к душевному спокойствию, пренебрегая чувствами других людей?

В «Преступлении и наказании» использованы разные направления рока. Тут есть и тяжелый, и балладный, и даже популярный. Мелодика построена на русской интонации. Это актуально в том числе и для ярких эпизодов. В опере также присутствуют народные мелодии, джазовые композиции, солирующее фортепиано.

«Белые стихи» Ю. Ряшенцева позволили ритмически организовать либретто, практически не внося изменения в текст Достоевского. Специальная техника Артемьева для речитативов дала возможность певцам импровизировать в заданных рамках. Исполнили оперу рок- и эстрадные певцы. В ней нет классических оперных голосов.

«Преступление и наказание» нельзя отнести к чистой рок-опере, классической опере или мюзиклу. Сам Артемьев говорит, что в итоге получилась полистилистика. Композитор потратил 20 лет жизни на создание данного музыкального сочинения. Долгие годы оно существовало в аудиозаписи. Лишь в мае 2016 года А. Кончаловский поставил рок-оперу, приурочив премьеру к 150-летию Достоевского.

Green Day – «American Idiot» (2004)


Green Day

«Американский идиот» – это одна из лучших рок-опер 21 века, созданная группой Green Day в эпоху правления Джорджа Буша-младшего. Она оказалась настолько актуальной и востребованной в США, что полностью оживила их карьеру, обеспечив блестящее возвращение после разочаровывающего релиза «Warning». Альбом довольно политический: на некоторых треках Green Day активно критикуют Буша-младшего и «конфликт» в Ираке, используя эти проблемы как фон для повествования истории взросления.

Альбом имел бешеный успех, а в 2010 году на Бродвее был поставлен сценический мюзикл по мотивам «American Idiot».

«Эльфийская рукопись» группы «Эпидемия».

Эльфийская Рукопись. 1 часть.

Написана Юрием Мелисовым по мотивам «Саги о вечном воителе» Муркока, и серии романов о «копье Драконов». Полуэльф – чародей Дезмонд должен спасти от рабства и смерти любимую, эльфийскую принцессу Алатиэль, захваченную темным лордом. Её кровь должна активировать амулет, который откроет дверь её мира для темных сил. Чтобы выполнить задачу Дезмонд и его друг-воин Торвальд, по совету мага Ирдиса, должны проникнуть в замок правителей Энии захваченный врагом, и уничтожить темного лорда Дэймоса и его соратника — синего дракона.. Прочесть содержание.

«Эльфийская рукопись». Фэнтези метал-опера группы «Эпидемия»

Релиз состоялся в 2004 года на рок-фестивале «Пятница, 13-е». В 2007 году вышло продолжение – «Эльфийская рукопись – сказание на все времена». Как таковой сценической постановки у «Эльфийской рукописи» не было, поэтому назвать «Эльфийскую рукопись» мюзиклом в чистом виде нельзя. Это скорее концептуальный альбом, но был проведен концерт в ДК Горбунова, на котором «Эльфийская рукопись» была презентована с элементами сценического шоу, и начальной постановки. В этом концерте своих персонажей спели звезды российской рок сцены, которые и записывались в аудиоверсии. (Дезмонд, полуэльф — Максим Самосват (Эпидемия)
Торвальд, рыцарь — Андрей Лобашев (Arida Vortex), Ирдис, эльфийский волшебник — Артур Беркут (Ария), Деймос, темный лорд — Дмитрий Борисенков (Чёрный Обелиск)
Скай, синий дракон — Кирилл Немоляев (Бони НЕМ), Алатиэль, эльфийская принцесса — Анастасия Чеботарева, Трактирщик — Lexx (Мастер)). Из видеоматериалов этого концерта смонтирована видеоверсия «Эльфийской рукописи». Группа «Эпидемия» активно гастролирует. В живом исполнении «Эльфийскую рукопись» услышать нельзя, в концертную программу группы включены лишь несколько композиций из фэнтези-мюзикла. Музыка в «ЭР» это очень качественный power-metal. Минималистичность использования электроники, и симфонические оркестровки композиций создают цельнную монолитную картину, и передают настроение автора. «ЭР» является по сути той самой «металл — оперой» которой её и позиционируют создатели, но хочется надеяться, что когда то наступит момент, и состоится перерождение «Эльфийской рукописи» в полноценный театрализованный фэнтези-мюзикл.
«Эльфийская рукопись» — «На Пороге Ада».

Есть и продолжение истории — «Эльфийская рукопись. Сказание на все времена»

Эльфийская Рукопись. Сказание на все времена.

«Парк Горького»

Группа «Парк Горького» показалась миру в 1987 году. И то, что они завоевали славу за рубежом, было не счастливым совпадением, а первоначальной целью.

Группу собирал известный тогда исполнитель Стас Намин (ты можешь знать его творчество по музыке из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»). Он выбрал на роль исполнителя Николая Носкова и вместе с ним подбирал остальных участников. Название они придумали легко, так как группа Стаса Намина располагалась именно в Москве у парка Горького, к тому же в это время в США были популярны книга «Парк Горького» и одноимённый фильм.

В 1988 году группа приступила к работе над альбомом. Все участники уже были неплохими музыкантами, а под руководством Стаса, у которого каждый второй трек не проходил цензуру, им удалось выработать свой стиль и стать тем, что нужно публике, — бунтарями с большой дороги.

И вот, в 1989 году, вышел их альбом Gorky Park, который стал настоящим взрывом для Штатов. Альбом был самобытен, он не шёл на поводу у предполагаемой аудитории, а также был наполнен советской культурой, ведь даже на обложке у него были изображены буквы GP, стилизованные под серп и молот. А учитывая, что железный занавес пал не так давно, советская тематика была очень интересна Западу. Группа немедленно завоевала популярность, а их треки поселились в чартах США.

Наиболее известные постановки

«Авось» — это поэма, которая легла в основу либретто. Однако театральная постановка потребовала дополнительного создания сцен и арий. Премьера состоялась в 1981 г. в Московском театре имени Ленинского комсомола. Спектакль входит в репертуар этого заведения по сей день.

Рок-опера «Суперзвезда» (оригинальное название Jesus Christ Superstar) – произведение Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера, написанное в 1970 г. Спустя год его поставили на Бродвее. В одноименном альбоме, который был выпущен в 1970 г., заглавная партия была исполнена вокалистом Deep Purple по имени Иэн Гиллан. В записи участвовали и другие знаменитые исполнители: Ивонн Эллиман, Пол Рэйвен, Виктор Брокс, Майк Д’Або, Мюррей Хэд.

В 1973 г. Норман Джуисон — режиссёр мюзикла — его экранизировал. Фильм был снят в Израиле на местах исторических событий, которые разворачивались на заре христианства. Данная работа получила высокие оценки кинокритиков.

При этом проект подвергся нападкам различных религиозных организаций. В 2000 г. опера была снята австралийскими кинематографистами. Данный проект получил название Millennium Version, новый актёрский состав и режиссёрское решение.

ARKONA

Язычество древних славян не кануло в небытие, а осталось весьма популярно среди художников, писателей, режиссёров и даже музыкантов. В 2002 году в долгопрудненской родноверческой общине родилась группа ARKONA. Она сочетает в себе необычные стили, такие как скриминг и гроулинг, что при удивительном женском вокале даёт уникальное звучание.

ARKONA начала выступать по всей Европе, покоряя всё новые и новые города. За несколько лет они собрали множество музыкальных наград и сейчас выступают на самых крупных рок-фестивалях всего мира, в том числе на Wacken Open Air.

Slaughter To Prevail

Относительно новая группа Slaughter To Prevail готова порадовать экстремальным металлом любого, кто осмелиться ее послушать. Все её участники — настоящие профессионалы своего дела, а вокалист Александр Шиколай уже играл в разных метал-группах. В 2013 году у него появилась идея создать настоящую дэткор-группу, и в этом ему помог Джек Симонс — основатель и участник Acrania. Он знал Александра по его предыдущим выступлениям и предложил поработать над совместным проектом.

Свой путь группа начала с выступления в Бельгии, где и снискала популярность. В дальнейшем она получила контракт от лейбла Sumerian Records. Slaughter To Prevail нашли своих поклонников в десятках стран и сейчас выступают как в России, так на Западе и в США.

«Король и Шут»

Русский панк-рок многим обязан Михаилу Горшнёву и его группе. Их музыка прошла проверку временем, так как её играют до сих пор, даже несмотря на смерть Михаила в 2013 году. Каждая песня — это не только музыка, но и отличная история в мистическом или фэнтезийном стиле.

На пике своей популярности, в 2000-х, «КиШ» выступали не только в России, но и за рубежом. Они проводили десятки концертов в год, при этом часто взаимодействуя с панк-группами из США.

Последним проектом перед смертью Горшка стала рок-опера TODD, в основе которой лежит легенда о серийном убийце Суини Тодде (ты можешь знать его по одноимённому фильму Тима Бёртона).

Истоки

«С детства меня мучила мысль — как бы я поступил, окажись я в той же ситуации, в которой оказались Понтий Пилат и Иуда Искариот. Как они могли знать, что Иисус станет божеством, а они в результате будут навеки прокляты?» — так рассказывал в своей автобиографии об истоках идеи рок-оперы Jesus Christ Superstar автор ее текста Тим Райс.

Еще по одному его признанию, толчком для оперы, как и для многих-многих других рок-явлений 1960-х, стал главный рок-поэт эпохи Боб Дилан. В его песне 1964 года With God on Our Side есть такие строки: «Долгими темными часами / Я думал о том, что Иисус был предан поцелуем / Но решайте сами / Не был ли на стороне Иуды Бог».

«Иуда был совсем не глупый человек, и то, во что вылилась вся эта история, в конечном счете было просто отражением политической ситуации того времени», — говорил Уэббер.

Именно Иуда в гораздо большей степени, чем Христос, оказывается в центре драматического сюжета JCS. Тим Райс говорил, что в Евангелии Иуда — «примитивный, картонный злодей». Он же хотел его очеловечить. В итоге получилась измученная душа, разрываемая любовью к Христу и сомнениями в правильности избранного им пути, которые в конечном счете и приводят к предательству.

«Очеловечиванию» — в противовес обожествлению — подвергся в опере и образ самого Иисуса Христа.

«Христа мы видим не как Бога, а просто как нужного человека в нужном месте», — говорил Тим Райс.

В итоге, несмотря на практически полное соблюдение всей канвы евангельского сюжета, подобного рода подход наряду с выбором остро современной и предельно актуальной музыкальной формы увел молодых авторов от стандартного благоговейно-почтительного отношения к христианской легенде к изображению Христа как сражающегося с истеблишментом радикального революционера.

Этот слом отражал бунтарское время и бунтарское мировосприятие рубежа 1960−1970-х годов и во многом обусловил беспрецедентный успех рок-оперы.

Рок-орден «Тампль» и фэнтези-мюзикл «Финрод Зонг»

Обложка демо-диска.

«Финрод-зонг» — мюзикл о битве короля эльфов Финрода Фелагунда с Сауроном Гортхауэром. Литературным исходником для либретто стал «Сильмариллион» Дж. Р. Р. Толкина.. Это история о верности, долге, и бессмертии любви. О гибельной гордыне и испепеляющей алчности правителей. О, долге для смелых, о свободе несущих знамя чести.

Фэнтези-Мюзикл «Финрод-зонг» (рок-орден «Тампль»)

Премьера мюзикла «Финрод-зонг» состоялась на крупнейшем фестивале фантастики, фэнтези и ролевых игр Зиланткон в 2001 г. Из материала видеосъемок с премьеры, натурных съемок была смонтирована видеоверсия спектакля. В 2008 вышел официальный диск, записаный студией «Твой звук». В записи приняли участие многие замечательные музыканты и вокалисты, включая и создательницу мюзикла Лину Воробьеву (Галадриэль). Музыка в «Финрод зонг» предельно приближена к идеальной, так как используется минимум электроники, и звучат живые инструменты (гитары, скрипка, флейта). Также на достойном уровне осуществлена оркестровка мюзикла. Сейчас, после длительного перерыва мюзикл «Финрод Зонг» можно снова увидеть в живой постановке в Москве..
«Финрод Зонг»
Рок-орден «Тампль» 2002
Исполнители — Иван Серебренников и Арэдель
Первый дуэт Тингола и Мелиан

Группа «ESSE» и фэнтези-мюзикл «Дорога без возврата»

«Дорога без возврата». Рок-опера и фэнтези мюзикл группы «ESSE» по мотивам саги «Ведьмак».

«Дорога без возврата» – полноформатный фэнтези рок мюзикл созданный группой «ESSE» по мотивам саги о «Ведьмаке» А. Сапковского.Премьера сценической постановки мюзикла состоялась в Ростове-на-Дону в 2009г. Сценарий рок-мюзикла и либретто рок-оперы «Дорога без возврата» основаны на всех семи томах саги о «Ведьмаке», и в нем отражены основные сюжетные линии и судьбы главных героев саги А. Сапковского.
Ген старшей крови, крови эльфов, плод любви эльфийской чародейки Лары Доррен и человека-волшебника Крегеннана из Леда возрожден через несколько поколений и проявился в принцессе Цирилле. Обладатель этого способен перемещаться между мирами и путешествовать во времени. Чародей Вильгефорц разработал способ завладеть этим даром, и в жажде абсолютной власти над временем и мирами ведет игру с предназначением, исход которой должен решить судьбу Цириллы, а с ней и судьбу мира. Ведьмак Геральт из Ривии – охотник за чудовищами и его возлюбленная чародейка Йеннифэр из Венгерберга оказываются связанными предназначением с принцессой и среди безумия умирающего мира противостоят чародею, и пытаются помочь Цирилле найти себя, найти свой мир и обрести свою свободу.
Мюзикл поставлен на сцене Областного Дома Народного Творчества при участии ростовского клуба шотландского танца «Tartan butterfly», и ростовских ролевых клубов «Венсен» и «Серебряный единорог», играется на сцене в живом исполнеии. В составе группы «Эссе» – 8 вокалистов, гитары, бас, барабаны, клавишные, скрипка, виолончель.
В 2010- 2011 годах сняты материалы для фильма-мюзикла «Дорога без возврата» и в 2011 — 2012 году фильм опубликован на DVD — дисках журнала «Мир Фантастики».
Трейлер фильма-мюзикла «Дорога без возврата»

«Башня Чайки»

Главная идея рок-оперы

Пожалуй, самое запоминающееся сочинение Артемьева – рок-опера «Преступление и наказание». Создана она по мотивам одноименного романа Ф.М. Достоевского. Сам писатель говорил, что человек является тайной, которую еще предстоит разгадать. Достоевский попытался это сделать в XIX веке. Артемьев же создал рок-оперу, переосмыслив роман с точки зрения современника XXI века.

Роман Достоевского и рок-оперу Артемьева объединяет накал страстей. В произведениях показана постоянная внутренняя борьба главного героя, его ошибки, желание отыскать истину. В рок-опере чувства переданы в более концентрированном виде, нежели на странице книги. «Преступление и наказание» демонстрирует социальную болезнь, при которой человек не видит грань между добром и злом, благом и грехом.

Зритель наблюдает за моральным падением главного героя Родиона Раскольникова. Он мнил себя богом, а оказался полным ничтожеством. Хоть физически он убил процентщицу, психологически он погубил себя. Раскольников грешен не только из-за своих преступных действий, но и из-за черных мыслей, которые разрушают его изнутри.

Но Родион находит путь к спасению. Героиня Соня Мармеладова – пример самопожертвования во имя ближнего, бесконечного страдания. Именно она является лучом света в темном царстве Раскольникова.

Вас приветствует театр «Рок-опера»

Санкт-Петербургский театр «Рок-опера» основан в 1975 году на базе вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары».

Театр «Рок-опера» создавался как антипод классической опере, театром молодых и для молодых. Это единственный в России музыкальный театр для молодёжи, музыкальный «Современник», целью которого является не только культурный досуг, но и культурное воспитание современного зрителя, диалог о вневременных общечеловеческих ценностях, ведущийся на близком и понятном молодому поколению языке современной музыки и эстетики театрального действия.

Рок-опера – это драма, писанная не только рок-музыкой. Это синтетический жанр, вобравший в себя многие средства современной музыкальной выразительности: это и рок, и свинг, и рок-н-ролл, и рэп. Именно рок-опера и есть стиль и жанр этого уникального театра, большая часть репертуара которого писалась специально для коллектива такими знаменитыми талантливейшими композиторами как Андрей Петров, Александр Журбин, Ромуальд Гринблат и многие другие.

Начинался театр с постановки первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика», осуществлённой в 1975 году. Оглушительный успех спектакля вдохновил коллектив «Поющих гитар» на новые эксперименты в этом жанре: в 1978 году состоялась премьера «Фламандской легенды» Р. Гринблата, а в 1980 году рок-оперы «Гонки», либретто Ю. Принцева, А. Палей, музыка А. Васильева и С. Самойлова.

Премьеру оперы-мистерии «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова и А. Вознесенского в 1985 году можно считать началом истории современного театра «Рок-опера», именно в этот период театр получил своё нынешнее название.

Продолжением сотрудничества с композитором Александром Журбиным стала постановка оперы «Монарх, Блудница и Монах», либретто Павла Грушко, осуществлённая в 1988 году.

Премьера легендарной рок-оперы Э. Л. Уэббера и Т. Райса «Иисус Христос — cуперзвезда» в 1990 году стала настоящей вехой в развитии коллектива. Театр вышел на качественно новый уровень взаимоотношений со зрителем, не только заинтересовав молодёжь, но и снискав уважение и поддержку представителей церкви.

Следующим этапом в развитии «Рок-оперы» стало завоевание детской аудитории, начавшееся спостановки рок-оперы-сказки «Джельсомино» А. Клевицкого и Н. Денисова, по мотивам повести Дж. Родари, в 1991 году, вскоре за которой последовала ро-ко-ко-опера «Гадкий утёнок» В. Калле и Н. Денисова в 1996 году, а затем рок-опера для детей и взрослых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» В. Калле, либретто Е. Лапейко по одноимённому произведению А. С. Пушкина, постановка которой была приурочена к 200-летию поэта.

В 1992 году был выпущен спектакль по произведению В. Каменского «Степан Разин» на музыку В. Калле, первая работа театра, перенесённая на экран — в 1993 году вышел фильм «Воссияй мне свыше».

В 1999 году театр возвращается к истокам — возникает вторая, новая редакция рок-оперы «Орфей и Эвридика». Несмотря на то, что новая постановка не стала, вопреки ожиданиям многих, восстановленной версией легендарного спектакля 1975 года, в состав исполнителей вновь вошли участники первой постановки: засл. арт. РФ Богдан Вивчаровский (бессменный Харон с 1975 года, обладатель рекорда Гиннесса за исполнение этой роли), засл. арт. РФ Наталья Улейская (исполнительница роли Эвридики в обеих версиях), засл. арт. РФ Владимир Дяденистов (исполнитель роли Орфея в обеих версиях), Алла Кожевникова (исполнительница роли Эвридики в обеих версиях и Фортуны в «Орфее» 1999 года). В 2005 году, к тридцатилетию спектакля, в постановку вновь вернулся первый Орфей — Альберт Асадуллин.

Первым комедийным опытом «Рок-оперы» стала постановка в 2001 году рок-оперы-фарса А. Клевицкого и Н. Денисова «Корабль дураков» по мотивам одноимённой поэмы Себастьяна Брандта. Идеей спектакля был разговор со зрителем о вечных ценностях на языке современного красочного карнавального шоу.

В 2003 году началось плодотворное сотрудничество театра с выдающимся композитором Андреем Петровым, давшим разрешение на постановку спектакля «Куда путь держишь, ваше благородие?..» по мотивам повести А. Пушкина «Капитанская дочка». Специально для «Рок-оперы» композитором был переработан бродвейский проект мюзикла «Captain’s daughter» — были дописаны новые арии и эпизоды. А спустя 2 года состоялась премьера ещё одной совместной работы Андрея Петрова и театра «Рок-опера» — спектакль для детей и взрослых «Синяя птица» на стихи В. Вербина по мотивам пьесы М. Метерлинка.

В 2006 году театр «Рок-опера» открыл юбилейный 40-й сезон (с первого концерта ВИА «Поющие гитары»), ознаменовавшийся приходом в коллектив молодых артистов, новых идей и творческих планов.

«Ария»

История этой группы началась еще в 80-х годах прошлого века. Русский рок чаще всего находил известность только в России и странах СНГ. Групп, которые обретали известность за рубежом, было крайне мало. Но песни Валерия Кипелова — первого вокалиста «Арии», а затем и лидера собственной группы — исключение. Его путь к величию начался с идеи создать хард-рок-группу. Он стал вокалистом известных на тот момент «Поющих сердец», после переименованных в «Арию».

Жизнь Кипелова походила на фильм о мальчике, который шёл к своей мечте, ведь в его карьере были как головокружительные взлёты, так и трудные испытания. До того как Валерия стали называть отцом русского рока, он успел поработать охранником, быть на разогреве у более известных групп и даже расстаться со своими товарищами по «Арии», создав собственную группу.

В музыке Кипелова отражена вся его жизнь, его стремления и мировоззрение. Его произведения искренни и завораживающие-пленительны, за что его и любят фанаты. Особенно хорошо его знают в Германии — после тура по семи городам и выступления в самом знаменитом рок-баре во всём мире Hard Rock Cafe в 1994 году. Группа «Кипелов» вступает и сейчас. Они продолжают выпускать новые альбомы несмотря ни на что.

«Последнее испытание» (Антона Круглова, Елены Ханпира)

«Последнее испытание» — фэнтези мюзикл, созданный по мотивам «Саги о копье Дракона».

Последнее Испытание

Черный маг Рейстлин Маджере в поисках абсолютной власти жаждет стать Богом. Мучимый этой жаждой, он не понимает, что пытается лишь доказать самому себе, что он уже не тот болезненный и хилый мальчик — объект насмешек сверстников, которым был когда-то. Он решает спуститься в Бездну, с целью победить запертую заклятием Такхизис (Богиню Тьмы). Для осуществления плана ему необходима помощь, мечь и верная рука его брата-близнеца Карамона и магия светлой жрицы Крисании. Любовь близких обречена на предательство мага. Но последнее испытание на пути к Божественному величию – испытание любовью.

«Последнее испытание» аудиомюзикл.

В записи мюзикла приняли участие актеры театра и кино, и известные музыканты:

Антон Круглов. Елена Ханпира.

Наталья О′Шей (Хелависа), лидер группы «Мельница»
Крисания — Светлая жрица — Елена Ханпира (Мириам), лидер группы «Тол Мириам» Рейстлин Маджере — темный чародей — Антон Круглов (Саруман),
Карамон Маджере- Брат чародея — Роман Сусалёв (Тампль),
Король-жрец — Никита Коледин, режиссёр театра «Тампль».
Сценической постановки мюзикла, как и состава музыкантов для живых концертов у произведения пока нет, но есть информация, что объявлен кастинг, так что будем надеяться на то, что у нас будет возможность увидеть сценическую постановку, и услышать мюзикл в живом исполнении. Услышать в «живую» некоторые арии из мюзикла пока можно только на концертах группы «Тол Мириам». Запись аудиоверсиивышла на CDи реализуется через ресурсы интернет. Мюзикл «Испытание близнецов» в целом стилистически выдержан, выражена леитмотивность и общая концепция, хочется отметить также весьма разнообразную структуру музыкальных форм.
Дуэт Рейстлина и Крисании Исполнение — А. Круглов и Е. Ханпира 1998 год.Прочесть либретто.

Подводя итог, хочется порадоваться тому факту, что фэнтези-мюзиклы в России есть, и продолжают появляться.
Евгений Пронин.

Известные рок-оперы[править | править код]

За рубежомправить | править код

Исполнение оперы Avantasia одноимённой группой в формате обычного рок-концерта

  • «S.F.Sorrow» (1968) — группа The Pretty Things
  • «Томми» (англ. Tommy, 1969) — группа The Who
  • «Иисус Христос — суперзвезда» (1971) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
  • «Квадрофения» (англ. Quadrophenia, 1973) — группа The Who
  • «Стена» (англ. The Wall, 1979) — группа Pink Floyd
  • «Freudiana» — Эрик Вульфсон
  • «Operation: Mindcrime» (1988) — группа Queensryche
  • «Streets: A Rock Opera» (1991) — группа Savatage
  • «The Final Experiment» (1994) — Ayreon
  • «Into the Electric Castle» (1998) — Ayreon
  • “Nostradamus (2001) — Николо Коцев
  • «Avantasia» (2001—2002) — Тобиас Саммет (Edguy)
  • «American Idiot» (2004) — Green Day
  • «The Human Equation» (2004) — Ayreon
  • «The Black Parade» (2006) — My Chemical Romance
  • «Nostradamus» (2008) — Judas Priest
  • «Рипо! Генетическая опера» (2008)
  • «She» (2008) — проект Caamora Клайва Нолан
  • «21st Century Breakdown» (2009) — Green Day
  • Моцарт. Рок-опера ” (2009) — Dove Attia et Albert Cohen
  • «Человек-паук: Погасить тьму» (2011) — Стэн Ли
  • «Lačplēsis» (2013) — группа Autobuss Debesis (Bus in the Sky)
  • «Beloved Antichrist» (2018) — Therion

в СССР и Россииправить | править код

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

  • «Орфей и Эвридика» (1975) Александра Журбина
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1975) Алексея Рыбникова
  • «Юнона и Авось» (1980) Алексей Рыбников
  • «Фламандская легенда» (1982) Ромуальд Гринблат (театр «Рок-Опера»)
  • «Стадион» (1985), «Мастер и Маргарита» Александра Градского
  • «Алые паруса» (А. Богословский, записана ВИА «Музыка» в 1977 году)
  • «Улица» (1989) Владимира Преснякова-старшего
  • «Белая ворона» (рок-опера, комп. Геннадий Татарченко, один из исполнителей В. Леонтьев)

а также современными произведениями:

  • «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» Виктора Аргонова
  • «Русалочка» Виктора Аргонова
  • «Жанна д’Арк»
  • «Паганини»
  • «Кентервильское привидение»
  • «Царь-Девица»
  • «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи
  • «Эльфийская рукопись» (2004) — группа Эпидемия
  • «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» (2007) — группа Эпидемия
  • «Парфюмер» (2007) — Игорь Демарин
  • «Мастер и Маргарита» (2009) — Александр Градский
  • «Дорога без возврата» (2009) — группа ESSE
  • «Последнее испытание» (2009) — Антон Круглов
  • «Ангел мести» (2010) — группа «Голос Неба»
  • «TODD» (2012—2013) — группа «Король и Шут»
  • «Сокровище Энии» (2014) — группа «Эпидемия»
  • «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (2016) — группа Power Tale
  • «Пугачев» (Рок-Синдром, Сергей Есенин) (2016) Рок-Синдром — «Пугачов — музыка бунтарей» на полный текст драматической поэмы Сергея Есенина «Пугачов», 1922 (через «О», согласно орфографическим правилам тех лет)
  • «Окситания» — проект Margenta в рамках проекта «Династия Посвящённых»
  • «Легенда Ксентарона» (2018) — группа «Эпидемия»
  • «Огненный Бог Марранов» (2019) — группа Power Tale

Особенности рок-опер в СССР и Россииправить | править код

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как оперы рок-ордена «Тампль» («Тампль», «Жанна д’Арк») и другие, а также по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются камерными постановками, не способными обрести массовую аудиторию[источник не указан 1046 дней]. Так, опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» писалась автором почти 30 лет, но её выход в 2007 году на двойном CD-альбоме практически не был доступен широкому слушателю[источник не указан 1046 дней], несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

Сначала был альбом

Участники первой студийной записи: Мюррей Хед — Иуда, Иэн Гиллан — Христос, Барри Деннен — Понтий Пилат, Майк д’Або — царь Ирод. Фото: HULTON ARCHIVE

«Никто не хотел и слышать о том, чтобы поставить JCS в театре. „Хуже идеи не придумаешь“, — сказал нам один из продюсеров. Вот мы с Тимом Райсом и решили выпустить оперу в виде альбома», — вспоминает Эндрю Ллойд Уэббер.

Решение для мюзикла было очень нестандартным, но, с другой стороны, для рок-эпохи 60-х очень характерным — записать сначала концептуальный альбом, а затем с его помощью пробить своему творению дорогу и на вожделенную театральную сцену.

Концептуальные альбомы, начиная с грандиозного успеха битловского «Сержанта», были в моде. Набирал силу и жанр рок-оперы — после нескольких первых попыток малоизвестных групп изданная в мае 1969 года группой The Who опера Tommy получила широкий резонанс.

Продюсерами записи выступили сами Уэббер и Райс, сами же они и подбирали исполнителей — ни много ни мало 60 вокалистов и инструменталистов. И хотя финансировать запись и ее будущее издание взялась крупная звукозаписывающая компания Decca, бюджет, выделенный на крупномасштабный проект малоизвестных авторов, был невелик, так что о звездах речи быть не могло. Все артисты, так же, как и сами авторы, были малоизвестные, начинающие.

Как и сам подход авторов к своему творению — гибриду между роком и мюзиклом — отобранные ими певцы и музыканты тоже представляли собой пеструю картину из самых разных жанров. Мюррей Хед — Иуда — работал на телевидении, в том числе и в шоу будущего монтипайтоновца Майкла Пейлина и выступал в лондонской постановке поп-мюзикла «Волосы». Барри Деннен — Понтий Пилат — мелькнул в постановке мюзикла «Кабаре» в одном из лондонских театров.

Ивонн Эллиман — Марию Магдалену — Уэббер увидел в одном из лондонских клубов, где 17-летняя американка пела и аккомпанировала себе на гитаре. «Все, что мне нужно для Марии Магдалены, — прямо передо мной», — восторженно кричал он в телефонную трубку Райсу прямо из клуба.

Пожалуй, единственным из солистов со сколько-нибудь заметной рок-репутацией был исполнитель роли царя Ирода — вокалист группы Manfred Mann Майк д’Або.

Даже самая громкая на сегодняшний день звезда из участников студийной записи JCS — Иэн Гиллан в роли Иисуса — только-только попал в состав тогда еще вполне средней группы Deep Purple. Тим Райс заметил его в августе 1969 года на концерте группы в Royal Albert Hall, где он спел свежесочиненный им будущий хит Child in Time.

Оказался среди исполнителей под именем Пол Рейвен совсем тогда еще никому не известный Пол Гэдд, в будущем прославившийся как поп-звезда, а затем оскандалившийся и осужденный как педофил Гэри Глиттер.

Многочисленные массовые сцены изображали три хора, в том числе один детский.

Инструменталистов было более трех десятков. Наряду с рок-группой Grease Band, аккомпанирующим составом Джо Кокера, еще и трубачи, флейтисты, тромбонисты, даже фаготисты и гобоисты. Сам Уэббер играл на фортепиано и только-только тогда появившемся и ужасно модном синтезаторе Moog.

Запись шла еще в полный рост, когда Decca решила в ноябре 1969 года выпустить затравку — сингл Superstar, обращенную к Христу арию уже покончившего с собой Иуды, горько сокрушающегося о том, что Христос мог, по его мнению, добиться куда большего. Сингл в исполнении Мюррея Хеда попал в топ-100 американского Billboard и свою задачу — разогреть интерес к будущему большому релизу — вполне выполнил.

Ждать полноценного релиза пришлось, правда, еще почти год. 87-минутный двойной альбом с прекрасно иллюстрированным 28-страничным вкладышем с полным текстом либретто вышел в сентябре 1970 года. Как это ни странно, в Америке он имел куда больший успех, чем на родине, уже в начале 1971 года возглавив альбомные чарты Billboard.

В Британии успех был куда более скромный, пластинка не сумела подняться выше шестого места. Быть может, причина относительного неуспеха была в отсутствии радиоэфира — Би-би-си сочла оперу «кощунственной» и запретила трансляцию ее на своих волнах.

Тем не менее дорога к вожделенной для обоих авторов театральной постановке была открыта. Как вспоминал потом Тим Райс, невозможность пробиться сразу на сцену на самом деле лишь помогла опере.

«Работая над пластинкой, мы сократили и осовременили текст. Музыка получилась более роковой и более энергичной, в гораздо большей степени нацеленная на молодежную аудиторию. Все это дала нам пластинка. Поначалу мы этого не осознавали, так как Эндрю писал ее с расчетом не на альбом, а на театр. Но так получилось даже лучше, еще до постановки мы получили огромное паблисити, и, когда наконец добрались до сцены, все участники уже прекрасно знали и текст, и музыку».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: