Петр чайковский

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер вошел в историю не только как великий немецкий композитор. «Полет Валькирий», «Тристан и Изольда», «Сон в летнюю ночь» – вот лишь малая часть его работ. Однако запомнился он современникам и потомкам не только своим великолепным творчеством .

Работы Вагнера содержали ярые антисемитские настроения, благодаря которым он стал любимым музыкантом Адольфа Гитлера. Композитор был также автором брошюры «Иудаизм в музыке», в которой утверждал, что «еврейский народ не способен к художественному выражению» .

Если бы Вагнер не написал эту работу, его взгляды на европейских евреев, возможно, ушли бы вместе с ним в могилу. Однако именно она разделила мир поклонников музыки на два лагеря.

Есть много людей, которые хотели бы, чтобы книга была запрещена, и которые относятся к идее даже обсуждения взглядов Вагнера как расистских по своей сути. Тем не менее, как отмечает Александр Кнапп, преподаватель еврейской музыки в Лондонском университете, «Вагнер был не единственным композитором, проявившим антагонизм по отношению к евреям. Шопен, Лист и Мусоргский также официально заявили о своих взглядах, которые можно было бы рассматривать как антисемитские» .

Почему же тогда Вагнер стал объектом такого осуждения? По мнению Кнаппа, «принципиальное различие состоит в том, что Вагнера поддерживали Гитлер и нацисты». Хотя Вагнер не защищал Холокост – он умер до рождения Гитлера – нет сомнений, что его музыка была принята немецкими архитекторами массового уничтожения.

Конечно, есть те, кто вообще отказывается признать, что Вагнер был антисемитом, но сегодня это утверждение не имеет серьезного значения. По мнению Джона Смертриджа, профессора музыки Королевского колледжа в Лондоне, и защитники, и критики Вагнера упускают из виду главное. «Я думаю, что поклонники отрицают это, а критики преувеличивают еврейский вопрос», – говорит он. «В конце концов, ни одна из позиций не объясняет явно широкого резонанса, которым все еще пользуются работы Вагнера» .

Музыка композитора, например, не запрещена в Израиле, но не исполняется из-за широко распространенного общественного протеста. Так, однажды государственная телекомпания страны официально извинилась перед слушателями после того, как по радио прозвучала музыка Рихарда Вагнера .

«Есть столько же людей, переживших Холокост, которые любят музыку, так и тех, кто против нее. Вы должны слушать его музыку, его музыка абсолютно прекрасна», – сказал Джонатан Ливни, глава Израильского общества Вагнера  .

«Жизнь за царя», М. И. Глинка

Опера «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин», рассказывает о событиях 1612 г. — походе польской шляхты на Москву. Автором либретто стал барон Егор Розен, однако в советское время по идеологическим соображениям редакция либретто была поручена Сергею Городецкому. Премьера оперы состоялась в Большом театре Петербурга в 1836 г. Долгое время партию Сусанина исполнял Федор Шаляпин. После революции «Жизнь за царя» ушла с советской сцены. Были попытки адаптировать сюжет оперы под требования нового времени: Сусанина принимали в комсомол, а финальные строки звучали как «Славься, славься, советский строй». Но благодаря Городецкому при постановке оперы в Большом театре в 1939 г. «советский строй» был заменен «русским народом». Большой театр с 1945 г. традиционно открывает сезон различными постановками «Ивана Сусанина» Глинки. Самая масштабная постановка оперы за рубежом была реализована в миланском театре Ла Скала.

Интересные факты

1. свистун

Как-то раз известного художника Волкова спросили, как он начинал свою карьеру. Волков раздраженно ответил, что для хлеба насущного ему приходилось служить в департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми днями…
— Наверно, этот свистун плохо кончил?
— Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал… При сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я стал художником, — со вздохом закончил рассказчик. — А фамилия его была Чайковский.

2. позор семьи

Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора возмущенно отчитал «оболтуса» Петю:
— Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!

3. перепутал…

Небезызвестно, что брак Чайковского был крайне неудачным. На вопросы о том, как его угораздило жениться, Чайковский неизменно отвечал:
— Все очень просто, я спутал свою жену с моей Татьяной. (Имеется в виду Татьяна из оперы Чайковского «Евгений Онегин»).

4. замечательная квартира!

Чайковский смеялся чрезвычайно заразительно и зачастую по самому неподходящему поводу. Приходит он однажды в гости и радостно сообщает, что переехал на новую квартиру.
— Вы так довольны Петр Ильич, квартира очень хорошая?
— Да, — еще более оживился Чайковский, -просто замечательная, такая уютная, такая маленькая, низенькая, темненькая, ничего не видно, такая прелесть! — и расхохотался.

5. вот в чем дело!

Чем замечательна «Пиковая дама»? Пожалуй, наиболее оригинальный ответ на этот вопрос дал в 1911 году рецензент газеты «Волжское слово»:
«Опера замечательна тем, что два великих художника, Александр Сергеевич Пушкин и Петр Ильич Чайковский, пришли к одной и той же мысли — пригвоздить навек к позорному столбу нашу позорную приверженность к картам».

6. лучшая похвала

Чайковский был любимцем публики и баловнем славы. Как-то его спросили:
— Петр Ильич, вы, наверное, уже устали от похвал и просто не обращаете на них внимания?
— Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю, — ответил композитор. — И все-таки никогда в жизни я не был так польщен и тронут, как тогда, когда Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами…

Детство и образование

Композитор Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года по новому стилю в Воткинске (ныне — город, а ранее — село) Вятской губернии. Сейчас — Удмуртия, Россия.

Происхождение музыканта было необычным. Отца будущего композитора звали Ильей Петровичем. Мужчина был кадровым военным, инженером, занимался горным делом.

Отец его был лекарем, стал известным в период боевых действий врачом. Предки по мужской линии — казаки. А вот по матери в Чайковском было много иностранной крови.

Прадед — этнический француз. Занимался скульптурой, слыл известной творческой личностью. Прабабушка — австрийка. Один из их сыновей, Михаэль Генрих Асье прибыл в Россию, чтобы преподавать инженерные науки. А после принял подданство страны и стал Андреем Михайловичем.

Семья Чайковских, Петр Ильич — крайний слева

Саму же женщину звали русифицированным именем — Александра Андреевна Ассиер.

Несмотря на многообразное этническое происхождение, крестили и воспитывали молодого человека в русских традициях. У композитора был старший брат Николай.

Сам же Чайковский появился на свет вторым. После него родилась сестра Александра и брат Ипполит. Уже позже появились Модест и Анатолий.

В доме семьи помимо детей жили родственники. Места было мало.

Начальное образование Петр Ильич получал дома. Его первой учительницей была гувернантка Фанни Дюрбах, француженка. Помимо общих дисциплин, чтения письма, молодой человек рано заинтересовался искусством.

П.И. Чайковский в юности

Его родители были людьми музыкальными. Отец Чайковского умело играл на флейте, хотя на звание профессионала не претендовал. Мать когда-то освоила арфу, талантливо исполняла на фортепиано и хорошо пела. Склонность к музицированию была у молодого человека в крови.

В начале 40-х годов, практически после рождения, мать помогала Чайковскому делать первые шаги на музыкальном поприще. А когда ее знаний не хватило, наняла частного преподавателя.

Наставницей Чайковского стала М. Пальчикова, она была простого крестьянского происхождения, но обладала большим талантом. С ней молодой человек занимался с 1845 по 1848 годы.

Чайковский рос в музыкальной среде. Причем исконно народной. Недалеко от дома по вечерам частенько пели крестьяне и рабочие. Мелодии, которые исполняли простые люди, нравились всей семье.

Петр Ильич Чайковский в молодости

В ранние годы молодой человек планировал стать поэтом. Однако стихи получались неуклюжими и корявыми. С мечтой о карьере лирика пришлось довольно скоро расстаться.

После того как отец вышел в отставку, Чайковские перебрались в Москву. А в ноябре 1848 — в Петербург. Петра Ильича определили в пансион Шмеллинга, где он начал получать уже систематическое образование. Периодически семья выбиралась в театр. Оперы, игра симфонического оркестра, балеты производили на Чайковского неизгладимое впечатление.

В период учебы он продолжал осваивать фортепиано под руководством опытного преподавателя. Процесс был непростым, инструмент давался с большими трудностями.

На заре 50-х родители решили, что Чайковскому подойдет серьезная профессия. По настоянию отца молодого человека хотели определить в училище правоведения. В 1852-м он начал осваивать юридическую специальность.

П. И. Чайковский — студент училища правоведения 1850-1859 г.

Несмотря на успешное поступление, Петр Ильич не горел желанием становиться чиновником. Как и в прежние годы, его интересовала музыка. Он не бросал фортепиано, хотя времени на занятия серьезно поубавилось.

В этот период Чайковский Петр Ильич много и охотно слушал произведения великих, которые производили на него сильнейшее впечатление.

Молодой человек знакомился с музыкой Глинки, Шуберта, Вебера, Шумана и прочих. В годы учебы Чайковского постигло несколько трагедий. В 1854 скончалась его мать. Женщина заболела холерой, спасти ее не смогли.

Отец также заразился инфекций, но сумел выкарабкаться. Не прошло и нескольких лет, как мужчина потерял все свое состояние, ввязавшись в какую-то финансовую аферу. Только чудом ему удалось найти кое-какую работу.

П.И. Чайковский в молодости

В 1855 Чайковский начал заниматься на фортепиано с известным немецким пианистом Р. Кюндингером. Учеба продолжалась 3 года. По воспоминаниям самого Петра Ильича он делал большие успехи и стремительно рос. Даже в зрелые годы Чайковский тепло вспоминал своего преподавателя и высоко оценивал его работу.

Спустя несколько лет, в 1859-м, молодой человек окончил правоведческое училище и получил чин титулярного советника. Трудился Чайковский более чем прилежно, получал высокие оценки по всем дисциплинам.

Несмотря на академические успехи, роль чиновника его вовсе не интересовала. Годы обучения он вспоминал с отвращением.

Произведения Чайковского для детей

Петр Ильич Чайковский очень любил детей. Сначала он растил своих братьев, рано потерявших мать, а затем проводил много времени с племянниками. Его натура сама была по-детски трепетной и чуткой. Поэтому сочинения для детей давались легко.

Детские пьесы

Фортепианные пьесы – первое, что начал писать Чайковский для детей. «Разве можно назвать музыкой бесконечные этюды и бездарные пьесы всяких составителей «Школ игры на фортепиано»? Ими только можно отбить у детей охоту заниматься» – возмущался он.

И не просто возмущался, а и предложил альтернативу – маленькие пьески для детей. Сборник он назвал «Детский альбом». Его можно было бы назвать «24 часа из жизни маленького человечка». В 24 мини-пьесах есть история о болезни и смерти куклы, страшная сказка про Бабу Ягу, картины русской природы, утренняя молитва, марш деревянных солдатиков, рассказы про разные страны и много другого интересного.

«Марш деревянных солдатиков»

«Новая кукла»

«Игра в лошадки»

https://youtube.com/watch?v=1Zfzh9j1xj8

«Французская песенка»

https://youtube.com/watch?v=5YJ-_5ue3jY

Одним из самых популярных сочинений Чайковского является сборник «Времена года». Он писал эти пьесы для всех – для взрослых, юношей, учащихся, подростков, детей. Для каждого месяца есть свое описание и мелодия. Ноябрь звучит первым снегом и предвкушением зимы, ездой на тройке, октябрь – багровеющим листьями. Июль не зря назван «Песнью косаря».

Июль:

Октябрь: 

Ноябрь:

https://youtube.com/watch?v=la0_C8b-QO0

Май:

16 песен для детей

Сборник детских песенок стал вторым подарком Петра Ильича для детей. В отличие от «Детского альбома» он предназначался целиком для слушания, а не исполнения. Получив в подарок книгу стихов А. Н. Плещеева «Подснежник», он был в восторге от описанных в ней сюжетов из жизни детей.

Находясь со своими племянниками в Каменке, осенью 1883 года композитор пишет песни одну за другой.

Самая известная из них – «Весна» (Травка зеленеет, солнышко блестит…). Слова в ней А. Плещеева, С.Я. Лемешева, А. Макарова.

В сборнике есть песня «Мой садик» — очаровательная пейзажная зарисовка. Картина цветущего сада передает восторг маленького ребенка красотой божественного творения.

В корне отличается от предыдущих произведений песенка-сценка «Кукушка». В ней отображен смешной диалог скворца и кукушки.

Сказки для детей

Чайковский часто обращается к жанру сказки. Причем они не всегда милые и добрые.

«Нянина сказка» и «Баба-яга» из «Детского альбома» звучат фантастически устрашающе. Няня запугивает ребенка, чтобы тот угомонился. Вторая пьеса такая же колкая, с внезапными акцентами, но при этом захватывающая.

Музыка Чайковского вдохновляла и продолжает вдохновлять на написание детских сказок.

«Детский альбом» был взят за основу одноименного мультфильма-сказки Инессы Ковалевской. В нем маленькая девочка играет на фортепиано для своих игрушек. Внезапно сказочные персонажи оживают, и разворачивается история Золушки…

Композитор написал музыку к сказке «Снегурочка» и всемирно известному балету «Щелкунчик»

В 1973 году по нему и мотивам сказки Гофмана был снят мультик о заколдованном принце Щелкунчике и девочке Мари, которые отважно сражались с Мышиным королем

Музыка из балета «Спящая красавица» была использована Уолт Диснеем для создания одноименного мультфильма по сказке Шарля Перо. Этот мультик 1959 года получил премию «Оскар» за лучшую музыку.

Детские стихи Чайковского

Мало кто знает, что до того, как писать музыкальные произведения, Петр Ильич сочинял стихи. Он записывал их в тетрадку наспех, для себя. Стихотворения чередовались с выписками из газет, отдельными словами, рисунками. Сочинения 7-летнего мальчика сложно назвать талантливыми. Они поражают другим – чрезвычайной эмоциональностью, ценностями и глубокой духовностью.

Сегодня во дворе Московской консерватории Петру Ильичу Чайковскому возведен памятник – символ творческого вдохновения. Личность и музыка композитора вдохновляет студентов на создание новых шедевров. У многих из них тяга к прекрасному появилась еще в дошкольном возрасте. Любовь к музыке начинается с детских произведений Чайковского и других великих классиков.

Личная жизнь

С ростом славы плодились и слухи о нетрадиционной ориентации композитора. В 1872 году в Московской консерватории Чайковский познакомился с Антониной Милюковой, которая вскоре стала его женой. Она занималась в классе специального фортепиано.

Милюкова сама стала инициатором их отношений: она написала Чайковскому письмо с признаниями в любви. Завязался разговор. Некоторое время спустя они обвенчались, но их совместная жизнь оказалась трагедией для обоих.

Чайковский, как стало известно из писем к брату, вступил в брак лишь для того, чтобы опровергнуть слухи о своей гомосексуальности. Однако Пётр Ильич не смог жить с женой и сбежал.

Биография П. И. Чайковского: обучение и первая работа

Юный Чайковский с самых ранних лет проявлял особую страсть к музыке. В дикий восторг мальчика приводили знаменитые оперы, также он безумно любил балет. Однако родители никоим образом не рассматривали музыку как достойную профессию для Петра. Изначально он должен был пойти по стопам старшего брата и отправиться в Институт Корпуса горных инженеров. Но в итоге Петр оказался в Императорском училище правоведения и отправился на учебу в Петербург. Обучение Чайковский начал в 1850 году. Первый курс дался юноше непросто, он тяжело перенес расставание с семьей, ведь они не могли часто навещать Петра. Во время проживания в Питере Чайковский находился на попечительстве друга семьи Модеста Вакара. Однако его нахождение в доме привело к трагическим последствиям: десятилетний Петр занес в его дом скарлатину, из-за чего маленький сын Модеста погиб. Спустя два года Илья Петрович бросил службу на Урале, и все семейство перебралось в Петербург.

Не Чайковский Чайковский

У Петра Ильича, как ни у какого более композитора, есть произведения, которые официально имеют 2 редакции – одна авторская, другая – с чужими правками. Причем, внесенные изменения значительны. Известно, что сегодня, в силу сложившейся исполнительской традиции, в некоторых произведениях чаще всего звучит не совсем Чайковский. Например, «Вариации на тему рококо» для оркестра и соло виолончели.

Концертных произведений для традиционно «оркестровых» инструментов не так много, любой музыкант-инструменталист мечтает показать красоту звучания своего инструмента отдельно от оркестра. В 1876-77 году появились на свет «Вариации». Это был давно ожидаемый подарок для московского виолончелиста Вильгельма Фитцегагена, близкого друга композитора, по совместительству – первой виолончели Русского Музыкального Общества. Он участвовал во всех премьерах музыки Чайковского как солист, исполнитель первой партии. Главный доверенный музыкант Петра Ильича.

Премьера «Вариаций» состоялась в ноябре 1877 года, она прошла без Чайковского, который в тот момент находился за границей на репетициях и исполнениях других своих сочинений. После премьеры Фитценгаген отнес ноты издателю Чайковского Петру Юргенсону со своими правками. Так он полностью убрал 1 из 8 вариаций, некоторые из них поменял местами и изменил коду. В таком виде ноты пошли в печать.

Изменения, на взгляд «редактора» Фитценгагена, позволили самую виртуозную часть произведения поставить в финал, где он мог блеснуть исполнительским мастерством. Петр Ильич тогда много гастролировал, на письма «редактора» не отвечал. Но не потому, что был согласен с редакцией. А в скором времени даже возражать некому стало – Николай Васильевич умер. Спустя еще несколько лет – и сам Петр Чайковский.

Долгие годы путаница с редакциями оставалась в неизвестности. Артисты за это время привыкли исполнять редактированный вариант. Именно в этой версии, начиная с 1962 года, «Вариации на тему рококо» становятся обязательным произведением на 3 туре конкурса им. Чайковского. Последние 3 десятка тактов для всех исполнителей технически очень трудны, чисто их сыграть практически не возможно. Но долгая практика исполнения именно этого нотного варианта создала произведению своеобразный ореол виртуозности, особой сложности, доступной не каждому исполнителю. Теперь, если кто-то пожелает исполнить его в авторской версии, немедленно будет признан струсившим или мало техничным.

Детство и юность

В каком году родился Чайковский не сложно, это произошло 25 апреля 1840 года, в деревне Воткинск, на то время принадлежащим Сарапульскому уезду Вятской губернии, что сейчас располагается в Удмуртии. Он был вторым ребенком и был крещен спустя десять дней после рождения. У него был старший брат, а также младшие брат и сестра, которые все жили в мезонине большого родительского дома. Кроме того, в большой семье всегда находилось место и для других родственников, что жили вместе с ними, это тетка с двумя дочерями.

В сорок четвертом году девятнадцатого века прямиком из французской коммуны Монбельяра была выписана гувернантка, по имени Фанни Дюрбах, которую встречали на вокзале всей огромной семьей, с поцелуями, объятиями и радостными возгласами, что она сразу же ощутила на себе некую приобщенность, «семейность». Родители всегда любили музыку, мать в молодости прекрасно играла на рояле, а отец на флейте, имелась в доме и привезенный из города оркестрион, в сопровождении которых маленький Петенька впервые услышал арии из оперы «Дон Жуан» Моцарта, отрывки из Россини, Беллини, Доницетти и других композиторов.

Детство Чайковского, если кратко, протекало гладко и ярко, в атмосфере семейной любви и понимания. Когда Петру исполнилось восемь, отец его вышел в отставку (высокий чин генерал-майора и военная пенсия), они всем своим многочисленным семейством переехали в Москву. Как раз в это время сбежала ранним утром любимая гувернантка Фанни, не делая слезных прощаний, когда поняла, что ей больше нечему научить детей. Она увезла с собой и «музей Пьера»: тетрадки с кляксами и исправлениями, клочки бумаги со строчками несмелых стихотворений, обрывки записей и прочее. В ноябре сорок восьмого они снова переехали, но уже в Петербург, где мальчиков отдали в пансион Шмеллинга, в котором музыку им преподавал учитель Филлипов.

После кори, которой Петр заразился в сорок девятом, у него остались серьезные последствия, он стал непроизвольно подергиваться, появились нервные припадки, возможно, проявилась наследственность от дедушки Ассиера, у которого была эпилепсия, как тогда говорили, падучая. В пятидесятом году Петра отвозят в Институт Корпуса горных инженеров, а семейство поселяется в Алапаевске, где отец находит службу управляющего.

В девятнадцатилетнем возрасте Пётр оканчивает учебное заведение и поступает на службу в Министерство юстиции. Работа не приносила морального удовлетворения и тяготила его. Молодого человека неудержимо тянуло к искусству.

Театры – его любимые места, где он восхищается операми «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки и «Дон-Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта. 1862 г. стал для композитора очень важным.

Смерть и слухи о самоубийстве

Ещё в 1891 году, находясь в США и восторгаясь «тамошним» к нему вниманием и восторгом публики, Чайковский отмечает в своём дневнике «какую-то стариковскую расхлябанность» и непривычную усталость. Даже местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти», и ему приходится оправдываться перед публикой, напоминая свой реальный возраст

Та же необычная усталость отмечается им и в следующем году.

Вечером 20 октября (1 ноября) 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил. Утром 21 октября (2 ноября) композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября); все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии:  принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

После смерти Чайковского возник слух о его «скрытом самоубийстве», якобы в страхе перед преследованием за гомосексуализм. Н. Н. Берберова отмечает распространение этих слухов в эмиграции, причём считает, что их распространяло потомство Н. А. Римского-Корсакова. Она же приводит мнение присутствовавшего при смерти Чайковского В. Н. Аргутинского-Долгорукого, который приписывает этот слух мести девиц Пургольд (то есть Н. Н. Римской-Корсаковой и её сестры певицы А. Н. Молас) за провал их планов выйти замуж за Чайковского . В 1980-х годах легенду поддержали публикации эмигрировавшей в США советского музыковеда А. А. Орловой, ссылавшейся на сведения, слышанные от людей старшего поколения. Согласно легенде, Чайковский якобы выпил мышьяк (симптомы отравления которым схожи с холерными) по приговору «суда чести» своих однокашников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания. Эту легенду специально разобрал и опроверг сотрудник Йельского университета Александр Познанский. Он опровергает легенду как подробно известной хронологией последних дней Чайковского, так и теми соображениями, что на гомосексуализм в российских верхах смотрели в высшей степени снисходительно (тем более что гомосексуалами были и некоторые члены императорской фамилии), а Училище правоведения, выпускники которого якобы возмутились гомосексуализмом Чайковского, было широко известно своими гомосексуальными нравами.

Н. Н. Берберова считает, что сюжет легенды, согласно которой скандал разразился из-за знакомства Чайковского на пароходе с 13-летним племянником графа Стенбок-Фермора, воспроизводит реально наделавшую шуму историю дружбы Чайковского (именно на пароходе) с 14-летним Володей Склифосовским (сыном известного хирурга) в апреле 1889 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: