Принципы занятий по логоритмике
Нельзя забывать, что малыши в дошкольном возрасте еще не способны осознанно учиться, они любят и могут только играть. Через игру они учатся дружить и общаться, развиваются и познают мир. Поэтому все уроки должны проходить именно в игровой форме и к ним, как и к любой игре, нельзя принуждать. Все просто: кроха должен захотеть заниматься сам, потому это захватывающе, интересно и весело. Обучение и воспитание в игре – это главный принцип логоритмики.
Помимо этого, в реализации занятий по логопедической ритмике нужно придерживаться следующих правил:
Педагог должен обязательно на собственном примере показывать детям действия и движения, а дети – за ним повторять.
Если у ребенка что-то не получается, заставлять его заниматься не нужно. Следует помнить, что главное в логоритмике – желание и удовольствие самого малыша.
Для большего увлечения, можно добавить к движениям под музыку дополнительные игрушки, картинки, костюмы, простые музыкальные инструменты (например, дудочки и маракасы), чтобы было еще интереснее.
Детям с заиканием рекомендуется заниматься не меньше 4 раз в неделю, для остальных достаточно будет двух раз.
Лучше всего проводить уроки во второй половине дня.
Начинать надо с самых простейших заданий, постепенно переходя к более сложным.
Музыку необходимо подбирать очень внимательно, чтобы она соответствовала темпу движений.
Хорошее настроение педагога – тоже важное условие для активности детей.
Следует набраться терпения, поскольку первые результаты обычно проявляются примерно через полгода.
Занятия, способствующие развитию чувства ритма
Как мы уже отметили выше, если такие занятия, которые напрямую не касаются музыки, но помогают в воспитании чувства ритма детям и взрослым. К числу таких видов деятельности можно отнести математику, чтение стихов, физкультурные упражнения, хореографию. Рассмотрим подробнее все, что мы назвали.
МАТЕМАТИКА. Математика, как известно, помогает развитию логического мышления. Даже простейшие арифметические действия, которые отрабатываются детьми в 1-2 классе, существенно повышают чувство пропорций и симметрии. А мы уже говорили о том, что эти чувства помогают усвоить ритм умом.
Позволим себе одну рекомендацию. Если вы проверяете чувство ритма у своих малолетнего сына или дочки, и результаты вас не очень радуют, то не нужно их срочно тащить в музыкальную школу. Нужно, чтобы они немного подросли, научились в школе читать, писать, складывать и вычитать, и только после этого, то есть лет в 8-9 уже приводить ребенка в музыкальную школу. Дело в том, что слабое чувство ритма эффективнее всего развивается именно умственно, и поэтому для успеха нужна хотя бы элементарная математическая подготовка.
ЧТЕНИЕ СТИХОВ. Выразительное чтение стихотворений полезно не только потому, что также связано с воспроизведением ритмов, пусть и речевых. Музыка – это тоже в определенном смысле речь и язык. Огромную пользу приносит анализ содержания стихотворных текстов.
Ведь как читают стихи большинство людей? Они улавливают рифмы, но совершенно не понимают, что они читают. Однажды нам довелось побывать на уроке литературы в 8 классе. Проходили поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, дети рассказывали наизусть отрывки из поэмы. Это была печальная картина! Учащиеся произносили текст четко по строчкам, совершенно не обращая внимания на знаки препинания (точки и запятые), которые могли встретиться посреди строки, и совершенно не обращая внимания на то, что в конце строки никаких знаков препинания могло и не быть.
Приведем один из отрывков. Вот что по смыслу (не по строчкам) написано у Лермонтова:
А теперь сравните это содержание с тем, которое произносилось читающими учениками по строчкам (несколько примеров):
Отличается текст мастеров-рассказчиков от текста Лермонтова? Вопрос риторический
Потому-то и важно анализировать содержание. Это помогает анализировать затем и музыку с точки зрения ее ритмического строения, фразировки и не играть что-то наоборот
ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И ТАНЦАМИ. Эти способы позволяют познавать ритм с помощью пластики, движений. Если мы говорим о физкультуре, то тут, прежде всего, следует иметь в виду зарядку-разминку, которую проводят в школах обычно под хороший ритмический счет. Для развития ритма также могут быть полезны занятия теннисом (ритмические ответы) и художественной гимнастикой (под музыку).
О танцах и говорить нечего. Во-первых, танец почти всегда сопровождается музыкой, которую танцующий также запоминает ритмически. А, во-вторых, многие движения танцев разучиваются под музыкальный счет.
Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте
Очень полезно закрепить свои наблюдения практически. Например, попытаться подобрать услышанную мелодию по памяти на музыкальном инструменте или имитаторе. Это, кстати, полезное для развития интервального слуха действо. Даже если вы не сориентируетесь, с какой ноты стартовала мелодия, вам достаточно вспомнить ходы мелодии вверх-вниз и понять разницу (интервал) между соседними звуками.
Верно и обратное: люди с развитым интервальным слухом быстрее и точнее подбирают мелодии на слух. Даже если оригинальные ноты изначально не угаданы, подобранную мелодическую линию остается лишь транспонировать в нужную тональность, оригинальную или удобную для вашего исполнения.
В целом, если работа над музыкальным слухом для вас актуальна, никогда не спешите сразу искать аккорды к понравившейся песне. Сначала попробуйте подобрать ее самостоятельно, хотя бы основную мелодическую линию. А потом сверьте свои догадки с предложенным подбором. Если ваш подбор не совпадет с найденным в Интернете, это не означает, что вы подобрали не верно. Возможно, кто-то выложил свой вариант в удобной для себя тональности.
Чтобы понять, насколько верно вы подобрали, смотрите не на аккорды как таковые, а на интервалы между тониками аккордов. Если это пока трудно, найдите понравившуюся песню на сайте mychords.net и «подвигайте» тональности вверх-вниз. Если вы подобрали мелодию верно, одна из тональностей покажет вам те аккорды, которые услышали вы. Сайт содержит массу песен, старых и новых, и имеет простую навигацию:
Когда вы зайдете на страничку с нужной композицией, вы сразу увидите окошко «Тональность» со стрелочками вправо (на повышение) и влево (на понижение):
Для примера рассмотрим песню с простыми аккордами. Допустим, композицию «Камень» группы «Ночные Снайперы», вышедшую в 2020 году. Так, нам предлагается сыграть ее на следующих аккордах:
- «Ре-минор».
- «Ми-мажор».
- «Ля-минор».
- «Фа-мажор».
Если же мы поднимем тональность на 2 полутона, увидим аккорды:
- «Ми-минор».
- «Фа-диез мажор».
- «Си-минор».
- «Соль-мажор».
Таким образом, для транспонирования тональности нужно сдвинуть тонику каждого аккорда на нужное количество полутонов. Например, повысить на 2, как в представленном примере. Если вы перепроверите разработчиков сайта и прибавите по 2 полутона к каждому исходному аккорду, то увидите, как это работает:
- «Ре-минор» + 2 полутона = «Ми-минор».
- «Ми-мажор» + 2 полутона = «Фа-диез мажор».
- «Ля-минор» + 2 полутона = «Си-минор».
- «Фа-мажор» + 2 полутона = «Соль-мажор».
На клавиатуре фортепиано вы просто переносите аппликатуру аккорда вправо или влево на нужное количество клавиш, учитывая белые и черные. На гитаре при повышении тональности можно просто повесить каподастр: плюс 1 полутон – на первом ладу, плюс 2 полутона – на втором ладу и т.д.
Ввиду того, что ноты повторяются через каждые 12 полутонов (октаву), при понижении для наглядности можно использовать тот же принцип. Получается следующее:
- Минус 1 = плюс 11.
- Минус 2 = плюс 10.
- Минус 3 = плюс 9.
- Минус 4 = плюс 8.
- Минус 5 = плюс 7.
- Минус 6 = плюс 6.
Обратите внимание, что при повышении и при понижении на 6 полутонов мы приходим в одну и ту же ноту. Вы это легко услышите, даже если ваш музыкальный слух пока не совсем развит
Далее вам останется лишь выбрать удобную аппликатуру аккорда на гитаре. Разумеется, что с каподастром на 10-11 ладу играть неудобно, поэтому такое движение по грифу рекомендовано исключительно для наглядного понимания принципа транспонирования тональностей. Если вы поймете и услышите, какой аккорд вам нужен в новой тональности, вы запросто подберете удобную аппликатуру в любой библиотеке аккордов.
Так, для уже упоминавшегося аккорда «фа-мажор» есть 23 варианта, как его можно взять на гитаре . А для «соль-мажора» и вовсе предлагается 42 аппликатуры . К слову, если вы просто поиграете их все, это тоже будет способствовать развитию вашего музыкального слуха. Если данный раздел урока вам не вполне понятен, вернитесь к нему еще раз после того как пройдете урок 6, посвященный игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре. А пока продолжим работу над музыкальным слухом.
Способы развития чувства ритма у взрослого человека
Принцип построения упражнений, помогающий взрослому человеку развить чувство ритма, не меняется. Он так же слушает, анализирует и повторяет, разница в сложности и способе подачи материала. Взрослый, желающий развить способность чувствовать ритм, должен придерживаться списка упражнений:
Ежедневно слушайте разную музыку в большом объеме, после прослушивания композиции пробуйте повторить услышанную мелодию с помощью голоса.Играйте на любимом музыкальном инструменте, используя метроном.Повторяйте сложные последовательности ритма, прибегая к методу постукивания пальцами или хлопков. Не стойте на месте, повышайте уровень сложности, останавливая выбор на трудных композициях.Ежедневно уделяйте время танцам, развивайте навык или учитесь. Танец помогает развить способность чувствовать ритм.Не занимайтесь самостоятельно. Если имеете возможность танцевать с партнером, петь дуэтом, играть в компании друзей или в музыкальной группе — непременно используйте ее.
Работа над способностью чувствовать ритм не терпит снисходительного отношения, над улучшением навыка нужно трудиться старательно, нужный уровень усердия поможет достичь видимых результатов уже после первой или второй тренировке.
Упражнения, направленные на развитие чувства ритма имеют разную степень сложности: простые, не требующие космических усилий, и трудные, заставляющие человека «поломать голову».
Не нужно бояться сложностей, твердое желание достичь цели поможет вам разобраться с ними так же легко, как решить школьное уравнение по математике.
Как развивать музыкальный слух у детей и вместе с детьми
Если у вас есть дети, вы можете развивать музыкальный слух вместе с ними в процессе игры. Предложите детям похлопать или поплясать в такт музыке или спеть детскую песенку. Поиграйте с ними в «Угадайку»: ребенок отворачивается и по звуку пытается угадать, что вы сейчас делаете. Например, трясете ключами, высыпаете гречку в кастрюлю, точите ножик и т.д.
Можно поиграть в «Зверинец»: попросить ребенка изобразить, как рычит тигр, лает собака или мяукает кошка. К слову, мяуканье – это одно из популярных упражнений для освоения вокальной техники «микст». Узнать больше о вокальных техниках и приемах вы можете из нашего специального урока «Пение» в рамках курса «Развитие голоса и речи».
И, конечно, самым ценным источником знаний остается книга. Можем порекомендовать вам книгу «Развитие музыкального слуха» . Рекомендации в этой книге касаются, в основном, работы с детьми, однако люди, изучающие теорию музыки «с нуля», тоже найдут там массу полезных советов
Еще из полезной методической литературы стоит обратить внимание на пособие «Музыкальный слух» [С. Оськина, Д
Парнес, 2005]. Изучив его полностью, можно выйти на достаточно высокий уровень знаний.
Имеется и специальная литература для более углубленных занятий с детьми. В частности, для целенаправленного развития звуковысотного слуха в дошкольном возрасте . А в книге «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио» можно подобрать подходящие детям песенки для разучивания . К слову, по этой же книге дети смогут освоить основы сольфеджио в доступной для их восприятия форме. А теперь подытожим все способы, как можно развить музыкальный слух.
Способы развития музыкального слуха:
Сольфеджио. | |
Специальные упражнения. | |
Программы для развития музыкального слуха. | |
Онлайн-сервисы для развития музыкального слуха. | |
Музыкальная и слуховая наблюдательность. | |
Игры с детьми на развитие слуха. | |
Специальная литература. |
Как вы заметили, мы нигде не настаиваем, что занятия развитием музыкального слуха должны быть только с педагогом или только самостоятельными. Если есть возможность позаниматься с квалифицированным педагогом по музыке или пению, обязательно воспользуйтесь такой возможностью. Так вы получите более четкий контроль за попаданием в ноты и более персонализированные советы, над чем работать лично вам в первую очередь.
В то же время работа с педагогом не отменяет самостоятельных занятий. Практически каждый педагог рекомендует что-либо из перечисленных упражнений и сервисов для развития музыкального слуха. Большинство преподавателей советуют для самостоятельного чтения специальную литературу и, в частности, книгу «Развитие музыкального слуха» .
Must have для всех музыкантов – это «Элементарная теория музыки» Варфоломея Вахромеева . Некоторые полагают, что начинающим проще и понятнее будет учебник «Элементарная теория музыки» Игоря Способина . Для практических тренировок обычно советуют «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки» .
Выбирайте любые из предложенных рекомендаций. Главное, продолжайте работать над собой и своим музыкальным слухом. Это очень поможет вам и в пении, и в освоении выбранного музыкального инструмента. И напомним, что следующий урок курса посвящен музыкальным инструментам. А пока закрепите полученные знания с помощью теста.
Кому нужна логоритмика?
Исследования практикующих врачей и ученых доказали, что регулярные движения в динамичном темпе под музыку способны помочь детям справиться с самыми разными заболеваниями и не только улучшить самочувствие, но и настроение. Малыши, которые регулярно занимаются логоритмикой, начинают использовать в общении мимику и жесты, отличаются от своих сверстников общительностью и веселым расположением духа, их произношение правильное и мелодичное, они активно стремятся обучаться и познавать мир. При верном подборе занятий, маленькие непоседы легко успокаиваются, а медлительные и нерасторопные дети, наоборот, становятся активными и энергичными.
Особенно настойчиво заниматься логоритмикой рекомендуют детям:
-
с дизартрией (расстройство произношения, связанное с нарушением речедвигательного анализатора и неправильной работой артикуляционных мышц);
-
с задержкой развития речи;
-
страдающим нарушениями произношения звуков и слов;
-
заикающимся;
-
отличающимся быстрой, прерывистой или медленной речью;
-
имеющим нарушенную моторику и координацию движений;
-
с ослабленным иммунитетом, часто болеющим.
Если у ребенка отсутствуют речевые отклонения, освобождать его от занятий логоритмикой все равно не стоит, уроки благотворно скажутся на его общем состоянии здоровья и развитии. Поэтому можно говорить о том, что логоритмика показана всем малышам, особенно – в период интенсивного формирования речи, на который приходится возраст от двух до четырех лет.
Что такое музыкальный слух
Музыкальный слух – это сложное комплексное понятие. Это некий набор способностей, позволяющих человеку воспринимать музыкальные звуки и мелодии, оценивать их технические характеристики и художественную ценность.
В предыдущих уроках мы уже выяснили, что музыкальный звук обладает многими свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.
А еще есть такие неотъемлемые характеристики музыки как ритм и темп движения мелодии, гармония и тональность, способ соединения мелодических линий внутри одного музыкального произведения и т.д. Так вот человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии оценить все эти составляющие мелодии и услышать каждый музыкальный инструмент, принявший участие в создании целостного произведения.
Однако есть немало людей, далеких от музыки, которые не могут идентифицировать все звучащие музыкальные инструменты, просто потому что даже не знают их названий, однако при этом способны достаточно быстро запомнить ход мелодии и воспроизвести ее темп и ритм при наличии минимального певческого голоса. В чем тут дело? А дело в том, что музыкальный слух – вовсе не какое-то монолитное понятие. Существует множество видов музыкального слуха.
Ритмические слоги
Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст пока еще не носит достаточного понимания.«Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха — привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».Часто ритмические слоги подменяют счетом — «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните — «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна!«Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невыносимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные?.. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и—и, и—и, и—и, от которого все в доме, даже дворник, хватались за голову с безнадежным возгласом: «Ну, завела!».«Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т.д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соответствующей счетной единицы… При этом предполагается, сто ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно укладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать арифметическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма применение этого приема (особенно в первый период музыкального обучения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития».Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее. Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» докажет вам эту разницу.«А не попытаться ли как-то оценивать отдельные звуки? Попробовали. Маленьким детям показывают две матрешки – во всем одинаковые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: «Вот две сестрички. Одну зовут А, другую — И. Отгадай, которую зовут И? И представьте себе — большинство детей показывает на маленькую матрешку.Одну девочку спросили:— А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут «И» ?Та отвечает:— А потому что она маленькая.
Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением».Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением.Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
- любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей.
Ритм в образных картинках
Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности — прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.
Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».
Методы развития чувства музыкального ритма
Определение 2
Чувство метра, или ощущение метрической пульсации, — это способность восприятия и передачи в движении равномерных промежутков времени музыкального полотна.
Формированием этого чувства и начинается развитие чувства ритма у ребенка. Метрическую пульсацию объясняют в качестве равных шагов, слышимых в музыке. Пульсация сравнима с тиканьем часов или ритмическим биением человеческого сердца.
Для развития чувства ритма можно использовать следующие приемы.
Декламационный метод обучения. Этот метод достаточно результативный, если в понятии о метрической пульсации использовать слова, знакомые детям. Можно предлагать двухсложные имена, и определять в них количество слогов и место ударения: И-ра – И-роч-ка; произносить слова в полный голос и вместе с этим тактировать руками; одной рукой отмерять пульс, а другой ритм.
Метод ритмослоговой системы предполагает, что каждой ритмической единице соответствует определенное слоговое название (четвертная та, восьмые ти-ти и пр.). Это помогает быстро разучить любую ритмическую последовательность и переводить любые слова в ритм.
Дирижирование способствует ощущению метра, размера и такта. Упражнения с дирижированием могут быть разными: ученик может петь и одновременно дирижировать, или учитель играет мелодию, а ученик дирижирует. Дирижирование к тому же воспитывает точность движения
Это важно, так как часто дети воспринимают ритм слухом и умом, но правильно сыграть не могут из-за того, что плохо отработана координация слуха и действий
Игра в ансамбле играет важную роль в воспитании чувства ритма, так как приобщает учеников к достаточно сложным звучаниям, которые в сольном исполнении могут быть еще недоступными для него. При проигрывании своего ритма, ребенок прислушивается к общему звучанию, звучанию партии педагога и стремится исполнить свою партию вместе с ним. Педагог должен решить следующие задачи:
- научить ребенка слушать себя;
- точно воспроизводить ритм;
- слушать звучание партии педагога;
- понимать момент, в котором нужно снять звук, выдержать паузу, сделать замедление и ускорение.
Использование метронома дисциплинирует многих учеников, но многих и раздражает, отвращая любое желание работать. Правило музыкантов говорит о том, что фраза, которая была сыграна под метроном 3-5 раз, уже не забывается, а закрепляется в памяти и на пальцах.
Метроном нужен в начале обучения, чтобы развивать у ученика чувство метра и ровной пульсации, а также для самоконтроля, измерения и фиксирования его технических достижений.
Игра на других инструментах помогает детям получать разные представления о ритмической составляющей элементов музыки.
Чтение нот с листа начинается ритмическими элементом, то есть отбитием ритма исполняемого произведения путем хлопанья в ладоши, таким образом необходимо выработать точное воспроизведение ритма произведения.
Музыкально-ритмическое воспитание стиля – выработка у учащихся ритмического стиля музыки и понимание специфических черт и особенностей этой стиля играет большую роль. Каждая эпоха и исторический период характеризуются определенным музыкальным ритмом и неповторимой композиторской индивидуальности. Иными словами, законченность музыкально-ритмического воспитания возможна при изучении большого разнообразия ритмических стилей.
Ритмические игры – важное условие развития чувства ритма на начальном этапе. Например, прием «эхо», когда педагог хлопает в ладоши или играет мелодию, а ученику необходимо воспроизвести ритмический рисунок
Подтекстовка – хороший способ воспитать ритмическую игру. Ритмическое чувство в таком случае развивается благодаря выразительному словесному тексту, которому тоже характерен определенный ритм. Тем более, словесный ритм больше знаком людям, чем музыкальный ритм. Реализация данного метода предполагает:
- разучивание песни со словами до того, как она будет проиграна на инструменте, то есть ребенок прочувствует ритм раньше;
- разобрать песню по нотам, а потом проиграть ее и спеть со словами. Слова способствуют выправлению ритма. Также подтекстовка способствует освоению сложных ритмических фигур, например, триолей, квинтолей и секстолей.
От 6 месяцев до года
Отныне ребенок жаждет сам принимать участие в создании ритма.
Обеспечьте малыша шумовыми музыкальными инструментами, с помощью которых можно по-разному извлекать звук. Это могут быть пресловутые кастрюли, колокольчики, погремушки, бутылочки, деревянные ложки, пластиковые стаканчики, бубен. Ими можно стучать, а можно ударять по ним палочкой, шлепать ладошкой
Обратите внимание крохи на то, что звук каждый раз получается разным. Может быть, это первые робкие капельки дождя? А теперь дождь пошел все сильнее и сильнее
Гром! Молния! А теперь дождь становится все тише и тише. Кап… кап… кап…
Покажите, как отстукивать ритм стихотворения или песни. Не спешите, проговаривайте текст или пропевайте мелодию как можно отчетливей, отстукивая ритм сначала сами, а затем – ручкой малыша.
Инструменты, которые всегда под рукой – собственные руки и ноги. Не забывайте о них! Кроме банального хлопанья в ладоши, можно еще топать ножкой в такт мелодии, стучать ручкой по столу или по коленкам. Можно менять также интенсивность: хлопать со всей силы или едва касаться пальцами поверхности стола.
Методы, которые используются в логоритмическом воспитании
Педагог по логоритмике применяет в работе с детьми следующие методики:
-
пальчиковую гимнастику (инсценировку рифмованных историй, стихов и песен, которые сопровождаются движениями пальцев, для развития мелкой моторики);
-
музыкально-ритмическую и музыкальную игру (для развития речи, внимания, усовершенствования чувства ритма, приобретения навыка ориентации в пространстве);
-
артикуляционную и логопедическую гимнастику (для укрепления мышц органов артикуляции, развития их способностей и гибкости);
-
упражнения для развития вокальных навыков (фонопедические упражнения, чистоговорки для коррекции произношения звуков, укрепления гортанных мышц, формирования верного речевого дыхания);
-
словотворчество (занятия для расширения словарного запаса);
-
танцы (для развития образного мышления и координации движений);
-
занятия для формирования богатой мимики и жестов;
-
уроки для развития моторики (для роста двигательной активности и улучшении координации движений).
Главное достоинство логоритмического воспитания – это простота упражнений. Для педагогической деятельности в этом направлении не требуется профильное образование, достаточно пройти специфическое обучение.
Освоить логоритмику и научиться использовать этот коррекционный метод для помощи детям с нарушенной речью можно на дистанционном курсе «Логоритмика» в нашем институте. После окончания обучения и получения удостоверения, вы сможете планировать и проводить эффективные занятия по логоритмике, работая в сферах логопедии, дефектологии, педагогики, психологии.
С рождения до 6 месяцев: массаж и гимнастика
Сейчас, пожалуй, нет мамы, которая не слышала бы о пользе массажа для грудничков. Массаж назначают и при определенных заболеваниях, и просто для профилактики
Конечно, хорошо, если его выполняет профессиональный массажист (особенно это актуально для лечебного массажа), но для эмоционального и физического развития малыша очень важно чувствовать прикосновения теплых маминых рук. Поэтому, даже если кроха проходит курс массажа, не забывайте легко и ритмично поглаживать его тельце, приговаривая или подпевая в такт своим движениям
В русском фольклоре огромное количество разнообразных потешек и пестушек с четким ритмом.
Например, когда ребенок проснулся, спойте ему такую песенку, сопровождая ее движениями:
«Мы проснулись, мы проснулись». (Развести ручки в стороны, затем скрестить на груди). «Сладко, сладко потянулись». (Поднимаем ручки вверх). «Маме с папой улыбнулись». (Улыбнитесь малышу, и наступит день, когда он улыбнется вам в ответ).
На стопах находится множество рефлекторных точек, поэтому очень полезно растирать их в разных направлениях – подошвы, боковые стороны, подъем стопы. Делать это можно под такую песенку:
«Ай, тари, тари, тари! Куплю Маше (Даше, Свете, Вале) янтари! Останутся деньги? Куплю Маше серьги.» (Растираем подошвы)
«Останутся полушки? Куплю Маше подушки».(Растираем боковую часть стопы справа). «Останутся пятаки? Куплю Маше башмаки».(Растираем боковую часть стопы слева). «Останутся грошики? Куплю Маше ложки». (Растираем подъем стопы).
Все младенцы без исключения обожают танцы на руках у родителей. Только не стоит, пожалуй, танцевать сразу после еды, чтобы малыш не срыгнул. Танцуйте плавно и ритмично, не делая резких движений. Можно посадить ребенка в кенгуру, а еще лучше – в слинг-перевязь, так танцевать значительно легче и приятнее. Пусть музыка, под которую вы танцуете, будет самой разной – нежным вальсом или бодрым маршем, веселой полькой или задумчивой медитацией.
Все быстрее
Вместе с ритмом меняется и темп музыки. Дети обычно очень любят игры на смену темпа.
Вот, например, игра «Ехал пан». Посадите ребенка на колени лицом к себе и покачивайте вверх-вниз, постепенно ускоряя:
«Ехал пан, ехал пан, Шагом-шагом, шагом-шагом, Ехал пан, ехал пан, Рысью-рысью, рысью-рысью, Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.»
Малышей завораживают ритмичные движения. Если есть возможность, покажите ему метроном, попробуйте постучать вместе с его «волшебным молоточком». Ну а часы уж найдутся в любом доме. Дайте крохе послушать их тиканье, а потом поиграйте в игру «Часы»:
«Часы дедушкины: тик-так, тик-так. Батюшкины часы: тик-так, тик-так, тик-так, тик-так. А мои, мои часы: тики-тики, тики-тики, тики-тики, так.»
Ритм постепенно ускоряется: от четвертных к шестнадцатым. Под эту песенку можно хлопать в ладоши, качать головой, простукивать ритм на «музыкальных инструментах».
Пусть ритм войдет в жизнь вашего малыша органично и в самых разнообразных вариантах.
Инесса Смык
По материалам журнала «Мой Кроха и Я»
Слушаем ритм, шагаем в ногу
Часто говорят: «у меня музыкального слуха нет, я ритм не слышу». Это заблуждение: чувство ритма не относится к музыкальному слуху. Более того: ритм чувствуют даже абсолютно глухие люди. Они могут жестикулировать в ритм, шагать в ритм. Это потому, что ритм имеет двигательную, а не слуховую природу. Ритм может быть не только у звуков, это — любое развертывание событий во времени. Не составит труда почувствовать, например, ритм равномерных световых вспышек и даже «прохлопать» его — т.е. придать звуковое выражение незвуковому явлению.
Мы «держим ритм» движениями. Многие видели, как гитаристы притопывают в такт или «кивают» головой. А как же академические музыканты, которые играют неподвижно? Они так же держат ритм телом. Просто их движения крайне малы, почти незаметны. Это могут быть еле ощутимые сокращения каких-то групп мышц. Дирижеры на репетициях говорят музыкантам во время длинных пауз — «пульсируйте!», т.е. даже не играя, все равно держите в теле течение ритма.
Танцуйте с нами соло джаз,
и у вас не будет никаких проблем с ритмом
В некотором смысле у танцора даже есть преимущество перед музыкантом: его «ритм» полностью выражается в движении. Иными словами: не развитие чувства ритма помогает шагать в музыку, но само шагание в музыку помогает слышать ритм.