Основные произведения Моцарта. Список сочинений
Опера — это один из основных жанров его творчества. У него есть школьная опера, зингшпили, оперы-сериа и буффа, а также большая опера. Из-под пера компо:
- школьная опера: «Превращение Гиацинта», еще известна как «Аполлон и Гиацинт»;
- оперы-сериа: «Идоменей» («Илия и Идамант»), «Милосердие Тита», «Митридат, царь Понтийский»;
- оперы-буффа: «Мнимая садовница», «Обманутый жених», «Свадьба Фигаро», «Все они таковы», «Каирский гусь», «Дон Жуан», «Притворная простушка»;
- зингшпили: «Бастьен и Бастьенна», «Заида», «Похищение из сераля»;
- большая опера: «опера Волшебная флейта»;
- балет-пантомима «Безделушки»;
- мессы: 1768-1780, созданы в Зальцбурге, Мюнхене и Вене;
- реквием (1791);
- оратория «Освобожденная Ветулия»;
- кантаты: «Кающийся Давид», «Радость каменщиков», «Тебе, душа вселенной», «Маленькая масонская кантата».
Карьера и личная жизнь:
Происхождение: Его мать – Анна-Мария Пертль, отец Леопольд Моцарт, композитор, концертмейстер и опытный преподаватель музыки.Образование: Моцарт вместе со своей старшей сестрой Анной Марией, которую называли “Наннерль”, получил превосходное музыкальное образование под руководством своего отца.Оказали влияние: Иоганн Себастьян Бах, Йозеф Гайдн, Георг Фридрих Гендель
Основные этапы творчества:
Являясь ребенком-вундеркиндом, Моцарт уже в возрасте трех лет, изучая с отцом композиции, начал играть на клавесине, в четыре года он уже совершенствовал баллады, в возрасте пяти лет он сочинил свои первые менуэты, в восемь было издано его первое музыкальное произведение, а в двенадцать лет он написал свою первую оперу.
Моцарт жил в основном в Зальцбурге и Вене. За свою короткую жизнь он совершил несколько длительных концертных туров по Европе, во время которых он посетил Париж, Лондон, Милан, Рим и Прагу.
Так, уже в начале своей музыкальной карьеры, он играл со своим отцом и сестрой при дворе Людовика XV в Версале и Георга III в Лондоне. Во время своих поездок он познакомился с такими великими композиторами как И.С. Бах, Г.Ф. Гендель и Йозеф Гайдн.
На протяжении своей жизни он часто испытывал нужду и, чтобы как-то свести концы с концами, ему приходилось давать уроки игры на фортепиано. Он любил танцы, шутки и с удовольствием играл на бильярде.
Основные этапы личной жизни: 4 августа 1782 года Моцарт, против воли своего отца, женился на Констанции Вебер. У них было 6 детей, но только двое из них (сыновья) выжили.
Моцарт умер 5 декабря 1791 году в возрасте 35 лет. Некоторые полагают, что он был отравлен своим соперником композитором Антонио Сальери, однако никаких фактических подтверждений этому не существует. Вероятно, Моцарт умер от ревматизма.
Жизненный и творческий путь
Трудно назвать другого художника, личность и творчество которого породили так много противоречивых представлений, как Моцарт. Каждая эпоха, каждое поколение открывает в его музыке новые грани и воспринимает по-своему. «Беспечный гений», вечно юный, ясный, гармоничный, влюбчивый. Многие считали, что трагическая жизнь композитора осталась за пределами его творческого мира. Романтики создали другую легенду о Моцарте. «Романтизированный» Моцарт – это композитор, который «касается сверхчеловеческого» (Гофман), чей музыкальный мир непостижимо загадочен.
Для многих русских композиторов музыка Моцарта стала «высшей точкой красоты» (С.Танеев). «Солнечный свет в музыке» (А.Г.Рубинштейн). Кстати, в России о Моцарте вышла первая крупная монография А. Улыбышева.
Как человек и художник, Моцарт – далеко не гармоничная личность. Его письма, высказывания ясно демонстрируют двойственность его мироощущения. При венском дворе у него сложилась репутация человека неуживчивого: он не отличался светской обходительностью, не умел ладить с императором, льстить и угождать вкусам светской публики. Известен его краткий разговор с императором Иосифом II по поводу «Похищения из сераля»: Слишком хороша для наших ушей и невероятно много нот – заявил император. – Ровно столь, сколько нужно – ответил композитор.
Первым из великих музыкантов Моцарт порвал с полукрепостной зависимостью от знатного вельможи, предпочтя ей необеспеченную жизнь свободного художника, тем самым проложив дорогу Бетховену. По тем временам это шаг безумно смелый. Хорошо известны слова Моцарта, сказанные в период разрыва с зальцбургским архиепископом: «Сердце облагораживает человека. И пусть я не граф, но чести во мне, вероятно, больше, чем у иного графа».
Двойственность мироощущения Моцарта отчетливо ощущается в его лучших творениях. Композитор одинаково типичен как в «Свадьбе Фигаро» и симфонии «Юпитер», так и в полярно противоположных им «Дон Жуане» и симфонии g-moll. Эти сочинения, созданные почти в одно и то же время, показываю Моцарта с совершенно разных сторон: и как одного из представителей классицизма, и как прямого предшественника раннего романтизма (особенно в 40-й симфонии).
Молодые годы Моцарта совпали с прогрессивным антифеодальным движением Sturm und Drang («Буря и натиск»). Возникнув в немецкой поэзии 70-80х годов, оно вышло далеко за ее пределы. «Штюрмеры» протестовали против отсталых порядков современной им Германии, сочувствовали французским революционерам, прославляли сильную личность, борющуюся за свободу.
Моцарт тысячами нитей связан с накаленной атмосферой «Бури и натиска», с тревожной эпохой «брожения умов», предшествующей Великой французской революции 1789 года. Его музыка пронизана мятежным и чувствительным духом немецкого штюрмерства. Подобно Гёте в «Вертере», он сумел передать настроения и предчувствия своего времени.
По сравнению с творчеством Гайдна его музыка более субъективна, индивидуальна и романтична. В ней соединились благородная простота и спокойное величие классицизма и «вертеровские» настроения эпохи «Бури и натиска».
Моцарт прожил очень короткую жизнь – всего 35 лет. Но как много дал он миру на века!
Финал жизни великого композитора
В последний год у Моцарта стали проявляться симптомы смертельной болезни. Он часто падал в обмороки, у него была рвота, кружилась голова. На премьеру «Милосердия Тита» в Праге он прибыл уже совершенно больным и разбитым. Вернувшись домой, он засел за «Реквием», да так заработался, что жене пришлось вызывать врача и отбирать партитуру силой. Сперва это дало свои плоды, но к двадцатому ноября Вольфганг окончательно слег в постель. Руки и ноги его ослабли так, что он совершенно не мог ходить и даже держать в руках перо, а слух обострился до такой степени, что пришлось убирать из комнаты любимого кенара.
Супруга за больным почему-то не ухаживала, а занималась этим ее сестра Софи. Считается, что в это время жена и сама болела: она лечилась от язвы голени в Бадене с пресловутым Зюсмайером. Зрелище и правда было страшным: а от тела еще живого композитора разило (онкология?) так, что трудно было удержаться в помещении, а конечности распухли. Заговорили об отравлении (ртуть?), но углубляться в тему не стали.
Пятого декабря 1791 года Великий музыкант Вольфганг Амадей Моцарт скончался в своей постели, потеряв сознание только в последние два часа. Церковь запрещала погребение ранее сорока восьми часов, но на следующий день Моцарт был отвезен на кладбище и закопан в общую могилу, с нищими и преступниками. Точное место его захоронения так и осталось неизвестным. В конце двадцатого века, через двести лет после кончины великого музыканта, был организован показательный суд над Сальери, который последнего полностью и безоговорочно оправдал.
Увековечивание памяти о Моцарте
Несмотря на то, что прожил Амадей всего тридцать пять лет, он успел многое сделать. На его счету более шести сотен полноценных, завершенных музыкальных произведений. Памятники композитору установлены в его родном Зальцбурге и, в ставшей второй родиной, Вене. Его непростая судьба стала источником вдохновения для множества писателей, художников и кинематографистов.
Ему посвящены «Маленькие трагедии Пушкина, «Возвышенное и земное» Дэвида Вэйса и «Амадей» Питера Шеффера. В 1962 году на экраны вышла картина «Моцарт и Сальери» режиссера Владимира Гориккера. В честь него назван астероид Моцартия, а в Зальцбурге, через сто лет после смерти композитора стали выпускать конфеты Mozartkugel с начинкой из марципана.
Интересные факты из жизни музыканта и композитора
У Моцарта с детства был сильно чувствительный слух, а трубы он боялся почти до десятилетнего возраста. Приятель отца придворный трубач Андреас Шахтнер помогал ему избавить кроху от этого страха, играя ему чуть ли не на ухо. Однако ни к чему хорошему это не привело, мальчик бледнел и падал в обморок. Потому «мероприятия» пришлось прекратить.
Чтобы произвести впечатление на публику, отец научил Вольфганга играть с закрытыми глазами или с накрытой платком клавиатурой.
Когда Моцарту едва исполнилось двенадцать лет, ему заказал оперу сам император Священной Римской империи Иосиф II. Всего за несколько недель композитор справился с задачей и выдал на-гора «Мнимую простушку». Впрочем, произведение придворным певцам не пришлось по душе. Оно так и не было представлено публике.
Русский граф Андрей Разумовский, услышав «Волшебную флейту» в Вене, загорелся идеей устроить Моцарта придворным капельмейстером при русском дворе, о чем восторженно написал Потемкину. Он обещал купить Моцарту большое имение под Екатеринославом (ныне Днепр), доходы с которого должны были бы стать содержанием для композитора. Однако на то время Вольфганг был уже безнадежно болен, и вся затея провалилась.
Существует так называемый «эффект Моцарта», суть которого заключается в том, что прослушивание его музыки значительно усиливает мозговую активность. Правда, официальных результатов исследований данного вопроса нет. Потому, слушая бессмертные произведения, не стоит особо надеяться, что IQ станет выше.
Композитор обожал играть в бильярд, и у него в квартире в Вене, потом и в загородном доме, был установлен стол для этой игры. Разбираясь, на чем играл Моцарт, нельзя забывать и об этом потешном факте.
Пик славы
Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.
В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.
Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.
Краткая биография Моцарта
Судьба отвела Моцарту всего 35 лет жизни. Но это была действительно насыщенная, полнокровная жизнь, каждое мгновение которой было наполнено музыкой. В рамках краткой биографии Моцарта невозможно подробно описать все его поездки, оказавшие влияние на творчество, перечислить всех людей, с которыми его столкнула судьба, охарактеризовать все произведения, вписавшие его имя в золотые скрижали классического музыкального наследия человечества.
Тем не менее можно штрихами наметить главные периоды жизни великого композитора:
- Детство Моцарта. Гений родился 27 января 1756 года в семье скрипача Леопольда Моцарта, в Зальцбурге. Его отец был музыкантом и композитором, пользующимся авторитетом в местном масштабе: он играл в придворной капелле князя-архиепископа. Талант оказался наследственным: музыкальные способности проявились и дочери Леопольда, и у сына. Маленький Вольфганг, слушая игру сестры Наннарль на клавесине, начал повторять отдельные места из услышанных произведений. Более того: он сам подбирал красивые созвучия. А было Моцарту всего три года! Поражённый отец приложил все силы для развития таланта мальчика. Он был требовательным человеком, зачастую – даже жестоким, но безумно любил сына. Благодаря отцу Моцарт смог уже в ранние годы реализовать свои способности. Когда мальчику было пять лет, отец записал первые пьесы, созданные вундеркиндом.
- Представление императорскому двору. В 1762 году отец повёз своих детей в Мюнхен, чтобы представить высшему свету. Игра Наннарль произвела на публику большое впечатление, а Вольфганг просто изумил высший свет. Юного виртуоза представили императорскому двору в Вене, где его выступления вызвали настоящий фурор.
- Большое путешествие. В 1763–1766 годах Леопольд Моцарт с семейством предпринимает турне по Европе. Вольфганг играет в Версале, поражая своей виртуозностью и французский королевский двор, затем удивляет жителей Лондона и Гааги. В это время подросток уже приобретает известность не только как виртуоз, но и как начинающий композитор.
- На службе у архиепископа. Молодые годы Вольфганг Амадей Моцарт провёл на службе зальцбургского архиепископа Коллоредо. Это был сложный период жизни: юноша чувствовал силу своего таланта и в то же время ощущал свою недооценённость. Коллоредо заставлял его обедать вместе со слугами, и это пренебрежение уязвляло композитора.
- Венский период. Это важнейший период в жизни Моцарта (1781–1791 годы). Сняв комнату в Вене, Моцарт начал карьеру в одном из главных центров музыкального мира своей эпохи. Жизнь была сложной. Несмотря на помощь покровителей, Моцарт бедствовал. Тем не менее постепенно он заставил о себе говорить всю Вену – и не только как о пианисте, но и о композиторе. Именно это десятилетие стало пиком творческого развития Вольфганга. В Вене Моцарт создаёт свои лучшие произведения, включая «Женитьбу Фигаро».
- 1791 год. Словно чувствуя приближение конца, Моцарт плодотворно трудится, создавая прекрасную музыку. Кульминацией его творчества становится создание «Реквиема». В этом великом произведении отразилось предчувствие конца… Этот год стал завершающим в жизни гения. До сорока шести лет он не дожил полтора месяца. 5 декабря 1791 композитора не стало. «Реквием» остался незавершённым. Его дописал ученик гения, Франц Ксавер Зюсмайер.
В этой краткой биографии Моцарта отражены основные вехи его творческого развития. Но жизнь человека – это не только работа, но и взаимоотношения с любимыми людьми. Вольфганг Амадей Моцарт не был затворником, у него была насыщенная личная и семейная жизнь, отдельные моменты которой весьма романтичны.
Путешествие по Европе
Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.
Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.
Юный Вольфганг Моцарт за инструментом
В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.
За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.
Отношение к музыке и славе
Несмотря на разное отношение к жизни, любовь к музыке сближает этих героев.
Моцарт не мыслит себя без музыки и сочиняет её даже по ночам. Герой чужд тщеславию, хотя понимает, что он гений, а не рядовой композитор, но не считает себя исключением. По его мнению, он и Сальери — просто одни из немногих, кто чувствует силу гармонии.
Сальери из-за любви к музыке отрёкся от наук, ей чуждых, и от праздных забав. Он решил сначала изучить музыку, как ремесло, и «сделался ремесленник» в искусстве. Для того, чтобы изучить ремесло композитора досконально, этот герой умертвил звуки и разъял музыку, как труп. Только поверив алгеброй гармонию, он отважился творить и познал вдохновение, но был недоволен своими творениями и бросал ноты в огонь.
Всё же трудолюбивый Сальери смог добиться славы и наслаждался ею. Но счастье этого композитора длилось недолго, потому что он завидовал таланту Моцарта, понимая, что небеса одарили того особым даром.
Становление вундеркинда
Когда отец стал заниматься с Наннерль игрой на клавесине, маленькому Вольфгангу было интересно, и он ни на шаг не отходил от них. Вскоре после исполнения трех лет мальчонка уже мог часами сидеть за инструментом, подбирая созвучия. В этом возрасте он уже по памяти легко проигрывал некоторые, особо понравившиеся, части музыкальных пьес, услышанных ранее. На то время он был еще не знаком с нотной грамотой, но и этот момент был с лихвой наверстан – к четырем-пяти годам он изучил ноты и сам писал небольшие произведения в свою нотную тетрадку, обмакивая перо, а часто и пальцы, в чернильницу. Некоторые произведения того времени сохранились до наших дней, к примеру, «Аллегро До мажор» 61-го года восемнадцатого века.
Стоит узнать
Отец в жизни Вольфганга играл «первую скрипку», он любил его очень трепетно, сильно и нежно. В своих более поздних записках Моцарт пишет все имена, и даже свое собственное, вкупе со словом бог, с маленькой буквы. Заглавной в его жизни удостоились только три слова: Музыка, Честь и Папа.
Дети Моцартов никогда не ходили в школу – Леопольд занимался с ними сам, обучая всему, что знал. При этом у маленького Вольфи была особенность – он отдавался всему, что делал, без остатка. Когда он научился писать, все стены в детской были испещрены словами, а цифрами и уравнениями были покрыты даже стулья и нижние поверхности столов и иных предметов мебели. Отец мечтал видеть свою дочь оперной певицей, а сына – композитором. Но так уж было принято в ту эпоху, что требовалось сперва показать себя, как исполнитель, иначе заслужить почет и уважение сочинителя никак не получилось бы.
В семействе было принято отдавать все лучшее детям, потому, имея жалование в две с половиной сотни флоринов, Леопольд никогда не скупился на организацию «гастролей» своего сына и дочки. Оставив супругу дома, он взял Наннерль и Вольфи и впервые устроил для них «тур по Европе», открывающийся концертом для курфюрста Баварии Максимилиана III в Мюнхене. Везде крохотного музыканта ждал успех и бурные овации. Продлилось это путешествие чуть больше трех недель. Именно с него начался вояж Моцарта на долгие десять лет.
З года оттачивания виртуозных умений
Мюнхенский успех воодушевил Леопольда, который души не чаял в своих детях. Он решил продолжать концертную деятельность, пока получается, тем более что это приносило невероятный доход, кучу подарков и предложений, от которых было просто невозможно отказаться. Начало музыкальное семейство с Вены, где играли для самой императрицы Марии Терезии Вальбурги Амалии Кристины. Ее августейший супруг, Франц I, желая разоблачить «мошенника», стал требовать всевозможных трюков, вроде игры с завязанными глазами, одним пальчиком, накрытой платком клавиатуры и прочего, но мальчишка оказался на высоте, что умилило и поразило всех.
- В 1763 году семья Моцартов собралась в Париж, где их ждали уже к середине осени. Концерты юного дарования снискали оглушительный успех, а его первые сочинения были тогда же опубликованы с обязательной отметкой, что принадлежат они семилетнему дитяте. Занимался этим уже новый покровитель – Фридрих Мельхиор фон Гримм, человек влиятельный и богатый.
- В апреле следующего года они уехали из Франции и через пролив Па-де-Кале отправились в Англию. В Лондон удалось добраться быстро, а вот выбраться оттуда довелось лишь через пятнадцать месяцев. Тут Вольфганг свел знакомство с сыном «знаменитого Баха» – Иоганном Христианом Бахом, который давал ему частные уроки бесплатно. Мальчику удалось поразить виртуозной игрой даже самого короля Георга III. В Лондоне он уже стал полноценным композитором, начал сочинять не только для клавира, но также симфоническую и даже трудную вокальную музыку.
- В июле шестьдесят пятого, поддавшись на уговоры посла Голландии, юный музыкант и его семья направились из Лондона в Гаагу. Там удалось сыграть и первые собственноручно написанные композитором симфонии. Однако именно в этой стране, где книгу Леопольда перевели и опубликовали, семейство чуть не потеряло сперва Наннерль, а затем и Вольфганга. Они по очереди перенесли страшнейший брюшной тиф.
Весной 66-го, почти через три года, Моцарты решили вернуться домой. Однако попасть в Зальцбург, к месту службы отца, удалось только в ноябре, так как приходилось останавливаться с концертами в разных городах, ведь следовало что-то есть.
Смерть
В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.
В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».
В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.
Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным. Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.
Характер
Моцарта и Сальери сближает любовь к музыке и композиторский талант, а разъединяет то, что эти герои по характеру являются антагонистами.
Моцарт — человек добрый, с открытой душой. Ему свойственны следующие черты характера:
- скромность;
- доброта;
- доверчивость;
- искренность;
- жизнелюбие.
Он обладает интуицией и чувством юмора, доброжелателен к людям, независимо от их социального положения, заботится о своей семье.
Характер Сальери раскрывается в монологах, в отношении к Моцарту и к старому слепому уличному скрипачу, которого он назвал презренным фигляром. Пушкин показал следующие черты его личности:
- трудолюбие;
- высокомерие;
- гордыня;
- тщеславие;
- лицемерие;
- завистливость.
Сальери бездушен, из-за чёрной зависти он отравил Моцарта.
На пике музыкального пути
В 1778 году от лихорадки умерла мама Моцарта. А в следующем 1779 году в Зальцбурге его взяли на работу придворным органистом, он должен был писать музыку к воскресным церковным пениям. Но правящий в то время архиепископ Коллоредо был скуп по натуре и не слишком восприимчив к музыке, поэтому отношения между ним и Моцартом не сладились изначально. Вольфганг не стал терпеть плохого отношения к себе, уволился со службы и уехал в Вену. Это был 1781 год.
Осенью 1782 года Моцарт женился на Констанции Вебер. Его отец категорически не воспринимал этот брак всерьёз, ему казалось, что Констанция выходила замуж по какому-то тонкому расчёту. В браке у молодой супружеской пары было рождено шесть детей, но живыми остались лишь двое – Франц Ксавер Вольфганг и Карл Томас.
Отец Леопольд никак не хотел воспринимать Констанцию. Молодые вскоре после свадьбы поехали к нему в гости, но это не помогло сблизиться ему со своей невесткой. Также холодно приняла Констанцию и сестра Моцарта, что до глубины души обидело жену Вольфганга. Она до конца жизни так и не смогла их простить.
В музыкальной карьере Моцарта наступил пик. Он по-настоящему находился в зените славы, за свои музыкальные сочинения получал большие гонорары, у него было много учеников. С женой в 1784 году они поселились в шикарной квартире, где даже позволяли себе держать всю необходимую прислугу – парикмахера, повара, служанку.
К концу 1785 года Моцарт закончил работу над одной из самых известных своих опер – «Свадьба Фигаро». Премьера состоялась в Вене. Опера хорошо принималась зрителями, но назвать премьеру грандиозной было нельзя. А вот в Праге у этого произведения успех был ошеломляющим. Моцарта пригласили в Прагу на Рождество 1786 года. Он поехал вместе с женой, там им оказывали очень тёплый приём, постоянно супруги ходили на вечеринки, обеды и другие светские мероприятия. Благодаря такой популярности, у Моцарта появился новый заказ на оперу по пьесе «Дон Жуан».
Весной 1787 года умер отец, Леопольд Моцарт. Смерть так сильно потрясла молодого композитора, что многие критики сходятся во мнении о том, что эта боль и печаль проходит через всё произведение «Дон Жуан». Осенью Вольфганг с женой вернулись в Вену. У него появилась новая квартира и новая должность. Моцарт был принят на работу камерным императорским музыкантом и композитором.