Музыкальные произведения с 6 и 7 знаками

Как заниматься

  1. Играйте гамму диапазоном в 1-2 октавы.
  2. Доведите до автоматизма сперва одну, а затем другую руку. Только потом соединяйте.
  3. Играйте пробежками — 2 ноты медленно, 4 быстро. На тонике «висим» долго, остальные клавиши играем быстро.
  4. Чтобы добиться четкости артикуляции поставьте кисть руки на стол так, как она у вас должна лежать на пианино. По очереди «играйте» каждым пальцем по столу, пока не добьетесь одинакового стука. На пианино играйте пунктирным ритмом.

Отличная статья110Бесполезная статья11

Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.

Надеюсь, статья оказалась вам полезной и теперь вы знаете, что такое гаммы и какими они бывают. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу , где много интересного!

А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский

https://youtube.com/watch?v=McUQ7aj2E5g%3F

Мелодии на гитаре

Приветствую всех, кто любит играть на гитаре или очень хочет начать, но при этом не находит в себе особого желания петь под гитару! Прекрасно понимаю вас, потому что самому частенько хочется уютным вечерком, просто взять гитару в руки и наиграть что нибудь приятное и не особо сложное — без вокального сопровождения! Лично мне это помогает расслабиться или спокойно провести свое уединение, да и к тому же с пользой! =) В общем, представил я на этой страничке небольшую подборку мелодий, которые сам периодически играю и которые довольно популярные среди гитаристов.

  • Список мелодий (от самого простого к более сложному):
  • «МОБИЛЬНИК» (мелодия для гитары из х/ф «Бумер от Сергея Шнурова) — самая «изюмная» и очень легкая часть трека:
  • «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК» —  рекомендована начинающим гитаристам! За частую с нее все и начинается =)

«В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА» (Мелодия на гитаре) — очень простая! Играется на 3-ех струнах, одним пальцем п. руки! Также есть вариант для опытных гитаристов.

«МАЛЕНЬКОЙ ЕЛОЧКЕ ХОЛОДНО ЗИМОЙ» (Мелодия) — аналогичной тематики, но играется даже еще проще и чуток бодрее звучит. Есть 2 варианта. Новичкам ее рекомендую!

ЭФФЕКТНАЯ И ПРОСТАЯ МЕЛОДИЯ НА ГИТАРЕ — это только фрагмент (вступление-проигрыш) из известного хита Smoke On The Water популярной зарубежной рок-группы Deep Purple.

3 ЛЕГКИЕ Мелодии на гитаре — а эти три мелодии уже будут поинтереснее и приятнее на слух. Рекомендованы начинающим!

«МЕЛОДИЯ — «СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР» — аккомпанемент дворовой песни «Северный ветер», которая вся играется красивым и в тоже время простым перебором!

«МЕЛОДИЯ — «ПРОСТЫЕ СЛОВА» — аккомпанемент армейской песни «Простые слова» (Напиши мне). Очень легко играется!!!

«МЕЛОДИЯ — «КОРОЛЕВА ЗЕМНЫХ СТРАСТЕЙ» — довольно красивое и несложное вступление песни. Вполне подойдет для новичков и не только!

  1. «КРАСИВАЯ МЕЛОДИЯ НА ГИТАРЕ» (Металлика) — очень красивая мелодия — фрагмент из композиции «To live is to die».
  2. КРАСИВАЯ И ПРОСТАЯ МЕЛОДИЯ — легкая и в тоже время красивая мелодия без названия, которая хорошо подходит в качестве колыбельной.
  3. «STILL LOVING YOU» (SCORPIONS) — вступление этого знаменитого хита довольно популярное среди гитаристов!

«REQUIEM FOR A DREAM» (Реквием по мечте) — саундтрек из одноименного фильма. Есть простой вариант для начинающих и посложнее — для опытных гитаристов.

«ЦЫГАНОЧКА» (Народная мелодия) — наверное кому-то она покажется посложнее, но для саморазвития самое то!

«МОБИЛЬНИК» (мелодия из х/ф «Бумер») — а это уже полная версия

Рекомендую обратить на нее особое внимание тем, кто любит играть в 2 или даже в 3 гитары и умеет читать табы

«ПОСТОЙ ПАРОВОЗ» (из х/ф «Операция Ы») — добавил ее сюда на всякий случай, Дело в том, что ее вступление многие гитаристы осваивают именно как мелодию.

«ГОРОД-ЗОЛОТОЙ» (Аквариум) — та же тема.

«WE WISH YOU A MARRY CHRISTMAS» — Рождественская мелодия на гитаре! Из своего личного опыта скажу, что она очень полезная для развития пальцев, даже бывалых гитаристов!

«JINGLE BELLS» — это популярная американская новогодняя песня, которую чаще всего исполняют в качестве мелодии! Есть вариант, как для опытных гитаристов, так и для новичков.

«РОМАНС ГОМЕСА» — лирическое произведение, которое практически всегда разучивают в школе классической гитары. Польза от ее освоения 100%-ная ! =)

МЕЛОДИЯ  ИЗ К/Ф «ТИТАНИК» — саундтрек из всем известного фильма, на гитаре!

«NOTHING ELSE MATTERS» (Metallica) — мега-популярная композиция

Особое внимание гитаристы обращают на ее шикарное вступление. Чаще всего ее играют как мелодию, даже всю целиком. По сложности и красоте лично я бы ее поставил на первое место

АККОРДЫ ТОП-ПЕСЕН ПОД ГИТАРУ!

nagitaru.ru!

Простые ноты для гитары

Поиграй простые ноты для гитары, расположенные на этой странице. Кое-что можно выучить наизусть и с этого начнется твой личный репертуар, который ты будешь постоянно расширять, а со временем и менять (с повышением уровня мастерства как гитариста).

Запомни: на любом музыкальном инструменте играть нужно много разных пьес, потому что раз за разом ты ступаешь выше на одну ступеньку к гитарному Олимпу, хорошо разобрав и выучив без ошибок каждую последующую пьесу.

Лень не сопутствует успеху ни в одном деле и ты это должен понимать. Да, многие гитаристы ленивы, но только не в случае работы с гитарой!

————————————————————————————————–1. Красивая пьеска С.Марышева “Небо в тучах”. Злободневная летняя тема для дождливых районов России…

—————————————————————————————————

2. Легко и непринуждённо сыграй “Этюд в мажоре”. Ты знаешь о том, что слово “мажор” означает хорошее настроение, бодрость, весёлость? Так и действуй!

—————————————————————————————————

3.  Непревзойдённый мастер по красивым этюдам и коротеньким пьесам  (на мой взгляд) М. Джулиани. Известное всем гитаристам сочинение под наиболее распространённым названием “Аллегро”. Красиво, ничего не скажешь!

————————————————————————————————–

На следующей странице относительно сложная “вещица” с Дуная. Прошу пожаловать!

Гитара: композиции для начинающих

Ещё не обладая хорошими навыками игры на гитаре, вы можете начать свой музыкальный путь с этих композиций. Для их успешного освоения, безусловно, потребуются азы музыкальной теории и первые практические навыки игры. Многие студенты Рок-Академии «Москворечье» начинали именно с них, попробуйте и вы.

К работе над предлагаемыми композициями лучше приступать, предварительно освоив упражнения на развитие техники №№1-11 из Школы (стр. 70-73). То есть, вы должны уверенно и точно их играть с метрономом в разных темпах: в упражнениях 1-7 темп 40-60, в упражнениях 8-11 — 60-90.

Также необходимо уверенно проигрывать ритмические упражнения 1-10 (стр. 17-19) в темпе 60-80. Желательно выучить наизусть расположение нот на грифе гитары в первой позиции (стр. 77) и разбирать композиции по нотам, а табулатуры использовать только для контроля.

Исключением является композиция «God Bless The Children», которая играется не в первой позиции.

Разбирайте эти композиции последовательно: сначала — ритмику мелодии. Проигрывайте её на одной ноте со счётом вслух ритмических долей такта (раз-и-два-и-…). Затем проиграйте последовательно все ноты композиции одинаковыми длительностями, например, половинными, в темпе 60.

Только после освоения этих упражнений приступайте к окончательному разбору композиции. Играйте медленно, старайтесь сразу учить наизусть, работайте над небольшими фрагментами по 1-2 такта, последовательно соединяя выученные фрагменты.

Играть с фонограммой начинайте только после того, как будете уверенно исполнять эти композиции под метроном, считая вслух ритмические доли такта.

(Игорь Ламзин)

Минорные гаммы

Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.

В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.

Гармонический минор

В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:

Мелодический минор

В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:

Аппликатура

Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.

Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:

Пьесы для гитары

Заработать на музыке можно здесь!!!

О своих пьесах для гитары я начну немного издалека.Мой любимый композитор И. С. Бах. Из русских и советских трудно отдать кому, либо предпочтение. И. Глинка, и Чайковский, и Римский–Корсаков, и Прокофьев — я не буду перечислять всех композиторов с мировым именем и популярностью среди широких слоев населения, национальностей и государств.

О том как рождались мои пьесы для гитары

Как у меня происходит процесс сочинения музыки, трудно определить точно. Часто происходят какие-то музыкальные идеи и мысли не только днем, но и по ночам. Приходится выбираться из под теплого одеяла и записывать их в нотную тетрадь. А утром уже с инструментом проверить, что получилось.

Не всегда такие записи мне нравятся, но в дальнейшем при доработке опираясь на эти ноты, порой получаются неплохие, на мой взгляд, вещи.
Над некоторыми пьесами для гитары, к примеру «Невесомость» и «Колокольчики» работал несколько лет.

Другие как «Часы» и «прелюдия» сочинял за два — три дня, но самое важное, наверное, то что, в каждой моей пьесе есть душа. Дело в том, что наиграть и сочинять можно много красивой музыки, но чего то в ней будет не хватать, а вот это «что-то» очень важная деталь

Я вам предлагаю простое решение: если Вам понравятся мои сочинения в компьютерном воспроизведении, то наверняка они тронут струны вашей души при непосредственном исполнении на инструменте

Дело в том, что наиграть и сочинять можно много красивой музыки, но чего то в ней будет не хватать, а вот это «что-то» очень важная деталь. Я вам предлагаю простое решение: если Вам понравятся мои сочинения в компьютерном воспроизведении, то наверняка они тронут струны вашей души при непосредственном исполнении на инструменте.

Полный список сборника: Пьесы для начинающего гитариста

  1. Зайка
  2. Кто стучится
  3. Грустное настроение
  4. Игра в мяч
  5. Листопад
  6. Весёлое эхо
  7. Восточная песенка
  8. Полечка
  9. Дождик за окном
  10. Баю, баюшки-баю
  11. Медведь
  12. Шарманка
  13. Утренняя зарядка
  14. Пьеса
  15. Лирическая
  16. Вальс f-dur
  17. Вальс e-moll
  18. Прелюд
  19. Прелюд d-moll
  20. Вальс g-dur
  21. Звёздная ночь
  22. Танец
  23. Я мечтаю
  24. Часы
  25. Прелюдия
  26. Страшный рассказ
  27. Одиночество
  28. Невесомость
  29. Колыбельная
  30. Веселая мелодия
  31. Энергичная
  32. Колокольчики
  33. Колдун
  34. Полька
  35. Элегия
  36. Гуде вiтер ветер вельми в полi (переложение для гитары)
  37. Ave Maria (переложение для гитары)


Приобрести сборник пьес для шестиструнной гитары можно здесь!!!

Зачем нужно играть гаммы

Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.

Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.

Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.

Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.


Этюд что надо110Слишком быстро11

Играем аккорды на пианино | Музыкальный класс

Статья для тех, кто учится играть аккорды на пианино к песням. Наверняка вам попадались такие песенники, где к тексту прилагаются гитарные аккорды с их табулатурами, то есть расшифровками, которые дают понять, какую струну и в каком месте нужно прижать, чтобы прозвучал тот или иной аккорд.

Пособие, которое перед вами, представляет собой нечто подобное таким табулатурам, только применительно к клавишным инструментам. Каждый аккорд поясняется картинкой, из которой понятно на какие клавиши нужно нажимать, чтобы получился нужный аккорд на пианино. Если вы ищете также и нотные расшифровки аккордов, то смотрите их вот тут.

Напоминаю, что обозначение аккордов – буквенно-цифровое. Оно универсально и позволяет использовать пояснения для гитаристов как аккорды для синтезатора или любого другого клавишного (и даже не обязательно клавишного) музыкального инструмента. Кстати, интересуетесь буквенными обозначениями в музыке, то прочтите статью «Буквенное обозначение нот».

В этом посте я предлагаю рассмотреть только самые распространённые аккорды на пианино – это мажорные и минорные трезвучия от белых клавиш. Обязательно будет (или, может быть, уже есть) продолжение – так что вы сможете познакомиться и со всеми другими аккордами.

Аккорд C и аккорд Cm (до мажор и до минор)

Аккорды D и Dm (ре мажор и ре минор)

Аккорд E – ми мажор и аккорд Em – ми минор

Аккорд F – фа мажор и Fm – фа минор

Аккорды G (соль мажор) и Gm (соль минор)

Аккорд A (ля мажор) и аккорд Am (ля минор)

Аккорд B (или H – си мажор) и аккорд Bm (или Hm – си минор)

Для себя вы можете проанализировать эти трёхзвучные аккорды и сделать кое-какие выводы. Вероятно, вы заметили, что аккорды для синтезатора играются по одному и тому же принципу: от какой либо ноты через шагом через клавишу.

При этом мажорные и минорные аккорды различаются всего одним звуком, одной нотой, а именно средней (второй). В мажорных трезвучиях это нота находится повыше, а в миноре, соответственно, пониже. Поняв всё это, вы можете самостоятельно построить такие аккорды на пианино от любого звука, подкорректировав звучание по слуху.

На сегодня всё! Остальным аккордам будет посвящена отдельная статья. Чтобы не пропускать важные и полезные статьи, вы можете подписаться на рассылку с сайта, тогда самые лучшие материалы будут приходить прямо на ваш почтовый ящик.

Эту же страничку рекомендую добавить в закладки или, лучше, отправить на свою страничку в контакте, чтобы в любой момент иметь под рукой такую шпаргалку – это легко сделать, используйте социальные кнопки, которые находятся под надписью «Мне нравится».

Гаммы и арпеджио для фортепиано Ширинская ноты для обучения пособие

Гаммы и арпеджио для фортепиано
Н. Ширинская
«Советский композитор»,1984г.
(pdf, 12 Mb)

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных
пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей
степени трудности. Овладев ими, учащийся-пианист сможет вплотную приблизиться
к изучению виртуозных произведений.
Начать работу над гаммами рекомендуется на втором году обучения с мажорных
гамм диапазоном в две октавы (в прямом движении в октаву и в противоположном
движении от одного звука). Представленные подготовительные упражнения
позволяют совершенствовать исполнение legato, добиваться с выравнивания»
кончиков пальцев (№ 1—3), работать над подкладыванием первого пальца (№
4, 5). Одновременно или месяцем позже можно приступить к освоению коротких
арпеджио трезвучий (№ 6 — 9), а через полгода—хроматической гаммы от звука
до (сначала в октаву в прямом движении, потом в противоположном).

После закрепления навыков игры мажорных гамм и коротких арпеджио мажорных
трезвучий желательно приступить (на третьем году обучения) к игре минорных
гамм и коротких арпеджио минорных трезвучий. При этом весьма полезными
окажутся подготовительные упражнения (№ 1—9) в соответствующих тональностях.
На четвертом году обучения можно приступать к работе над длинными арпеджио
трезвучий, элементы которых даны в подготовительных упражнениях (№ 10—15).
Когда ученик свободно и уверенно начнет играть гаммы и арпеджио в объеме
двух октав, их диапазон следует расширить до четырех октав. Очередной
задачей станет исполнение гамм в прямом и противоположном (смешанном)
движении, а также длинных арпеджио мажорных и минорных трезвучий.
Желательно на четвертом или пятом году обучения приступить к работе над
гаммами в терцию, дециму и сексту; длинными арпеджио трезвучий с обращениями;
короткими и длинными арпеджио уменьшенных септаккордов и доминантсептаккордов;
затем начать освоение ломаных арпеджио трезвучий и септаккордов.

При таком последовательном изучении гамм и арпеджио (примерно на восьмом
году обучения) ученик сможет перейти к более сложным техническим задачам
— одиннадцати видам арпеджио (аккордам) от одного звука и гаммам двойными
терциями. Подготовительные упражнения к гаммам двойными терциями (№ 16—18)
рекомендуется играть восходящими диатоническими или транспонирующими секвенциями
для совершенствования legato и синхронности звучания каждой пары терций.
В этом отношении для исполнения гамм представляется наиболее удобным вариант
аппликатуры П. Пабста.
Предлагаемая систематизация гамм и арпеджио основана на обобщении опыта
работы фортепианного отдела Центральной средней специальной музыкальной
школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Я. ШИРИНСКАЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ, МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
МАЖОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
МИНОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
МАЖОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
МИНОРНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ДОМИНАНТСЕПТАККОРДЫ
ДОМИНАНТСЕПТАККОРДЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ОДИННАДЦАТЬ ВИДОВ АРПЕДЖИО ОТ ОДНОГО ЗВУКА
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
МИНОРНЫЕ МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ ГАММЫ
ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ ДВОЙНЫМИ ТЕРЦИЯМИ

Скачать гаммы и арпеджио для фортепиано

11 Арпеджио

11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:

Из чего состоят 11 арпеджио:

Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие

Арпеджио 2 — минорное трезвучие

Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд

Арпеджио 4 — минорный секстаккорд

Арпеджио 5  — мажорный квартсекстаккорд

Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд

Арпеджио 7 — доминантсептаккорд

Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд

Арпеджио 9  — терцквартаккорд

Арпеджио 10 — секундаккорд

Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд

Этюд № 2, La leggierezza

La leggierezza (что означает «легкость») — второй этюд. Это монотематический кусок в Фа минор с очень простой мелодической линией для каждой руки под необычным отметка темпа, обычно игнорируемая в пользу чего-то более неистового. Он начинается с быстрой, но нежной шестнадцатиметровой хроматической ноты. арпеджио разделены на трети и шестые части с неправильным ритмическим делением и каденция чтобы подчеркнуть атмосферу, заключенную в его названии. Технические трудности, связанные с исполнением пьесы, включают быстрое Leggiero хроматические пробеги, часто с неправильными ритмическими группировками, и пассажи в шестых и третях. An оссия для правой руки, включая блестящие пробеги в второстепенные трети практически повсеместно предпочитают исполнители.

Альтернативные концовки

La leggierezza часто включает альтернативное окончание, написанное польским учителем Теодор Лешетицкий. Двое его учеников, Игнаций Ян Падеревский и Бенно Моисейвич, исполнил и записал эту вариацию. Запись Падеревского включает в себя полный «Лешетицкий финал», а запись Моисейвича включает его собственную сокращенную версию Лешетицкого финала.Саймон Барер записал материал с сокращенной версией Лешетицкой коды с критическими результатами в прессе.

Trois nouvelles études, Op. posth

Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1839
Жанр
фортепианные
Страна
Польша

Этюд No. 1, Op. posth фа минор
Этюд No. 2, Op. posth ре-бемоль мажор
Этюд No. 3, Op. posth ля-бемоль мажор

Три этюда (без опуса) сочинялись Шопеном в 1839 году (Для „Methode des Methodes» Мошелеса и Фетиса.) и были опубликованы в 1840 году. Все три — отнюдь не виртуозны и посвящены задачам эмоционального исполнения мелодических линий, полиритмии, независимости пальцев.

Этюд фа минор. Один из наиболее ярких примеров выразительного шопеновского двухголосия. Благодаря ритмическим несовпадениям правой и левой рук звуковая ткань все время мерцает. Мелос почти нарочито „говорящий», взволнованно-речитативный, обыгрывания „речевых» акцентов чрезвычайно развиты. Форма — нарастания, кульминация и тоскливое затихание. Ярки эффекты динамической регистровки.

Этюд ре-бемоль мажор. Трудная, хотя и внешне скромная задача одновременных legato и staccato в правой руке. Фактура правой руки (сжимающиеся и расширяющиеся, как бы „пульсирующие» интервалы), равно как и господствующий образ грациозной игривости — типичны для Шопена. Любопытны некоторые детали: резкие параллельные квинты такта 17, восходящие хроматической цепью септаккорды с нонами в правой руке (такты 61-62) и др.

Этюд ля-бемоль мажор. Опять (как и в первом этюде) полиритмическое „оживление» фактуры. Но главное своеобразие в правой руке, где упорные обыгрывания ведут как бы к „ползанью» аккордов (сжатия и расширения). На этом фоне — мелодика с фольклорными оборотами (моментами мелодизируется и бас). Тональный план тонично-плагальный. Особо примечательны такты 25-28, где колоритно использована функциональная многозначность увеличенных трезвучий для модуляционного хода по малым секундам вверх (трезвучие шестой ступени ля-бемоль мажора с пониженным основным тоном равно трезвучию пятой ступени ля мажора с повышенной квинтой и т. п.). Впрочем, гармонических тонкостей и своеобразностей в этом этюде очень много. Отметим еще, для примера, пассивно красочные гармонические обороты в тактах 29-30 и переход из секстаккорда третьей ступени в квартсекстаккорд первой ступени As в такте 56. По воспоминаниям В. В. Ястребцева (В. В. Ястребцев. Мои воспоминания о Н. А.Римском-Корсакове. П., 1917. Вып. 2-й, стр. 126.), Н. А. Римский-Корсаков говорил (в сентябре 1894 года), что в этом этюде, „в котором сама гармония как бы поет, встречаются такие аккордовые последовательности, до которых даже современное искусство с Вагнером во главе, еще не доросло, и верно пройдут еще многие и многие годы, пока, наконец, люди научатся должно ценить их». Замечания Римского-Корсакова очень справедливы — как в отношении „поющей гармонии», так и в отношении новизны гармоний этюда.

Ю. Кремлев

  • Шопен. Двенадцать этюдов, Op. 10 →
  • Шопен. Двенадцать этюдов, Op. 25 →
  • Шопен. Этюды →
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: