Введение
В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка. Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Он становится чутким к красоте, совершенствуется его мышление, расширяется его музыкальный кругозор.
Целью обучения детей в музыкальной школе является подготовка не только будущих исполнителей-профессионалов, но и музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, аккомпанировать. Для значительного числа выпускников ДШИ музыка, не став основной специальностью, останется их любимым увлечением, а практические навыки, приобретенные ими в процессе обучения аккомпанементу, помогут свободно музицировать в кругу семьи или других любителей музыки.
Аккомпанемент раздвигает рамки привычного педагогического процесса и всесторонне развивает творческие возможности учащихся разных способностей, прививает навыки игры в ансамбле, способствует более эмоциональному отношению к музыке, вызывает интерес к предмету, развивает специфические способности музыканта (музыкальный слух, память, ритмическое чувство, двигательно-моторные навыки), повышает уровень исполнительского мастерства.
Выученные на уроках специальности произведения довольно быстро забудутся, а умение свободно читать с листа и аккомпанировать поможет учащемуся стать истинным любителем и пропагандистом музыкальной культуры.
Вследствие повышения качества начального музыкального образования, принятия новых образовательных программ, росту научно-методических работ назрела необходимость создания образовательных программ по дополнительным дисциплинам, способствующих развитию музыкальных способностей учащихся.
В связи с этим целью написания данной работы явилась необходимость обобщения опыта работы и расширение знаний и представлений об аккомпанементе, привития детям любви к музыке, понимания её языка, развития не только исполнительских, но и творческих качеств у обучающихся детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. проанализировать историческое развитие аккомпанемента;
2. изучить различные типы аккомпанемента;
3. рассмотреть организацию учебного процесса.
Практическое значение состоит в том, что в этой работе много полезной информации и практических рекомендаций для преподавателей музыкальных школ, занимающихся аккомпанементом.
Советы
Гораздо легче, если вы играете на инструменте, но на данный момент существует масса программного обеспечения, с помощью которого можно подбирать и записывать аккорды, даже в стиле джаза.
Рекомендуется изучить музыкальную теорию, хотя бы в части построения аккордов.
Естественно, сложнее подбирать аккорды в тональностях, имеющих диезы или бемоли.
Меняя тональности на фортепиано, помните, что музыкальный алфавит содержит буквы от A до G, а затем ноты меняются по кругу
Обратите внимание на цикличность нот: : I, III, V, — всегда «до, ми соль.» Тональность может иметь интервал ½ и включать в себя диезы и бемоли, именуемые «знаками альтерации», которые также используются при формировании трезвучий.
Страсти может быть недостаточно
Представить себе музыканта без страсти и увлеченности своим делом очень сложно, так как ничто так не будоражит ум и не затрагивает струны души, как музыка. Однако если ты решил попробовать себя в подобной творческой стезе и хочешь продвинуться куда дальше, чем просто душевные посиделки с друзьями под гитару, то одной лишь страсти и увлеченности может быть недостаточно. Так уж устроена наша психика — даже самой яркой искре суждено однажды погаснуть, и если ты не играешь, как Джон Фрушанте, то твоя искра погаснет быстрее, чем успеешь сочинить свой первый риф. Именно поэтому, взявшись за дело, помни, что хорошего музыканта отличает любовь к своему делу, преданность и вдохновение, а отличного — непосильный труд.
Необходимо постоянно заниматься, совершенствовать свои навыки. Независимо от того, будешь ли ты гитаристом, барабанщиком или укротителем микрофона, собираешься ли записывать рэп или создавать треки на компьютере, знания теории и следование последним изменениям в мире музыки — это составляющие твоего профессионализма, качества игры и плодородная почва для развития или поддержания естественного таланта. К тому же постоянная практика требует отдачи и, конечно же, времени, поэтому будь готов к тому, что музыка займет если не всю, то по крайней мере большую часть твоей жизни, но зато занимаясь и оттачивая мастерство, ты сможешь увидеть, каков твой потенциал на самом деле, и суждено ли амбициям реализоваться. Поддерживай свою искру, пока будешь делать упражнения.
Зачем изучать музыкальную теорию?
Обучение игре на фортепиано с репетитором проходит эффективнее, если параллельно вы занимаетесь сольфеджио. Одна из его задач – это развить чувство ритма, благодаря которому вам будет проще понимать нотное письмо. Со временем, если вы продолжите регулярно выполнять все упражнения, то научитесь импровизировать, играть в разных стилях и даже сочинять собственные мелодии.
Музыка, как и чтение, должна доставлять удовольствие. Но ведь для того чтобы мы полюбили чтение, нам сначала пришлось приложить усилия и выучить все буквы. С уроками по теории музыки очень похожая ситуация. Её освоение потребует от вас терпения и методичной работы, но в результате вы сможете свободно играть на пианино от любой ноты.
Современное образование двигается в сторону более интерактивного преподавания. Репетиторы фортепиано учитывают эту тенденцию и стараются разнообразить не только практические занятия, но и уроки сольфеджио. Ещё несколько лет назад ученики музыкальных школ назвали бы их скучными, однако использование всевозможных технических устройств позволяет изучать теорию музыки легко и интересно.
Профессиональным пианистам знания по теории музыки необходимы (фото freepik)
Вы можете возразить нам и сказать, что не все известные музыканты занимались сольфеджио. Это правда. Например, Джими Хендрикс и Джанго Рейнхарт были гитаристами-виртуозами, но они никогда не ходили в музыкальную школу и не учили сольфеджио. Незнание теории музыки не помешало им сочинять произведения, которые сейчас являются частью мирового музыкального наследия. Но у них были абсолютный слух и врождённый талант, а этим могут похвастаться далеко не все.
Сейчас всё чаще ведутся споры о том, надо ли начинающим пианистам изучать сольфеджио. Одни утверждают, что это вовсе не обязательно, потому что столь фундаментальные знания отвлекают от процесса музицирования. Другим кажется, что теория музыки органично дополняет практические занятия. Мы со своей стороны готовы выделить для момента:
- сольфеджио для тех, кому хочется научиться играть на пианино для себя, желательно, но не является приоритетом. Даже при минимальных теоретических знаниях вы сможете перейти к практике.
- сольфеджио для профессиональных пианистов. Если вы решили связать свою жизнь с музыкой, без изучения теоретической базы не обойтись. Не зря сольфеджио входит в список обязательных предметов как в музыкальной школе, так и в консерватории.
Индивидуальный стиль лучше мейнстрима
Музыка, как и многие сферы культуры, имеет свои тренды, наиболее популярные и часто встречающиеся стили, приемы и образы, которые многие опытные музыканты изучили вдоль и поперек. Но ничто не делает музыканта по-настоящему запоминающимся так, как его собственный самобытный стиль, будь то просто имидж или же сама музыка, характерные особенности вокала или же запомнившиеся всем своей оригинальностью партии. На первом этапе можно позволить себе подражать кумирам, так как подражание — это далеко не всегда отсутствие оригинальности, а часто оттачивание навыков и способ раскрепощения. Но если ты решил взяться за дело серьезно и создавать что-то свое, то индивидуальный стиль принесет тебе гораздо больше удовольствия и признания, чем следование мейнстриму. Музыканты, которые уже успели испытать на себе все тяготы творческого пути, убеждены в одном: ты должен любить то, что делаешь, и получать удовольствие от музыки, которую ты создаешь, независимо от того, как много людей в данный момент увлечены этим стилем.
Кому подходят
Профессии, связанные с музыкой, подходят в первую очередь тем, кто не представляет свою жизнь без этого искусства. Мало кто, ступая на эту стезю, изначально думает о карьере и заработках, речь идет о раскрытии своего таланта.
Чтобы работать в музыкальной сфере от человека требуется ряд личных качеств:
- искренняя любовь к музыке и увлеченность нею;
- талант;
- образованность и широкий кругозор;
- прекрасный музыкальный слух и чувство ритма;
- трудолюбие и целеустремленность;
- напористость и лидерские качества;
- способность работать в команде;
- терпеливость и готовность преодолевать трудности;
- коммуникабельность.
Для поддержания своей конкурентоспособности в избранной сфере деятельности людям, связанным с музыкой, необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Кроме того, нужно следовать современным трендам или самому участвовать в формировании новых течений, проявляя творческую инициативу.
К плюсам музыкальных профессий можно отнести возможность заниматься любимым делом, реализацию своего потенциала, общение с известными людьми, шанс стать богатым и знаменитым. Минусы – риск потерпеть фиаско, нестабильные заработки, проблемы в личной жизни, связанные с постоянными гастролями и широкой известностью.
Подпишите договор с лейблом
Если вы все же подписываете контракт с лейблом, внимательно изучите его самостоятельно и покажите юристу, который разбирается в музыкальной индустрии. Рассматривая такой договор, всегда думайте о карьерных перспективах. Посмотрите, что еще лейбл может вам предложить, помимо дистрибуции: менеджмент, ведение соцсетей, организацию концертов. Найти юриста можно в разделе «Специалисты» на сайте ИМИ.
Материалы по теме:
- Вебинар директора лейбла Sovietwave Records Александра Колупаева о главных проблемах в коммуникации между лейблом и артистами
- Лекция юриста по интеллектуальной собственности Вадима Хохлова о том, как артисту не ошибиться при заключении договора с лейблом
- Вебинар директора Basic Boy, 104 и KURT92 Кристины Григорьевой и адвоката в сфере шоу-бизнеса Дмитрия Гурина об опасных положениях музыкальных контрактов
Цели и задачи курса
Цели и задачи курса, в целом, ясны из названия. Однако стоит уточнить ряд моментов, чтобы было понятно, что подразумевается под музыкальной грамотностью.
Зачем нужен наш курс:
1 |
Научиться читать ноты – запись на нотном стане является распространенным форматом для многих жанров музыкальных произведений и единственным доступным вариантом знакомства с классической музыкой. Научившись читать «с листа» вы заметно расширите свои возможности как музыканта и вокалиста. |
2 |
Ориентироваться в аккордах и табах – это те же самые ноты, только записанные в другом формате. Аккорды состоят из нот, и каждый значок в табах отображает ту или иную ноту. Понимая закономерности нотного и интервального строения мелодий, вам будет проще понимать и интерпретировать табы и аккорды. |
3 |
Ускорить освоение музыкального инструмента – все практические упражнения к обучающим курсам игры на фортепиано, гитаре и других инструментах записаны на нотном стане либо в виде аккордов и табов. Вы сможете воспользоваться ими и сэкономить время, которое потратили бы на поиск более простых форматов изложения «без нот». |
4 |
Начать играть в музыкальной группе – для взаимодействия с другими музыкантами нужно выучить язык музыки и понимать особенности всех музыкальных инструментов, которые используются в группе. |
5 |
Упростить разбор песен – подготовка к вокальному конкурсу или караоке-баттлу пойдет быстрее, если вы понимаете ноты и аккорды. А дополнительно поработав над развитием слуха, вы без труда услышите движение мелодии вверх или вниз, даже если в вашем распоряжении будут только аккорды без указания октавного диапазона. |
6 |
Начать писать песни или музыку – это проще, чем вам кажется, но для этого нужно знать ноты, слышать интервалы и понимать, что такое полифония и квинтово-квартовый круг тональностей. |
7 |
Сделать первые шаги в освоении саунд-дизайна и самостоятельного сведения треков – многие современные программы обработки звука содержат встроенную панель аккордов и опцию изменения файлов в нотном редакторе. А собственно процесс сведения будет проще, если вы поработаете над своим музыкальным слухом. |
Как видите, теория музыки полезна всем, кто желает петь или играть на музыкальном инструменте хотя бы на любительском уровне. И всем, кто хоть как-то соприкасается с волшебным миром звуков. Изучайте теорию музыки, и вы услышите намного больше!
начал серьезно заниматься музыкой в 15 лет
До этого он еще в детстве проявля небольшой интерес к музыке, но больше внимания уделял литературе. В 12 лет Римский-Корсаков учился в Школе математики и навигации в Санкт-Петербурге. Там же он брал уроки игры на фортепиано. Директор школы считал, что уроки музыки помогут Николаю стать менее застенчивым. Сам Римский-Корсаков писал, что был безразличен к урокам, но любовь к музыке стала проявляться после посещений оперы и концертов оркестров.
Во течение 32 месяцев в море, несмотря на недостаток теоретических навыков, композитор написал и оркестровал симфонию в ми-бемоль миноре. К 18 годам он завершил три части произведения.
Имя композитора носит улица в центре Санкт-Петербурга. Также в его честь названа самая старая в России консерватори, также в Санкт-Петербурге.
Наверное, самое известное произведение Римсого-Корсакова — “Полет шмеля” из “Сказки о царе Салтане”
Albert Roussel — Альбер Руссель
Иные варианты
Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:
- проводить диагностику профессионального оборудования;
- мониторить возможные риски и планировать пути восстановления функционирования систем в кратчайшие сроки;
- владеть техническим английским;
- работать с крупными объемами информации.
По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.
Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:
- уметь аналитически мыслить;
- организовать работу на закрепленном участке;
- анализировать проблемы, уметь искать пути их разрешения;
- грамотно планировать;
- уделять достаточно внимания мелким нюансам и важным деталям;
- правильно расставлять приоритеты;
- уметь работать с большим количеством документов;
- уметь выделять первостепенные задачи;
- обладать навыками работы с контролирующими органами.
К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:
- знание законодательства, принципов работы судебной системы;
- умение составлять документы, договоры;
- навыки анализа правовых документов;
- возможность работать с разнообразной информацией и быстро ее усваивать;
- знание компьютера, программ MS Office;
- коммуникативные навыки;
- умение использовать правовые базы, представленные в электронном виде;
- многовекторность (умение работать в разных направлениях);
- навыки работы с клиентами и сотрудниками органов контроля;
- способность работать с документами;
- умение организовывать работу и планировать выполнение задач.
В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.
Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?
Шаги
-
1
Изучите, как левая рука играет аккорды. Как правило, это арпеджио, или ломаные аккорды, или же обычные слитые аккорды. Левая рука играет теноровые и басовые ноты лада, в то время как правая рука обычно играет мелодию и/или альтовую партию… -
2
Найдите тональность. Например, До мажор (C major) – самая простая; ее называют иногда основным трезвучием. (Конечно, будет проще, если вы будете знать хотя бы базовые аккорды и некоторую теорию гармонии) -
3
Найдите ноты мелодии. Ноты аккордов должны сочетаться с нотами мелодии — не наоборот. Старайтесь избегать конфликта нот. Для этого существует несколько способов. Если «левая рука» в песне легко прослушивается и у нее несложная структура, прослушайте ту часть, для которой вы подбираете аккорды и определите, мажор это или минор. -
4
Предположим, у вас в мелодии есть ноты G и C, а сама песня играется в «тональности G Major,» попробуйте играть арпеджио аккорд C Major (C-E-G) и аккорд G Major (G-B-D). Если только песня действительно несложная, один из этих аккордов должен подойти. Достаточно просто анализировать ту часть, для которой вы подбираете аккорды. Время от времени обязательно будет встречаться тоника (первая нота, или ступень лада) той тональности, в которой звучит песня. -
5
Найдите аккорды мажорного лада: I-IV-V. Это означает, с точки зрения последовательности нот в тональности. Для минорных тональностей обозначение ступеней обычно пишется маленькими буквами: тоника (i), субдоминанта (iv) и доминанта (v)… запишите их где-нибудь, чтобы к ним было удобно обращаться, поскольку это основа теории гармонии! -
6
Запишите найденные вами аккорды над словами, используя принятую систему записи. Можно начать с использования аккордов I и V (первого и пятого), так как это наиболее часто используемые аккорды «тонального лада». Так, например, 1й аккорд лада в тональности C мажор — тонический (I) «C Major» аккорд (C-E-G), а затем аккорд «(V) — G Major» (G-B-D). Попробуйте использовать их в разных частях песни… -
7
Используйте наиболее распространенные прогрессии:Просто повторяйте эти аккорды в нужном ритме, если вы не уверены, и убедитесь в том, какие из них звучат лучше. Не бойтесь менять последовательность, если слышите, что лучше звучит другой аккорд.
I IV V I — I vi IV V — I ii IV V — vi IV I V — I V vi iii IV I ii V, где каждой цифре соответствует аккорд, именуемый в зависимости от конкретной ноты в конкретной тональности.
-
8
Играйте аккорды в обычной последовательности, снизу вверх: например, «C-E-G» – меняйте аккорд в нужный момент, старайтесь использовать прогрессии. Аккорд, как правило, зависит от того, какие ноты используются в данной части мелодии. Именно поэтому полезно знать теорию, например, мелодия играется в тональности C (C-E-G), соответственно, у вас есть субдоминантный 4й аккорд (F) или доминантный 5й (G), также может использоваться «B (the VII)», поскольку он близок к «G7», а кроме того, подходящими могут оказаться и аккорды D, F, так как они относятся или близки к C Major -
9
Используйте инверсии аккорда C (но они играются не как обычно снизу вверх), если аккорд долго не меняется – таким образом, будет меняться само звучание одного и того же аккорда. В зависимости от того, какая проигрывается нота, можно подбирать более удачный вариант инверсии. -
10
Если в мелодии используются нижние ноты с B до D, то проигрывается основной аккорд C. Однако если используются более высокие ноты (E, F, или иногда G), то играется первая инверсия C, чтобы придать другое звучание тональности. -
11
Возможно, вы хотите сочинить свою мелодию, но не очень хорошо умеете читать ноты. Многие музыканты могут играть сопровождение – не особо разбираясь в нотах – но при этом учатся различать ноты и гармонии на слух (импровизируют)- Музыканты-любители бренчат на инструменте и перебирают ноты, не особо задумываясь о том, как строится мелодия… Они следуют тональности и аккордам, соответствующим тональности, не имея особого представления о теории гармонии.
Изучите варианты дистрибуции
Первый вариант — сделать это самостоятельно: SoundCloud и «ВКонтакте» позволяют разместить музыку без участия дистрибьюторов, но и без монетизации.
Второй вариант — загрузить музыку через дистрибьютора — тогда ваши треки появятся на всех стриминговых площадках и вы сможете получать за прослушивания деньги.
Третий вариант — доверить дистрибуцию музыки лейблу. В этом случае лейбл возьмет все заботы на себя и — в идеале — поможет вам масштабировать карьеру и стать известнее.
Материалы по теме:
- Инструкция по работе с SoundCloud
- Большая сравнительная таблица дистрибьюторов
- Вебинар A&R лейбла Zion Music Владимира Кузьмичева о том, как лейблы работают с начинающими и большими артистами
Разработайте стратегию артиста
Стратегия поможет вам сформулировать, что представляет собой ваш музыкальный проект, чем он отличается от остальных, какие у него цели и каким образом их можно достичь. Чтобы составить базовую стратегию, нужно:
- Определиться с позиционированием проекта: коротко, просто и понятно описать, чем примечательны вы и ваша музыка, и решить, чем вы отличаетесь от других проектов в похожем направлении
- Наметить себе цели и задачи на ближайшее время, год и 5 лет: от подготовки к ближайшему релизу до выступлений на крупных площадках
- Попробовать определить свою целевую аудиторию, отталкиваясь от текущих слушателей и аудитории похожих артистов
- Оценить, какие ресурсы вам понадобятся: от денег до помощи друзей и команды
Материалы по теме:
- Чек-лист начинающего музыканта и опыт артистки Веснушки, связанный с позиционированием
- Вебинар сооснователя лейбла Music Development Russia Евгения Меркушева, посвященный стратегии артиста
- Отрывок из лекции основателя лейбла «Лейбл» Ильи Фоменко про краткосрочные и долгосрочное планирование для артистов
Покупка инструментов не терпит спешки
Разумеется, талантливый человек талантлив во всем, и что бы он ни взял в руки, всё зазвучит, запоет и заиграет. Умение играть определяет то, какой ты музыкант — это несомненно, но хороший инструмент — это необходимое начало. Если ты только начал посвящать себя музыке, то попробуй поиграть на чем-то простом, ведь нет смысла тратить всю свою зарплату на гитару, а премию на примочки, если играть ты не умеешь совсем и не факт, что захочешь продолжать после первого урока. Но если искра всё еще горит, то можешь смело отправляться в музыкальный магазин и присматривать себе качественные товары. Не стоит засматриваться на вариант, который невероятно круто выглядит, но совершенно не подходит тебе по характеристикам и не удовлетворит твою потребность играть тот или иной жанр музыки. Также не стоит покупать так называемый «комплект музыканта», где будут собраны всевозможные товары, которые тебе, конечно же, нужны, но зачем, ты узнаешь позже. Приобрети только то, что необходимо тебе прямо сейчас для развития и креатива. В этом тебе помогут консультанты — просто опиши им, что именно ты собираешься делать с инструментом, а они найдут тот, который для этого подойдет.
Как подобрать аккорды к мелодии (Урок 1)
Полная версия курса http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=228/.Бесплатные курсы для музыкантов http://study-music.ru/free-youtube/.ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ НА БОЛЕЕ ЧЕМ 100 КУРСОВ http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=487.Вступайте в группу ВК https://vk.com/study_music.Современная гармония в схемах и таблицах http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=409.Тренинг по гармонизации мелодии http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=229.Урок записан в программе Sonar 8.5.=Гармония: продвинутый уровень http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=5.Аккордовые замены http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=81.Бесплатный курс по гармонии https://goo.gl/6nGZ8V.Гармония 301: Голосоведение http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=107.Гармония 201: Модуляции и отклонения http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=59.Гармония 202 Мастер аккордовых прогрессий http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=57.Узнайте как подобрать гармонию к любой мелодии. Урок будет полезен для композиторов и музыкантов..*************************************************************************
Трудоустройство
С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении тяжелее, чем в бою. Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии после того, как отучился во всех возможных учебных заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности работают принципы, применимые также к другим специальностям. То есть, шансы на полноценную реализацию себя как музыканта зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних факторов. Поясню.
Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут устроиться, исчисляются десятками. Не берем в расчет людей талантливых, чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило, начинается с юных лет. Но что если человек звезд с неба не хватал: инструмент с горем пополам освоил, теорию вышколил, о практике представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только музыкантом. Между нами говоря, для него все только начинается.
В данном случае больше всего повезет выпускникам эстрадных отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут запросто набрать единомышленников и сколотить собственную группу или бэнд. Другой вопрос, насколько прибыльны такие затеи, ведь помимо игры музыкантам еще надо кушать и одеваться. Мой опыт подсказывает, что даже неплохим исполнителям денег хватает только на удовлетворение базовых потребностей. Sad but true.
Меньше всего шансов разбогатеть у выпускников классических отделений. Исполнители, композиторы и теоретики просто обречены на безденежье, только если вдруг не случится чудо. Поступить в хороший оркестр, чтобы обеспечить себе стабильный заработок, практически нереально. Работать на одних халтурах – значит быть готовым время от времени голодать. Писать собственную музыку в академических жанрах – смерти подобно. Остается педагогическая деятельность, подработки студийным музыкантом или лабухом в ресторанах, репетиторство или освоение смежных профессий (звукорежиссера, например). Высокая зарплата и широкие возможности для самореализации? Нет, не слышал.
Если человек полон амбиций и жаждет явить миру свой талант, то в девяноста девяти случаях из ста его ждет крах всех надежд, сопровождающийся бездной разочарований. Такие горе-исполнители, в итоге, от невостребованности имеют свойство впадать в затяжную депрессию, которая обычно заканчивается погребением своего эго, мечтаний и радужных фантазий. Если такой музыкант не успеет переквалифицироваться, то вся его творческая деятельность очень скоро мутирует в скучную и бесперспективную рутину.
Аккомпанемент на фортепиано
Если внимательно вслушиваться в музыкальное произведение, можно легко различить присутствие двух компонентов – мелодии и аккомпанемента.
Мелодия выступает в роли бесспорного лидера, яркого бриллианта, а фоновые аккорды, которые её сопровождают – в роли оправы.
Красивый аккомпанемент обеспечивает гармоническое и ритмичное обрамление основного мотива, делает звучание глубоким и выразительным.
По роли в композиции, музыканты и профессиональные преподаватели выделяют следующие варианты аккомпанемента на пианино:
- Опорный для исполнителя в ритмико-гармоническом плане;
- Равноправный в сопоставлении с мелодией;
- Необязательный (его можно опустить без ущерба музыке);
Если рассматривается сама фактура произведения, то по отношению к ней различают такие стили аккомпанемента на фортепиано, как:
- Аккордовый – состоящий из аккордов, т. е. последовательностей звуков разной высоты. Может быть образован минорными, мажорными, уменьшенными аккордами, связанными между собой с помощью обращений. Этот, на первый взгляд, простейший аккомпанемент весьма многолик – его легко разнообразить, используя разные комбинации нот.
- Остинато (с итал. «упрямый, упорный») – в основе лежит повторяющаяся с усиливающейся звучностью ритмическая фигура или мелодический оборот. Такие приемы, как остинато, отлично передают состояние нагнетаемой тревоги, напряжения, однако могут использоваться и с комической целью.
- Арпеджио или разложенные аккорды – техника этого аккомпанемента предполагает исполнение аккордов на клавишных таким образом, что каждая нота в них звучит по очереди.
Многих начинающих музыкантов, недавно начавших брать уроки синтезатора или пианино, интересуют правила, по которым строится аккомпанемент песни.
- Определитесь с ладом, «настроением» композиции – бодрый и весёлый мажор или грустный, меланхоличный минор.
- Определите диапазон произведения – в какой тональности его играть.
- Подберите мелодию. Этот этап подойдёт для распевок: пропойте отчётливо каждую ноту мелодии, это позволит правильно подобрать её, не сфальшивив. К тому же, такой способ – отличная тренировка для голоса. Необязательно играть песню с самого начала, допускается выбрать наиболее лёгкую для подбора на слух часть – например, припев. Разложив рефрен «по полочкам», найти нужные аккорды аккомпанемента значительно проще.
- Следующий шаг – подбор сопровождения. Вам понадобятся знание разных аккордовых последовательностей. Вот одна из наиболее распространённых — тоника-субдоминанта-доминанта. Вообще, конкретному музыкальному стилю (джазу, фолку) соответствуют свои базовые аккордовые сочетания.
- Выберите фактуру и ритм аккомпанемента. Ориентируйтесь на характер произведения, его содержание. Если исполняете лёгкую, весёлую песню, целесообразно выбрать энергичное отрывистое стаккато. Если думаете, как играть сопровождение к лиричной грустной мелодии, остановитесь на мягко звучащем, переливчатом арпеджио.