Ondes martenot — ondes martenot

Наследие

В 2001 г. Нью-Йорк Таймс описал онды вместе с другими ранними электронными инструментами, такими как терменвокс, телегармониум, траутоний, и оргатрон, как часть «футуристического движения в области электронной музыки, которое никогда не зашло так далеко, как мечтали его пионеры … сторонники новой проводной музыки с удовольствием производят ранее невообразимые шумы». Французский классический музыкант Томас Блох сказал: «ondes martenot, вероятно, самый музыкальный из всех электрических инструментов … Мартено интересовался не только звуками. Он хотел использовать электричество, чтобы усилить и контролировать экспрессию, музыкальность. Все делается музыкантом в реальном времени. , включая контроль вибрато, интенсивности и атаки. Это важный шаг в нашей линии электронных инструментов «.

Запись ондомо, инструмента, основанного на онде Мартено.

По мнению музыкального журналиста Алекс Росс, освоили инструмент менее 100 человек. В 1997 г. Марк Сингер написал для Провод что онды, вероятно, останутся неясными: «Дело в том, что любой инструмент без институциональной основы для участников второго и третьего рейтинга, без призрачной армии любителей, увянет и исчезнет: как это может не быть? Виртуозы-специалисты могут приехать, чтобы разобраться с разовой новинкой … но на первом этаже нет значимого уровня входа, и, что еще хуже, нет возможности отступить от карьеры, если что-то не получится ».

В 2009 г. Хранитель сообщил, что последний ondes Martenot был произведен в 1988 году, но в настоящее время производится новая модель. В 2011, Звук на звуке писали, что оригинальные модели ondes Martenot «практически невозможно получить или позволить себе, и если вы не потратите 12 000 евро на один из новых репродукционных инструментов Жан-Лу Дирстайна, мечта о владении настоящим Ondes, вероятно, останется таковой». В 2012 году канадская компания Therevox начали продавать синтезатор с интерфейсом на основе тонального кольца ondes Martenot и клавиши интенсивности. В 2017 году японская компания Asaden произвела 100 инструментов Ondomo, портативную версию ondes Martenot.

Электроника ondes Martenot хрупкая, и в ее состав входит порошок, переносящий электрические токи, которые Мартено смешивал в разных количествах в зависимости от требований музыкантов; точные пропорции неизвестны. Попытки построить новые модели ondes Martenot с использованием оригинальных спецификаций Martenot были неоднозначными.

История

The ondes Martenot (по-французски «волны Мартено») — один из первых электронных инструментов, запатентованный в том же году, что и другой ранний электронный инструмент, терменвокс. Он был изобретен в 1928 году французским виолончелистом Морисом Мартено. Мартено был радистом во время Первой мировой войны и разработал ondes Martenot в попытке воспроизвести случайное перекрытие тонов между военными радиогенераторами. Он надеялся привнести в свой новый инструмент музыкальную выразительность, связанную с виолончелью. Он впервые продемонстрировал ondes Martenot 20 апреля 1928 года, исполнив Димитриоса Левидиса Poème symphonique в Парижской опере.

. Единицы были изготовлены индивидуально по заказу. В последующие годы компания Martenot выпустила несколько новых моделей, в которых появилась возможность воспроизводить вибрато перемещением клавиш, функция, адаптированная в 1970-х годах некоторыми синтезаторами Yamaha GX-1. Согласно The Guardian, ondes Martenot визуально напоминает нечто среднее между органом и терменвоксом.

Жан-Луи Мартено, сын Мориса Мартено, создал новые модели ondes Martenot. В 2000 году Джонни Гринвуд из английской рок-группы Radiohead поручил синтезаторной компании Analogue Systems разработать точную копию ondes Martenot, так как он нервничал из-за повреждения своего инструмента во время тура. Реплика, названная French Connection, имитирует механизм управления ondes Martenot, но не издает звука; вместо этого его можно использовать для управления внешним осциллятором.

Звуки и техника

Ondes Martenot уникален среди электронных музыкальных инструментов своими методами управления. На ondes Martenot можно играть с металлическим кольцом на указательном пальце правой руки. При скольжении кольца по проводу воспроизводятся «похожие на терменвокс» тоны, генерируемые колебаниями в электронных лампах или транзисторах в седьмой модели.

Третья модель инструмент, представленный в 1929 году, имел нефункционирующую симулякр клавиатуры под проводом для обозначения высоты звука. Эта модель также имела «черный наплечник» на проволоке, который можно было использовать вместо кольца. Его держали между большим и указательным пальцами правой руки, которыми играли, стоя на расстоянии от инструмента. При такой игре ящик снимается с инструмента и ставится на скамейку рядом с игроком. Педагогическое руководство Мориса Мартено для ondes Martenot, написанное в 1931 году, предлагает инструкции по обоим методам игры.

Более поздние версии добавили реально функционирующую клавиатуру ; клавиши производят вибрато при перемещении из стороны в сторону. Он был представлен в 1930-х годах с 84-клавишной четвертой версией инструмента. В последующих версиях было 72 ключа. В сочетании с переключателем, который изменяет высоту звука на одну октаву, эти инструменты имеют диапазон от C 1 до C 8.

. Выдвижной ящик позволяет управлять громкостью и тембром левой рукой. Громкость регулируется с помощью сенсорной стеклянной «ромбики», называемой «клавишей градации»; чем дальше вдавливается лепешка, тем громче звук. В своем предисловии к книге Жанны Лорио «Техника электронного типа Мартено» Оливье Мессиан объясняет, что «клавиша градации, ударяемая одним или несколькими пальцами левой руки, дает одновременно звук, его интенсивность и атаку. Интенсивность колеблется от почти неслышимого пианиссимо до самого ужасного и болезненного фортиссимо, проходящего через все промежуточные градации. Возможные атаки более многочисленны, чем атаки фортепиано, скрипки, флейты, валторны или органа — они варьируются от абсолютного легато. и глиссандо на звуки храмовых блоков и мембранофонов. Где-то за пределами абсолютного легато существует внеземный зачарованный голос, а за сухой стаккато-атакой можно найти звуковые эффекты, такие как треснувший колокол, кучу осыпающегося песка или авиационный двигатель. » Ранние модели могли воспроизводить только несколько сигналов. Более поздние модели могут одновременно генерировать синус, треугольник с ограничением пиков , квадрат, импульс и синусоидальные волны, в дополнение к розовому шуму, все они контролируются переключателями в ящике. Прямоугольную и двухполупериодную выпрямленную синусоидальную волну можно дополнительно отрегулировать с помощью ползунков в ящике. На седьмой модели циферблат в верхней части ящика регулирует баланс между белым шумом и другими сигналами. Второй циферблат регулирует баланс между тремя динамиками. Переключатель выбирает между клавиатурой и лентой.

Дальнейшие настройки могут быть выполнены с помощью элементов управления на корпусе инструмента. К ним относятся несколько регуляторов для настройки высоты звука, диск для регулировки общей громкости, переключатель для транспонирования высоты звука на одну октаву и переключатель для активации фильтра.

В ящике модели Seventh также есть шесть кнопок транспонирования, которые изменяют высоту звука с определенным интервалом. Они называются -1/4 (понижение на одну четверть тона ), +1/4 (повышение на одну четверть тона), +1/2 (повышение на один полутон ), +1 (повысить на один весь тон ), + 3ce (повысить на одну мажорную третью ) и + 5te (повысить на одну мажорную квинту. можно объединить, чтобы сразу повысить высоту звука до минорной девятой.

Martenot изготовил для инструмента четыре динамика, называемые диффузорами. Métallique имеет гонг вместо динамика конус, производящий металлический тембр. Он использовался первыми квартетами ondes Martenot в 1932 году. Другой, динамик Palme, имеет резонансную камеру, пронизанную струнами, настроенными на все 12 полутонов октавы ; когда нота сыграна в мелодии, она резонирует с определенной струной, создавая звенящие тона. Впервые он был представлен вместе с шестой версией ondes Martenot в 1950 году.

Согласно Guardian, ondes Martenot «могут быть такими же успокаивающими и волнующими, как струнный квартет, но раздражает нервы, когда злоупотребляют ими «. Гринвуд охарактеризовал его как «очень точный терменвокс, над которым у вас гораздо больше контроля… Когда он хорошо играет, вы действительно можете имитировать голос». The New York Times описала его звучание как «преследующий вопль».

Примечания и ссылки

  1. также траутониум, созданный Фридрихом Траутвайном в 1929 году.
  2. ↑ и Музыкальный словарь: под руководством Марка Виньяля, Ларусса,2011 г., 1516  с. ( ISBN  978-2-0358-6059-0 ), стр.  993
  3. Максим Маккинли, «  Песнь волн: по следам Мориса Мартено  », Circuit: Contemporary Music, vol.  23, п о  1,2013, стр.  79-81
  4. (де) Женевьева Бернар-Краусс, Hundert Jahre französischer Musikgeschichte, Lang,1993 г., 466  с. ( ISBN  978-3-631-43442-0 ), стр. 394
  5. Словарь музыкантов, Универсальная энциклопедия,2014 г.
  6. Жюль Combarieu и Рене Дюмениль, Музыка История происхождения в начале XX — го  века: Первая половина XX — го  века, т.  5, Париж, Арман Колин,1960 г., стр. 366
  7. (de) Детлев Циммерманн, Zweckorientierte automatische Musikkomposition: musikalische Grundlagen, Geschichte und Modellierung, Deutscher Universitäts-Verlag,2001 г., 250  с. ( ISBN  978-3-8244-4443-4 ), стр. 37
  8. (in) Эван Сеньор, «  Партита  », Музыка и музыканты, Оксфорд, Hansom Books, vol.  18,1969 г., стр.30
  9. .

Описание

Этот монодический инструмент с электронным осциллятором отличается особыми звуками, самый известный из которых, близкий к синусоиде, вызывает голоса «откуда-то еще», довольно близкие к музыкальной пиле, но предоставляет много других возможностей, особенно в уровне экспрессии. В его состав входят:

  • клавиатура, поддерживаемая подвесами: боковое нажатие на клавиши позволяет воздействовать на высоту звука (его частоту) и, следовательно, на вибрато  ;
  • лента, параллельная клавиатуре, проволока, позволяющая глиссанди  ;
  • легкое выражение, которым можно управлять с помощью левой руки и которое регулирует громкость звука. При более или менее сильном давлении можно получить все вариации интенсивности от пианиссимо до фортиссимо . Резкое прикосновение к клавише вызывает грохот. Легко провести аналогию между клавиатурой экспрессии и смычком струнного инструмента;
  • ящик с разными тембрами для фильтрации и изменения звука и создания комбинаций;
  • диффузоры ( трансформируемые динамики ):
  1. основной или D1: стандартный громкоговоритель большой мощности;
  2. резонанс или D2: реверберирующий громкоговоритель, изготовленный мануфактурой Rehdéko и установленный за пружинами для получения акустического резонанса, искусственной реверберации;
  3. гонг или D3: громкоговоритель, мембрана которого заменена гонгом для создания металлических звуков;
  4. ладонь: кусок скрипки, на котором натянуты металлические струны, подключенный к двигателю громкоговорителя. Эти колебания создают резонанс, называемый «сочувствием» различных струн, настроенных очень точно и поющих.

Машина страха (Apprehension Engine)

Что это

В отличие от других инструментов в нашем списке, машина страха была разработана специально для озвучивания фильмов ужасов. В 2016 году инструмент сконструировали канадский композитор Марк Корвен — автор музыки к хоррорам «Куб» (1997), «Ведьма» (2015) — и гитарный мастер Тони Дугган-Смит. 

По словам Корвена, к созданию машины страха его подтолкнуло однообразное и пластмассовое звучание саундтреков к большинству современных ужастиков. 

«Жуткий» инструмент состоит из подзвученного деревянного корпуса, к которому привинчены скрученные металлические линейки, пружины и другие материалы.

Как звучит

Когда слушаешь машину страха, понимаешь, что звучание инструмента не нуждается в какой-либо обработке. Металлические скрипы, скрежеты, шорохи и другие звуки «хоррор-устройства» и без того пробирают до мурашек.

Где можно услышать

Инструмент можно услышать в фильмах Роберта Эггерса «Маяк» (2019) и «Ведьма» (2015). Инструкция по сборке «генератора зла» выложена в открытом доступе.

Терменвокс (Theremin)

Что это

Уникальный инструмент, на котором можно играть без прикосновений, изобретенный в 1920 году советским инженером-электромехаником и музыкантом Львом Терменом. 

Из деревянного корпуса терменвокса выходят две антенны, одна контролирует громкость звука, другая — его высоту. Приближение руки к вертикальной антенне увеличивает высоту звука, а к горизонтальной — уменьшает громкость. 

Терменвокс задумывался для исполнения классической музыки и даже как замена для целого оркестра, однако эти планы не осуществились. Тем не менее на рубеже 1940-х инструмент начали использовать на концертах и в записях американские биг-бэнды, а в 1960-х и 1970-х на нем играли среди прочих психоделические группы Lothar and the Hand People (США), The Bonzo Dog Doo-Dah Band (Великобритания) и даже Led Zeppelin (в песне «Whole Lotta Love»).

Как звучит

Из-за отсутствия физического контакта музыканта с терменвоксом мелодичная игра на инструменте требует особых навыков и повышенного внимания к движениям рук. Однако импровизация на терменвоксе позволяет добиться странного и таинственного звучания. Изобретение Льва Термена, пожалуй, лучше всего подходит для создания завывающих звуков, вызывающих ассоциации как с порывом ветра, так и с чем-то паранормальным.

Где можно услышать

В кино протяжные и зловещие звуки терменвокса стали использовать для озвучивания НЛО и других аномальных явлений в 1950-х годах.Так,инструмент можно услышать в классических научно-фантастических фильмах «День, когда Земля остановилась» (1951), «Оно пришло из далекого космоса» (1953) и «Запретная планета» (1956).

История

Наряду с терменвоксом, разработанным в России в 1919 году, Ondes Martenot — один из старейших электронных музыкальных инструментов, созданных с 1918 года . По словам специалиста Мишеля Риса из Университета Пьера и Марии Кюри, именно с помощью беспроводной телеграфии (TSF) капрал Мартено, радиотелеграфист во время Первой мировой войны, открыл музыкальный потенциал радиоволн. Морис Мартено подает патент на свое изобретение в 1922 году и представляет публике свои «музыкальные волны».20 апреля 1928 г.в Парижской опере с оркестром Pasdeloup, исполнив Симфоническую поэму для соло музыкальных волн и оркестра, которую франко-греческий композитор Димитриос Левидис специально написал для него в 1926 году. Успех не заставил себя ждать .

Композиторы, такие как Артур Онеггер, Дариус Мийо, Андре Жоливе, Оливье Мессиан и Шарль Кёхлин, сразу же написали пьесы для Ondes Martenot, символа невероятности и современности, который его изобретатель продолжал совершенствовать до 1975 года, года создания седьмого и седьмого поколений. последняя концертная модель. Можно привести, например, работу Мессиана под названием Fête des beaux eaux для шести Ondes Martenot, созданную для Всемирной выставки 1937 года и имитирующую движение фонтанов. В репертуаре более 1500 произведений

Инструмент также используется в популярной музыке 1950-х и 1960-х годов; его можно услышать, например, у таких певцов, как Эдит Пиаф или Катрин Соваж, и, что более важно, у таких певцов, как Лео Ферре или Жак Брель .

Его производство было остановлено в 1988 году. После различных неудачных попыток со стороны японских и американских производителей в конце 1990-х годов мы стали свидетелями появления нового счета на инструмент под названием ondéa . Ondéa многим обязан Жанне Лориод за ее просвещенные советы и Клоду-Самуэлю Левину, который, кроме того, разработал свою систему виртуальных диффузоров, приближающихся к звукам диффузоров оригинальных волн Мартено (резонансных, металлических и ладонных). Это позволило возродить инструмент, который теперь используется на сцене и в турне различными ондистами с 2004 года, в том числе популярными англо-американскими исполнителями, такими как Джо Джексон, Gorillaz или Джонни Гринвуд . Ондеа также использовался французским музыкантом Янном Тирсеном (в течение десяти лет с Кристин Отт ). Несколько французских консерваторий (Страсбург, Сержи, Булонь, Эври, Сент-Этьен) оснастили себя этим инструментом.

С 2006 года мастер электроники Жан-Лу Дирштейн обеспечивает восстановление волн Мартено в Национальной консерватории музыки и танца в Париже . Его глубокие познания в инструменте привели его к созданию собственной версии Ondes Martenot. Первая модель музыкальных волн от Dierstein была выпущена в 2011 году. На сегодняшний день она является наиболее точной копией оригинального инструмента, но при этом вносит свою долю инноваций, таких как добавление имитирующего эффект, производимый громкоговорителем D2. Волны Дирштейна используют многие ондисты, такие как Кристин Отт, Томас Блох, Джонни Гринвуд или Такаши Харада.

Вотерфон (Watеrphone)

Что это

Музыкальный инструмент, изобретенный американским художником Ричардом Уотерсом в 1968–1969 годах. Вотерфон состоит из резонаторной чаши из нержавеющей стали (которую можно наполнять водой — отсюда и название) и бронзовых стержней разной длины и диаметра. 

На вотерфоне можно играть смычком, палочками, постукивать по нему пальцами и так далее — зависит от вашей фантазии. Количество воды в резонаторной чаше инструмента позволяет регулировать его звучание, добиваясь тем самым разнообразных эффектов.

Как звучит

В зависимости от способа игры инструмент может издавать как нежные «эмбиентные» звуки, так и жесткий индустриальный скрежет.

Где можно услышать

С конца 1970-х годов вотерфон используют в озвучке хорроров и фантастики — от «Звездного пути» (1979) и «Полтергейста» (1982) до «Чужих» (1986) и «Матрицы» (1999).

Бластер-бим (Blaster Beam)

Что это

Созданный в начале 1970-х годов американским художником Джоном Лазеллом струнный электрический инструмент с длинным металлическим корпусом (от 3,5 до 5,5 метра), на который натянуты струны с магнитными датчиками как на электрогитаре. Играть на бластер-биме можно как пальцами, так и любыми подручными средствами.

Как звучит

Богатый спектр глубоких и атмосферных звуков бластер-бима вызывает ассоциации с чем-то жутким и гигантским — например, с обитателями водных глубин или движением звезд и планет.

Где можно услышать

Несмотря на то что бластер-бим создал Джон Лазелл, популяризировал инструмент музыкант Крейг Хаксли, который в 1970-х годах получил патент на необычное устройство. Впервые его «космическое» звучание массовая аудитория услышала в первом «Звездном пути» (1979), саундтрек к которому написал Джерри Голдсмит. С помощью бластер-бима авторы фильма озвучили Ви’Джера — загадочную форму жизни колоссальных размеров, угрожавшую уничтожить Землю.

Кроме того, бластер-бим звучит в фантастических фильмах и хоррорах «Черная дыра» (1979), «Запретный мир» (1982), «Бегство от сна» (1984), «Кловерфилд, 10» (2016) и других.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: