Марки лучших пианино

Лучшие производители роялей среднего класса

Такие фортепьяно изготавливаются сериями, гораздо быстрее предыдущих классов – за 4-5 месяцев, а срок их службы около 20 лет. Для производства задействуются программируемые станки, а ручной труд максимально минимизирован. По индивидуальному заказу такой товар не изготавливается.

Эта категория лучшая по соотношению цена-качество. Продукцию такого класса выпускают многие компании, но на обзор отобраны только те торговые марки, чьи инструменты обладают идеальными акустическими характеристиками.

Bech

Фирма основана в 1853 году в Берлине, а ее изделия всегда славились прочностью материалов, устойчивостью к механическим нагрузкам. Сейчас это целое акционерное общество, выпускающее более 4 000 фортепиано за год, а его оборот достигает трех миллионов евро. У бренда несколько дочерних предприятий, которые работают под торговыми названиями Euterpe и Wilh. У этого товара Китайская или Индонезийская сборка. Высококлассная продукция собирается в Зайфхеннерсдорфе.

Все фабричные фортепиано обладают несравненной фирменной акустикой. Консерваторские варианты для учебных аудиторий отличаются надежностью. Они крепкие, износостойкие, не боятся интенсивного использования, а также частых настроек.

В каталоге есть элитные концертные изделия, самое длинное из которых — D 282, академические, а также эксклюзивный позолоченный экземпляр.

Достоинства:

  • Разные размеры;
  • Немецкое качество;
  • Точный, громкий звук;
  • Прочная клавиатура;
  • Зеркальный блеск покрытия;
  • Сложная, но надежная механика.

Недостатки:

Очень высокая цена.

Владельцами C.Bech были такие известные личности: Бах, Бетховен, Элтон Джон, Фредди Меркьюри. Современные музыканты тоже часто выбирают именно эту фирму, хотя цена у нее близка к максимальной.

Feurich

Фабрика основана фортепианным мастером Юлиусом Густавом Фейрихом. Его визитной карточкой было первое немецкое вертикальное фортепиано с демпфированием. Впоследствии, производство переехало на западную Германию, а в 2003 году началось сотрудничество с китайской компанией Hailun Piano Co. Ltd, поставляющей мировым фабрикам детали для пианино.

В каталоге продукции есть варианты с дополнительной педалью для детей или подсветкой пюпитра. В продаже представлены три классические модели со своим неизменным узнаваемым дизайном. На официальном сайте компании можно проверить подлинность инструмента, введя его серийный номер в специально отведенное поле.

Достоинства:

  • Чувствительное звукоизвлечение;
  • Качественная сборка;
  • Классический дизайн;
  • Доступность ассортимента;

Недостатки:

Небольшой выбор.

Vogel

Vogel – это бренд, о котором слышали не все, но в свое время он был очень популярным. В 2003 году Ханес Шиммель-Фогель постарался вернуть историю, став главой Schimmel Piano. Он открыл филиалы фабрики, ней выпускаются продукция высокого европейского качества с немецкими струнами и молотками, насыщенным благородным тембром, сосновой декой. Изделия этой фирмы использую профессиональные музыканты, по достоинству оценив отзывчивую клавиатуру, а также качество акустики.

Польско-китайское производство клавишных с механикой Shimmel отличается ручной сборкой. Большинство моделей компактные, их используют для музыкальных классов или маленьких помещений. Производство не массовое, поэтому купить Vogel – это задачка не из легких.

Достоинства:

  • Покрытие полиэфирным лаком;
  • Качественные детали;
  • Постоянный контроль качества;
  • Надежная механика.

Недостатки:

Нет больших концертных модификаций.

Bluthner (Блютнер)

Компания Bluthner производит пианино высочайшего качества в Лейпциге, в восточной части Германии, с 1853 года, и которая всегда оставалась под управлением семьи Блютнер.

Блютнер, также как и Бехштейн, выпускают порядка 500 инструментов в год. Пианино Bluthner имеют очень полный звук, тёплый, романтичный и лирический, как правило, более глубокий и полный, чем у других немецких производителей. Хороший сустейн (продолжение звучания ноты) при низком уровне громкости придаёт тону изысканный, нежный характер. Нажатие клавиш лёгкое, но отзывчивое. Пианино изготовлены из превосходных материалов в отличие от некоторых из конкурентов.

Также пианино Bluthner включают в себя несколько уникальных технических особенностей. При нанизывании ноты в высокочастотной секции используют по четыре струны, вместо привычных трёх. Эффект слышен в основном при средней и сильной игре, добавляя тональный цвет к высоким частотам.

Блютнер считается одним из лучших фортепианных брендов. Компания отличается великолепным дизайном и оригинальностью своих пиано. Например, их амбициозное прозрачное пианино Licid piano, состоящее из усиленного оргстекла и демонстрирующее красоту своих внутренних компонентов.

Специалисты Bluthner способны на многое при создание своих шедевров. Они используют для этого массу материалов, от чёрного дерева или экзотического шпона на боковых панелях, до розового золота или хромированной отделки рамы. А также добавляют светодиодную подсветку внутреннего и внешнего обода корпуса, чтобы добавить волшебства и превратить фортепиано в настоящее произведение искусства.

Помимо этого, компания Блютнер придумывают замечательные футуристические дизайны своим инструментам. При покупки пиано вы получите 10 лет гарантии. Ценовой диапазон колеблется от 83 000 до 300 000 долларов, в зависимости от модели и модификации. Фортепиано и рояли Блютнер использовали в своих выступлениях такие музыканты, как Пётр Чайковский, Дмитрий Шостакович, Иоганн Штраус и Сергей Рахманинов.

Bluthner Grand Pianos

Blüthner Model One

Bluthner is a traditional piano company that takes a very unique approach to building their instruments. They believe that their instruments should look as good as they sound.Now that the company has been around for over 150 years, they have produced a fair number of instruments. Whether it is a traditional design or a unique appearance such as the PH Grand, their pianos have been big hits.

The Model One takes it back to the classic offerings of Bluthner. The Model One is a masterpiece of design work that brings musicians back to the heritage of the Bluthner line. It has a sound that will fill an orchestra hall and a classical appearance to make it fit right in. In fact, the piano’s sound has been so popular that it has been recorded multiple times for use as a virtual piano.

You can purchase the Bluthner Model One in the standard black finish that the piano is known for or in one of twelve different veneers that have been picked to fit well with the design of the piano. Veneer options range from dark wood to light wood and have a good variety to match your style.

Bluthner PH Grand Piano

Bluthner is a piano company that believes that crafting a piano is about more than just the music, a piano will play how it looks. With several really amazing designs, the Bluthner PH Gran Piano is near the top of the list. The crystal clear top allows you to see into the internals of the piano and distinguish each piece of wood that went into the crafting of the piano.

Bluthner managed to capture the sound of this piano in its appearance. It has a brilliant sound that is made unique by the materials the piano has been designed with. Since its release, the PH Grand has been a popular choice for musicians around the world.

The piano is 145 cm by 187 cm. The midsection of the piano is wrapped in fine leather. When you purchase your Bluthner PH Grand Piano you can choose from a variety of colors to adorn the piano. Each one will help the piano to fit into a different environment.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

Мастер настраивает фортепиано

Камертон, заглушка, и ключ для натяжения струн фортепиано

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом, их корпус тщательно отделан и отполирован. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировке, содержании их в определённых условиях при постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте, являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса, поэтому фирма «Стейнвей и Сыновья» не рекомендует поднимать строй выше 440 Гц. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей — гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 °С до +25 °С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте.
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно — в концертных залах, учебных заведениях и частных домах — используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2—3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» — исключительном праве на продажу — не подтверждаются европейской практикой.

Примечания[править]

  1. Сергеев М. В. Фортепианное дело в Петербурге XIX века: (По материалам русской периодической печати) // Российская культура глазами молодых ученых // Вып. 3. — СПб.: 1994. — С. 74 – 92.
  2. Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII – первой половины XIX вв. // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии: Сб. статей.. — СПб.: 2001. — С. 39-51.
    http://www.conservatory-tuner.narod.ru/history.html.
  3. Сергеев М. В. Экспертиза фортепиано российского и советского производства // Музыкальная культура и образование: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. — С. 241-263.
  4. Сергеев М. В. Экспертиза профессионального фортепиано: (Методические указания к курсу «Экспертиза музыкальных инструментов») // Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. — С. 141-149.
  5. http://www.conservatory-tuner.narod.ru/serial_new1.htm Каталог серийных номеров фортепиано
  6. Wendl & Lung — Четвёртая педаль — Денис де ля Рошефордье
  7. Алла Тарасова: Неугасимая Звезда
  8. Мохель Л., Зимина О. Самоучитель игры на фортепиано. — М.: Музыка, 1968.
  9. Яцура М. Т. Чернигов. Справочник-путеводитель. Київське обласне книжково-газетне видавництво, 1961 г.(укр.), С.58-59.

История

    Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

    Фортепиано (англ., франц. piano; нем. Klavier) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано 88 клавиш.

    Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (около 1709 г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—1721).

    В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

    Во второй четверти XVIII в. производством фортепиано начинают заниматься немецкие органные мастера, из которых наиболее известны И. Штейн и Г. Зильберманн. Иоганн Андреас Штайн , ученик Г. Зильбеpманна, реализовавшего идею Г. Шрётера, в 1770 г. усовершенствовал этот механизм. Теперь пианист мог с большей лёгкостью исполнять виртуозные произведения, однако существенным недостатком была слабая репетиция. Механизм Штайна (Prellzungenmechanik) получил название «венского» или «немецкого» и был в употреблении практически без изменений вплоть до второй четверти XIX в.

    Себастьян Эрар изобрёл механику «двойной репетиции», которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при полном поднятии клавиши, а значит — при этом демпфер успевал заглушить струну.

    С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.

    В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких мастеров И.-А. Тишнера, К.-И. Вирта, А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г. Лихтенталя. На сегодняшний день известны имена более 700 фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г.

    В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю. Блютнера, К. Бехштейна, в США — Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных. С 1828 года по сей день в Австрии (Вена) существует фортепианная фабрика Bosendorfer — старейшая из ныне действующих.

Производство бумаги из древесины. Пятая эпоха

Начи­на­лось про­из­вод­ство бума­ги на осно­ве лубя­ных воло­кон шел­ко­ви­цы, бам­бу­ко­во­го дере­ва, обрез­ков про­из­вод­ства шёл­ка. Потом тех­но­ло­гия про­из­вод­ства бума­ги из дре­вес­ных воло­кон усту­пи­ла место тех­но­ло­гии пере­ра­бот­ки тря­пья хол­що­во­го и хлоп­ча­то­бу­маж­но­го. Уже с VIII века пре­об­ла­да­ет пере­ра­бот­ка тря­пья из пень­ки, коноп­ли, льна. Такая сырье­вая ситу­а­ция сохра­ня­ет­ся вплоть до XIX века. 

В послед­ней чет­вер­ти XIX века в про­из­вод­стве бума­ги насту­пи­ла эпо­ха в кото­рую про­из­вд­ство бума­ги осно­вы­ва­ет­ся на исполь­зо­ва­нии дре­вес­но­го сырья. При этом созда­ёт­ся ряд новых тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний и новых видов обо­ру­до­ва­ния, кото­рые поз­во­ли­ли полу­чать новые свой­ства бума­ги и кар­то­на, а глав­ное, суще­ствен­но повы­си­ли про­из­во­ди­тель­ность оборудования.

В 1806 году появи­лась пуб­ли­ка­ция Илли­га (Illig Moritz Friedrich) из Гер­ма­нии о про­клей­ке бума­ги не с поверх­но­сти, как до сих пор, а в бумаж­ной мас­се. Это так назы­ва­е­мая масс­ная смо­ля­ная про­клей­ка. Она сме­ни­ла про­клей­ку желатином.

Древесная масса

В 1840‑х годах немец­кий мастер ткац­ко­го про­из­вод­ства Фри­дрих Кел­лер (Keller Fridrich Gottlob) при­ду­мал спо­соб измель­че­ния дре­ве­си­ны путём исти­ра­ния её на шеро­хо­ва­той поверх­но­сти кам­ня. С помо­щью бумаж­ни­ка Ген­ри­ха Вол­те­ра и меха­ни­ка Иоха­на Фой­та в 1848 году они сде­ла­ли пер­вый про­мыш­лен­ный дефи­брёр. С это­го момен­та появи­лась воз­мож­ность уве­ли­чи­вать содер­жа­ние дре­вес­но­го сырья в бума­ге. ДДМ — дефи­брёр­ная дре­вес­ная мас­са была един­ствен­ным видом дре­вес­ной мас­сы до сере­ди­ны 60‑х годов XX века. 


Схе­ма дефи­брё­ра в XX веке. Балан­сы дре­ве­си­ны (корот­кие брёв­на после окор­ки, загру­жа­ют­ся в шах­ту дефи­брё­ра и цепя­ми при­жи­ма­ют­ся к вра­ща­ю­ще­му­ся кам­ню. В зону при­жи­ма пода­ёт­ся вода. Дре­вес­ная мас­са отво­дит­ся из ван­ны снизу.

Выход дре­вес­ной мас­сы из дре­ве­си­ны состав­ля­ет 93–98%, т.е. дре­ве­си­на исполь­зу­ет­ся почти полностью.

При спо­со­бах полу­че­ния дре­вес­ной мас­сы, соче­та­ю­щих теп­ло­вую и хими­че­скую обра­бот­ку с меха­ни­че­ской, в рас­твор пере­хо­дит до 15% веще­ства дре­ве­си­ны. Каче­ство полу­ча­е­мой дре­вес­ной мас­сы при этом различно.

В 60–70‑х годах ХХ века были раз­ра­бо­та­ны и полу­чи­ли про­мыш­лен­ное при­ме­не­ние новые виды дре­вес­ной мас­сы с ком­би­ни­ро­ван­ной обра­бот­кой: тер­мо-меха­ни­че­ская, хими­ко-тер­мо­ме­ха­ни­че­ская и дру­гие. Раз­ви­ва­лись спо­со­бы сор­ти­ро­ва­ния и отбел­ки дре­вес­ной массы.

Целлюлоза

В 1853 годах фран­цуз Мел­лир (Mellir) взял патент на спо­соб полу­че­ния основ­но­го ком­по­нен­та дре­ве­си­ны — цел­лю­ло­зы при высо­ко­тем­пе­ра­тур­ной обра­бот­ке (вар­ке) соло­мы в кау­сти­че­ской соде. Почти одно­вре­мен­но, в 1853–1854 годах, англи­ча­нин Уатт (Watt) и аме­ри­ка­нец Бфр­джесс полу­чи­ли патен­ты на полу­че­ние цел­лю­ло­зы таким же спо­со­бом из дре­ве­си­ны. Это было нача­ло щелоч­но­го (натрон­но­го) спо­со­ба про­из­вод­ства целлюлозы.

В 1866–1872 гг несколь­ки­ми авто­ра­ми был открыт суль­фит­ный спо­соб полу­че­ния цел­лю­ло­зы, в 1879 году суль­фат­ный способ.

Цел­лю­ло­за, в отли­чии от дре­вес­ной мас­сы, поз­во­ля­ла про­из­во­дить более проч­ную бума­гу и в соче­та­нии с дре­вес­ной мас­сой были полу­че­ны новые виды бума­ги и изде­лий с новы­ми свойствами.

Парал­лель­но с изме­не­ни­ем сырья раз­ви­вал­ся основ­ной агре­гат про­из­вод­ства бума­ги — бума­го­де­ла­тель­ная маши­на. После­до­ва­тель­но уве­ли­чи­ва­лось ско­рость рабо­ты машин, уве­ли­чи­ва­лась шири­на бумаж­но­го полот­на. Кро­ме машин с плос­кой сет­кой, появи­лись круг­ло­се­точ­ные, цилин­дро­вые маши­ны. На машине появи­лась прес­со­вая и сушиль­ная часть. 

В ХХ веке маши­но­стро­и­те­ли, кажет­ся достиг­ли пре­де­ла тех­ни­че­ских воз­мож­но­стей в ско­ро­сти и ширине бума­го­де­ла­тель­ных машин. Об этом мы гово­ри­ли здесь.

4. Устройство фортепиано

4.1. Фортепианная механика

Схема рояля: 1 — рама и вирбельбанк; 2 — откидная часть крышки; 3 — каподастр; 4 — демпфер; 5 — неподвижная часть крышки; 6 — контрклавиатура; 7,8,9 — передача от правой педали; 10 — педальный шток; 11 — педаль; 12 — штег; 13 — задний штифт; 14 — задняя пластина рамы; 15 — резонансная дека; 16 — струна.

Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

4.2. Педали

В современных фортепиано присутствует две или три (на новейших моделях ― четыре) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Разновидности

Рояли делятся на виды по габаритам. Они бывают:

  • концертные большие от 2,7 м — отличаются наивысшим диапазоном и выразительным звучанием, предназначаются для крупных концертов, симфонических оркестров, звукозаписывающих студий;
  • концертные малые 2,2–2,5 м — по качественным характеристикам мало отличаются от предыдущих, но подходят для концертных площадок средней величины и некрупных оркестров;
  • салонные 2,0–2,2 м — по названию понятно, что такие популярные модели предназначены для музыкальных салонов и небольших концертных помещений, также их используют в музыкальных школах;
  • кабинетные 1,8–1,9 м — отличаются средним диапазоном и умеренной выразительностью, рекомендуются для домашней любительской игры, подходят и для музыкальных школ;
  • кабинетные малые 1,6–1,8 м — имеют скромный диапазон и любительское назначение;
  • миньоны 1,4–1,6 м — компактные изделия с наименьшим диапазоном для покупателей с соответствующими финансовыми возможностями.

Разновидности

Диапазон фортепиано с 88 клавишами 7 полных октав

Фортепиано делятся на инструменты с горизонтальным расположением струн (рояль, роялино, четырёхугольное фортепиано) и вертикальным (пианино, пиано-лира, пиано-буфет и др.).

В России первое вертикальное фортепиано приписывается К.-Э. Фридеричи (Гера, Германия, 1745 г.). Однако Доменико дель Мела (Италия) уже создал такое фортепиано в 1739 г.

Самое раннее из известных четырёхугольных фортепиано вышло в 1742 г. из мастерской Иоганна Зехера (нем. Johann Söcher) в Зантхофене (Бавария), а в 1748 году такие же инструменты делал и Г. Зильберман.

С 1870-х гг. в России производство роялино и четырёхугольных фортепиано крупными фирмами было прекращено.

Как выбрать производителя роялей

Покупая инструмент, музыканты отталкиваются от его класса, а также стоимости

Рекомендуем обращать внимание также на конструкцию, игровые и акустические характеристики изделия

Конструкция

От конструкции напрямую зависит звучание инструмента, его срок службы, а также внешний вид. Достойное фортепиано устойчивое, оно способно выдержать серьезную нагрузку на натяжение струны, которая достигает более 20 тонн.
Залог устойчивости – цельная литая рама. Она имеет неправильную форму, чаще всего изготавливается из чугуна, но встречаются варианты из латуни или других металлов. Чугунная деталь крепче, надежнее остальных.

Корпус хорошего фортепьяно всегда выполнен из массива бука или дуба, а резонансная дека – из высокогорной альпийской ели, причем в качественных моделях эта деталь цельная, а варианты подешевле – со склеенной. Если не видно стыков или потеков клея, то долговечная эксплуатация гарантирована.

Булавки, деки, струны влияют на тембр и громкость. Каждый настроечный штифт должен крепко стоять на плите, удерживая усилие струны. Стабильность строя гарантируют булавки, если их положение поменять хотя бы на 0,001 мм, то фортепьяно потеряет строй.

В корпус устанавливаются высокочастотные стальные струны разного диаметра, обмотанные мягкой проволокой из меди, а также басовые струны с дополнительным слоем обмотки для большей толщины и веса. Чем толще струна, тем ниже звучание.

Акустика

Во время игры пианист извлекает звук при малейшем прикосновении к клавишам. Звучание фортепьяно – это субъективный параметр, ведь кто-то предпочитает нежный звук, а кто-то ищет ярко звучащий.

Производители из стран Европы всегда пользуются спросом у покупателей. Хороший инструмент при нажатии клавиш будет звучать долго, постепенно затихая. Плавный переход между регистрами – это важный показатель хорошего строя фортепиано, который будет стабилен долгое время даже при активном использовании.

При покупке советуем оценивать звучание разных номинантов и сравнить его. Чтобы оценить полноту голоса фортепьяно, лучше попросить кого-то сыграть и отойти за корпус. Достойная акустика будет объемной, глубокой, отчетливой.

Самая выразительная акустика у больших концертных изделий

При выборе размера важно исходить из площади помещения, в котором он будет установлен. Конструкция длиной более 2,5 м максимально выгодно раскроется в любом концертном зале, площадью больше 100 м² с высоким потолком

Игровые характеристики

В добротном изделии обязана быть чувствительная клавиатура. Если мягко нажать на клавишу, то должен последовать тихий звук, и чем сила нажатия больше, тем звук громче

Нечувствительная клавиатура приводит к неправильной технике игры, а это невероятно важно для новичка. Отзывчивые клавиши придают оттенки музыке

Движение их точное, они погружаются на одинаковую глубину, легко ходят вверх и вниз.

На игровые характеристики влияет размер фортепиано. Чем больше дека, тем лучше резонанс. Крупное концертное фортепьяно звучит глубоко, пронзительно, пластично. Чем оно длиннее, тем лучше акустика. Большие конструкции сохраняют правильное соотношение плеч рычагов, а значит — звуки извлекаются четче. Длина конструкции очень часто указана в обозначении модели, на это удобно ориентироваться.

Компактный музыкальный инструмент высокого класса будет обладать лучшими игровыми качествами, чем большой потребительского класса

Все потому что здесь важно качество акустического блока, а также то, какой материал использовался для создания модели

Устройство фортепиано

Схема разреза рояль:
1 — рама и вирбельбанк; 2 — откидная часть крышки;
3 — каподастр; 4 — демпфер; 5 — неподвижная часть крышки;
6 — контрклавиатура; 7,8,9 — передача от правой педали;
10 — педальный шток; 11 — педаль; 12 — штег; 13 — задний штифт;
14 — задняя пластина рамы; 15 — резонансная дека; 16 — струна.

Внутренний вид пианино:
1 — боковые стенки корпуса, 2 — верхняя крышка, 3 — чугунная рама,
4 — вирбели, 5 — резонансная дека, 6 — молотки, 7 — рулейстик,
8 — фенгеры, 9 — клавиатура, 10 — бакенклёцы, 11 — штеги,
12 — рычаг левой педали, 13 — педальные цуги, 14 — педальные лапки,
15 — цокольный пол, 16 — ролики, 17 – модератор.

    Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для звуков нижнего регистра используется одна струна, для среднего и высокого регистров используется парный или тройной хор струн.   Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).

    Пианино (итал. pianino — маленькое фортепиано) — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.

    Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М. Мюллер — чуть позже, в январе 1801. Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, позднее — перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

    Наиболее распространённые кабинетные пианино имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цокольный пол — это узел итовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с балкой и ножкой пианино, называется консоль.

На изображении пианино Schiedmayer & Sohne (Штутгарт)
на выставке в Лондоне в 1851 году.

Подготовленное пианино.

Точнее, препарированное. Или тюнингованное. Суть не меняется: для изменения характера звучания струн несколько дорабатывают конструкцию современного пианино, подкладывая под струны разнообразные предметы и устройства или извлекая звуки уже не столько клавишами, сколько подручными средствами: иногда медиатором, а в особо запущенных случаях — пальцами.Словно повторяется история клавесина, но уже на современный лад. Вот только современное пианино, если особо не вмешиваться в его конструкцию, способно служить столетиями.

Отдельные экземпляры, сохранившиеся с середины девятнадцатого века (к примеру, фирмы «Смит энд Вегнер», англ. «Smidt&Wegener»), и сейчас обладают на редкость богатым и насыщенным звучанием, практически недоступным современным инструментам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: