Интересные факты
1. небесный знак
В двенадцать лет Вебер сочинил свою первую комическую оперу «Сила любви и вина». Партитура оперы хранилась в шкафу. Вскоре самым непостижимым образом этот шкаф сгорел со всем его содержимым. Причем, кроме шкафа, ничего в комнате не пострадало. Вебер воспринял этот случай как «знак свыше» и решил навсегда отказаться от музыки, посвятив себя литографии.
Однако несмотря на небесное предостережение, страсть к музыке не проходила и в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу «Немая лесная девушка». Опера была впервые поставлена в 1800 году. Потом ее довольно часто ставили в Вене, Праге и даже Петербурге. После такого весьма удачного начала музыкальной карьеры Вебер перестал верить в приметы и разные «знаки свыше».
2. завистник № 1
Нелюбовь Вебера к чужой славе была поистине беспредельна. Особенно непримирим он был к Россини: Вебер постоянно рассказывал всем, что Россини совершенно бездарен, что его музыка — всего лишь мода, о которой забудут через пару лет…
— Этот выскочка Россини вообще не заслуживает даже того, чтобы о нем говорили! — сказал как-то Вебер.
— Передайте ему, что меня бы это очень устроило, — отозвался на это Россинни.
3. девиз
Девизом творчества Вебера были знаменитые слова, которые композитор попросил поместить в виде собственного автографа на выпущенной гравюре с его портретом: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен — волю Бетховена, а Россини… волю венцев»
4. сам себе сальери
В Бреславле с Вебером случился трагический случай, чуть не стоивший ему жизни. Вебер пригласил друга на ужин, и в ожидании его сел поработать. Замерзнув во время работы, он решил согреться глотком вина, но в полутьме отхлебнул из винной фляги, в которой отец Вебера держал серную кислоту для гравировальных работ. Композитор упал бездыханным. Друг Вебера тем временем запаздывал и пришел лишь с наступлением ночи. Окно композитора светилось, но на стук никто не отвечал. Друг толкнул незапертую дверь и увидел безжизненно лежащее на полу тело Вебера. Рядом валялась разбитая фляга, от которой шел едкий запах. На крики о помощи из соседней комнаты выбежал отец Вебера, вдвоем они отвезли композитора в больницу. К жизни Вебер был возвращен, однако рот и горло были страшно сожжены, а голосовые связки не действовали. Так Вебер потерял свой красивый голос. Всю дальнейшую жизнь он вынужден был говорить шепотом.
Одному из своих друзей он как-то сказал шепотом:
— Говорят, Моцарта погубил Сальери, Я же обошелся без него…
5. к сожаленью, день рожденья только раз в году…
Вебер очень любил животных. Дом его напоминал зоосад: охотничья собака Али, серая кошка Мауне, обезьянка-капуцин Шнуф и мног птиц окружали семейство музыканта
Любимцем был большой индийский ворон -каждое утро он важно говорил композитору: «Добрый вечер».
Однажды жена Каролина сделала ему поистине чудесный подарок. Специально ко дню рождения Вебера были сшиты костюмы для зверей, и наутро забавное шествие отправилось в комнату именинника — поздравлять!.
Али был превращен в слона с длинным хоботом и большими ушами, нопону ему заменяли шелковые носовые платки. За ним шла кошка, переодетая в осла, с парой домашних туфель вместо мешков на спине. Следом ковыляла обезьянка в пышном платье, у нее на голове кокетливо подпрыгивала шляпа с большущим пером…
Вебер по-детски запрыгал от радости, и тут началось нечто невообразимое: он забыл про свои болячки, неудачи и даже про композиторов-конкурентов…Животные и счастливый Вебер носились по стульям и столам, а серьезный ворон бесконечное количество раз сказал всем:
— Добрый вечер!
Жаль, что Россини этого не видел…
6. гадкий ангел
Когда «Волшебный стрелок» был поставлен в Праге, главную женскую партию пела Генриетта Зонтаг — очень маленькая, очаровательная и чрезвычайно робкая певица. Это была девушка ангельской красоты, однако Веберу она не слишком нравилась из-за робости и неуверенности.
— Хорошенькая девочка, но пока довольно тоненькая, — разводил руками композитор.
7. тонкости критики
В парижских газетах время от времени появлялись восторженные похвалы величайшему из величайших маэстро всех времен и народов — Веберу. Причем хвалебные статьи неизвестного автора были написаны со знанием всех тонкостей музыки композитора. И не удивительно, ведь эти дифирамбы Веберу пел… сам Вебер.
8. маэстро и его дети
Вебер был настолько влюблен в себя, что с согласия жены трое из его четверых детей были названы именами отца-композитора: Карл Мария, Мария Каролина и Каролина Мария.
В астрономии
- В честь главной героини оперы Карла Вебера «Эврианта» назван астероид (527) Эврианта, открытый в 1904 году.
- В честь героини оперы Карла Вебера «Оберон» назван астероид (528) Реция, открытый в 1904 году
- В честь героини оперы Карла Вебера «Прециоза» назван астероид (529) Прециоза, открытый в 1904 году.
- В честь героинь оперы Карла Вебера «Абу Гасан» названы астероиды (865) Зубаида и (866) Фатме, открытые в 1917 году.
Все вышеперечисленные астероиды открыты немецким астрономом Максом Вольфом.
В честь самого Карла Вебера назван астероид (4152) Вебер, открытый в 1985 году Эдвардом Боуэллом.
Сочинения
Портрет Карла Марии фон Вебера (1825)
- «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
- «Karl Maria von Weber Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
- «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
- «Reisebriefe von Karl Maria von Weber an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
- «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von Weber» (Берлин, 1871).
Концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и фортепиано, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse») и др.
Фортепианные произведения
Вариации «Шёне Mинка»(нем. Schöne Minka), op. 40 J. 179 (1815) на тему украинской народной песни «Їхав козак за Дунай»
Оперы
- «Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen), 1800 — сохранились отдельные фрагменты
- «Петер Шмолль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn), 1802
- «Рюбецаль» (нем. Rübezahl), 1805 — сохранились отдельные фрагменты
- «Сильвана» (нем. Silvana), 1810
- «Абу Гасан» (нем. Abu Hassan), 1811
- «Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz), 1821
- «Три Пинто» (нем. Die drei Pintos) — не закончена; завершена Густавом Малером в 1888 году.
- «Эврианта» (нем. Euryanthe), 1823
- «Оберон» (нем. Oberon), 1826