Литература
- Нейгауз Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога» (первое издание — 1959 год).
- Нейгауз Г. Г. «Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям». Советский композитор, 1983
- Нейгауз М. Г. История ареста Генриха Густавовича Нейгауза. — М.: Ньюдиамед, 2000. — 32 с.: (илл., портр.; указатель имён: с. 25-27)
- Черников О. Рояль и голоса великих. — Феникс, 2011. — 224 с. (Серия: Музыкальная библиотека). ISBN 978-5-222-17864-5
- Долгіх М. В. Нейгаузи: варіації на єлисаветградську тему. — Кіровоград: Лисенко В. Ф., 2013. — 336 с., 72 с. ілюстр. ISBN 978-966-2570-64-9 (укр.)
- Долгіх М. В. До 125-річчя Генріха Нейгауза. — Кіровоград, 2013. — 36 с. ілюстр. (укр.)
Интересные факты
1. о необходимости переименований
Как-то раз на занятиях со студентами Генрих Густавович Нейгауз с совершенно серьезной миной высказал свое недоумение по поводу того, что фортепиано названо именно «форте-пиано».
— Ведь основное его отличие от своего предка клавесина состоит не в том, что на нем можно играть, «громко-тихо», это и клавесин умеет, — продолжал учитель. — Главное отличие состоит в том, что на пианино возможны процессы усиления и уменьшения силы звука. Значит, пианино совершенно необходимо переименовать в «граве чембало кон крещендо э диминуэндо»!
2. уроки мастера
Однажды Нейгауз решительно сказал своим ученикам:
— Товарищи! Ну почему нас называют пианистами?! Ведь в наше время абсолютно все играют громко, значит, они не пианисты, а «фортисты». Пианисты сегодня — большая редкость!.. Есть великие мастера, такие как Рихтер, эти мастера совсем не пианисты, а «крещендо-диминуэндисты»! Но таких мало…
3. красотка за роялем
Восхищаясь красотой одной из участниц Международного конкурса им. Чайковского в Москве (однако весьма посредственной пианисткой), кто-то сказал:
— Посмотрите, это же вылитая Венера Милосская!
— Да, — подтвердил Нейгауз, — вот только еще для большего сходства руки бы ей оторвать…
4. виноват, но все-таки гений!..
Нейгауз много лет дружил с поэтом Борисом Пастернаком. Когда любвеобильный Пастернак увел у Нейгауза жену, тот в ярости ударил неверного друга по голове тем, что под руку попалось, а под руку ему попался толстенный клавир оперы Мейербера «Гугеноты»…
Пастернак, пошатнувшись, закрыл голову руками, а насмерть перепугавшийся за поэта, которого он считал гениальным, Нейгауз в ужасе бросился к нему с криком:
— Борис, прости! Я не хотел повредить твою замечательную голову!
5. надо похвалить!
Однажды за ужином Нейгауз предупредил своих гостей:
— У меня, знаете ли очень добросовестная и старательная домработница! Она сегодня целый день пекла для нас пирожки и теперь наверняка ждет похвалы. Необходимо громко поговорить о том, какие вкусные пирожки, чтобы она услышала…
Один поэт возразил:
— Но пирожки — так себе…
— Ну так что ж! Ведь и ваши стихи так себе. Однако их печатают, кто-то читает, кому-то они нравятся, критики вас хвалят. И вы хвалите! — приказал Нейгауз.
6. любитель золота
Нейгауз был «совой» и любил заниматься по ночам, засыпая лишь под утро. С его привычкой вести уединенный образ жизни близким приходилось считаться, но особенно тяжело приходилось посторонним. Мало кто не впадал в недоумение при виде вечно молчащего музыканта, который за целый день мог не проронить ни слова, кроме одной фразы:
— Слово — серебро, молчание — золото…
7. затворник
Лето пианист обыкновенно проводил на даче. Во время своих занятий Нейгауз не терпел никого не только в комнате, где стоял инструмент, но и вообще на даче! А по поводу своего затворничества он любил повторять чье-то изречение:
— Наши худшие враги — это наши лучшие друзья, отнимающие у нас столько времени.
8. три дня
Нейгауза спрашивает газетный корреспондент:
— Скажите, неужели пианист А непременно должен упражняться ежедневно?
— Да, непременно.
— Но почему?
— Если взять меня, то если я не упражняюсь один день, я сразу же это чувствую, если два дня — это чувствуют мои пальцы, а если три дня не сажусь за рояль — это чувствует публика…
9. провидец
Пианист, обожавший хвастаться своими успехами, причем всегда их преувеличивавший, как-то, встретив Нейгауза, гордо сказал:
— А знаете ли вы, Генрих Густавович, сколько мне заплатили за запись на радио?
— Знаю, — кивнул Нейгауз. — Половину той суммы, что вы хотите мне назвать…
Биография
Сын директора частной музыкальной школы Густава Нейгауза. Во многом был самоучкой, поскольку педагогические методы и пианистические принципы отца вызывали у него скорее отторжение. Наибольшее влияние на его творческое развитие оказали Кароль Шимановский и особенно его дядя Феликс Блуменфельд.
В 1897 году он дал первый сольный концерт в Елисаветграде, затем, в 1902 году совместно с 11-летним Мишей Эльманом. В 1904 году вместе со старшей сестрой Натальей Нейгауз концертировал в Дортмунде, Бонне, Кёльне и Берлине. Впоследствии учился у Карла Генриха Барта и Леопольда Годовского в Берлине. С Годовским с 1909 года и до начала Первой мировой войны обучался в Венском университете музыки и исполнительского искусства.
В 1914 году Нейгауз вернулся в Россию, где через год экстерном окончил Петроградскую консерваторию. Преподавал некоторое время в Тифлисе, в —1922 годах — в Киевской консерватории, а с 1922 года — в Московской консерватории, где также был директором в —1937 годах. Переболев брюшным тифом, некоторое время не мог играть; до конца жизни у него почти не работал мизинец правой руки.
В 1941 году арестован за отказ от эвакуации; провёл восемь с половиной месяцев во внутренней тюрьме на Лубянке. После ходатайства Эмиля Гилельса освобождён и принудительно отправлен за Урал, однако ему удалось сойти с поезда в Свердловске, где он остался преподавать в консерватории. Благодаря коллективному ходатайству деятелей культуры, в июле 1944 года вернулся в Москву.
Среди его учеников — Тихон Хренников, Теодор Гутман, Натан Перельман, Вера Разумовская, Эммануил Гросман, Ундина Дубова-Сергеева, Берта Маранц, Семён Бендицкий, Яков Зак, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Наумов,Анатолий Ведерников, Маргарита Фёдорова, Евгений Малинин, Вера Горностаева, Анатолий Геккельман, Александр Слободяник, Евгений Либерман, Леонид Брумберг, Валерий Кастельский, Алексей Любимов, Элисо Вирсаладзе, Алексей Наседкин, Раду Лупу, Валерий Васильев, Анна Барон, Игорь Жуков, Елена Рихтер, Владимир Крайнев, Елена Гладилина, Берта Козель, Юрий Ананьев.
Старший сын Генриха Густавовича Адриан умер в двадцатилетнем возрасте от туберкулёза в 1945 году. Сын Нейгауза — Станислав — также стал известным пианистом, дочь Милица — математиком.
Осип Мандельштам написал в 1931 году стихотворение «Рояль», которое посвятил Г. Г. Нейгаузу: