Тин-вистл. простой путь в мир музыки

Волынки (шотландские и ирландские)

Шотландская волынка (Great Highland Bagpipe) полного размера (full size) убивает все живое в радиусе 3 метров от волынщика. Попытки играть на ней в маленких залах типа Magnifique оканчиваются полным параличом публики. Состоит собственно из bag’a (т.е. сумки), мундштука, нескольких дронов (drones — издающих характерный звук постоянного тона, обычно 1 бас, 2 тенора) и чантера (chanter), обычно в Bb, на коем, собственно, и играется мелодия.

Шотландская волынка

Кстати о мелодии. Если кто не знает — объясняем: окромя того что это шоу, это еще и музыка, и если вы не в состоянии запомнить мелодию, это еще не значит, что ее не помнит волынщик.

Для того чтобы люди не умирали на концертах и домашних сейшнах, была придумана малая волынка (smallpipe). Основное ее отличие от большой — вполне приемлимая сила и без того неоднозначного на восприятие звука (я от него в восторге… первые 10 минут). Кроме того, в нее гораздо легче дуть, так что изучать премудрости игры лучше именно на ней.

Малая волынка

Кстати об обучении. Наряду с тренировкой легких, на первых порах рекомендуется использовать Practice chanter (тот же чантер, что и в волынке, но с мундштуком), в который и дуть легче, и забот не так много — надувать, нажимать, играть… и все сразу!

Чантер

Угадайте, что это?

Electronic practice chanter

Едва ли вы угадали — это electronic practice chanter, или, по-русски говоря — электронный тренировочный чантер, имитирующий шотландскую волынку. С правой стороны имеется гнездо для подключения наушников. Поддерживает натуральные звуки C и D. Выпускается с черным, либо прозрачным корпусом (видимо по аналогии с прорезями на Hi-End технике для наблюдения магического свечения ламп и пр. крутостей). Ежели вы всерьез планируете тренироваться в неподходящих для этого местах ( по пути на работу / с работы / к любимой девушке/ или когда она только что заснула, а тем паче если «она» — это не она, а, скажем, теща!) может быть, этот девайс и поможет вам.

Для больших любителей выкурить трубочку во время концерта придумана еще одна хитрая вещь — Uilleann (Elbow) Pipe (ирландская волынка). Как вы уже наверное догадались, дуть в нее не надо. Закачка воздуха производится с помощью мехов. Стандартный строй — D, но по заказу делают любые.

Ирландская волынка

От шотландских волынок UP ушла так же далеко, как флейта Бема от висла: чантер позволяет брать полутона, так что строй становится непринципиальным. Кроме того, трость позволяет передуванием играть на октаву выше. С помощью дополнительных регуляторов на дронах появляется возможность вытворять всякие интересные штуки типа игры аккордами.

Кроме полной комплектации UP бывают половинной — без дополнительных регуляторов, и ученической — без дронов.

Бойран (bodhran)

Традиционный ирландский ударный инструмент, как правило — деревянная рама, обтянутая натуральной кожей. Держат левой рукой, уперев в брюхо; бьют правой, зажав в ней палочку на манер авторучки так, чтобы при скользящих ударах вниз-вверх оба конца палочки били по коже (основная техника).

Бойран, вид спереди

Бойран, вид сзади

Палочки (stick) кроме стандартной формы бывают вычурной и еще более вычурной со смещенным центром тяжести.

Обычная палочка Вычурная палочка
Палочка со смещенным центром тяжести

Характер звука значительно меняется в зависимости от угла, под которым происходит удар и от положения левой руки на внутренней поверхности кожи. Бывают настраиваемые (tuneable) и ненастраиваемые модели диаметром 14-22 дюйма.

Виды флейт

Как правило, народные разновидности флейт были продольными, то есть при игре располагались вертикально. Чаще всего присутствовал и свисток (отсюда название семейства свистковых). Сюда можно включить ирландские вистлы, славянские сопилки, свирели и окарины. Все они имеют свои особенности, однако самой сложной по технике исполнения является блокфлейта. Она отличается большим, по сравнению с остальными, диапазоном, и не привязана к определенной тональности (например, вистлы могут играть только в одной тональности, и музыкантам приходится менять несколько вистлов от песни к песне).

Блокфлейта обладает семью отверстиями с передней стороны и одним с задней. В свою очередь существуют и разновидности блокфлейт, связанные с диапазоном: бас, тенор, альт, сопрано и сопранино. Техника игры в них идентична, разнится только строй и увеличивается размер инструмента с понижением диапазона. Вплоть до 18 века блофклейта использовалась в оркестре, но была вытеснена поперечной флейтой, обладающей громким ярким звуком и большим диапазоном.

Как выбрать флейту

Не стоит покупать дешевые китайские модели. Из-за некачественной сборки извлекать мелодию из такого инструмента тяжело, а у ребенка могут даже возникнуть проблемы с дыхательной системой. Да и эксплуатационный срок китайских изделий не превышает года.

Лучше брать модели от японских, американских, западноевропейских производителей. Срок их эксплуатации — не меньше 4 лет.

При выборе флейты для ученика стоит проконсультироваться с преподавателем. Он подскажет, какими конструктивными нюансами должен обладать инструмент. У некоторых ученических моделей предусмотрена механика для удобного извлечения звука «ми» 3-ей октавы и система «The Brögger», подразумевающая установку неплоских пружин, менее изнашивающих «тело». Также модели различаются «французским» или «немецким» принципом положения клавиши «соль-диез» и распределением клапанов «си» и «си-бемоль».

У других народов

Духовые инструменты были распространены повсеместно. В Китае существовала поперечная флейта ди, которая изготавливалась не только из традиционных тростника и бамбука, но иногда даже из камня, в основном нефрита.

Есть поперечная флейта и в Ирландии, она носит соответствующее название – ирландская флейта — и в основном представлена в «простой системе», когда отверстия (всего их шесть) не закрыты клапанами.

В Латинской Америке распространена продольная флейта кена, в большинстве случаев имеющая строй G (соль).

Русские деревянные духовые флейты представлены свирелью, которая может быть одноствольной и двуствольной, сопелью и ее разновидностью из Курской области – пыжаткой.

Более простым инструментом является окарина. Она изготавливалась в основном из глины и играла большую роль в музыке Древнего Китая и некоторых других культур. Самые древние экземпляры окарины, найденные археологами, имеют возраст в 12000 лет.

Варган

Этот древнейший язычковый инструмент за века своего существования практически не изменился внешне. От старославянского «варги» означают «уста». Именно в названии инструмента скрывается способ извлечения звуков из инструмента. Наиболее варганы распространены среди народов севера: эскимосов, якутов, башкиров, чукчей, алтайцев, тувинцев и бурятов. С помощью этого необычного инструмента местные жители выражают свои эмоции, чувства и настроения.

Варганы изготавливают из дерева, металла, костей и прочих экзотических материалов, которые по-своему влияют на звучание инструмента. От используемого материала также зависит надежность и долговечность варгана.

Описать звучание инструмента практически невозможно – лучше раз услышать его мелодию, чем 10 раз читать ее описание. Но все же можно уверенно сказать, что мелодия, исходящая от игры на варгане, бархатная, успокаивающая, настраивающая на раздумья. Но научиться играть на варгане не так просто: чтобы из инструмента извлечь мелодию, необходимо научиться управлять своей диафрагмой, артикуляцией и дыханием. Ведь в процессе игры звучит не сам инструмент, а тело музыканта. 

Техника игры

Современная техника игры в ирландской традиционной музыке имеет много общего с Это предполагает использование ряда украшения для украшения музыки, включая сокращения, страйки и роллы. Общие орнаменты и артикуляции включают:

Вырезать и ударить (или коснуться, или погладить)
Вырезать и ударить «Cut» — это быстрое поднятие и опускание пальца; «Страйк» — это стремительные удары и поднятие пальцем открытого отверстия.
Роллы
А рулон — это нота, в которой сначала нанесен удар, а затем — удар. С другой стороны, ролл можно рассматривать как группу нот одинаковой высоты и длительности с разными артикуляциями.
Кранов
Кранов (или Crans) — орнаменты, заимствованные из Трубопровод Uilleann традиция. Они похожи на рулоны, за исключением того, что используются только надрезы, а не удары и удары.

Репертуар

Ряд музыкальных жанров обычно показать оловянный свисток.

Ирландская и шотландская музыка

Старый серый гусь Джига с жестяным свистком в исполнении Dancing Willow The Foggy Dew Инструментальная версия с тихим свистком и виола да гамба, исполняется Танцующей ивой
Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Традиционная музыка из Ирландии и Шотландии на сегодняшний день является самой распространенной музыкой, которую можно играть на оловянном свистке, и включает в себя подавляющее большинство опубликованных нот. для свистящих. Свисток очень распространен в ирландской музыке до такой степени, что его можно назвать характерным для этого жанра и довольно распространенным в шотландской музыке.

Kwela

Kwela — это жанр музыки, созданный в Южной Африке в 1950-х годах, и для него характерны приподнятые, джазовые жестяные свистки.. Kwela — единственный музыкальный жанр, созданный на основе звука оловянного свистка. Низкая стоимость оловянного свистка, или флейты, делала его привлекательным инструментом в бедных поселках эпохи апартеида ; оловянный свисток Hohner был особенно популярен в исполнении kwela. Повальное увлечение квела привело к продаже более одного миллиона оловянных свистков.

В конце 1950-х годов мбаканга музыка в значительной степени вытеснила квела в Южной Африке, и из этого следовало, что саксофон превзошел оловянный свисток как излюбленный духовой инструмент жителей поселка. Мастер Kwela Аарон «Big Voice Jack» Лероле продолжал выступать в 1990-е годы; несколько групп, например Лондон, продолжают записывать музыку квела.

Kwela ноты редко публикуются, и многие записи основателей Kwela распроданы. Один типичный сборник — это South African Jazz and Jive (Rhino Entertainment, 2000).

Другая музыка

Жестяная свистулька используется во многих других музыкальных жанрах, хотя и не в такой степени, чтобы ее можно было назвать характерной, как для ирландской музыки и квела. В некоторых ирландских музыкальных произведениях, написанных для симфонических ансамблей, его часто заменяют на пикколо. Нет ничего необычного в том, чтобы слышать жестяной свисток, используемый в хвалебной музыке и саундтреках к фильмам, особенно в саундтреке к «Властелину колец». Опубликованные партитуры, подходящие для исполнения «свистульки», доступны в обоих этих жанрах. Жестяной свисток также встречается в «кроссоверных» жанрах, таких как world music, фолк-рок, фолк-метал и фолк-панк.

История Роберта Кларка

Роберт Кларк жил и работал на ферме в маленькой деревушке Кони Уэстон, что в Англии, простым чернорабочим. Он был талантливым музыкантом, и при всяком удобном случае неплохо играл на деревянном вистле. Может именно из-за этого, а может и по другой причине, но в 1843 году хозяин фермы обвинил его в недобропорядочности, и уволил беднягу.

Роберту пришлось искать способ, как зарабатывать себе на хлеб, да ещё и содержать семью.

Тогда он и заинтересовался возможностью изготовления вистла из металла, наподобие имевшегося у него деревянного. Почему из металла? А спросите современных изготовителей вистлов из дерева, почему они так дороги?:) Роберт узнал о существовании нового материала — «tinplate», то есть белой жести. Так называли стальные листы, покрытые оловом. Олово препятствовало коррозии стали, да и вообще улучшало эстетические свойства материала.

Кларк отправился к знакомому кузнецу, и спросил, можно ли достать tinplate, и как сделать из жести дудочку «…как вот эта, деревянная»? Не видя в этом трудности, кузнец помог (а когда это ребята не помогали?), и у Роберта получилась неплохой инструмент. Причем, настолько неплохой, что он решил начать бизнес по изготовлениюtin-whistle!

Его родная деревня не была местом, где можно было открыть настоящее дело. Поэтому Кларк, собрав инструменты и прочий скарб, погрузил всё это в тележку, и, вместе с сыном (кстати, тоже Робертом) отправился в Ланкашир, где, как ему сказали, «есть, где развернуться».

Так шли они, толкая тележку перед собой от Кони Уэстон аж до самого Манчестера.

Когда по пути встречались деревни и городишки, где был рынок, Кларк останавливался там и делал тин-вистлы, чтобы тут же продать. При всех он мастерил свои дудочки и тут же играл на них. Говорят, гудящий рынок замирал и слушал, как наш герой играет свою любимую мелодию «Danny Boy«.

Иногда ему встречались ирландские чернорабочие, что строили железные дороги и каналы, и он продавал вистлы им — ведь просил Роберт немного, и практически каждый мог купить для себя этот незатейливый музыкальный инструмент. Так тин-вистлы попали в Ирландию, и скоро стали самым любимым ирландским народным инструментом.

Достигнув Манчестера, Роберт Кларк организовал фабрику, и вскоре стал преуспевающим производителем. Позже он отстроил новую, настоящую фабрику, два

дома, да ещё и церковь в близлежащей деревушке Нью-Мостон. К тому времени он был уже довольно богатым человеком…

До сих пор The Clarke Tinwhistle Company производит вистлы, и до сих пор они доступны практически каждому. Вистл, возможно, один из самых недорогих и простых музыкальных инструментов. Свои первые вистлы Кларк называл «Meg», это викторианское слово означает монету в пол-пенни, — именно за это сумму можно было приобрести инструмент у Роберта.

Теперешняя модель «Meg» выпускается в память о тех днях, и теперь это самый дешёвый (но далеко не самый худший) вистл в мире.

Ты можешь купить себе такой, или даже первоначальный вариант — Clarke Original, и прикоснуться к истории Роберта Кларка — человека, делавшего инструменты для народа…

Развитие


Иллюстрация западной классической флейты 1911 года

Partita для флейты соло (BWV 1013) от Иоганна Себастьяна Баха осуществляется на современной флейте Скотт Гофф

1. Аллеманда

2. Курант

3. Сарабанда

4. Бурре

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

В девятнадцатом веке Теобальд Бём начал делать флейты. К флейте были добавлены ключи и изменен конус, чтобы усилить ее нижний регистр.

С появлением возможности записывать звук (начиная с 1890-х годов) флейты начали восстанавливать популярность, невиданную со времен классической эпохи. Запись музыки для флейты становилась все более распространенной, и профессиональные флейтисты тратили много времени на запись музыки. ХХ век принес первые записи музыки барокко на современных флейтах.

Флейта Бема

Размеры и система клавиш современной западной концертной флейты и ее близких родственников почти полностью созданы великим флейтистом, композитором, акустиком и серебряным делом Теобальдом Боем, который запатентовал свою систему в 1847 году. Незначительные дополнения и вариации на своей системе клавиш являются обычными, но акустическая структура трубки остается почти такой же, как и он. Основными нововведениями стали переход на металл вместо дерева, большое прямое отверстие для трубки, «параболическое» коническое отверстие под головку, очень большие отверстия для звука, закрытые клавишами, и связанная система клавиш, которая несколько упростила аппликатуру. Наиболее существенные отклонения от оригинального описания Boehm являются универсальным устранением «костыль» для левой руки и почти универсальное принятие механизма ключа большого пальца Briccialdi и закрытый стоя G ♯ ключ над дополнительным G ♯ тон отверстием. Ключевая система Бема , с небольшими вариациями, по-прежнему считается самой эффективной системой среди всех современных деревянных духовых инструментов, позволяя обученным инструменталистам играть легко, с необычайной скоростью и блеском во всех тональностях. Современная флейта имеет три октавы плюс C 7 –C ♯ 7 –D 7 в четвертой октаве. Многие современные композиторы использовали высокий D ♯ 7 ; в то время как такие крайности обычно не используются, современная флейта может выполнять с точностью до F ♯ 7 в своей четвертой октаве.

Варианты 19 века

Флейты Мейера и Джорджи

Деревянная строительная флейта HF Meyer с ранним ключом в футляре

Карло Томмазо Джорджи и его флейта Джорджи. На флейте дуть кончик.

Георгий флейта

Флейта Мейера была популярной флейтой в середине 19 века. Включая и заимствованные из инструментов, построенных Х. Ф. Мейером с 1850 до конца 1890-х годов, он мог иметь до 12 клавиш и был построен с соединениями головы либо из слоновой кости с металлической подкладкой, либо из дерева. Окончательная форма представляла собой комбинацию традиционной флейты с клавишами и венской флейты и стала наиболее распространенной в Европе и Америке . Эта форма имела 12 ключей, корпус из дерева, головной шарнир из металла и слоновой кости и был распространен в конце века.

Совершенно на противоположном конце спектра, с точки зрения сложности ключевой системы, разработанной Бемом, была флейта Джорджи , усовершенствованная форма древней флейты с отверстиями. Запатентованная в 1897 году флейта Giorgi была спроектирована без каких-либо механических клавиш, хотя патент позволяет добавлять клавиши в качестве опций. Георгий позволил исполнителю играть одинаково верно во всех музыкальных тональностях, как это делает система Бема. Флейты Георгия теперь являются раритетом, находятся в музеях и частных коллекциях. Принципы, лежащие в основе обоих паттернов флейты, практически идентичны, с тональными отверстиями, расположенными в соответствии с требованиями для создания полностью хроматической гаммы. Игрок, открывая и закрывая отверстия, регулирует эффективную длину трубы и, таким образом, частоту колебаний, которая определяет слышимую высоту звука.

Модифицированные конструкции флейты Бёма

В 1950-х Альберт Купер модифицировал флейту Бема, чтобы облегчить исполнение современной музыки. Флейта была настроена на A440, а в было вырезано по-новому, чтобы изменить тембр . Эти флейты стали наиболее часто используемыми профессионалами и любителями.

В 1980-х годах Йохан Брёггер модифицировал флейту Бёма, исправив две основные проблемы, существовавшие почти 150 лет: несоответствие между некоторыми клавишами и проблемы между клавишами G и B ♭ . В результате были невращающиеся валы, которые давали более тихий звук и меньшее трение о движущиеся части. Также доработки позволили индивидуально отрегулировать пружины и усилить канавку. Brögger флейта производится только по Братьями Brannen и Миядзава флейт .

Примечания

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Купите вистл в местном музыкальном магазине или онлайн.
Жестяные флейты продаются во всех возможных ключах. Самый распространенный вистл в «ре» играет октавы «ре» и «соль-мажор». Второй наиболее распространенный вистл в «до» играет октавы «до» и «фа-мажор». Самая низкая нота вистла, когда вы закрываете пальцами все отверстия, называется тональностью – на вистле «ре» тональность – нота «ре».

’’’Держите ваш вистл правильно.
’’» Вистл должен быть направлен вниз под углом 45 градусов. Ваша доминантная рука должна находиться внизу, а вторая рука сверху. Мизинцы в игре не используются, а выполняют поддерживающую роль или же используются в игре на самых больших (и низкооктавных вистлах). Большие пальцы поддерживают вистл снизу. Накройте отверстия вистла кончиками пальцев. Поместите наконечник вистла между губами – не зубами!

’’’Научитесь играть различные ноты.
’’’ Стандартный вистл берет две октавы. В случае с «ре»-вистлом это охватывает ноты от второй «ре» над средней «до» до четвертой «ре» над средней «до». Теоретически, с выдуванием особенного сильного потока воздуха возможно взять ноты выше, но на практике звук получается слишком громким и фальшивым. Как правило, каждый поднятый палец и открытое отверстие на вистле дает звук на ноту выше. Взгляните на табулатуру «ре»-вистла, приведенную ниже. Белые кружки обозначают открытое отверстие, черные – закрытое. Значок + под табулатурой означает вторую октаву.

’’’Сыграйте ноты на низкой октаве.
Возьмите вистл и закройте пальцами все дырочки. (Не нужно прижимать пальцы с силой, просто убедитесь, что кончики пальцев полностью закрывают отверстие). Дуйте в вистл, поддерживая язык в позиции, как будто произносите «тууу». Получившийся звук – это и есть «тональность» (то есть нота «ре» на «ре»-вистле). Если вы дуете слишком слабо, нота выйдет слишком «разбавленной», если вы дуете слишком сильно – вистл сыграет во второй октаве или произведет резкий свистящий звук. Научитесь выдувать равномерный поток воздуха, чтобы производить приятный низкий звук правильной ноты. Убирайте палец за пальцем, таким образом перебирая все ноты в гамме, пока не доберетесь до ноты, при которой все дырочки на вистле открыты (до-диез). Чтобы поддерживать в руках вистл со всеми открытыми отверстиями, используйте мизинец доминантной руки.

Проиграйте ноты второй октавы.
Снова закройте все отверстия пальцами и дуньте в вистл с удвоенной силой. Если вам не удается взять ноту второй октавы, попробуйте немного приоткрыть первое отверстие (самое близкое ко рту) – такая тактика поможет вам со всеми нотами второй октавы. Как и в первом уроке, одну за другой открывайте все дырочки на вистле, играя гамму во второй октаве до самой высокой ноты (до-диез). Чем выше ноты, тем сильнее вы должны будете дуть.

Научитесь играть мелодию!
Если вы еще не умеете, научитесь играть музыку с листа по нотам.

Побольше практики!
Отрабатывайте чистоту нот и плавные переходы между ними, а также специальные примочки к вашей игре:

  • Кат — Перед тем, как сыграть ноту, возьмите ноту повыше на долю секунды. Быстро уберите ваш палец с дырочки и поставьте его обратно, чтобы слушательское ухо даже не успело зарегистрировать тон.
  • Страйк — То же самое, что и «кат», только вместо ноты повыше вы берете ноту пониже.
  • Слайд между нотами — Позвольте своему пальцу соскользнуть с отверстия, чтобы плавно перейти на новую ноту.
  • Эффект Вибрато достигается вариациями потока воздуха. Чем быстрее вы дуете, тем выше тон, чем медленнее – тем ниже, и смена интенсивности позволит вам производить вибрирующий звук. Не дуйте слишком сильно, а иначе вы рискуете перейти во вторую октаву. Вибрато также можно сделать, открывая и закрывая вторую дырочку ото рта. К примеру, беря ноту A, быстро поднимайте и опускайте палец со второй верхней дырочки, чтобы получить вибрирующий звук.

И некоторых других стран.

Вистл
Пример звучания Звучание пластикового вистла
Классификация Продольная флейта со свистковым устройством

Медиафайлы на Викискладе

Применение

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл — в контексте ирландской народной музыки — довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes
, которая имеет давнюю традицию и довольно сложна.
Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin)
, записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2)
, которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

Современные вистлы

В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke
, и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation
, доступные пластиковые вистлы Dixon
и Susato
и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

Наиболее популярные производители:

Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5 $, инструменты профессионального уровня стоят от 100 $ до 700 $, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

Висл (irish whistle)

Вислы

Ирландская дудочка (висл, дословно — свисток, что в общем правильно, если посильнее дунуть) — одна палочка и девять дырочек. Шесть рабочих отверстий позволяют извлечь семь нот натурального мажора. Вторую и начало третьей октавы играют передуванием. Специальные комбинации позволяют брать бемоли. Делают их во многих тональностях — A, Bb (строй ), C, D, Eb F, G (это сказывается на размере); остальные — по заказу. В основном иcпользуют C и D — соответственно для песен в C/Dm и D/Em.

Вислы бывают двух основных типов — цилиндрические и конические. Цилиндрические представляют собой металлическую трубку (из бронзы или никеля) с просверленными отверстиями и пластиковым мундштуком. Отличаются ярким звуком. Основные марки: Generation, Feadog, Waltons.

Висл Generation

Профессиональные цилиндрические вислы делают целиком из алюминия. Оригинальный сильный звук, который уже и не висл, но еще и не флейта. Марки: Howard, Chieftain.

Висл Chieftain

Конические вислы (известные как Pennywhistle — название свое получили за то, что некоторые шустрые граждане, играя на этих самых вислах в общественных местах, умудрялись заработать немножко этих самых пенни) — как видно на фото — свернутый в конус жестяной лист, пропаянный по шву с обратной стороны, с деревянной вставкой в мундштуке. Характерный достаточно мягкий «шипяший» звук. Выпускаются также на октаву ниже (low whistle). При игре с другими инструментами создает ощущение «глубины звука». Марки: Clark, Shaw

Конический висл Shaw

Лоу-Вистл

Музыкант, играющий на лоу-вистле

Low-Whistle
— Лоу-Вистл — низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

Наиболее распространенная тональность — D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

История

Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остается спорным.

Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton)
, который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey)
, который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance)
, в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane)
играл на этом инструменте.

Применение

Диапазон жестяной флейты – 2 октавы. Инструмент диатонический, применяемый для создания примитивной фольклорной музыки, не осложненной бемолями и диезами. Однако можно применять способ полузакрытия отверстий, делающий возможным извлечение нот полного хроматического ряда, то есть исполнять максимально сложную мелодию, насколько позволяет диапазон.

Наиболее часто вистл звучит в оркестрах, играющих ирландскую, английскую, шотландскую народную музыку. Основные пользователи – поп, фолк, рок-музыканты. Лоу вистл менее распространен, его используют преимущественно как аккомпанемент, когда звучит тин вистл.

Известные музыканты, игравшие на металлической флейте:

  • ирландская рок-группа «Sigur Ros»;
  • американская группа «Carbon Leaf»;
  • ирландские рокеры «The Cranberries»;
  • американская панк-группа «The Tossers»;
  • британский музыкант Стив Бакли;
  • музыкант Дэйви Спиллан, создававший музыку для знаменитой танцевальной группы «Riverdance».

Исполнительское дыхание. Его сущность. Значение. И методы развития

Техника дыхания исполнителя на духовых инструментах это прежде всего техника владения звуком включающее в себя все многообразие тембра, динамики, штрихов и артикуляции. Если хорошо поставлено дыхание по звуку можно судить сразу что у человека есть тембр, динамика, артикуляция. Культура звучания предполагает наличие определенной школы дыхания.

Если зарождению звука определяющая роль принадлежит языку то в ведению звука она принадлежит воздушной струе выдыхаемой исполнителем в инструмент. Характер воздушной струи корректируется кроме мышц дыхания губными мышцами, мышцами языка. А все они вместе контролируются слухом. Условно исполнительское дыхание можно сравнить со смычком у скрипачей.

Профессиональное дыхание исполнителя на духовых инструментах определяется в первую очередь сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами в полной мере работающими при вдохе и выдохе. В дыхательном механизме участвуют мышцы вдоха и выдоха. От умелого использования этих мышц антогонистов зависит техника дыхания исполнителя.

К мышцам вдоха относится: диафрагма и наружные межреберные.

К мышцам выдоха относятся: брюшной пресс и внутренние межреберные мышцы.

Исполнитель должен научиться управлять активным вдохом и выдохом посредством развития и тренировки дыхательных мышц. Выдох во взаимодействии с губами, языком, пальцами играет первостепенную роль в образовании звука , в его ведении и в различных видах его проявления в техники.

Хорошо поставленный выдох не только влияет на качество звука и разносторонние технические возможности, но и открывает широкий простор для деятельности других компонентов исполнительского аппарата: губ, языка, пальцев. Две фазы дыхания (вдох и выдох) могут по разному использоваться в исполнительском процессе.

При естественном физиологическом дыхании человека вдох это активный акт при котором легкие расширяются, ребра поднимаются вверх, купол диафрагмы опускается вниз. Выдох наоборот пассивный акт: полость легких, грудная клетка и диафрагма возвращаются в свое первоначальное положение. При физиологическом дыхании цикл протекает: вдох, выдох, пауза. Профессиональное исполнительское дыхание подчиненно сознанию исполнителя и предполагает активный вдох и выдох. Вдох — короткий, выдох — долгий (продолжительный).

От правильного и полноценного вдоха зависит и качественный выдох.

Профессиональный вдох духовика должен быть коротким полным и без шумным. Он имеет ряд специфических отличий от обычного физиологического дыхания человека.

  • Во первых он требует максимального использования объема легких (3500-4000 миллилитров воздуха). При физиологическом дыхании объем равен 500 миллилитров.
  • Во вторых при профессиональном дыхании возрастает нагрузка на дыхательную мускулатуру. Она во много раз больше чем при спокойном жизненном дыхании.
  • В третьих при обычном нормальном дыхании вдох и выдох примерно равны по времени то есть дыхание ритмичное.

Человек в спокойном состоянии делает 16-18 дыхательных циклов в одну минуту. Духовик сокращает число вдохов до 3-х, 8-ми в минуту. В естественных условиях человек дышит носом. При игре на духовых инструментах в основном ртом при незначительной помощи носом. Это обеспечивает полноту вдоха и его без шумность.

Дыхание при игре на духовых инструментах нужно брать через углы рта при незначительной помощи носа. Вдох через рот позволяет быстро и без шумно пополнить легкие воздухом. При вдохе участвуют наружные и межреберные мышцы грудной клетки и диафрагмы. Поэтому равномерное наполнение легких воздухом и расширение во всех направлениях грудной клетки зависит от развитости , силы и активности этих мышц.

Что касается диафрагмы то эта мышца одна из самых сильных в нашем организме. Вместе с дыханием она совершает 18 колебаний в минуту перемещаясь при этом на 4 сантиметра вверх и на 4 сантиметра вниз. Диафрагма выполняет грандиозную работу. Как совершенный нагнетательный насос диафрагма всей своей внушительной площадью опускается при вдохе сжимая печень, селезенку, кишки оживляя брюшное кровообращение.

Легкие при вдохе должны заполняться воздухом с низу до верху наподобие сосуда с водой в котором жидкость с начала покрывает дно и опираясь на него наполняет сосуд до верху. Таким образом в легких образуется так называемый воздушный столб опирающийся на дно легких, на его основание то есть на диафрагму.

Будет такой вопрос: в чем разница дыхания человеческого и исполнительского?

Вы будете говорить, что дыхание у исполнителя на духовом инструменте не ритмичное и второй вариант что дыхание опертое. Опертое дыхание — это правильное поставленное дыхание духовика.

Лоу-вистл

Low-Whistle
— лоу-вистл — разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Для изготовления вистлов используется металл, пластик или дерево.

Наиболее распространённая тональность — D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла).
Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Самые низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

История

Вероятно, подобные лоу-вистлу продольные флейты существовали ещё в XVI веке, но этот факт остаётся спорным.

Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton)
, который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey)
, утратившего свой бамбуковый вистл во время гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон стал получать заказы от других музыкантов.

Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance)
, в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane)
играл на этом инструменте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: