История создания и смысл песни «Солдаты группы “Центр”»
Широко известен рассказ Владимира Акимова о том, как Владимир Семенович сочинил песню.
Сценарист вспоминал:
Акимов Б., Москва, 1988
Послушаем, что рассказывала о постановке и песне Высоцкого завлит Театра на Таганке Элла Левина:
Тучин В., Москва, 1988
Сам Владимир Семенович утверждал, что сочинил песни к спектаклю по просьбе Любимова.
Высоцкий написал «Солдаты группы “Центр”» к новелле «Диктатор-завоеватель». Вот как он ее описал:
ДСК-3. Киев, 1971
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Основную идею композиции «Солдаты группы “Центр”» Владимир Семенович разъяснил следующим образом:
ДК «Мир», Дубна, 1967
Многие исследователи творчества Высоцкого и литературные критики указывают на аллюзии в словах военной песни «Солдаты группы “Центр”». Они полагают, что некоторые строки намекают на культ личности Иосифа Сталина.
Загрузка …
Издания песни «Солдаты группы “Центр”»
В 1977 году композиция вошла в сборник «Песни русских бардов». Его выпустило на магнитофонных кассетах парижское издательство YMCA Press. Песня называлась «Солдат всегда здоров, солдат на все готов…»
В СССР официальный релиз песни состоялся в 1988 году, когда «Мелодия» представила серию «На концертах Владимира Высоцкого».
Интересные факты
В изначальной версии текста был куплет, от которого Высоцкий позже отказался:
И все-то мы умеем, Нам трусость не с руки. Лишь только б не тускнели Солдатские штыки! По черепам и трупам, за метром — метр, Идут по Украине солдаты группы «Центр»…
Художественные особенности
Литературоведы и критики отмечают высокую степень сложности задачи создания психологически точной, не карикатурной песни от лица военного противника. По оценке Н. А. Андреева, Высоцкий справился с ней «с блеском» — в найденном автором ритме содержатся «угроза, напор и в то же время обречённость».
К удачным находкам относит ритм песни и филолог Вл. Новиков:
В. В. Бакин характеризовал песню как «лихую и жёсткую».
Историческая канва песни не строго документальна — группа «Центр» не была основной действующей силой наступления нацистов на упомянутой территории, но именно это название было выбрано Высоцким по фонетическим соображениям.
В. В. Акимов вспоминал:
История создания
Согласно автопризнанию, военная тема привлекала Высоцкого экстремальностью обстоятельств, создающих пространство для раскрытия человека.
По свидетельству сценариста Владимира Акимова, песня была написана Высоцким 27 апреля 1965 года в квартире актёра и режиссёра Левона Кочаряна:
Песня была написана Высоцким для спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые», посвящённого поэтам и писателям, участвовавшим в Великой Отечественной войне и задуманного театром к 20-летнему юбилею Победы. Согласно авторскому свидетельству, это первая песня, написанная им специально для спектакля — по заказу режиссёра Ю. П. Любимова. Договор театра с автором был заключён 2 апреля 1965 года.
Спектакль представлял поэтическую композицию и состоял из отдельных новелл, актёры исполняли по несколько ролей. Песня «Солдаты группы „Центр“» служила музыкальной иллюстрацией к новелле «Диктатор-завоеватель», где Высоцкий играл роли Гитлера и Чаплина. Песня в спектакле принадлежала не герою, которого играл Высоцкий, а персонажам — четырём немецким солдатам, «бравым и наглым», спускающимся по боковым дорогам во время монолога фюрера: «Забудьте слова „гуманизм“, „право“, „культура“».
Согласно биографу поэта Н. А. Андрееву, строки песни Высоцкого «Не надо думать! — с нами тот, кто всё за нас решит» были расценены комиссией по приёму спектакля как аллюзия, что стало одним из поводов для запрета «Павших и живых». Другой биограф Высоцкого В. В. Бакин указывает, что «основным недостатком» спектакля было названо приравнивание культа личности к фашизму. По требованию комиссии были предприняты многочисленные переделки спектакля, однако песню «Солдаты группы „Центр“» коллективу «удалось отстоять».
Спектакль был разрешён к концу юбилейного года. Неоднократно откладывавшаяся премьера состоялась в Театре на Таганке 4 ноября 1965 года.
Издания
При жизни Высоцкого кассетная магнитофонная запись и текст песни были выпущены парижским издательством «YMCA-Press» в составе собрания «Песни русских бардов» (1977) под названием «Солдат всегда здоров, солдат на всё готов…». Посмертно текст песни был опубликован в 1981 году в Нью-Йорке в составе авторского сборника «Песни и стихи».
На родине автора запись была впервые выпущена в 1988 году фирмой «Мелодия» в серии пластинок «На концертах Владимира Высоцкого» (в составе третьей пластинки — «Москва—Одесса»; код М60 48257 006, М60 48258; запись 1967 года). Текст песни был опубликован в 1989 году в № 4 журнала «Студенческий меридиан». С тех пор включается в собрания сочинений Высоцкого и отдельные сборники его стихотворений. В четырёхтомном собрании сочинений текст опубликован в составе 1-го тома в разделе «основных» песен, включающем «песни, звучавшие в театральных спектаклях… но в общественно-эстетическом сознании 1960—1970-х годов связанные прежде всего с индивидуальным творчеством Высоцкого».