Почему лесничий — шестой, трасса — е95, и не «шабаш», а «шабаш»?

«Небо славян» бой на гитаре

Хотелось бы сразу сказать, что вид боя – дело абсолютно личное, так как с его помощью можно подчеркнуть те или иные моменты в песне, поэтому если вы имеете опыт игры – то можете сами его подобрать.

Могу предложить, а точнее описать, как сыграть более подходящий по моему мнению.

Для разных частей композиции бой будет индивидуален. Начать хотелось бы с того, что в помощь при изучении боя неплохо бы иметь метроном или включить его с помощью интернета. Стандартный музыкальный размер аккорда называется четыре четверти, имеет четыре доли звучания, на каждую из которых в основном приходится удар по струнам. 

Итак, попробуем описать его с помощью схемы.

Бой на проигрыш:

В нижнем ряду указано направление удара по струнам, а в верхнем ряду счет. То есть вы про себя равномерно проговариваете: «раз и два и три и четыре и», а в это время на гитаре идет движение руки:

  1. вниз по струнам на «1»
  2. вниз-вверх на «и»
  3. вниз на 2
  4. вверх на «и» и т.д.

Бой на куплет:

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Используется простой бой на счет «1» и «и» бьем по трем басовым струнам, на «2» и «и» как и в проигрыше делаем движение вниз и вверх. И так до конца куплета.

Бой на припев:

В припеве при игре используется «приглушка», когда струны просто заглушаются ударом руки по ним, без дальнейшего звучания. На схеме «приглушка»обозначена стрелкой и звездочкой.

«Трасса Е-95″ (1996−97)

Интересно, что, имея постоянное число преданных фанатов, Кинчев никогда не стремился выдать стопроцентный народный хит. И тем не менее у него это получилось — чисто случайно. Сначала массы умилились клипом к перезаписанной архивной песенке «Дождь», однако настоящую народную славу АЛИСЕ принесла знаменитая «Трасса Е-95» из альбома 1997 года «Дурень». Может быть, секрет в том, что в обеих песнях было яркое и запоминающееся соло, которое сыграл приглашённый баянист Рушан Аюпов?

Что касается трассы Е-95, то так обозначалась дорога между Москвой и Петербургом (сейчас она маркируется на картах как М10), по которой постоянно ездил лидер АЛИСЫ — москвич по рождению и питерец по работе.

К. Кинчев: «Трасса» про взаимосвязь этих городов в моем сердце. Публика в этих городах разная, но и она перемешивается — москвичи едут на концерты в Питер, а питерские в Москву».

Правда, написал эту песню Кинчев не во время поездок по этой трассе, а во время гастролей осенью 1996 года — прямо в автобусе.

Большую роль в раскрутке песни сыграл и забавный клип, снятый Андреем Лукашевичем, где мы можем увидеть дочку Кинчева — Веру, его машину «Тойоту», а также то, как певец набирает на телефоне номер «2−12−85−06» (отсылка к одноименной песне АКВАРИУМА).

Диакон Андрей Кураев: «Я, когда её (песню — С.К.) услышал, даже не знал, что это Кинчев. Ехал на попутке и в качестве гостя не мог даже влиять на громкость радио. И вдруг — одна фраза пронзила меня: „Я иду по своей земле — к Небу, которым живу“. Это настолько хорошо легло на мои мысли, мои чувства — это же точная формула Православия русского! Я был просто потрясён».

Сейчас позднее, чем ты думаешь (2003)

Ефим Мутабор: Этому альбому можно сказать спасибо за то, что существует песня «Небо Славян», которую надо всегда включать как можно громче, когда в 5 утра приходишь домой в хлам бухим.

Тема православия, третьего пути и божественного происхождения славян раскрыта на 10 из 10.

Константин Кинчев, снимаю шляпу.

Ромуальд Панцерфауст: С выходом этого альбома «Алисы» возникло стойкое ощущение, что поезд прибыл и просьба освободить вагоны: песни про Русь, апокалипсис и антихриста, сочиненные не без влияния иеромонаха Серафима (Роуза) и все того же Мэрилина Мэнсона, обложка в стиле «шапочка из фольги» и еще много отличных творческих находок, включая вошедшую во второе издание пластинки песню «Грязь», по содержанию напоминающую передовицу из журнала «Фёлькишер беобахтер» (и это не то что бы преувеличение). С другой стороны, не любить песню «Небо славян» невозможно, хотя под конец она отчетливо напоминает в фашистский марш. Вскоре после выхода альбома группу покинули ее основатели Андрей Шаталин и Михаил Нефедов. Видимо, они все-таки не выдержали этой смертной любви, и в их отсутствие начался тот самый цирк с конями, о котором уже заходила речь выше.

Солнцеворот (2000)

Ефим Мутабор: Можно не слушать ничего, кроме песни «Православные». Еще свастоны на обложке есть. На этом все.

P.S.

Во время песни «Православные» на концертах группы «Алиса» принято вставать на колени, учтите.

Ромуальд Панцерфауст: Удивительным образом этот альбом оказался на голову (если не на две) лучше предыдущего, хотя обложка ничего хорошего не предвещала: название как у альбома «Гражданской обороны» 1997 года, свастоны («символ снискания благодати Святого Духа» — К. Кинчев, ладно), новый уродливый логотип (из-за старого решил посудиться нарисовавший его художник). Тем не менее новое примодненное на тогдашний лад звучание коллектива с использованием электроники и прочих компьютеров внезапно оказалось пускай не грандиозным, но совсем не вымученным (к слову, довольно похоже, и тоже недурно, звучит выпущенный в том же 2000 году альбом Brutal Planet любимого Кинчевым Алиса Купера, но по-видимому они просто оба наслушались Mechanical Animals Мэрилина Мэнсона, что не только не зазорно, но даже похвально). В плане содержания песен кинчевский винегрет начал приобретать несколько пугающий вид: к посконной натурфилософии, индивидуалистическому героизму и ниспровергательскому резонерству (в альбом вошли две остросоциальные песни из начала 1990-х, «Звезда свиней» и «Повелитель блох») добавилось православное миссионерство и специфические консервативные взгляды, почерпнутые из не вполне очевидных, но, по-видимому, экзотических источников. Рано или поздно такая гремучая смесь грозила привести к эксцессам посущественнее, чем загнутые влево крестики на обложке, и так оно вскоре и вышло. Едва ли Константину Евгеньевичу нравится, когда его называют православным фашистом, однако если рисуешь свастики на альбоме, в который вошла песня «Православные», всякое может случиться.

«Стерх» (1987−89), «Шабаш» (1988−90)

Я не случайно объединил эти две песни. Обе они имеют непосредственное отношение к рок-барду Александру Башлачёву, который не просто дружил с Кинчевым, но и оказал на лидера АЛИСЫ немалое влияние. Именно творчество Башлачёва заставило Кинчева отойти от прозападной рок-традиции в сторону русской образности и мифологии.

Яркий пример этого — как раз песня «Стерх», написанная весной 1987 года. По признанию Кинчева, текст он писал очень долго — месяца три. По сути, он представляет собой иносказательное и жутковатое описание падшей России, по которой герой песни идёт.

Нетрудно догадаться, что это описание России атеистической, где «разорвана связь между солнцем и птицей рукой обезьяны» (дарвинизм), «пропиты кресты» и «сортир почитают за храм» (у Башлачёва «Мы строили замок, а выстроили сортир»). Ну, и, наконец, если кто не знает, «раненный стерх» — это такой редкий и исчезающий вид белого журавля.

Несмотря на то что альбом был назван «Шестой лесничий», главной песней пластинки Кинчев считал именно «Стерха». На том же альбоме мы можем встретить и песню «Солнце за Нас», адресованную непосредственно Башлачёву — с целью морально поддержать впавшего в психологическую депрессию барда.

К сожалению, песни не помогли. В феврале 1988 года Башлачёв выбросился из окна…

Кинчев страшно переживал потерю своего соратника (и в чём-то учителя). Реквиемом по Башлачёву стала грандиозная композиция «Шабаш» — про птиц, слетевшихся на болота. В течение 8 минут песня разворачивается, как сжатая пружина, чтобы в конце взорваться жизнеутверждающим катарсисом «Мир да любовь!»

К. Кинчев: «Если Москва строилась добротно и точно на тех местах, где древние люди безошибочно находили положительную энергию, то Питер был построен вопреки всем этим законам на болотах, где могли жить только птицы. На человека, твердо стоящего на земле, Питер действует удручающе. Но для романтиков, способных приподняться над суетой, он — идеальное место».

После того как Кинчев стал твёрдо позиционировать себя в православии, ему нередко пеняли на песню со столь «бесовским» названием. Во-первых, не все знали, что прозвище Александра Башлачёва было «СашБаш» и «Шабаш» — явная отсылка к этому. Во-вторых, Кинчев всегда говорил, что закладывал в это слово другой смысл: не «ШАбаш» в смысле сатанинского сборища, а «ШабАш» — т. е. конец всему. Правда, мне кажется, поначалу выбор подобного названия не был лишён двусмысленности и провокативности (как впоследствии, и «православная» свастика на альбоме «Солнцеворот»).

«Шестой лесничий» (1986−89)

В 1989 году на прилавки, наконец-то, легла третья пластинка группы с жуткими окровавленными масками на обложке и загадочным названием «Шестой лесничий».

С одной стороны, казалось бы, ясно, что в одноименной песне намекалось, что Лесничие — это правители советского государства. Недаром в конце Кинчев умильно пропевает строчку из старой песни БГ про «Мишу из города скрипящих статуй», да ещё и на мотив «Полюшко-поле». Но если Шестой Лесничий — Михаил Горбачёв, то выходит неувязка. Ведь правителей СССР при самом грубом подсчёте — семь (это, если не считать «эпизодического» Маленкова).

Возможно, не учитывался Ленин, так как в начале перестройки основное «развенчание» касалось Сталина, а Ленин, напротив, был идеалом «социализма с человеческим лицом». А возможно, «шесть», которое принято считать дьявольским числом, звучало более эффектно.

От подобных вопросов Кинчев обычно отмахивался — мол, не знаю, потому что песня не моя. Авторство «Шестого лесничего», действительно, принадлежало не лидеру АЛИСЫ, а его другу детства и московскому соседу — Андрею Киселёву. Исполнять песню на акустических концертах Кинчев начал ещё в 1986 году, а в 1988 решил и записать, сократив текст на один куплет.

В аранжировке АЛИСЫ (где немалую роль сыграл новый гитарист Игорь Чумычкин) песня зазвучала мощно и очень полюбилась слушателям. Особую изюминку добавил красивый вокализ в припеве, исполненный Инной Желанной (из группы АЛЬЯНС), который выглядел особенно интересно на фоне демонически-мрачных куплетов.

История рождения шедевра


Константин Кинчев

История этой культовой песни берёт своё начало осенью 2000 года: именно тогда лидер «Алисы» Константин Кинчев ехал в поезде из Санкт-Петербурга в столицу, как вдруг его посетило вдохновение… В процессе своего небольшого путешествия Кинчев сделал лёгкие наброски будущего скандального хита. Музыкант даже обрисовал звучание своего творения — правда, мысленно. Однако этого было достаточно.

Впервые композиция была исполнена под акустику: история гласит, что Кинчев одолжил гитару у одного из поклонников, жадно следившего за ходом интервью радиостанции «Nostalgie»… Примерно через год песня добралась до концертного сет-листа группы, а вскоре украсила собой и альбом «Сейчас позднее, чем ты думаешь». Публика приняла этот шедевр действительно тепло, с любовью! Но патриотический посыл песни сыграл с ней злую шутку: нашлись те, кто увидел в этом шлягере нацистский гимн…

«Небо славян» (2000−2003)

С 2000 года Кинчев уже целенаправленно пытается совместить в своём творчестве «коня и трепетную лань» — рок-н-ролл и православие, чем вызывает изрядное смятение в умах многих своих поклонников.

Сразу было понятно, что христианином лидер АЛИСЫ может быть только воинствующим. В общем, вполне логичная эволюция для Кинчева: от молодежного кумира, через лермонтовского демона и Стеньку Разина, прямо в Иоанны Богословы. Отсюда и апокалиптические образы, и дух «священной» войны, наполняющие его последние альбомы.

Яркой «визитной карточкой» православного периода АЛИСЫ стала ещё один впечатляющий рок-гимн под названием «Небо славян». Патриотическую песню, на которую был снят клип со сценами Ледового побоища, битвы Бородино, сражений Великой Отечественной и моряками Кронштадта, многие восприняли как оду русскому нацизму.

К. Кинчев: «Национализм, как мне кажется, не синоним слова нацизм, а, скорее, антоним. Потому что здравый национализм базируется на нравственном фундаменте — опять-таки, я все время возвращаюсь к нашей Церкви. Такой национализм направлен в поиске врага внутрь себя. Иными словами, человеку, любящему свою Родину, понимающему свою национальную принадлежность, связь с землей, на которой он родился, полезнее искать несовершенства не во внешних врагах, а в душе».

Всё бы хорошо, но тогда о чём в этой песне строки «Нас точит семя орды, Нас гнет ярмо басурман»? Какое «семя орды» в многонациональной с испокон веков стране, где кровь многих народов давно перемешалась? Особенно смешно было слушать про «семя», когда эту песню перепел народный женский коллектив ФЕДОРИНО ГОРЕ. Ну, а славяне — они пока никуда не делись и государственный язык в России, как ни крути, русский, а не татарский или якутский. Поаккуратнее надо быть с формулировками. Если начнут выяснять, где русский, а где нерусский — России мало не покажется… Или мало наглядных примеров?

Энергия (1985)

Ефим Мутабор: В 1999 году я потащил мамку в моднейший магазин «Партия» с целью купить кассетный плеер. Так как мой музыкальный кругозор в тот момент ограничивался клипами Влада Сташевского, которые крутили на канале 2×2, кассеты за меня выбирала именно она. Среди прочего ее выбор пал и на альбом «Энергия». Кроме песни «Мое поколение» мне на нем ничего не нравилось и не нравится (разрешаю плюнуть от злости в монитор).

Из плюсов — я понял, что на свете есть музыка помимо Шуры и Сташевского.

Послушать и посмотреть: Мое поколение

Ромуальд Панцерфауст: Дебютный альбом «Алисы» — шедевр советского нью-вейва. Ленинградская школа говнопалочной звукозаписи прыгнула выше головы: люди большого энтузиазма и таланта вроде Андрея Тропилло на собранном с миру по нитке оборудовании делали саунд не хуже (если не лучше) многих западных образцов, а материальная бедность обернулась их духовным богатством.

Но главное, конечно, не это, а мастерские тексты, мелодизм и артистическая интуиция Константина Кинчева: зацикленный на самом себе (рок-звезда, обычное дело), он запел от имени целого поколения, глотавшего воздух перестроечной свободы. Резко индивидуализированное «я» («Я меломан») и расплывчатое «мы» («Мы вместе!») в «Энергии» сменяют друг друга в безумном калейдоскопе образов, для полноты эффекта приправленном цитатами из литературной классики. Коктейль получился гремучий, но убедительный — такое одобрили и ребята с нашего двора, для которых песни БГ оставались набором непонятных слов, и люди поинтеллигентнее, так что и нам с вами выпендриваться нечего. Как-никак, а нелепой игре отдано уже две тысячи тринадцатых лун (если не больше).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: