Белла ахмадулина

Ирония дизайна, или С лёгким паром!

В одном из спектаклей Гришковца, есть такой эпизод, в котором он говорит про утрату радости от жизни, в следствии познания мира и понимания того как устроены те или иные вещи. В качестве примера, Гришковец рассказывает, что в детстве, он мечтал стать машинистом поезда, чтобы так же колесить по свету и вести локомотив рассекая ночь, в бесконечную даль, в неизведанные края. А повзрослев, узнал, что оказывается, машинисты ни в какую даль не едут, а проезжают только короткий отрезок, между станциями, до пересменки. Оказалось что у них такой же рабочий день, как и у всех, и вечером они возвращаются домой после смены.

В общем, прекращаю флудить, тут у меня что-то подобное, и если не хотите разочароваться узнав как устроен фильм Ирония судьбы, лучше не читайте дальше. Но не пугайтесь сильно, тут не про весь фильм, а только про место действия – квартиру.
Когда мы говорим о том, что гарантировало триумф и вечную славу нашему всенародно любимому фильму, то перечисляем факторы в такой последовательности, как: гений Рязанова, шедевр Брагинского, прекрасную игру и подбор актёров, песни в исполнении Пугачёвой и Никитина с ясенем положенные на стихи замечательных поэтов, музыку Таривердиева. И мало кто понимает, что всё это было нанизано на дизайн двушки на 3-ей улице Строителей дом 25.
Помести Лукашина и Надю, с их мамами и Галей в другой интерьер – фильм не выстрелил бы. Однозначно. Это было бы хорошее кино, на один новогодний просмотр в 1976-м.
Я считаю, что объяснять, как влияет интерьер на нас в эмоциональном плане, в плане создания атмосферы и всего из этого вытекающего – бесполезно. Это тема для докторской диссертации, и профанировать тут не нужно. Просто – влияет.
Чтобы разобраться, что там с интерьером этой двушки, нужно принять тот факт, который есть сама суть фильма, что эти квартиры абсолютно одинаковые, и их портрет можно составить комбинируя эпизоды из Жениной и из Надиной квартир. И второе: тут очень тонкий момент – в ряде источников говорится, что съёмки велись в реальных квартирах. А вот с этим согласиться нельзя. Думаю, что все «квартирные эпизоды» сняты в павильонных декорациях (точнее в одной декорации на обе квартиры). Это сразу понимаешь, когда начинаешь вычерчивать план помещений, например сцена в ванной «тёпленькая пошла», там просто негде установить камеру, чтобы её снять. Я не говорю уже о технических сложностях съёмок в реальных квартирах. Именно это и создаёт основные трудности для реконструкции, так как в силу особенностей павильонных съёмок масштаб интерьеров здорово «плавает».
Планировка: Ещё с детства меня ставила в тупик сцена, где Надина мама запирает Лукашина в комнате. Буквально в десятилетнем возрасте, я впервые удивился – Что за двери она закрывает? Почему их две? Пересмотрите этот фрагмент, если интересно. Позже я конечно разобрался.

Когда Надина мама обнаруживает в квартире некого постороннего гражданина, она устраивает ему западню: прошмыгнув по гостиной за шифоньерами, мама закрывает дверь ведущую в некое помещение расположенное слева (если смотреть из гостиной), затем закрывает двустворчатую дверь из прихожей (ну с этой-то дверью всё понятно). А что это за первая дверь, и куда она ведёт? () Т.е. это получается что в гостиной три двери: в смежную комнату, в прихожую, и эта – загадочная дверь налево… Если отмотать кино к эпизоду в котором Надя реанимирует тело Лукашина водой из чайника (эпизод «я вам не клумба») (2), то мы получим ответ на наш вопрос – левая дверь, ведёт прямиком на кухню (6). Также на кухню можно попасть по коридору, огибающему гостиную.

История создания песни «По улице моей…»

Белла Ахмадулина сочинила стихотворение в 1959 году, когда ей было всего двадцать два года. Исследователи творчества поэтессы и преданные поклонники её таланта не перестают удивляться тому, что в ещё очень молодом возрасте она написала столь глубокомысленное литературное произведение. Кажется, что оно могло родиться лишь у человека с очень богатым жизненным опытом.

Впрочем, к тому времени на долю Беллы Ахатовны уже успело выпасть немало испытаний: исключение из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (с последующим восстановлением), критика на страницах «Комсомольской правды», скоротечный брак и разрыв с Евгением Евтушенко. Несомненно, к началу третьего десятка жизни она познала, что такое предательство и потеря друзей.

В 1962 году был издан дебютный сборник Ахмадулиной «Струна», в который вошла элегия «По улице моей который год». Стихотворение также печали в «Юности».

На поэтических вечерах Ахмадулина могла читать разные вариации произведения. Василий Аксёнов в романе «Таинственная страсть» вспоминал:

В данном случае речь идёт о четверостишье:

Далее запись 1993 года, на которой Белла Ахмадулина читает стихотворение под аккомпанемент Микаэла Таривердиева.

Анализ стихотворения «По улице моей который год» Ахмадулиной (2 вариант)

Одно из самых известных стихотворений Беллы Ахатовны Ахмадулиной «По улице моей который год» в 1975 году было положено на музыку композитором М. Таривердиевым.

Стихотворение написано в 1959 году. Поэтессе исполнилось 22 года, она учится в Литературном институте, пережила угрозу исключения из рядов студентов. Какое-то время работала корреспондентом в газете. Позади был развод с поэтом Евгением Евтушенко. По жанру – элегия, по размеру – пятистопный ямб с перекрестной рифмой, 9 строф. Рифмы открытые, закрытые, есть и неточные. Лирическая героиня – сама поэтесса. «Мои друзья уходят»: бескомпромиссность юности куда-то улетучивается. Друзья прощаются, забывают позвонить, спросить. Они уже не чувствуют друг друга. «Нет в их домах ни музыки, ни пенья»: атмосфера стала более респектабельной. «Девочки Дега»: имеются в виду балерины с картин художника Э. Дега. «К предательству таинственная страсть»: героиня не ищет оправданий, идет на разрыв отношений.

«О, одиночество, как твой характер крут!»: это обращение, выраженное олицетворением. В повелительном наклонении она просит у него забвения, покоя, награды за постоянство. Одна, она страшится немоты, нежелания людей, когда-то близких, вместе разделять и радости, и горе. «И – мудрая – я позабуду»: ее путь разошелся с путями друзей. Остается искусство. Природа с ее «детскими секретами», «тишь библиотек», концертные залы, безмолвно глядящие со стен картины в музеях. «И вот тогда» новое чувство прорастет в героине. Уже без горечи, упреков, просьб она поблагодарит друзей, что были, даже – что ушли. За все прекрасные моменты. После этого она сможет навсегда отпустить их: появятся и растворятся снова. Звукопись: аллитерация сонорных, мягких, глухих звуков. Есть ассонанс звуков «у» и «о». Цветопись: голубою, голубеньких, из темноты. Интонация возвышенная, свободно льющаяся, с присущим Б. Ахмадулиной флером старины, изящества и благородства из XIX века. Сравнения: сиротство, как блаженство. Она прислоняется к груди одиночества (метафора), а природа – к ее плечам (олицетворение).

Инверсия: запущены дела, звучат шаги. Эпитеты: строгие, тайный, бесполезным, беззащитных. Метафоры: уход той темноте за окнами угоден, на конце замедленного жеста, туманит ваши очи, замыкаешь круг. «Мудрость и печаль» — ключевые слова этого произведения.

Элегия «По улице моей который год» Беллы Ахмадулиной вошло в дебютный сборник поэтессы, вышедший в 1962 году.

Алла Пугачева — По улице моей

Все стихи Ахмадулиной Беллы Ахатовны (1937-2010) здесь

Анализ стихотворения Ахмадулиной «По улице моей который год…»

 
Тема одиночества часто звучит в лирике русских поэтов. Одним из самых пронзительных и одновременно нежных произведений, раскрывающих это состояние, является «По улице моей который год…» Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937 – 2010).

Это стихотворение написано в 1959 году, поэтессе было всего 22 года. Юношеская наивность в нём смешивается со спокойной мудростью:
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.

Так начинает повествование Белла Ахатовна. В этих строках нет горечи, обиды, гнева. Есть только тихая грусть. Слова звучат так, словно автор стремится передать не свои эмоции, а окружающие звуки. Поэтому так часто встречаются повторяющиеся слоги «год», «ход», которые напоминают глухой стук удаляющихся шагов.

Автор даже пытается оправдать этих людей. Как незримый призрак она проникает в дома друзей:
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья…

Она подмечает, что жизнь этих людей изменилась, на смену развлечениям юности пришла рутина и взрослые заботы. Не изменяются только декорации. Автор упоминает картину Дега, где изображены балерины в голубых платьях. Это очень показательный образ – он напоминает о птицах, об утраченной юности и свободе.

Поэтесса действительно не осуждает друзей. Объясняя их поступки «таинственной страстью к предательству», она готова их понять. Автор называет отвернувшихся от неё людей беззащитными, в то время как сама бесстрашно предстаёт перед грозной силой – одиночеством: «О одиночество, как твой характер крут!»

Автор одушевляет одиночество, придавая ему вид могущественного божества. Как в молитве, поэтесса обращается к этой силе:
Так призови меня и награди!
Даруй мне тишь твоих библиотек…

Рисуя образ одиночества, автор использует аналогии: неумолимость сравнивает с «циркулем железным», тоску – со «стужей голубою», ощущение брошенности среди толпы – с прогулкой по густому лесу.

Интересно сочетание архаичной лексики с современным русским языком в стихотворениях Беллы Ахмадулиной. В этом стихотворении присутствуют устаревшие витиеватые выражения, например, «туманит очи», «не внемля увереньям», «твой баловень». Но они не звучат высокопарно, а наоборот, придают строкам изящество и строгость.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения «По улице моей который год» Ахмадулиной

Одно из самых известных стихотворений Беллы Ахатовны Ахмадулиной «По улице моей который год» в 1975 году было положено на музыку композитором М. Таривердиевым.

Стихотворение написано в 1959 году. Поэтессе исполнилось 22 года, она учится в Литературном институте, пережила угрозу исключения из рядов студентов. Какое-то время работала корреспондентом в газете. Позади был развод с поэтом Е. Евтушенко. По жанру – элегия, по размеру – пятистопный ямб с перекрестной рифмой, 9 строф. Рифмы открытые, закрытые, есть и неточные. Лирическая героиня – сама поэтесса. «Мои друзья уходят»: бескомпромиссность юности куда-то улетучивается. Друзья прощаются, забывают позвонить, спросить. Они уже не чувствуют друг друга. «Нет в их домах ни музыки, ни пенья»: атмосфера стала более респектабельной. «Девочки Дега»: имеются в виду балерины с картин художника Э. Дега. «К предательству таинственная страсть»: героиня не ищет оправданий, идет на разрыв отношений.

«О, одиночество, как твой характер крут!»: это обращение, выраженное олицетворением. В повелительном наклонении она просит у него забвения, покоя, награды за постоянство. Одна, она страшится немоты, нежелания людей, когда-то близких, вместе разделять и радости, и горе. «И – мудрая – я позабуду»: ее путь разошелся с путями друзей. Остается искусство. Природа с ее «детскими секретами», «тишь библиотек», концертные залы, безмолвно глядящие со стен картины в музеях. «И вот тогда» новое чувство прорастет в героине. Уже без горечи, упреков, просьб она поблагодарит друзей, что были, даже – что ушли. За все прекрасные моменты. После этого она сможет навсегда отпустить их: появятся и растворятся снова. Звукопись: аллитерация сонорных, мягких, глухих звуков. Есть ассонанс звуков «у» и «о». Цветопись: голубою, голубеньких, из темноты. Интонация возвышенная, свободно льющаяся, с присущим Б. Ахмадулиной флером старины, изящества и благородства из XIX века. Сравнения: сиротство, как блаженство. Она прислоняется к груди одиночества (метафора), а природа – к ее плечам (олицетворение).

Инверсия: запущены дела, звучат шаги. Эпитеты: строгие, тайный, бесполезным, беззащитных. Метафоры: уход той темноте за окнами угоден, на конце замедленного жеста, туманит ваши очи, замыкаешь круг. «Мудрость и печаль» — ключевые слова этого произведения.

Элегия «По улице моей который год» Б. Ахмадулиной вошло в дебютный сборник поэтессы, вышедший в 1962 году.

Анализ стихотворения Ахмадулиной «По улице моей который год…»

Тема одиночества часто звучит в лирике русских поэтов. Одним из самых пронзительных и одновременно нежных произведений, раскрывающих это состояние, является «По улице моей который год…» Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937 – 2010).

Это стихотворение написано в 1959 году, поэтессе было всего 22 года. Юношеская наивность в нём смешивается со спокойной мудростью:
По улице моей который год
звучат шаги – мои друзья уходят.

Так начинает повествование Белла Ахатовна. В этих строках нет горечи, обиды, гнева. Есть только тихая грусть. Слова звучат так, словно автор стремится передать не свои эмоции, а окружающие звуки. Поэтому так часто встречаются повторяющиеся слоги «год», «ход», которые напоминают глухой стук удаляющихся шагов.

Автор даже пытается оправдать этих людей. Как незримый призрак она проникает в дома друзей:
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья…

Она подмечает, что жизнь этих людей изменилась, на смену развлечениям юности пришла рутина и взрослые заботы. Не изменяются только декорации. Автор упоминает картину Дега, где изображены балерины в голубых платьях. Это очень показательный образ – он напоминает о птицах, об утраченной юности и свободе.

Поэтесса действительно не осуждает друзей. Объясняя их поступки «таинственной страстью к предательству», она готова их понять. Автор называет отвернувшихся от неё людей беззащитными, в то время как сама бесстрашно предстаёт перед грозной силой – одиночеством: «О одиночество, как твой характер крут!»

Автор одушевляет одиночество, придавая ему вид могущественного божества. Как в молитве, поэтесса обращается к этой силе:
Так призови меня и награди!
Даруй мне тишь твоих библиотек…

Рисуя образ одиночества, автор использует аналогии: неумолимость сравнивает с «циркулем железным», тоску – со «стужей голубою», ощущение брошенности среди толпы – с прогулкой по густому лесу.

Интересно сочетание архаичной лексики с современным русским языком в стихотворениях Беллы Ахмадулиной. В этом стихотворении присутствуют устаревшие витиеватые выражения, например, «туманит очи», «не внемля увереньям», «твой баловень». Но они не звучат высокопарно, а наоборот, придают строкам изящество и строгость.

Лирическую героиню стихотворения можно охарактеризовать как сильную и уверенную личность. Она смиренно-снисходительна к друзьям, и спокойно принимает одиночество. Несмотря на то, что это состояние болезненно, она встречает его лицом к лицу и готова принять его. Оно делает героиню мудрее, поэтому она прощает неверных людей.

АхмадулинаРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Клип «По улице моей»

Давайте посмотрим фрагмент из фильма «Ирония судьбы», в котором Надя поёт «По улице моей» голосом Аллы Пугачёвой.

Интересные факты

Хотя после выхода «Иронии судьбы» песню ждала огромная слава и народная любовь, Алла Борисовна не стала включать её в концертные программы.

Вопросы и ответы

Кто написал песню «По улице моей»?

Композицию на стихотворение Беллы Ахмадулиной сочинил Микаэл Таривердиев.

В каком году было написано стихотворение «По улице моей»?

Белла Ахмадулина написала произведение в 1959 году. В 1962-м оно было издано в дебютном сборнике поэтессы «Струна».

Для какого фильма была написана песня «По улице моей»?

Композитор Микаэл Таривердиев положил стихотворение Беллы Ахмадулиной на музыку для мелодрамы «Ирония судьбы, или С лёгким паром» Эльдара Рязанова.

Кто спел «По улице моей» в «Иронии судьбы…»?

Песню в фильме Эльдара Рязанова исполнила Алла Пугачёва.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: