Стих, который пастернак написал после своего развода с женой

Тема

В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.

В первых строфах авторское внимание сосредоточено на доме, о котором рассказывает лирический герой. Воображение героя рисует один из дней, который должен настать в будущем

Он представляет пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь подсказывает, что герой чувствует себя одиноким. За окнами будет зимний снежный день. Описание снега только усиливает ощущение пустоты в жилище и в душе лирического героя, который знает, что в такой атмосфере им обязательно «завертит… прошлогоднее уныние». Эта психологическая деталь автобиографическая. При помощи нее Б. Пастернак намекает на свое расставание с первой женой и сыном. Память о «делах зимы иной» вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.

Вдруг взор героя переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Её он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.

Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…» 3 вариант

Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.

Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

Никого не будет в доме (песня из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»)

Никого не будет в доме (песня из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»)
Никого Не Будет В Доме — Сергей Никитин
стихи — Борис Пастернак, музыка — Микаэл Таривердиев

Никого не будет в доме…

Никого не будет в доме…
Никого Не Будет В Доме — Сергей Никитин
стихи — Борис Пастернак, музыка — Микаэл Таривердиев
Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) — русский и советский художник

Ирония дизайна, или С лёгким паром!

В одном из спектаклей Гришковца, есть такой эпизод, в котором он говорит про утрату радости от жизни, в следствии познания мира и понимания того как устроены те или иные вещи. В качестве примера, Гришковец рассказывает, что в детстве, он мечтал стать машинистом поезда, чтобы так же колесить по свету и вести локомотив рассекая ночь, в бесконечную даль, в неизведанные края. А повзрослев, узнал, что оказывается, машинисты ни в какую даль не едут, а проезжают только короткий отрезок, между станциями, до пересменки. Оказалось что у них такой же рабочий день, как и у всех, и вечером они возвращаются домой после смены.

В общем, прекращаю флудить, тут у меня что-то подобное, и если не хотите разочароваться узнав как устроен фильм Ирония судьбы, лучше не читайте дальше. Но не пугайтесь сильно, тут не про весь фильм, а только про место действия – квартиру.
Когда мы говорим о том, что гарантировало триумф и вечную славу нашему всенародно любимому фильму, то перечисляем факторы в такой последовательности, как: гений Рязанова, шедевр Брагинского, прекрасную игру и подбор актёров, песни в исполнении Пугачёвой и Никитина с ясенем положенные на стихи замечательных поэтов, музыку Таривердиева. И мало кто понимает, что всё это было нанизано на дизайн двушки на 3-ей улице Строителей дом 25.
Помести Лукашина и Надю, с их мамами и Галей в другой интерьер – фильм не выстрелил бы. Однозначно. Это было бы хорошее кино, на один новогодний просмотр в 1976-м.
Я считаю, что объяснять, как влияет интерьер на нас в эмоциональном плане, в плане создания атмосферы и всего из этого вытекающего – бесполезно. Это тема для докторской диссертации, и профанировать тут не нужно. Просто – влияет.
Чтобы разобраться, что там с интерьером этой двушки, нужно принять тот факт, который есть сама суть фильма, что эти квартиры абсолютно одинаковые, и их портрет можно составить комбинируя эпизоды из Жениной и из Надиной квартир. И второе: тут очень тонкий момент – в ряде источников говорится, что съёмки велись в реальных квартирах. А вот с этим согласиться нельзя. Думаю, что все «квартирные эпизоды» сняты в павильонных декорациях (точнее в одной декорации на обе квартиры). Это сразу понимаешь, когда начинаешь вычерчивать план помещений, например сцена в ванной «тёпленькая пошла», там просто негде установить камеру, чтобы её снять. Я не говорю уже о технических сложностях съёмок в реальных квартирах. Именно это и создаёт основные трудности для реконструкции, так как в силу особенностей павильонных съёмок масштаб интерьеров здорово «плавает».
Планировка: Ещё с детства меня ставила в тупик сцена, где Надина мама запирает Лукашина в комнате. Буквально в десятилетнем возрасте, я впервые удивился – Что за двери она закрывает? Почему их две? Пересмотрите этот фрагмент, если интересно. Позже я конечно разобрался.

Когда Надина мама обнаруживает в квартире некого постороннего гражданина, она устраивает ему западню: прошмыгнув по гостиной за шифоньерами, мама закрывает дверь ведущую в некое помещение расположенное слева (если смотреть из гостиной), затем закрывает двустворчатую дверь из прихожей (ну с этой-то дверью всё понятно). А что это за первая дверь, и куда она ведёт? () Т.е. это получается что в гостиной три двери: в смежную комнату, в прихожую, и эта – загадочная дверь налево… Если отмотать кино к эпизоду в котором Надя реанимирует тело Лукашина водой из чайника (эпизод «я вам не клумба») (2), то мы получим ответ на наш вопрос – левая дверь, ведёт прямиком на кухню (6). Также на кухню можно попасть по коридору, огибающему гостиную.

Тема и сюжет

Стих «Никого не будет в доме» яркий образец любовной лирики, в которой проглядываются нотки философии, что свойственно Пастернаку

Автор сумел соединить вместе темы встречи с любимой и одиночества, которое помогает подчеркнуть важность любовного свидания

По сюжету лирический герой находится один в воображаемом зимнем доме, покрытом в вечерние сумерки вуалью ожидания любимой женщины.

Чтобы в полной мере вкусить радость от встречи герою необходимо побыть в одиночестве, ему надо остаться наедине с тишиной, между крышами и снегом.

В это время героя посещают воспоминания о былом, где есть место и «не отпущенной вине» перед бывшей женой, место которой заняло новая возлюбленная. Он оценивает прошлое и отпускает его, чтобы открыть дорогу к будущему.

Пребывание в одиночестве не будет долгим, неожиданно колыхнётся портьера и из-за неё появится его женщина, предмет его ожидания и обожания.

Свою возлюбленную герой воспринимает настолько всерьез, что называет её будущностью, при этом свидание имеет не только банальный сексуальный мотив – это встреча не только двух тел, но и двух близких душ. Белый наряд возлюбленной тому подтверждение, хотя конечно, отношения и не предполагались чисто в платонической области.

«Никого не будет в доме…» в фильме «Ирония судьбы»

Над музыкой к мелодраме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» работал Микаэл Таривердиев. Стихотворение Пастернака он представил в стиле русского романса, убрав из оригинала текста четвёртое четверостишье и повторив в конце первое. Песню исполнил под гитару Сергей Никитин.

Далее можно посмотреть онлайн музыкальный клип «Никого не будет в доме…» из знаменитого фильма Эльдара Рязанова.

Исполнители песни «Никого не будет в доме…»

Со второй половины семидесятых годов бард Сергей Никитин исполнял на концертах песню на стихотворение Пастернака.

Трио «Меридиан» играло «Никого не будет в доме…» с начала восьмидесятых.

В двадцать первом веке композицию пели Сергей Трофимов, Алексей Воробьёв и другие известные артисты.

Вопросы и ответы

Кто написал песню «Никого не будет в доме…»?

Это стихотворение Бориса Пастернака, которое положил на музыку композитор Микаэл Таривердиев.

В каком фильме прозвучала песня «Никого не будет в доме…»?

Микаэл Таривердиев написал песню на стихи Бориса Пастернака специально для фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром» Эльдара Рязанова.

Когда было написано стихотворение «Никого не будет в доме…»?

Борис Пастернак сочинил его в 1931 году?

Кому посвящено стихотворение «Никого не будет в доме…»?

Принято считать, что Борис Пастернак посвятил его Зинаиде Нейгауз. Она была супругой поэта с 1932 года.

Кто спел песню «Никого не будет в доме…»?

В фильме «Ирония судьбы…» песню исполнил бард Сергей Никитин.

История создания

История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.

Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятение, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине». Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.

Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: