Статьи

В духовом исполнительстве термин «штрих» употребляется в двойном значении:

как исполнительский прием, т.е. способ извлечения, ведения, окончания и соединения звуков. Большинство характерных черт штриха проступают уже в одном определенным образом произнесенном звуке. Однако полную характеристику штрих получает в том случае, если произносится не один, а несколько звуков. Только при этом условии способны проявиться такие важнейшие характеристики штрихов, как степень слитности или расчлененности звуков.

как звуковой выразительно — смысловой результат этого исполнительского приема, т.е. последовательность определенным образом произнесенных звуков. Профессор Т.А. Докшицер пишет: «Штрих — это не только начало, но и характер протяженности звука, способ окончания и способ взаимосвязи звуков».

Staccatissimo [ править ]

В нотной записи , staccatissimo (множественное число: staccatissimi или англизированная форма staccatissimos ) указует на то, что ноты должны быть воспроизведены чрезвычайно разделены и различны, превосходное стаккато. Это может быть нотировано с небольшими пиками над или под нотами, в зависимости от штока направления, как в этом примере от Брукнер «s Симфония № 0 ре минор :

Как вариант, его можно обозначить словом «стаккатиссимо» или сокращением «стаккатисс». над персоналом. Некоторые композиторы, такие как Моцарт, использовали стаккато точки в сопровождении письменных инструкций стаккатиссимо, когда они имели в виду отрывок, который нужно играть стаккатиссимо .

Внешние ссылки [ править ]

Найдите стаккато в Викисловаре, бесплатном словаре.
  • Основная теория музыки Нил В. Хоуз, органист и хормейстер церкви Святой Марии, Остерли
  • Staccato — видео-пример игры стаккато.
vтеМузыкальная нотация
Сотрудники
  • 8 ва
  • 15 мА
  • Сокращение
  • Полоса / полоса / мера
  • Ключ
  • Да капо
  • Даль Сеньо
  • Ключевая подпись
  • Линия книги
  • Режим
  • Оссия
  • Шкала
  • Репетиционное письмо
  • Повторить знак
  • Темп
  • Размер
  • Транспозиция
  • Транспонирующий инструмент
Музыкальные ноты
  • Случайный  ( квартира
  • естественный
  • острый )
  • Cue note
  • Пунктирная записка
  • Примечание благодати
  • Значение ноты  ( луч
  • блокнот
  • стебель )
  • Подача
  • Отдых
  • Tacet
  • Кортеж
  • Тремоло
  • Интервал
  • Обозначение высоты тона Гельмгольца
  • Буквенное обозначение
  • Обозначение научного тона
Артикуляция
  • Акцент
  • Цезура
  • Демпфирование
  • Динамика
  • Фермата
  • Аппликатура
  • Легато
  • Маркато
  • Орнамент  ( appoggiatura
  • глиссандо
  • льготная записка
  • мрачный
  • горка
  • трель )
  • Portato
  • Slur
  • Стаккато
  • Tenuto
  • Галстук
  • Язык
Ноты
  • История музыкального издательства
  • Музыкальная гравюра
  • Издатель популярной музыки
  • Издательство нот
  • Автор партитуры
Альтернатива
  • Музыка Брайля
  • Таблица аккордов
  • Фигурный бас
  • Графическое обозначение
  • Свинцовый лист
  • Глаз музыка
  • Система счисления Нэшвилля
  • Пронумерованные ноты
  • Клаварскрибо
  • Табулатура («Вкладка»)
  • Парсонс
  • Обозначение ударных
  • Упрощенный
Незападные и древние
  • Древнегреческий
  • Китайский
  • Кепатихан
  • Кункунши
  • Neume
  • Swaralipi
  • Сякухати
  • Знаменный
Связанный
  • Менсуральная запись
  • Пюпитр
  • Чтение с листа
  • Пение с листа
  • Транскрипция
  • Список музыкальных символов
  • Категория: Музыкальная нотация

Основные штрихи

detache (деташе), legato (легато), staccato (стаккато)

Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука.

При исполнении detache музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки

Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache.

Штрих является фундаментом для успешного овладения такими приемами игры, как marcato, tenuto и др. В качестве упражнений для овладения штрихом detache рекомендуется использовать исполнение гамм и арпеджио в медленном движении.

Вторым шагом в освоении штрихов является работа над legato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука.

Исполнителям на медных, амбушюрных инструментах при игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом. При игре на деревянных духовых инструментах необходимы также правильные («экономные») движения пальцев, без чрезмерного их подъема над инструментом и отклонений в стороны.

Наиболее проблемным является исполнение legato на раздвижном тромбоне. Связное исполнение звуков на тромбоне требует четкого и быстрого, без толчков передвижения кулисы, что способствует преодолению элементов glissando, неизбежных при медленном перемещении кулисы. Для развития этой техники используют упражнения из пособия В.Блажевича «Школа развития легато на цугтромбоне».

В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.

Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».

Техника исполнения staccatissimo почти ничем не отличается от способа исполнения staccato, требуется предельная отрывистость и четкость звучания, без излишнего утрирования и сокращения длительности звуков из-за плотного смыкания губ после атаки (звуки становятся резкими и «сухими», немузыкальными, напоминающими стук). При любом виде staccato звуки должны сохранять интонационную ясность, «округлость» и естественность тембра.

Особое внимание необходимо уделять исполнению «двойного» staccato. На протяжении многих лет скорость действий языка являлась объектом повышенного внимания исполнителей

Однако приблизительно со второй половины XX века проблема быстродействия языка утратила былую остроту в связи с тем, что все исполнители на духовых инструментах стали использовать на практике приемы двойного и тройного языка.

Овладение указанной техникой протекало постепенно. В первой половине XX века двойное стаккато применяли исполнители на медных духовых инструментах и флейтисты. Затем его стали использовать фаготисты, гобоисты и даже кларнетисты и саксофонисты.

Agogic

Есть четыре вида агогических акцентов:

  • Более длительная нотная длительность ноты, например, целая нота / полубрев (четыре доли в общем времени) среди четвертных нот / ноток (каждая из которых получает одну долю).
  • Увеличенная продолжительность ноты в пределах ее полного значения (без изменения темпа). Например, играющие на органе и клавесине (которые не допускают использования динамических акцентов) могут подчеркнуть одну из последовательности четвертных нот стаккато, сделав ее менее стаккато (то есть сделав одну ноту длиннее, чтобы подчеркнуть ее).
  • Увеличенная длительность ноты с эффектом временного замедления темпа (рубато или параллентандо).
  • Отложенное начало ноты, например, делая паузу перед началом ноты.

Метки

В нотная запись, акцентный знак указывает громче динамичный и более сильная атака, применяемая к отдельной ноте или артикуляция отметка.

Значение этих знаков артикуляции поясняется справа налево ниже:

Самый распространенный символ — горизонтальный клин, первый символ на диаграмме выше. Это символ, который имеет в виду большинство музыкантов, когда говорят акцентный знак. Это означает, что отмеченная нота должна иметь подчеркнутое начало, а затем довольно быстро сужаться. Хотя обычно это называют просто акцентом. В джазовой артикуляции оно обозначается как «да».

Вертикальный клин, показанный вторым, означает, что нужно сыграть ноту. Marcato (По-итальянски «отмеченный»). Принято быть громким, как знак ударения, и коротким, как стаккато. Мартеллато По-итальянски «забитый» — это еще одно название символа маркато, используемого в основном оркестровыми струнными музыкантами, поскольку оно относится к определенной технике смычка, используемой для создания маркато. В джазовой артикуляции marcato обычно обозначается как «daht», но исполняющий музыкант может интерпретировать продолжительность ноты по-разному в зависимости от того, какой стиль джаза он играет.

Точка, показанная третьей, означает, что нужно сыграть ноту. стаккато. Он указывает на то, что последняя часть ноты должна быть отключена, чтобы создать разделение между ней и следующей нотой. Например, четвертная нота должна исполняться как восьмая нота, за которой следует восьмая пауза. Продолжительность стаккато может быть примерно вдвое меньше, чем стоимость примечания указал бы, хотя темп да и вкусы исполнителей это немного разнятся. В джазовой артикуляции оно обозначается как «дит».

В стаккатиссимо Марка, показанная четвертой, обычно интерпретируется как более короткая, чем стаккато, но композиторы до времени Моцарт использовали эти символы как взаимозаменяемые. Стаккатиссимо крючком (четвертная нота) будет правильно играть в традиционной художественной музыке как слегка артикулированный полудичан (шестнадцатая нота), за которым следуют паузы, заполняющие оставшуюся часть доли.

Наконец, Tenuto Метка, показанная пятой выше, обычно означает, что нота или аккорд должны быть сыграны полностью. В джазовой артикуляции оно обозначается как «ду».

Даже когда эти символы отсутствуют, опытные музыканты представят соответствующий жест в соответствии с стиль музыки. Марк МакГрейн пишет об артикуляции на странице 156 своей книги. Нотация: теория и техника нотной записи. Акцент маркато в третьем показанном знаке также известен как акцент форзато. Обозначение, обычно известное как просто акцент, также известно как акцент сфорцандо. «Ни один из этих акцентов не меняет длительность ноты или голоса, на котором они присутствуют».

Другой способ обозначить акцентированные ноты (ноты, которые нужно подчеркнуть или сыграть громче по сравнению с окружающими нотами) — это сфорцандо, сфорцато, Forzando или же Forzato (сокращенно SFZ, нф, или же fz) («принуждение» или «принуждение»).

По умолчанию в программе нотной записи Сибелиус, акценты увеличивают динамику на 50%.

Развитие звука — стационарная часть.

Музыкальный звук находится в постоянном движении. Меняются его динамика, тембр, вибрато. Время, которое звук живет, т.е. находится в развитии, называется «стационарной частью» звука.

Название это условно, так как стационарная часть наиболее гибка и подвижна в ритмическом, интонационном и динамическом отношении. Развитие звука предопределяется названием того или иного штриха, и качество выполнения этого штриха находится в прямой зависимости от результатов осуществления развития звука. От характера ведения звука зависят его интонация, тембровая окраска, певучесть, полнота, вибрато.

В стационарной части решающее значение приобретает артикуляционный прием, связанный с гласными ‘ а ‘, ‘ о ‘, ‘ у ‘, ‘ и ‘. Согласные ‘ т ‘, ‘ д ‘, ‘ к ‘ относятся к характеру атаки звука, гласные к его ведению, к соединению, т.е. к стационарной части. Правильное ведение звука в его стационарной части предполагает опертое дыхание, выдох которого регулируется необходимыми мускульными движениями мышц языка и губного аппарата.

Необходимо стремиться к тому, чтобы научиться играть продолжительные звуки одной громкости в нюансе mezzo forte; те же протяжные звуки — в нюансах forte и piano; уметь играть динамические переходы от piano к forte и наоборот. От этого во многом зависит мастерство ведения звука.

Артикуляция.

Артикуляция (лат. «членораздельно, ясно произносить»). Этот термин заимствован музыкантами у языковедов. Различные виды движений языка, сопровождающие ту или иную атаку звука, в исполнительской практике духовиков принято связывать с произношением определенных букв или слогов, т.е. сочетать с приемами речевой артикуляции.

При воспроизведении звука с помощью твердой атаки исполнитель должен настроить свой артикуляционный аппарат (язык, губы, полость рта и гортань) на произношение в момент атаки слога » ТО «. По способу произношения звук » Т » относится к глухим переднеязычным согласным и артикуляционные действия языка здесь во многом совпадают с его функциональными обязанностями при атаке звука. Подключение гласной » О » оправдано двумя обстоятельствами: во-первых, при произношении этого звука гортань стоит ниже, чем при всех остальных гласных, а это наиболее удобное ее положение при игре на духовых инструментах; во-вторых, звук » О » сопровождается почти «игровым» положением губ, при котором образуется круглая губная щель и губы вытягиваются вперед.

Для извлечения звука при помощи мягкой атаки артикуляционный аппарат должен обеспечить произношение слога » ДО «. По своим фонетическим признакам, буква » Д » относится к числу звонких согласных, воспроизводимых с помощью языка и голосовых связок. При произношении этого звука язык двигается более спокойно, так же, как и при осуществлении мягкой атаки.

К числу артикуляционных тонкостей, применяемых в исполнительстве на духовых инструментах, следует отнести и произношение звуковых сочетаний » ТУИ » и » ТИУ «. При артикуляции сочетания » ТУИ » губы исполнителя несколько меняют свое положение в следующей последовательности: собранные к центру на звуке » У «, они слегка растягиваются в стороны при произношении звука » И «, т.е. проделывают ту же работу, что и при переходах от низкого звука к более высокому. При произношении «ТИУ» действия губ будут проходить в обратной последовательности, характерной для переходов от высокого звука к низкому.

Поэтому первое сочетание целесообразно применять при соединении залигованных звуков большого интервала в восходящем движении, а второе — при залигованных звуках в нисходящем движении.

Глава 06. ДыханиеГлава 07. Штрихи. Техника их исполненияГлава 08. Транспонирование

Обозначение

Музыка без стаккато

Та же музыка играет стаккато

Артикуляция фагота

А фагот играл стаккато, легато, легато + вибрато, и невнятный.

Проблемы с воспроизведением этих файлов? Видеть помощь СМИ.

В музыке 20-го века точка, помещенная выше или ниже ноты, указывает на то, что ее следует играть стаккато, а клин используется для более выразительного стаккатиссимо. Однако до 1850 года точки, тире и клинья, вероятно, имели одно и то же значение, даже несмотря на то, что некоторые теоретики еще с 1750-х годов различали разные степени стаккато с помощью точек и тире, причем тире указывало на более короткие, нота резче, а точка длиннее и светлее.

В конце 19-го и начале 20-го веков стали использовать несколько знаков, чтобы различать более тонкие нюансы стаккато. Эти знаки включают в себя различные комбинации точек, вертикальных и горизонтальных штрихов, вертикальных и горизонтальных клиньев и т.п., но попытки стандартизировать эти знаки обычно не увенчались успехом.

Пример ниже иллюстрирует область действия стаккато точки:

В первом такте пары нот находятся в одном музыкальном произведении. часть (или голосом), поскольку они находятся на общей основе. Стаккато применяется к обеим нотам пары. Во втором такте пары нот разделены отдельно, указывая на две разные части, поэтому стаккато применяется только к верхней ноте.

Противоположная музыкальная артикуляция стаккато — это легато, обозначающий длинные и непрерывные ноты. Есть промежуточное сочленение, называемое либо меццо стаккато или же не легато.

По умолчанию в программе нотной записи Сибелиус, «стаккато сокращает банкноту на 50%».

Гаммы и аккорды

       Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.

C

C#

Dь

D

D#

Eь

E

F

F#

Gь

G

G#

A

B

H

C

C#

Dь

D

D#

Eь

E

F

F#

Gь

G

G#

A

B

H

До

До#

Реь

Ре

Ре#

Миь

Ми

Фа

Фа#

Сольь

Соль

Соль#

Ляь

Ля

Ля#

Сиь

Си

До

До#

Реь

Ре

Ре#

Миь

Ми

Фа

Фа#

Сольь

Соль

Соль#

Ляь

Ля

Ля#

Сиь

Си

Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.

Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.

До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.

У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C.  Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.

Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.

Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.

Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.

Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.

Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные.  И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.

Гамма мажорного лада

Мажорная
гамма

1 2 3 4 5 6 7

Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:

Гамма мажорного лада

Мажорная
гамма

1

2

3

4

5

6

7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор

Гамма мажорного лада

Мажорная
гамма

1 2 3 4 5 6 7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез. Звучит, впрочем, одинаково

Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления

Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.

Гамма фригийского лада

1

2

3

4

5

6

7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Вот гребенка гаммы фригийского лада.

Гамма миксолидийского лада

1

2

3

4

5

6

7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Вот гребенка гаммы миксолидийского лада

Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.

Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.

В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.

Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.

Три группы штрихов Б.Григорьева для духовых

Развивая и систематизируя взгляды В.Блажевича на штрихи духовых инструментов, его ученик Б.Григорьев в своей «Школе игры на тромбоне» разделил штрихи на три группы:

  1. группа твердой атакировки (detache, pesante, marcato);
  2. группа укороченной атакировки (spiccato, secco, staccatissimo);
  3. группа мягкой атакировки (non legato, tenuto, portamento). 

Эта систематизация обеспечивает тесную связь штрихов с атакой звука. 

В силу постоянного совершенствования приемов музыкальной выразительности, обогащения и усложнения звуковой палитры оркестра и сольных произведений процесс образования и консолидации (слияния, объединения) новых штрихов на духовых инструментах будет продолжаться и дальше.

Музыкальные термины: Медленные темпы, Умеренные темпы, Быстрые темпы

Ссылки [ править ]

  1. Вилли Апель, Гарвардский словарь музыки (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1960), стр. 708.
  2. Майкл Кеннеди, изд., [ Требуется полная ссылка ] Краткий Оксфордский музыкальный словарь , третье издание (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1980), стр. 617.
  3. Джеффри Чу, «Staccato», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, отредактированный Стэнли Сэди и Джоном Тирреллом (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  4. Вернер Бахманн, Роберт Э. Селецкий, Дэвид Д. Бойден , Яак Лийвоя-Лориус, Питер Уоллс и Питер Кук, «Bow», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, отредактированный Стэнли Сэди и Джоном Тирреллом ( Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  5. Джеффри Чу, «Staccato», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, отредактированный Стэнли Сэди и Джоном Тирреллом (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  6. ^ Майкл Кеннеди и Джойс Борн, «Staccato», Краткий Оксфордский музыкальный словарь [ требуется полная ссылка ] (Oxford and New York: Oxford University Press, 1996).
  7. ^ Даниэль Spreadbury, Майкл Иствуд, Бен Финн, и Джонатан Финн, «Sibelius 5 Reference», издание 5.2 (март 2008), стр. 284.
  8. Филип Фаркас, Искусство игры на валторне (Эванстон: Summy-Birchard Company, 1956): стр. 51. ISBN  978-0-87487-021-3 .

Послесловие

После освоения основных штрихов, требующих «твердой» атаки звука, следует перейти к изучению приемов игры, выполняемых при помощи «мягкой» атаки: non legato и portato, в исполнении которых есть много сходного (общность характера атаки и динамики). Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf).

Следует иметь в виду, что при игре portato звуки исполняются с максимальной протяженностью, тогда как при non legato длительность звуков слегка сокращается за счет образования небольших пауз между звуками, сама атака звука при portato отличается предельной «мягкостью».

Штрихи являются суммой технических приемов игры, представляющие собой художественно-выразительные средства исполнителя. Каждый штрих имеет свою характеристику, значение и свое звучание.

Штриховые обозначения, указанные композитором, равно как и динамические оттенки, во многом носят условный характер и не всегда являются окончательными. Поэтому, исполнитель должен уметь применять те штрихи, которые бы передавали настроение, характер, художественно-смысловое содержание музыки, исходя из требований стиля, жанра, формы исполняемого произведения. Правильный подбор штриховых оттенков имеет большое художественное значение и служит показателем хорошего вкуса и музыкальной культуры исполнителей.

19.05.2020 Штрихи. Техника их исполнения.

Качество музыкального звука определяется мастерством исполнителя, умением придать звуку, в зависимости от характера музыки, необходимого свойства: яркости, блеска, теплоты и т.д. Музыкант, создавая музыкальный образ, использует разнообразие звуковых приемов. Приемы придания музыкальному звуку определенного характера и окраски, а также соединение звуков между собой, получили в музыке название штрихов.

(Глава 7. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

Штрих — слово немецкого происхождения, в переводе означает «черта», употреблялось в начале исполнителями на струнных смычковых инструментах. От этого слова произошел немецкий глагол «вести». Термин штрих связан с ведением смычка у скрипачей. Разнообразные способы ведения смычка и получили название штрихов.

Роль штрихов при игре на духовом инструменте

С помощью штриха определяется стилистика, образное содержание, особенности трактовки исполняемой музыки (произведения).

Принципы и названия основных штрихов при игре на духовых инструментах изначально были заимствованы из практики исполнителей на струнных смычковых инструментах (detache, portato, staccato, martele), поскольку понятие «штрих» в практике музыкантов возникло у скрипачей, и был связан с разнообразными способами ведения смычка.

Со временем в практику духовиков вошли штрихи вокалистов (legato, portamento) и пианистов (glissando). В процессе исполнительства появились новые штрихи, отражающие специфику духовых инструментов, такие как frullato и двойное staccato.

Одну из первых и наиболее значительных попыток систематизировать вопрос о штрихах при игре на духовых инструментах предпринял в 30-х гг. выдающийся советский исполнитель и педагог Владислав Михайлович Блажевич. В своих методических трудах «Школа для раздвижного тромбона» и «Школа коллективной игры на духовых инструментах» В.Блажевич подробно изложил свои взгляды на сущность различных приемов звукоизвлечения, которые заслуживают серьезного внимания.

Немного о комбинированной атаке

Двойное стаккато – особый способ звукоизвлечения, при котором подача воздуха периодически прерывается двумя частями языка – кончиком и спинкой попеременно. Движения в полной мере совпадают с произнесением последовательности фонем Т — К. Движения комбинированной атаки также можно разделить на сильное ТУ (ТА, ТИ, ТО) и слабое КУ (КА, КИ, КО). Поэтому труднейшей задачей для молодого музыканта становится:

  1. выравнивание звучания, полученного вследствие языковых движений Т и К;
  2. согласованность данных движений языка с дыханием и губным аппаратом;
  3. согласованные действия языка с пальцами.

В начальный период эти задачи наиболее успешно решаются на отдельных звуках, относящихся к среднему регистру (за исключением кларнета, на котором двойное стаккато легче выполнять в нижнем регистре). Материалом для упражнений должны послужить гаммообразные построения с максимально простой аппликатурой. Далее, в качестве упражнений для развития двойного staccato необходимо использовать специальные этюды.

Тройное стаккато — в практике игры на духовых инструментах распространен и такой вид комбинированной атаки. Данная техника применяется для исполнения триольных последовательностей в быстром темпе.

Основой тройного стаккато является речевое произношение слогов ТУ-ТУ-КУ_ТУ-ТУ-КУ или ТУ-КУ-ТУ_ТУ-КУ-ТУ. Однако в современной практике довольно часто используется прием двойного стаккато при игре триолей, поочередно акцентируя звуки, приходящиеся на основное и вспомогательное движения: ТУ-КУ-ТУ_КУ-ТУ-КУ.

Быстрое, легкое и хорошее звучание staccato незаменимо при исполнении легких, грациозных пассажей и является одним из самых ярких показателей виртуозного, технического мастерства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: