Сигизмунд тальберг — sigismond thalberg

1838 и последующие годы

Тальберга прозвали Старина Арпеджио

Несмотря на острое соперничество, а иногда и едкие комментарии Листа в прессе и общественности, оба пианиста оставались друзьями всю свою жизнь. Лист был частым гостем Тальберг и его семьи, и Тальберг любезно посодействовал своему другу во время его гастрольного турне к королю Саксонии в 1838 году. Лист, в свою очередь, устроил шумный прием Тальберга в Вене десять лет спустя.
Тальберг решает полностью оставить концертную деятельность

В 1840 году Тальберг берет отпуск, чтобы отдохнуть от концертной деятельности и уезжает в Германию, чтобы побыть там в качестве туриста. Полноценного отдыха не вышло, так как Российская императрица убедила его, чтобы он сыграл один концерт для нее.

В 1843 году Тальберг женится на одной из дочерей баса Лабаша и окунается в рутину супружеской жизни, в которой в течение десяти лет неустанно трудится, выступая на многих концертных площадках мира. В 1855 году у Тальберга проявляется страсть к путешествиям, он решает ехать в Америку, чтобы играть там. В течение трех лет, он играет по пять или шесть концертов в неделю, проявляя поразительную работоспособность. И к 1963 году он зарабатывает столько денег, что решает полностью оставить концертную деятельность. Он и его семья упаковывают чемоданы, и, внезапно для всех, уезжают в Италию. Там Тальберг занимается выращиванием винограда и больше никогда в жизни не играет на любимом инструменте. В 1971 году Тальберг скончался, так и оставив загадкой свой внезапный уход со сцены…

F

Fantaisie et Variations sur un Thème écossais, Op.2 (Фантазия и Вариации на шотландской тему, Op.2)Fantaisie sur des motifs de l’opéra ‘La straniera’, Op.9 (Фантазия на мотивы из оперы ‘La straniera «, Op.9)Fantasia on Auber’s ‘La Muette de Portici’, Op.52 (Фантазия на Обера «Немая из Портичи ‘, Op.52)Fantasia on Beethoven’s 7th Symphony, Op.39 (Фантазия на Бетховена 7th Symphony, Op.39)Fantasia on Donizetti’s ‘La Fille du Régiment’, Op.68 (Фантазия на Доницетти ‘La Fille дю полка’, Op.68)Fantasia on Donizetti’s ‘Lucrezia Borgia’, Op.50 (Фантазия на Доницетти «Лукреция Борджиа ‘, Op.50)Fantasia on Meyerbeer’s ‘Les Huguenots’, Op.20 (Фантазия на Мейербера «Гугеноты ‘, Op.20)Fantasia on Meyerbeer’s ‘Robert le diable’, Op.6 (Фантазия на Мейербера ‘Роберт-Diable’, Op.6)Fantasia on Rossini’s ‘Barber of Seville’, Op.63 (Фантазия на Россини «Севильский цирюльник», Op.63)Fantasia on Rossini’s ‘La Donna del Lago’, Op.40 (Фантазия на Россини ‘La Donna-дель-Лаго «, Op.40)Fantasia on Rossini’s ‘Moses’, Op.33 (Фантазия на Россини «Моисей», op.33)Fantasia on Rossini’s ‘Semiramide’, Op.51 (Фантазия на Россини ‘Семирамида’, Op.51)Fantasia on Verdi’s ‘Il Trovatore’, Op.77 (Фантазия на Верди «Трубадур», Op.77)Fantasia on Verdi’s ‘La Traviata’, Op.78 (Фантазия на Верди ‘Травиата’, Op.78)Fantasia on Verdi’s ‘Rigoletto’, Op.82 (Фантазия на Верди «Риголетто», Op.82)Fantasia on Verdi’s ‘Un Ballo in Maschera’, Op.81 (Фантазия на Верди «Бал-маскарад», Op.81)Fantasia on Weber’s ‘Oberon’, Op.37 (Фантазия на Вебера ‘Оберон’, Op.37)Florinda, Op.71 (Флоринда, Op.71)

Ранняя виртуозная карьера

В ноябре 1835 года прибыл Тальберг. в Париже. Он выступил 16 ноября 1835 года на частном концерте австрийского посла графа Рудольфа Аппоньи. 24 января 1836 года он принял участие в концерте «Общества концертов Парижской консерватории», сыграв свою «Большую фантазию» op.22. Тальберга хвалили многие выдающиеся художники, среди которых Россини и Мейербер.

Шопен не разделял энтузиазма своих коллег-художников. Услышав в Вене пьесу Тальберга, Шопен написал: «Он великолепно играет, но он не мой мужчина. Он моложе меня и доставляет удовольствие дамам — готовит попурри на La Muette — создает свое пианино и форте педалью, а не рукой». берет десятые, как я, октавы и носит алмазные заклепки на рубашках ».

Его дебют на концерте консерватории состоялся в музыкальном «Revue et Gazette» от 31 января 1836 года, который с энтузиазмом рецензировал Гектор Берлиоз. В газете от 13 марта 1836 г. писалось:

Мошелес, Калькбреннер, Шопен, Лист и Герц были и всегда будут для меня великими художниками, но Тальберг — создатель нового искусства, которое я не знаю, как сравнить с чем-либо существовавшим. до него… Тальберг — не только первый пианист мира, он также чрезвычайно выдающийся композитор.

16 апреля 1836 года Тальберг дал свой первый сольный концерт в Париже, и успех снова был сенсационным. Согласно дневнику Рудольфа Аппоньи, Тальберг получил прибыль в 10 000 франков, сумму, которую ни один виртуоз не получал раньше за один концерт.

Лист слышал об успехах Тальберга зимой 1835–1836 годов в Женеве весной. 1836 г. в Лионе и в Париже. В своем письме к Мари д’Агу от 29 апреля 1836 г. он сравнил себя с изгнанным Наполеоном. В обзоре 8 января 1837 года, в музыкальном ревю и др Gazette, Лист спорно порочит композицию Тальберга в.

После того, как Тальберг вернулся в Париж в начале февраля 1837 года, соперничество развитого между ним и Листом. 4 февраля Тальберг впервые в своей жизни услышал концерт Листа. Тальберг был ошеломлен. В то время как Лист дал более дюжины концертов, Тальберг дал только один концерт 12 марта 1837 года в Парижской консерватории и еще один концерт 2 апреля 1837 года. Кроме того, 31 марта 1837 года и Лист, и Тальберг. играл на благотворительном концерте по сбору денег для итальянских беженцев.

В мае 1837 года Тальберг дал концерт в Лондоне, после которого Атенеум дал восторженный отзыв. Такой энтузиазм преследовал Тальберга все последующие годы. Его фантазия op.33 на мелодии из оперы Россини Моис стала одним из самых известных концертных произведений XIX века, и Берлиоз до сих пор восхваляет его в своих воспоминаниях (1869).. Фантазия была опубликована в конце марта 1839 года, а в мае 1839 года ее изучала Клара Вик, которая пришла в восторг. В 1848 году эту фантазию сыграла дочь Листа Бландин.

Источники

  • Статья «Тальберг» в The New Musical Grove.
  • Статья » Thalberg »в: Die Musik in Geschichte und Gegenwart.
  • Статья« Thalberg »в: Fétis, Francois Joseph: Biographie universelle des musiciens.
  • Статьи« Dietrichstein »и« Thalberg »в: Wurzbach, Constant v.: Biographisches Lexikon des Kaiserthums Österreich, Vols. III и VIII, Wien 1858 и 1882 гг.
  • Correspondance de Frédéric Chopin, * L’aube 1816–1831; ** L’ascension 1831–1840; *** La gloire 1840–1849; Recueillie, révisée, annotée et traduite par Bronislas Éduard Sydow в сотрудничестве с Suzanne et Denise Chainaye, Paris, 1953–1960.
  • Apponyi, Rodolphe: Vingt-cinq ans a Paris (1826–1850), Journal du Comte Rodolphe Аппоньи, атташе по вопросам амбассад д’Отриш в Париже, издательство Эрнеста Доде * (1826–1830), Cinquième édition; ** (1831–1834); *** (1835–1843), Париж, 1913–1914.
  • Беланс-Занк, Изабель: Текстура «Трех рук»: происхождение и использование, в: Журнал Американского общества Листа 38, 1995, п. 99–121.
  • Бертольо, Кьяра: Инструктивные издания и практика игры на фортепиано: пример из практики. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing. ISBN 978-3-8473-2151-4
  • Бюлов, Hans v.: Briefe, ed. Мари фон Бюлов, II. Band, zweite Auflage, Leipzig 1899.
  • d’Agoult, Marie (Daniel Stern): Mémoires, Souvenirs et Journaux I/II, Présentation et Notes de Charles F. Dupêchez, Mercure de France 1990.
  • Dunkl, Johann Nepomuk: Aus den Erinnerungen eines Musikers, Wien 1876.
  • Göllerich, August: Franz Liszt, Berlin 1908.
  • Gooley, Dana: The Virtuoso Liszt, Cambridge University Press 2004.
  • Hanslick, Eduard: Geschichte des Concertwesens in Wien, Wien 1869.
  • Horsley, Charles Edward: Reminiscences of Mendelssohn, in: Dwight’s Journal of Music XXXII (1871/72), No. 19-21.
  • Joubert, Solange: Une correspondance romantique, Madame d’Agoult, Liszt, Lehmann, Paris 1947.
  • Kohlenegg, L. R. v. (Poly Henrion): Unter berühmten Menschen, Eine Mutter im Kampf und drei Genies im Bette, in: Ueber Land und Meer, 25 (1871), p. 18f.
  • Legány, Desö: Franz Liszt, Unbekannte Presse und Briefe aus Wien, 1822–1886, Wien Graz 1984.
  • Legouvé, Ernest: Liszt et Thalberg, une lettre de Liszt, in: Le Ménestrel of May 11, 1890, p. 145ff.
  • Liszt, Franz: Briefe, Vol. VIII, изд. La Mara, Leipzig 1905.
  • Liszt, Franz: Briefwechsel mit seiner Mutter, ed. Klara Hamburger, Eisenstadt 2000.
  • Liszt, Franz: Sämtliche Schriften, ed. Detlef Altenburg, Vol. 1: Frühe Schriften, ed. Rainer Kleinertz, commented with collaboration of Serge Gut, Wiesbaden 2000.
  • Liszt, Franz, and d’Agoult, Marie: Correspondance, ed. Daniel Ollivier, Vol. 1: 1833–1840, Paris 1933, Vol. II: 1840–1864, Paris 1934.
  • Lott, R. Allen: From Paris to Peoria, How European Piano Virtuosos brought Classical Music to the American Heartland, Oxford 2003.
  • Mendelssohn, Fanny and Felix: Briefwechsel 1821 bis 1846, ed. Eva Weisweiler, Berlin 1997.
  • Mendelssohn Bartholdy, Felix: Briefe, ed. Rudolf Elvers, Frankfurt 1984.
  • Mendelssohn Bartholdy, Felix: Briefe an Ignaz und Charlotte Moscheles, ed. Felix Moscheles, Leipzig 1888.
  • Mühsam, Gerd: Sigismund Thalberg als Klavierkomponist, Wien 1937, Phil. Diss.
  • Ollivier, Daniel: Autour de Mme d’Agoult et de Liszt, Paris 1941.
  • Protzies, Günther: Studien zur Biographie Franz Liszts und zu ausgewählten seiner Klavierwerke in der Zeit der Jahre 1828–1846, Bochum 2004, Phil. Diss.
  • Schumann, Clara und Robert: Briefwechsel, Kritische Gesamtausgabe, ed. Eva Weissweiler, Vol. I, 1832–1838, Vol. II, 1839, Basel Frankfurt a. M. 1984, 1987.
  • Schumann, Robert: Tagebücher, Vol. Я, изд. Georg Eismann, Vol. II изд. Gerd Nauhaus, Leipzig 1971, 1987.
  • Suttoni, Charles: Piano and opera, A Study of the Piano Fantasias Written on Opera Themes in the Romantic Era, New York 1973.
  • Thayer, Alexander Wheelock : Ludwig van Beethovens Leben, auf Grund der hinterlassenen Vorarbeiten und Materialien weitergeführt von Hermann Deiters, edited by Hugo Riemann, Fünfter Band, Leipzig 1908.
  • Vier, Jaques: L’artiste — le clerc: Documents inédits, Paris 1950.
  • Vitale, Vincenzo: Sigismondo Thalberg in Posillipo, in: Nouve rivista musicale italiana 6, 1972, p. 503–511.
  • Walker, Alan: Franz Liszt, Volume 1, The Virtuoso Years 1811–1847, Revised Edition, New York 1987.
  • Wieck, Clara: Jugendtagebücher 1827–1840, ed. Gerd Nauhaus and Nancy B. Reich, Wiesbaden etc. Breitkopf Härtel.

Концерты в Америке

22 июля 1843 года Тальберг женился на Франческе («Чеккина»), старшей дочери Луиджи Лаблаша, первого баса в Театре итальянцев в Париже.. Тальберг отправился с женой в Италию, где они остановились на зиму 1843–1844 годов.

В 1855 г., после провала опер Тальберга «Флоринда» и «Кристина ди Свезия», он реализовал свое стремление дать концерты в Америке. С июля по декабрь 1855 года он выступал с огромным успехом в Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе. Он вернулся в Европу, но после нескольких месяцев пребывания в Париже отправился на пароходе «Африка» в Северную Америку, куда он прибыл 3 октября 1856 г. в Нью-Йорк. После дебюта Тальберга там 10 ноября 1856 г. последовал марафон выступлений, во время которого он провел восемь месяцев, давая концерты 5 или 6 дней в неделю. Иногда он давал по два-три концерта в день. По воскресеньям концерты, как правило, разрешались только в том случае, если они представляли «духовную музыку», но несколько раз Тальберг все равно выступал, играя такие произведения, как его фантазия о Моисе, основанная на молитве из оперы Россини или его гугенотов. -фантазия с хоралом «Ein feste Burg ist unser Gott » в качестве основного сюжета. Его Andante op. 32 и Marche funèbre varé op. 59 были также разрешены.

Первый американский сезон Тальберга завершился концертом 29 июля 1857 года в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк. 15 сентября 1857 года он дал еще один концерт в Нью-Йорке, начав свой второй сезон. С очень небольшими перерывами он был занят до своего последнего концерта 12 июня 1858 года в Пеории, штат Иллинойс. К тому времени он посетил почти 80 городов и дал более 320 регулярных концертов в США и 20 концертов в Канаде. Кроме того, он дал не менее двадцати бесплатных концертов для многих тысяч школьников. Толберг также дал серию сольных утренников в Нью-Йорке и Бостоне, на которых он исполнил собственные произведения, а также камерную музыку. С 1857 года скрипач Анри Вьёстан гастролировал с Тальбергом. Они играли произведения Бетховена и «Дуэты» Тальберга.

Финансовый успех Тальберга в этих поездках был огромен. В среднем он получал около 500 долларов за концерт и, вероятно, за два сезона заработал более 150 000 долларов, что на сегодняшний день составляет около 3 миллионов долларов. Большая часть его привлекательности в этих турах была его неприхотливой и скромной личностью; он не прибегал к рекламным уловкам или дешевым трюкам, доставляющим удовольствие публике, вместо этого предлагая великолепно отполированные исполнения своих собственных композиций, которые уже были хорошо известны в Америке. Встав из-за пианино, он всегда был тем же тихим, респектабельным, сдержанным джентльменом средних лет, каким был за обеденным столом в своем отеле. Играл произведения Бетховена, в том числе сонаты op. 27 нет. 2 («Лунный свет») и op.26 («Траурный марш»), а также первые части Третьего и Пятого фортепианных концертов. Его каденция к третьему концерту Бетховена вызвала восхищение. Он также играл произведения Баха, Шопена, Хаммеля, Мендельсона и ряда других композиторов. New-York Musical Review and Gazette от 24 июля 1858 г. писала:

Тальберг… совершенно неожиданно завершил свою блестящую карьеру — полностью успешной в музыкальном плане, что дало талантливому и гениальному артисту изобилие славы. и деньги. Вероятно, нет другого виртуоза, владеющего инструментом или голосом (за исключением только Листа), который мог бы возбудить часть энтузиазма или собрать осколок долларов, которые взволновал и собрал Тальберг.

«Неожиданная близость». «сослался на объявление в июне 1858 года в Чикаго, что Тальберг сделает только одно из трех запланированных выступлений перед тем, как немедленно вернуться в Европу. На самом деле Тальберг даже не выступал на том концерте, а очень поспешно ушел. Его жена приехала из Европы после сообщений о внебрачных связях Тальберга. Это вызвало еще большую путаницу, когда оперная певица Заре Тальберг дебютировала в Ковент-Гарден в 1875 году. Она была одной из его учениц, но была ошибочно принята за его дочь.

Позже

Истинная причина того, что Франческа Тальберг уехала в Америку в июне 1858 года и вскоре после этого вместе с мужем очень поспешно вернулась в Европу, неизвестна. Одной из причин могла быть смерть тестя Тальберга, Лаблаша, 23 января 1858 г. Еще одна возможность состоит в том, что, возможно, рассматривалось вопрос о легитимации Тальберга, чтобы дать ему возможность стать преемником своего естественного отца, принца Франца Иосифа фон Дитрихштейна.

После возвращения Тальберга в Европу он поселился в Позиллипо недалеко от Неаполя на вилле, принадлежавшей Лаблашу. Следующие четыре года Тальберг жил там в тишине. Весной 1862 года он снова дал концерты в Париже и Лондоне и добился такого же успеха, как никогда. После последнего турне по Бразилии в 1863 году он положил конец своей карьере. Он предложил занять должность профессора фортепиано в консерватории в Неаполе, но это не удалось, так как итальянское гражданство было необходимо. Год спустя он получил предложение от той же консерватории, от которого он отказался. Утверждение Витале о том, что он опубликовал поучительные выпуски J. «Хорошо темперированный клавир» С. Баха и «Градус ad Parnassum» Муцио Клементи были недавно оспорены Кьярой Бертольо. Когда он умер 27 апреля 1871 года, он оставил после себя коллекцию из многих сотен автографов известных композиторов, среди которых были Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт и другие, даже Лист. Коллекция была продана после смерти Тальберга. Он похоронен на кладбище Нуово в Неаполе (Неаполь), Италия, в районе Доганелла в Неаполе

Годы странствий (1835 – 47)

Начинается новый период в жизни Листа. В течение четырех лет (1835—1839) он живет в Швейцарии и Италии, преподает в только что основанной Женевской консерватории, выступает как музыкальный писатель (совместно с графиней д’Агу). Особенно волнует его положение музыканта в буржуазном обществе. Лист размышляет об этом в письмах, в серии статей под характерным названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Затем последовали «Письма бакалавра музыки», посвященные вопросам программности, синтезу искусств. Рождается его «Альбом путешественника» — сборник фортепианных пьес, навеянных природой и бытом Швейцарии, который затем был переработан в «Годы странствий» (I том) – одно из значительных, новаторских произведений Листа.

В конце 1839 года Лист расстается с графиней д’Агу. Начинаются его «годы странствий». Это пик пианистической карьеры Листа. Бесчисленные гастрольные поездки приносят ему мировую славу. В Венгрии его приветствуют как национального героя. Венгерский сейм прерывает работу, чтобы послушать его игру. На родине Лист живо интересовался народной музыкой, слушал игру цыганских оркестров, записывал народные песни, изучал фольклорные сборники. Все это послужило основой для создания нескольких тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий», которые позднее превратились в популярные Венгерские рапсодии.

На протяжении восьми лет Лист объездил все страны Европы, в т.ч. трижды побывал в России (в 1842, 1843 и 1847 годах), познакомился с Глинкой, которого высоко оценил, пропагандировал его оперу «Руслан и Людмила», сделал транскрипции Марша Черномора, «Соловья» и др. Прием был восторженным.

В Бонне по инициативе Листа были организованы музыкальные торжества в связи с открытием памятника Бетховену. Он выступил как пианист, дирижер и композитор, и все доходы от концерта пошли на установку памятника.

Осенью 1847 года, после третьей поездки в Россию, где Лист выступал в городах Украины, он решил завершить свою концертную деятельность. Этому предшествовали некоторые обстоятельства личной жизни Листа. В Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, выданная в 17 лет за известного русского генерала, она была несчастлива в браке. Несколько месяцев, проведенных Листом в украинском имении Витгенштейн, привели к рождению глубокого чувства. Каролина вслед за Листом покинула Россию, мечтая соединиться с ним навсегда после расторжения брака. Они поселились в Веймаре, где Лист получил пост руководителя придворной капеллы.

G

Grand Caprice on Motives from Halévy’s ‘Charles VI’, Op.48 (Большой Каприз по мотивам Галеви ‘Карла VI’, Op.48)Grand Caprice on the Triumphal March from Berlioz’s ‘L’apothéose’, Op.58 (Большой Каприз на Триумфальной марта с Берлиоза «L’Апофеоз», Op.58)Grand divertissement, Op.7Grand duo concertant sur des motifs de Semiramide, Op.54 (Гранд Концертный дуэт на основании Семирамида, Op.54)Grand duo de concert sur des mélodies styriennes, Op.61Grand Fantaisie sur l’Opéra ‘Beatrice di Tenda’ de Bellini, Op.49 (Гранд Фантазия сюр L’Opera «Беатрис ди Tenda ‘де Беллини, Op.49)Grand Fantasia on ‘God save the Queen’ and ‘Rule Britannia’, Op.27 (Большая фантазия на ‘Боже, храни королеву »и« Правь, Британия », op.27)Grande Fantaisie et Variation brillante sur ‘I Montecchi e Capuletti’, Op.10 (Гранд Фантазия блестящие измениться на «я Капулетти е Монтекки ‘, Op.10)Grande fantaisie et variations sur ‘Don Juan’, Op.14 (Великий фантазия и вариации на тему ‘Дон Жуан’, Op.14)Grande fantaisie et variations sur ‘Norma’, Op.12 (Великий фантазия и Вариации на тему ‘Норма’, Op.12)Grande fantaisie sur la Sérénade et le Menuet de ‘Don Juan’, Op.42 (Гранд Фантазия на тему Серенады и менуэт «Дон Жуан», Op.42)Grande fantaisie sur ‘Les Huguenots’, Op.43Grande fantaisie sur les motifs de ‘Don Pasquale’, Op.67 (Гранд Фантазия на основании «Дон Паскуале», Op.67)Grande fantaisie sur ‘Zampa’, Op.53 (Гранд Фантазия на «Зампа ‘, Op.53)Grande fantaisie, Op.22Grandes valses brillantes, Op.47Graziosa

Биография

Обучался в Вене. Ученик И. Гуммеля (фортепиано) и С. Зехтера (композиция). В 14 лет начал публично выступать, а в 1830 году совершил концертное турне по Германии. Уже в эти годы Тальберг завоевал славу одного из лучших пианистов мира.

Позже концертировал во многих главных городах Европы, был в России (1837).

Как пианист, отличался блестящей техникой. В эпоху Шопена и Листа выступления Тальберга были не меньшей сенсацией, происходило подлинное соревнование этих великих виртуозов. При состязании Тальберга с Листом в сезон 1836—1837 года большинство симпатий выпало на долю первого.

В начале 1836 приехал в Париж, где первые же его концерты получили восторженные отклики. Петербургская газета «Северная пчела» так описывает впечатление от игры Тальберга:

Он посетил Германию, Англию, Бельгию, Голландию, Россию, Францию. В 1855—1856 годах посетил Бразилию и Северную Америку.

В Петербурге Тальберг вынужден был повторить фантазии на оперу Дж. Россини «Моисей» три раза подряд; он получил немалый гонорар от продажи двух тысяч экземпляров еë в первый же день выхода из печати. Эта же Фантазия сделала сенсацию в Лондоне, и Тальберг получил концертный ангажемент с оплатой в 12 тысяч франков в месяц.

В Брюсселе публика засыпала музыканта цветами, а австрийский двор оказал ему блестящий прием. После исполнения «Моисея» в Голландии король наградил Тальберга орденом и бриллиантовой табакеркой. Франция наградила его орденом Почётного легиона.

В Англии он сочинил фантазию на «Gode save the King» и «Roule Britannia», в России — «Две русские песни с вариациями».

В 1864 году прекратил свою концертную деятельность. Последние годы жизни провел в Неаполе.

Веймарский период (1847 — 1861)

Это наиболее плодотворный период творческой деятельности Листа, когда получили окончательное воплощение его самые значительные творческие замыслы. В Веймаре были созданы 12 (из 13) симфонических поэм. Это новый жанр романтической программной музыки, вдохновленный поэзией, драматургией или живописью: «Что слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Идеалы», «Тассо», «Прометей», «Гамлет», «Битва гуннов»и т.д.. Тогда же появились 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте», новые редакции 2х фортепианных концертов, «Этюдов высшего исполнительского мастерства» и «Этюдов по каприсам Паганини», «Утешения», «Траурное шествие», два тома «Годов странствий», соната си минор, 15 Венгерских рапсодий (из 19-ти), песни, Гранская месса и другие сочинения.

Небывалый размах получает просветительская деятельность Листа. Под его управлением на сцене Веймарского театра были поставлены 43 оперы — от Глюка и Моцарта до Верди и Вагнера, причем 8 — впервые в мире. Он исполнил все симфонии Бетховена, различные сочинения Шуберта и Берлиоза, Шумана и Глинки, многих других композиторов. К их исполнению писал пояснения и большие статьи, иногда совместно с Каролиной, в которых излагал свои взгляды на пути развития музыки. Стремясь поддерживать современных музыкантов-новаторов, Лист устраивал специальные «музыкальные недели», посвященные творчеству того или иного композитора (неделя Берлиоза, неделя Вагнера и пр.). Он боролся с обветшавшими традициями, рутиной.

Благодаря Листу маленький Веймар превратился в один из культурных центров Германии. Вокруг него группируются друзья, ученики — пианисты, композиторы, которые съезжаются в Веймар со всей Европы. Один из них, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов становится мужем младшей дочери Листа Козимы.

Однако консервативная веймарская публика совсем не понимала новаторских устремлений Листа. Концерты посещались плохо (симфония «Гарольд в Италии» исполнялась перед пустым залом). Положение композитора осложняла правовая неупорядоченность его личной жизни – Каролине, несмотря на все усилия, так и не удалось получить развод, поэтому Лист не мог вступить с ней в законный брак . Его тяжелое душевное состояние усугубила смерть сына и старшей дочери.

Ранние годы

Мало что известно о детстве и ранней юности Тальберга. Возможно, его мать привезла его в Вену в возрасте 10 лет (в том же году, когда 10-летний Ференц Лист приехал туда со своими родителями). Согласно собственному рассказу Тальберга, он присутствовал на первом представлении Бетховена 9-й симфонии 7 мая 1824 года в Kärntnerthortheater.

. Нет никаких свидетельств относительно ранних учителей Тальберга. Баронесса фон Вецлар, его мать, которая, по словам Вурцбаха, занималась его образованием в детстве и ранней юности, была блестящей пианисткой-любителем. Может быть, поэтому она дала ему первое обучение игре на фортепиано.

Весной 1826 года Тальберг учился у Игнаца Мошелеса в Лондоне. Мошелес, согласно письму к Феликсу Мендельсону от 14 августа 1836 года, имел впечатление, что Тальберг уже достиг того уровня, на котором не потребуется дополнительная помощь, чтобы стать великим художником. Первое публичное выступление Тальберга в Лондоне состоялось 17 мая 1826 года. В Вене 6 апреля 1827 года он исполнил первую часть, а 6 мая 1827 года Адажио и Рондо концерта си минор Гуммеля. После этого Тальберг регулярно выступал в Вене. Его репертуар был в основном классическим, в том числе концерты Гуммеля и Бетховена. Также он исполнял камерную музыку. В 1828 году его соч. 1, фантазия на мелодии из Карла Марии фон Вебера Euryanthe, была опубликована.

В 1830 г. Тальберг познакомился с Мендельсоном и Фредериком Шопеном в Вене. Их письма свидетельствуют о том, что главная сила Тальберга заключалась в его поразительных технических навыках. Дополнительную информацию можно найти в дневнике 10-летней Клары Вик. Она слышала Тальберга 14 мая 1830 г. на концерте, который он давал в театре Лейпцига. Он сыграл свой собственный фортепианный концерт op.5 и свою собственную фантазию. Двумя днями ранее Клара сыграла ему первое соло 2-го Концерта Джона Филда и вместе с ним первую часть четырехручной сонаты Хаммеля. В ее дневнике, который редактировал ее отец Фридрих Вик, Тальберг отмечен как «очень образованный». Его игра была ясной и точной, а также очень сильной и выразительной.

В начале 1830-х годов Тальберг изучал контрапункт у Саймона Зехтера. В результате отрывки из канона и фуги можно найти в некоторых фантазиях Тальберга того времени. Примером может служить его Фантазия, соч. 12, на мелодии из оперы Беллини Норма, в которой есть марш-тема и вариации (одна из них каноническая), а также фуга на лирическую тему. Фантазия была опубликована в 1834 году и стала очень популярной; но после публикации он был подвергнут критике со стороны некоторых, например, Робертом Шуманом.

Тальберг успешно изменил свой стиль сочинения, уменьшив контрапункт. Несколько произведений в его новом стиле, среди них Deux Airs russes varés Op.17, были даже восторженно восприняты Шуманом.

История жизни Карла Таузига

Основу же программ артиста составляли произведения Листа, которого Таузиг называл своим «богом», «царем пианистов», своим «вторым отцом», Шопена и Бетховена. По воспоминаниям современников, Таузиг не имел себе равных в исполнении листовской фантазии «Дон-Жуан», на которой, по наблюдению Ц. А. Кюи, «осекались даже Бюлов и Антон Рубинштейн». 

Таузиг первым после авторов начал исполнять сложнейшие этюды Листа и Шопена, в частности шопеновский терцовый этюд. Бетховена пианист играл строго, стильно, «без всяких вычур современного пианизма, так часто искажающих смысл исполняемого» (Кюи).

«Останемся при великом стиле, — говорил Ленцу Таузиг, — Бетховен не был способен ни на какую манерность». Стиль Бетховена чутко запечатлен пианистом в фортепианных переложениях частей из его квартетов. 

Другими его «коньками» были великолепные транскрипции для фортепиано сочинений Шуберта, парафразы на мотивы опер Вагнера, обработки вальсов Штрауса, и поныне иногда встречающиеся в программах пианистов.

Поселившись в середине 1860-х годов в Берлине, Таузиг наряду с концертной деятельностью занялся и преподавательской. В 1866 году Таузиг учредил Академию высшего фортепианного мастерства. Правда, на нее у него оставалось не слишком много времени. 

Основным его педагогическим методом была демонстрация музыки в собственном исполнении и требование к ученику как можно точнее копировать его. Одна из воспитанниц артиста, довольно известная позднее пианистка Эми Фрей, не без горечи замечала «Мне всегда казалось, что это было все равно что пытаться вызвать молнию с помощью сырой спички». Тем не менее, среди учеников Таузига была и известная русская пианистка Вера Тиманова. 

Надо сказать, что Таузиг пользовался весьма высоким авторитетом среди современников не только как виртуоз, но и как настоящий художник, человек широкого кругозора и культуры. Он был начитан в философии и естественных науках, считался прекрасным собеседником — когда был «в духе». Среди друзей и почитателей Таузига были многие крупнейшие музыканты. В их числе Вагнер, росту популярности которого он немало способствовал своими транскрипциями оперных фрагментов. 

Лист прочил Таузигу, своему любимейшему ученику, роль «наследника своего пианизма», посвятил ему свой знаменитый «Мефисто-вальс». Он же говорил «Руки Таузига — это бронза и алмазы». «Совершенно исключительную одаренность» пианиста, производящую «необыкновенное впечатление», отмечал Брамс, неоднократно музицировавший с Таузигом. На создание труднейших брамсовских «Вариаций на тему Паганини» Таузига вдохновила дружба. 

Иоахим со всей категоричностью утверждал:

«Это, во всяком случае, величайший исполнитель на фортепиано, который сегодня выступает публично. Полнота и очарование туше, многообразие программ, отсутствие всякого шарлатанства, короче — почти невероятное совершенство для 24-летнего человека!» Немало почитателей было у Таузига и в России… 

В марте 1870 года артист единственный раз гастролировал в России, дав по три концерта в Петербурге и Москве. Сохранилось немало содержательных отзывов известных русских музыкантов об искусстве замечательного польского пианиста. 

С годами маэстро все больше стремился к уединению, страдал приступами тяжелой меланхолии. В 1870 году он признавался ученикам, что сама мысль выступить публично для него больше непереносима. Вскоре после этого, словно бы пересиливая себя, он объявил цикл из четырех концертов, но под предлогом ухудшения состояния здоровья отменил их. Потом у него появилось желание поехать в Италию и там спастись от зимы и болезни, но едва поставив ногу на обетованную землю, он решил: «Нет, нет, здесь нельзя оставаться!» И вернулся в Берлин, где его и сразила «чума XIX века» — туберкулез… 

Именно после его ухода стало ясно, каков был масштаб этого уникального музыканта. Ханс Бюлов — сам один из корифеев мирового пианизма, восклицал «Непревзойденный, великолепный концентрат фантазии! Он олицетворял собой все развитие фортепианной игры от начала ее до сегодняшнего дня». В те же дни Антон Рубинштейн писал своему другу Листу:

«До меня дошло печальное известие о смерти Таузига. Это ужасно. Я глубоко огорчен этой смертью, тем более что вместе с моим братом и Бюловым он последний из великих пианистов-виртуозов, а ведь инструментальная музыка может лишь пасть с исчезновением виртуозности искусство двигают вперед вовсе не «хорошие музыканты». Так называемый «хороший музыкант» — это депутат правой, центра, левой, но искусству необходим диктатор, император. Композиция есть закон, а виртуоз — исполнительская власть… » 

V

Valse mélodique, Op.62 (Вальс mélodique, Op.62)
WikipediaСигизмунд Тальберг (нем. Sigismund Thalberg; 8 января 1812, Женева — 27 апреля 1871, Посилипо, близ Неаполя, Италия) — австрийский композитор и пианист-виртуоз.
Обучался в Вене. Ученик И. Гуммеля (фортепиано) и С. Зехтера (композиция). В 14 лет начал публично выступать, а в 1830 году совершил концертное турне по Германии. Уже в эти годы Тальберг завоевал славу одного из лучших пианистов мира.
Позже концертировал во многих главных городах Европы, был в России (1837).
Как пианист, отличался блестящей техникой. В эпоху Шопена и Листа выступления Тальберга были не меньшей сенсацией, происходило подлинное соревнование этих великих виртуозов. При состязании Тальберга с Листом в сезон 1836—1837 года большинство симпатий выпало на долю первого.
В начале 1836 приехал в Париж, где первые же его концерты получили восторженные отклики. Петербургская газета «Северная пчела» так описывает впечатление от игры Тальберга:
«Чувство, возбужденное в нас Тальбергом в первом его концерте, есть — удивление. Во всех концах зала мы слышали повторения: „удивительно, непостижимо!“ Мы думаем, что механизма игры невозможно подвинуть далее ни на волос. Задача уже решена!
У Тальберга, кажется, три руки. Среди труднейших пассажей, исполняемых с быстротою молнии, октавами, вы всегда слышите тему, играемую будто бы третьей рукой, между тем, как две руки разыгрывают, в двух различных тонах вариации и фантазии на эту же тему, играемую третьей рукой. Как это делается? Не знаем! Да, вероятно, и сам Тальберг не знает этого, потому что гении преодолевают величайшие трудности по вдохновению, сверхъестественною силою, таящеюся у них в душе. Тальберг— истинный гений!».
Он посетил Германию, Англию, Бельгию, Голландию, Россию, Францию. В 1855—1856 годах посетил Бразилию и Северную Америку.
В Петербурге Тальберг вынужден был повторить фантазии на оперу Дж. Россини «Моисей» три раза подряд; он получил немалый гонорар от продажи двух тысяч экземпляров еë в первый же день выхода из печати. Эта же Фантазия сделала сенсацию в Лондоне, и Тальберг получил концертный ангажемент с оплатой в 12 тысяч франков в месяц.
В Брюсселе публика засыпала музыканта цветами, а австрийский двор оказал ему блестящий прием. После исполнения «Моисея» в Голландии король наградил Тальберга орденом и бриллиантовой табакеркой. Франция наградила его орденом Почётного легиона.
В Англии он сочинил фантазию на «Gode save the King» и «Roule Britannia», в России — «Две русские песни с вариациями».
В 1864 году прекратил свою концертную деятельность. Последние годы жизни провел в Неаполе.
Сигизмунд Тальберг написал большое количество фортепианных пьес, в которых доминирует, однако, чисто внешняя виртуозность. Большинство произведений Тальберга написано в салонном стиле.
Писал преимущественно для фортепиано: фантазии, вариации на разные темы, между прочим, и русские, и небольшие пьесы. Тальбергу принадлежит некоторое количество оригинальных сочинений:
Большинство пьес Тальберга — различные транскрипции и фантазии на оперные, симфонические или национальные темы. Свою первую оперную фантазию «Эврианта» Тальберг написал в 1832 году. Оперные фантазии Тальберга являются высшим достижением салонной культуры.
Автор труда «Искусство пения, примененное к фортепиано» ор. 70 — собрание транскрипций из произведений старых и современных ему мастеров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: